Контрольная работа № 20. Чистая монополия. Максимизация прибыли в условиях чистой монополии - файл n1.doc

Контрольная работа № 20. Чистая монополия. Максимизация прибыли в условиях чистой монополии
Скачать все файлы (134.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc135kb.30.03.2014 14:06скачать

n1.doc



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агентство по образованию

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Кафедра экономической теории

Факультет Финансово-кредитный Специальность Финансы и кредит

(направление)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине Экономическая теория
Вариант № 20.

Студентка _____________.

Курс № группы .

Личное дело № ______________

Преподаватель ______________


Пенза – 2010.

ПЛАН РАБОТЫ:

Понятие «Чистая монополия». Максимизация прибыли в условиях чистой монополии. 4

Контрольные тестовые задания: 8

Задача. 9

10

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 11

Понятие «Чистая монополия». Максимизация прибыли в условиях чистой монополии.



Чистая монополия — это рыночная структура, в которой одна фирма является поставщиком на рынок продукта, не имеющего близких заменителей.

В условиях чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы, т.е. понятия «фирма» и «отрасль» совпадают.

При этом доступ на рынок ограничен и осуществляется полный контроль над ценами. Таким образом, в условиях чистой монополии на рынке господствует крупное предприятие-монополист, полностью контролирующее цены. Установление чрезвычайно высоких цен сдерживается угрозой падения или отсутствия покупательского спроса. Монополист оценивает спрос и устанавливает цену на уровне, обеспечивающем наибольшую рентабельность.

Монополия как тип фирмы представляет собой временное объединение предприятий одной отрасли, для поддержки уровня цен или раздела совместно полученной прибыли.

Основные типы монопольных объединений: картель, синдикат, трест, концерн.

Основные признаки чистой монополии:

Чистая монополия существует, когда одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей. Это явление редкое. Единственный продавец. Чистый, или абсолютный, монополист — это отрасль, состоящая из одной фирмы. Одна фирма является единственным производителем данного продукта или единственным поставщиком услуги. Например, монополистами являются РАО «Газпром» и РАО «ЕЭС России» — единственные поставщики природного газа и электроэнергии в Российской Федерации.

Отсутствие близких заменителей. Потребитель должен покупать продукт у монополиста или обходиться без него.

Продукт должен быть уникален, ему не должно быть хороших заменителей. Если, например, на рынке есть мотоциклы, то производитель мотороллеров отнюдь не монополист.

Возможность диктовать цену — главная характеристика монополиста. Он назначает цену, а покупателям остается лишь определять, какое количество товара они могут позволить себе купить по такой цене.

Заблокированное вступление — это причина существования монополиста, отсутствия конкуренции. Существование монополии зависит от барьеров — препятствий для вступления конкурентов на рынок отрасли.

Виды монополий:

Естественная монополия - монополия компании, обусловленная ее уникальным положением на рынке. Естественная монополия возникает в ситуации, когда одна компания в состоянии удовлетворять весь рыночный спрос на определенные товары или услуги с более низкими средними издержками, чем это смогли бы сделать несколько более мелких компаний.

Закрытая монополия - монополия, защищенная от конкуренции законодательными ограничениями: патентами или ограничениями на иностранную торговлю и др.

Открытая монополия не защищена от конкуренции и поэтому может господствовать на рынке лишь некоторое время.

Существует также искусственная монополия, она возникает вследствие особого положения предприятий для получения монополистических преимуществ (поглощение крупной фирмой мелких фирм-конкурентов; объединение нескольких предприятий в одно).


Максимизация прибыли в условиях чистой монополии.

Для монополии главным принципом является максимизация прибыли.

Необходимое условие максимизации прибыли для монополиста задано «золотым правилом» MR=MC (предельный доход равен предельным издержкам).

Проводя ценовую дискриминацию, монополист максимизирует прибыль, охватывая большую долю рынка.

Ценовая дискриминация проводится:

– по объему покупки (опт и розница);

– покупателю (по доходам, возрасту). Например продажа авиабилетов бизнесменам и туристам. Для последних назначена более низкая цена, т.к. они, собираясь в тур. поездку, заказывают билеты заранее, и могут выбрать более дешевый вид транспорта (спрос эластичен). У бизнесменов срок заказа более короткий (чаще в последний момент), поэтому альтернативы практически нет (спрос неэластичен);

– разным ценам на внутреннем и внешнем рынках.
В условиях чистой монополии цена не является заданной величиной. Производитель, сталкивающийся с совокупным рыночным спросом, осознает, что чем больше продукции он произведет, тем меньшей будет возможная цена реализации. Кривая спроса (и средней выручки) для монополиста имеет отрицательный наклон (рис. 1).


Рис. 1. Кривые спроса и предельной выручки в условиях чистой монополии.

В этом случае, предельная выручка будет все время ниже средней. В условиях монополии кривые средней и предельной выручки не совпадают, причем MR < AR, т.е. монополист максимизирует свою прибыль при MR = МС, но в отличие от фирмы, функционирующей в условиях совершенной конкуренции, MR < Р.

На рис. 2 кривые MR и МС пересекаются в точке Е, которой соответствует выпуск монополистом Q1 единиц продукции. В свою очередь объему выпуска Q1 соответствует точка K на кривой спроса и цена спроса P1.


Рис. 2. Объем производства Q1обеспечивает фирме максимальную прибыль.

Главная причина образования прибыли — возможность монопольного производителя ограничить выпуск по сравнению с выпуском в условиях совершенной конкуренции и, следовательно, реализовать товар по более высокой цене.

Фирма, максимизирующая прибыль в условиях чистой монополии, определяет одновременно значения двух параметров - объема выпуска и цены (фирма учитывает вид своей функции затрат и кривой спроса с отрицательным наклоном).

Итак, можно сделать вывод о том, что фирма-монополист производит меньше продукции и продает ее по более высокой цене.

Контрольные тестовые задания:




1. Кривая предложения труда для фирмы:

а) не пересекается с кривой спроса на труд

б) имеет положительный наклон;

в) выражает абсолютно неэластичное предложение;

г) выражает абсолютно эластичное предложение;

д) имеет отрицательный наклон.


2. Какой из перечней общей полезности иллюстрирует закон убывающей предельной полезности?

а) 200,150, 100,50.

б) 200,300,400, 500.

в) 200, 200, 200, 200

г) 200,250, 270, 280

Задача.


Рынок товара Х характеризуется следующими данными:

Цена (руб.)

5

10

15

20

25

Спрос (тыс. шт.)

100

80

60

40

20

Предложение (тыс. шт.)

40

50

60

70

80


а) Постройте графики спроса и предложения.

б)Определите равновесную цену.

в)Какая ситуация будет на рынке при цене 10 руб.?

г) Какая ситуация будет на рынке при цене 25 руб.?

д) Если при увеличении доходов, спрос увеличился на 20 тыс. шт., каковы будут новые условия равновесия?

Решение:

а)


б) Равновесная цена Pe = 15 руб.

Qe = 60 тыс.шт.
в) При цене P = 10 руб. имеем следующие данные:

D = 80 тыс. шт. S = 50 тыс. шт.

Значит, спрос будет превышать предложение. Будет наблюдаться дефицит товара X.
г) При цене P = 25 руб. имеем следующие данные:

D = 20 тыс. шт. S = 80 тыс. шт.

Предложение будет превышать спрос, значит, будет иметь место избыток товара X.
д) Повышение спроса на 20 тыс.шт. ведет к росту равновесной цены и равновесного объема.

Новая равновесная цена будет P ? 18 руб., а Q ? 66 тыс.шт.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.


1. Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика. Институт "Экономическая школа", Санкт-Петербург, 2004.

2. Кажуро Н.Я. Основы экономической теории. – Мн.: «ФУАинформ», 2001.

3. Максимова В.Ф. Микроэкономика. М.: «Маркет ДС». 2010

4. Экономическая теория. Учебное пособие. Под ред. Медушевской И.Е. , Скворцовой В.А., Чернецовой. Пенза ИИЦ ПГУ 2007.

5. Экономическая теория. Учебник. Под ред. И.П. Николаевой. - М.: Проспект, 2006.

Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации