Рекомендации для музыкальных работников к планированию коррекционной работы для детей с речевыми нарушениями (ОНР, ФФНР) для детей 5-7 лет - файл n1.doc

Рекомендации для музыкальных работников к планированию коррекционной работы для детей с речевыми нарушениями (ОНР, ФФНР) для детей 5-7 лет
Скачать все файлы (66.8 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc335kb.16.11.2011 11:11скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5
Зайнулина Инна Васильевна

Учитель-логопед

г.Ноябрьск ЯНАО Тюменской области

МДОУ «Крепыш»

Рекомендации для музыкальных работников к планированию коррекционной работы для детей с речевыми нарушениями (ОНР, ФФНР)

для детей 5-7 лет
2011г
Формирование лексико-грамматических категорий и связной речи построено на основе углубления представлений об окружающем, в соответствии с намеченной тематикой. Последовательность изучения лексических тем определяет примерный календарь праздников.

В соответствии с Циклограммой учитывается следующее:

- некоторые указанные праздники заменены другими лексическими темами социально и личностно значимыми для участников образовательного процесса;

- рекомендуемое время проведения праздника не всегда совпадает с официальной датой празднования; в целях оптимизации организации образовательного процесса оно распределено по неделям месяца;

Опираясь на календарь праздников, на каждую лексическую тему подобран материал по развитию фонематических процессов, мелкой и общей моторики, дыхания и силы голоса.


п/п



Календарь праздников

Лексическая тема

Словарь

Развитие фонематических процессов

Игровые задания для развития пальцев рук

Упражнение для развития дыхания и силы голоса

Физ. минутка

Примечание

1

День знаний

2-я нед. сентября

Детский сад.

Д/игры: «Кто что делает?», «Кому что нужно для работы?», «Назови профессию».

Активизация словаря:

- детский сад, группа, режим;

- обращение (имена, отчества
работников детского сада
).

Активизация глагольного словаря.

Вырезать, клеить, читать, играть, танцевать, петь, здороваться, прощаться, спать, гулять.

Обогащение словаря признаков.

Игрушечный, детский, яркий, веселый, теплый, маленький, взрослый.

Активизация словаря наречий.
В группе (как?) -

уютно, теп­ло, нарядно

Игра «Что как звучит».

Сделайте с ребенком волшебную палочку, постучите палочкой по любым предметам, находящимся в группе. Пусть все предметы в группе зазвучат. Прислушайтесь к этим звукам, пусть ребенок запомнит предметы, которые звучали, по вашей просьбе: «скажи, покажи, проверь, что звучало», «что звучало сначала, а что потом». Дайте палочку ребенку, пусть он «озвучит» все, что попадется ему под руку, теперь Ваша очередь отгадывать и ошибаться. Не забудьте взять вашу волшебную палочку на прогулку.

Более сложный вариант-узнавание звуков без опоры на зрение. Ребенок отвечает на вопросы: «По какому предмету я постучала? Где мы слышали похожие звуки?».

Изучение кисти руки, перечислить и выучить название каждого пальчика.

1. Ребенок дует на игрушку типа «Флюгер», «Мельница», «Воздушный аквариум» и т. п.

2. Ребенок поддувает легкие предметы (полоски бумаги, комки ваты, шарики от пинг-понга и т. п.)

Мы ногами топ – топ.

Мы ногами топ – топ,

(дети ритмично топают, положив руки на пояс)

А руками хлоп – хлоп,

(ритмично хлопают руками)

А потом прыг – скок

(выполняют прыжки на месте)

И еще разок.

(выполняют прыжки на месте с поворотом вокруг своей оси)

А потом вприсядку,

А потом вприсядку,

А потом вприсядку,

(выполняют движение «присядка» или просто выставляют ногу на пятку)

Снова по порядку.




2

Международный

день красоты

3-я нед. сентября


Человек. Части тела. Строение артикуляционного аппарата.

Активизация предметного словаря.

Ладони, колени, запястья,

лок­ти, челка. Обобщающие понятия: животные, игрушки, птицы, люди, посуда…

Обогащение глагольного
словаря.


Волосы - расчесывают, моют, вытирают, сушат, стригут.

Обогащение словаря

призна­ков.

1. Прилагательные антонимы. Грязные - чистые,

сухие - мокрые.

2. Качественные прилагательные.

Глаза - грустные, печальные, счастливые, яркие, синие,

Название цвета: основные цвета, ка­рие, голубые, серые.

Уточнение и активизация словаря наречий.

Вытираем - сухо,

говорим -четко,

двигаемся - быстро

Игра «Что как звучит».

Сделайте с ребенком волшебную палочку, постучите палочкой по любым предметам, находящимся в группе. Пусть все предметы в группе зазвучат. Прислушайтесь к этим звукам, пусть ребенок запомнит предметы, которые звучали, по вашей просьбе: «скажи, покажи, проверь, что звучало», «что звучало сначала, а что потом». Дайте палочку ребенку, пусть он «озвучит» все, что попадется ему под руку, теперь Ваша очередь отгадывать и ошибаться. Не забудьте взять вашу волшебную палочку на прогулку.

Более сложный вариант-узнавание звуков без опоры на зрение. Ребенок отвечает на вопросы: «По какому предмету я постучала? Где мы слышали похожие звуки?».

Здесь требуется только четкое указание ребенком на упоминаемую в стихотворении часть тела (своего или соседа).

Есть на пальцах наших ногти,

На руках – запястья, локти.

Темя, шея, плечи, грудь

И животик не забудь.

Бедра, пятки, двое стоп,

Голень и голеностоп.

Есть колени и спина,

Но она всего одна.

Есть у нас на голове

Уха два и мочки две.

Брови, скулы и виски,

И глаза, что так близки.

Щеки, нос и две ноздри,

Губы, зубы – посмотри!

Подбородок под губой.

Вот что знаем мы с тобой!

Упражнение «Ныряльщики»

Дети, разводя руки в стороны, делают вдох ртом. Обхватывая себя руками и приседая («опускаясь под воду»), делают выдох носом.

Методические указания. Каждый ребенок повторяет упражнения не больше двух- трех раз.


«Девочки и мальчики»

1. Девочки и мальчики

Прыгают, как зайчики,

Ножками топают,

Ручками хлопают,

Головками кивают

И тихо приседают.

2. Мы расправили все спину

И свели лопатки.

Мы походим на носках,

А потом на пятках.




3

День воспитателя

и всех дошкольных работников
4-я нед. сентября

Осень. Признаки осени.

Обогащение предметного сло­варя.

Время года, осень, ли­вень, погода, урожай., морось, ветер, листва,

заморозок.

Активизация глагольного сло­варя.

Лить, моросить, дуть, убирать, падать,

Наступать.

Обогащение словаря признаков.

Холодный, осенний,, пасмурный, дождли­вый, затяжной, опавший,

Активизация и обогащение
словаря наречий.
Холодно, дождливо, ветрено, хмуро,

пасмурно

Игра на различать темп и громкость звучания бубна.

При изменении звукового сигнала, темпа и громкости его звучания ребенок меняет характер своих движений. О правилах игры надо предварительно договориться.


- Морзянка. Узнавание и различение ритмических рисунков. Слушай внимательно ритм, который я тебе простучу. Повтори. (С каждым разом предлагается все более трудный ритмический рисунок).





«Капля»

Капля раз, Прыжок на носках, руки на пояс

Капля два. Прыжок

Очень медленно сперва. Прыжки выполняются медленно

А потом, потом, потом Прыжки выполняются быстро

Все бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли, Руки развести в стороны

От дождя себя укрыли.

Руки полукругом над головой.

«В лесу»

За малиной в лес пойдем,

в лес пойдем.

(Идут на месте)

Спелых ягод наберем,

наберем.

(Идут на месте, имитируя сбор ягод)

За черникой,

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

(Идут на месте, имитируя сбор ягод)

Землянику мы найдем

И братишке отнесем.

(Ладошки складываем «чашечкой», протягиваем друг другу.)




4

Международный день музыки
1- нед. октября

Осень. Грибы. Ягоды.

Обогащение предметного сло­варя.

Грибы. Ягоды (лес, гриб, ножка, шляпка, боровик, подосиновик, подберезовик, ли­сичка, мухомор, опенок, сыроежка; ягода, кустик, земляника, чер­ника, малина, клюква, брусника; собирать, заготавливать, пря­таться, висеть; ядовитый, съедобный, спелый, сладкий, кислый, душистый, ароматный, мягкий, гладкий).

Активизация глагольного сло­варя.

Собирать, растет.

Обогащение словаря признаков.

Холодный, осенний,, пасмурный, дождли­вый, затяжной, опавший, мокрый, красивый, белый, ядовитый, съедобный, несъедобный

Активизация и обогащение
словаря наречий.
Холодно, дождливо, ветрено, хмуро,

пасмурно, вкусно

Цель: Упражнять детей в правильном произношении звука к во фразовой речи. Учить переходу от медленного темпа речи к быстрому.

Предшествующая работа. С детьми уточнено про­изношение звука к.

Подготовительная работа. Воспитатель разучива­ет с детьми стихотворение.

Игра «Дождик»

Дети сидят на стульях. Воспитатель говорит: «Пошли мы гу­лять, и вдруг начался дождик, забарабанил по крыше. Как кап­ли закапали? Вспомним стихотворение:

Капля раз, капля два,

Капли медленно сперва

Кап, кап, кап, кап.

(Дети сопровождают эти слова медленными хлопками.)

Стали капли поспевать.

Капля каплю подгонять ­

кап, кап. кап, кап (Хлопки учащаются.)

Зонтик поскорей раскроем,

От дождя себя укроем

(Дети поднимают руки над

головой, имитируя зонтик,)

Методические указания. Следить за правильным произношением детьми звука к;, за сменой темпа и соответствием хлопков каждому слогу в словах.

«Грибочки»

Самомассаж подушечек пальцев (на каждую стихотворную строчку-разминание подушечки одного пальца)

(правая рука)

Вылезли на кочке мизинец

Мелкие грибочки: безымянный

Грузди и горькушки, средний

Рыжики, волнушки.

указательный

Даже маленький пенек большой

(левая рука)

Удивленья скрыть не мог.

Большой

Выросли опята, указательный

Скользкие маслята, средний

Бледные поганки указательный

Встали на полянке. мизинец

1. Ребенок дует на кораблики в воде (кораблики можно сделать из скорлупок грецких орехов, бумаги и т. п.)

2. Ребенок надувает шарики (или пускает мыльные пузыри).

«Капля»

Капля раз, Прыжок на носках, руки на пояс

Капля два. Прыжок

Очень медленно сперва. Прыжки выполняются медленно

А потом, потом, потом Прыжки выполняются быстро

Все бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли, Руки развести в стороны

От дождя себя укрыли.

Руки полукругом над головой.

«В лесу»

За малиной в лес пойдем,

в лес пойдем.

(Идут на месте)

Спелых ягод наберем,

наберем.

(Идут на месте, имитируя сбор ягод)

За черникой,

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

(Идут на месте, имитируя сбор ягод)

Землянику мы найдем

И братишке отнесем.

(Ладошки складываем «чашечкой», протягиваем друг другу.)




5

Всемирный

день животных
2- нед. октября

Домашние животные и их детеныши.

Активизация и обогащение
предметного словаря
.

1. Названия животных.

Бык, корова, теленок, конь, ло­шадь, жеребенок.

2. Части тела животных.
Рога, копыта, хвост, грива,

вы­мя, усы.

Активизация глагольного

сло­варя.

1. Кто как голос подает?
Мычит, рычит, мяукает, ржет, блеет, лает.

2. Кто как передвигается?
Скачет, прыгает, бегает, ходит, ползет, мчится.

Активизация словаря

призна­ков.

1. Внешний вид.

Лошадь (какая?) - гнедая,

бе­логривая.

2. Антонимы.

Высокий - низкий,

сильная - слабая,

трусливый -смелый,

рогатый -безрогий Части тела, члены семьи, имена людей.

Цель: Развитие артикуляционного аппарата.

Игра «Кто умеет улыбаться?»

Дети сидят полукругом. Воспитатель говорит: «Когда мы радуемся, мы улыбаемся (улыбка с закрытыми зубами). Вот так. Когда мы хорошо улыбаемся, мы показываем зубки. Улыбнитесь дети.»

Воспитатель следит, чтобы у всех были видны зубы, затем спрашивает: «Дети, вы хотите, чтобы к нам в гости пришел Петрушка? Вы рады ему?»

Воспитатель показывает Петрушку и просит: «Улыбнитесь ему». Затем она прячет Петрушку: «Дети, Петрушка спрятался, и вы спрячьте свои зубки, закройте их губами. А когда он снова покажется, опять улыбнитесь ему».

«Котенок»

Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) пооче­редно «кусаем» нoгтeвыe фаланги (от указательного пальца к мизинцу и обратно, на ударные слоги стиха). После l-го двустишия - смена рук.

2 3 4 Кусается сильно котенок

5

глупыш,

5 4 3 2

Он думает: это не палец, а мышь (смена рук).

2 3 4 5

Но я же играю с тобою, малыш,

5 4 3

А будешь кусаться - скажу тебе:

2

«Кыш!»

1. Чередование гласных звуков на одном выдохе, который надо тянуть как можно дольше: ауауауау...

2. см. 1 задание, только гласные: аоаоаоаоао…

3. см. 1 задание, только гласные: оиоиоиои...

4. см. 1 задание, только гласные: уиуиуиуи...


«Рожки»

Бу-бу,

Два прыжка

Я рогатый. «Рожки» из пальчиков ставят на голову

Бу-бу,

Два прыжка

Я хвостатый. «Хвостик» из руки - за спиной

Бу-бу,

Два прыжка

Я ушастый.

«Ушки» из ладошек

Бу-бу,

Два прыжка

Очень страшный. «Рожки» на голове,

«бодаются»

Бу-бу,

Испугаю.

Бу-бу,

Забодаю.




6

Международный день врача

3- нед. октября

Дикие животные и их детеныши.

• Активизация предметного

словаря.

Лес, животные, звери, белка,

еж, медведь, заяц, лиса, волк.

Берлога, логово, нора, дупло.

Морда, хвост, уши, туловище,

лапы, когти.

Активизация глагольного словаря.

Заяц (что делает?) - прыга­ет, скачет, грызет, дрожит и т.д.

Активизация и обогащение словаря наречий.

Белка прыгает (как?) - ловко, стремительно, быстро, резко.

Активизация и обогащение словаря признаков:

1. Внешний вид.

Медведь -огромный, бурый, белый, лохматый, толстопятый.

2. Повадки.

Медведь - неуклюжий, косо­лапый, сильный, сладкоежка.

3. Антонимы.

Проворный - неповоротливый

Цель: Дифференциация звука Ы и И.

Материал. Картинки с изображением ослика и слона.

Игра «Слоны и ослики»

Воспитатель делит детей на две группы: осликов и слонов.

Они встают друг против друга.

Воспитатель. Ослик (показ картинки) кричит: «Ииии­иии», а слон (nоказ картинки) кричит «Ыыыы-ыыы» (дети повторяют оба звукосочетания).

По команде «Идут ослики» первая группа детей передви­гается по комнате и произносит соответствующие звуки.

По команде «Идут слоны» указанные выше действия вы­полняет вторая группа.

Игра повторяется 3 раза, затем дети меняются ролями, и игра проводится вновь.

«Дикие животные»

Поочередное соединение всех пальцев с большим, начиная с указательного и кончая мизинцем. В обратном направлении- от мизинца к указательному. Сначала ребенок соединяет пальчики одной руки, потом- другой (на ударные слоги):

1-2 1-3 1-4 1-5

Еж, медведь, барсук, енот

1-5 1-4 1-3 1-2

Спят зимою каждый год

(смена рук)

1-2 1-3 1-4 1-5

Волка, зайца, рысь, лису

1-5 1-4 1-3 1-2

И зимой найдешь в лесу.

1. ребенок тянет гласный звук сначала тихо (секунд 5), постепенно наращивая громкость (3-5 секунд), а потом на максимальной громкости (3-5 секунд): а-а-а-А-А-А (грудная клетка при этом не сжимается).

2. см 1 задание, только гласный звук О.

3. см 1 задание, только гласный звук У.

4. см 1 задание, только гласный звук И.

«Зайчата»

Мы, как серые зайчата,

Прискакали на лужок.

Прыг - скок, прыг - скок.

Ветер травушку качает,

Влево - вправо наклоняет,

Вы не бойтесь ветра, зайки,

Веселитесь на лужайке.

Прыг - скок, прыг - скок.




7

Международный день анимации (мультфильмов)

4- нед. октября


Осень Сад. Фрукты. Ягоды.

Использование ИКТ
предметного
словаря.


Фрукты, компот, варенье, лимон. Название овощей, фруктов, обобщающие понятия

Активизация словаря признаков.
1. Цвет.

Малиновый, лимонный,

золоти­сто-оранжевый.

2. Форма.

Круглый, треугольный,

оваль­ный.

3. Антонимы.

Дерево высокое - куст низкий.

Активизация глагольного словаря.

Выращивать, собирать, мыть, резать, варить (варенье).

Активизация словаря наречий.
После лимона во рту (как?) —
кисло

Игра «Тихо- громко»

а) Взрослый играет на барабане сначала тихо, а потом громко. Дети определяют силу звука и отвечают, тихо и громко звучала музыка.

б) При изменения звукового сигнала (громкости), его звучания дети меняют характер своих движений. О правилах игры надо предварительно договориться.

«На базаре»

Соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую стихотворную строчку; при этом ладони не касаются друг друга.

На базар ходили мы, мизинцы

Много груш там и хурмы,

безымянные

Есть лимоны, апельсины,

средние

Дыни, сливы, мандарины,

указательные

Но купили мы арбуз – большие

Это самый вкусный груз!

Пальцы сжимаются в кулак, а большие отводятся вверх.

1. Ребенок делает глубокий вдох и выдох несколькими равными порциями.

2. Ребенок делает глубокий вдох и выдох несколькими неравными порциями.

3. Ребенок делает глубокий медленный вдох через нос, затем задерживает дыхание и медленно выдыхает на счет до пяти (шести, семи).

4. Ребенок делает полный вдох, задерживает дыхание и делает долгий выдох.

«На ветке»

Раз, два, три, четыре.

(шаги на месте)

Апельсин дадим мы Ире.

(руки вперед, ладонями вверх)

Пять, шесть, семь, восемь,

(шаги на месте)

Ананас у Сени спросим.

(руки вперед, ладонями вверх)

Девять, десять – завернем,

(«моталочка» руками)

Его Боре отнесем.

А на ветке абрикос.

(потянуться руками вверх)

Он на солнышке подрос!

(развести руки в стороны)

Ты за ним тянись, тянись.

(подняться на носочки, потянуться руками вверх)

Но смотри не оступись!

(быстро присесть)



  1   2   3   4   5
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации