Шпаргалки - социология - файл n1.doc

Шпаргалки - социология
Скачать все файлы (112.3 kb.)

Доступные файлы (22):
n1.doc162kb.10.11.2012 00:17скачать
n2.doc23kb.09.11.2012 22:32скачать
10 (2).doc35kb.09.11.2012 23:18скачать
n4.doc26kb.09.11.2012 23:18скачать
n5.doc31kb.09.11.2012 23:21скачать
n6.doc26kb.09.11.2012 23:23скачать
n7.doc28kb.09.11.2012 23:28скачать
n8.doc34kb.09.11.2012 23:33скачать
n9.doc29kb.09.11.2012 23:35скачать
n10.doc32kb.09.11.2012 23:38скачать
n11.doc29kb.09.11.2012 23:29скачать
n12.doc33kb.09.11.2012 23:47скачать
n13.doc22kb.09.11.2012 22:33скачать
n14.doc29kb.09.11.2012 23:56скачать
n15.doc26kb.09.11.2012 22:38скачать
n16.doc31kb.09.11.2012 23:58скачать
n17.doc28kb.09.11.2012 23:58скачать
n18.doc24kb.09.11.2012 22:53скачать
n19.doc30kb.09.11.2012 23:05скачать
n20.doc35kb.09.11.2012 23:07скачать
n21.doc28kb.09.11.2012 23:16скачать
Voprosy_po_sotsiologii.doc22kb.07.11.2012 00:24скачать

n1.doc

  1   2   3
1. Предмет социологии

Родоначальником социологии является О. Конт. Он определил социологию как науку о целостном обществе, выделив в качестве главных аспектов предметной области изучение социальной структуры, социальных институтов и социальных изменений, процессов. Социология — это наука об общих и специфических социальных законах и закономерностях развития и функционирования исторически определённых социальных систем, наука о механизмах действия и формах проявления этих законов и закономерностей в деятельности личностей, соц. групп, общностей, классов, народов. В.А. Ядов: «Социология есть наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей, социальных организаций и социальных процессов как модусов их существования, наука о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия между многообразными социальными общностями, между личностью и общностями, наука о закономерностях социальных действий и массового поведения». Ж.Т. Тощенко: «предмет социологии как науки включает в себя: реальное общественное сознание во всём его противоречивом развитии; деятельность, действительное поведение людей, которые выступают как предметное воплощение знаний, установок, ценностных ориентаций потребностей и интересов, фиксируемых в реальном сознании; условия, в которых развивается и осуществляется реальное сознание и деятельность, действительное поведение людей». Предметом исследования и развития социологии являются общие механизмы и закономерности возникновения, функционирования и развития социальных общностей разного типа и уровней, а также социальные отношения в собственном смысле слова. Предметом социологии является также личность как субъект и продукт общественных отношений.
2. Особенности социологических законов и категорий

Система категорий социологии как наиболее общих понятий данной науки охватывает в целом весь её предмет, в значительной мере определяет её содержание и границы. Категория «социальное» в русском языке является синонимом «общественного». Но оно имеет и более узкое смысловое значение: как особое свойство, аспект общественного, как совокупность тех или иных свойств и особенностей общ-х отношений, интегрированных индивидами или общностями в процессе совместной деятельности. Социальные отношения в узком смысле, базируясь на отношениях экономических, в то же время представляет собой «своеобразный способ взаимосвязи между субъектами деятельности по поводу становления и изменения положения этих субъектов в обществе как целостной системе». В систему категорий социологии входят категории, отражающие различные уровни соц. теории, методики и техники конкретных соц. исследований, а также категории различных предметных областей социологии: соц-ии труда, досуга, образования и т.д.
3. Функции социологии в обществе

- Теоретико - познавательная (социология обеспечивает приращение нового знания о различных сферах социальной жизни, раскрывает перспективы социального развития, обнаруживает в обществе то, что требует радикальных преобразований и изменений.

- Описательно - информационная (социологи проводят систематическое описание и накопления материала, на основе которого в дальнейшем делаются практические выводы, принимаются управленческие решения, законодательные акты, осуществляется социальный контроль над социальными процессами; информация социологов помогает проанализировать состояние социально - психологического климата и напряжения в трудовых коллективах , учебных группах, учреждениях, предотвратить возникновение и взрыва социальных конфликтов);

- Социального планирования (социологи предоставляют результаты своих исследований для планирования развития разнообразных сфер общественной жизни, благодаря чему социальное планирование осуществляется во всех странах мира независимо от социальных систем).

- Прогностическая функция (социология способна вырабатывать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития социальных процессов и сообществ в будущем; социология может определять диапазоны возможностей и вероятностей; подать несколько сценариев возможных процессов связанных с каждым из выбранных вариантов, определять побочные эффекты, а также долгосрочные последствия).

- Организационно - технологическая функция. В ее основе лежит создание социальных технологий, определяющих порядок и правила практических действий для достижения конкретного результата в развитии социальной организации, социального процесса или социальных отношений. Сейчас это становится особенно актуальным для общественной практики, и социология призвана решать эту проблему.

На практике социальная технология предусматривает комплекс организационных мероприятий, обеспечивающих внедрение и реализацию предусмотренных ею процессов. Таким образом, организационно - технологическая функция социологии продолжает функцию социального проектирования, поскольку без проекта предусмотренного социального результата невозможно создать и социальную технологию как систему средств для достижения этого результата.

- Управленческая функция. Социология непосредственно связана с управленческой деятельностью. Научные результаты социологии - рекомендации, предложения, методики, оценки различных характеристик субъекта, его практики - является исходным материалом разработки и принятия управленческого решения.

- Инструментальная функция. Наряду с общими методами социального познания социология вырабатывает подходы и средства анализа социальной реальности, что обусловлено необходимостью отразить социальное выше в его конкретном виде, разработать пути его усовершенствования. При этом большое значение приобретают методы и инструменты поиска, регистрации, измерения, обработки, анализа, обобщения первичной социологической информации. Наиболее общим инструментом этой деятельности может рассматриваться именно социологическое исследование с его методами.

Таким образом, функции социологии определяют широкий спектр задач, в которых отражается богатая по содержанию сама наука социологии, ее специфика, особенности ее объекта и предмета.
4.Позитивиская соц-ия О.Конта.

Основоположником социологии считается Огюст Конт (1798–1857)

Для Конта социология – это наука, изучающая процесс совершенствования разума человека и его психики под влиянием общественной жизни. Он считал, что главным методом, инструментом, с помощью которого ученые будут изучать общество, является наблюдение, сравнение (в том числе историческое сравнение) и эксперимент. Основной тезис Конта – необходимость строгой проверки тех положений, которые социология рассматривала. Подлинными знаниями он считал те, которые получены не теоретическим путем, а путем социального эксперимента.

Закон о трех стадиях развития интеллектуального развития человека: теологической, метафизической и позитивной. Первая, теологическая, или фиктивная, стадия охватывает древность и раннее средневековье. Она характеризуется господством религиозного мировоззрения. На второй, метафизической стадии (с 1300 по 1800 гг.) человек отказывается от апелляции к сверхъестественному и пытается все объяснить при помощи абстрактных сущностей, причин и других философских абстракций. На третьей, позитивной стадии человек отказывается от философских абстракций и переходит к наблюдению и фиксации постоянных объективных связей, которые являются законами, управляющими явлениями действительности. Т.О. он социологию как позитивную науку теологическим и метафизическим спекуляциям об обществе. С одной стороны, он критиковал теологов, которые рассматривали человека как отличного от животного, считали его созданием Бога. С другой, он упрекал философов-метафизиков в том, что они понимали общество как создание человеческого разума. Переход между этими стадиями в различных науках происходит независимо и характеризуется возникновением новых фундаментальных теорий. Итак, первым социальным законом, выдвинутым Контом в рамках новой науки стал закон о трех стадиях интеллектуального развития человека. Вторым стал закон о разделения и кооперации труда. Согласно этому закону социальные чувства объединяют только людей одной профессии. В результате возникают корпорации и внутрикорпоративная мораль, которая способна разрушить основы общества – чувства солидарности и согласия. Это является еще одним аргументом необходимости возникновения такой науки, как социология.

Социология должна выполнять функцию обоснования рационального, правильного государственного и общественного порядка.

В рамках этой концепции Конт рассматривает в социологии основные общественные институты: семью, государство, религию – с точки зрения их общественных функций, их роли в деле социальной интеграции.

Теорию социологии Конт делит на два самостоятельных раздела: социальную статику и социальную динамику, в чем нетрудно видеть явную симпатию ученого к физике. Социальная статика изучает социальные связи, явления общественного строения. Этот раздел выделяет «структуру коллективного существа» и исследует условия существования, присущие всем человеческим обществам.

Социальная динамика должна рассматривать теорию общественного прогресса, решающим фактором которого, по его мнению, выступает духовное, умственное развитие человечества. Целостную же картину общества, по мнению Конта, дает единство статики и динамики общества.

Значение социологической концепции Конта определяется тем, что на основе синтеза достижений обществознания того периода он впервые обосновал необходимость научного подхода к изучению общества и возможность познания законов его развития; определил социологию как особую науку, опирающуюся на наблюдение; обосновал закономерный характер развития истории, общие контуры социальной структуры и ряда важнейших институтов общества.
5. Система социологии Веберта Спенсера

Эволюция – это универсальный процесс, одинаково объясняющий все изменения как природной всеобщности, так и самых частных социальных и личностных феноменов. Спенсер – сторонник так называемого организмического подхода к социальным фактам и рассматривает общество по аналогии с единым биологическим организмом. Он приравнивает общество к организму. В таком организме, как общество, Спенсер обнаруживает выделившиеся подсистемы, которые в свою очередь подразделяются дальше: внутренняя система выполняет задачу сохранения организма путем приспособления к условиям «пропитания»; внешняя система выполняет функции регулирования и контроля между подсистемами и в отношении окружающей систему среды; промежуточная система ответственна за распределение, транспортировку и коммуникацию

Изменение общества, его постепенная дифференциация являются проявлением социальной динамики, причем динамика понимается широко, так как включает не только состояние дисбаланса и развития, но и состояние относительной стабильности, когда процессы развития замедляются. Естественная структура общества для Спенсера та, в которой выделяются церковные, политические, профессиональные, семейные, промышленные институты общества.

Понятие «эволюция» в социологической теории Спенсера играет важную роль при объяснении не только изменения общества в целом, но и индивидуальных, частных, личностных феноменов.

Спенсер выделял два типа общества:

1) военное, т. е. основанное на принуждении и жестком социальном контроле;

2) индустриальное, представляющее больше свободы своим членам за счет ослабления централизации и контроля.

В отличие от военного общества индустриальное характеризуется большей разнородностью, которая обеспечивает прогресс. Жесткий контроль и централизованное управление неблагоприятны для общества, так как они препятствуют его развитию и ограничивают свободу составляющих его индивидов.

Он не считал, что жизнью общества управляет принцип «выживает сильнейший». Данный принцип, считал ученый, действовал лишь на примитивных стадиях развития общества. Для индустриального общества более характерен дух согласия, сотрудничества и альтруизма. Целей на этом этапе общественной жизни достигают силой убеждения, а не агрессией.

Во второй половине XX в. интерес к концепции Спенсера возродился в связи с возникновением таких направлений социологии, как системный анализ и структурный функционализм.
6.Социология Макса Вебера

М. Вебер (1864–1920) – немецкий социолог, основоположник «понимающей» социологии и теории социального действия, применивший ее принципы к экономической истории, исследованию политической власти, религии, права. Главной идеей веберовс-ой социологии является обоснование возможности максимально рационального поведения, проявляющегося во всех сферах человеческих взаимоотношений.

М. Вебер ставит в качестве необходимой предпосылки социологии не общество, а отдельного осмысленно действующего индивида. Согласно Вебе-ру общественные институты (государство, право, религия и т. д.) должны изучаться социологией в той форме, в какой они становятся значимыми для отдельных индивидов.

Социология, по Веберу, является «понимающей», поскольку изучает поведение личности, вкладывающей в свои действия определенный смысл. Действия человека обретают характер социального действия, если в нем присутствуют два момента: субъективная мотивация индивида и ориентация на другого (других).

По мнению Вебера, предметом социологии должно стать не столько непосредственное поведение индивида, сколько его смысловой результат, так как характер массового движения в большей мере определяется смысловыми установками, которыми руководствуются составляющие эту массу индивиды.

При перечислении возможных видов социального действия Вебер выделяет четыре: ценностно-рациональное; целерациональное; аффективное; традиционное.

1. Ценностно-рациональное действие подчинено сознательной вере в этическую, эстетическую, религиозную или любую другую иначе понимаемую, безусловно, собственную самоценность определенного поведения, взятого просто как таковое независимо от успеха.

2. Целерациональное действие характеризуется ясным пониманием деятелем того, чего он хочет добиться, какие пути, средства для этого наиболее пригодны. Деятель просчитывает возможные реакции окружающих, как и в какой мере их можно использовать в своих целях.

3. Аффективное действие обусловлено чисто эмоциональным состоянием, осуществляется в состоянии аффекта.

4. Традиционное действие диктуется привычками, верованиями, обычаями. Оно осуществляется на основе глубоко усвоенных социальных образцов поведения.
7. Социология Сорокина

Питирим Александрович Сорокин (1889—1968) — ро­сийско-американский социолог XX столетия, многочисленные фундаментальные труды которого (40 книг и несколько сотен статей) во многом определили характер и основные направления развития современной социологии.

В истории социологии трудно найти другого, кто уделил бы столь пристальное внимание выяснению исходных, методологических проблем этой науки — ее сущности, специфики, структуры и предназначения. К этим вопросам П. А. Сорокин неоднократно возвращался не только в специальных работах по данной теме, но и в трудах, посвященных самым разным социологическим проблемам (например, проблемам революции, социокультурной динамики и др.). Он рассматривал их как в научно-исследовательском, так и в учебно-педагогическом плане.

По Сорокину, общество — это «совокупность людей, находящихся в процессе общения», а феномен социального — в «связи, имеющей психическую природу и реализующейся в сознании индивидов».

Элементами взаимодействия, по Сорокину, являются: индивиды, акты (действия) и проводники общения (символы интеракции), т. е. язык, письменность, орудия труда, деньги, живопись, музыка и др. По своему характеру взаимодействия подразделяются на антагонистические и соли-даристические, односторонние и двусторонние, шаблонные и нешаблонные.

Социология, отмечал П. А. Сорокин, изучает специфически социальные явления, которые обладают «внешним бытием» и непосредственно наблюдаемы, т. е. поведение взаимодействующих лиц. Социология — это «наука, изучающая поведение людей, живущих в среде себе подобных». В этом смысле она выступает как теория «социального поведения», основанного на психофизиологических механизмах рефлекторного типа (акция — реакция). Вся социальная жизнь — это бесконечная цепная реакция акций — реакций, взаимодействие которых лежит в основе исторического процесса. Исключительно велика заслуга П. А. Сорокина в разработке структуры социологии. В труде «Система социологии» он выделял три основных раздела в теоретической социологии: социальная аналитика (социальная анатомия и морфология); социальная механика, т. е. изучение социальных процессов; социальная генетика, т. е. теория эволюции общественной жизни.

Социология, по Сорокину, — наука, рассматривающая социокультурную систему как целое. В этом отношении она существенно отличается от таких тоже генерализирующих наук, как экономическая теория, политология или правоведение, ибо последние имеют дело лишь с одной сферой социокультурного пространства, в то время как социология — со всеми сферами, с родовыми, общими свойствами, признаками социальных явлений во всех сферах, не изучаемыми как таковые ни одной другой из социальных наук. Социология, писал П. А. Сорокин, — это «наука о родовых свойствах и основных закономерностях социально-психологических явлений», «генерализирующая наука о социокультурных явлениях, рассматриваемых в своих родовых видах, типах и разнообразных связях».


8. Вклад в социологию Карла Маркса

Вторая половина XIX — первые десятилетия XX в. ста­ли для социологии классическим этапом, который харак­теризуется ее институционализацией, т. е. окончательным самоопределением, созданием классических парадигм (на­учно-теоретических моделей), ставших фундаментом соци­ологии, выделением специальных социологических теорий. Временные рамки этого этапа не бесспорны. В литературе классический этап социологии иногда начинают с О. Кон-та, довольно часто с К. Маркса, но следует учесть, что со­циологическое прочтение Маркса — как основоположни­ка социологии, теоретика социального отчуждения — было дано впоследствии (в период «марксистского ренессанса» 1960-х гг.) неомарксистами Франкфуртской школы, суще­ствующей с 1930-х гг. А Герберта Спенсера, по времени идеально вписывающегося в классический этап, иногда вме­сте с Контом относят к «протосоциологии» (предсоциоло-гии), считая, что эти ученые поставили, но не решили за­дачу перехода от умозрительной к верифицируемой, т. е. проверяемой, доказуемой теории.

Еще одна линия в развитии социологии связана с соци­ально-философской теорией марксизма, ее концепциями общественно-экономической формации, базиса и надстройки, классовой борьбы, социальной революции. Карл Маркс (1818—1883) и Ф. Энгельс (1820—1895) еще с 1840-х гг. про­водили, в связи со своей теоретической работой, конкрет­ные социологические исследования (анкетирование, наблюдения, анализ официальных документов и периоди­ческой печати) — о немецких виноделах, о положении ра­бочих на английских предприятиях и др. (например, рабо­та Энгельса «Положение рабочего класса в Англии» 1845 г., которая является одной из первых в науке попыток конк­ретного социологического исследования, объединившего богатые эмпирические данные с масштабными теоретичес­кими выводами). Как"отмечал Ф. Энгельс, научные подхо­ды Маркса и ею самого включали собственно социологи­ческую компоненту, статистическую оценку социального процесса и его законов.

Главным фундаментальным трудом К. Маркса, в кото­ром материалистическое понимание истории получило всестороннее развитие, является четырехтомный «Капитал» (1843—1883 гг.). А впервые материалистическое понимание истории, как целостной конструкции, было разработано в совместной работе К. Маркса и Ф. Энгельса «Немецкая идеология» (1846 г.). Марксистское материалистическое по­нимание истории исходит из положения, что способ произ­водства, а вслед за ним обмен его продуктов составляют основу всякого общественного строя. Материалистическое понимание истории предполагает рассмотрение общества как социального организма, как единой социальной систе­мы, источник развития и формирования которой заключается прежде всего в ней самой, а не находится вовне.

Теория общества, основанием которой является матери­алистическое понимание истории, признает действие мно­гих факторов. Производственные отношения — это базис, но на ход исторического развития воздействуют политические формы классовой борьбы и ее результата — государствен­ный строй и т. п., правовые формы, политические, юриди­ческие, философские теории, религиозные воззрения (над­стройка).

Обосновывая материалистическое понимание истории, К. Маркс и Ф. Энгельс подчеркивали основной принцип, а именно, что развитие исторического процесса обусловле­но способом производства материальных благ и прежде всего производительными силами; что с их изменением ме­няется способ производства, а вместе со способом производ­ства — все экономические отношения, а затем и вся над­стройка общества.

Анализ производственных отношений дал им возмож­ность подметить повторяемость явлений общественной жизни; объединить явления и процессы, происходящие в разных странах, понятием общественной формации.

С созданием теории общественных формаций, разрабо­танной Марксом, появилась возможность рассматривать каждую стадию общественного развития в ее реальной це­лостности как особый социальный организм. Обществен­ная формация — основа того общественного бытия, кото­рое, с одной стороны, определяет сознание, характер содержания социальной деятельности людей, а с другой, — сама является ее результатом. Переход от одной обществен­ной формации к другой объясняется теорией конфликта, высшим проявлением которого является классовая борьба и социальная революция (работы Маркса: «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта», 1852 г.; «Гражданская война во

Франции», 1871 г.; «Критика Готской программы», 1875 г.; работа Энгельса «Крестьянская война в Германии», 1850 г.).

Социальный детерминизм Маркса — это одна из теорий, объясняющих процессы взаимодействия общества и лично­сти. Она противостоит рассуждениям об обществе и лич­ности вообще. Так, «пороки» общества детерминируются не «испорченностью» человеческой природы, а самим обще­ством.

Признание объективной неизбежности исторического процесса перехода общества от одного качественного состо­яния к другому не означает отрицания сознательной дея­тельности, участия людей в ломке старых и создании новых общественных отношений. Напротив, научное понимание объективных закономерностей развития и функционирова­ния общества создает предпосылки для действительно со­зидательной, целеустремленной деятельности человека.

В 1884 г. Энгельс написал книгу «Происхождение семьи, частной собственности и государства», в которой применил материалистическое понимание общественной жизни к истории первобытного общества. Эта работа Ф. Энгельса является значительным вкладом в развитие материалисти­чески трактуемой антропологии.

Роль К. Маркса и Ф. Энгельса в развитии социологии еще требует уточнения и переосмысления, освобождения от идеологических подходов и предубеждений.
  1   2   3
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации