Курсовая работа. Значение воображения в жизнедеятельности лиц с глубокими нарушениями зрения - файл n1.docx

Курсовая работа. Значение воображения в жизнедеятельности лиц с глубокими нарушениями зрения
Скачать все файлы (66 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.docx66kb.29.03.2014 21:47скачать

n1.docx

  1   2
Российский Государственный Педагогический

Университет им. А.И. Герцена

Факультет Тифлопедагогики

Кафедра Коррекционной Педагогики

Курсовая работа

Тема: «Значение воображения в жизнедеятельности лиц с глубокими нарушениями зрения»

Выполнила: студентка 2 курса

Ефремова М.А.

Научный руководитель:

Лисина И.П.

Санкт-Петербург

2011 год

Содержание:

Введение………………………………………………………………………...3

Глава 1. Изучение воображения в общей психологии.

1.1. Понятие воображения. Физиологические основы воображения. Подходы к изучению воображения……………………………………………………...4

1.2. Виды и функции воображения.…………………………………………..8

1.3. Развитие воображения……………………………………………………13

Глава 2. Изучение воображения в специальной психологии.

2.1. Влияние зрительной патологии на процесс воображения.…………….15

2.2. Особенности и функции воображения слепых………............................18

Заключение ……………………………………………………………………..23

Список использованной литературы…………………………………………...24

Введение

Роли воображения в жизни человека еще с древних времен уделялось особое внимание. Интерес к этому психическому процессу велик и по сей день. Ведь воображение имеет огромную социальную значимость. Умение создавать что-либо новое и необычное дает людям возможность расширять свои познания о мире, о человеческих взаимоотношениях. Все это стало бы невозможно без воображения.

В настоящее время роль воображения является общепризнанной. Оно участвует в преобразовании имеющихся представлений и понятий, расширяет сферу познания, способствует развитию мышления, воспитанию эмоциональной сферы, оказывает существенное влияние на формирование личности. [14]

Любая деятельность человека связана с воображением, так как невозможно заниматься трудом, не представляя при этом его текущего и конечного результата. При отсутствии воображения не существовало бы науки, искусства, техники и культурной жизни в целом.

Процесс воображения позволяет принимать решения и находить выход из проблемной ситуации даже при отсутствии нужной полноты знаний. Иными словами, если человек не сталкивался с чем-либо в собственном опыте, то это не мешает ему представлять и создавать образы, тем самым используя и развивая творческое мышление. В творчестве проявляется специфика личности человека, его эмоции, чувства, отношение к окружающему миру.

С.Л. Рубинштейн говорит о ценности воображения, которая, по его словам, состоит в том, что люди не только созерцают и познают, но и изменяют мир, преобразуя его. Для того чтобы преобразовывать действительность на практике, нужно уметь преобразовывать ее и мысленно. Этой потребности и удовлетворяет воображение. Воображение неразрывно связано с нашей способностью изменять мир, действенно преобразовывать действительность и творить что-то новое. [16]

Несмотря на то, что хорошо изучены психические процессы, с которыми связано воображение (восприятие, память, мышление и др.) и какое значение в жизни человека они имеют – нам до сих пор неизвестны механизмы и сущность воображения. [12]

Это обстоятельство побудило многих исследователей заниматься изучением воображения в общей психологии: Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Р.С.Немов, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский, А.Г. Маклаков, В.В. Давыдов, М.В. Гамезо, И.А. Домашенко, В.А. Ситаров, Д.Н. Узнадзе и др. А также отдельно рассматривали данную проблему в специальной психологии и педагогике следующие ученые: К. Бюрклен, П. Виллей, Л.С. Выготский, А.Г. Литвак, В.М. Сорокин, О.В. Боровик, Г.В. Никулина, В.П. Ермаков, Г.А. Якунин и др.

Очевидно, что значение воображения в психическом развитии человека велико. Надо сказать, что в общей психологии важнейшие аспекты проблемы воображения изучены весьма глубоко и разносторонне. Специалисты в области тифлопсихологии изучили эту проблему применительно к слепым и слабовидящим гораздо менее полно, чем это сделала общая психология по отношению к нормально видящим. Между тем, роль воображения в жизни людей с дефектами зрения особенно велика.

Ввиду этого, у меня возникло желание обобщить уже имеющиеся знания о воображении, чтобы лучше понимать сущность этого процесса, расширить свои представления в этой области, а также разобраться в вопросе, какую роль играет воображение в жизнедеятельности людей с глубокими нарушениями зрения.

Глава 1. Изучение воображения в общей психологии.

1.1 Понятие воображения. Физиологические основы воображения. Подходы к изучению воображения.

Говоря о понятии воображения, надо сказать, что оно имеет неразрывную связь с такими психическими процессами, как восприятие, память и мышление. Но существенно отличается от них. И, принимая во внимание высказывание Л.С.Выготского относительно отличия воображения от других форм психической деятельности, важно заметить, что воображение не повторяет в тех же сочетаниях и формах отдельные впечатления, которые накоплены прежде,

а строит новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Иначе говоря, привнесение нового в само течение

наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает новый, ранее не

существовавший образ, составляет, как известно, самую основу той деятельности, которую мы называем

воображением. [4]


По мнению В.А. Ситарова, воображение состоит в мысленном отходе за границы непосредственно воспринимаемого, способствует предвосхищению событий, освежает полученный в прошлом опыт и уже имеющуюся информацию в новом контексте познания.

Воображение отражает субъективный мир человека, его видение окружающего мира. В особенности актуальна работа воображения в тех ситуациях, когда для осуществления мыслительных операций не достает количества информации, тогда с помощью воображения мы находим решения и выход из сложившейся ситуации, путем прогнозирования промежуточных и конечных результатов своей деятельности.[17]
В.А. Ситаров дает ему следующее определение:

Воображение – это психический процесс создания образов предметов, продуктов деятельности, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание в условиях неопределенности наличной проблемной ситуации.[17]
М.В. Гамезо предлагает похожее определение воображения, основываясь на сравнении его с другими психическими функциями:

Воображение (фантазия) - это психический процесс, который заключается

в создании новых образов на основе данных прошлого

опыта. Это способность представлять отсутствующий или реально

существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно им

манипулировать. Воображение отражает реальный мир, но в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях. Оно отличается

от образной памяти (представления), так как это принципиально

новый образ, динамичный, и акт запоминания и сохранения при

этом отсутствует. Воображение отличается от мышления, так как

протекает в образной форме, а мышление в понятиях. Оно связано

с мышлением, так как возникает в проблемной ситуации и представляет

собой аналитико-синтетическую деятельность мозга (расчленяются

старые объекты на части и объединяются в новый образ,

например «русалка»). [7]
Подобные суждения о понятии и сущности воображения выдвигали: С.Л.Рубинштейн, Р.С. Немов, А.Г. Маклаков, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский, Е.И. Николаева, В.П. Ермаков, Г.А. Якунин, А.Г. Литвак и другие исследователи).
Далее, говоря о физиологическом аспекте воображения, хочется привести пример, который описывает Л.С. Выготский. Говоря о работе коры больших полушарий головного мозга, Л.С. Выготский сравнивает работу головного мозга с колеёй, оставленной колесом на земле, которая в последствие облегчает движение. Сущность этого примера заключается в том, что мозг, сохраняя наш прежний опыт, облегчает воспроизведение этого опыта в будущем. Но если бы работа мозга заключалась только в воспроизведении информации, человек не смог бы приспособиться к постоянно изменяющимся условиям.

Ввиду этого, Л.С. Выготский выделяет следующую функцию – комбинирующую или творческую.

Комбинирующая деятельность мозга основывается на сохранении в мозгу следов от прежних возбуждений, но суть этой функции заключается в том, что имея следы возбуждений, мозг комбинирует их в новые сочетания, которые не встречались в его действительном опыте.

Такая деятельность человека, основанная не только на воспроизведении его прежнего опыта, но и на создании чего-то нового, называется творческой.

Эту творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, называют воображением или фантазией. [5], [6]
Рассматривая этот вопрос, А.Г. Маклаков связывает процесс воображения с регуляцией органических процессов организма и движения. Ввиду того, что физиологические механизмы воображения связаны не только с корой, но и с более глубоко залегающими структурами мозга. В частности, большую роль здесь играет гипоталамо-лимбическая система.
Далее, А.Г. Маклаков отмечает, что воображение оказывает влияние на многие органические процессы: функционирование желез, деятельность внутренних органов, обмен веществ в организме и др. Например, представление о вкусном обеде вызывает обильное слюноотделение, а внушая человеку представление об ожоге, можно вызвать реальные признаки «ожога» на коже. С другой стороны, воображение оказывает влияние и на двигательные функции человека. Например, стоит представить, что мы бежим по дорожке стадиона во время соревнований, как приборы будут регистрировать едва заметные сокращения соответствующих мышечных групп. [10]
Таким образом, можно сделать вывод о том, что мозг как целое оказывает регулирующее воздействие на все органы человеческого тела. В свою очередь воображение, как и другие психические процессы, оказывает значительное влияние на работу многих систем человеческого организма. А значит, воображение играет огромную роль в формировании личности и жизни человека в целом. [15]

В своем очерке Л.С. Выготский выделяет несколько форм связи воображения с действительностью, что, по его мнению, поможет лучше понять механизм воображения и его связь с творческой деятельностью.

Во-первых, воображение основано на прежнем опыте человека, состоящего из образов действительности.

Далее Л.С. Выготский формулирует первый и, по его словам, самый важный закон о том, что творческая деятельность воображения зависит от богатства и разнообразия прошлого опыта человека, представляющий собой материал, из которого создаются построения фантазии. Поэтому чем богаче опыт человека, тем шире материал, которым располагает его воображение.
Во-вторых, Л.С.Выготский выделяет высшую форму связи фантазии с реальностью – связь конечного продукта воображения с реальным явлением. Эта форма связи возможна благодаря чужому или социальному опыту. Иными словами, если никто не наблюдал описанного явления, то при этом правильное представление оказалось бы невозможным.
Третей формой связи между деятельностью воображения и реальностью, которую выделяет автор, является эмоциональная связь. Сущность этой связи заключается в том, что образы и впечатления, имеющие общую эмоциональную окраску, объединяются, даже если они не имеют сходства. В этом случае чувства влияют на воображение, но есть и обратная связь, при которой воображение влияет на наши эмоции. Например, игра актеров, их переживания нас тревожат и заставляют задуматься, поставить себя на их место. То есть даже если мы знаем, что все это является вымышленным, в нас возникают чувства, переживаемые в реальности.
Сущность четвертой формы связи заключается в том, что продуктом фантазии может стать предмет, не соответствующий предмету реально существующему. Такой продукт может быть создан из нескольких элементов, которые взаимодействуя, образуют качественно новую вещь, которая с момента своего появления начинает воздействовать на другие вещи в окружающем мире. [6]
Связывая эти четыре формы, можно сделать вывод о том, что механизмами творческой деятельности человека являются не только мысли и чувства, но и их непосредственная связь и взаимодействие.


Обобщая вышесказанное, можно отметить, что многие исследователи, изучая воображение, придерживаются положений, представленных Л.С.Выготским, как основополагающих. Это говорит о том, что Л.С. Выготский внес колоссальный вклад в изучение воображения и психологии в целом. Он рассмотрел воображение и его роль в психике человека весьма подробно, заостряя внимание на всех аспектах данной функции. Но исследования не стоят на месте, ведь вопросы о механизмах и физиологических основах воображения остаются не до конца изучены. За последнее время мы больше узнали о физиологических аспектах воображения, о структурах центральной нервной системы, с которыми оно связано. Это позволяет проводить дальнейшие исследования, как в общей, так и специальной психологии, опираясь на предоставленный учеными опыт и знания в этой области.
1.2 Виды и функции воображения.
Виды воображения
В общей и специальной психологии воображение разделяют по нескольким критериям:


  1. по степени активности:


Активное или произвольное, которое в свою очередь делится на творческое или продуктивное (создание новых образов) и воссоздающее или репродуктивное (создание по образцу).

Пассивное или непроизвольное, которое подразделяется на преднамеренное (грезы) и непреднамеренное (сновидения, аффект).


  1. по характеру образа: конкретное и абстрактное.


С.Л. Рубинштейн, раскрывая сущность каждого вида воображения, говорит о том, что все виды направленности личности находят проявление в воображении и, таким образом, порождают различные уровни воображения.

Различие этих уровней определяется, прежде всего, тем, насколько сознательно и активно отношение человека к этому процессу.
При пассивном воображении смена образов, которая происходит под воздействием малоосознанных потребностей, влечений, тенденций, независимо от какого-либо сознательного вмешательства субъекта, происходит самотеком, непроизвольно. Образы воображения как бы самопроизвольно трансформируются, всплывая перед воображением, а не формируются им; здесь нет еще собственно оперирования образами. Такая форма воображения встречается в дремотных состояниях, в сновидениях, при патологических расстройствах сознания (галлюцинации). В этих случаях за образом обычно скрываются в качестве движущих сил аффективные моменты потребностей, влечений. Этот подвид пассивного воображения является непреднамеренным. [16]
Говоря о пассивном воображении, нужно заметить, что людям присуще преднамеренное воображение, выражающееся в образах фантазии, но не связанное с волевым действием. Эти образы имеют связь с интересами и потребностями. Чаще всего они являются радостными и приятными. Такие формы пассивного воображения называются – грезы.

Следует отметить, что преобладание грез в психической жизни человека может привести его к отрыву от реальной действительности, уходу в выдуманный мир, что, в свою очередь, начинает тормозить психическое и социальное развитие этого человека. [8], [10]
А при активном воображении все большую роль играет сознательное, активное отношение человека к формированию и преобразованию образов. В соответствии с целями, которые ставит перед собой сознательная творческая деятельность человека. В основе такой работы воображения лежит умение произвольно вызывать и изменять нужные представления.
В рамках активного воображения выделяют воссоздающее, творческое воображение, а некоторые авторы отдельно выделяют мечту. [10], [16]
А.Г. Маклаков приводит такой пример воссоздающего воображения, когда человеку необходимо воссоздать представление о каком-либо объекте или явлении как можно более полно, на основе словесного описания. С этим видом воображения мы сталкиваемся, когда читаем описание географических мест или исторических событий, а также когда знакомимся с литературными героями. Следует отметить, что воссоздающее воображение формирует не только зрительные представления, но и осязательные, слуховые, что дает возможность более полно сформировать образ. [10]
Творческое воображение, в отличие от воссоздающего, предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Творческое воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется. [12], [15]

С.Л. Рубинштейн отмечает, что воображение и творчество теснейшим образом связаны между собой. Связь между ними, однако, не такова, что творчество является продуктом воображения. Ведущей является обратная зависимость; воображение формируется в процессе творческой деятельности. Специализация различных видов воображения является не столько предпосылкой, сколько результатом развития различных видов творческой деятельности. Поэтому существует столько специфических видов воображения, сколько имеется своеобразных видов человеческой деятельности, – конструктивное, техническое, научное, художественное, живописное, музыкальное и т.д. Все эти виды воображения, формирующиеся и проявляющиеся в различных видах творческой деятельности, составляют разновидность высшего уровня – творческого воображения. [16]
Особой формой активного воображения является мечта. Этот процесс принимает форму особой внутренней деятельности, заключающейся в создании образа того, что человек желал бы осуществить. Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность. Она выступает в качестве побудительной причины, или мотива деятельности, окончательное завершение которой по разным причинам оказалось отложенным. [10], [15]

Причем следует различать несколько подтипов данного вида воображения. Чаще всего человек строит планы в отношении будущего и в своей мечте определяет пути достижения задуманного. В этом случае мечта является активным, произвольным, сознательным процессом.

Но в некоторых случаях мечта выступает в качестве замещения деятельности. Мечты остаются только мечтами и никогда не реализуются в творческой деятельности. В результате ряда неудач человек отказывается от исполнения своих планов на практике и погружается в мечту. В этом случае мечта выступает как сознательный, произвольный процесс, не имеющий практического завершения. Этот вид мечты характерен и для людей с нарушением зрения, что может негативно сказываться на их жизнедеятельности и развитии личности в целом.

А.Г. Маклаков отмечает позитивное значение мечты, заключающееся в обеспечении сохранности механизмов регуляции систем организма. Неудачи в практической деятельности в большинстве случае способствуют формированию негативного психического состояния, что может выражаться в повышенном уровне тревоги, чувстве дискомфорта или даже в депрессивных реакциях. В свою очередь, негативное психическое состояние выступает в качестве одного из факторов, обусловливающих затруднения в социально-психологической адаптации человека, формирование дезадаптивных. В этой ситуации мечта может выступать в виде своеобразной формы психологической защиты, обеспечивающей временный уход от возникших проблем, что способствует определенной нейтрализации негативного психического состояния и обеспечению сохранности механизмов регуляции при снижении общей активности человека. [10]

В зависимости от характера образов, которыми оперирует воображение, различают иногда конкретное и абстрактное воображение.

Образы, которыми оперирует воображение, могут быть различны; это могут быть образы единичные, обремененные множеством деталей, и образы типизированные, обобщенные схемы, символы. Соответственно этому существуют многообразные виды воображения – более конкретного и более абстрактного. Различие конкретного и абстрактного воображения является различием тех образов, которыми оперирует воображение. Абстрактное воображение пользуется образами высокой степени обобщенности, генерализованными образами – схемами, символами (в математике). Абстрактное и конкретное воображение не являются при этом полярными; между ними существует множество взаимопереходов. [16]

Функции воображения

Р.С. Немов выделяет следующие функции:

Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая различные задачи. Эта функция воображения связана с мышлением.

Вторая функция воображения, выделяемая Р.С. Немовым, состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе.

Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.

Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий — способности выполнять их в уме, манипулируя образами.

Наконец, пятая функция — это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации. [12]

М.В. Гамезо выделяет такие функции:

Познавательная функция. Благодаря воображению, происходит концентрация внимания, мышления, памяти. Таким образом, окружающий мир познается глубже.

Вторая функция – регулятивная. Она выражается в планировании и регуляции деятельности, предвосхищении результата труда (антиципация); в регуляции познавательных процессов.

Третьей функцией, которую выделяет М.В. Гамезо, является аффективная функция. Суть ее заключается в том, что воображение, участвуя в регуляции эмоциональных состояний может замещать неудовлетворенные потребности.[7]

Функции воображения, выделяемые Л.С. Выготским:

Основная функция воображения заключается в организации таких форм поведения, которые еще ни разу не встречались в опыте человека. Далее Л.С. Выготский отмечает несколько функций различной природы, но тесно связанных с основной функцией нахождения поведения, соответствующего новым условиям среды.

Первую функцию Л.С. Выготский называет последовательной. Ее суть в том, что все, что мы познаем не из собственного опыта, мы познаем при помощи воображения.

Вторую функцию воображения Л.С. Выготский называет эмоциональной; она состоит в том, что всякая эмоция имеет свое определенное, не только внешнее, но и внутреннее выражение, и, следовательно, фантазия является тем инструментом, который непосредственно осуществляет работу наших эмоций. Известно, что далеко не все находящиеся у нас импульсы и влечения получают свое осуществление. Поэтому следует вопрос, какова судьба тех нервных возбуждений, которые возникают совершенно реально в нервной системе, но не получают своего осуществления? Они получают характер конфликта между поведением человека и окружающей средой. Если он не получает выхода в других формах поведения, то может развиться невротическое заболевание. И вот функция сублимации, т. е. социально высшей реализации неосуществившихся возможностей, выпадает на долю воображения. [4]

Таким образом, отметив виды и функции воображения, надо сказать, что воображение играет важную роль в осуществлении многих процессов, протекающих в нашем организме. Оно охватывает сознательную и бессознательную сферу деятельности головного мозга, что умножает интерес к дальнейшему изучению воображения и его роли в жизнедеятельности человека.

1.3. Развитие воображения

На основании исследований Л.С. Выготского, важно отметить, что сензитивный период развития воображения – это дошкольный возраст. Наиболее продуктивно развивается воображение ребенка под влиянием взрослых. [4]

А.Г. Маклаков отмечает, что развитие воображения осуществляется в ходе онтогенеза человека и требует накопления известного запаса представлений, которые в дальнейшем могут служить материалом для создания образов воображения. Воображение развивается в тесной связи с развитием всей личности, в процессе обучения и воспитания, а также в единстве с мышлением, памятью, волей и чувствами.

Несмотря на сложность определения этапов развития воображения у человека, можно выделить определенные закономерности в его формировании. Так, первые проявления воображения тесно связаны с процессом восприятия. Связь между восприятием и воображением видна, когда ребенок в своих играх начинает перерабатывать полученные впечатления, видоизменяя в воображении воспринимаемые ранее предметы (стул превращается в пещеру или самолет, коробочка — в машину). Но первые образы воображения ребенка всегда связаны с деятельностью. Ребенок не мечтает, а воплощает переработанный образ в свою деятельность, а ведущим типом деятельности ребенка является игра.

Следующий этап, выделяемый А.Г. Маклаковым, связан с тем возрастом, когда ребенок овладевает речью. Речь позволяет включить в воображение не только конкретные образы, но и более отвлеченные представления и понятия. Более того, речь позволяет ребенку перейти от выражения образов воображения в деятельности к непосредственному их выражению в речи.

Этап овладения речью сопровождается увеличением практического опыта и развитием внимания, что позволяет ребенку легче выделять отдельные части предмета, которые он воспринимает уже как самостоятельные и которыми все чаще оперирует в своем воображении. Однако синтез происходит со значительными искажениями действительности. Из-за отсутствия достаточного опыта и недостаточной критичности мышления ребенок не может создать образ, близкий к реальной действительности. Главной особенностью данного этапа является непроизвольный характер возникновения образов воображения. Чаще всего образы воображения формируются у ребенка данного возраста непроизвольно, в соответствии с ситуацией, в которой он находится. [10]

Следующий этап развития воображения, который выделяет А.Г. Маклаков, связан с появлением его активных форм. На этом этапе процесс воображения становится произвольным. Возникновение активных форм воображения вначале связано с побуждающей инициативой со стороны взрослого. Например, когда взрослый человек просит ребенка что-либо сделать - он активизирует процесс воображения. Позднее ребенок начинает использовать произвольное воображение без всякого участия взрослого. Этот скачок в развитии воображения находит свое отображение, прежде всего в характере игр ребенка. Они становятся целенаправленными и сюжетными. Окружающие ребенка вещи становятся не просто стимулами к развертыванию предметной деятельности, а выступают в виде материала для воплощения образов его воображения. [10]

Другой важнейший сдвиг в воображении происходит в школьном возрасте. Необходимость понимания учебного материала обусловливает активизацию процесса воссоздающего воображения. Для того чтобы усвоить знания, которые даются в школе, ребенок активно использует свое воображение, что вызывает развитие способностей переработки образов восприятия в образы воображения. [10] Но нужно отметить, что не всегда воссоздающее воображение способно развернуть яркие образы. Это может быть обусловлено недопониманием изучаемого материала (высокая скорость подачи материала, недостаточное количество информации и другое). В таком случае, воссоздающее воображение не будет развиваться должным образом, что может негативно сказаться на дальнейшем развитии психики ребенка. [15]

Воображение у людей развито по-разному, и оно по-разному проявляется в их деятельности и общественной жизни. Индивидуальные особенности воображения выражаются в степени развития воображения, которая характеризуется яркостью образов и глубиной, с какой перерабатываются данные прошлого опыта, а также новизной и осмысленностью результатов этой переработки. Слабое развитие воображения выражается в низком уровне переработки представлений и влечет за собой затруднения в решении мыслительных задач, которые требуют умения наглядно представить себе конкретную ситуацию. При недостаточном уровне развития воображения невозможна богатая и разносторонняя в эмоциональном отношении жизнь. [10]

Знание механизмов развития воображения играет важную роль в изучении психики нормально видящих и людей с нарушенным зрением. Важно понимать, что воображение при нарушенном зрении развивается по одним и тем же законам, что и при нормальном зрении и имеет такое же значение в жизни слепых и слабовидящих, как и в жизни зрячих. Но, при этом, процесс и развитие воображения людей с нарушенным зрением имеет ряд особенностей, о которых пойдет речь в следующей главе, где я провела анализ исследований, проведенных в рамках специальной психологии.

  1   2
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации