Монахов В.Н. Свобода массовой информации в Интернете. Правовые условия реализации - файл n1.doc

Монахов В.Н. Свобода массовой информации в Интернете. Правовые условия реализации
Скачать все файлы (2377.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc2378kb.30.03.2014 10:24скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35
ФОНД ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ

GLASNOST DEFENSE FOUNDATION

В.Н. Монахов

Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

Москва

Г-ЛЕРИЯ

2005

УДК 342.727::[004.738.5:070.1](470+100) ББК 67.400.7(2Poc)+67.400.7(0) М77

Утверждено к печати Редакционным советом Фонда защиты гласности

Автор-составитель – профессор В.Н. МОНАХОВ

Ответственные редакторы – А.К. СИМОНОВ, М.В. ГОРБАНЕВСКИЙ

Издание выпущено в свет благодаря содействию организации «National Endowment for Democracy», с использованием справочной правовой системы «Консультант Плюс 3000»

М77 Монахов В.Н. Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации / В.М. Монахов; Фонд защиты гласности. – М.: Галерия, 2005. – 416 с. Агентство CIP РГБ

В своей новой работе профессор В.Н. Монахов вновь, но в более широком и глубоком контексте, обращается к проблеме реализации норм, составляющих конституционный институт свободы массо­вой информации, в интернете. И это отнюдь не случайно. Ведь уже практически весь комплекс отно­шений, связанных с поиском, получением, передачей, производством и распространением информа­ции (ч. 4 ст. 29 Конституции РФ) активно интернетизируется, уходит в онлайн, требуя адекватной мо­дернизации своих правовых и этических регуляторов.

Именно осознание возрастающей роли интернета и его потенциала в качестве средства, техноло­гически расширяющего традиционные рамки не только свободы массовой информации, но и в целом демократии, питает широкий общемировой исследовательский и прагматический интерес к этим проблемам.

С авторским видением путей их осмысления и решения читатель сможет познакомиться в пер­вой, проблемной части книги. На основе анализа соответствующего отечественного и зарубежного законодательства, судебной практики, научной доктрины профессор В.Н. Монахов формулирует свои предложения по оптимизации параметров прав, обязанностей и ответственности основных субъектов правоотношений в сфере массовой информации в Сети, выработки необходимых этико-правовых мер, нацеленных на обеспечение в информационной деятельности в интернете баланса ин­тересов личности, общества, государства.

Наработанный и кристаллизованный в документы отечественный и мировой опыт разрешения этих и многих других вопросов нашел свое место во втором, документальном блоке книги, среди про­чего включающем в себя последние законодательные новации, впервые в российской практике регу­лирующие отношения по защите прав потребителей при приобретении товаров с использованием интернета, первый в истории России приговор лицу, рассылавшему спам, а также принятую в каче­стве реакции на трагические события 11 сентября 2001 года Национальную стратегию США по обес­печению безопасности киберпространства.

Для юристов, сотрудников электронных и печатных СМИ, работников правоохранительных и административных органов, студентов и преподавателей факультетов юриспруденции и журналисти­ки российских вузов, правозащитников.

УДК 342.727::[004.738.5:070.1](470+100) ББК 67.400.7(2Poc)+67.400.7(0) ISBN 5-8137-0148-6

© Фонд защиты гласности, 2005

© Монахов В.Н., 2005

© РИК «Галерия», оформление, 2005

Содержание

Содержание

Введение 6

Часть I

Предметный и понятийный срез 15

Oсновные информационные права и свободы как правовые категории 17

Интернетизация – очередное звено в цепи информационного развития . . . .19 Мягкое право и правосудие как ответ на вызов информационного мира . . . .23

Конституционные основы свободы массовой информации 27

Международно-правовые стандарты в сфере регулирования

информационных прав и свобод 32

Законодательные основы свободы массовой информации 35

Назвался сайтом — полезай в СМИ 41

Пропавшая фамилия, или файл к делу не пришьешь 53

И словно мухи тут и там бродят... «дезы» по сайтам 56

Авторские и иные права интеллектуальной собственности в Сети 65

Какова роль судебной практики? 70

А) Конституционное правосудие 70

Б) Правосудие Европейского Суда по правам человека 74

Плюсы и минусы интернетократии 79

Их опыт – сын ошибок трудных 82

Действующая правовая база е-доступа 89

2004: Вести с полей законотворчества 97

Заключение 102

Часть II

1. Преданья старины глубокой?! 107

  1. Совет народных Комиссаров РСФСР. Декрет о печати 107

  2. Совет народных Комиссаров РСФСР. Декрет о Революционном Трибунале Печати 109

2. Конституция и законодательные акты 111

2.1 Конституция Российской Федерации 1993 (Извлечения) 111

2.2. Законодательные акты 114

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации 1994 (Извлечения) 114

  2. Уголовный кодекс Российской Федерации 1996, 2003 (Извлечения) . . .117

  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях 2001 (Извлечения) 127

  4. Закон Российской Федерации о государственной

тайне 1997, 2004 (Извлечения) 131

2.2.5. Закон Российской Федерации о средствах массовой

информации 1991, 2004 (Извлечения) 133

2.2.6. Федеральный закон об информации, информатизации и защите

информации 1995, 2003 (Извлечения) 144

2.2.7.Трудовой кодекс Российской Федерации 2001 (Извлечения) 151

2.2.8. Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав

и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации

2002, 2003 (Извлечения) 155

3

Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

2.2.9. Закон Российской Федерации о защите прав потребителей

1992, 2004 (Извлечения) 167

  1. Федеральный закон о рекламе 1995 (Извлечения) 169

  2. Федеральный закон о коммерческой тайне 2004 (Извлечения) 176

  3. Федеральный закон об электронной цифровой подписи

2002 (Извлечения). . 183

  1. Федеральный закон о связи 2003 (Извлечения) 184

  2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая 1998;

часть вторая 2000 (Извлечения) 197

2.2.15. Федеральный закон о бухгалтерском учете 2002 (Извлечения) 198

3. Международные правовые механизмы содействия развитию массовой
информации в интернете 199

  1. Окинавская Хартия Глобального Информационного Общества 2000 . . . .199

  2. Декларация о свободе коммуникации в интернете, Совет Европы 2003 . .206

  3. Рекомендация № (2002) 2 Комитета Министров государствам-членам о доступе к официальным документам 212

  4. Рекомендация № R (94) 13 о мерах по обеспечению прозрачности средств массовой информации 218

  5. Руководящие принципы в политике совершенствования государственной информации, являющейся общественным

достоянием; ЮНЕСКО Париж 2004 (Извлечения) 223

3.6. Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации,
библиотечному и издательскому делу. Электронные издания.

Основные виды и выходные сведения (Извлечения) 239

4. Национальные законодательные акты, регулирующие отношения

по свободе информации ( в том числе с использованием интернета) 246

  1. Закон США о свободе информации 1996 246

  2. Закон Литовской Республики об общественной

информации 1996 (Извлечения) 262

  1. Закон Азербайджанской Республики о свободе информации 1998 263

  2. Закон Республики Эстония о публичной информации

2000 (Извлечения) 267

4.5. Закон Литовской Республики о праве на получение информации от
государственных учреждений и учреждений самоуправлений

2000 (Извлечения) 277

  1. Закон Республики Молдова о доступе к информации 2000 280

  2. Закон Республики Армения о свободе информации 2003 295

  3. Закон Красноярского края о праве граждан на информацию о деятельности и решениях органов государственной власти Красноярского края и порядке предоставления информации органами государственной власти Красноярского края 2003 303

  4. Закон Москвы о гарантиях доступности информации о деятельности органов государственной власти города Москвы 2004 323

4.10. Закон Латвии об охране данных физических лиц 2000 327

4

5. Указы Президента России 339

  1. О мерах по соблюдению законности в области разработки, производства, реализации и эксплуатации шифровальных средств, а также предоставления услуг в области шифрования информации 1996 . . . .339

  2. О мерах по упорядочению разработки, производства, реализации, приобретения в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы, а также использования специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации 1996 342

  3. О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации в сфере международного информационного обмена 2004 344

6. Правительственные документы 346

  1. Перечень сведений о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, обязательных для размещения в информационных системах общего пользования 2003 346

  2. Положение о предоставлении в Федеральную службу по финансовым рынкам электронных документов с электронной цифровой подписью 2004 353

7. Договорное право как регулятор свободы массовой
информации в интернете 355

  1. Договор на изготовление сайта 355

  2. Договор о размещении в интернете на платной основе материалов предвыборной агитации 363

8. Судебное право как регулятор свободы массовой информации
в интернете
366

  1. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 16.01.2001 № 1192/00 366

  2. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.09. 2003 371

  3. Решение СПИС при Президенте России № 11(174) от 21.10.99. об обращении губернатора Кемеровской области А.М. Тулеева по поводу сведений, распространенных Агентством политических новостей 375

  4. Приговор райнарсуда г.Челябинска по делу №1-379/04 от 10.06.2004 . . .379

9. Проекты нормативных правовых и иных актов, касающихся
вопросов регулирования свободы массовой
информации в интернете 384

  1. Федеральный закон о средствах массовой информации (редакция 2003г.) (Извлечения) 384

  2. Федеральный закон о правовом регулировании оказания интернет-услуг 2001 Проект С.В. Петровского (Извлечения) 386

9.3. Федеральный закон об обеспечении доступа к информации
о деятельности государственных органов и органов
местного самоуправления 2005 (Извлечения) 392

10. Национальная стратегия США по защите
киберпространства (Извлечения) 401

5

Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

Введение

Знакомство с одной из последних работ С. Бондаренко – известного ростовского исследователя роли информационных технологий в социальной жизни общества – напомнило давний ме­тодический посыл, внедренный ( почти 30 лет тому назад!) в мое не­зрелое аспирантское сознание моим Учителем на правовом попри­ще – светлой памяти Анатолием Борисовичем Венгеровым.

В изложении посыл незамысловат, а вот в воплощении не прост. Содержательно его можно разделить на две максимы. Первая – программа минимум: Старайся смысл познанной научной теории, написанной книги и т. д. представить городу и миру в двух-трех фра­зах!

Вторая – уже посложнее: Старайся, чтобы смысл этих фраз был ясен и понятен максимально широкому кругу слушателей или чита­телей!

Удастся это сделать – многое и самому станет яснее и понятнее в собственных научных построениях и представлениях.

Миссия введения к книге сродни этому посылу. Она – в по­мощи читателю в решении насущного для него вопроса: стоит ли тратить свое бесценное и быстро текущее время на знакомст­во с нею.

В книге, которую Вы, уважаемый Читатель, сейчас держите в своих руках или видите на экране монитора, речь идет о том, ка­ким образом свобода массовой информации – относительно мо­лодой конституционно-правовой институт (его предыдущая ипос­тась – свобода печати – имеет солидную четырехвековую исто­рию!), закрепленный в ст. 29 Конституции России, – реализуется в виртуальной среде своего обитания: глобальных мировых теле­коммуникационных сетях. Какие при этом возникают этико-пра-вовые проблемы? Какие подходы к их разрешению наработаны к сегодняшнему дню мировым сообществом и в родном отечестве? В каких политико-правовых документах эти подходы закреплены и насколько они эффективны? Какие перспективы на этот счет просматриваются в мировом и национальном контекстах? Что предлагает в этом смысле автор?

Но прежде чем говорить о проблемах онлайновой информации и коммуникации (все ведь познается в сравнении), будет полез­ным вспомнить о той – куцей и узкой информационной шинели, из которой теперешняя российская свобода массовой информа-6

Введение

ции вышла*. В рамках этого сюжета приведу лишь пару характер­ных зарисовок из совсем еще недавнего нашего прошлого. Дума­ется, что кому-то они помогут освежить в памяти, а кому-то ощу­тить и осознать тот правовой и технологический климат, что дол­гие десятилетия определял погоду в информационной сфере жиз­ни нашей страны.

Боюсь, что молодежи уже будет трудно в это поверить, но всего каких-нибудь 20–25 лет назад вполне обыденным элементом подго­товки более-менее интеллектуального учреждения (НИИ, КБ , ВЦ и т. д.) к предстоящим праздникам были следующие действия: все пи­шущие машинки сносились в опечатываемое помещение, сдаваемое под особый надзор дежурным по учреждению. О том, как охраня­лись имеющиеся далеко не во всех такого рода учреждениях «ксе­роксы», я уже не говорю.

Студеным декабрьским вечером 1988 г. в Ленинграде в ДК Ленсо­вета проходило первое в СССР столь широкое, с участием москов­ских авторов, обсуждение инициативного законопроекта Закона СССР «О печати...». Развешанные по городу яркие афиши от имени влиятельного в то время ленинградского межпрофессионального клуба «Перестройка» приглашали горожан публично поразмышлять над вопросом: "Закон о печати: каким ему быть?". Призыв был услы­шан. Просторный ленсоветовский зал, вмещающий несколько со­тен человек, набит битком. Коллективный поиск ответа на животре­пещущий и острый для того времени вопрос снимает суперпопуляр­ный тогда 5-й канал ленинградского ТВ.

Мне выпала честь быть ведущим этого обсуждения. В этом каче­стве получаю записку из зала примерно следующего содержания: пока вы тут тратите время на прекраснодушные разговоры о свобо­де печати, сотрудники КГБ обыскивают квартиру известного пра­возащитника Ю. Рыбакова (в последующем не один срок представ­лявшим родной город в Государственной Думе) и собираются его арестовать. Я зачитываю записку залу и прошу одного из офици­ально присутствующих там сотрудников КГБ дать на сей счет свои пояснения. Он с некоторым колебанием соглашается и говорит о том, что данные действия его ведомства вполне законны, а обыск уже дал результаты. В частности, обнаружен специальный порта­тивный прибор, позволяющий Ю. Рыбакову получать антисовет­ские материалы, пересылаемые ему из-за рубежа, прямо на кварти-

*Зримое представление о нормативно-правовых решениях, стоящих у истоков информационной политики Советской власти, дают два ее Декрета, открывающие вторую часть данного издания.

7

Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

ре и в уже отпечатанном виде. В то время ( всего-то менее двух де­сятков лет назад!) именно этот «жуткий» факт возымел ожидаемый сотрудником КГБ эффект. В том смысле, что и Ваш покорный слу­га и «продвинутая» аудитория «великого города с областной судь­бой» не нашлись, что ответить. Поскольку нам тогдашним показа­лось: не зря искали. Ведь надо же какую невиданную «шпионскую» аппаратуру обнаружили!

А речь-то, как Вы уже, наверное, догадались, шла об обыденном для сегодняшних дней факсе. Но неполных два десятка лет назад этот прибор и реализуемый с его помощью способ распространения информации в нашей стране был диковинкой, незнакомой практи­чески никому. Во всяком случае, в большом ленсоветовском зале в 1988 г. не нашлось ни одного человека, который не то чтобы пользо­вался факсом, а хотя бы что-нибудь о нем слышал. Также как и о мо­бильной телефонной связи, которой ныне вполне привычно пользу­ются уже почти 100 млн россиян.

Что же касается состояния дел в средствах массовой информации советского времени, то его очень хорошо передает популярный в то время слоган: в «Известиях» нет правды, а в «Правде» нет известий.

Может возникнуть вопрос: так ли уж нужен этот исторический экскурс? Уверен – нужен! Хотя бы для того чтобы, вглядевшись в свое прошлое, мы увидели в нем черты возможного будущего. По мудрой мысли Тейяр де Шардена: «Прошлое открыло мне, как стро­ится будущее».

Ведь демократия – процесс, а не состояние. Именно поэтому борьба за демократические информационные права и свободы, сво­боду печати, массовой информации в том числе, – из непрекращаю­щихся... Это как езда на велосипеде. Чуть отпустило общество ин­формационные педали, как тут же оказывается в информационной яме или тупике. Мгновенно появляются адепты информационной госбезопасности и под их регулирующим воздействием начинается езда в уже знаемое нами «закрытое общество».

Следовательно, общество, претендующее на звание гражданско­го, должно непрестанно чувствовать пульс событий в информацион­ной сфере своей жизни, отслеживать – как важнейший параметр об­щественно-государственного развития – состояние свободы слова и информации. Параметр – контрольный, играющий роль своеобраз­ной лакмусовой бумажки демократии. По его значениям можно чет­ко проследить степень развитости демократии – власти народа – в данном обществе и государстве на конкретном этапе их развития.

8

Введение

Cоциолог, экономист c мировым именем, признанный гуру ин­формационного общества, профессор Калифорнийского универси­тета в Беркли Мануэль Кастельс утверждает, что в постоянно меняю­щихся условиях наиболее успешно функционирует тот государствен­ный организм, в жилах которого информация циркулирует быстро и беспрепятственно. Те же государства, где информационные каналы целенаправленно перекрываются, в эпоху информации просто не­жизнеспособны. Развал Советского Союза – разумеется, среди про­чих – имеет и эту причину, считает Кастельс, и его мнение разделя­ют многие исследователи и политики.

Ориентированность государства на открытость своего функцио­нирования, готовность граждан и бизнеса воспринимать новые идеи и новое знание, возможность беспрепятственно ими обмениваться – это базовые ценности информационной экономики, которая идет на смену индустриальной.

Магистральный вектор развития мировой цивилизации уже давно указывает направление на предельно возможную открытость дея­тельности государственного и общественного организма и характе­ризует эту открытость в качестве определяющего фактора устойчи­вости их развития. Мир неудержимо развивается в сторону глобаль­ного открытого общества и государства, рушащего многовековую замкнутость человеческого существования.

Вспомним, с какой жадностью, после десятилетий информаци­онного голодания, советские люди накинулись на прежде недоступ­ные им информационные продукты, разом и широким потоком пришедшим к ним. Да, такое информационное пиршество для неко­торых обернулось определенными проблемами с духовным, нравст­венным здоровьем. Но иного не дано.

Сложнейше устроенные современное общество и государство просто не способны выдержать голодного информационного рацио­на. Тут выбор прост: или – или. Историческое время закрытого об­щества осталось в нашем вчера. Разумеется, рецидивы закрытости еще возможны, но лишь временные и с неизбежным отражением на общем состоянии государственного и общественного организма. Ко­торый начинает стагнировать и, следовательно, опускаться во всех мировых табелях о рангах. Как по уровню экономического, полити­ческого, культурного, так и любого иного развития.

При этом надо себе совершенно четко представлять, что новое ис­торическое время, воплощающееся в понятии глобального инфор­мационного общества, отнюдь не беспроблемно. Реализация новых информационных возможностей рождает новые проблемы либо мо-

9

Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации

дифицирует старые. Скажем, старая проблема социального нера­венства приобретает обличье неравенства информационного, зачас­тую интерпретируемого в качестве «цифрового разрыва» или даже «цифровой пропасти».

Меняется даже сам алгоритм мировосприятия. По меткому заме­чанию философа Сергея Аверинцева, «оптика пешехода» в этом ал­горитме заменяется «оптикой автотуриста», на большой скорости преодолевающего жизненные маршруты и объединяющего в своем сознании все увиденное по принципу коллажа.

Однако обратного пути нет, прогресс, в том числе информаци­онный, неостановим. Следовательно, необходим постоянный мо­ниторинг возникающих в ходе этого прогресса правовых проблем, их осмысление и наработка предложений по разрешению. Пред­ложений не снижающих, а поднимающих достигнутый уровень цивилизованности и культуры информационных отношений: уме­ния и желания слушать и слышать друг друга, заботы о «вкусной и здоровой» информационной пище для подрастающих поколений и т. д.

Некоторое представление о сути и характере возникающих на этой стезе проблем и вариантах их разрешения можно получить из следующих, завершающих введение сюжетов. Как представляется, они достаточно зримо характеризуют атмосферу, вектор и накал интелектуальной борьбы на переднем крае мирового процесса интернетизации свободы массовой информации.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации