Ридель В.В. (сост.) Человеко-машинные системы - файл n1.doc

Ридель В.В. (сост.) Человеко-машинные системы
Скачать все файлы (432.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc433kb.30.03.2014 00:48скачать

n1.doc

  1   2   3   4


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ”

(МИИТ)





УТВЕРЖДАЮ:




Проректор по учебно-методической работе – директор РОАТ




_____________Апатцев В.И.

(название института, подпись, Ф.И.О.)




«_____»______________ 20 г.



Кафедра______________Вычислительная техника________________________

(название кафедры)

Автор Ридель В.В., д.ф.-м.н., ст.н.с.____________________________________

(ф.и.о., ученая степень, ученое звание)


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ


Человеко-машинные системы

(название)

__________________________________________________________________

Специальность/направление:_230101.65 (ВМ)_________________


(код, наименование специальности /направления)

___________________________________________________________________





Утверждено на заседании

Учебно-методической комиссии РОАТ

Протокол №____4____

«_01_» _07______ 2011 г

Председатель УМК______Горелик А.В.

(подпись, Ф.И.О.)

Утверждено на заседании кафедры

Протокол №__30___

«_21_» ___06____ 2011 г.
Зав. кафедрой __________Горелик В.Ю.

(подпись, Ф.И.О.)


Москва 2011 г.

Автор-составитель:

Докт. физ.-мат. наук, ст.н.с. В.В. Ридель

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки уровню подготовки специалистов уровню подготовки инженера по специальностям 230101.65 (ВМ).
Дисциплина входит в компонент специальных дисциплин для специальности ВМ и является обязательной для изучения.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ”

(МИИТ)


СОГЛАСОВАНО:

УТВЕРЖДАЮ:

Выпускающая кафедра “Вычислительная техника”

Проректор по учебно-методической работе – директор РОАТ

Зав. кафедрой _________Горелик В.Ю.

(подпись, Ф.И.О.)

_____________Апатцев В.И.

(название института, подпись, Ф.И.О.)

«_____»______________ 20 г.

«_____»______________ 20 г.



Кафедра______________Вычислительная техника________________________

(название кафедры)

Автор Ридель В.В., д.ф.-м.н., ст.н.с.____________________________________

(ф.и.о., ученая степень, ученое звание)


РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ


Человеко-машинные системы

(название)

__________________________________________________________________


Специальность/направление:_230101.65 (ВМ)__________________


(код, наименование специальности /направления)

___________________________________________________________________





Утверждено на заседании

Учебно-методической комиссии РОАТ

Протокол №___4____

«_01_» _07___ 2011_ г

Председатель УМК ______________Горелик А.В.

(подпись, Ф.И.О.)

Утверждено на заседании кафедры

Протокол №___30____

«_21__» ___ 06___ 2011__ г.
Зав. кафедрой __________Горелик В.Ю.

(подпись, Ф.И.О.)


Москва 2011 г.

Программа составлена в соответствии с Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки инженера по специальности 230101.65 (ВМ).

Составил: докт. физ.-мат. наук, ст.н.с. В.В. Ридель
1. ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью дисциплины «Человеко-машинные системы» является приобретение студентами знаний и навыков по решению задач, возникающих при анализе, проектировании и использовании человеко-машинных (эрратических) систем.

В рамках предмета рассматриваются способы построения современных человеко-машинных систем. Особое внимание уделяется вопросам построения и использования эргономических систем железнодорожной отрасли.

Изучаются понятия и принципы информационного взаимодействия человека и техники, различные аспекты человеко-машинного взаимодействия, виртуальные устройства диалога, формальные методы описания диалоговых систем, особенности пользовательского интерфейса и концептуальные модели взаимодействия, прикладные аспекты человеко-машинного взаимодействия при визуальном проектировании процессов, структур и объектов, инструментальные среды разработки пользовательских интерфейсов.

Для изучения курса необходимы знания предметов, изучавшихся в цикле общеобразовательных и специальных дисциплин: «Информатика», «Высшая математика», «Технология программирования», «Объектно-ориентированное программирование», «Проектирование информационных систем».
2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Изучив дисциплину, студент должен:

    1. иметь представление о качественных и количественных методах описания человеко-машинных систем.

    2. знать - теоретическую базу исследований качества, характера и последствий взаимодействий человека с вычислительной техникой;

- структуру и технологию разработки интерфейсов человеко-машинных систем;

- основные аспекты применения эргономических систем на железнодорожном транспорте.

    1. уметь - принимать и обосновывать решения по управлению человеко-машинными системами.

- формализовывать и сообщать знания вычислительной системе;

- применять методы программирования к решению практических задач организации человеко-машинных системам;

- разрабатывать элементы интерфейса человеко-машинных систем

    1. использовать современные методы системного анализа объектов и процессов, и принятия решений в человеко-машинных системах.

    2. иметь опыт применения математических моделей и методов для анализа, расчетов, оптимизации человеко-машинных систем

3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы

Количество часов по формам обучения

Очная

Очно-заочная

Заочная

№№ семестров







5,6

Аудиторные занятия:







12

Лекции







12

Практические и семинарские занятия










Лабораторные работы (лабораторный практикум) и т.д.










Индивидуальные занятия










Самостоятельная работа







73

ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ







85

Текущий контроль (вид текущего контроля и количество, №№ семестров)







К.р.,1,6

Курсовая работа (курсовой проект) (№ семестра)










Виды промежуточного контроля

(экзамен, зачет) - №№ семестров







Диф. зачет, 6


4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Форма обучения – заочная

Названия разделов и тем

Всего часов по учебному плану

Виды учебных занятий

Индив.

занятия

Самостоят. работа

Аудиторные занятия, в том числе

Лекции

Практ. занятия, семинары

Лаб. работы

(практикумы)

Раздел 1. Введение. Основные понятия и определения

Проблемы и принципы распределения функций между человеком и автоматикой. Возникновение и мировые тенденции развития эргономики. История возникновения и междисциплинарные связи эргономики. Структура и основные понятия эргономики. Объект, предмет и задачи эргономики. Основные методологические принципы эргономики. Системный подход в эргономике. Деятельность в эргономике. Понятие эрратической системы. Динамические характеристики деятельности человека-оператора в эрратических системах. Пропускная способность человека-оператора.




4










20

Раздел 2. Методы эргономики

Общая характеристика методов. Методы наблюдения и опроса. Профессиографирование. Методы моделирования в эргономике. Математическое и имитационное моделирование в эргономике. Методы оценки функциональных состояний. Оценка потенциала сложных человеко-машинных систем, принимающих решения путем объективизации человеческого фактора. Антропометрические методы в эргономике, моторное поле, зоны досягаемости и видимости. Методы алгоритмического описания деятельности человека.




4










18

Раздел 3. Факторы среды в эргономике.

Классификация факторов среды. Характеристика факторов окружающей среды. Адаптация организма человека к условиям среды.




2










17

Раздел 4. Эргономика и железнодорожный транспорт

Особенности железнодорожной эргономики. Роль и место человека-оператора в транспортных эрратических системах. Системы непосредственного управления транспортными подвижными объектами. Диспетчерские эрратические системы. Критерии надежности и показатели эффективности СЧМ.




2










18



5. Тематика контрольной работы и методические указания по ее выполнению

В контрольной работе студенты рассчитывают пропускную способность человека-оператора.

В процессе выполнения контрольной работы студенты должны выбрать прикладное программное обеспечение для проведения расчетов, оценить полученные результаты и дать рекомендации по изменению входных параметров, если они не удовлетворяют предложенным критериям оценки эффективности и надежности.

Результаты работы оформляются в виде пояснительной записки в электронном и распечатанном виде объемом 5…7 страниц, которая должна включать в себя:

  1. Задание на контрольную работу;

  2. Краткое изложение основных теоретических понятий;

  3. Расчеты;

  4. Критические оценки результатов;

  5. Рекомендации по их использованию;

  6. Список используемой литературы.


7. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА


Разделы и темы для самостоятельного изучения

Виды и содержание самостоятельной работы

Проблемы и принципы распределения функций между человеком и автоматикой. Возникновение и мировые тенденции развития эргономики. История возникновения и междисциплинарные связи эргономики. Структура и основные понятия эргономики. Объект, предмет и задачи эргономики. Основные методологические принципы эргономики. Системный подход в эргономике. Деятельность в эргономике. Понятие эрратической системы. Динамические характеристики деятельности человека-оператора в эрратических системах. Пропускная способность человека-оператора.

Проработка учебного материала. Выполнение контрольной работы.

Общая характеристика методов. Методы наблюдения и опроса. Профессиографирование. Методы моделирования в эргономике. Математическое и имитационное моделирование в эргономике. Методы оценки функциональных состояний. Оценка потенциала сложных человеко-машинных систем, принимающих решения путем объективизации человеческого фактора. Антропометрические методы в эргономике, моторное поле, зоны досягаемости и видимости. Методы алгоритмического описания деятельности человека.

Проработка учебного материала

Классификация факторов среды. Характеристика факторов окружающей среды. Адаптация организма человека к условиям среды.

Проработка учебного материала

Особенности железнодорожной эргономики. Роль и место человека-оператора в транспортных эрратических системах. Системы непосредственного управления транспортными подвижными объектами. Диспетчерские эрр атические системы. Критерии надежности и показатели эффективности СЧМ.

Проработка учебного материала



8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Литература

Основная:
Эргономика на железнодорожном транспорте: учебное пособие / Г.М. Грошев [и др.] ; под общ. Ред. Г.М. Грошева, М.В. Иванова ; рец.: И.А. Ушакова, С.Ю. Елисеев, В.М. Аллахвердов. – М.: Учебно-метод. центр по образованию на ж.-д. трансп., 2009. – 390 с.

Дополнительная:
1. Дружинин Г.В. Анализ человеко-машинных систем на железнодорожном транспорте : учебник /Г.В. Дружинин, Ю.Г. Дружинин ; рец.: И.Б. Шубинский, А.И. Филоненков. – М.: Учебно-метод. центр по образованию на ж.-д. трансп., 2008. – 287 с.

2. Информационные технологии на железнодорожном транспорте: Учеб. для вузов ж.-д. трансп. / Э.К. Лецкий, В.И. Панкратов, В.В. Яковлев и др.; Под. ред. Э.К. Лецкого, Э.С. Поддавашкина, В.В. Яковлева. – М.: УМК МПС России, 2000. – 680 с.
9. Материально-техническое и/или информационное обеспечение дисциплины

1. Персональный компьютер. Расчетные компьютерные программы: Maxima, SciLab, MathLab, MathCAD, Simulink, Excel (на выбор).
  1   2   3   4
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации