Организация и руководство самостоятельной изобразительной деятельностью детей дошкольного возраста вне занятий - файл n1.docx

Организация и руководство самостоятельной изобразительной деятельностью детей дошкольного возраста вне занятий
Скачать все файлы (87.2 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.docx88kb.30.03.2014 09:19скачать

n1.docx

  1   2   3   4   5   6





Оглавление


Введение 2

Глава 1. 5

Теоретические и методические основы организации самостоятельной изобразительной деятельности дошкольников вне занятий 5

1.1 Значение изодеятельности в развитии личности дошкольника 5

1.2 Условия организации и содержание самостоятельной изобразительной деятельности дошкольников вне занятий 7

1.3 Руководство самостоятельной изодеятельностью дошкольников 11

1.4 Организация среды для самостоятельной изобразительной деятельности дошкольников 17

Глава 2. 20

Исследование особенностей организации и руководства изобразительной деятельностью детей дошкольного возраста вне занятий 20

2.1 Описание базы исследования, характеристика выборки и методов исследования 20

2.2 Анализ полученных результатов 22

2.3 Рекомендации воспитателю по организации самостоятельной изобразительной деятельности дошкольников 28

Заключение 31

Список использованных источников 33

Введение



Тенденция современного дошкольного образования – это переход от ценностей обучения к ценностям развития. Его развивающий вектор сориентирован на то, чтобы создавать каждому ребенку условия, в которых личность могла бы максимально реализовать себя. А ведь именно в изобразительном творчестве складываются наиболее благоприятные предпосылки для самовыражения ребенка. Здесь он пробует свои первые силы и совершенствует свои способности. Педагоги должны быть готовы к тому, чтобы помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать Личностью. В творческой деятельности задача не столько в обучении детей изобразительным техникам, сколько в обеспечении основ развития каждого ребенка в личность, способную адекватно мыслить, чувствовать и действовать в обществе.

В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т.д. Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалификационном руководстве со стороны взрослого.

Самостоятельная изобразительная деятельность возникает почти всегда по инициативе детей и проходит, казалось бы, без непосредственного руководства воспитателя. Однако нужно говорить о необходимости педагогического руководства этой деятельностью Особенности воздействия воспитателя в том, что он незаметно для ребенка побуждает его к самостоятельной деятельности, создавая благоприятные педагогические условия.

В современной методологии не прекращаются споры о предпочтении традиционных или нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в занятиях с дошкольниками, их месте и роли в воспитательном процессе.

Актуальность этих проблем определила выбор темы исследования.

ТЕМА: проблема организации и руководства самостоятельной изобразительной деятельностью детей дошкольного возраста вне занятий на современном этапе развития дошкольного образования и воспитания в Республике Беларусь.

ЦЕЛЬ: систематизация и обобщение взглядов на организацию самостоятельной изодяетельности дошкольников.

Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач.

ЗАДАЧИ:

1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу, посвященную проблемам организации и руководства самостоятельной изобразительной деятельностью дошкольников вне занятий.

2. Систематизировать взгляды на организацию самостоятельной изодеятельности дошкольников.

3. Определить место и роль воспитателя в организации изобразительной деятельности дошкольников вне занятий.

3. Изучить особенности организации изобразительной деятельности дошкольников вне занятий в современном дошкольном учреждении.

4. Разработать рекомендации по организации самостоятельной изобразительной деятельности для воспитателей дошкольных учреждений.

Теоретической основой стали работы по методике обучения дошкольников изобразительной деятельности таких авторов, как О.Н. Зеленовой, Н.В. Шайдуровой, Г.Н. Давыдовой, И.А. Лыковой, М.Г. Смирновой, Ю.В. Рузановой.

Глава 1.

Теоретические и методические основы организации самостоятельной изобразительной деятельности дошкольников вне занятий




1.1 Значение изодеятельности в развитии личности дошкольника



Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста деятельность. Как всякая познавательная деятельность, изодеятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей [1]. Овладение умением изображать невозможно без целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения. Для того чтобы нарисовать какой-либо предмет, надо предварительно хорошо с ним ознакомиться, запомнить его форму, величину, цвет, конструкцию расположение частей [6].

Для умственного развития детей восприятие имеет большое значение. Постепенное расширение запаса знаний на основе представлений о разнообразии форм пространственного расположения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. При организации восприятия предметов и явлений важно обращать внимание детей на изменчивость форм, величин (ребенок и взрослый), цветов (растения в разные времена года), разное пространственное расположение предметов и частей (птица сидит, летает, клюет зерна, рыбка плавает в разных направлениях и т.д.) [10].

Занимаясь рисованием, дети знакомятся с материалами (бумага, краски, мел и др.), с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы. Обучение изодеятельности невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, сравнение, обобщение [5]. Способность анализа развивается от более общего и грубого различения до более тонкого. Познание предметов и их свойств, приобретаемое действенным путем, закрепляется в сознании.

Изобразительная деятельность содействует сенсорному воспитанию и развитию наглядно-образного мышления. В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка необходимо приложить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями. Рисование учит дошкольников преодолевать трудности, проявлять трудовые усилия, овладевать трудовыми навыками. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам оставляемыми ими на бумаге; постепенно появляются новые мотивы творчества – желание получить результат, создать определенное изображение. Дошкольники овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разнообразных работ, приобретают ручную умелость, которая позволит им чувствовать себя самостоятельными [18].

Основное значение изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания. В процессе рисования создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности [10]. Яркость, выразительность образов в картинках вызывают эстетические переживания, помогают глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в рисунке. Постепенно у детей развивается художественный вкус [7].

Таким образом, неоспорима роль изобразительной деятельности в развитии личности дошкольника. Следовательно, развитие навыков рисования, овладение творческой и технической сторонами изобразительной деятельности выходят за рамки «обязательного минимума» дошкольной подготовки. Самостоятельная изобразительная деятельность дошкольников вне занятий становится средством самореализации и саморазвития (под чутким, но ненавязчивым руководством воспитателя).
  1   2   3   4   5   6
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации