Изучение особенностей защитных механизмов и способов поведения в неблагоприятных ситуациях с помощью графической проективной методики Человек - Человек под дождем - файл n1.doc

Изучение особенностей защитных механизмов и способов поведения в неблагоприятных ситуациях с помощью графической проективной методики Человек - Человек под дождем
Скачать все файлы (127.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc128kb.30.03.2014 11:58скачать

n1.doc

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

Факультет практической психологии

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕДМЕТУ

«Проективные методы в психодиагностике»
ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ И

СПОСОБОВ ПОВЕДЕНИЯ В НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ СИТУАЦИЯХ С ПОМОЩЬЮ ГРАФИЧЕСКОЙ ПРОЕКТИВНОЙ МЕТОДИКИ

«ЧЕЛОВЕК - ЧЕЛОВЕК ПОД ДОЖДЕМ».


МОСКВА

2007
Одним из ресурсов социальной адаптации является способность человека противостоять неблагоприятным воздействиям внешней среды, стрессовым факторам. Эта способность задействует множество психологических механизмов: темперамент, волю, интеллект, самосознание. Кроме того, потребность безопасности и защиты стимулирует формирование конструктивных механизмов психологической защиты.

В данном исследовании важен аспект реагирования, ситуативного поведения человека в условиях моделируемого стресса.

В качестве стрессового фактора в нашем случае выступает фактор внешней среды – дождь.

Дождь представляет собой амбивалентный символ. С одной стороны – дождь может символизировать жизненную силу, плодородие, благословление. Но, с другой стороны, дождь (ливень) может быть источником потопа и разрушений, проявлением гнева Бога.

Для более полного понимания клиента важно посмотреть, как он «ведет себя» под дождем. Это даст возможность либо обратиться к его внутренним ресурсам (если восприятие дождя жизнерадостное), либо проработать способы преодоления жизненных трудностей.
ГРАФИЧЕСКАЯ ПРОЕКТИВНАЯ МЕТОДИКА «ЧЕЛОВЕК - ЧЕЛОВЕК ПОД ДОЖДЕМ» была предложена Е.Романовой и Т. Сытько для оценки адаптивных возможностей и устойчивости человека к воздействию стрессовых факторов.
В каких ситуациях психологу необходима информация о способности человека к противостоянию негативным влияниям?

Во-первых, в ситуациях, когда необходимо составить прогноз социальной адаптации ребенка или подростка (например, для выпускников школ); оценить, имеет ли подросток ресурсы для того, чтобы самостоятельно преодолеть трудности.

Во-вторых, в ситуациях, когда психологу необходимо составить индивидуальную программу социальной адаптации подростка, сформировать задачи психологической коррекции.

В-третьих, в ситуациях профессионального отбора сотрудников на работу, предполагающую повышенную степень риска.

Цель: осуществить диагностику личностных резервов и особенностей защитных механизмов и найти ресурсы противостояния неблагоприятным воздействиям внешней среды.

Задачи: определить, как человек реагирует на стрессовые, неблагоприятные ситуации, что он чувствует при затруднениях.

ЧЕЛОВЕК ПОД ДОЖДЕМ

Графическая психодиагностическая методика

Графические методы часто рассматриваются как несамостоятельные и вспомогательные. И специалистами они, в основном, оцениваются как весьма слабые и ненадежные процедуры. Однако они дают возможность человеку проецировать реальность и по-своему интегрировать ее. А значит, рисунок в значительной мере несет на себе отпечаток личности человека, его настроения, состояния, чувств, переживаний, отношений и т.д.
Практики нередко используют рисуночные тесты. Результаты рисования мало зависят от способности ребенка вербализовать свои переживания. Да и для испытуемого не всегда понятно, каким образом его рисунки могут быть использованы и какая информация может быть получена с их помощью.
Я использую проективные графические методики и для целей психодиагностики, и в процессе психотерапии. Я считаю, что они способствуют самовыражению и самопониманию клиента. Еще Гегель писал: «Лучшее облегчение боли в том, чтобы ее выкричать, высказать ее целиком. Только в выражении она осознается, а то, что осознается, потом уходит».
Малораспространенной, но интересной и информативной является методика «Человек под дождем». Она ориентирована на диагностику силы Эго человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им. Она позволяет также осуществить диагностику личностных резервов и особенностей защитных механизмов.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Инструкция в классическом варианте проста: на чистом листе бумаги формата А4, который вертикально ориентирован, испытуемому предлагается нарисовать человека, а потом, на другом таком же листе — человека под дождем.
Сопоставление двух рисунков позволяет определить, как человек реагирует на стрессовые, неблагоприятные ситуации, что он чувствует при затруднениях.
В процессе тестирования важно наблюдать за ходом рисования и обращать внимание на все высказывания испытуемого. Для получения более достоверной информации необходимо провести дополнительное интервью с тестируемым.
При интерпретации рисунков рекомендуется руководствоваться следующими положениями.
Когда рисунок готов, важно воспринять его целиком. Необходимо «войти» в рисунок и почувствовать, в каком настроении пребывает персонаж (радостном, ликующем, удрученном и т.д.), ощущает ли он себя беспомощным или, напротив, чувствует в себе внутренние ресурсы для борьбы с трудностями, а возможно, спокойно и адекватно воспринимает затруднения, считая их обычным жизненным явлением. Таким образом, важно отследить глобальное впечатление от рисунка. Это интуитивный процесс.
Только после этого можно перейти к анализу всех специфических деталей с точки зрения логики, опираясь при этом на основные положения руководства по интерпретации.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Изменение экспозиции

В рисунке «Человек под дождем» по сравнению с рисунком «Человек», как правило, обнаруживаются существенные отличия.
Важно посмотреть, как изменилась экспозиция. Так, например, если человек изображен уходящим, то это может быть связано с наличием тенденции к уходу от трудных жизненных ситуаций, избеганию неприятностей (особенно если фигура человека изображается как бы наблюдаемой с высоты птичьего полета).
В случае смещения фигуры человека под дождем в верхнюю часть листа можно предположить склонность испытуемого к уходу от действительности, к потере опоры под ногами, а также наличие защитных механизмов по типу фантазирования, чрезмерного оптимизма, который часто не оправдан.
Положение фигуры в профиль или спиной указывает на стремление отрешиться от мира, к самозащите.
Изображение, помещенное внизу листа, может свидетельствовать о наличии депрессивных тенденций, чувстве незащищенности.
В остальном при интерпретации следует опираться на методику «Человек». Например, изображение, смещенное влево, возможно, связано с наличием импульсивности в поведении, ориентацией на прошлое, в ряде случаев с зависимостью от матери. Изображение, смещенное вправо, указывает на наличие ориентации на окружение и, возможно, зависимость от отца.

Трансформация фигуры

Увеличение размера фигуры иногда встречается у подростков, которых неприятности мобилизуют, делают более сильными и уверенными.
Уменьшение фигуры имеет место тогда, когда испытуемый нуждается в защите и покровительстве, стремится перенести ответственность за собственную жизнь на других. Ребята, которые рисуют маленькие фигурки, обычно стесняются проявлять свои чувства и имеют тенденцию к сдержанности и некоторой заторможенности при взаимодействии с людьми. Они подвержены депрессивным состояниям в результате стресса.
Изображение человека противоположного пола может указывать на определенный тип реагирования в сложной ситуации, «включение» поведенческих программ, заимствованных у конкретных людей из ближайшего окружения (мам, бабушек).
Изменение возраста указывает на самоощущение человека в ситуации жизненных неурядиц.
Если в рисунке «Человека под дождем» при изображении фигуры пропускаются какие-либо части тела (ноги, руки, уши, глаза), то это указывает на специфику защитных механизмов и особенности проявлений Эго-реакций.
Функция одежды — «формирование защиты от стихии». Обилие одежды указывает на потребность в дополнительной защите. Отсутствие одежды связано с игнорированием определенных стереотипов поведения, импульсивностью реагирования.

Атрибуты дождя

Дождь — помеха, нежелательное воздействие, побуждающее человека закрыться, спрятаться. Характер его изображения связан с тем, как человеком воспринимается трудная ситуация: редкие капли — как временная, преодолимая; тяжелые, закрашенные капли или линии — тяжелая, постоянная.
Необходимо определить, откуда дождь «приходит» (справа или слева от человека) и какая часть фигуры подвергается воздействию в большей степени. Интерпретация проводится в соответствии с приписываемыми значениями правой и левой стороны листа или фигуры человека.
Тучи являются символом ожидания неприятностей. Важно обращать внимание на количество облаков, туч, их плотность, размер, расположение. В депрессивном состоянии изображаются тяжелые грозовые тучи, занимающие все небо.
Лужи, грязь символически отражают последствия тревожной ситуации, те переживания, которые остаются после «дождя». Следует обратить внимание на манеру изображения луж (форму, глубину, брызги). Важно отметить, как расположены лужи относительно фигуры человека (находятся ли они перед или за фигурой, окружают человека со всех сторон или он сам стоит в луже).

Дополнительные детали

Все дополнительные детали (дома, деревья, скамейки, машины) или предметы, которые человек держит в руках (сумочка, цветы, книги), рассматриваются как отражение потребности в дополнительной внешней опоре, в поддержке, в стремлении уйти от решения проблем путем переключения и замещающей деятельности.
Более полная расшифровка деталей основывается на символическом значении представленных образов.
Например, молния может символизировать начало нового цикла в развитии и драматические изменения в жизни человека. Радуга, нередко возникающая после грозы, предвещает появление солнца, символизирует мечту о несбыточном стремлении к совершенству.
Зонт представляет собой символическое изображение психической защиты от неприятных внешних воздействий. С точки зрения трактовки образов зонт может рассматриваться как отображение связи с матерью и отцом, которые символически представлены в образе зонта: купол — материнское начало, а ручка — отцовское. Зонт может защищать или не защищать от непогоды, ограничивать поле зрения персонажа, а может и отсутствовать.
Так, например, огромный зонт-гриб может свидетельствовать о сильной зависимости от матери, решающей все сложные ситуации за человека. Размер и расположение зонта по отношению к фигуре человека указывают на интенсивность действия механизмов психической защиты.

Искажение и пропуск деталей

Отсутствие существенных деталей может указывать на область конфликта и быть следствием вытеснения как защитного механизма психики. Так, например, отсутствие зонта в рисунке может свидетельствовать об отрицании поддержки со стороны родителей в трудной ситуации.

Цвет в рисунках

Рисунки можно выполнять простым карандашом. Тем не менее многие, в том числе и я, предпочитают использование цветных карандашей. Следует помнить, что точная интерпретация цветового решения не может быть сделана, если у испытуемого нет всего набора цветных карандашей.
Цвета могут символизировать определенные чувства, настроение и отношения человека. Они также могут отражать спектр различных реакций или областей конфликтов.
Хорошо адаптированный и эмоционально не обделенный ребенок обычно использует от двух до пяти цветов. Семь-восемь цветов свидетельствуют о высокой лабильности. Использование одного цвета говорит о возможной боязни эмоционального возбуждения.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Этот этап в интерпретации рисунка связан с интеграцией информации, полученной на первом и втором этапах. Здесь анализируется весь полученный материал, соотносится с результатами стандартных тестов и с информацией о человеке.
Я предлагаю провести заочный психологический практикум по работе с данной методикой, который позволит желающим научиться понимать значение рисунков или подтвердить свое мастерство.












Организация процедуры тестирования.

Материалы: 3 листа белой бумаги формата А4; 1 лист бумаги с нарисованными в ряд восьмью кружочками (диаметр 25-30 мм); набор цветных карандашей.

Перед началом исследования психолог просит клиента удобно устроиться за столом, кладет перед ним лист бумаги с нарисованными в один ряд восьмью кружочками и комплект из восьми цветных карандашей (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, коричневый, серый, черный).

Инструкция 1: «Пожалуйста, раскрасьте эти кружочки разноцветными карандашами. Каждый кружочек должен быть одного цвета». Эта процедура покажет цветовые предпочтения на момент тестирования.

Инструкция 2: перед испытуемым лежит чистый лист бумаги формата А4, вертикально ориентированный.

- «Пожалуйста, нарисуйте человека».

Инструкция 3: «Пожалуйста, нарисуйте человека под дождем».

Инструкция 4: «Пожалуйста, нарисуйте дождь в сказочной стране».

Желательно, что бы все задания были выполнены за один раз.

Время рисования – 20-25 минут.

Для получения более достоверной информации необходимо провести дополнительное интервью с тестируемым.


Инструкция

Примеры вопросов психолога

«Пожалуйста, нарисуйте человека»

Расскажите об этом человеке: как он себя ощущает, чувствует? Какое у него настроение? В какой момент времени мы его застали? Какие у него перспективы?

«Пожалуйста, нарисуйте человека под дождем»

Насколько комфортно чувствует себя человек в этой ситуации? Что ему больше всего хочется сделать? Дождь пошел неожиданно или согласно прогнозу? Человек был готов к тому, что пойдет дождь, или для него это неожиданность? Любите ли Вы дождь? Если да – почему? Если, нет – почему? Если человеку под дождем дискомфортно, то чем ему можно помочь? Что сам человек может сделать, чтобы себе помочь, справиться с дождем?

«Пожалуйста, нарисуйте дождь в сказочной стране»

Расскажите об этой сказочной стране. Что произойдет в сказочной стране после того, как дождь закончится? Как относятся к дождю жители сказочной страны? Что дает дождь жителям сказочной страны?

Ф.И.О.

Возраст

Дата исследования
Общие сведения о рисунках
Цветовые предпочтения: ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Общее описание

«Человек»

«Человек под дождем»

«Дождь в сказочной стране»











Сравнительный анализ рисунков «Человек» и «Человек под дождем»


Признак

Проявление признака в рисунках «Человек» и «Человек под дождем»


Эстетика рисунка




Размер рисунка




Размер фигуры




Расположение относительно центра




Характер действий человека, стиль поведения под дождем




Цвет




Пол




Возраст




Средства защиты от дождя




Лужи, тучи




Доп.образы: радуга, солнце, растения, предметы




Общий эмоциональный фон






Поиск ресурсов противостояния неблагоприятным воздействиям


Признаки ресурса в рисунке «Дождь в сказочной стране»

Проявление признака в рисунке «Дождь в сказочной стране»

Эстетика рисунка




Сюжет рисунка




Образы рисунка




Цвет





Психологические выводы


Тема рисунка

Психологические выводы


«Человек»




«Человек под дождем»




«Дождь в сказочной стране




Общие выводы





Определение перспективных задач психологической работы


Задача

Содержание задачи

Главная задача




Задача 1




Задача 2




Задача 3



Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации