Реферат - Инженерное обеспечение служебно-боевой деятельности внутренних войск - файл n1.rtf
Реферат - Инженерное обеспечение служебно-боевой деятельности внутренних войскДоступные файлы (1):
n1.rtf
ВОЕННО-ИНЖЕНЕРНАЯ АКАДЕМИЯ КАФЕДРА 16"УТВЕРЖДАЮ"
начальник кафедры
полковник Р.ГАНИЧЕВ
" " 1999 г.
Л Е К Ц И Я
по дисциплине:
"Инженерное обеспечение служебно-боевой деятельности внутренних войск" Тема: “
ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК” Время: 2 часа.
Автор: полковник МИРОНОВ Д.М.
Рассмотрена на заседании кафедры
Протокол ____ от ________1999г.
МОСКВА – 1999 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 1.Организация инженерного обеспечения передвижения. 2.Особенности инженерного обеспечения марша. 3.Особенности инженерного обеспечения передвижения внутренних войск комбинированным способом и перевозки их железнодорожным, воздушным, морским и речным транспортом. Заключение Приложения
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ :
1.Соляник И.В. Инженерное обеспечение передвижения и распо-
ложения на месте МСД ( ТД ), 1993г.- 32 с.
2.Поляков И.С., Семигласов В.И., Качанов А.Я. Подготовка и со-
держание путей движения войск, 1991г.- 280 с.
3.Пляскин В.Я. Инженерное обеспечение общевойскового
боя,1972г.- 365 с.
4.И.С.Поляков и др. Подготовка и содержание путей движения
войск, строительство и содержание военных дорог, 1989г.- 220 с.
5.Садовник В.А. Методика специальной и тактико-специальной
подготовки офицеров инженерных войск, 1987г.- 336 с.
6.Шамшуров В.К. Инженерное обеспечение боя в особых условиях, 1989г.- 239 с.
7.Васильев А.П., Сидоренко В.М. Эксплуатация автомобильных дорог, организация дорожного движения, 1992г.- 432 с.
8.Ермаков В.И. Инженерная разведка, 1983г.- 199 с.
9.Кузнецов В.П. Особенности выполнения задач инженерного обеспечения в зоне грузино-абхазского вооруженного конфликта, 1994г., 25 с.
10.Методическое пособие по действиям отрядов обеспечения движения, Воениздат, МО СССР, 1977г.- 63 с.
11.Шамшуров В.К. Инженерное обеспечение боевых действий войск в особых условиях, 1991г.- 184 с.
12.Шакин А.А. Способы проделывания проходов в минных полях и эффективность средств и способов преодоления минно-взрывных заграждений, 1988г.- 96 с.
13.Руководство по устройству и преодолению инженерных заг-
раждений, воениздат. МО СССР, 1986г.- 416 с.
В В Е Д Е Н И Е
Инженерное обеспечение передвижения войск осуществляется в целях создания условий для беспрепятственного передвижения в заданном темпе группировок внутренних войск в назначенные районы, а также для повышения защиты личного состава и техники от всех средств воздействия правонарушителей и неправительственных вооруженных группировок (бандформирований).
Содержанием инженерно-технического обеспечения передвижения
(переброски) внутренних войск является:
- инженерное обеспечение марша;
- инженерное обеспечение перевозки железнодорожным транспортом;
- инженерное обеспечение перевозки воздушным транспортом;
- инженерное обеспечение перевозки морским (речным) транспортом;
- инженерное обеспечение передвижения комбинированным способом (рис.1).
Инженерно обеспечение передвижения (переброски) войск включает: инженерно-техническую разведку местности на маршрутах (в полосе) движения; подготовку и содержание основных и запасных путей движения, переправ через водные преграды; фортификационое оборудование исходных районов, районов (станций, портов, аэродромов) погрузки (выгрузки), районов ожидания, дневного (ночного) отдыха и сосредоточения, районов развертывания пунктов управления; добычу, очистку воды и оборудование полевых пунктов водоснабжения; проведение инженерныхх мероприятий по обеспечению преодоления войсками районов разрушений, затоплений, очагов пожаров, вызванных, авариями и катастрофами и стихийными бедствиями, участков заграждений различного типа, установленных правонарушителями, а также инженерные мероприятия по маскировке войск и объектов.
1. ОРГАНИЗАЦИЯ ИНЖЕНЕРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ.
Успех инженерного обеспечения передвижения (переброски) войск достигается:
тщательным планированием инженерного обеспечения передвижения (переброски) и подготовкой войск к самостоятельному выполнению задач передвижения (переброски) войск, в том числе по преодолению заграждений (препятствий), возводимых правонарушителями;
заблаговременной инженерной разведкой маршрутов движения;
подготовкой и содержанием путей;
инженерным оборудованием исходных районов, районов ожидания, погрузки (выгрузки), сбора и сосредоточения, районов дневного (ночного) отдыха, районов дозаправки техники;
умением использовать маскирующие и защитные свойства местности;
своевременным проведением инженерных мероприятий по маскировке войск и объектов, по обеспечению преодоления участков заграждений, районов разрушений, затоплений, очагов пожаров;
своевременной организацией и осуществлением взаимодействия по организации инженерного обеспечения передвижения (переброски) войск с местными органами власти, инженерными войсками, различных ведомств и другими взаимодействующими органами.
В решении командующего округом (командира соединения, части и подразделения) на передвижение (переброску) по вопросам инженерного обеспечения определяется:
задачи инженерным частям и подразделениям на совершение марша (переброску), в том числе по обеспечению преодоления участков (районов) заграждений (разрушений) и естественных препятствий;
порядок передвижения инженерных частей и подразделений своим ходом, железнодорожным, воздушным, морским (речным) транспортом;
место инженерных частей и подразделений в походном построении;
сроки выхода к участкам (районам) заграждений (разрушений) для обеспечения их преодоления войсками, а также конечные районы и задачи, к выполнению которых следует быть готовым.
В решении заместителя начальника штаба по ИО (НИС) на инженерное обеспечение передвижения (переброски) определяется:
замысел инженерного обеспечения передвижения (переброски) (
на каких направлениях, маршрутах, в районах и переходах сосредоточить основные усилия инженерных частей и подразделений;
главные задачи и мероприятия инженерного обеспечения передвижения, решаемые в ходе подготовки и во время передвижения (переброски), сроки, объемы, способы и периодичность их выполнения;
привлекаемые силы и средства;
группировка инженерных сил в походном порядке;
возможный маневр инженерными силами и средствами;
последовательность выхода инженерных частей и подразделений в назначенные районы сосредоточения или в районы выполнения служебно-боевых задач);
2.задачи соединениям, частям и подразделениям, а также инженерным частям и подразделениям по инженерному обеспечению передвижения (переброски);
3.порядок передвижения инженерных частей и подразделений своим ходом, железнодорожным, воздушным, морским (речным) транспортом;
4.порядок перехода инженерных частей и подразделений от одного вида передвижения к другому.
В таблице 1 представлен вариант расчета времени на организацию инженерного обеспечения передвижения части.
Таблица 1.
Расчет времени на организацию инженерного обеспечения передвижения ( в полку) № п\п | Мероприятия | Время, мин | Объем, чел.час
|
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. | Уяснение задачи Оценка обстановки и принятие решения Оформление технических решений Постановка задач Указания по управлению, взаимодействию и МТО Оформление боевых документов Работа в подразделениях Доклад о готовности Итого | 10 20-30 90-120 25-60 30-40 60-90 30-60 10-20 275-430
| 0,17 0,3-0,5 1,5-2,0 0,4-1,0 0,5-0,6 1,0-1,5 0,5-1,0 0,1-0,3 4,5-7,2
|
На основе решения командующего (командира), указаний вышестоящего штаба войскам ставятся задачи по инженерному обеспечению и разрабатываются планирующие документы по инженерному обеспечению передвижения. Такими планирующими документами могут быть (рис.2):
в воинских частях:
план инженерного обеспечения передвижения на карте с пояснительной запиской или рабочая карта с прилагаемыми расчетами;
в соединениях, округах:
план инженерного обеспечения передвижения с пояснительной запиской или рабочая карта с прилагаемыми расчетами;
карта характеристики местности в полосе передвижения частей (соединений);
в инженерно-саперном батальоне:
решение командира инженерно-саперного батальона на передвижение;
расчет на перевозку инженерно-саперного батальона.
Одним из планирующих документов является план инженерного передвижения (рис.3).
К плану прилагаются расчеты:
по организации инженерной разведки;
по подготовке путей движения и содержанию переправ через водные преграды;
по обеспечению преодолению участков заграждений, районов разрушений, затоплений и очагов пожаров;
по выполнению инженерных мероприятий маскировки;
по фортификационному оборудованию районов развертывания пунктов управления, районов ожидания, погрузки и выгрузки, районов дневного (ночного) отдыха, конечных районов расположения (сосредоточения) войск и обеспечению инженерными средствами.
Мероприятия, проводимые в интересах инженерного обеспечения передвижения заблаговременно, включают:
детальное изучение местности в полосе передвижения (в районе переброски);
планирование инженерного обеспечения;
инженерные мероприятия по маскировке войск и объектов и оперативной маскировке;
инженерное оборудование исходных районов, районов (станций, портов, аэродромов) погрузки (выгрузки), ожидания, ночного (дневного) отдыха и сосредоточение;
устройство водоразборных сооружений для оборудования пунктов водоснабжения в полосе передвижения;
создание запасов дорожно-мостовых конструкций, средств полевого водоснабжения;
накопление строительных материалов, необходимых для обустройства путей и объектов при передвижении войск, и
подготовку технической документации.
Особое внимание обращается на заблаговременное проведение инженерных мероприятий по обеспечению преодоления войсками труднопроходимых районов, а также участков заграждений, которые могут быть созданы правонарушителями.
Изучение местности в полосе передвижения (районе переброски) организуется штабом округа (соединения, части) на основе указаний командующего (командира) и осуществляется заблаговременно рекогносцировочными группами, в состав которых включаются специалисты инженерного обеспечения.
Рекогносцировочные группы изучают:
сеть дорог, мосты и другие переправы, их пропускную способность и грузоподъемность, возможность движения по ним негабаритной техники,
пути обхода различных препятствий, районов заграждений (разрушений, затоплений и пожаров), зон заражений образованных в результате взрывов и аварий;
характер водных преград и горных районов;
станции (порты, аэродромы) погрузки (выгрузки);
маскирующие и защитные свойства местности, проходимость ее вне дорог;
районы (места) оборудования пунктов водоснабжения.
По данным рекогносцировочных групп и инженерной разведки отдел (отделение) ИО объединения (соединения) отрабатывает
карту характеристики местности в полосе передвижения (переброски) войск (рис.4), на которой определяется:
выбранные основные и запасные маршруты движения,
возможная скорость движения войск по участкам маршрутов,
данные о постоянных мостах, паромных переправах, бродах, переправах по льду,
удобные места для оборудования мостовых, паромных, а зимой и ледяных переправ, пунктов водоснабжения,
характеристики и способы преодоления горных проходов (перевалов) и перевальных участков;
наиболее вероятные районы (места) заграждений, разрушений, зон затоплений, очагов пожаров;
условия маскировки войск на маршрутах движения, в районах дневного (ночного) отдыха и сосредоточения;
места складирования строительных материалов;
места расположения предприятий атомной энергетики и химической промышленности, прогноз возможных зон заражения (завалов) и пожаров при их разрушении;
другие данные, необходимые для организации инженерного обеспечения передвижения (переброски).
К карте характеристики местности прилагаются:
карточки на железобетонные мосты, приспособленные для пропуска войск своим ходом;
данные об участках маршрутов, проходящих в горах;
справки по гидротехническим сооружениям;
характеристики складов с запасами материалов и конструкций;
инженерно-технические решения по оборудованию съездов на участках дорог, проходящих в насыпях, уширению проезжей части дорог, не обеспечивающей двухстороннего движения, усилению существующих мостов, увеличению радиусов поворотов, оборудованию тупиков, созданию запасов щебня, песка вблизи дорог на подъемах и спусках, возведению фортификационных сооружений и созданию заграждений для подразделений охраны и обороны перевалов, крупных мостов и других объектов от диверсионных действий правонарушителей в регионах чрезвычайного положения (со сложной оперативной обстановкой);
данные о метеосводках на маршрутах движения и в намеченных районах сосредоточения и отдыха войск.
К разработке карты привлекаются офицеры оперативного отдела
(отделения) и отдела (отделения) ИО.
При недостатке времени указанные данные могут отрабатывать-
ся на рабочей карте заместителя начальника штаба по ИО.
Варианты документов, разрабатываемых в инженерно-саперном
батальоне показаны на рис.5 и 6.
Таковы особенности организации инженерного обеспечения передвижения войск. Перейдем к рассмотрению вопросов инженерного обеспечения марша, как наиболее часто совершаемого способа передвижения частей и соединений внутренних войск.
2.ОСОБЕННОСТИ ИНЖЕНЕРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МАРШАПри организации инженерного обеспечения марша определяются:
задачи инженерного обеспечения, выполняемые частями и соединениями самостоятельно;
инженерные задачи и мероприятия, выполняемые инженерными частями и подразделениями при подготовке и в ходе марша.
Инженерным частям и подразделениям определяется:
маршрут движения,
исходные пункты (рубежи), пункты (рубежи) регулирования движения,
районы дневного (ночного) отдыха,
районы дозаправки инженерной техники,
конечные районы сосредоточения;
время начала и окончания марша;
место инженерных частей и подразделений в походных эшелонах войск, порядок их развертывания и действий в случае воздействия на колонны войск правонарушителей;
подразделения, выделяемые для обеспечения преодоления войсками участков заграждений, районов разрушений, зон затопления и очагов пожаров;
организация взаимодействия, управления, тылового и технического обеспечения войск.
Инженерное обеспечение марша в горных районах усложняется:
ограниченным количеством и низким качеством дорог;
сильной пересеченностью местности и наличием труднопроходимых препятствий;
возможностью образования горных обвалов, завалов, камнепадов, осыпей, оползней, схода снежных лавин;
снижением технических возможностей инженерных машин и производительности труда личного состава с увеличением абсолютных высот;
своеобразие климата по высотным поясам;
резкими изменениями погоды в течении суток;
экранирующим действием гор.
Кроме того, для многих горных районов характерна высокая температура летом, низкая - зимой, а также возможность образования в зимнее время глубоких снежных завалов и обледенение дорог, а в весенне-летний период - селевых потоков и подъема воды в горных реках вследствие дождей, ливней или резкого таяния снега в горах. В результате этого могут быть размыты дороги, образованы многочисленные промоины, овраги, наносы, обвалы и оползни.
Основными задачами и мероприятиями инженерного обеспечения передвижения войск своим ходом (маршем) являются:
инженерная разведка местности и объектов в полосе передвижения;
фортификационное оборудование исходного района, районов дневного (ночного) отдыха и дозаправки, конечного района сосредоточения (при необходимости);
подготовка и содержание путей движения и маневра войск;
оборудование и содержание переправ при преодолении водных преград;
проведение инженерных мероприятий по обеспечению передвижения войсками заграждений, установленных правонарушителями, районов разрушений, затоплений и очагов пожаров;
выполнение инженерных мероприятий по маскировке войск и объектов;
оборудование и содержание пунктов водоснабжения;
проведение инженерных мероприятий по ликвидации последствий разрушений предприятий атомной энергетики и химической промышленности, непосредственное обеспечение передвижения войск.
Инженерная разведка местности и объектов в полосе перегруппировки (марша) осуществляется в целях определения ее проходимости, а также условий выполнения инженерных задач.
Она проводится силами и средствами объединений, соединений и воинских частей, а также инженерными воинскими частями и подразделениями.
Органы управления организуют инженерную разведку полосы перегруппировки (марша), как правило, с упреждением на один суточный переход. К ведению инженерной разведки привлекаются: инженерные разведывательные дозоры (как правило, офицерские) на вертолетах; инженерные разведывательные дозоры инженерных воинских частей и подразделений, выполняющих задачи инженерного обеспечения перегруппировки (марша) войск, и отрядов обеспечения движения. В состав общевойсковой разведки включаются саперы-разведчики. Наиболее эффективным способом ведения разведки в ходе перегруппировки (марша) является непосредственный осмотр местности и объектов.
Инженерная разведка в полосе перегруппировки определяет:
наличие и состояние путей и переправ;
наиболее труднопроходимые районы, возможные скорости движения по участкам маршрутов, пропускную способность и допустимое время непрерывной эксплуатации грунтовых участков путей при заданной интенсивности движения;
состояние дорожно-мостовых сооружений и других объектов на дорогах, их грузоподъемность и пропускную способность;
наличие разрушений и заграждений, которые могут затруднить движение, возможность их обхода;
возможности скрытого движения войск, маскировочную емкость местности в исходном районе и вблизи водных преград, в районах отдыха и сосредоточения;
водообеспеченность местности вдоль путей движения,
возможность использования местных плавсредств и материалов на каждой водной преграде.
Полученные данные инженерной разведки обобщаются и наносятся на карту. Наиболее важные из них докладываются командующему (командиру) округа (соединения, части) и начальнику штаба округа (соединения, части), доводятся начальникам служб.
Органы управления инженерного обеспечения разрабатывают варианты инженерно-технических решений на выполнение задач при разрушении существующих переправ, горных дорог и перевалов, а также подъема уровня воды в реках.
Фортификационное оборудование исходного района, районов отдыха и дозаправки техники, конечного района сосредоточения проводятся с учетом защитных и маскирующих свойств местности. В этих районах, в зависимости от обстановки, могут оборудоваться окопы для подразделений, назначенных для охраны и обороны, а также огневые позиции для дежурных огневых средств. Для остального личного состава оборудуются укрытия от непогоды и пункты обогрева.
Полевое обустройство занимаемых районов осуществляется силами войск.
Сеть путей в полосе перегруппировки включает пути движения и маневра, а также пути в исходном районе, конечном районе сосредоточения, в районе отдыха, которые готовятся с использованием в первую очередь существующих дорог, имеющих наибольшую пропускную способность, из расчета один-два основных и один запасной путь на каждое соединение. Подготовка и содержание путей осуществляется, как правило, заблаговременно силами гражданских дорожно-эксплуатационных и строительных организаций, частей МЧС, войск военного округа, а также инженерных войск по заранее согласованным планам. В горных районах главное внимание обращается на содержание путей на перевальных участках, перевалах, в ущельях, каньенах, районах камнепадов, оползней и схода снежных лавин.
Пути в обход заграждений, районов разрушений, завалов и пожаров выбираются с учетом наличия и состояния существующих дорог, характера местности и ожидаемой интенсивности движения. При слаборазвитой дорожной сети могут прокладываться колонные пути инженерными частями и подразделениями имеющими в своем составе расчеты дорожных машин.
Непосредственное обеспечение передвижения войск маршем включает:
непрерывное ведение инженерной разведки путей движения;
восстановление разрушенных участков дорог и переправ;
обеспечение преодоления заграждений, районов разрушений, пожаров, затоплений, зон заражения;
проведение инженерных мероприятий по маскировке войск и объектов в ходе марша.
Мероприятия по непосредственному инженерному обеспечению марша осуществляются отрядами обеспечения движения (ООД). ООД в зависимости от обстановки может включать в себя: группу разведки и разграждения, дорожно-мостовую группу, группу прикрытия. Состав ООД и его место в походном порядке войск определяется командующим (командиром) округа (соединения, части).
Инженерные части и подразделения, совершающие передвижение, следуют в составе походных колонн в готовности к выполнению внезапно возникающих задач инженерного обеспечения марша.
Для обеспечения преодоления выдвигающимися войсками водных преград в качестве основных переправ используются постоянные мосты, в случае их разрушения разведываются переправы в брод, а при отсутствии бродов используются силы и средства взаимодействующих органов.
При инженерной разведке дорог основное внимание уделяется поиску мин в выбоинах полотна дороги, особенно засыпанных гравием или залитых водой, на участках с гравийным и грунтовым покрытием, на обочинах, съездах разрушенных мостов и участков дорог. Для этих целей в практике войск применялись ВРП-2, миноискатели ДИМ-М, ИМП-2 и расчеты МРС. При действия в Чечне в 1994-1996г.г. и контртеррористических операциях в Дагестане и Чечне в 1997г. группы оснащались БТР 80, миноискателями ИМП, ИМП 2, комплектами КР Е, сумками минера-подрывника. Миноискатели и расчеты МРС применялись в случаях подрывов и обнаружении демаскирующих признаков фугасов, мин и взрывоопасных предметов (ВОП), а также для проверки мест и объектов, которые наиболее вероятно могли быть подвергнуты минированию(водопропускных труб, съездов с дорог, выбоины на дорогах с твердым покрытием и т.д.). Обнаруженные при этом ВОП (инженерные мины и невзорвавшиеся боеприпасы) уничтожались с помощью накладных зарядов.
Анализ разведданных, опрос саперов и непосредственный осмотр минных полей и групп мин показал, что основными инженерными боеприпасами, использовавшимися для минирования местности боевиками, являлись противотанковые мины ТМ-57, ТМ-62, противопехотные мины ПМН, ПМН-2, ОЗМ-72,самодельные взрывные устройства как на основе артиллерийских и авиабоеприпасов, так и с использованием промышленных взрывчатых веществ. Анализ показывает, что не менее 30% противотанковых мин установлены на неизвлекаемость, причем в качестве элементов неизвлекаемости часто использовались ручные гранаты Ф-1, РГД-5 (устанавливалось до двух гранат на одну противотанковую мину). Боевиками устанавливались фугасы в виде кислородных баллонов, заполненных промышленными взрывчатыми веществами (аммоналом). Особенностью применения противотанковых мин являлась установка их в выбоины твердого покрытия дорог, заполненных дождевой водой или гравием; установка мин на обочинах, особенно на поворотах дорог и в местах с близко прилегающими зарослями кустарника; спаренная и даже строенная установка мин.
Преодоление заграждений и разрушений осуществляется ООД, инженерными частями и подразделениями, оснащенных инженерными машинами разграждения, тягачами, машинами с бульдозерным оборудованием, а также средства разминирования.
В ходе инженерной разведки зон заражения и районов разрушений, завалов, пожаров определяются их границы, пути или направления обхода, районы ожидания (сбора) войск после их преодоления. Инженерная разведка проводится рекогносцировочными группами объединений (соединений) и инженерными разведывательными дозорами частей и подразделений, выделенных на подготовку путей, оборудование переправ и районов ожидания.
Маскировка боевой техники, личного состава и фортификационных сооружений в занимаемых войсками районах проводится с использованием маскирующих свойств местности, табельных средств маскировки и местных материалов.
Пункты водоснабжения в районах расположения войск оборудуются на базе существующих водозаборных сооружений, а при их недостаточном количестве - с использованием штатных средств добычи и очистки воды. При этом проводится проверка качества воды. Для обеспечения войск водой в ходе марша в исходном районе создается возимый запас воды в соединениях, частях и подразделениях в объеме не менее суточной потребности. В зимнее время дополнительно к запасу воды создается запас пищевого льда. В ходе марша пополнение запасов воды осуществляется с использованием систем водоснабжения населенных пунктов, существующих или заблаговременно устраиваемых водозаборных сооружений (скважин, колодцев) вдоль маршрутов движения в полосе 5…10 км, а также пунктов водоснабжения, оборудуемых силами подразделений полевого водоснабжения.
Подразделения полевого водоснабжения выдвигаются в районы отдыха (сосредоточения) заблаговременно с таким расчетом, чтобы к моменту прибытия туда войск пункты водоснабжения были готовы к выдаче воды.
Инженерные мероприятия по ликвидации последствий стихийных бедствий, катастроф, аварий на предприятиях атомной энергетики и химической промышленности включает:
инженерную разведку местности, объектов и источников воды в районе поражения;
подготовку путей преодоления (обхода) районов разрушений, пожаров и зон опасного заражения;
восстановление (оборудование) пунктов водоснабжения вне зон заражения для обеспечения войск водой для санитарной обработки личного состава и хозяйственно-питьевых нужд.