Сущность интеллектуальной собственности в российском гражданском праве - файл n1.docx

Сущность интеллектуальной собственности в российском гражданском праве
Скачать все файлы (305.7 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.docx306kb.29.03.2014 20:36скачать

n1.docx

  1   2   3
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Вологодский государственный педагогический университет»
КАФЕДРА ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

Шарапов Геннадий Альбертович

Сущность интеллектуальной собственности в российском гражданском праве

Курсовая работа

по специальности «Юриспруденция»

Научный руководитель

Старший преподаватель __________________ Е.С. Савичева

(подпись, дата)

Вологда

2012

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……….………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В РОССИЙСКОМ ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ……..6

§1. Понятие, предмет интеллектуальной собственности в российском гражданском праве ……………………………………………………………….6

§2.Функции интеллектуальной собственности в российском гражданском праве ……….…………………………………………………………………..…10

ГЛАВА 2. ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИНСТИТУТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В РОССИЙСКОМ ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ ………………...………………………………… 14

§1. Правовые особенности авторского права………………………………14

§2. Правовые особенности смежного права…….…………………………. 23

§3. Правовые особенности патентного права………………………………31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.……….……………………………………….………………35БИБЛИОГРАФИЯ…...………………………………………..……………….38

Приложение 1…………………………………………………………………..43

Приложение 2…………………………………………………………………..44

ВВЕДЕНИЕ
Необходимость существования в праве таких нематериальных объектов как результаты интеллектуальной деятельности состоит в их возрастающем экономическом значении, а также в той роли, которую они играют для духовного развития человека и для научно-технического прогресса в целом.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что переход к рыночной экономике не только внес существенные новации в содержание хозяйственных и социальных отношений, но и определил возникновение правоотношений, которых до этого в социалистической практике хозяйствования практически не было. Следовательно, задачи разработки законодательных актов, предусматривающих совершенствование правоотношений в области использования результатов научно-технической деятельности и нормативных актов, определяющих порядок использования результатов научно-технической деятельности очень важны.

 Теоретическая значимость работы заключается в определении юридического содержания и соотношения основных правовых понятий по теме исследования - «право интеллектуальной собственности», «исключительное право» и заключается в разработке теоретической модели исковой давности в современном российском гражданском праве.

Практическая значимость состоит в том, что курсовая работа позволит понять значение института интеллектуальной собственности, рассмотреть общепринятые представления и раскрыть особенности интеллектуальной собственности, решение актуальных проблем правового регулирования и охраны интеллектуальной собственности.

Объектом исследования являются современные институты интеллектуальной собственности.

Предметом исследования являются имущественные отношения использования результатов интеллектуальной деятельности и основанного на них права интеллектуальной собственности.

Научная новизна исследования заключается в попытке комплексного исследования правового регулирования отношений, связанных с объектами интеллектуальной собственности с точки зрения гражданского права РФ.

Степень научной разработанности темы исследования: следует признать, что проблемы защиты интеллектуальной собственности в России не привлекали достаточного внимания отечественных ученых до последних десятилетий XX века в виду объективного отсутствия необходимости такой защиты в советский период. Однако основные его положения достаточно хорошо исследованы. Базовые принципы теории интеллектуальной собственности были заложены французскими просветителями конца XVIII века в трудах философов: Вольтера, Дидро, Гольбаха, Гельвеция, Руссо, - разработавших “теорию естественного права”.

Особый вклад в разработку теории права интеллектуальной собственности сделан такими учеными России начала века, как А.А. Пиленко, Г.Ф. Шершеневич.

Общие вопросы интеллектуальной собственности исследованы в трудах В.А. Дозорцева, А.П. Сергеева.

Среди российских ученых, занимающихся общеправовыми проблемами интеллектуальной собственности, необходимо выделить А.И. Абдуллина, Э.П. Гаврилова, А.Б. Гальперина, Л.А. Михайлову, Е.В. Халипову, С.А. Чернышеву, Рассохин В.П., Савельева И.В., Чернышева С.А, Серебровский В.И., Сергеев А.П., Сергеев В.М., Сутулова Д.Н., Тыцкая Г.И., Зенин И.А., Ионова О.В., Кабатов В.А., Камышев В.Г., Коваленко А.И., Ловягин Н.Б., Мамиофа И.Э., Миронов Н.В.

Экономические аспекты интеллектуальной собственности изучаются в работах А.А. Бовина, А.В. Бузгалина, А.Н. Елисеева, Ж.Р. Валеевой, B.JI. Иноземцева, С.М. Климова, А.Н. Козырева, Д.И. Кокурина, А.И. Колганова, И.В. Кузнецовой, А. Полторака, В.Е. Федотова, К.А. Хубиева, Л.Е. Чередниковой, В.Н. Черковца, Г. Чесбро, И.Е. Шульги и других.

Методологическую основу исследования составили:

1)Формально-юридический метод, с помощью которого вычленялись понятия, выяснялась их сущность, признаки, а также отличие одних суждений от других.

2)Структурно-функциональный метод, с помощью которого определялась структура работы, а также излагались результаты исследования в рамках используемых методов.

При изучении темы работы применялись такие логических приёмы, как анализ, синтез, дедукция и индукция.

Все вышесказанное приводит к цели написания моей курсовой работы.

А именно, цель данной работы – раскрыть сущность и значение интеллектуальной собственности для Российской Федерации, а также рассмотреть проблемы управления интеллектуальной собственностью на современном этапе.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1) определить сущность и значение интеллектуальной собственности;

2)рассмотреть функции интеллектуальной собственности

3)изучить институты права, входящие в подотрасль «право интеллектуальной собственности»

Нормативной и эмпирической базой моей курсовой работы послужили Конституция и законодательство Российской Федераций, официальные документы, учебники, статьи, монографии и диссертации.

Структура работы определяется целями и задачами курсовой работы. Она состоит из введения, трёх глав, включающих шесть параграфов, заключения, библиографии и приложений.

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В РОССИЙСКОМ ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ.

§1.Понятие, предмет интеллектуальной собственности в российском гражданском праве.

Термин "интеллектуальная собственность" применяется в правовой доктрине развитых стран и в международно-правовых соглашениях, однако внутреннее законодательство большинства зарубежных стран не содержит понятия интеллектуальной собственности1.

Интеллектуальной собственность – юридический термин, обозначающий совокупность прав, которыми обладают лицо или лица (авторы или иные правообладатели) на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (то есть интеллектуальную собственность2.

Происхождение самого термина «интеллектуальная собственность» принято связывать с французским законодательством конца XVIII века, что во многом является справедливым. Действительно, традиция проприетарного подхода к авторскому и патентному праву не только родилась во Франции, но и опиралась в своей основе на теорию естественного права, которая получила свое наиболее последовательное развитие именно в трудах французских философов-просветителей (Вольтер, Дидро, Гольбах, Гельвеций, Руссо)3.

Мыслители того времени считали, что творец, создавший произведение искусства или изобретение приобретает на результат своей творческой деятельности право, аналогичное праву собственности, которое возникает у создателей материальных вещей. Такое право естественно по своей природе и существует независимо от его признания со стороны государства. «Выбор в конце VIII в. именно теории права интеллектуальной собственности в определенной мере был обусловлен некоторыми историческими особенностями4.

В частности, любое новое монопольное право напоминало буржуазии привилегии, выдачу которых королевская власть во Франции активно использовала для получения дохода. В то же время право собственности выглядело основой нового общества; это было право, которое обеспечивало буржуа возможность эффективной хозяйственной деятельности». В конце того же XVIII века во французском законодательстве появляются понятия литературной (художественной) и промышленной собственности5.

Так же теория интеллектуальной собственности получила значительное развитие в законах некоторых штатов США под влиянием идей французских просветителей. Так, в законе штата Массачусетс 1789 г. указывалось: «нет собственности, принадлежавшей человеку более чем та, которая является результатом его умственного труда». Аналогичные конструкции были закреплены так же в законодательстве Саксонии, Пруссии, Дании, Норвегии и ряда других стран6.

В ст. 1225 части четвертой Гражданского кодекса РФ, принятой 24 ноября 2006 года термин «интеллектуальная собственность» определён как список результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации, которым предоставляется правовая защита7.

В широком понимании «интеллектуальная собственность» означает закрепленные законом исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Законодательство, которое определяет права на интеллектуальную собственность, устанавливает монополию авторов на определенные формы использования результатов своей интеллектуальной, творческой деятельности, которые, таким образом, могут использоваться другими лицами лишь с разрешения первых8.

Предмет интеллектуальной собственности составляет информация, которая может быть представлена на материальном носителе и распространена в неограниченном количестве копий. При этом собственностью являются не эти копии и материальные носители, а отражаемая в них информация. Любая передача прав на материальный носитель не влечет за собой передачи каких-либо прав на интеллектуальную собственность9.

Интеллектуальная собственность нематериальна. Предметом ее ведения является имущество, не имеющее физической реальности: оно неосязаемо и невидимо. В то же время, она не охватывает всю эту сферу — так, например, ценные бумаги или биржевые ценности не интересуют интеллектуальную собственность. Право интеллектуальной собственности занимается нематериальной сферой, но не всей ее совокупностью.

Право интеллектуальной собственности в своей основе является юридическим выражением осознания государством важности культуры и прогресса для сохранения и развития общества. Поддержка и защита творчества, охрана результатов интеллектуальной деятельности непосредственно связаны с защитой свободы личности, прав человека. Однако необходимо учитывать "двойственную реальность", характерную для данного института, - не только культурную ("духовную"), но и экономическую10.

Необходимо считаться не только с "моральными соображениями", но и с политическими факторами, социальными проблемами, воспринимать действительность такой, какова она есть, а не такой, какова она могла бы быть. Юриспруденция, как медицина и политика, начинается с запрета на употребление фразы: "Я хочу добра, я не хочу того, что существует", причем если политика – это искусство возможного, то право – это наука необходимого. Для современности характерно не только усиление защиты личных неимущественных ("моральных") авторских прав, но и одновременно дальнейшая "коммерциализация" имущественных ("экономических") прав11.

Интеллектуальная собственность в объективном смысле – это совокупность норм, которыми регулируются отношения, связанные с созданием и использованием ряда результатов интеллектуальной творческой деятельности и средств индивидуализации участников гражданского оборота12.

Интеллектуальная собственность в субъективном смысле – это совокупность правомочий как личного, так и имущественного характера, принадлежащих авторам творческих достижений, патентовладельцам или лицам, осуществляющим регистрацию средств индивидуализации, их наследникам и иным правопреемникам13.

Я делаю вывод, что интеллектуальная собственность, будучи юным правом, претерпела значительную эволюцию.

§2. Функции интеллектуальной собственности в российском гражданском праве.

Современные представления об интеллектуальной собственности как основной составляющей интеллектуального капитала и, в конечном счете, как основы нарождающейся «экономики знаний», позволяют выделить следующие ее функции:

1) инновационную;

2) товарную;

3) технологическую;

4) правовую;

5) экономическую;

6) рекламную;

7) идеологическую14.

Инновационная функция интеллектуальной собственности означает, что объекты интеллектуальной собственности являются центральным звеном любой инновации, используются в процессе разработки и реализации инновационных проектов15.

Весьма важно понимать, что именно объекты интеллектуальной собственности подлежат охране согласно нормам патентного и авторского права, которые, собственно, и обеспечивают успешное завершение инновационного проекта в случае наличия такой охраны или ставят под сомнение успех начинания, если такая охрана отсутствует или ненадежна16.

Товарная функция интеллектуальной собственности заключается в том, что качество товаров и услуг, в основе которых лежат объекты интеллектуальной собственности, определяется новизной и интеллектуальным совершенством этих объектов – произведений в различных областях творческой деятельности, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и других объектов интеллектуальной собственности. Спрос на товар, его успех на рынке зависит от того, насколько полно использованный объект интеллектуальной собственности удовлетворяет особым потребительским требованиям и предпочтениям17.

Таким образом, товарная функция интеллектуальной собственности представляет собой не что иное, как средство получения конкурентных преимуществ производителя товаров и услуг независимо от области предпринимательской деятельности.

Технологическая функция интеллектуальной собственности состоит в обеспечении технологического превосходства над конкурентами. При этом под технологией следует понимать совокупность приемов и секретов производства, управления, маркетинга, рекламы и т.п., содержание которых обеспечивает их владельцу получение тех или иных преимуществ перед конкурентами18.

Главным преимуществом при этом является стабильно высокое качество товаров и услуг, недостижимое без использования тех объектов интеллектуальной собственности, которые составляют содержание уникальной технологии, как правило, сохраняемой в тайне от конкурентов.

Правовая функция означает безусловное обеспечение правовой охраны объектов интеллектуальной собственности от неправомерного использования, включая как объекты авторского права и смежных прав, так и объекты патентного права, а также средства индивидуализации юридических лиц, такие как товарные знаки, фирменные наименования и т.п19.

Осуществление правовой функции интеллектуальной собственности требует постоянного совершенствования существующих международных договоров и национального законодательства, а также разработки новых юридических актов с учетом непрерывного развития науки и техники и появления все новых объектов интеллектуальной собственности, не имеющих правовой охраны по действующему законодательству20.

Экономическая функция интеллектуальной собственности является главной функцией интеллектуальной собственности. Экономическая функция реализуется в процессе управления интеллектуальным капиталом с целью извлечения прибыли и наращивания величины этого капитала21.

Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности дают их владельцу возможность одержать временную победу над конкурентами до тех пор, пока они не создадут еще более совершенный объект интеллектуальной собственности22.

Рекламная функция таких объектов интеллектуальной собственности, как средства индивидуализации юридических лиц, играет двоякую роль. С одной стороны, средства индивидуализации позволяют продавцу продвинуть свой товар на рынок, сделать его узнаваемым и желанным для покупателя, а с другой – дать покупателю своеобразный компас для ориентировки в товарном море, возможность найти товар знакомого продавца и в то же время – ознакомиться с предложениями других продавцов, выбрав наилучший для себя вариант23.

Реализация рекламной функции интеллектуальной собственности вызвала к жизни новое направление в маркетинге – брэндинг, т.е. совокупность рекламных и маркетинговых действий по созданию и закреплению в сознании покупателя, клиента брэнда, товарного знака, фирменного обозначения, идентифицирующего данного продавца, производителя, поставщика24.

Идеологическая функция интеллектуальной собственности состоит в формировании новой корпоративной культуры, в первую очередь, в среде высшего менеджмента организации, основанной на признании исключительного права автора на результаты его интеллектуальной деятельности, уважение права частной собственности на эти результаты, признание равенства объектов интеллектуальной собственности и материальных объектов в формировании активов предприятия, понимании ведущей роли интеллектуального капитала в современной экономике25.

Я делаю вывод, что функции права интеллектуальной собственности способствуют утверждению нормативных начал в жизни общества, способствуют регулятивному правовому воздействию на общественные отношения, возникающему в случае создания интеллектуального объекта, то есть регулятивное правовое воздействие означает предоставление определенных границ свободного активного поведения людей в обществе.
ГЛАВА 2. ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИНСТИТУТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В РОССИЙСКОМ ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ.

§1. Правовые особенности авторского права.

Авторское право является одним из четырех институтов права, входящих в подотрасль «право интеллектуальной собственности»26. Кроме него в эту подотрасль входят следующие институты:

а) смежных прав

б) патентного права

в) средств индивидуализации участников гражданского оборота и правового регулирования производимой ими продукции (работ, услуг)

Объекты этих институтов являются результатами интеллектуальной деятельности. Совокупность исключительных прав на объекты, являющиеся результатами интеллектуальной деятельности, принято называть интеллектуальной собственностью27.

Понятие авторского права следует рассматривать в двух аспектах: в объективном и субъективном.

Авторское право в объективном смысле — подотрасль гражданского права, регулирующая отношения, связанные с созданием и использованием (изданием, исполнением, показом и т. д.) произведений науки, литературы или искусства, то есть объективных результатов творческой деятельности людей в этих областях28.

Авторское право в субъективном смысле - личные неимущественные и имущественные права, которые принадлежат лицам, создавшим произведения литературы, науки и искусства29.

В качестве основных задач авторского права чаще всего в юридической литературе называются две следующие задачи:

а) с одной стороны, авторское право должно стимулировать деятельность по созданию произведений науки, литературы и искусства. В этих целях авторское право способствует созданию условий для занятия творческим трудом; обеспечивает правовое признание и охрану достигнутых творческих результатов, закрепление за авторами прав на использование создание ими произведений и получение доходов и т.д.

б) с другой стороны, задачей авторского права считается создание условий для широкого использования произведений в интересах общества. Иными словами, повышение уровня охраны прав авторов ни в коем случае не должно препятствовать использованию их произведений в целях образования и просвещения или служить помехой в стремлении самой широкой аудитории читателей, зрителей, слушателей знакомиться с ними30.

Указанные задачи авторского права тесным образом связаны с его принципами. Принципы авторского права - это его основные начала, отправные идеи, которые обладают универсальностью, высшей императивностью и общезначимостью31.

Принципы пронизывают содержание всей системы авторского права, предопределяют всю юрисдикционную деятельность и воплощаются в субъективных правах и обязанностях участников авторских правоотношений. Не будучи закрепленными в конкретных статьях закона, они авторского права выводятся из анализа всей совокупности авторско-правовых норм32.

Знание принципов позволяет ориентироваться в обширном авторском законодательстве, правильно толковать и применять на практике отдельные его нормы, а также решать вопросы, на которые нет прямого ответа в действующем законодательстве33.

К числу основных принципов российского авторского права, отраженных в содержании его норм на современном этапе развития, относятся:

- принцип свободы творчества;

- принцип сочетания личных интересов автора с интересами общества;

- принцип не отчуждаемости личных неимущественных прав автора;

- принцип свободы авторского договора34.

Принцип свободы творчества прямо закреплен ст.44 Конституции РФ35. Основная задача авторского права в данном аспекте состоит в том, чтобы заинтересовать человека в творческой деятельности. Без достойной законодательной базы очень сложно урегулировать правоотношения, которые могут возникнуть после публичного представления достижений творчества. Данный принцип авторского права находит отражение в международных и отечественных законодательных актах, демонстрируя права и свободы автора на свой труд36.

Обеспечивая свободу творчества, авторское право охраняет все произведения науки, литературы и искусства независимо от их назначения, достоинств и способа выражения. В этих же целях закон не ограничивает круг охраняемых произведений каким-либо перечнем и охраняет любые результаты творческой деятельности, существующие в объективной форме. Творцы произведений свободны в выборе темы, сюжета, жанра и формы воплощения создаваемых ими художественных образов, а также самостоятельно решают вопросы о выпуске своего произведения в свет, приданию произведению окончательной формы и т.п37.

Принцип сочетания личных интересов автора с интересами общества имеет особое значение. В основе авторского права лежит признанное за автором монопольное право на использование созданного им произведения. Определение разумных границ этой монополии на протяжении веков являлось одной из главных проблем авторского права38.

В настоящее время уже никто не утверждает, что авторы должны иметь неограниченный контроль за использованием своих произведений. Ничем не ограниченная монополия необходима и возможна лишь в отношении необнародованных произведений. Если же произведение с согласия автора стало доступно для всеобщего сведения, его права на произведение не могут быть столь обширными, чтобы полностью игнорировать интересы других граждан и общества в целом39.

Принцип не отчуждаемости личных неимущественных прав автора – достойный уважения принцип авторского права. В этом состоит одно из существенных отличий российского авторского права от авторского права ряда зарубежных стран.

По российскому авторскому законодательству, личные неимущественные права автора (право на авторство, право на имя и пр) не могут перейти к другим лицам, хотя бы сам автор и выразил на это свое согласие40.

Подобное соглашение не будет иметь юридической силы и является недействительным. Поэтому даже в тех случаях, когда произведение создано в порядке выполнения служебного задания, личные неимущественные права сохраняются за автором и должны быть во всех случаях обеспечены. Этими же соображениями продиктованы нормы российского законодательства, устанавливающие, что право авторства, право на авторское имя, право на защиту репутации автора не переходят по наследству, что в случаях так называемого "свободного" использования произведений обязательно указание имени автора и т.д.

Что же касается имущественных прав авторов, то они могут передаваться другим лицам по авторскому договору, в порядке наследования, а также в силу закона (служебные произведения).

Принцип свободы авторского договора характерен для современного российского авторского права. Данный принцип заменил собой присущий ранее действующему авторскому праву принцип нормативной регламентации основных прав и обязанностей сторон по авторским договорам. Наиболее ярким выражением последнего было существование так называемых типовых авторских договоров (издательских, сценарных, постановочных и др.), которые имели нормативное значение и подробно регламентировали отношения авторов и пользователей произведений41.

Было бы неверно сводить роль типовых договоров лишь к ограничению свободы сторон в распоряжении принадлежащими им правами. Одной из главных функций типовых договоров было ограждение авторов от произвола пользователей произведений, стремление гарантировать авторам определенный минимальный уровень прав. Условия конкретных авторских договоров, ухудшающие положение авторов по сравнению с типовым договором, признавались недействительными и заменялись условиями, закрепленными в типовом договоре42.

Присутствие в законодательстве правил, детально регулирующих сферу отношений, которая в принципе должна определяться прежде всего свободным волеизъявлением самих сторон, трудно признать нормальным явлением. В этой связи новое российское авторское законодательство отказалось от жесткой регламентации отношений сторон авторского договора. В нем закрепляются лишь возможные типы авторских договоров, а также указываются условия, которые должны быть в обязательном порядке согласованы сторонами43.

Что касается законных интересов авторов, то они обеспечиваются, с одной стороны, запретом включать в авторские договоры явно кабальные для авторов условия, например, условие о передаче прав на произведения, которые автор может создать в будущем, и, с другой стороны, правилами, предоставляющими авторам определенные права, например, на расторжение авторского договора по истечении пяти лет с даты его заключения, если конкретный срок договора сроками не определен, или налагающими на пользователей произведений определенные обязанности, например, по выплате автору аванса по договору заказа. Кроме этих и других указанных в законе ограничений, стороны свободны в определении содержания авторского договора.

Субъектами авторского права являются лица, которым принадлежит субъективное авторское право в отношении произведения. Обладателями субъективного авторского права могут быть российские граждане, иностранцы, лица без гражданства, их наследники и иные правопреемники. Право на произведение для каждой категории субъектов возникает в связи с различными юридическими фактами -- созданием произведения, переходом авторских прав по наследству, авторскому договору и т.д44.

Важнейшими субъектами авторского права являются авторы про-изведений. Авторами признаются лица, творческим трудом которых создано произведение45.

Носителем субъективного авторского права является создатель произведения, его подлинный автор--человек, написавший книгу, сочинивший музыку, создавший скульптуру и т.п. Вследствие того, что деятельность по созданию произведения не относится к числу юридических актов, совершаемых специально для достижения определенного правового результата46.

Возможность граждан обладать авторскими правами входит в со-держание гражданской правоспособности, а последняя не зависит ни от возраста, ни от состояния здоровья человека. Для превращения этой абстрактной возможности в конкретное субъективное право необходим юридический факт. Роль такого факта выполняет создание произведения, т. е. юридический поступок, а не сделка. Но поскольку юридические поступки могут совершаться и недееспособными лицами, конкретные субъективные авторские права возникают независимо от возраста и состояния дееспособности47.

По-иному, однако, обстоит дело с осуществлением авторских прав несовершеннолетними и недееспособными. За малолетних и полностью недееспособных граждан авторские права осуществляют их родители и опекуны. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет распоряжаются своими авторскими правами самостоятельно. Субъектами авторского права признаются не только граждане РФ, но и иностранцы, а также лица без гражданства48.

Произведения российских граждан охраняются независимо от места их обнародования или нахождения в иной объективной форме, то произведения иностранных авторов и лиц без гражданства охраняются при условии, что они49:

а) либо обнародованы на территории РФ или находятся в РФ в какой-либо объективной форме;

б) либо пользуются охраной в соответствии с международными договорами

Авторские произведения нередко создаются не одним, а двумя или несколькими лицами. В таком случае можно говорить о соавторстве. Для соавторства требуется, чтобы произведение представляло собой единое целое и являлось результатом творческой деятельности двух или нескольких лиц, т. е. чтобы оно выступало как коллективное произведение. При отсутствии хотя бы одного из указанных условий нет и соавторства50.

Закон устанавливает, что авторское право на коллективное произведение принадлежит соавторам совместно, независимо от того, образует ли такое произведение одно целое или состоит из частей, которые могут быть использованы самостоятельно. При "неделимом" соавторстве особых прав для каждого автора не существует, так как произведение нельзя разделить на части; при "раздельном" соавторстве каждый автор сохраняет право на созданную лично им часть коллективного произведения (если только в соглашении не указано иного)51.

Условием признания тех или иных лиц соавторами произведения является наличие соглашения о возникновении соавторства. При этом под соглашением следует понимать взаимное волеизъявление авторов, направленное на совместную творческую работу над произведением. Оно может быть выражено в любой форме и на любой стадии работы над произведением. Более того, предметом соглашения может быть доработка уже законченного произведения, если возникает необходимость внести в него изменения и дополнения творческого характера. Важно лишь, чтобы соавторство было добровольным и не нарушало ничьих охраняемых законом авторских прав52.

Соглашение о соавторстве не следует, однако, понимать как воз-можность возникновения соавторства без совместной творческой работы над произведением. В силу одного только соглашения соавторство возникнуть не может53.

Обладатели исключительных авторских прав вправе требовать от нарушителя:

1) признания прав;

2) восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и прекращения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушению;

3) возмещения убытков, включая упущенную выгоду;

4) взыскания дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторских прав, вместо возмещения убытков;

5) выплаты компенсации;

6) принятия иных предусмотренных законодательными актами мер, связанных с защитой их прав54.

Помимо возмещения убытков, взыскания дохода или выплаты компенсации в твердой сумме суд или арбитражный суд за нарушение авторских прав взыскивает штраф в размере 10 процентов от суммы, присужденной судом в пользу истца. Сумма штрафов направляется в установленном законодательством порядке в соответствующие бюджеты.

За защитой своего права обладатели исключительных авторских прав вправе обратиться в установленном порядке в суд, арбитражный суд или третейский суд в соответствии с их компетенцией55.

Следовательно, можно сделать вывод, что авторское право является одной из форм защиты интеллектуальной собственности, совокупностью правовых норм, позволяющих регулировать отношения в вопросах создания и применения научных открытий, произведений искусства и культуры.
§2. Правовые особенности смежного права.

Смежные права - права исполнителя, производителя фонограмм, организаций эфирного или кабельного вещания, возникающие в связи с созданием и использованием фонограмм, исполнений, постановок,  передач эфирного и кабельного вещания56.

Существуют три типа прав, которые обычно называют смежными правами: право исполнителя произведения на исполнение, право изготовителя фонограммы на фонограмму и право вещательных организаций на радио- и телепередачи. Охрана прав тех лиц, которые помогают создателю произведения интеллектуального творчества распространять его, если оно изначально было предназначено авторами для распространения среди широкой публики, обеспечивается тем правом, которое известно как смежное право, или право, соседствующее с авторским57.

Донести свое произведение до как можно более широкой аудитории не всегда удается самому автору. Для распространения произведения часто требуется участие посредника. Используя свои профессиональные качества, он может представить произведение в такой форме, которая сделает его доступным для широкой публики. Пьеса должна быть представлена на сцене, песня — исполнена певцом, а затем распространена в виде записей или передана по радио и телевидению. Лица, использующие литературные, художественные или научные произведения для представления их широкой публике, также нуждаются в защите от нелегального использования результатов своего труда58.

Проблемы, касающиеся категории посредников, очень остро встали в последние несколько десятилетий в связи с огромными достижениями технического прогресса. В начале столетия, например, сценическое воплощение образов актерами заканчивалось вместе с окончанием пьесы, в которой они играли; то же самое было верно и в отношении музыкантов, исполняющих какое-либо произведение. С изобретением звукозаписи, радио, кино, телевидения, видеозаписи и искусственных спутников положение изменилось59.

Изобретение фонограмм и записывающих устройств оказало значительное влияние на характер профессиональной деятельности артистов-исполнителей. Оно позволило записывать исполнение на магнитных пленках, кассетах, видеопленках и т.д. То, что раньше было локализованным кратковременным исполнением произведения в зале перед ограниченной аудиторией, теперь может использоваться бесконечно перед практически неограниченной аудиторией. Стало возможным не только записывать и воспроизводить звук, но также и репродуцировать записи в больших количествах60.

С изобретением видеозаписи стала возможной также фиксация подвижных изображений. Исполнение авторов и музыкантов сейчас может быть закреплено в материальной форме, а затем осуществлено повторно61.

Точно так же изобретение радио и телевидения оказало свое влияние на способы использования произведений. Произведения литературного и художественного творчества авторов сейчас уже доступны не только тем людям, которые смотрят пьесу, слушают оперу или другое музыкальное произведение в театральном или концертном зале, но и аудитории, находящейся далеко за пределами этих залов. По всей стране и даже за рубежом зрители и слушатели могут принимать трансляцию драматического или музыкального представления в своих собственных домах или в общественных местах, например в ресторанах и отелях62.

Внедрение различных технологических новшеств сделало возможным репродуцирование сценических представлений и концертов и их осуществление без присутствия самих артистов, причем пользователям уже не требуется каждый раз заключать соглашения с исполнителями. Но это вызвало определенные негативные последствия: стало сокращаться количество непосредственных исполнений, появилось то, что затем начали называть технологической безработицей среди профессиональных артистов. Отсюда возникла необходимость обеспечения защиты интересов актеров-исполнителей63.

Точно так же развитие технологии производства и быстрое распространение грамзаписей и кассет привело к необходимости обеспечения защиты интересов производителей фонограмм.

Привлекательность фонограмм и доступность на рынке все более и более совершенных устройств записи звука породили проблему "пиратского" изготовления записей, и эта проблема к настоящему времени стала серьезной во всем мире: по некоторым оценкам, ежегодно несанкционированным образом изготавливается записей на сумму около 1 млрд долл. Кроме того, наблюдается все более и более широкое использование записей организациями радиовещания, и хотя использование записей в передачах служит рекламой фонограмм и их авторов, вместе с тем фонограммы стали существенной составной частью ежедневных радиопрограмм. Поэтому так же, как актеры-исполнители, стали требовать защиты своих прав производители фонограмм. Такая защита должна включать охрану от несанкционированного копирования фонограмм, а также компенсацию за использование фонограмм для передачи по радио или за доведение фонограмм до публики другим способом64.

Наконец, радиовещательные организации также заинтересованы в охране составленных ими программ. Эти организации стали требовать охраны своих программ от незаконного их использования другими подобными организациями.

С внедрением указанных выше технологических новшеств начала осознаваться необходимость обеспечения специальной охраны интересов исполнителей, продюсеров и организаций широкого вещания. Исполнители стали требовать проведения исследований, направленных на обеспечение защиты их прав при все возрастающих масштабах записи их исполнений, что приводило к серьезному снижению их доходов и сокращало возможности заниматься исполнением непосредственно перед аудиторией. Они почувствовали, что фонограммы могут заменить самих исполнителей в театрах, ресторанах, кафе и т.д. Кроме того, если исполнителю платить только один раз за запись фонограммы, а затем использовать ее в интересах третьей стороны, то это не только лишит исполнителей каких-либо доходов от повторного исполнения записи, но также поставит их в такое положение, когда придется конкурировать со своими же записями, для того чтобы заработать на жизнь непосредственным исполнением65.

Права актеров-исполнителей, производителей фонограмм и организаций широкого вещания обычно называются смежными правами, так как они развивались параллельно с авторским правом, а выполнение законов о смежных правах очень часто связано с выполнением законов об авторском праве66.

Развитие технологии привело к необходимости не только защищать права авторов литературных, художественных и научных работ посредством авторского права, но также обеспечить эффективную защиту интересов различных посредников, которые занимаются распространением охраняемых авторским правом произведений. Законодательство по авторскому праву может включать положения смежного права в отдельной главе, посвященной защите прав исполнителей, изготовителей фонограмм и организаций массового вещания67.

Смежное право является той частью гражданского права, которая охраняет интересы исполнителей, производителей фонограмм и органов радио- и телевещания. Все большее число стран уже охраняет все или некоторые из этих прав при помощи соответствующих положений, которые обычно включаются в существующие законы об авторском праве68.

Наиболее важными категориями смежного права являются:

1)право исполнителей разрешать или не разрешать фиксирование и прямое вещание сценических либо концертных представлений или другие формы доведения до публики результатов их творческой деятельности без получения предварительного их согласия;

2)право производителей фонограмм разрешать или запрещать прямое или косвенное воспроизведение их фонограмм, а также импорт и распространение несанкционированных дубликатов фонограмм;

3)право организаций широкого вещания разрешать или запрещать повторное вещание их программ другими станциями, а также запись и распространение этих программ.

В некоторых странах принимаются меры по предотвращению незаконного распространения на своей территории или со своей территории любого несущего программы сигнала, передаваемого через спутник. Но никакая охрана смежных прав, однако, не может интерпретироваться как ограничивающая охрану, предоставляемую авторам произведений, нормами авторского права или положениями международных соглашений69.

Защита прав исполнителей направлена на то, чтобы обеспечить охрану интересов актеров, певцов, музыкантов, танцоров или других лиц, которые играют, поют, декламируют или каким-либо другим образом доводят до зрителей литературные и художественные произведения, включая произведения фольклора, и не допустить незаконного использования результатов их творческой деятельности70.

Субъектами смежных прав являются исполнители, производители фонограмм, организации эфирного или кабельного вещания.

Производитель фонограммы, организация эфирного или кабельного вещания осуществляют свои права в пределах прав, полученных по договору с исполнителем и автором записанного на фонограмме или передаваемого в эфир или по кабелю произведения71.

Разрешение на использование постановки, полученное от режиссера - постановщика спектакля, не отменяет необходимости получения разрешения у других исполнителей, участвующих в постановке, а также у автора исполняемого произведения72.

Исполнитель осуществляет права при условии соблюдения прав автора исполняемого произведения.

Для возникновения и осуществления смежных прав не требуется соблюдения каких-либо формальностей. Производитель фонограммы и исполнитель для оповещения о своих правах вправе использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре и состоит из трех элементов:

1) латинской буквы "P" в окружности;

2) имени (наименования) обладателя исключительных смежных прав;

3) года первого опубликования фонограммы73.

Объектами смежных прав являются:

1) исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров-постановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств;

2) фонограммы, то есть любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение;

3) сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией;

4) базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов;

5) произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений74.

Для возникновения, осуществления и защиты, смежных прав не требуется регистрация их объекта или соблюдение каких-либо иных формальностей.

Предоставление на территории Российской Федерации охраны объектам смежных прав в соответствии с международными договорами Российской Федерации осуществляется в отношении исполнений, фонограмм, сообщений передач организаций эфирного или кабельного вещания, не перешедших в общественное достояние в стране их происхождения вследствие истечения, установленного в такой стране срока действия исключительного права на эти объекты и не перешедших в общественное достояние в Российской Федерации вследствие истечения предусмотренного настоящим Кодексом срока действия исключительного права75.

Таким образом, можно отметить, что смежные права – это исключительные права, предоставляемые исполнителям, производителям фонограмм и организациям эфирного или кабельного вещания и основное содержание смежных прав сводится к тому, что использование третьими лицами фонограмм, радио и телепрограмм, а также творческих результатов исполнителей требует согласия либо артиста, осуществляющего исполнение, либо организаций, сделавших звукозапись, либо радио и телеорганизаций.

  1   2   3
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации