Конспект занятия - Звук и буква [Н] - файл n1.doc
Конспект занятия - Звук и буква [Н]Доступные файлы (1):
n1.doc
ОПИСАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ ЗАНЯТИЯ1. Название: «Звук и буква
Н».
2. Краткая аннотация: Нарушения речи-достаточно распространенное явление среди детей. Практика показывает, что ребенка с нарушениями речи при систематической работе можно вывести из такого состояния. В основу проведения таких занятий положен комплексно-тематический метод в сочетании с наглядными и игровыми приемами. Все занятия ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом. Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия.
3. Учебный предмет урок чтения.
4. Уровень образования школьников: первый класс V вида.
5. Форма учебной работы: классно-урочная.
6. Методы: словесно - наглядный, практический.
7. Краткое описание работы: В первой половине урока проходит психогимнастика, речевая разминка, упражнение на внимание, в которые включены различные игры. В объяснении нового материала принимают участие сказочные герои. После объяснения нового материала проводится закрепление в виде игр «Поймай звук»,
«Найди слово». Учитель учитывает особенности детей с проблемами в развитии и преподносит развивающий материал на доступном для этих детей уровне, осуществляет дифференцированный подход при выполнении практического задания. Для проведения данного занятия использовалось:
набор плоских, разноцветных букв;
карточки и картинки;
сказочные герои;
схемы слов и звуков;
8. Цели занятия:
образовательная – познакомить с согласным звуком и буквой Н, учить читать слоги и слова с Н.
развивающая – развивать логическое мышление, речь и память.
воспитательная – воспитывать любознательность. Повышать мотивацию к занятиям с использованием различных игр, игровых ситуаций, сказочных героев.
Ход урока:
Оргмомент.
У нас сегодня гости, поздороваемся.
Сообщение темы:
Мы продолжаем знакомиться с буквами и звуками.
Сегодня будем учиться читать слоги, слова и предложения с буквой Н и Н
'.
Психогимнастика:
Изобразите послушных детей, которые хотят научиться читать.
Вам нравится учиться.
Вы молодцы.
Речевая разминка.
Сделаем разминку нашего ротика, чтобы он старался четко произносить звуки.
Упражнение для щек: Надувание щек одновременно
Надувание щек попеременно
Втягивание щек в ротовую полость
Полоскание
Упражнение для языка: Высовывание языка «лопаткой».
Коснуться краями языка углов рта.
Высовывание языка жалом, двигать влево-вправо.
Поднимание и опускание спинки языка при широко открытом ротике
Присасывание к небу спинки языка
Облизывание верхних и нижних зубов под губой
(почистить зубки).
Упражнение для губ: И-У отдельно произнести, затем слитно.
И – улыбка
У – трубочка
Угадывание звука при открытом ротике без произношения:
А, У, И, О, М
Проговаривание четкое:
РА-РА-РА - начинается игра
РЫ-РЫ-РЫ - у тебя в руках шары
ЗА-ЗА-ЗА - на дворе стоит коза
НОК-НОК-НОК - скачет маленький щенок
Упражнение на внимание: На доске таблица |
| 1. Назовите в 1-ом ряду гласные и согласные буквы.
2. Сколько букв М, В? 3. Каких букв две?
4. Какую букву нужно убрать, чтобы остались только согласные в: 1-ом ряду? 2-ом ряду? 3-ем ряду? 4-ом ряду? |
Игра «Волшебный мешочек».
В мешочке кубики с изученными буквами.
Достаньте кубик.
Назовите букву.
А вчера какую букву учили?
Кубик поставили на стол.
Повторение пройденного.
Характеристика звука Н. К нам на урок пришел Незнайка. Он тоже хочет научиться читать.
Поможем ему?
Вывешивается рисунок Незнайки.
Повторим все о звуке Н. Произнесем его.
Где находится язык?
Что происходит с губами, зубами?
Какой это звук:
гласный или согласный?
Почему?
Послушайте рукой горлышко –
Спит или нет голос?
Покажите, где живет звук?
(показ в таблице)
Звуко-буквенный анализ слов.
Незнайка принес 2 схемы слов и 2 рисунка.
Помогите соотнести схемы к словам.
НОЖ КОНЬ Сколько в слове слогов?
Какой звук находится в начале слова НОЖ?
Сколько всего звуков?
Они твердые или мягкие?
твердые
Какой звук в конце слова КОНЬ?
мягкий
Молодцы! Помогли Незнайке.
Звук Н обозначается буквой ЭН.
На парте лежат конверты с полосками – составьте буквы Н.
У доски 1 ученик составляет из полосок букву Н.
Напишите букву Н в воздухе:
пальчиком правой руки,
обеми руками
Два ученика показывают Н с пояском.
На что похожа буква?
Физминутка.
Если нравится тебе, то делай так…Развитие фонематического восприятия.
Раздаются полоски, разделенные на 3 части и синий квадратик – звук Н.
Игра «Поймай звук».
Я буду называть слово со звуком Н, а вы определите его место в слове.
Положите квадратик и по цепочке скажите, где он находится.
Произношение в слогах, словах и предложениях
Незнайке интересно, как вы научились читать. Он принес вам задания и призы.
Чтение таблиц у доски 2-мя учениками.
Перевернутая картинка с призом.
Назовите приз:
СЛОН, ЧАЙНИК, ЗОНТ, ЗЕМЛЯНИКа
На доске слова:
НАТА АНТОН ОКНА и предложения
МАМА САМА ОКНО
САМ
Читаем по цепочке. Нужно прочитать имена.
Как пишутся имена?
На доске:
ЛАПА ________КОТА.
Сколько слов в предложении?
Как пишется начало предложения?
Что ставится в конце предложения?
Физминутка:
Мы топаем ногами
Мы хлопаем руками
Качаем головой
Мы руки поднимаем
Мы руки опускаем
Мы крутимся потом
Работа с учебником с. 23
1. Кто нарисован на рисунке? Что делают дети?
Дайте имена детям, чтобы в имени был звук Н.
Чтение 2-х предложений на доске:
Ната сама ________окно.
Антон сам ________окна.
2. Работа по ориентации в пространстве. На доске рисунок окна и слова:
у окна в окно на окно с окна к окну от окнаНа парте конверты с окном и словами.
Соедините картинки и слова.
Прочитаем слова и понаблюдаем, кто и где находится.
Самостоятельно прочитаем предложения и слова в букваре.
Проверка:
Читает 1-ый ряд
Читает 2-ой ряд
Проблемная ситуация:
Незнайка так спешил к вам, что рассыпал слова.
Поможем ему собрать их.
НАТА ОКНО КОТ
Прочитаем слова.
Почему первое слово пишется с большой буквы?
Дети собирают слова на парте из разрезной азбуки.
Итог.
Незнайке так понравилось у вас на уроке.
Чему мы научились? Он дарит вам свои подарки и ждет новых встреч с вами.
Спасибо.
Урок окончен.