МР N 2/09 Организация системы социально-гигиенического мониторинга на уровне субъекта российской федерации (на примере Вологодской области) - файл n1.doc

МР N 2/09 Организация системы социально-гигиенического мониторинга на уровне субъекта российской федерации (на примере Вологодской области)
Скачать все файлы (52 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc550kb.05.04.2007 18:43скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8
Утверждаю

Первый заместитель

Министра здравоохранения

Российской Федерации

Г.Г.ОНИЩЕНКО

9 января 2003 года
ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

НА УРОВНЕ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(НА ПРИМЕРЕ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

МР N 2/09
Авторы:

Б.В. Лимин, Т.В. Карлова, И.О. Мясников, И.А. Кузнецова (ФГУ "Центр госсанэпиднадзора в Вологодской области"), Маймулов В.Г. (Санкт-Петербургская государственная медицинская академия им. И.И. Мечникова).

Методические рекомендации предназначены для использования в деятельности центров госсанэпиднадзора 1 и 2 уровней управления средой обитания и здоровьем населения.

Программное обеспечение к Методическим рекомендациям "Организация системы социально-гигиенического мониторинга на уровне субъекта Российской Федерации" можно взять на сайте Центра госсанэпиднадзора в Вологодской области (www.vologda.ru/~gsen).
1. Введение
В соответствии со ст. 45 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" N 52-ФЗ от 30.03.1999 социально-гигиенический мониторинг (СГМ) является государственной системой мероприятий и проводится на федеральном уровне, на уровне субъектов РФ, в городских и сельских поселениях органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора совместно с федеральными органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Информационно-аналитическая система социально-гигиенического мониторинга является одним из ключевых механизмов в технологии управления уровнем санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В соответствии с данными положениями Правительство РФ Постановлением от 01.06.2000 N 426 утвердило "Положение о социально-гигиеническом мониторинге", в соответствии с которым СГМ является государственной системой наблюдения, анализа, оценки и прогнозирования состояния здоровья населения и среды обитания, а также инструментом установления причинно-следственных связей между здоровьем и факторами окружающей среды.
2. Роль системы социально-гигиенического мониторинга

в системе управления здоровьем
Государственная социально-экономическая политика в последние годы характеризуется признанием необходимости укрепления здоровья населения как главного фактора экономического роста и обеспечения национальной безопасности страны. Это становится возможным только при условии создания системы управления здоровьем населения и факторами, формирующими его. Состояние здоровья населения формируется под воздействием нескольких факторов (рис. 1).
┌────────────────────────────────────────┐

│Факторы, определяющие здоровье населения│

└─────────┬────────┬───────────┬─────────┘

┌─────────┘ │ └─────────┐

│ │ │

\/ │ \/

┌── -- -- -- -- -- ──┐ \/ ┌ -- -- -- -- -- -- -- ┐

┌──────────┐ ┌────────────────┐ ┌───────────┐

│ │Социальные│ │ │Наследственность│ │ │ Факторы │ │

│ факторы │ │ │ │окружающей │

│ │ │ │ │ │ │ │ среды │ │

└┬───┬────┬┘ └────────┬───────┘ └┬────┬────┬┘

│ \/ │ \/ │ │ │ \/ │ \/ │

┌──────┐│┌───────┐ │ ┌─────────┐│┌────────┐

│ │образ │││уровень│ │ │ ││питьевая │││ произв.││

│жизни │││ жизни │ │ │ вода │││ среда │

│ └──────┘│└───────┘ │ │ │└─────────┘│└────────┘│

\/ │ \/

│ ┌───────────┐ │ │ │ ┌────────────┐ │

│ мед. │ │ │атмосферный │

│ │обеспечение│ │ │ │ │ воздух │ │

└─────┬─────┘ │ └──────┬─────┘

└─ -- -- ─┼ -- -- -- ┘ \/ └── -- -- -- ┼─ -- -- ─┘

│ ┌─────────────────┐ │

└───────────>│ Здоровье │<────────────┘

└─────────────────┘
Рис. 1. Факторы, определяющие здоровье населения
Наибольший вклад в формирование здоровья вносит группа факторов, объединенных термином "социальная среда", включающим социально-экономический статус и особенности поведения населения.

К группе факторов, определяемых как "окружающая среда", относятся качество объектов среды обитания и их достаточность для удовлетворения физиологических потребностей организма. Это атмосферный воздух, питьевая вода, производственная среда, воздух закрытых помещений, в т.ч. жилье, и физические факторы (вибрация, шум, метеофакторы, микроклимат, электромагнитное, ионизирующее излучения и т.д.).

Состояние медицинской помощи населению имеет немаловажную роль в формировании здоровья.

Для комплексного воздействия на медико-экологические факторы, в целях обеспечения медико-демографических, санитарно-гигиенических аспектов развития общества необходима система управления здоровьем населения (рис. 2).
┌───────────────┐ ┌── -- -- -- -- -- -- -- -- ──┐ ┌──────────┐

│Здравоохранение│ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЕМ │Социальная│

│ │<──┤ ├──>│ защита │

│ │ │населения │

└───────────────┘ └ -- -- ┬─ -- ─┬ -- -- ─┬─ - ─┘ └──────────┘

┌─────────────────┘ │ └────────────┐

\/ \/ \/

┌────────────┐ ┌──────────────────┐ ┌─────────────┐

│Медицинское │ │ Охрана природы и │ │ Народное │

│страхование │ │природных ресурсов│ │ образование │

└────────────┘ └──────────────────┘ └─────────────┘
Рис. 2. Система управления здоровьем населения
В связи со сменой общественно-экономической формации перед системой управления здоровьем воздвигаются новые задачи по формированию социальной, медико-демографической политики и требуют реформирования существующих структур с целью оптимизации их деятельности.

Данное Положение предъявляет требования по оптимизации деятельности и госсанэпидслужбы, определяет необходимость перехода от контроля за средой обитания человека и его здоровьем к управлению санитарно-эпидемиологической ситуацией, что является основным механизмом выполнения главной задачи службы - предупреждение, выявление и ликвидация опасного и вредного влияния среды обитания человека на его здоровье.

Основным механизмом в выполнении данной задачи является система социально-гигиенического мониторинга, который является государственной системой наблюдения, анализа, оценки и прогнозирования состояния здоровья населения и среды обитания, а также инструментом установления причинно-следственных связей между здоровьем и факторами окружающей среды. Стержневым звеном системы СГМ являются учреждения Госсанэпидслужбы Российской Федерации, обеспечивающие сбор, обработку, анализ и передачу информационных материалов о состоянии среды обитания и здоровья населения на различные уровни власти и управления.
3. Объекты исследования

в системе социально-гигиенического мониторинга
Объектами исследования в системе социально-гигиенического мониторинга являются здоровье и факторы среды обитания.

Здоровье населения территории является обобщенным интегральным критерием качества среды обитания и ее влиянием на жизнедеятельность людей и рассматривается как единое целое (общество, социум, экономика, экология) в системе социально-гигиенического мониторинга (рис. 3).
┌─────────────┐ ┌───────────────┐

│ Экономика ├─────────────────────────────────>│ Общество │

└──────┬──────┘<─────┐ ┌─────────────────┐ ┌───>└────────┬──────┘

│ │ │ Здоровье │ │ │

\/ └─┤ населения │<─┘ \/

┌─────────────┐ │ территории │ ┌───────────────┐

│ Социум ├───────>│ │<----->│ Экология │

└─────────────┘ └─────────────────┘ └───────────────┘

/\ /\ /\

│ │ │

│ \/ │

│ ┌─────────────────┐ │

└─────────────>│ СГМ │<───────────────┘

├─────────────────┤

│ Стратегия │

│развития здоровья│

└─────────────────┘
Рис. 3. Стратегия развития здоровья населения
Для реализации социально-гигиенического мониторинга в деятельности службы необходимы следующие условия:

- нацеленность службы на достижение конечного результата - улучшение здоровья граждан вследствие снижения влияния факторов риска среды обитания;

- реформирование службы;

- переход от объектового надзора к факторному с расчетом оптимально необходимых объемов лабораторных исследований;

- рациональное распределение функций между центрами ГСЭН разного уровня управления;

- разработка оптимальной системы мониторинга за состоянием факторов, формирующих среду обитания, показателями здоровья населения;

- создание информационной компьютерной системы;

- достаточность финансового и ресурсного обеспечения подразделений службы в соответствии с их функциями.

В ходе реализации намеченных направлений развития госсанэпидслужбы разработаны и внедрены в практику общие системные подходы к организации социально-гигиенического мониторинга, определены показатели мониторирования здоровья и факторов окружающей, социальной и производственной среды (рис. 4).
┌─ -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- ─┐ ┌── -- -- -- -- -- -- ──┐

│ ┌─────────────────┐ │ ┌──────────────────┐

│ Показатели, │ │ │ Показатели, │ │

│ │ характеризующие │ │ │ характеризующие │

│мед. обеспечение │ │ │ состояние │ │

│ │ │ │ │ атмосферного │

│ │ │ │ воздуха │ │

│ ├─────────────────┤ │ ├──────────────────┤

│ Показатели, │ Блок соц.- │ │ Показатели, │ │

│ │ характеризующие │ экон. │ │ характеризующие │

│ образ жизни │показателей │ │качество питьевой │ │

│ ├─────────────────┤ │ │ воды │

│ │ Показатели, │ │ └──────────────────┘ │

│ характеризующие │ │ Блок

│ │ условия жизни │ │ гигиенических │

└─────────────────┘ │ показателей

└── -- -- ──┬ - -- -- -- -- ─┬─ - ┴ - -- ┴─ - ─┬ - -- ┌─ -- -- ──┘

│ Показатели, │

│ │ характеризующие │ │

│ производственную │

│ │ среду │ │

│ └ -- -- ─┬─ -- -- ┘ │

│ \/ │

│ ┌─ -- -- -- -- -- ┐ │

└───────────────>│ СГМ │<─────┘

└── -- -- -- -- ──┘

/\

┌─ -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- ──┴─ -- -- -- -- -- -- -- -- ┐

┌───────────────────┐ ┌────────────────┐ ┌──────────────┐

│ │Социально-демограф.│ │Медико-демограф.│ │Заболеваемость│ │

│ показатели ├──┤ показатели ├──┤ │

│ ├─────────┬─────────┤ └────────┬───────┘ ├───────┬──────┤ │

│ │ ┌────────┴───────┐ │ │

│ │Медико-генетические│ │ Инвалидность │ │ Показатели │ │

│ показатели ├──┤ ├──┤физ. развития │

│ └───────────────────┘ └────────────────┘ └──────────────┘ │

Блок показателей, характеризующих здоровье

└── -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- ─┘
Рис. 4. Показатели социально-гигиенического мониторинга
Блок гигиенических показателей составляют показатели, характеризующие состояние атмосферного воздуха, куда входят источники загрязнения и выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, данные о санитарно-защитных зонах промышленных предприятий и количестве населения, проживающего в них, результаты лабораторных исследований атмосферного воздуха на стационарных, маршрутных постах, подфакельные замеры и комплексные показатели загрязнения атмосферы. По такой же схеме рассматриваются и показатели, характеризующие качество питьевой воды и производственной среды. В блок социально-экономических показателей включены данные, характеризующие уровень жизни населения, условия жизни и медицинское обеспечение (рис. 5).
┌───────────────────────────────┐

│ Социально-экономические │

│ показатели │

└──────┬───────┬──────────┬─────┘

┌───────────┘ │ └──────────┐

\/ \/ \/

┌───────────────┐ ┌───────────────┐ ┌─────────────┐

│Уровень жизни 5│ │Условия жизни 4│ │ Медицинское │

│ │ │ │ │обеспечение 6│

└───────────────┘ └───────────────┘ └─────────────┘

┌───────────────────┐ ┌────────────────┐ ┌─────────────────────┐

│- доходы населения;│ │- уровень │ │- обесп. населения │

│- потребление и │ │занятости │ │врачами; │

│расходы; │ │населения; │ │- обесп. населения │

│- состояние │ │- уровень │ │ср. мед. работниками;│

│коммунального │ │пищевого статуса│ │- обесп. койками; │

│хозяйства; │ │населения; │ │- обесп. населения │

│- обеспечение │ │- вредные │ │амбул.-поликл. │

│населения услугами │ │привычки; │ │службой; │

│транспорта и связи,│ │- уровень │ │- интенсивность │

│услугами бытового │ │общественного │ │посещения на │

│характера; │ │порядка и личной│ │1 жителя; │

│- социальная защита│ │безопасности │ │- соответствие │

│уязвимых слоев │ │ │ │учреждения санитарным│

│населения │ │ │ │нормам │

└───────────────────┘ └────────────────┘ └─────────────────────┘
Рис. 5. Социально-экономические показатели СГМ
4. Построение системы

социально-гигиенического мониторинга в области
Изначально формирование и построение системы СГМ в области началось еще в 1992 году, когда впервые в центре ГСЭН в Вологодской области была создана структура (отдел) изучения здоровья населения и среды обитания. Свое развитие система получила в 1995 году в связи с принятием Постановления главы администрации Вологодской области N 491 "Об утверждении Программы социально-гигиенического мониторинга в Вологодской области"; соответствующие программы были разработаны и утверждены в 11 муниципальных районах области. В течение ряда лет формировалась структура системы СГМ, накапливались информационные базы данных, выделялись приоритетные показатели мониторинга, создавалось программное обеспечение системы, совершенствовалось материально-техническое обеспечение.

На сегодняшний день в межрайонных центрах (МРЦ ГСЭН) созданы отделы СГМ (или отделения информационно-аналитической поддержки) с организацией локальных систем обмена информацией. В целом в системе СГМ задействовано более 70 специалистов с высшим образованием, эксплуатируется 251 ед. компьютерной техники, разработано более 50 программ для формирования и анализа информационного фонда.

Все данные системы СГМ в еженедельном режиме формируются и представляются в Центр ГСЭН в Вологодской области с использованием сети Internet (рис. 6), пользователями которой являются все центры ГСЭН Вологодской области.
┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Персонал: 70 служащих Компьютеры: 251 ед. │

└────────────────────────────────────────────────────────────────┘
┌────────────────┐┌─────────────┐ ┌──────────────┐┌──────────────┐

│В.-Устюгский МРЦ││ Грязовецкий │ │Сокольский МРЦ││ Тотемский МРЦ│

├────────────────┤│ МРЦ │ ├──────────────┤├──────────────┤

│- врачи: 1 │├─────────────┤ │- врачи: 1 ││- врачи: 1 │

│- средние: 1 ││- врачи: 1 │ │- средние: 1 ││- средние: 1 │

│- технический ││- средние: 1 │ │- технический ││- технический │

│персонал: 2,5 ││- технический│ │персонал: 3 ││персонал: 2 │

│Компьютеры: ││персонал: 3 │ │Компьютеры: ││Компьютеры: 11│

│25 <*> ││компьютеры: 5│ │22 <*> ││ │

└───────┬────────┘└──────┬──────┘ └──────┬───────┘└───────┬──────┘

└─────────┐ │ │ ┌────────────┘

┌────────────────┐│┌─────┴───────────────┴──┐│┌──────────────────┐

│Белозерский МРЦ │└┤ Internet ├┘│ Череповецкий МРЦ │

├────────────────┤ ├────────────────────────┤ ├──────────────────┤

│- врачи: 2 │ │ ЦГСЭН │ │- врачи: 3 │

│- средние: 1 ├─┤ в Вологодской области │ │- средние: 2 │

│- технический │ ├────────────────────────┤ │- технический │

│персонал: 1 │ │- врачи: 6 │ │персонал: 5 │

│Компьютеры: 8 │ │- средние: 7,25 │ │Компьютеры: 60 <*>│

└────────────────┘ │- технический │ └──────────────────┘

┌┤персонал: 16 │

││Компьютеры: 64 <*> ├┐

┌────────────────┐│└───────────┬────────────┘│

│ Вологодский ТЦ ││ ┌─────┴─────┐ ┌┴───────────┐

├────────────────┤│ │Вытегорский│ │Кирилловский│

│- врачи: 1 ││ └───────────┘ └────────────┘

│- средние: 1 ├┘ ┌─────────────────┐┌─────────────────┐

│- технический │ │- врачи: 1 ││- врачи: 1 │

│персонал: 3 │ │- средние: 1 ││- средние: 1 │

│Компьютеры: │ │- технический ││- технический │

│30 <*> │ │персонал: 1 ││персонал: 1 │

└────────────────┘ │Компьютеры: 6 ││Компьютеры: 4 │

└─────────────────┘└─────────────────┘
--------------------------------

<*> Имеют локальную сеть.
Рис. 6. Структура кадрового и компьютерного

обеспечения системы СГМ
Создание единой системы связи между центрами на основе глобальной компьютерной сети Internet, которая является одним из наиболее эффективных и перспективных средств коммуникации, позволило решить проблемы универсализации данных и доступа к различным информационным ресурсам.

Из 251 единицы имеющейся компьютерной техники имеет современную конфигурацию 79% в 2001 году. В 5 центрах компьютеры объединены в локальную сеть.

Для выполнения основных задач госсанэпидслужбы используются программы компьютерной поддержки, разработанные и сопровождаемые специалистами областного центра. Количество программных продуктов, используемых в областном центре, - более 60, обязательных для использования на территориях - 29 (рис. 7).
Рис. 7. Использование программных продуктов

на территориях области
Рисунок не приводится.
Внедрение программного обеспечения и адаптация к районному уровню, а также обслуживание компьютерной техники осуществляется специалистами отделений информационно-аналитической поддержки (СГМ), созданных при межрайонных центрах ГСЭН.

С целью внедрения программных продуктов в систему госсанэпиднадзора на базе областного центра созданы постоянно действующие курсы обучения специалистов системы социально-гигиенического мониторинга, кроме этого специалисты обучаются работе с прикладным программным обеспечением, проводятся циклы усовершенствования. В 2002 г. все специалисты отделов СГМ и оперативных подразделений центров ГСЭН обучены на выездном практическом семинаре по использованию ГИС-технологий в практике госсанэпиднадзора.
5. Формирование информационных баз данных СГМ
В целях создания единого информационного поля в области приняты Соглашения о взаимодействии с Департаментом здравоохранения области, Областным комитетом государственной статистики, заключены договоры с Центром агрохимической службы, Станцией защиты растений, Департаментом продовольственных ресурсов и другими ведомствами.

В системе сегодня задействовано более 20 ведомств и надзорных органов. В ходе реализации системы сформировались 10-летние базы данных по среде обитания человека и заболеваемости, что позволяет проводить оценку влияния факторов окружающей среды на состояние здоровья населения (рис. 8).
┌───────────────────────────┐

│ЦГСЭН в Вологодской области│

├───────────────────────────┤

│ Отдел СГМ │

└───────────────────────────┘

┌──────────────────────┬───────────────────┐

┌──────┴───────────┐ ┌──────┴──────┐ ┌────────┴─────────┐

│Здоровье населения│ │Социально- │ │Факторы окружающей│

└─────────┬────────┘ │экономические│ │ среды ├┐

┌─────────┴─────┐ │показатели │ └──────────────────┘│

│ Департамент │ └──────┬──────┘ │

│здравоохранения│ ┌───────┴─────────────────────────┐ │

│ области │ │Областной комитет государственной│ │
  1   2   3   4   5   6   7   8
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации