Белая К. Технология составления годового плана работы в ДОУ с учётом ФГТ - файл n1.docx

Белая К. Технология составления годового плана работы в ДОУ с учётом ФГТ
Скачать все файлы (1683.8 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.docx1684kb.26.01.2014 23:11скачать

n1.docx

  1   2   3

c:\users\user\desktop\технология составления годового плана работы доу\doc20130418103902_002.jpg


1. ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ ДОУ НА УЧЕБНЫЙ ГОД

План работы на учебный год является обязательной документацией дошкольного образовательного учреждения. В нем определены направления, задачи и система мероприятий для решения задач в конкретном учебном году.

Существуют основные требования к техническому и содержательному оформлению данного документа: титульный лист, содержание разделов, нумерация страниц и др. Текст может иллюстрироваться схемами и таблицами. При необходимости, к годовому плану оформляются тематические приложения.

В практике управления дошкольным образовательным учреждением еще существует некоторый формализм на этапе планирования и преодоление этого формализма является важным фактором повышения эффективности управленческого труда в целом. Если рассматривать планирование не только как оформление документа на бумажном носителе, но и как принятие управленческого решения, то можно говорить о том, что плановость - основной принцип эффективного управления дошкольным образовательным учреждением. Любое плановое задание служит своеобразной отправной «точкой отсчета» при определении результативности труда.

В настоящее время к дошкольному образовательному учреждению предъявляются определенные требования: выполнение государственного заказа-задания, совершенствование качества разнообразных услуг, в том числе и образовательных, взаимодействие с различными организациями и структурами для достижения поставленных целей и задач.

Ряд обязательных документов, составляют нормативную базу деятельности каждого ДОУ.

С этой точки зрения разработка и реализация плана - это два основных этапа управленческого цикла.

Определение основных мероприятий, видов деятельности, конкретных исполнителей и сроков исполнения - в этом заключается сущность планирования.

Цель планирования - выработка единства действий административного и педагогического коллективов. Умение четко сформулировать цели и задачи, стоящие перед коллективом на основе глубокого анализа уровня достижений за прошедший учебный год, требует от руководителей специальных знаний и умений. В настоящее время в номенклатуре дел сложилась система планов: устав, программа развития, образовательная программа, план работы на учебный год. Требования к документации образовательного учреждения предполагает наличие индивидуальных планов у каждого педагога, руководителя и специалиста.

В качестве основного, целевого решения для всего коллектива дошкольного образовательного учреждения выступает план работы на год и образовательная программа, а в качестве перспективного плана действий - программа развития ДОУ.

В трех важных документах дошкольного образовательного учреждения (программа развития ДОУ, образовательная программа, годовой план работы) определены ряд ключевых целей и задач для всего педагогического коллектива. Эти документы связаны между собой целями, задачами и даже основными мероприятиями.

Говоря о плане работы на учебный год мы знаем , что сложилась некоторая цикличность, в которых отражены основные этапы и виды деятельности педагогического коллектива.

Начало учебного года - это адаптационный период в жизни ребятишек как вновь поступивших, так и вернувшихся в детский сад после летнего отдыха с родителями. Это смотры-конкурсы на готовность к новому учебному году всего ДОУ и каждой возрастной группы. Начало учебного года - это методические собеседования с педагогами, с целью выявления знаний о возрастных особенностях детей группы, с которыми им предстоит работать. Это обсуждение организации гибких режимов, форм и содержания работы.

9


Учебный год - это система последовательных мероприятий: педсоветов, консультаций, проведение «дней открытых дверей», организация праздников, зимних каникул и многое другое.

Окончание учебного года - это подведение итогов и проведение мониторинга, оформление «портфолио выпускников» и подготовка учреждения к летне-оздоровительной работе.

Эта регламентация упрощает планирование работы дошкольного образовательного учреждения, так как ряд вопросов носит цикличный характер и повторяется из года в год.

Годовой план работы можно рассматривать как инструмент оперативного управления дошкольным образовательным учреждением. Годовой план - это конкретизация задач и мероприятий обозначенных в программе развития и образовательной программе.

В годовом плане работы ДОУ определены конкретные мероприятия по разрешения проблем в образовательном процессе, система методической поддержки воспитателей в их профессиональном росте, формирование опыта работы педагогов, внедрение инноваций, с целью повышения качества дошкольного образования. Годовой план - это сосредоточение внимания коллектива на главных задачах конкретного учебного года.

Основные задачи планирования заключаются в следующем:

Еще одну проблему, связанную с планированием хотелось бы обозначить. Известно формальное требование отдельных руководящих органов управления о необходимости учитывать

при составлении плана работы ДОУ на год, рекомендации и планы этих структур управления. Однако опыт показывает, что координировать и согласовывать деятельность педагогического коллектива с теми планами, которые вырабатываются органами управления практически нереально, так как планирование «сверху» практически не учитывает реальные потребности и возможности исполнителей «снизу». К тому же планы вышестоящих структур, как правило, составляются на календарный год, а в ДОУ осуществляется планирование на учебный год. Иногда уже в мае, при приемке ДОУ, требуют план на следующий учебный год, хотя май месяц в ДОУ наиболее насыщен мероприятиями и именно в мае идет активная работа по его написанию.

В методической литературе часто называют еще одну причину формализма при составлении плана, которая в последующем ведет и к формализму при его реализации, Это перегруженность плана мероприятиями и объемные текстовые планы без четкой структуры.

Оптимальность, как условие необходимости и достаточности, является важным принципом эффективного планирования.



10

11


2. ТЕХНОЛОГИЯ СОСТАВЛЕНИЯ

ПЛАНА РАБОТЫ ДОУ

НА УЧЕБНЫЙ ГОД

Форма написания годового плана может быть различной. Но в какой бы форме не был написан годовой план, первой его частью является «анализ работы за прошедший учебный год». Обращаем внимание на важность данного раздела, так как только глубокий и всесторонний анализ может быть хорошей основой для определения годовых задач и последующего планирования.

Основные разделы годового плана работы ДОУ

1 раздел. Анализ работы за прошедший учебный год.

Этот раздел может быть оформлен текстом и проиллюстрирован схемами с краткими выводами. Мы предлагаем 6 разделов аналитической справки по итогам учебного года, соответствующих шести блокам представленного нами первого варианта годового плана.

  1. Обеспечение здоровья и здорового образа жизни. В
    этом разделе кратко надо представить: состояние здоровья
    воспитанников; заболеваемость детей и сотрудников в течение
    года, сравнительные цифры по дням функционирования, сум
    марные данные по группам здоровья для организации специ
    альной лечебно-профилактической работы; результаты орга
    низации физкультурно-оздоровительной работы, закаливания,
    организации рационального питания и др. Далее даются общие
    выводы (выявленные тенденции по уровню здоровья и здоро
    вого образа жизни), определяются резервы планирования дея
    тельности на новый учебный год.

  2. Результаты выполнения образовательной програм
    мы ДОУ по направлениям: социально-личностного, художе-

12

ственно-эстетического, познавательно-речевого и физического развития детей. Это оценка промежуточных результатов освоения Программы в каждой возрастной группе по направлениям и образовательным областям.

  1. Анализируется уровень развития интегративных
    качеств выпускников ДОУ (оценка итоговых результатов ос
    воения Программы в подготовительной к школе группе), го
    товности детей подготовительной группы к обучению в школе;
    успеваемость бывших выпускников детского сада, в настоящее
    время окончивших 1-3 класс. Далее следуют общие выводы и
    резервы повышения результативности работы по данному раз
    делу.

  2. Анализируются результаты повышения профессио
    нального мастерства педагогов, их аттестация и повышение
    квалификации; заявки педагогов на методическую помощь на
    следующий год (по карте педагогического мастерства); систе
    мы методической работы в ДОУ. Анализируется научно-
    методическая обеспеченность образовательного процесса.
    Общие выводы, выявленные тенденции и резервы планирова
    ния работы с кадрами, оснащения методического кабинета на
    следующий учебный год.

  3. Анализируется система взаимодействия с родителя
    ми воспитанников (по результатам анкетирования родите
    лей); выполнение планов совместной работы ДОУ и школы;
    результаты работы с другими организациями. Общие выводы.

  4. Анализируются итоги административно-хозяйствен
    ной работы и оцениваются материально-технические и меди
    ко-социальные условия пребывания детей в ДОУ.

Для ДОУ компенсирующего и комбинированного вида включается еще один раздел - анализ результатов коррекционной работы.

Далее пишутся годовые задачи на предстоящий учебный

год.

2 раздел годового плана. Повышение квалификации и профессионального мастерства.

13
В этом разделе планируется система работы с кадрами:

3 раздел годового плана. Организационно-педагогическая работа.

Второй и третий разделы годового плана могут быть объединены: «Научно-методическое и кадровое обеспечение образовательного процесса».

4раздел годового план. Система внутреннего мониторинга.

Этот раздел связан с контрольно-диагностической функцией в управлении дошкольным образовательным учреждением и представляется как система внутреннего мониторинга. Здесь планируются виды и формы контроля (оперативный, тематический, ДРК и др.). Ежегодно планируется организация подведения итоговых и промежуточных результатов развития дошкольников, в которой принимают участие все члены педагогического коллектива.

освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

• Во всех возрастных группах детского сада — Промежу
точные результаты освоения основной общеобразова
тельной программы воспитанниками по всем направле
ниям развития.

5 раздел годового плана. Взаимодействие в работе с семьей, школой и другими организациями.

В этом разделе планируется работа по повышению педагогической компетентности родителей (родительские собрания, семинары, тренинги, практикумы, круглые столы и т.д.).

6 раздел годового плана. Административно-хозяйственная работа.

• Планируется вся работа по укреплению материально-
технической и финансовой базы ДОУ: ремонт, оснаще
ние и пополнение предметных сред, и др.

Этапы подготовки к планированию работы учреждения на учебный год

Подготовка годового плана работы дошкольного образовательного учреждения предполагает не только процесс составления плана, но и мыслительную деятельность руководителя по обоснованию того, что предстоит сделать для достижения поставленных целей. На наш взгляд можно выделить два этапа



14

15


подготовительной работы, перед тем как приступить к написанию годового плана.

Первый этап проводится ориентировочно в конце апреля и может состоять из следующих действий.

• Предложите педагогам и родителям перед разработкой
плана высказать свои позиции и предложения вариантов
решения тех или иных проблем, стоящих перед коллек
тивом ДОУ.

Проведите мониторинг оценки результатов освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Напомним, что в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 23 ноября 2009 года № 655 во всех ДОУ проводится итоговый и промежуточный мониторинг.

Промежуточные результаты освоения Программы - это
описание динамики формирования интегративных ка
честв воспитанников в каждый возрастной период ос
воения Программы по всем направлениям развития де
тей. Промежуточный мониторинг проводится во всех
возрастных группах ДОУ.

» Итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования -это описание интегративных качеств ребенка, которые он приобрел в результате освоения Программы на протяжении всех лет пребывания в ДОУ. Итоговый мониторинг проводится в подготовительных к школе группах, а технология его организации представлена в образовательной программе ДОУ.

Система мониторинга это комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, который включает описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.

• Мониторинг позволяет оценить динамику развития и
достижений детей. В процессе мониторинга исследуют
ся физические, интеллектуальные и личностные качест
ва ребенка путем наблюдений за ним, бесед, экспертных

16

оценок, критериально-ориентированных методик не тестового типа, критериально-ориентированного тестирования, скрининг-тестов и др. Обязательным требованием к построению системы мониторинга является сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованных (тестов, проб, аппаратурных методов и др.) методов, обеспечивающих объективность и точность получаемых данных. Проведите анализ выполнения плана работы ДОУ за прошедший учебный год и систематизируйте эти данные:

Такая аналитическая работа позволит определить уровень выполнения плана ДОУ и на его основе с учетом предложен!ш коллектива педагогов и родителей, а также результатов мониторинга освоения детьми основной общеобразовательной программы, наметить направления и задачи на следующий учебный год.

Второй этап - направлен на проектирование модели методической работы с педагогическими кадрами по совершенствованию их профессионального мастерства. Систему методической поддержки педагогов нужно выстроить с учетом их реальных затруднений. Чтобы выявить в какой методической помощи нуждаются педагоги, можно использовать как анкетирование, так и беседу. В беседе, нужно тактично и без особого нажима выйти на разговор о том, что актуально для вашего дошкольного образовательного учреждения, отметить ряд общих недостатков в работе. Предложить перечислить затруднения, с которыми сталкивается каждый из них и подвести к разговору о том, какая конкретно методическая помощь им нужна. Собранная информация поможет неформально спла-

17
пировать методическую работу на следующий год с учетом названных педагогами запросов.

Это могут быть: консультации для разных категорий педагогов с учетом дифференцированного подхода и их запроса, семинары, семинары-практикумы, тренинги и другие формы, например работа творческих групп.

Все этапы подготовки к планированию работы учреждения направлены на составления первой части годового плана -Анализ конечных результатов прошедшего учебного года. Ежегодно в мае месяце на педагогическом совете по теме: «Подведение итогов работы за год» заслушивается и обсуждается аналитическая справка. Важно, чтобы все участники педсовета активно включались в обсуждение, высказывали свою точку зрения в выборе направлений и задач на следующий учебный год.

Как формулировать цели и задачи

Чтобы ответить на этот вопрос обратимся к источникам научной литературы.

«Благо везде и повсюду зависит от соблюдения двух условий: правильного установления цели всякого рода деятельности и отыскивания соответствующих средств, ведущих к конечной цели».

Аристотель

«Цель это относящееся к будущему, предполагаемое субъектом управления желательное состояние объекта: осознанная идеальная модель результатов деятельности» (по Л.В. Поздняк).

В книге «Управление развитием школы» авторы М.М. Поташник и В.С. Лазарев поясняют: «Цель не просто образ желаемого результата (в этом она совпадает и с прекраснодушными мечтателями, прожектами и т.д.), а образ результата,

18

во-первых, с фиксированным временем его получения, во-вторых, соответственно с возможностями его получения к требуемому сроку (реалистичного), в-третьих, мотивирующего субъект действовать в направлении его достижения (декларируемую цель, субъект может стремиться получить совсем другой результат, в этом случае декларируемая цель - псевдоцель), в-четвертых, - операционально определенного, т.е. заданного так, что всегда можно сравнить фактически полученный результат с ожидаемым. Цель - это конкретный, охарактеризованный качественно, а где можно, то и корректно количественно, образ желаемого (ожидаемого) результата, которого школа реально может достичь к четко определенному моменту времени».

По выражению П.И. Третьякова самые разные цели пронизывают все систему развития учреждения. Сначала цели формулируются в виде свода идей, а затем они представляются в программах и планах учреждения. Идея отражает обобщенный образ желаемого результата, которого можно достичь только с помощью методов мотивации деятельности членов педагогического коллектива. Следовательно, чтобы идеи (образ будущего результата) стали целями, необходимо желание достигнуть этого результата или приблизиться к нему.

«Наличие потребности и стремления в достижении будущего результата является одним из признаков понятия «цель». Цель - это осознанный желаемый результат» (П.И. Третьяков Оперативное управление качеством образования в школе» М.: Изд. Скрипторий, 2004г. с. 212)

Если цели сформулированы так, что нельзя проверить результат, нельзя измерить и определить выполнены ли они вообще, то скорее это не «цель», а «намерение», «стремление», «социальный заказ», или «направление работы».

Если цели задаются обществом или нормативными документами, то их можно назвать внешними целями для всей системы дошкольного образования. Например, основными задачами дошкольного образовательного учреждения по Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении (приказ № 2562 от 27 октября 2011 г.) являются:

19


Цели, которые ставятся руководителем или педагогическим коллективом, можно назвать внутренними целями конкретного ДОУ. Цель может уточняться и конкретизироваться задачами. В практике работы ДОУ цели, в основном, сформулированы в стратегических планах и программах (Программа развития ДОУ, Образовательная Программа и др.). В годовых планах работы определяются основные задачи по направлениям деятельности. Задачи являются главными для конкретного учреждения и определяются на основе анализа работы за прошедший учебный год, в ходе которого выявляются проблемные участки в работе. Они и диктуют выбор годовых задач на следующий учебный год. Обычно намечается 2-3 годовые задачи.

И так, цель (задача) предполагает:

. наличие понятного механизма, который позволит проверить соответствие результата поставленной цели (задачи);

. единые параметры измерения цели (задачи) и результата;

• прогнозирование цели (задачи) в будущее.

ДЖ.Л. Моррисей предложил алгоритм формулировки цели, подчеркнув, что она начинается с глагола неопределенной формы или повелительного наклонения, характеризующего выполняемое действие и отражает следующие требования:

В научной литературе есть понятие «структура целей», в состав которой входят: цель потребность (для чего это нужно), цель - процесс (пути получения нужного результата), цель-ресурс (наличие материальных возможностей для получения нужного результата), цель-технологическая, цель-ограничение (определение границ возможного использования прогнозируемого результата) и конечная цель (конечный продукт). Структура целей предназначена не только для постановки оперативных задач. Но и для оперативной оценки хода их реализации в любой заданный момент времени — от выдвижения идеи до получения конкретного результата.

Цели и задачи делятся на стратегические, тактические и оперативные.

Стратегические цели и задачи формулируются на долгосрочный ожидаемый результат. Они представлены в концепции, в программе развития образовательного учреждения.

Тактические задачи определяют промежуточные результаты. Эти задачи сформулированы в образовательной программа и годовом плане ДОУ.

Оперативные задачи направлены на получение результата на текущий момент. В личном плане работы руководителя,



20

21


воспитателя и плане работы творческой группы педагогов представлены оперативные задачи.

В управленческой деятельности технология процесса целе-образования может протекать в различных формах: принятие целей, задаваемых обществом; превращение мотивов в мотивы-цели; задания - цели и др.

Итак, любое планирование работы учреждения начинается с анализа достигнутых раннее результатов работы коллектива. Важно также учитывать социальный региональный заказ на дошкольное образование и систему внешних связей ДОУ, способную обеспечить реализацию целей и задач, сформулированных в планах и программах.

Такой анализ помогает определить цели и задачи, наметить систему мероприятий по продвижению учреждения к развитию и совершенствованию образовательного процесса в ДОУ.

Формы планирования работы ДОУ на учебный год

Часто на курсах повышения квалификации слушатели задают вопросы: «Какой план считается наиболее удачным?», «Есть ли какие-то «фирменные» секреты составления годового плана» и т.п. Сразу хочу сказать, что форма написания годового плана работы дошкольного образовательного учреждения может быть выбрана любая удобная и понятная руководителю. Оценивается не форма плана, а его содержание, лаконичность целей и задач, представление в нем основных направлений деятельности и мероприятий на учебный год конкретного дошкольного учреждения.

Форму написания плана ДОУ выбирает самостоятельно. Чаще всего встречаются:

Рассмотрим несколько вариантов оформления годового плана ДОУ.

1. Вариант оформления плана представлен в книге «Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам», авторы П.И. Третьяков, К.Ю. Белая. Это пособие активно используется практиками начиная с 2001 года и оно переиздавалось четыре раза с дополнениями и изменениями, диктуемыми временем. Пример модели годового плана работы ДОУ по конечным результатам состоит из Анализа конечных результатов прошедшего учебного года и схемы планируемой деятельности по шести направлениям, в каждом из которых формулируются конкретные задачи по совершенствованию работы ДОУ, мероприятия, ответственные за реализацию этих мероприятий и сроки выполнения. Обязательно планируется контроль за ходом выполнения намеченных мероприятий.

Примерное планирование деятельности ДОУ
на учебный год

Направления и задачи

Содержание основной деятельности

Ответствен-ные и сроки исполнения

Контроль за ходом выполнения

Обеспечение здоровья и здорового образа жизни. Задачи:

Улучшение качества медицинского обслуживания







Система рационального питания







Система физкультурно-оздоровительных меро-приятий и закаливания







Система комфортной пространственной среды







Создание необходимой психологической среды







Система работы по обеспечению охраны труда и безопас-









22

23


Направления и задачи

Содержание основной деятельности

Ответствен-ные и сроки исполнения

Контроль за ходом выполнения




ности жизнедеятельности детей и сотрудников







Обеспечение качества воспитания и образования дошкольников. Задачи:

Особенности организации образовательного процесса







Организация дополнительных услуг (исходя из запросов родителей и возможностей ДОУ) Организация работы структурных подразделений (при наличии таковых)







Организация предметно-развивающих сред в ДОУ







Организация смотра-конкурса и др.







Создание условий для обеспечения готовности старших дошкольников к обучению в школе. Задачи:

Диагностика развития детей, поступающих в школу







Организация образовательного процесса в подготовительной к школе группе







Совместные мероприятия для детей, педагогов, родителей







Научно-методическое и кадровое обеспечение образовательного процесса. Задачи:

Система методической работы в ДОУ







Педсоветы







Открытые просмот-







24


Направления и задачи

Содержание основной деятельности

Ответственные и сроки исполнения

Контроль за ходом выполнения




ры педагогической деятельности










Повышение профессионального мастерства педагогов на курсах, семинарах и др.







Самообразование педагогов







Изучение и внедрение педагогического опыта работы







Аттестация сотрудников







Подбор и систематизация материалов в методическом кабинете (организация выставок, конкурсов и др.)







Взаимосвязь в работе ДОУ с семьей, школой и другими организациями. Задачи:

Система работы с родителями







Система работы со школой







Система работы с ...







Укрепление материально-технической и финансовой базы ДОУ. Задачи:

Смотр готовности к новому учебному году







Смотр готовности к летне-оздоровительной работе







Обновить







Отремонтировать и т.д.







Второй вариант оформления плана. В последнее время широкое распространение получило сетевое графическое планирование. Самые разнообразные формы плана-графика используются в практике работы ДОУ. Идея одной из форм такого плана графика на месяц заложена в пособии: автор

25
К.Ю. Белая «От сентября до сентября: календарный план работы руководителя и воспитателя детского сада». - М.: Школьная Пресса, 2007, 2010. Эта форма может использоваться начинающими руководителями ДОУ.

В этом пособии работа учреждения спланирована так, что в каждом месяце представлены мероприятия, вокруг которых строится вся работа. План-схему открывает краткая характеристика месяца и рекомендации воспитателю, старшему воспитателю, руководителю, а также обращается внимание на особенно важные для этого месяца формы работы. Выделены рубрики «для детей» с представлением интересных, на наш взгляд, форм работы в течение года. Для удобства пользования план-схема разбита на три группы мероприятий: «обязательные», «рекомендуемые автором», «планируемые руководителем ДОУ». Последнюю графу каждый руководитель заполняет самостоятельно, с учетом особенностей своего коллектива.

Третий графический вариант оформления плана. Оптимальный годовой план ДОУ состоит из пяти частей (разделов): Анализ работы за прошедший учебный год; Работа с кадрами; Организационно-педагогическая работа; Взаимодействие с семьей, школой и др. организациями; Административно-хозяйственная работа.

В практике работы ДОУ такую форму планирования называют еще «схематично-блочная форма написания годового плана работы». Особенность этой формы состоит в том, что все мероприятия наглядно представлены на весь месяц по каждому из четырех блоков. В приложении вы найдете примерные образцы такого планирования.

  1. Блок «Анализ работы за прошедший учебный год» пи
    шется в свободной форме.

  2. В блоке «Работа с кадрами» планируются мероприятия по
    шести направлениям: аттестация, повышение квалификации
    педагогов, консультации, семинары-практикумы, открытые
    просмотры и др. формы.

  3. Блок «Организационно-педагогическая работа» включает
    мероприятия по трем направлениям: контроль, педсоветы, ос-

26

нащение методического кабинета и работа по изучению, обобщению и внедрению педагогического опыта.

  1. Блок «Взаимодействие с семьей, школой и др. организа
    циями» - это организация самых разнообразных мероприятий
    и форм проведения работы с семьями воспитанников, направ
    ленных на повышение компетентности родителей в вопросах
    воспитания и развития дошкольников и привлечение их к уча
    стию в образовательном процессе ДОУ; организация преемст
    венности в работе со школой и другими внешними организа
    циями социума, с которыми взаимодействует учреждение.

  2. В блоке «Административно-хозяйственная работа» пла
    нируются мероприятия, связанные с улучшением развиваю
    щих сред в ДОУ, оснащение, ремонт, приобретение и др.

Четвертый вариант оформления плана можно найти в пособии авторов: Алямовская В.Г., Петрова С.П. Разработка годового плана ДОУ: учебно-методическое пособие. - М.: Центр дополнительного образования «Восхождение», 2009.

Обычно к годовому плану, некоторые руководители оформляют «приложения» по самым разным направлениям деятельности ДОУ. Это делается для удобства, так как некоторые разделы имеют несколько назначений и используются не только для внутреннего пользования, но и для представления в другие организации. Решение о количестве приложений и их оформлении решает руководитель ДОУ, если нет специального регионального приказа на эту тему. Как самостоятельными планами - приложениями могут быть: «План преемственности в работе ДОУ и школы», «План летне-оздоровительной работы», «План лечебно-профилактической работы», «План подготовки к новому учебному году» и др.

Каждое приложение должно иметь титульный лист, на котором в верхнем правом углу пишется «Приложение к плану

работы ДОУ на 20 -20 уч.г.», затем указывается название

документа, а далее «согласовано», № протокола и кем составлен данный документ.

27
Например «План летне-оздоровительной работы» может быть представлен как приложение к годовому плану и оформлен в виде схемы.

Схема 1

Приложение к плану работы ДОУ на 20_-20_уч.г

План летне-оздоровительной работы

Разработчики:.

Согласовано с;

Протокол №

От « » 20 года

X

о>

ег

О) I

СГ

К и

О)

2

Мероприятия

Ответственные и сроки проведения

Исполнители

Предполагаемый результат

Июнь













1-неделя













2-неделя













3-неделя













4-неделя













Июль













1-неделя и т.д.













Схема 2

Приложение к плану работы ДОУ

на 20 -20 уч.г

План подготовки к новому учебному году.

Согласовано с

Протокол №

От« »


Разработчики:

20 года

№ п/п

1и и задачи

роприятия

етственные и проведения

полнители

3

щ 5

с '2




о

3"

о

и ж

51

и

К

о.










а











































В приложении даны образцы разнообразных планов, которые разработали слушатели авторских курсов в рамках выполненного зачетного задания. (Проект плана работы ДОУ на лето, План работы «Педагогической гостиной» для молодых педагогов, План преемственности между детским садом и общеобразовательной школой, План по теме: Методическая работа с воспитателями групп раннего возраста.)


28


Оценка качества планирования работы ДОУ на год

Мы говорили о формах представления такого важного документа как годовой план дошкольного образовательного учреждения, о подготовительной работе, которая должна предшествовать планированию. Но не менее важным является вопрос об оценке качества планирования. Ведь от качества плана зависит и результативность работы всего педагогического коллектива. В план любого контроля со стороны учредителей обязательно включаются вопросы, связанные с оценкой качества годового планирования (обычно их анализируют не менее чем за три учебных года). Какие же показатели качества планирования являются основными?

В своих работах В.Г. Алямовская выделяет следующие показатели:

  1. Соответствие структуры годового плана как докумен
    та, отражающего управление качеством деятельности
    организации.

  2. Отражение в годовом плане основных направлений
    деятельности ДОУ.

  3. Связь задач годового плана со стратегическими зада
    чами развития ДОУ (в первую очередь это касается
    развертывания инновационных процессов).

  4. Взаимосвязь задач годового плана и анализа деятель
    ности ДОУ в предыдущем учебном году.

  5. Направленность всех разделов плана на решение по
    ставленных задач.

  6. Количество сотрудников, вовлеченных в решение по
    ставленных годовым планом задач.

  7. Обоснованность контроля деятельности персонала
    ДОУ, рациональность и разнообразие видов контроля.

  8. Детальная проработка содержания приложений к годо
    вому плану.

К дополнительным показателям качества годового плана можно отнести:

  1. Логику построения годового плана (от основных на
    правлений деятельности к второстепенным).

  2. Равномерность распределения мероприятий по време
    ни, их реализуемость.

  3. Рациональность распределения нагрузок на лиц, ответ
    ственных за проведение мероприятий, в соответствии с
    их должностными обязанностями.

  4. Отсутствие дублирования в работе различных органов
    управления ДОУ.

  1. Техническое оформление текста документа.

Предлагаем Вам провести самооценку годового плана вашего дошкольного образовательного учреждения используя данные критерии.

Еще раз подчеркнем, что план может быть написан в любой удобной для руководителя форме, но полнота и содержание годового плана, его качество может оцениваться по выше перечисленным показателям.



30

31


3. ТЕКУЩЕЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С КАДРАМИ НА МЕСЯЦ

Планирование работы учреждения не заканчивается составлением годового плана. В соответствии с ним каждый сотрудник должен уметь в системе спланировать свою работу.

Руководитель и старший воспитатель ДОУ планирует работу с кадрами на месяц и при этом форма индивидуального плана может быть различной. Рассмотрим несколько вариантов.

1-й вариант. Электронный календарь, в котором даны формы: год, месяц, неделя, день.

2-й вариант. Циклограмма деятельности.

Технология составления циклограмм эффективна для стабильных планов, так как в ее основе планируются регулярно проводимые виды работ и мероприятий - например, циклограмма педагогических мероприятий в ДОУ. Циклограммы можно составлять на основе функциональных обязанностей сотрудника, на текущее планирование его деятельности.

Многие руководители составляют ее в начале учебного года, что помогает научно организовать свой труд, планомерно распределить мероприятия по основным направлениям деятельности, обеспечивая плановость их выполнения. С учетом перечня профессиональных обязанностей руководитель планирует работу на месяц и на каждый день. При этом если происходит отмена запланированного мероприятия, то на обратной стороне этого же листа делается пометка, что позволяет перенести данную работу на следующий день или месяц. Преимущество этого планирования в том, что в конце любого срока (месяц, квартал, полугодие, год) руководитель может легко проанализировать выполненную работу, выделить моменты,

которые он не учел, и равномерно распределить последующую работу.

Таблица 1

Формы работы

1-неделя

2-неделя

3-неделя

4-неделя















  1   2   3
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации