Шпоры к экзамену общая часть - файл n1.docx

Шпоры к экзамену общая часть
Скачать все файлы (268.6 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.docx269kb.30.03.2014 04:39скачать

n1.docx

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Вопрос 1

1.1. Возникновение конституционного права зарубежных стран. Великая Хартия вольностей, Хабеас корпус акт.

Конституционное право зарубежных стран сформировалось как самостоятельная и автономная отрасль национального права на рубеже XVIII и XIX столетий. Это связано со спецификой и социальным предназначением конституционного права, которое призвано оградить и защитить интересы человека от возможных неправомерных покушений со стороны государства, его органов и должностных лиц. Для этого необходимо ограничение публичной власти строгими рамками права, и тем более — пресечение возможности злоупотреблений и произвола с ее стороны.
В условиях господства абсолютизма или деспотической власти возможность формирования особой системы норм, которые должны ограничить эту власть, была почти исключена. Это, конечно, не означает, что те или иные институты конституционного права не могли появиться в сравнительно далеком прошлом. Они знакомы и Древней Элладе и Древнему Риму, откуда пришло понятие "демократия", а также ряд других. До сих пор в Великобритании к числу основополагающих актов конституционного значения относят Великую хартию вольностей Иоанна Безземельного, принятую в 1 2 1 5 г .Вели́кая ха́ртия во́льностей— грамота, подписанная английским королем Иоанном Безземельным 15 июня 1215 года и ставшая в последующем одним из основополагающих конституционных актов Англии.  Великую хартию вольностей ( Magna Carta ) 1215г. обычно рассматривают в двух аспектах – как исторический документ 1215г. – памятник феодального 
права Англии, и как один из основных, “фундаментальных” законов английской неписаной конституции. Однако, это не просто два подхода к документу. По сути дела, это два различных варианта документа, отличающихся друг от друга как текстуально, так и по направленности, по смыслу и “духу” содержащихся в них положений. Документ 1215г. – продукт исторического развития Англии в XII – начале 
XIII вв., политико-правовой мысли крупных феодалов и конфликтной ситуации, возникшей в Англии при короле Иоанне (Джоне) Безземельном в 1213-1215гг. Хартия как действующий конституционный закон Англии – результат дальнейшей эволюции Англии в эпоху сословно-представительной монархии XIII- XIV вв., толкований и изменений первоначального текста применительно к потребностям этой эпохи, а также эпохи английской буржуазной революции XVII в.  , Хабеас корпус акт (Habeas Corpus Act), принятый в 1679 г . , и ряд других нормативных правовых актов, изданных еще в эпоху средневековья. Однако только свержение абсолютизма и ликвидация деспотических режимов создали реальные условия и предпосылки для формирования конституционного права. Они стали решающим условием появления особой системы правовых норм, которые призваны были утвердить как высшие ценности свободу индивида, права и свободы человека и подчинить этим высшим ценностям порядок формирования, организацию и осуществление государственной власти.

Хабеас корпус акт закон, принятый английским парламентом в 1679; один из основных конституционных актов Великобритании. Устанавливает правила ареста и привлечения обвиняемого к суду, предоставляет суду право контроля за законностью задержания и ареста граждан. Согласно Х. к. а., по заявлению арестованного, в котором он перечисляет подтвержденные присягой основания неправомерности своего ареста, судья обязан в установленные сроки издать приказ о его доставке в суд для проверки заявления. Заявление рассматривается судьей единолично в присутствии арестованного; судья вправе освободить его (безоговорочно или под залог) или же направить обратно в тюрьму, установив, что он арестован правомерно. Действие Х. к. а. не распространяется на лиц, подозреваемых в государственной измене; оно может быть приостановлено парламентом при чрезвычайных обстоятельствах (войны, забастовки, внутренние беспорядки).

Х. к. а. законодательно закрепил возникшую в Англии ещё в 12 в. практику Habeas Corpus, согласно которой арестованный мог обратиться к суду или к судье для выяснения оснований лишения свободы. Название этого процессуального института происходит от латинской формулы Habeas С. ad subjiciendum — начальной строки приказа; суда о доставке арестованного.

В США процедура Habeas Corpus стала применяться ещё в колониальный период, после завоевания независимости была закреплена конституцией США 1787 и конституциями отдельных штатов. Согласно конституции, действие этой гарантии может быть приостановлено только конгрессом, однако такое право предоставлено президенту, формально если этого требуют соображения государственной безопасности, т. е. практически в любом случае.

1.2. Значение американской Декларации независимости и французской Декларации прав человека и гражданина для становления конституционного права.

Подчеркивая, что формирование и становление конституционного права - это длительный процесс, нельзя не отметить особо выдающееся значение некоторых событий всемирной истории в формировании конституционно-правовых начал, в утверждении конституционной законности как высшей формы законности вообще. К числу таких событий можно отнести борьбу североамериканских колоний за свою независимость, приведшую к появлению Декларации независимости 1776 г., и Французскую буржуазную революцию конца XVIII века, манифестом которой стала Декларация прав человека и гражданина 1789 г.

Два названных документа послужили определенной вехой в процессе становления конституционного права. В американской Декларации 1776 г. было подтверждено на уровне нормативного правового акта то, что только народ является источником власти и что само государство и правительство имеют право на существование только в том случае, если они служат человеку и защищают его интересы. Во французской Декларации 1789 г. содержится специальная статья которая гласит, что народ, не знающий гарантий основных прав и свобод и принципа разделения властей, не имеет конституции. Речь здесь идет о том, что подлинный конституционный строй, закрепляемый в нормах конституционного права, должен базироваться на неких основополагающих принципах, к числу которых в первую очередь отнесены основные права и свободы человека и принцип разделения властей,т. е. принцип, который должен воспрепятствовать узурпации власти и злоупотребления ею.
Безусловно, оба эти документа исходят из учения о естественных и неотчуждаемых правах человека, т. е. о правах и свободах, которые неотъемлемо присущи человеческой личности. Причем в данном случае не имеет существенного значения различия в формулировках американского и французского документов, говорящих о правах и свободах, дарованных Творцом, или провозглашающих, что все люди рождаются свободными и равными в правах. Нормативно-правовое закрепление естественных прав человека имело исключительно важное значение для утверждения конституционного права как самостоятельной отрасли права. В результате были достаточно четко и ясно обозначены предназначение и сам предмет конституционного права. Их главными целями становятся обеспечение гарантии осуществления естественных и неотъемлемых прав и свобод человека в его отношениях (и противостоянии) с публичной властью.

1.3. Понятия «тенденция социализации», «тенденция демократизации», «тенденция интернационализации».

Сколько бы однако ни были важны и значимы отдельные выдающиеся документы эпохи формирования национального конституционного права в зарубежных странах, нельзя не отметить, что в целом это — сложный, динамичный и противоречивый процесс, и в наши дни он еще далек от завершения. На развитие и формирование институтов конституционного права влияли очень многие факторы: исторические, национальные и культурные особенности той или иной страны, демографические и природные условия, наконец, что особенно важно, противостояние различных социальных классов и групп, боровшихся за обладание государственной властью, за закрепление своих интересов в нормах права. И все же можно утверждать, что основным направлением в развитии конституционного права были его все более возрастающая демократизация, расширение сферы действия и круга субъектов, пользующихся защитой со стороны конституционно-правовых норм и институтов.
Действительно, если попытаться посмотреть на становление и эволюцию конституционного права в исторической ретроспективе, то можно сразу же заметить, что первоначальный круг полноправных субъектов конституционно-правовых отношений, да и сфера применения норм конституционного права были в значительной мере ограничены. Далеко не сразу важнейшие политические права обрели такие демографические и социальные группы населения, как женщины, молодежь, неимущие. Только в XX веке, преимущественно с середины этого столетия, избирательное право, т. е. важнейшее политическое право, открывающее возможность непосредственного участия в делах государства, действительно стало всеобщим.
Тем не менее та же историческая ретроспектива позволяет говорить о некоторой однобокости в развитии конституционного права и его институтов. Это, в частности, нашло свое отражение в том, что в основных законах государства, да и в законодательстве в целом, в первую очередь закрепляются институты, непосредственно связанные с осуществлением публичной власти. Вплоть до сегодняшнего дня конституционно-правовые тексты содержат главным образом положения, регулирующие порядок формирования и осуществления государственной власти. Значительно меньшее место занимают постановления, относящиеся к правам и свободам человека, постановления, которые четко, ясно и недвусмысленно гарантируют основные права и свободы человека.
Конечно, в какой-то мере в этом "повинна" сама теория естественных прав, сыгравшая столь положительную роль в возникновении и утверждении конституционной законности. Дело в том, что конституционно-правовая теория, восприняв постулат о естественных правах и свободах, сочла, что их закрепление не является целью самого конституционного права как отрасли права, ибо такие основополагающие права и свободы существуют независимо от того, записаны они в позитивном праве, сформулированы они в конституции или в ином законодательном тексте или нет. Один из выдающихся представителей британского конституционного права А. Дайси, критикуя требование о закреплении в законе свободы слова, говорил, что в таком случае можно дойти до требования закрепления в законе права завязывать шнурки на ботинках. Либеральные конституции XIX века, как правило, не содержат развернутых постановлений, закрепляющих и прокламирующих основные права и свободы граждан, здесь не предусмотрены какие-либо особые институты, посредством которых должно обеспечиваться осуществление этих прав и свобод. Действует все тот же принцип естественности и неотчуждаемости этих прав и свобод, ограждения от вмешательства государства. А гарантом их осуществления должен выступать независимый, беспристрастный и справедливый суд. Нередко конституционные тексты создают впечатление того, что основополагающая идея о публичной власти, служащей человеку, уступала место саморегулированию самой публичной власти, детальной проработке ее структур, ее полномочий, компетенции и т. д.
Ситуация начинает радикально меняться лишь после второй мировой войны. На первый план отныне выходят проблемы не только гарантии и реализации естественных прав и свобод, под которыми понимаются прежде всего личные права и свободы, но и проблема защиты социальных, экономических и культурных прав и интересов людей. Начинают вырисовываться новые подходы к самой проблематике конституционного права, и если еще в недавнем прошлом его основное назначение виделось в регулировании осуществления публичной власти, то отныне социальное назначение конституционного права начинает трактоваться иначе. Соответственно уточняется и вопрос о предмете конституционного права.
Вопрос 2

1.1. Понятие конституционного права как отрасли национального права.

Термин «конституционное право» используется в трех значениях:

1) конституционное право как особая отрасль права в системе национального права;

2) конституционное право как наука, изучающая конституционно-правовые нормы и формирующиеся на их основе правоотношения и институты;

3) конституционное право как предмет преподавания, как учебная дисциплина, основанная на достижениях и данных науки.

В процессе жизнедеятельности человек сталкивается с множеством различных отношений, существующих в обществе. Например, поступая на работу, мы становимся участниками трудовых отношений с администрацией предприятия, учреждения. Заключив договор, вступаем в сферу имущественных отношений и т.д. Все эти отношения должны регулироваться, а иначе в обществе начнется хаос и неразбериха. В качестве их регулятора и выступает, прежде всего, право.

Конституционное право - одна из отраслей системы права Республики Беларусь (да и других государств). Как и любая другая отрасль, она представляет собой совокупность правовых норм, которые характеризуются, с одной стороны, внутренним единством, определенными общими признаками, а с другой стороны - отличаются от норм других отраслей права (о чем будет сказано ниже).

1.2. Термины «конституционное право» и «государственное право».

Соотношение терминов «конституционное» и «государственное» право ЗС. КП – в основе англосаксонская система. ГП – в основе романская (германская) система. КП – верховенство конституции над государством.

Исторически сложилось так, что в странах где ведущую роль играли конституционно-правовые акты, акцентировавшие внимание на правах и свободах человека и закреплении их в конституциях – данная отрасль права называлась КП (Великобритания, Франция). В странах, в которых конституционно-правовая наука придавала основополагающее значение развитию государства и его институтов, а также их правовому оформлению и закреплению (Германия), соответствующая отрасль получила название ГП. Термин ГП вошел и в русскоязычную литературу и науку, т.к. монархия в России по своим основным параметрам была ближе к государственной системе кайзеровской Германии, чем к парламентарной монархии Великобритании. Нередко в литературе подчеркивается, что 2 эти термина идентичны, что это синонимы. Такое утверждение применимо к реалиям Германии, Швеции или Скандинавским странам, где ГП постепенно слилось с КП. Однако некоторые западные авторы утверждают, что принципиальное различие сохранилось до сегодняшних дней: расстановка акцентов на приоритетных целях права.

1.3. Объект и предмет регулирования конституционного права зарубежных стран. Метод правового регулирования.

предмет и метод КПЗС.Предмет регулирования – определенная сфера общественных отношений. КПЗС регулирует и закрепляет основы общественного строя, т.е. полит сист общ-ва, экономическую сист, определяет основные параметры соц. Структуры, закрепляет основы правового положения личности, партий, союзов, ассоциаций.КП отличается от других отраслей не только предметом, но и методом воздействия на своих субъектов. Метод запрета, т.е. существуют запрещающие нормы. Но чаще всего встречается метод обязывания – применение норм, обязывающих какой-то орган или лицо осуществлять определенные действия, а также метод дозволения – когда определенные нормы разрешают, дозволяют совершать такие действия. Отличительным для КП является метод императивно-властного воздействия. Этот метод предполагает не равенство сторон, а прямое осуществление власти, т.к. из субъектов – государство – реализует свою власть, обязывая другие субъекты выполнять ее властные предписания.

1.4. Субъекты конституционно-правовых отношений.

Конституционно-правовые отношения: субъекты и объекты конституционно-правовых отношенийКонституционно-правовые отношения — это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права.В конституционно-правовом отношении участвуют определенные стороны, называемые субъектами.

Субъектами конституционно-правовых отношений являются:- народ в целом; граждане (подданные), иностранцы, лица без гражданства, лица с многогражданством; государство; государственные органы: главы государств, (монархи, президенты), парламенты, правительства, конституционные суды и т. п.;субъекты федерации; автономные образования; административно-территориальные единицы; органы самоуправления и управления; должностные лица (спикер парламента, премьер-министр, омбудсман и др.); избиратели;депутаты; общественные объединения, союзы и ассоциации, политические партии, избирательные блоки; церковь (особенно наглядно в странах с государственной религией); трудовые коллективы (в соц. странах); СМИ и т. д.
Под объектом конституционно-правовых отношений понимают явления и предметы социальной действительности, по поводу которых возникают конституционно-правовые отношения.
Вопрос 3

1.1. Понятие конституционного права как науки.

Как и всякая другая отрасль права, оно представляет собой совокупность юридических норм, выражающих волю либо правящих политических элит, либо определенных социальных групп общества. Конституционное (государственное) право закрепляет основные принципы о народном суверенитете, верховенстве парламента, равенстве всех перед законом, господстве права и т.д. Конституционное (государственное) право закрепляет также механизмы политической власти, ее организацию и формы осуществления. При этом главной идеей, положенной в основу организации власти, является принцип разделения властей. Конституционное (государственное) право есть основная отрасль права страны, представляющая собой совокупность юридичеких норм, закрепляющих экономическую основу общества, форму правления и форму государственного устройства, определяющих организацию, компетенцию и порядок деятельности высших и местных органов государственной власти и управления, права и обязанности граждан и подданных, избирательное право и избирательную систему.

1.2. Предмет науки конституционного права. Методологический инструментарий.

Предмет регулирования – определенная сфера общественных отношений. КПЗС регулирует и закрепляет основы общественного строя, т.е. полит сист общ-ва, экономическую сист, определяет основные параметры соц. Структуры, закрепляет основы правового положения личности, партий, союзов, ассоциаций.
КП отличается от других отраслей не только предметом, но и методом воздействия на своих субъектов. Метод запрета, т.е. существуют запрещающие нормы. Но чаще всего встречается метод обязывания – применение норм, обязывающих какой-то орган или лицо осуществлять определенные действия, а также метод дозволения – когда определенные нормы разрешают, дозволяют совершать такие действия. Отличительным для КП является метод императивно-властного воздействия. Этот метод предполагает не равенство сторон, а прямое осуществление власти, т.к. из субъектов – государство – реализует свою власть, обязывая другие субъекты выполнять ее властные предписания.

1.3. Понятие конституционного права как учебной дисциплины.

Конституционное право как учебная дисциплина – это предмет преподавания в учебном заведении юридического профиля, в котором изучается:

Между учебным курсом и наукой конституционного права есть определенная взаимосвязь, поскольку данные последней активно используются в процессе совершенствования преподавания конституционного права в соответствующих учебных заведениях. Вместе с тем, они имеют и существенные отличия, поскольку решают качественно различные задачи. Учебный курс конституционного права по своему содержанию является более узким – это учебники, учебные пособия, программа имеющие достаточно четкую структуру, систему и включающие в себя какие-то заранее сформулированные вопросы, ответы на которые должен дать студент, освоивший данный курс. Наука же представляет собой огромный объем знаний, накопленный за долгие годы – это огромное количество различных трудов ученых, целые библиотеки их исследований, монографий, статей.

Вопрос 4

1.1. Понятие «система конституционного права как отрасли».

Конституционное право зарубежной страны — это основная отрасль ее национальной системы права, представляющая собой совокупность (систему) правовых норм, закрепляющих основы общественного и государственного строя, основы правового положения личности, основные принципы организации и деятельности системы государственных органов, избирательную систему и другие признаваемые важнейшими в данном государстве правовые институты.

Систему конституционного права составляют: 1) нормы конституционного права; 2) институты конституционного права; 3) принципы конституционного права.

1.2. Нормы конституционного права, их основные особенности.

Конституционно-правовая норма — это общеобязательное правило поведения, установленное или санкционированное государством в целях регулирования и охраны определенных общественных отношений, выполнение которых обеспечивается не только авторитетом государства, но и его принудительной силой.

Конституционно-правовые нормы можно классифицировать по различным основаниям:

1.По функциональной направленности конституционно-правовые нормы подразделяются на 1) регулятивные и 2) охранительные.

2.По содержанию различают: 1) управомочивающие нормы, т. е. устанавливающие компетенцию государственных органов, субъектов федерации, автономных образований и т. п. 2) обязывающие нормы 3) запрещающие нормы. 

3. По источникам конституционно-правовые нормы делятся на конституционные, законодательные, нормы органов исполнительной власти и др.

4. По характеру регулирования общественных отношений различают нормы материальные, т. е. определяющие содержание нормы и процессуальные— закрепляющие порядок реализации материальной нормы. Процессуальных норм много в регламентах, в избирательных законах.

5. По времени действия конституционно-правовые нормы классифицируются на:1) постоянные (принятые без ограничения срока);2 временные (принятые на определенный срок);3) чрезвычайные (действующие только в чрезвычайных условиях).

1.3. Принципы конституционного права.

Основные части и элементы системы конституционного права – это его общие принципы, его институты и нормы.

Общие принципы составляют каркас системы конституционного права и придают ей единую направленность. К ним относятся: принципы народного суверенитета, разделения властей, правовое государство.

1.4. Институты конституционного права.

Наряду с этим, правовые нормы группируются по институтам. Под правовым институтом понимается совокупность норм права, регулирующих определенный круг однородных и взаимосвязанных общественных отношений, образующих отдельную обособленную группу.

Например, институт избирательного права, институт Президентства, институт личных прав и свобод граждан и др. В то же время, понятие «правового института» не может быть очень четким, поскольку границы между институтами условны и весьма подвижны.

Вопрос 5

1.1. Основным источником конституционного права являются конституции, но они часто содержат лишь общие положения и обходят молчанием ряд важнейших вопросов государственной жизни, тем самым оставляя их решение на усмотрение правительства и администрации. Именно такой характер носит конституция США 1787 года. Наряду с этим конституции многих стран перегружены рядом мелочей и второстепенных деталей.

1.2. К числу важнейших источников государственного права зарубежных стран относятся конституционные законы, которые хотя и не являются составными частями конституции, но регулируют важнейшие государственно-правовые вопросы. Это законы об избирательном праве и избирательной системе, о полномочиях правительств и парламентов, о правовом положении личности, о порядке введения чрезвычайного положения. В качестве примера конституционных законов можно привести акт о свободе печати 1949 года в Швеции. Не менее важное значение в качестве источников государственного права имеют органические законы, которые в отличие от конституционных принимаются на основе бланкетных норм, содежащихся в конституциях. Особенно богата такими бланкетными нормами конституция Франции 1958 года. Важнейшие нормы государственного права содержатся и в обычных парламентских законах, которые иногда вступают в противоречие с конституцией. В качестве примера можно сослаться на законы Смита, Маккарена Вуда, закон о контроле над коммунистической деятельностью в США, которые представляли собой прямое нарушение конституции (их действие впоследствии было прекращено).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации