Процессуальный порядок и тактика использования возможностей подразделений Интерпола в получении криминалистически-значимой информации - файл n1.docx

Процессуальный порядок и тактика использования возможностей подразделений Интерпола в получении криминалистически-значимой информации
Скачать все файлы (65.7 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.docx66kb.30.03.2014 06:20скачать

n1.docx

  1   2





Курсовая работа
по дисциплине: «Криминалистика»

ТЕМА: «Процессуальный порядок и тактика использования возможностей подразделений Интерпола в получении криминалистически-значимой информации»
Выполнила:


Казань 2013.

Содержание:
Введение………………………………………………………………………..….3


  1. Понятие Интерпола, форма и методы деятельности его подразделений...........................................................................................5

  2. Порядок взаимодействия с подразделениями Интерпола……….…..14

  3. Характеристика криминалистически-значимой информации и порядка ее получения………………………………………………....23


Заключение………………………………………………………………….…...29

Список литературы и источников….………………………………………..…31

Введение
Преступность как социальное явление все больше приобретает межнациональный характер и в одинаковой степени наносит ущерб разным странам и сообществам независимо от их социально-политического устройства.

Уровень преступности любого государства мирового сообщества все в большей степени определяется внешними факторами. Наиболее важные по степени общественной угрозы преступления нередко совершаются на территории двух и более стран, а незаконно нажитое укрывается и «отмывается» за пределами государства, где было совершенно преступление.

Борьба с преступностью в осуществляется главным образом путем применения внутригосударственных мер превентивного, репрессивного и воспитательного характера. Однако, как показывает практика, этих мер становится недостаточно, все большую роль начинает играть сотрудничество государств. Подобное взаимодействие, развиваясь, отражает эволюцию межгосударственных отношений вообще, процесс развития международного права. Его нельзя рассматривать изолированно, ибо оно, как губка, впитывало черты международного права предшествующих исторических периодов, в его нормах и принципах фиксировались результаты сотрудничества государств по другим проблемам.

Новому этапу в борьбе с международной преступностью положило начало создание ООН. В соответствии с Уставом ООН различные аспекты данной проблемы постоянно рассматриваются Генеральной Ассамблеей и Экономическим и Социальным Советом. В деятельности ООН в данной области значительная роль отведена Международной организации уголовной полиции (Интерпол).

Целью курсовой является изучение процессуального порядка и тактики использования возможностей подразделений Интерпола в получении криминалистически-значимой информации.

Для решения поставленной цели поставлены следующие задачи:

- определить понятие Интерпола, формы и методов деятельности его подразделений;

- обозначить порядок взаимодействия с подразделениями Интерпола;

- изучить характеристику криминалистически-значимой информации и порядка ее получения.

Структура работы состоит из оглавления, трех параграфов, заключения и списка литературы.


1. ПОНЯТИЕ ИНТЕРПОЛА, ФОРМА И МЕТОДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ
Основной нормативный акт, регламентирующий деятельность и устанавливающий правовое положение Интерпола – это Устав. В статье 1 Устава законодатель определяет название и местоположение организации: “Организация, именуемая "Международной комиссией уголовной полиции", называется отныне: "Международная организация уголовной полиции - Интерпол". Местом ее пребывания определена Франция.1 Устав же определяет и цели данной организации, опираясь на которые можно сделать вывод о направлениях деятельности, структуре Интерпола (ст.2 Устава). Цели МОУП следующие:

  1. Обеспечивать широкое взаимодействие всех органов (учреждений) уголовной полиции в рамках существующего законодательства страны и в духе Всеобщей Декларации прав человека.

  2. Создавать и развивать учреждения, которые могут успешно способствовать предупреждению уголовной преступности и борьбе с ней.

Из целей видно, что Интерпол – это объединение учреждений уголовной полиции различных стран, которые осуществляют сотрудничество между собой в рамках своего законодательства, а при этом руководствуются одновременно Всеобщей Декларацией прав человека.2 Тем не менее, согласно статьи 3 Устава Организации категорически запрещается осуществлять какое-либо вмешательство или деятельность политического, военного, религиозного или расового характера.

Членом МОУП может быть любая страна, функции полицейского органа которой соотносятся с функциями Интерпола. Соответствующий правительственный орган государства подаёт заявку Генеральному секретарю МОУП, а принятие в члены утверждается Генеральной Ассамблеей при голосовании большинства - 2/3 голосов.3

Проанализировав вышеизложенное несложно определить и задачи Интерпола. Ими являются:

1. Установление оперативной связи со всеми членами И. для передачи информации с преодолением существующих языковых барьеров.

2. Создание и развитие службы сбора и обработки информации, отвечающей международным потребностям.

3. Обеспечение надежной и быстро реагирующей службы розыска и публикаций.

4. Координация мер взаимной технической поддержки.

5. Стимулирование международного сотрудничества путем собственной или посреднической деятельности в области исследований, обучения и повышения квалификации, оснащения, использования кадров и вспомогательных средств.

Для реализации своих задач Интерпол обладает собственными быстродействующими линиями связи, обслуживаемыми круглосуточно, осуществляющими в том числе фототелеграфную передачу отпечатков пальцев и фотоснимков. Справочная служба располагает криминалистическими картотеками и системами обработки данных, банком данных о международных преступниках. Создан центр оценки и обработки информации для идентификации международных преступников, включая возможность установления взаимосвязей и совпадений, относимых к лицам и категориям дел.

Международный розыск Лиц и (или) предметов объявляется Генеральным секретариатом И. по просьбе национальных центральное бюро или по собственной инициативе. В этих целях распространяются объявления о розыске лиц* для задержания («красноугольное»); для получений сведений («сине-угольное»); превентивное объявление розыска («зеленоугольное»); для идентификации неопознанных трупов («черноугольное»). Может быть объявлен и международный розыск предметов.

Работа Интерпола на местном уровне организована следующим образом: в каждой стране, входящей в организацию, существует Национальное центральное бюро (НЦБ). В нем работают представители местных органов правопорядка. НЦБ общается напрямую со штаб-квартирой Интерпола в Лионе, региональными бюро и НЦБ других государств. Тем самым обеспечивается эффективное сотрудничество почти двухсот государств с различными политическими системами, мировоззрениями и религиями? В рамках Интерпола сотрудничают даже страны, не имеющие между собой дипломатических отношений. В своей деятельности Интерпол не выходит за рамки законодательства данной конкретной страны и действует в духе Всемирной декларации прав человека. Принципы, на основе которых осуществляется экстрадиция преступников, были разработаны ещё в 1930 году.

Высшим органом Интерпола является Генеральная Ассамблея, а в период между ее сессиями высшим административным органом с более узкими полномочиями и составом - #M12291 841500800Исполнительный комитет#S во главе с президентом. Постоянно действующим рабочим органом является Генеральный секретариат, во главе которого стоит Генеральный секретарь. Особое положение в системе органов управления Интерпола занимают Национальные центральные бюро (НЦБ), действующие одновременно в двух системах: отдельного государства и данной организации с соответствующим двойным подчинением. Замыкают систему органов управления советники, исполняющие исключительно консультативные функции.4

В состав Генеральной Ассамблеи входят представители всех стран-членов. Количественный состав делегации нигде не оговорен. Однако устав требует включать сюда чиновников уголовной полиции высокого ранга, служащих, функции которых в национальном масштабе связаны с деятельностью Интерпола, а также специалистов по вопросам, включенным в повестку дня очередной сессии Генеральной Ассамблеи.5 В работе сессии могут принимать участие в качестве наблюдателей представители стран, не входящих в Интерпол, а также делегаты от международных организаций.

Сессии Генеральной Ассамблеи проводятся ежегодно, в осеннее время, на разных континентах и в разных странах. Каждая делегация при голосовании имеет один голос.

Уставные полномочия Генеральной Ассамблеи следующие:

  1. Определять основные направления сотрудничества полиции разных стран в рамках Интерпола.

  2. Готовить и проводить мероприятия, облегчающие такое сотрудничество.

  3. Принимать новых членов.

  4. Рассматривать и утверждать план работы и бюджет на предстоящий год.

  5. Избирать должностных лиц организации.

  6. Решать финансовые вопросы.

Здесь же образовываются постоянные и временные комиссии по специальному изучению отдельных вопросов борьбы с преступностью несовершеннолетних, распространением наркотиков и др. Резолюции Генеральной Ассамблеи по внутриорганизационным и процедурным вопросам являются обязательными для исполнения, а резолюции в адрес полицейских органов и правительств – рекомендательными.

Кроме названных сессий, представители государств-членов организации регулярно проводят Региональные конференции по проблемам, которые нецелесообразно выносить на сессию Генеральной Ассамблеи. Ряд проблем требует предварительного обсуждения в странах данного региона. Как правило, здесь формируется единая точка зрения ряда стран по данной проблеме, единый подход к ее решению, согласовываются и координируются практические усилия по борьбе с отдельными международными преступлениями уголовного характера, распространенными в данном регионе.

Исполнительный комитет выполняет функции Генеральной Ассамблеи в период между сессиями. Он следит за проведением в жизнь рекомендаций Генеральной Ассамблеи, контролирует деятельность Генерального секретаря и готовит повестку дня очередной сессии. Исполнительный комитет состоит из избираемых Генеральной Ассамблеей Президента (сроком на 4 года), трех Вице-президентов (сроком на 3 года), которые должны представлять разные страны и континенты (Азию, Америку, Африку, Австралию и Европу) и девяти делегатов.

Президент Исполнительного комитета Интерпола фактически является главой всей организации и руководит ее деятельностью в период между сессиями Генеральной Ассамблеи. Все руководство осуществляется как через Исполнительный комитет, так и непосредственно путем принятия единоличных решений по текущим делам. В 1988г. Президентом Интерпола был избран француз Иван Барбо – генеральный директор национальной полиции Министерства внутренних дел Франции, под началом которого находились все департаменты французской полиции и их личный состав в количестве более 125 тыс. служащих. 6

Заседания Исполнительного комитета проводится не менее одного раза в год. Все решения принимаются большинством голосов. Однако Президент пользуется своим правом голоса только в том случае, если голоса остальных членов распределились поровну. При выполнении своих функций все члены Исполнительного комитета действуют как представители Интерпола, а не как представители своих стран.7

Генеральный секретариат является постоянно действующей службой всей организации, включает в себя Генерального секретаря, специалистов и административный персонал. Он проводит в жизнь решения Генеральной Ассамблеи и Исполнительного комитета, действует как международный центр по борьбе с общей преступностью, а также как специализированный и информационный центры, обеспечивает эффективное административное руководство Интерполом, поддерживает связи с НЦБ и международными организациями, готовит необходимые публикации, выполняет обязанности рабочего секретариата на сессиях Генеральной Ассамблеи и заседаниях Исполнительного комитета, поддерживает связь с Президентом и выполняет некоторые иные функции.

Возглавляет секретариат Генеральный секретарь, который назначается Генеральной Ассамблеей сроком на 5 лет из числа лиц, не старше 65 лет. Это главная фигура Интерпола в деле организации борьбы с преступностью. По своему усмотрению он подбирает персонал Генерального секретариата и руководит всеми его службами. В штате Секретариата насчитывается около 300 сотрудников, из которых около 20 работают по контракту. Остальные направлены сюда на работу полицейскими службами стран-членов организации. Всем этим сотрудникам запрещено при исполнении своих функций запрашивать или придерживаться инструкций какого-либо правительства или других органов вне Интерпола. Они должны воздерживаться от любых действий, которые могут препятствовать выполнению их международной миссии.8

С 1987 г. в составе Генерального секретариата действует Европейский секретариат для разрешения региональных проблем борьбы с незаконной торговлей наркотиками на континенте и другими преступлениями и совершенствования полицейского сотрудничества государств в Европе. В числе других органов Генерального секретариата следует назвать службу Генерального секретариата, специальное отделение для проведения работ общего характера и укрепления безопасности организации. В настоящее время в составе секретариата действуют 4 отдела: административный, полицейский, научно-исследовательский и технического обеспечения. Наибольший интерес представляет деятельность полицейского отдела, который координирует сотрудничество полицейских органов - членов в борьбе с преступностью. В его структуре имеются подотделы по борьбе с незаконной торговлей оружием, международным терроризмом. В другом подотделе обрабатывается информация об изготовлении и сбыте поддельных бумажных и металлических денег, дорожных чеков, облигаций, акций и других фактах фальшивомонетничества. Здесь работает своя экспертная лаборатория для исследования поддельных ценных бумаг, готовится и издается специальный бюллетень «Фальшивомонетничество и подделки», подписчиками которого являются более 15 тыс. банков и эмиссионных учреждений всего мира.

Специальный подотдел полицейского отдела занимается сбором и анализом информации о незаконном распространении наркотических средств. В него входят служба руководителя подотдела со специальным подразделением по связям и сотрудничеству, находящаяся в Бангкоке (Таиланд), группа по проведению операций и группа разведки. Большую помощь в работе оказывают региональные органы по борьбе с этими преступлениями. Руководит работой подотдела высший чиновник из Управления по делам о наркотических средствах министерства юстиции США.

У Интерпола пять региональных бюро: в Хараре (Зимбабве), Абиджане (Кот д`Ивуар), Найроби (Кения), Буэнос-Айресе (Аргентина) и Сан-Сальвадоре (Сальвадор), а также офис в Бангкоке (Таиланд), сотрудники которого заняты связью отделов друг с другом и внешним миром. Региональные бюро занимаются координацией борьбы с организованной преступностью в региональном масштабе.

Национальные центральные бюро (НЦБ) создаются в структуре полицейской службы каждого государства-члена Интерпола. Они являются центрами международного сотрудничества государств по борьбе с преступностью, опорными пунктами Интерпола на местах. Как уже было отмечено, в конкретном государстве НЦБ является постоянно действующим органом Интерпола. Одновременно оно является полицейским органом этого государства, наделенным большими полномочиями по борьбе с преступностью. Подобных органов нет ни в одной международной организации. Будучи опорными пунктами международного полицейского сотрудничества НЦБ в своих странах поддерживает деловые связи с судом, прокуратурой, пограничной и таможенной службами, а на международном уровне - с НЦБ других стран и Генеральным секретариатом.

Практическое осуществление международного сотрудничества в рамках Интерпола осуществляется следующим образом. Просьбы и запросы Генерального секретариата и НЦБ отдельных государств, наделенных правом помечать свои документы грифом «Интерпол», поступают к руководителю НЦБ данной страны, а не в Министерство иностранных дел или другое государственное ведомство. Руководитель НЦБ без промедления, в приказном порядке поручает подчиненным ему службам или должностным лицам к установленному сроку исполнить запрос. Этим достигается оперативность и высокая эффективность в деятельности НЦБ и всего Интерпола.

В «Доктрине НЦБ», принятой на 34-й сессии Генеральной Ассамблеи Интерпола в 1965 г., отмечено и другое направление деятельности: НЦБ как представитель Интерпола в государстве должно добиваться активного участия национальной полицейской службы в делах Интерпола, информировать свой личный состав о преимуществах пребывания в этой организации, разъяснять условия и принципы международной полицейской кооперации в его системе. При этом НЦБ должны стать центром пропаганды политики Интерпола, инициаторами и проводниками претворения в жизнь всех решений его Генеральной Ассамблеи.

Советникам поручается научная разработка отдельных вопросов.9 В перечень таких вопросов входят проблемы борьбы с незаконным распространением наркотических и психотропных средс-тв, преступность несовершеннолетних, идентификация и розыск огнестрельного оружия, применение электронно-вычислительной техники в полицейской работе, передача изображений отпечатков пальцев с помощью средств связи и т.п. Генеральный секретарь вправе приглашать специалистов из числа ученых и практиков, хорошо зарекомендовавших себя в определенной области знаний, работы или ремесла. В случае согласия такого лица провести конкретное научное исследование специалист решением Генеральной Ассамблеи назначается на должность консультанта сроком на три года. Досрочное отстранение консультан-тов от должности может производиться только по решению Генеральной Ассамблеи.10

Свои исследования и другие функции консультанты-советники могут исполнять как в штаб-квартире Интерпола, так и по месту постоянной службы и жительства в своей стране. Им предоставлено право посещать сессии Генеральной Ассамблеи в качестве наблюдателей, а по приглашению президента они могут принимать участие в обсуждении вопросов повестки дня.11

Таким образом, из рассмотренного материала видна сложная структура и организация МОУП, её оригинальность и особое положение в мировом сообществе, из чего можно сделать вывод о значимости данной организации для современного общества. Далее будет рассмотрен один из актуальных вопросов настоящего времени – борьба с терроризмом, какую роль в этом играет Интерпол и какие сложности организации работы в этом направлении возникают на практике.

2.ПОРЯДОК ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ИНТЕРПОЛА
Правоохранительные органы стран-членов Интерпола осуществляют постоянное сотрудничество с Генеральным секретариатом и обмен информацией друг с другом через уполномоченные самой организацией Национальные центральные бюро. Они формируются в структуре одного из правоохранительных органов каждого государства-члена организации и в силу этого являются структурами, положение которых определяется с одной стороны уставными и другими документами Интерпола, а с другой – законодательством и нормативными правовыми актами соответствующего государства. 12

Доктрина Национальных центральных бюро, принятая Генеральной Ассамблеей Интерпола в 1965 г., содержит общую рекомендацию по учреждению НЦБ в структуре центрального аппарата ведомства полиции (или МВД) и наделению его высоким представительным статусом, необходимым для поддержания на должном уровне деловых отношений с другими правоохранительными органами своей страны. Предусмотрено, что

каждое государство самостоятельно формирует национальные правовые основы и определяет порядок деятельности НЦБ на своей территории. Общие требования к деятельности НЦБ установлены Служебными стандартами Национальных центральных бюро Интерпола, утвержденными на 73-ей сессии Генеральной Ассамблеи (Канкун, Мексика, 2004).

Постановление Совета Министров СССР № 338 «О вступлении СССР в Международную организацию уголовной полиции – Интерпол»13 было принято 7 апреля 1990 г. А 27 сентября 1990 г. на 59-й сессии Генеральной Ассамблеи (Оттава, Канада) СССР был принят в члены Интерпола. С 1 января 1991 г. в структуре МВД СССР начало действовать Национальное центральное бюро, правопреемником которого в последующем стало Национальное центральное бюро Интерпола МВД Российской Федерации (далее – НЦБ Интерпола МВДРФ).

Правовую основу деятельности НЦБ Интерпола МВДРФ составляют:

- Указ Президента Российской Федерации от 30.07.96 № 1113 «Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции (Интерпола)»14,

- Положение «О Национальном центральном бюро Интерпола», утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.96 № 119015,

- Типовое положение о территориальном подразделении (филиале) НЦБ Интерпола, утвержденное приказом МВДРФ от 03.06.97 № 33316,

- Инструкция об организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола, утвержденная приказом МВД России, Минюста России, ФСБ России, ФСО России, ФСКН России, ФТСРоссии от 06.10.06 № 786/310/470/454/333/97117.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30.07.96 № 1113, НЦБ Интерпола МВД РФ является структурным подразделением Министерства внутренних дел Российской Федерации и органом по сотрудничеству правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации с правоохранительными органами иностранных государств - членов Международной организации уголовной полиции - Интерпола и Генеральным секретариатом. Его главными задачами определены:

- обеспечение эффективного международного обмена информацией о

преступлениях;

- оказание содействия в выполнении запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

- наблюдение за исполнением международных договоров по вопросам борьбы с преступностью, участником которых является Российская Федерация.

Для решения этих задач, Положением о Национальном центральном бюро Интерпола предусмотрено, что оно:

- в установленном порядке принимает, обрабатывает и направляет в Генеральный секретариат Интерпола и национальные центральные бюро Интерпола иностранных государств (далее именуются - НЦБ Интерпола иностранных государств) запросы, следственные поручения и сообщения правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации для осуществления розыска, ареста и выдачи лиц, совершивших преступления, а также для осуществления розыска и ареста перемещенных за границу доходов от преступной деятельности, похищенных предметов и документов, проведения иных оперативно-розыскных мероприятий и процессуальных действий по делам, находящимся в производстве этих органов;

- принимает в пределах своих полномочий и в порядке, установленном международными договорами Российской Федерации, Уставом и обязательными решениями Генеральной Ассамблеи Интерпола, меры по своевременному и надлежащему исполнению международными правоохранительными организациями и правоохранительными органами иностранных государств - членов Интерпола запросов правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации;

- определяет, подлежат ли согласно Уставу и обязательным решениям Генеральной Ассамблеи Интерпола, федеральным законам и международным договорам Российской Федерации исполнению на территории Российской Федерации запросы, поступившие из НЦБ Интерпола иностранных государств, и направляет их в соответствующие правоохранительные и иные государственные органы Российской Федерации;

- анализирует практику исполнения правоохранительными и иными государственными органами Российской Федерации запросов международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов иностранных государств

- членов Интерпола, информирует руководителей соответствующих правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации о нарушениях установленного порядка исполнения этих запросов;

- запрашивает и получает от правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации материалы и документы для представления в Генеральный секретариат Интерпола в соответствии с Уставом и обязательными решениями Генеральной Ассамблеи Интерпола;

- обеспечивает соблюдение установленного порядка обращения с конфиденциальной информацией, содержащейся в международных запросах, следственных поручениях и сообщениях, принимает меры, исключающие возможность несанкционированной передачи этой информации юридическим и физическим лицам, которым она не предназначена;

- участвует по поручению Министерства внутренних дел Российской Федерации в разработке международных договоров Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам борьбы с преступностью;

- разрабатывает и представляет на утверждение Министра внутренних дел Российской Федерации согласованный с правоохранительными и иными государственными органами Российской Федерации порядок взаимодействия с международными правоохранительными организациями, правоохранительными органами иностранных государств - членов Интерпола и Генеральным секретариатом Интерпола по вопросам борьбыс преступностью;

- вносит в правоохранительные и иные государственные органы Российской Федерации предложения о формировании делегаций для участия в проводимых Интерполом форумах и других встречах;

- оказывает необходимую консультативно-методическую помощь правоохранительным и иным государственным органам Российской Федерации по вопросам международного сотрудничества в сфере борьбы с преступностью в рамках Интерпола;

- формирует банк данных о лицах, организациях, событиях, предметах и документах, связанных с преступлениями, носящими международный характер;

- формирует справочно-информационный фонд зарубежного законодательства, обязательных решений и рекомендаций Генеральной Ассамблеи Интерпола, сведений о состоянии и основных тенденциях развития преступности в иностранных государствах;

- изучает зарубежный опыт борьбы с преступностью, разрабатывает предложения по его использованию в деятельности правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации;

- составляет по установленной форме и направляет в Генеральный секретариат сведения о состоянии преступности (в том числе ее структуре), о лицах, входящих в организованные преступные группы, а также о лицах, совершивших преступления, связанные с терроризмом, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, изготовлением и сбытом поддельных денег, с посягательством на исторические и культурные ценности, и другие преступления, которые в соответствии с обязательными решениями Генеральной Ассамблеи Интерпола подлежат включению в международную уголовную статистику. При этом не допускается передача сведений, распространение которых может причинить ущерб безопасности Российской Федерации;

- издает по вопросам своей деятельности информационный сборник и направляет его заинтересованным правоохранительным и иным государственным органам Российской Федерации;

- передает в необходимых случаях для опубликования в журналах, бюллетенях, сборниках и иных изданиях правоохранительных органов, а также для распространения в средствах массовой информации сведения о лицах, находящихся в международном розыске, без вести пропавших, об идентификации личности, а также о розыске похищенных предметов и документов. 18

Соответственно этим функциям определена структура НЦБ Интерпола МВД Российской Федерации, в составе которого функционируют:

1) Организационно-методический отдел.

2) Отдел программного обеспечения и защитыинформации.

3) Отдел информационного обеспечения борьбы с международной преступностью, включающий отделения по борьбе:

- с преступлениями в сфере автотранспорта,

- экономическими преступлениями,

- организованной преступностью и незаконным оборотом наркотиков.

4) Отдел информационного обеспечения международного розыска.

5) Отдел оперативной обработки информации и ведения баз данных.

6) Общий отдел (секретариат, архив).

С учетом возложенных задач, НЦБ Интерпола МВД РФ осуществляет информационное обеспечение сотрудничества органов прокуратуры Российской Федерации, органов внутренних дел Российской Федерации, органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органов Федеральной службы охраны Российской Федерации, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов Федеральной таможенной службы, подразделений Федеральной миграционной службы, органов Государственной противопожарной службы, Федеральной службы судебных приставов и некоторых других с правоохранительными органами иностранных государств - членов Международной организации уголовной полиции - Интерпол и Генеральным секретариатом Интерпола. При этом, взаимодействующие органы:

- используют возможности Интерпола в процессе розыска и идентификации лиц, выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, имеющих международный характер, по находящимся в их производстве материалам и уголовным делам, оперативным проверочным материалам и делам оперативного учета;

- вырабатывают меры по противодействию транснациональной преступности;

- исполняют поступающие по каналам Интерпола запросы правоохранительных органов иностранных государств и международных правоохранительных организаций. 19

Такое информационное обеспечение осуществляется по всем направлениям международного сотрудничества в борьбе с преступностью.

Для оперативного решения задач, стоящих перед НЦБ Интерпола, в Российской Федерации созданы и функционируют его территориальные подразделения (филиалы).

Они являются подразделениями, входящими в состав министерства внутренних дел, главного управления, управления внутренних дел субъектов Российской Федерации на правах управления, самостоятельного отдела, отделения. Главные задачи и функции филиалов в основном совпадают с соответствующими задачами и функциями НЦБ, но с учетом уровней организации международного сотрудничества.

Ныне территориальные подразделения НЦБ действуют в 78 субъектах Российской Федерации. На сегодняшний день они являются связующим звеном между НЦБ региональными правоохранительными органами, решая задачи по обеспечению эффективного международного обмена информацией о преступлениях. Этому способствует то, что в 2009 г. совместно с Генеральным секретариатом Интерпола и Еврокомиссией был реализован проект «Модернизация сети Интерпола в России». Это позволило обеспечить прямой удаленный доступ к базам данных Генерального секретариата организации правоохранительным органам в 39 субъектах Российской Федерации (через территориальные подразделения НЦБ Интерпола), а также ФСБ России, Генеральной прокуратуре, Следственному комитету Российской Федерации, аппарату НАКи ряду департаментов МВДРоссии.

Советники - исполняют консультационные функции по научным вопросам. Комиссия по контролю за архивами Интерпола – независимый орган организации, контролирующий архивы Интерпола в соответствии с Правилами организации контроля за информацией и обеспечения доступа к архивам Интерпола, утвержденными Резолюцией Генеральной Ассамблеи Интерпола AG-2004-RES-08 на ее 73-ей сессии (Канкун, Мексика, 2004). Она призвана обеспечить соответствие порядка обращения Интерпола с персональными данными регламентам, которые организация принимает по данному вопросу. Комиссия по контролю за архивами разрабатывает рекомендациями по вопросам обеспечения охраны и конфиденциальности персональных данных, поступающих в распоряжение Интерпола. 20

До недавнего времени данная Комиссия являлась неуставным органом Интерпола. Международное сообщество придает особое внимание соблюдению прав и свобод человека и гражданина, поскольку несанкционированное использование накопленных в различного рода базах персональных данных может негативно отразиться на этих правах и свободах. С учетом этого, на 77-ой сессии Генеральной Ассамблее Интерпола (Санкт-Петербург, октябрь 2008) внесены изменения в Устав организации (ст. ст. 5, 36 и 37) - Комиссия по контролю за архивами стала одним из уставных органов Интерпола.

Приведенная организационная структура позволяет обеспечить участие Интерпола в международном сотрудничестве по борьбе с преступностью, которое носит весьма широкий характер, но ограниченный преимущественно информационной поддержкой правоохранительной деятельности государств-членов.


3. ХАРАКТЕРИСТИКА КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИ-ЗНАЧИМОЙ ИНФОРМАЦИИ И ПОРЯДОК ЕЕ ПОЛУЧЕНИЯ.
Вступив в сентябре 1990 г. в Интерпол Россия получила доступ к учетам Международной организации уголовной полиции, функции которой, в основном, заключаются в организации взаимодействия полиции государств-членов для борьбы с преступлениями. Имеющими международный характер. Правоохранительные органы РФ осуществляют регулярную связь с государствами- членами этой организации.

Учеты Интерпола касаются как правило, конвенционных преступлений, то есть тех, общественная опасность которых констатирована соответствующими международными конвенциями, терроризма, фальшивомонетничества, незаконного оборота наркотиков, хищений культурных ценностей и др. На учет ставится информация, затрагивающая интересы двух и более государств: о лицах, совершивших опасные преступления за рубежом; о посягательствах, связанных с международными преступными организациями; о лицах скрывавшихся за границей после совершения преступления, и т.д.

Основной системой связи, разработанной для обмена информацией между странами-членами Интерпола, является глобальная телекоммуникационная система I-24/7, в основе которой лежат самые современные информационные технологии.

Членство в Интерполе дает возможность доступа ко всем базам данных Генерального секретариата Интерпола, оперативную круглосуточную связь с правоохранительными органами стран-членов Организации, возможность вывести на международный полицейский уровень огромный массив информации по разыскиваемым физическим и юридическим лицам, автомашинам, культурным ценностям, похищенным и утраченным документам. При этом информационные каналы Интерпола являются на сегодняшний день самыми оперативными и надёжно защищёнными.

В 2009 году совместно с Генеральным секретариатом Интерпола и Еврокомиссией был реализован проект «Модернизация сети Интерпола в России». Это позволило обеспечить прямой удаленный доступ к базам данных Генсекретариата Интерпола правоохранительным органам в 39 субъектах Российской Федерации (через территориальные подразделения НЦБ Интерпола), а также ФСБ России, Генеральной прокуратуре, Следственному комитету Российской Федерации, аппарату НАК и ряду департаментов МВД России. 21

Все обращения в Интерпол осуществляется через Национальные центральные бюро (НЦБ) государств-членов организации. Правовым основанием деятельности российского НЦБ Интерпола является положение о нем, утвержденное постановлением Правительства РФ от 14 октября 1990 г., в котором предусмотрены функции этого Бюро, в том числе формирование банков данных о лицах, организациях, событиях, предметах и документах, связанных с преступлениями, имеющими международный характер.

Примечательно к учетам Интерпола возможно пользование:

- алфавитной картотекой «международных преступников» и лиц, подозреваемых в совершении преступлений (через НЦБ поступают сведения об их подозрительном поведении, связях, перемещениях);

- дактилоскопической картотекой; картотекой данных о внешности преступников;

- картотекой документов;

- картотекой преступлений состоящих из нескольких разделов, каждый из которых соответствует виду деликта либо его видовой группе (в сведениях о преступлениях обязательно фиксируется способ их совершения);

- фототекой наиболее опасных преступников;

- картотекой лиц, пропавших без вести, и неопознанных трупов;

- картотекой похищенных автомобилей, произведений искусства, культурных ценностей и антиквариата, дорогостоящих ювелирных изделий;

- справочной картотекой нарезного огнестрельного оружия.

Правоохранительные органы России с помощью Интерпола могут получить также ряд дополнительных сведений о собственности, находящейся на территории государств членов организации, в частности данные о банковских расчетах, налогах, недвижимости, транспортных средствах, деятельности фирм банк данных «Фирмы». В настоящее время в Интерполе функционирует и другая автоматическая система поиска необходимой информации, массив которой пополняется ежедневно, «Конфискация наркотиков».22

На встрече в Брюсселе министров внутренних дел и юстиции государств членов ЕЭС в 1992 г. создана региональная полицейская организация, получившая название «Европод». С 1994 г. центр Европола находится в Страсбурге (Франция). Государства, входящие в ЕЭС, организовали единую систему учета криминальных сведений. Ими создан центральный банк электронной информации, аккамулирующий данные о лицах, совершивших преступления или представляющих оперативный интерес, об угнанных автомашинах, о похищенных деньгах, об утраченном и выявленном огнестрельном оружии и др. полиция каждого государства члена ЕЭС, имея компьютерную связь с центральным банком криминалистически-значимой информации, может постоянно получать необходимые сведения.

Картотеки Интерпола пополняются совместными усилиями многих стран. В процессе международной борьбы с уголовной преступностью уголовная регистрация дает возможность Интерполу проводить заочное опознание преступников по отпечаткам пальцев, словесному портрету, способу совершения преступления либо по иным признакам.

Руководители Интерпола всячески побуждают страны-члены к активному пополнению картотек, к тому, чтобы фонды Интерпола отражали "сегодняшний день" международной уголовной преступности. Однако в настоящее время картотеки Интерпола пополняются полицейскими ведомостями не более чем 40 стран (в 1985 г. отчеты поступили из 34 стран).23

На 39-й сессии Генеральной ассамблеи (Брюссель, 1970 г.) было принято решение перевести систему уголовной регистрации Интерпола на электронно-вычислительную технику. Образованная с этой целью рабочая группа детально изучила действующие информационно-поисковые системы в службах уголовной регистрации полиции некоторых стран. Вывод был категоричен: система Интерпола сможет успешно функционировать только в том случае, если будет найден удачный синтез национальных систем.

Рабочая группа подготовила концептуальную модель международно-поисковой системы, которая была представлена на обсуждение Генеральной ассамблеи в 1981 году. Предусматривалось создать в штаб-квартире организации информационную систему, к которой должны быть подключены НЦБ стран - членов организации. На первом этапе внедрения информационной системы предполагалось обеспечить возможность прямой передачи из НЦБ оперативных данных о розыске лиц и предметов, записи их в "память" ЭВМ Интерпола в Париже и выведения из нее по непосредственным запросам НЦБ. Национальные службы полиции, имеющие кодовый ключ к ЭВМ Интерпола, смогут прямо из своей страны (через НЦБ) автоматически запрашивать компьютер и получать от него необходимые сведения.

В результате обсуждения предложенная рабочей группой модель информационно-поисковой системы Генеральной ассамблеей Интерпола была отклонена. Причиной была не только большая стоимость проекта, но главным образом вопросы обеспечения правовой защиты сведений о лицах, то есть персональных данных, заложенных в такую систему. Персональные данные касаются лиц, в отношении которых имеется приказ на арест с просьбой об их последующей выдаче (или без просьбы), лиц, которых сразу же при их появлении в стране следует взять под полицейское наблюдение, а также пропавших без вести.24

Надо отметить, что в настоящее время Интерпол вводит в "память" своей ЭВМ имена разыскиваемых преступников, пропавших без вести, названия украденных ценных предметов и произведений искусства. Руководство Интерпола видит свою первоочередную задачу в модернизации коммуникационной сети Интерпола. В 1985 году был подписан контракт на установку и введение дополнительных компьютеров в систему обработки информации. Этого удалось достичь при сооружении комплекса зданий новой штаб-квартиры в Лионе, где под вычислительную технику был отведен отдельный корпус. Комиссия продолжает изучать вопрос о введении в "память" ЭВМ и других сведений: о способе совершения преступления, внешности преступника (словесный портрет) и т. д. Из всех этих категорий пристальное внимание сейчас обращено на персональные сведения.

Вопрос сохранения в тайне сведений о лицах, внесенных в картотеки Интерпола, стал предметом весьма серьезных дискуссий. В каждой из стран - членов Интерпола эти сведения полиция рассматривает как строго конфиденциальные, в работе с ними соблюдаются ведомственные правила секретности, защищающие их от возможного разглашения, утечки. Как с конфиденциальными, с ними обращались и в Интерполе. И все же практика этой организации предусматривает широкий двусторонний обмен такими сведениями между Генеральным секретариатом и НЦБ, который осуществляется по почте, телеграфу, телефону, радио. Поэтому, по мнению специалистов, нужны дополнительные гарантии их защиты от огласки.

В 1982 году Генеральная ассамблея на 51-й сессии в Терромолиносе (Испания) одобрила специально подготовленные "Правила международной кооперации полиции и внутреннего контроля архивов Интерпола". Они вступили в силу одновременно с договором о штаб-квартире организации 14 февраля 1984 г. (это было особо оговорено с французским правительством). Годом позже на 52-й сессии Генеральной ассамблеи в Каннах был создан специальный комитет по контролю за архивами Интерпола. Как было предусмотрено "Правилами", в состав комитета вошли его представители и представитель Франции (всего пять человек). Первое заседание комитета состоялось только в январе 1986 года, но еще раньше, в 1984 году, генеральному секретарю было поручено продумать мероприятия по чистке архивов Интерпола. Подготовленный им проект таких мероприятий прошел обсуждение во всех службах секретариата, рассмотрен контрольной комиссией, после чего был принят Генеральной ассамблеей.25

Заключение
В заключении исследования можно сделать следующие выводы и высказать некоторые предложения по совершенствованию, как международного сотрудничества в целом, так и повышению эффективности использования возможностей МОУП-Интерпол в выявлении, раскрытии, расследовании и предупреждении преступной деятельности.

Организация Объединенных Наций и другие международные межправительственные и неправительственные организации прилагают серьезные усилия для организации и осуществления оптимальных путей эффективного международного сотрудничества по предупреждению преступности и борьбе с ней.

Они владеют колоссальными банками данных, нормативными материалами, данными криминологических и уголовно-правовых, уголовно-политических исследований, которые могут быть использованы каждой страной в целях более эффективной борьбы с национальной и транснациональной преступностью.

В целях повышения эффективности действий правоохранительных органов целесообразно было бы осуществить совершенствование методов сбора и получения информации (например, с применением компьютерных сетей и т.д.) в целях установления лиц, состоящих в организованных преступных структурах, а также о их коррумпированных связях, характера их деятельности, взаимосвязей между различными преступными организациями и тех методов, которые они могут применять в целях самозащиты;

В заключение надо отметить, что пока вопрос о создании в Интерполе единой информационной системы продолжает оставаться открытым в основном из-за различий в позициях стран, касающихся гарантирования защиты информации, и прежде всего персональных данных. В этой области еще не достигнуто единого мнения о категориях персональных данных, которые будут храниться в общих информационных массивах, а также о мерах по исключению возможности передачи данных третьей стороне и по обеспечению защиты информационной системы от неправомочного доступа.

По всей видимости, преобразование картотек Интерпола в объединенные информационные массивы на современной аппаратурной и программной основе, возможность дистанционной записи данных и их запроса из массива - дело достаточно далекого будущего.

Сегодня Интерпол — пожалуй, единственно надежный орган, где ведется учет транснациональных преступлений и лиц, их совершивших. Интерпол — главный координатор интернационального розыска преступников. Именно здесь определяются стратегические направления деятельности полиции.
  1   2
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации