Учение о темпераментах, их сравнительная характеристика - файл n1.doc

Учение о темпераментах, их сравнительная характеристика
Скачать все файлы (268.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc269kb.30.03.2014 16:50скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6


Министерство науки и образования РФ

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Борисоглебский государственный педагогический институт»





Учение о темпераментах, их сравнительная характеристика

Выполнила:

студентка 3 курса

биологического факультета

Безрукова Людмила
Руководитель:

Матвеева Н.А.
Борисоглебск 2008

Содержание


Из истории учений о темпераменте 5

Понятие темперамента 15

Свойства темперамента, определяющие психологическую характеристику типов темпераментов 19

Типы темперамента 21

Роль темперамента в трудовой и учебной деятельности человека 28

Темперамент и деятельность 28

Темперамент и индивидуальный стиль деятельности 30

Методики выявления типов темперамента и его свойств. 34

Опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ) В.М. Русалова [15]. 34

Тест-опросник Г. Айзенка для диагностики свойств и типа темперамента (ЕРQ, Форма А) [15]. 51

Заключение. 56

Список использованных источников 57



Введение.

Психология - очень обширная наука, которая включает в себя разные направления. В своей работе я решила только прикоснуться к этой теме, затронув только очень небольшую ее часть. Тема моей курсовой работы: «Учение о темпераментах, их сравнительная характеристика».

Проблема, о которой пойдет речь, занимает человечество уже более 25 столетий. Она называется красивым и звучным словом – темперамент. Люди начинаются знакомиться с понятием «темперамент» очень рано. Еще с детского возраста мы замечаем, что есть дети подвижные, веселые настойчивые, а другие – медлительные, застенчивые, неторопливые в словах и поступках. Именно в этих особенностях и проявляется темперамент.

Известный психолог Мерлин писал: «Представьте себе две реки – одну спокойную, равнинную, другую – стремительную, горную. Течение первой едва заметно, она плавно несет свои воды, у нее нет ярких всплесков, бурных водопадов и брызг. Течение второй – полная противоположность. Река быстро несется, вода в ней грохочет, бурлит и, ударяясь о камни, превращается в клочья пены… Нечто подобное можно наблюдать и в поведении людей» [13].

Наблюдения показали, что все люди различны не только по внешности, но и по поведению, движениям. Например, если последить за поведением учеников на уроке, то можно сразу заметить разницу в поведении, движениях каждого. У одних неторопливые правильные движения, заметное спокойствие во взгляде, а у других резкие движения, суета в глазах, но большинство из них показывают похожие результаты в развитии. Чем же объясняется такая разница в поведении? Прежде всего темпераментом, который проявляется в любом виде деятельности (игровая, трудовая, учебная, творческая), в походке, жестах, во всем поведении. Индивидуальные психологические особенности личности человека, его темперамент придают своеобразную окраску всей деятельности и поведению.

Темперамент легко определить по скорости движений человека, по темпу его речи, по умению быстро и легко включаться в работу, по отзывчивости на чувства других людей, по умению увлекаться делом, проявляя при этом большую настойчивость и страстность, по суетливости, по желанию общаться с товарищами, по быстроте смены настроений, по смелости и даже по выражению лица и тембру голоса. Приведенные выше примеры подводят к пониманию того, что темперамент является динамической характеристикой человека и что от темперамента зависят психический темп и ритм, быстрота возникновения чувств, их длительность и устойчивость, смекалистость, направленность на определенные контакты с предметами и людьми, на интерес человека к себе или другим [2].

Темперамент относится к числу таких психологических понятий, о которых "все знают". Давая характеристику своим знакомым, мы то и дело употребляем названия различных темпераментов - об одном утверждаем: "типичный холерик", другого именуем "сангвиником", третьего - "флегматиком", четвертого - "меланхоликом". Да и себя обычно относим к одной из четырех категорий.

Оказывается, чаще всего люди считают себя холериками или сангвиниками. Флегматики попадаются реже, а уж в меланхоличности, как бы стыдясь, редко кто соглашается признаться. Между тем, люди самого различного темперамента могут добиться высоких достижений в одном и том же виде деятельности. Если взять крупнейших писателей, то А.И.Герцен был типичным сангвиником, И.А.Крылов - флегматиком, А.С.Пушкин - холериком, а Н.В.Гоголь - меланхоликом. Примерно в одно и то же время прославили себя на военном поприще выдающиеся русские полководцы - холерик (по версии [1], с.417 - сангвиник) А.В.Суворов и флегматик М.И.Кутузов. Легко отнести к одному из классических темпераментов и литературных героев - мушкетеров из романов А.Дюма-отца. ([9], с.207).

Знакомство с понятием и типологией темпераментов позволяет не только удовлетворить познавательный интерес. Знания в этой области необходимы для профессиональной деятельности педагога при выборе индивидуального подхода к процессу обучения, для руководителей всех уровней при построении тактики деловых взаимоотношений с подчиненными, при выборе профессии, а также при профессиональном отборе, при общении людей друг с другом, при выработке профессиональных навыков и т.д.

  1   2   3   4   5   6
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации