Курсовая работа - Лингвопсихологические особенности лексического развития детей дошкольного возраста - файл n1.doc

Курсовая работа - Лингвопсихологические особенности лексического развития детей дошкольного возраста
Скачать все файлы (180.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc181kb.30.03.2014 01:11скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6


МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Омский государственный педагогический университет»

Факультет педагогики и психологии детства

Кафедра русского языка, литературы и методики их преподавания


Курсовая работа

Лингвопсихологические особенности лексического развития детей

дошкольного возраста

Направление __ Педагогики и психологии детства__

Профиль__ Детская практическая психология___

Выполнил: студент

35 группы

_______________(подпись)

Научный руководитель:

д.филол.н., доцент

Оценка______________

«___»_________2012 г.

____________(подпись)

Омск, 2012

Содержание

Введение 4

Глава 1. Психолого-педагогические основы лексического развития детей дошкольного возраста 6

1.1. Особенности психического развития дошкольника 6

1.1.1. Особенности психического развития ребенка 3-4 лет 6

1.1.2. Особенности психического развития ребенка 4-5 лет 12

1.1.3. Особенности психического развития ребенка 6-7 лет 15

1.2. Особенности личностного развития дошкольника 17

Выводы по главе 19

Глава 2. Лексическое развитие дошкольников 20

2.1. Детская речь как предмет лингвистического исследования 20

2.2. Развитие словарного запаса и его особенности у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста 24

2.3. Основные направления и методы развития лексики дошкольника 27

Выводы по главе 33

Заключение 35

Литература 36

Приложение 38


Введение


Проблемы и задачи развития речи детей дошкольного возраста были актуальны всегда. Во все времена развитию речи детей уделялось большое внимание. Значение речи  в становлении личности ребёнка настолько велико, что задачи по её формированию занимают особое место в воспитании.  

Слово вводит ребёнка в мир людей, помогает понять его и освоиться в нём, помогает осознать себя как индивидуальность и стать активным участником в жизни общества. Слово является основным средством коммуникации и формой самовыражения малыша. Оно служит средством регуляции его поведения. С помощью слова ребёнок познаёт природное и предметное окружение.

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.

Данная проблема в научной литературе представлена недостаточно. Поэтому целью исследования стало изучение особенностей лексического развития детей дошкольного возраста.

В соответствии с целью были определены следующие задачи:

  1. Изучить особенности психического и личностного развития дошкольника.

  2. Проанализировать детскую речь как предмет лингвистического исследования.

  3. Наметить основные направления и методы развития лексики дошкольника.

Объект исследования – лексическое развитие детей.

Предмет исследования – лексическое развитие детей дошкольного возраста.

Гипотеза – для развития лексики детей в разном возрасте требуются разные методы.

Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования; описательный метод, включающий в себя наблюдение, сопоставление, обобщение и классификацию исследуемого материала, а также творческая опытная работа по составлению методической разработки.

Глава 1. Психолого-педагогические основы лексического развития детей дошкольного возраста

1.1. Особенности психического развития дошкольника

1.1.1. Особенности психического развития ребенка 3-4 лет


Годы дошкольного детства - это годы интенсивного психического развития и появления новых, ранее отсутствовавших психических особенностей. Ведущей потребностью ребенка данного возраста является потребность в общении, уважении, признании самостоятельности ребенка. Ведущая деятельность - игровая. В этот период происходит переход от манипулятивной игры к ролевой.

Ведущей познавательной функцией является восприятие. Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. В младшем школьном возрасте эти процессы будут занимать ведущие позиции, особенно логическое мышление, а восприятие будет выполнять обслуживающую функцию, хотя и продолжит развиваться. Хорошо развитое восприятие может проявляться в виде наблюдательности ребенка, его способности подмечать особенности предметов и явлений, детали, черточки, которые не заметит взрослый [3, c. 78].

В процессе обучения восприятие будет совершенствоваться и оттачиваться в процессе согласованной работы, направленной на развитие мышления, воображения, речи. Восприятие младшего дошкольника 3-4 лет носит предметный характер, то есть свойства предмета, например цвет, форма, вкус, величина и др., не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом, считает их нераздельно принадлежащими ему. При восприятии он видит не все характеристики предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одну, и по ней отличает предмет от других. Например: трава зеленая, лимон кислый и желтый. Действуя с предметами, ребенок начинает обнаруживать их отдельные качества, постигать разнообразие свойств. Это развивает его способность отделять свойства от предмета, замечать похожие качества в разных предметах и разные в одном.

Способность детей управлять своим вниманием очень невелика. По-прежнему сложно направить внимание ребенка на предмет с помощью словесных указаний. Чтобы переключить его внимание с объекта на объект, часто требуется неоднократно повторять инструкцию. Объем внимания с двух объектов в начале года возрастает до четырех к концу года. Ребенок может удерживать активное внимание в течение 7-8 минут. Внимание носит в основном непроизвольный характер, его устойчивость зависит от характера деятельности. На устойчивость внимания отрицательно влияет импульсивность поведения ребенка, желание немедленно получить понравившийся предмет, ответить, сделать что-то.

Процессы памяти остаются непроизвольными. По-прежнему преобладает узнавание. Объем памяти существенно зависит от того, увязан материал в смысловое целое или разрознен. Дети данного возраста в начале года могут запомнить при помощи наглядно-образной, а также слуховой вербальной памяти два объекта, к концу года - до четырех объектов. Ребенок хорошо запоминает все, что представляет для него жизненный интерес, вызывает сильный эмоциональный отклик. Прочно усваивается информация, которую он видит и слышит много раз. Хорошо развита двигательная память: лучше запоминается то, что было связано с собственным движением [7, c. 64].

В три-четыре года ребенок, пусть несовершенно, пытается анализировать то, что видит вокруг себя; сравнивать предметы друг с другом и выводить заключение об их взаимозависимостях. В быту и на занятиях, в результате наблюдений за окружающим, сопровождаемых объяснениями взрослого, дети постепенно получают элементарное представление о природе и быте людей. Ребенок и сам стремится объяснить то, что видит вокруг. Правда, понять его порой бывает трудно, поскольку, например, следствие он зачастую принимает за причину факта. Сравнивают, анализируют младшие дошкольники в наглядно-действенном плане. Но у части детей уже начинает проявляться способность решать задачи по представлению. Дети могут сравнивать предметы по цвету и форме, выделять отличия по другим признакам. Могут обобщать предметы по цвету (это все красное), форме (это все круглое), величине (это все маленькое). На четвертом году жизни дети несколько чаще, чем раньше, пользуются в разговоре родовыми понятиями типа игрушки, одежда, фрукты, овощи, животные, посуда, включают в каждое из них большее число конкретных наименований. Однако отношение общего к частному и частного к общему понимается ребенком своеобразно. Так, например, слова посуда, овощи являются для него лишь собирательными названиями для групп предметов, а не отвлеченными понятиями, как это бывает при более развитом мышлении.

На четвертом году жизни воображение у ребенка развито еще слабо. Малыша можно легко уговорить действовать с предметами, перевоплощая их (например, использовать палочку как термометр), но элементы «активного» воображения, когда ребенка увлекают сам образ и возможность действовать самостоятельно в воображаемой ситуации, лишь начинают формироваться и проявляться.

У младших дошкольников замысел рождается нередко после того, как выполнено действие. А если и формулируется до начала деятельности, то очень неустойчиво. Замысел легко разрушается или теряется по ходу его реализации, например, при встрече с трудностями или при изменении ситуации. Само возникновение замысла происходит стихийно, под влиянием ситуации, предмета, кратковременного эмоционального переживания. Малыши еще не умеют направлять свое воображение. У детей 3-4 лет наблюдаются лишь элементы предварительного планирования игры или продуктивных видов деятельности [2, c. 82].

Речь детей в основном продолжает оставаться ситуативной и диалогической, но становится более сложной и развернутой. Словарный запас увеличивается за год в среднем до 1500 слов. Индивидуальные различия колеблются от 600 до 2300 слов. Изменяется словарный состав речи: возрастает по сравнению с именами существительными доля глаголов, прилагательных и других частей речи. Длина предложений увеличивается, появляются сложные предложения. В речи детей четвертого года жизни имеется еще одна особенность: занимаясь каким-либо делом, дети часто сопровождают свои действия малопонятной для окружающих негромкой речью - «приборматыванием».

Эти «разговоры с собой» имеют огромное значение для развития детей. С их помощью ребенок удерживает в памяти поставленные им перед собой цели, строит новые планы, обдумывает пути их достижения, наконец, выполняет на словах действия, которые опускает в реальности.

Речевое развитие ребенка формируется оптимально при индивидуальном общении его с взрослым. Ребенок должен ощущать не только эмоциональное участие в его жизни, но и пос­тепенно на близком расстоянии видеть лицо говорящего.

Недостаток речевого общения с ребенком существенно сказывается на его развитии не только речевом, но и общем психическом [4, с. 21].

На третьем году жизни резко усиливается потребность ребенка в общении. В этом возрасте не только стремительно увели­чивается объем общеупотребительных слов, но и возрастает возникшая к концу второго года жизни способность к словотворчеству.

В речи трехлетнего ребенка постепенно формируется умение правильно связывать разные слова в предложения. От простой двусловной фразы ребенок переходит к употреблению сложной фразы с использованием союзов, падежных форм существительных, единственного и множественного числа. Со второго полугодия третьего года жизни значительно увеличивается число прилагательных [6, с. 38].

В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы хорошо, связно рассказывать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа, уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отно­шения между предметами и явлениями [3, с. 75].

Но связная речь – это все-таки речь, а не процесс мышления, не размышления, не просто думанье вслух. Поэтому для достижения связной речи необходимо уметь не только отобрать содержание, которое должно быть передано в речи, но и использовать необходимые для этого языковые средства. Нужно уметь исполь­зовать интонацию, логическое ударение выделение наиболее важных, ключевых слов, подбирать наиболее точно подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить сложные предложения и перехода от одного предложения к другому [2, с. 105].

Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений – это последовательность связанных друг с дру­гом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях.

Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребен­ка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя. Это не значит, однако, что, развивать связную речь ребенка можно только тогда, когда он очень хорошо усвоил звуковую, лексическую и грамматическую стороны языка. Формирование связной речи начинается, рань­ше [5, с. 28].

Самые простые задания на построение связного высказывания представляют к речи два важных требования:

1. Cвязная речь должна строиться произвольно, преднамеренно в большей мере чем, например, реплика в диалоге.

2. Cвязная речь должна планироваться и намечать вехи, по которым будет развертываться рассказ. Формирование этих способностей в простых формах связной речи служит основой перехода к более сложным ее формам [1, с. 76].

Связная монологическая речь начинает формироваться в нед­рах диалога как основной формы речевого общения. В диалоге связность зависит от способностей и умений не одного человека, а двух. Обязанности по ее обеспечению, выполняет, прежде всего, взрослый, но постепенно их учится выполнять и ребенок. Разго­варивая со взрослым, ребенок учится задавать вопросы самому себе. Диалог – первая школа развития связной монологической речи ребенка [7, с. 101].

Связная речь, аккумулируя успехи, достижения ребёнка в ус­воении всех сторон, уровней языковой системы, вместе с тем с первых занятий по ее формированию становится важным условием овладе­ния языком – его звуковой стороной, лексикой, грамматикой, а также условием воспитания умений пользоваться языковыми средст­вами художественной выразительностью речи.

Известный советский языковед и методист А.М. Пешковский считал сознательное пользование языковыми средствами основ­ным отличием литературной речи от речи обыденной. Всякое осоз­нание фактов языка основано, прежде всего, на сознательном выхватывании над выхваченным, т.е. прежде всего на расчленении про­цесса речи – мысли. Само собой разумеется, что там, где нет сно­ровки к такому расчленению, там, «где речевые комплексы дви­жутся в мозгу с ловкостью медвежьего пользования, - там не может быть и речи о сознательном пользовании фактами языка, об их выборе, сличении, оценке».

Звуки русского языка появляются в речи ребенка в следую­щей последовательности: взрывные, щелевые, аффрикаты. Позднее всего дети обычно начинают произносить дрожащий «р». Форми­рующиеся нормативные речевые звуки по началу крайне неустойчивы, легко искажаются при возбуждении или утомлении ребенка.

Артикуляционная программ в онтогенезе формируется та­ким образом, что безударные слоги в процессе устной речи подвер­гаются компрессии, т.е. длительность произнесения безударных гласных значительно редуцируется. Ритмической структурой слова ребенок плохо управляет своим голосом, с трудом меняет его громкость, высоту. Только к концу четвертого года жизни появля­ется шепотная речь [1, с. 86].

Итак, начиная с четырех лет жизни, фразовая речь ребенка усложняется. В среднем предложение состоит из 5-6 слов. В речи используются предлоги и союзы, сложноподчененные и сложносочиненные предложения. В это время ребенок легко запоминает и рас­сказывает стихи, сказки, передают содержание картинок. В этом возрасте ребенок начинает оречевлять свои игровые действия, что свидетельствует о формировании регулятивной речи.
  1   2   3   4   5   6
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации