Климов С.Н., Слесарев Н.А. История становления и развития философской мысли. Часть - 2 - файл n1.doc

Климов С.Н., Слесарев Н.А. История становления и развития философской мысли. Часть - 2
Скачать все файлы (909.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc910kb.30.03.2014 10:11скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5
ВВЕДЕНИЕ
Вторая часть пособия – это логическое продолжение раскрытия общих и особенных черт исторических типов философии. Определенный интерес глав этой части обусловлен анализом как марксисткой так и не марксисткой философии 18-20-х вв., т.е. близостью к нашим дням, а значит и к решению наших проблем.

Особый упор делается на историю русской философии, начиная с конца X века по настоящее время, к которой мы обращаемся не случайно, ибо Россия переживает в очередной раз экономический, политический, социальный и духовный кризис. А пути выхода из него надо искать, исходя из глубокого анализа прошлого и в первую очередь философии.

Делается попытка представить марксистскую философию не в восторженно-идеальных красках, а в глубоком и всестороннем ее анализе с различных позиций.

В этой части учебного пособия представлена пестрая, многообразная как по формам выражения так и глубине отражения картина нескольких философских школ, течений, направлений, имевших место в XX веке и плавно перешедших с некоторыми изменениями в начало XXI века.

Подобного рода анализ способствует формированию цельного и всестороннего представления об истории развития философии. При этом, памятуя о том, что один из самых эффективных способов решения любых философских проблем – это обращение к истории их возникновения, становления, развития, представляется целесообразным знать хотя бы, в общем, периодизацию истории философии и историко-философскую проблематику различных периодов существования человечества.

ЧАСТЬ II
1. МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.
Маркс Карл (1818-83) философ, мыслитель и общественный деятель, основоположник марксизма. Родился в г. Трир (Германия) в семье адвоката. В 1867 году вышел его главный труд «Капитал» (т.1) работу над следующим томами Маркс не завершил, их подготовил к изданию Энгельс (т.2, 1885; т.3, 1894), Идеи Маркса оказали значительное влияние на социальную мысль и историю общества в 19-21 в. Основные труды: «Экономическо-философские рукописи» (1844); «К критике гегелевской философии права» (1844); «Святое семейство» (1845); «Немецкая идеология» (1845-46); обе совместно с Ф. Энгельсом; «Нищета философии» (1847); «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850г.»; «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» (1852); «Гражданская война во Франции» (1871); «Критика Готской программы» (1875)и д.р.

Энгельс Фридрих (1820-95), мыслитель и общественный деятель, один из основоположников марксизма. Родился в г. Бармен (Германия) в семье фабриканта . Владел 12 языками, читал на 20. Основные труды: «Положение рабочего класса в Англии» (1845); 2Немецкая идеология» (1845), обе совместно с Карлом Марксом; «Крестьянская война в Германии» (1850); «Революция и контрреволюция в Германии(1851-52); «Анти-Дюринг» (1878); «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884); «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (1886); «Диалектика природы» (1873-82, опубликована 1825) и др.
Марксистская философия – это закономерный этап, продолжающий и развивающий философскую традицию. Она опирается на достижения философской мысли, начиная с мудрецов античности и заканчивая взглядами философов XVIII – начала XXI веков.

Философия марксизма в сущности своей решает извечные классические проблемы: отношение человека к окружающему его миру, отношение человека к человеку, что есть сам человек, и т.д.

Но философия марксизма имеет и специфические черты, отличающие ее от предшествующих философских школ и направлений. Она представляет собой применение философский идей, точнее философской методологии и общественно-политической жизни страны.

Философские концепции – это составная часть целостной марксисткой теории. В общем же марксизм – это многосторонняя, универсальная теоретическая система. Цель ее – разработать и теоретически обосновать освобождение порабощенного человечества. Основоположники теории К Маркс и Ф. Энгельс были убеждены в неизбежности уничтожения всякого рабства и несвободы человека.

Философия при этом выступает лишь средством достижения этой цели. Изучая, анализируя, обобщая практический опыт человечества, а так же используя духовный потенциал общественно – исторического развития, К. Маркс и Ф. Энгельс создают свою революционную теорию.
Попробуем отразить вышесказанное схематично. Любая деятельность может рассматриваться так: постановка цели (Ц), выбор средств ее достижения (Ср) и результат (Р).
Ц-(Ср)-Р.
В марксистской философии:

Ц – освобождение человечества от рабства.

Ср – практический и духовный опыт человечества ( в т.ч. и достижения философии).

Р – создание революционно-преобразующей теории.
Выясним, что же составляет содержание марксистской философии. К. Маркс и Ф. Энгельс обращается к философии не просто из любопытства, праздного интереса или философствования как такового. Их интерес к философии обусловлен потребностью решать практические проблемы.

Уже будучи доктором философии, работая в «Рейнской газете» К. Маркс писал статьи в защиту простых людей, разоблачая бюрократизм чиновников. В результате нажима правительства ему пришлось уйти из газеты.

Постепенно К Маркс приходит к выводу о том, что положение в обществе может изменить класс пролетариата, который освободив себя, избавит от страданий и другие классы.

Таким образом, вызревает необходимость решения вопроса о коренном преобразовании общества. До К. Маркса таких попыток было много. В частности, Ш. Фурье, Сен-Симон, Р. Оуэн высказали ряд догадок о социалистическом обществе, но они, однако, не видели реальной силы, способный реализовывать эти задачи ( уничтожить эксплуатацию человека человеком, создать общественную собственность на средства производства и т.д.).

Необходимо было философское обоснование смысла коммунистического общества. Это было блестяще выполнено К. Марксом и Ф. Энгельсом.

Вычленим принципиально новое в содержании философских идей марксизма.

Во-первых домарксовский философский материализм утверждал лишь зависимость человека, его деятельности ( практической и познавательной ) от природы. Предшествующие философы лишь различным образом объясняли мир. Марксизм идет дальше и глубже при развитии общественной сущности человека: человек не просто находится в природе, зависит от нее, но он и изменяет ее, преобразует посредством практики.

В связи с этим центр философских исследований переносится из области отвлеченного от человеческих отношений философствования и абстрактных рассуждений об общем устройстве мира на область основной, глубинной характеристики человеческого мира – практики ( от греч. – Деятельный, активный).
Основная идея, проводимая К Марксом при этом, состоит в утверждении первичности практики по отношению ко всем духовным, культурным образованиям.

Это подтверждается такими доводами:

  1. Практика общественная по своему характеру, т.е. ее не может быть вне отношений между людьми;

  2. Практика исторична, т.е. она постоянно изменяется; преобразуется людьми;

  3. Практика предметна, т.е. преобразует природу и то, что уже создано другими людьми.


Следуя логике рассуждений, подчеркивалась и включенность всех видов сознания, которые входят в практическую жизнь и отражающее в виде идей, теорий, взглядов.

Отсюда следовал вывод, что – практика, изменяясь, вызывает изменения и в духовной сфере, культуре, философии, искусстве и т.д.

Таким образом, одно из важнейших философских обобщений, сделанных в марксистской философии, состояло в распространении материализма на жизнь общества. Решая основной вопрос – философии применительно к обществу. К. Маркс утверждает, что общественное бытие первично, а общественное сознание вторично. Во-вторых, новаторство марксизма состояло и в философском объяснении причин общественного развития. Ими являются люди. Осмысливая сущность человека, его роль в этом мире, К Маркс отошел от абстрактного, отвлеченного рассмотрения человека.

При всем многообразии людей можно найти определенные типы сходства. Параметры этого сходства выделил К Маркс. Люди сходны:

  1. По социальному типу разделения труда ( поэт, винодел, кузнец );

  2. По наличию (отсутствию) у них собственности. Это классовое (групповое) сходство.

  3. По принадлежности к определенной национальной культуре.

Затем К. Маркс задается вопросом: как этим людям стать свободными? Как они должны к этому стремиться? Ответы на эти вопросы он ищет через философское осмысление. Философская проблема смысла жизни каждым человеком должна решаться путем активного участия в социалистическом движении. Тогда будут уничтожены существующие условия жизни и будет изменен сам человек.

В-третьих, К Маркс и Ф Энгельс творчески переработали идеалистическую диалектику Гегеля, перевернув ее с головы на ноги и превратив ее в материалистическую диалектику.

У Гегеля диалектика – это процесс развития, развертывания абсолютной идеи, внешнее проявление которой мы видим в реальной действительности.

К Маркс , а затем и Ф. Энгельс нашли проявление диалектических закономерностей и в реальной жизни природы, общества, в повседневной практической деятельности людей. Они постоянно обнаруживали отчетливое проявление главных диалектических отношений и зависимостей в различных областях знания: в истории политики, в математике, химии и т.д.

На этом основании К. Маркс делает вывод «Мой диалектический метод по своей основе не только отличен от гегелевского, но является его противоположностью. Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный субъект, есть демиург (создатель) действительного, которое составляет лишь его внешнее проявление. У меня же, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней».

В-четвертых, соавтор К Маркса в области философии Ф. Энгельс Осуществил философскую обработку открытий естествознания. Это нашло отражение в работах «Диалектика природы» и «Анти-Дюринг», где философские, социально-политические идеи марксизма изложены в систематической форме.

В «Диалектике природы» Ф. Энгельс доказывает, что развитие естественных наук в течении последних столетий шло таким путем, что наука, сама того не осознавая, подходит к диалектическому пониманию природы.

Свидетельством этого Ф. Энгельс считал три великих открытия в естественных науках XIX века: открытие органической клетки, закон сохранения и превращения энергии и эволюционную теорию Ч. Дарвина. В этих открытиях Энгельс увидел доказательство диалектики, которая состоит во взаимосвязи всех уровней, материального мира, в изменчивости природы.

Определенное значение для развития марксисткой философии имела попытка Ф. Энгельса классифицировать формы движения материи. И хотя сегодня представление конкретных формах движения материи уже частично устарели, но общий диалектический подход к истолкованию природы, к пониманию результатов развития наук, актуален и в наше время. Дальнейшее развитие философских основ марксизма – было осуществлено в начале XX века В.И. Лениным. Анализ этого периода будет раскрыт в истории русской философии.

Таким образом, сделаем выводы:

  1. Философия марксизма – это относительно самостоятельный важный этап в истории развития философии;

  2. Марксистская философия направлена преимущественно на решение общечеловеческих, всемирно исторических задач.



2. ИСТОРИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ.
Русская философия имеет достаточно длительную историю и многогранное идейное содержание, является органической частью мировой духовной культуры. На ее формирование и развитие огромное влияние оказали такие факторы, как православная религия, острота социального вопроса в стране, особенности географического распо­ложения России в мире («Восток - Запад»), национальное самосознание и другие об­стоятельства. В ее содержании непреходящими является наличие таких идейных по­токов, как историософский, религиозный, нравственный и естественнонаучный.

Русская философская мысль традиционно ориентировалась на осмысление про­шлого (человеческая история), но в ней всегда присутствовал дух преображения на­стоящего и тема будущего, искания справедливого и человечного общественного уст­ройства. В этой философии неизменным является также осмысление вопроса о месте и роли России в потоке мировой истории, космическом призвании нашей страны. Рус­ская философия несет в себе огромный потенциал духовности, занимая достойное ме­сто в мировом историко - философском процессе и культуре человечества.
Становление русской философии (XI - XVII вв.)
Отечественная философия мысль зародилась в эпоху расцвета Киевской Руси на волне христианизации страны (конец X века). Первый («ранний») период в ее развитии пришелся на XI - XVII вв. (Древняя и Средневековая Русь). В рамках этого длительного исторического времени происходило становление русской философии и ее идейных потоков, обретение философией национального своеобразия.

Вначале вопросы философского характера, касающиеся мира и бытия человека в нем, раскрывались в летописях, как важной форме древнерусской духовной культуры. Так, в «Повести временных лет» были поставлены вопросы о происхождении русской земли, о едином христианском боге, о необходимости бороться со злом и творить добро. В «Слове о полку Игореве» осмысливались социальные отношения того времени, формулировались нравственные основы общественной жизни, поднималась тема служения человека своему Отечеству.

Первым древнерусским философом принято считать киевского митрополита Иллариона (ХI век). В его «Слове о законе и благодати» центральной темой для осмысле­ния явилась христианская история и место в ней России. В «Молитве» Илларион рассматривал природу человека, подчеркивал ее нестойкость и греховность. Это порабощает человека «земными» заботами и отвлекает от служения Богу, от полнокровной духовной жизни. Для спасения человека требуется его обращение к Богу, который воплощает в себе нечто совершенное, великое и благое. Свободная воля ведь поражает не только добро, но и зло, и поэтому всякий человек нуждается в постоянных наставлениях со стороны религии и церкви.

В Древней Руси князь Владимир Мономах сформулировал систему этических правил, обращенных к человеку («мирянину»). Ему рекомендовали обходиться «тремя делами добрыми» - покаянием, слезами и милостынею. К числу важнейших этических норм относились также: не убивать, не гордиться, не лениться, не лгать. Мономах раскрывал также важнейшие принципы взаимоотношений между человеком и обществом. Основой поведения человека должен быть Страх, трепет и ужас перед возмож­ным божьим наказанием за грехопадение. Спасение души - вот что является важней­шей задачей всей жизни человека в этом мире.

В период укрепления Московского государства (XIV - XVI вв.) в русской философии мысли, наряду с историко-философскими и нравственно - практическими, появилась и натурфилософские учения. В конце XIV века на Руси распространился пришедший из Византии исихазм («безмолвствие») - практика созерцательного отношения к окружающему миру, породившая монашество как форму аскетического образа жизни. Сторонники этого движения считали, что мир пронизан божественной энергией которая открывается через созерцание природы и с помощью молитв. Сам же человек рассматривался как богопознающее существо, созданное по образу и подобию своего Творца. Он представляет собой как бы «микрокосм» и ограниченно соединяет в себе плоть и душу. В развитее таких представлений большой вклад внес, в частности Нил Сорский. Он проповедовал нравственного восхождения личности по ступеням совер­шенства. К числу наибольших грехов святитель относил гнев и алчность, блуд, печаль и уныние, тщеславие, гордость. Все они означают ту или иную степень от падения от Бога и перехода на сторону сатаны. Нил Сорский был одним из крупнейшим представителем не стяжательства - движение за отказ монастырей на право владение собствен­ной землей, за видение монахами аскетического образа жизни.

В XIV - XVI вв. большую известность на Руси получили такие мыслители, как Сергей Радонежский, Иосиф Волоцкий, Максим Грек. Они способствовали развитию религиозно - философских представлений о человеке, укреплении русской духовной культуры и национального самосознания.

В это же историческое время на Руси появились ереси как проявление вольнодумства, направленного против официальной церкви. Еретики (Феодосий Косой и д.р.) критиковали отдельные христианские догмы и обряды, осуждали церковников за стрем­ление к обогащению и нравственною распущенность. В ересях выдвигалась идея ра­венства всех людей перед Богом и светской властью.

В XIV - XVII вв. (русское Средневековье) философская мысль в значительной степени переключалась на осмысление социально-политической и историко-философской проблематики. В это время выделилось и укрепилось Московское княжество как центр будущего единого государства. Этот процесс нашел свое отражение в различных формах общественного сознания - в религии, литературе и устном народно творчест­ве, также в философии.

Становление единой русской государственности преломилось, в частности, в учении псковского монаха Филофея о Москве, как о «третьем Риме». Филофей учил, что в основе человеческой истории лежит божественное провидение, промысел Творца. «Старый Рим», бывший в свое время центром христианства, пал в силу внутренних кри­зисных процессов и завоевание варварами. «Новый Рим» (Константинополь) стал продолжателем этого вероучения, но и он со временем погиб под ударами турецких завоевателе. По убеждению Филофея, «Третьему Риму» (Москве ) как якобы истин­ному наследнику христианского вероучения, суждено «стоять вечно», а четвертому Риму «не бывать». Учение «Москва- Тритий Рим» обосновывало таким образом при­тязания Московского государства на роль великой державы и особое место в мире.

Сторонником сильного государства был и известный общественный деятель своего времени И.С. Пересветов. Он считал, что самой приемлемой для Руси формы госу­дарственности является неограниченное самодержавие. Правитель должен иметь все необходимые властные полномочия и в своих действиях вправе применять даже воен­ную силу. Эти идеи Пересветова объективно выражали интересы формирующегося в стране русского дворянства. Напротив, А.М.Курбский был сторонником ограничения власти монарха и осуждал деспотичную власть.

Значение раннего периода истории русской философии состоит прежде всего в том, что в его рамках выделились важнейшие идейные потоки отечественной фило­софской мысли – историко-философской, религиозной и нравственной. В последующем эти тенденции дополнились новым содержание, это обогатило национальную философию. Хотя в XII - XVII вв. философия еще не обрела самостоятельность как отрасль куль­туры, она уже стала изучаться в некоторых церковных учебных заведениях (Киево -Могилянская академия и д.р.) и это помогало ей расширять пространство своего бы­тия в культуре общества.

Философия просвещения в России XVIII в.
XVIII в. стал заметной вехой в истории русской философской мысли и культуры. Наук и ремесел. Во многом это было обусловлено реформаторской деятельностью Петра Великого, который прорубил «окно» в Европу и тем самым открыл шлюзы для интенсивного взаимодействия русской и европейской культур. В это время был учрежден Московский Университет, а в нем основан философский факультет. Филосо­фия стала обретать светский характер, а наибольшие влияние на нее развитие в то время оказывали французские и немецкие мыслители. В философии все больше ут­верждался европейский тип мышления рациональный по своей сути.

Значительную роль в идейном обосновании петровских реформ, сыграли такие ученые, как В.Н. Татищев, Феофан Прокопович, А.Д. Контемир, И. Т. Посошков, ко­торых называли «ученой дружиной» Петра Великого. Они отстаивали необходимость независимого от церкви развития философского и естественнонаучного знания. Ими была разработана первая в России классификация наук, что способствовало укрепле­нию позиции науки в общественно жизни.
Наибольший вклад в развитие научного и философского мышления в XVIII веке внес М.В. Ломоносов - ученый - энциклопедист, мыслитель и поэт общественный деятель. Он заложил прочную основу материалистической традиции в русской науке и философии, основал новые отрасли научного познания и практики. Им были сделаны крупные открытия в естествознании, предложен ряд проектов по развитию промыш­ленности, земледелия и торговли. Ломоносов стоял у истоков образованного в 1755 году первого в стране Московского университета.
В философском осмыслении окружающей природы Ломоносова придерживался идей и принципов античного атомизма. Он сформулировал закон сохранения вещества и движении, разработал корпускулярную теорию строения материи, механическую теорию теплоты. Материю Ломоносов характеризовал как нечто «протяженное, не­проницаемое, делимое на нечувствительные части». Она есть то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность». Все свойства материи (действие и противодействие, притяжение и отталкивание, движение, покой и д.р.) обусловлены ее внутренней при­родой, а не воздействием неких сверхъестественных сил.

По убеждению Ломоносова, в основе материального мира лежат мельчайшие час­тицы (атомы), из которых и слагаются все вещи. Природные тела занимают опреде­ленное место в пространстве и обладают протяженностью, тяжестью, инерцией и иным «первичными» свойствами. К числу же «вторичных» свойств Ломоносов отно­сил тепло и холод, цвет, запах и вкус, которые выражают определенные состояние тел. Материальным телам присуще также движение - вращательное, поступательное и ко­лебательное. Исследуя природу, Ломоносов сформулировал закон сохранения материи

и движения. При сжигании металла в закрытых колбах он пришел к выводу о том, что совокупное количество вещества в ходе реакции не увеличивается и не уменьшается, а всегда остается одним и тем же. Этот же вывод ученый распространил и на движение. «...Все встречающиеся в природе изменения, - писал он, - происходят так, что если к чему- либо нечто прибавилось, то это отнимется у чего-то другого... сколько материи прибавляется какому - либо телу, стока же теряется у другого ... тело, которое своим толчком возбуждает другое к движению, столько же теряет от своего движения, сколько сообщает другому им двинутому».

Ломоносов рассматривал движение как проявление внутренней активности веще­ства. Движение вечно: оно никогда не имело начала и никогда не будит завершено. В непрестанном изменении и развитии находятся и природа, и весь мир в целом. Плане­та Земля тоже никогда не была в нынешнем состоянии. Ученый высказал идею беско­нечности и неисчерпаемости мира. В 1761 году им было обнаружено наличие атмо­сферы вокруг Венеры. Он считал, что научное познание должно опираться как данные органов чувств и опыта, так и на силу разума. Большое значение в научном исследо­вании призваны играть гипотезы, которые стимулируют поиск истины.

Творчество В.М. Ломоносова оказало большое влияние на последующее развитие русской науки, философии и образования. С его именем можно связывать формирова­ние в России философии естествознания.
В
Радищев А.Н.

1749 – 1802 г.г.
ажную роль в русском Просвещении сыграл А.Н.Радищев, - писатель, философ и просветитель. В 1870 году он опубликовал книгу « Путешествие из Петербурга в Москву», за что был приговорен к смертной казни (в книге критиковалось крепостное право России) и отправлен в ссылку. Им был также написан философский трактат « О человеке, о его смертности и бессмертии». Отмечая гражданскую смелость Радищева, Н.А.Бердяев окрестил его «первым интеллигентом» в России). Радищев называл крепо­стные порядки « наипротивнейшим человечеству естеству состоянием». Порабощение человека является преступлением перед ним - такова основная мысль автора « Путе­шествие из Петербурга в Москву». Крепостной строй не только противоречит естест­венным правам человека, но и совершенно неэффективен в экономическом отноше­нии. Угнетение человека человеком безнравственно и являет собой зверский обычай, порождающий «сердце окаменелое и души отсутствие совершенное». Так же критически Радищев относился и к самодержавию. Он характеризовал этот строй как препят­ствие общественному прогрессу в России. По убеждению писателя, самодержавие представляет собой сферу беспредельной власти, царство произвола. Вот почему на­род имеет естественное право на революцию как способ защиты своих жизненных ин­тересов и человеческого достоинства. Революция - это радикальный способ ломки кре­постного строя и самодержавия. Тиран должен быть предан смерти, а его деспотичная власть заменена народным суверенитетом.

В своих философских взглядах Радищев придерживался в основном материалисти­ческого мировоззрения. В трактате «О человеке, о его смертности и бессмертии» он рассматривал окружающую природу как многообразие различных форм «телесности» (материи), сотворенных из хаоса всесильным Божеством. Природа состоит из множества предметов, каждый из которых обладает формой, делимостью, твердостью, движением и иными свойствами. Она существует вне и независимо от человека и че­ловечества, порождает в ходе своей эволюции все более развитые существа. Человек, эта "совершеннейшая из тварей", представляет собой произведение природы. Ему присущи наличие разума и речи, способности к общественной жизни («соучаствование» в ней). Большую роль в становлении человека и его последующей дельности

сыграла рука как орудие труда. Что касается души то после смерти тела возрождается в других телах, и это делает человеческий род бессмертным. По убеждению Радище­ва, основной; движущей силой общества является человеческий разум различных яв­лениях — наука, искусство, ремесла. Большую роль в истории играет как народ, так и выдающиеся личности. Любой народ способен к прогрессу и имеет для этого все не­обходимые предпосылки и способности.

Во второй половине XVIII столетия имело место творчество большой группы рус­ских просветителей (Д. С.Атчков, С.Е.Десницкий, Н.И.Новиков и др.). Они критиче­ски относились к крепостном праву, хотя и не были сторонниками идеи народной ре­волюции. Им представлялось, что социальные преобразования в России смогут произойти путем просвещения народа и правящих классов, совершенствования законода­тельства, введения более гуманного и справедливого правления. Просветители надея­лись на появление образованного государя, который смог бы на деле осуществить их идеи и социальные проекты.

В XVIII веке жил и творил странствующий мыслитель Малороссии (ныне Украина) Григорий Сковорода. Он написал ряд сочинений по религии, этике и эстетике, обра­щая особое внимание на внутренний мир человека — его душу, духовность.

Русское Просвещение заметно усилило позиции философии в духовной культуре российского общества. Это столетие дало имя и первого русского профессора фило­софии — им стал Николай Поповский, ректор гимназии при Московском уни­верситете.
  1   2   3   4   5
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации