Ридель В.В. (сост.) Человеко-машинные системы - файл n1.doc
Ридель В.В. (сост.) Человеко-машинные системыДоступные файлы (1):
n1.doc
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования “
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ” (МИИТ) | УТВЕРЖДАЮ: |
| Проректор по учебно-методической работе – директор РОАТ |
| _____________Апатцев В.И. (название института, подпись, Ф.И.О.) |
| «_____»______________ 20 г. |
Кафедра______________
Вычислительная техника________________________
(название кафедры)
Автор
Ридель В.В., д.ф.-м.н., ст.н.с.____________________________________
(ф.и.о., ученая степень, ученое звание)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Человеко-машинные системы
(название)
__________________________________________________________________
Специальность/направление:_230101.65 (ВМ)_________________
(код, наименование специальности /направления)
___________________________________________________________________
Утверждено на заседании Учебно-методической комиссии РОАТ Протокол №____4____ «_01_» _07______ 2011 г Председатель УМК______Горелик А.В. (подпись, Ф.И.О.) | Утверждено на заседании кафедры Протокол №__30___ «_21_» ___06____ 2011 г. Зав. кафедрой __________Горелик В.Ю. (подпись, Ф.И.О.) |
Москва 2011 г.
Автор-составитель:
Докт. физ.-мат. наук, ст.н.с. В.В. Ридель
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки уровню подготовки специалистов уровню подготовки инженера по специальностям 230101.65 (ВМ).
Дисциплина входит в компонент специальных дисциплин для специальности ВМ и является обязательной для изучения.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования “
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ” (МИИТ) СОГЛАСОВАНО: | УТВЕРЖДАЮ: |
Выпускающая кафедра “Вычислительная техника” | Проректор по учебно-методической работе – директор РОАТ |
Зав. кафедрой _________Горелик В.Ю. (подпись, Ф.И.О.) | _____________Апатцев В.И. (название института, подпись, Ф.И.О.) |
«_____»______________ 20 г. | «_____»______________ 20 г. |
Кафедра______________
Вычислительная техника________________________
(название кафедры)
Автор
Ридель В.В., д.ф.-м.н., ст.н.с.____________________________________
(ф.и.о., ученая степень, ученое звание)
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Человеко-машинные системы
(название)
__________________________________________________________________
Специальность/направление:_230101.65 (ВМ)__________________
(код, наименование специальности /направления)
___________________________________________________________________
Утверждено на заседании Учебно-методической комиссии РОАТ Протокол №___4____ «_01_» _07___ 2011_ г Председатель УМК ______________Горелик А.В. (подпись, Ф.И.О.) | Утверждено на заседании кафедры Протокол №___30____ «_21__» ___ 06___ 2011__ г. Зав. кафедрой __________Горелик В.Ю. (подпись, Ф.И.О.) |
Москва 2011 г.
Программа составлена в соответствии с Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки инженера по специальности 230101.65 (ВМ
). Составил: докт. физ.-мат. наук, ст.н.с. В.В. Ридель
1. ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Целью дисциплины «Человеко-машинные системы» является приобретение студентами знаний и навыков по решению задач, возникающих при анализе, проектировании и использовании человеко-машинных (эрратических) систем.
В рамках предмета рассматриваются способы построения современных человеко-машинных систем. Особое внимание уделяется вопросам построения и использования эргономических систем железнодорожной отрасли.
Изучаются понятия и принципы информационного взаимодействия человека и техники, различные аспекты человеко-машинного взаимодействия, виртуальные устройства диалога, формальные методы описания диалоговых систем, особенности пользовательского интерфейса и концептуальные модели взаимодействия, прикладные аспекты человеко-машинного взаимодействия при визуальном проектировании процессов, структур и объектов, инструментальные среды разработки пользовательских интерфейсов.
Для изучения курса необходимы знания предметов, изучавшихся в цикле общеобразовательных и специальных дисциплин: «Информатика», «Высшая математика», «Технология программирования», «Объектно-ориентированное программирование», «Проектирование информационных систем».
2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Изучив дисциплину, студент должен:
иметь представление о качественных и количественных методах описания человеко-машинных систем.
знать - теоретическую базу исследований качества, характера и последствий взаимодействий человека с вычислительной техникой;
- структуру и технологию разработки интерфейсов человеко-машинных систем;
- основные аспекты применения эргономических систем на железнодорожном транспорте.
уметь - принимать и обосновывать решения по управлению человеко-машинными системами.
- формализовывать и сообщать знания вычислительной системе;
- применять методы программирования к решению практических задач организации человеко-машинных системам;
- разрабатывать элементы интерфейса человеко-машинных систем
использовать современные методы системного анализа объектов и процессов, и принятия решений в человеко-машинных системах.
иметь опыт применения математических моделей и методов для анализа, расчетов, оптимизации человеко-машинных систем
3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ Вид учебной работы | Количество часов по формам обучения |
Очная | Очно-заочная | Заочная |
№№ семестров | | | 5,6 |
Аудиторные занятия: | | | 12 |
Лекции | | | 12 |
Практические и семинарские занятия | | | |
Лабораторные работы (лабораторный практикум) и т.д. | | | |
Индивидуальные занятия | | | |
Самостоятельная работа | | | 73 |
ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ | | | 85 |
Текущий контроль (вид текущего контроля и количество, №№ семестров) | | | К.р.,1,6 |
Курсовая работа (курсовой проект) (№ семестра) | | | |
Виды промежуточного контроля (экзамен, зачет) - №№ семестров | | | Диф. зачет, 6 |
4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Форма обучения – заочная
Названия разделов и тем | Всего часов по учебному плану | Виды учебных занятий | Индив. занятия | Самостоят. работа |
Аудиторные занятия, в том числе |
Лекции | Практ. занятия, семинары | Лаб. работы (практикумы) |
Раздел 1. Введение. Основные понятия и определения |
Проблемы и принципы распределения функций между человеком и автоматикой. Возникновение и мировые тенденции развития эргономики. История возникновения и междисциплинарные связи эргономики. Структура и основные понятия эргономики. Объект, предмет и задачи эргономики. Основные методологические принципы эргономики. Системный подход в эргономике. Деятельность в эргономике. Понятие эрратической системы. Динамические характеристики деятельности человека-оператора в эрратических системах. Пропускная способность человека-оператора. | | 4 | | | | 20 |
Раздел 2. Методы эргономики |
Общая характеристика методов. Методы наблюдения и опроса. Профессиографирование. Методы моделирования в эргономике. Математическое и имитационное моделирование в эргономике. Методы оценки функциональных состояний. Оценка потенциала сложных человеко-машинных систем, принимающих решения путем объективизации человеческого фактора. Антропометрические методы в эргономике, моторное поле, зоны досягаемости и видимости. Методы алгоритмического описания деятельности человека. | | 4 | | | | 18 |
Раздел 3. Факторы среды в эргономике. |
Классификация факторов среды. Характеристика факторов окружающей среды. Адаптация организма человека к условиям среды. | | 2 | | | | 17 |
Раздел 4. Эргономика и железнодорожный транспорт |
Особенности железнодорожной эргономики. Роль и место человека-оператора в транспортных эрратических системах. Системы непосредственного управления транспортными подвижными объектами. Диспетчерские эрратические системы. Критерии надежности и показатели эффективности СЧМ. | | 2 | | | | 18 |
5. Тематика контрольной работы и методические указания по ее выполнению В контрольной работе студенты рассчитывают пропускную способность человека-оператора.
В процессе выполнения контрольной работы студенты должны выбрать прикладное программное обеспечение для проведения расчетов, оценить полученные результаты и дать рекомендации по изменению входных параметров, если они не удовлетворяют предложенным критериям оценки эффективности и надежности.
Результаты работы оформляются в виде пояснительной записки в электронном и распечатанном виде объемом 5…7 страниц, которая должна включать в себя:
Задание на контрольную работу;
Краткое изложение основных теоретических понятий;
Расчеты;
Критические оценки результатов;
Рекомендации по их использованию;
Список используемой литературы.
7. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА Разделы и темы для самостоятельного изучения | Виды и содержание самостоятельной работы |
Проблемы и принципы распределения функций между человеком и автоматикой. Возникновение и мировые тенденции развития эргономики. История возникновения и междисциплинарные связи эргономики. Структура и основные понятия эргономики. Объект, предмет и задачи эргономики. Основные методологические принципы эргономики. Системный подход в эргономике. Деятельность в эргономике. Понятие эрратической системы. Динамические характеристики деятельности человека-оператора в эрратических системах. Пропускная способность человека-оператора. | Проработка учебного материала. Выполнение контрольной работы. |
Общая характеристика методов. Методы наблюдения и опроса. Профессиографирование. Методы моделирования в эргономике. Математическое и имитационное моделирование в эргономике. Методы оценки функциональных состояний. Оценка потенциала сложных человеко-машинных систем, принимающих решения путем объективизации человеческого фактора. Антропометрические методы в эргономике, моторное поле, зоны досягаемости и видимости. Методы алгоритмического описания деятельности человека. | Проработка учебного материала |
Классификация факторов среды. Характеристика факторов окружающей среды. Адаптация организма человека к условиям среды. | Проработка учебного материала |
Особенности железнодорожной эргономики. Роль и место человека-оператора в транспортных эрратических системах. Системы непосредственного управления транспортными подвижными объектами. Диспетчерские эрр атические системы. Критерии надежности и показатели эффективности СЧМ. | Проработка учебного материала |
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Литература Основная: Эргономика на железнодорожном транспорте: учебное пособие / Г.М. Грошев [и др.] ; под общ. Ред. Г.М. Грошева, М.В. Иванова ; рец.: И.А. Ушакова, С.Ю. Елисеев, В.М. Аллахвердов. – М.: Учебно-метод. центр по образованию на ж.-д. трансп., 2009. – 390 с.
Дополнительная: 1. Дружинин Г.В. Анализ человеко-машинных систем на железнодорожном транспорте : учебник /Г.В. Дружинин, Ю.Г. Дружинин ; рец.: И.Б. Шубинский, А.И. Филоненков. – М.: Учебно-метод. центр по образованию на ж.-д. трансп., 2008. – 287 с.
2. Информационные технологии на железнодорожном транспорте: Учеб. для вузов ж.-д. трансп. / Э.К. Лецкий, В.И. Панкратов, В.В. Яковлев и др.; Под. ред. Э.К. Лецкого, Э.С. Поддавашкина, В.В. Яковлева. – М.: УМК МПС России, 2000. – 680 с.
9. Материально-техническое и/или информационное обеспечение дисциплины 1. Персональный компьютер. Расчетные компьютерные программы: Maxima, SciLab, MathLab, MathCAD, Simulink, Excel (на выбор).