Проектная организация учебно-воспитательного пространства в ДОУ - файл n1.doc

Проектная организация учебно-воспитательного пространства в ДОУ
Скачать все файлы (1691 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc1691kb.19.02.2014 07:59скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18
Проектная организация учебно-воспитательного пространства в ДОУ.
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности, период начальной социализации ребёнка, приобщение его к миру культуры, общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия – миром людей, миром предметов, миром природы и собственным внутренним миром.

Одним из главных критериев личностного развития детей дошкольного возраста является максимально индивидуализированный подход к каждому ребёнку в соответствии с периодом его активного самостоятельства.

Предлагаемый материал проектного моделирования программы образовательной среды в дошкольном учреждении рассчитан на максимальную самостоятельность получения знаний детьми в условиях отсутствия классно-урочной системы, на признание права за каждым ребёнком значительной автономии, своего темпа работы и своего специфического способа овладения знаниями. Программа, составленная авторским коллективом опытных педагогов, даст возможность всесторонне развивать индивидуальность каждого ребёнка, умение действовать самостоятельно, творчески мыслить. Учебно-воспитательный процесс, базирующийся на данной модели, будет способствовать всестороннему развитию ребёнка в согласии с предпосылками и побудительными мотивами, свойственными каждому ребёнку в отдельности и возрасту в целом.

Основные составляющие проектной модели программы.

Основой учебно-воспитательного процесса детского сада являются:

• Программа, разработанная педагогическим коллективом с учётом основных целевых психологических и педагогических установок базисного содержания дошкольного образования

• При составлении учебного плана учитывались психофизиологические и возрастные особенности детей, а также требования к организации учебных занятий, утверждённые новыми санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами для ДОУ.

В программе ставятся следующие цели:

– предоставить возможность всесторонне реализовать индивидуальность каждого воспитанника;

– создать предпосылки для развития у ребёнка способности принимать решения и делать осознанный выбор, действовать самостоятельно, творчески мыслить, понимать существенно важное в учебном материале, то есть возможность развития сильной воли и сбалансированной эмоциональной жизни, которая является предпосылкой способности критического мышления и устойчивой социальной позиции.

Данная программа имеет яркую воспитательную направленность. В ней поставлены с л е д у ю щ и е з а д а ч и личностно-ориентированного воспитания:

– формирование толерантности, чувства собственного достоинства,

– утверждение первоначальных основ патриотизма и гражданственности,

– воспитание уважения к традициям своего народа и других народов,

– привитие культурного и экологически грамотного поведения.

Программа делится на две формы организации учебной деятельности: групповые занятия; свободно-самостоятельная деятельность (индивидуальная работа с дидактическим материалом).

Программа групповых занятий составлена таким образом, чтобы максимально отойти от классно-урочной системы. После короткой фронтальной работы в виде презентации материала следует свободно-самостоятельная деятельность детей с представленным дидактическим материалом, упражнения на расслабление, релаксация, физкультурные минутки, творческие задания и др.

Таким образом, обучение построено с учётом максимально возможной двигательной активности воспитанников и постоянной смены места работы во время занятия.

Свободно-самостоятельная деятельность вытекает из группового занятия, на котором закладывается материальный и понятийный фундамент и создаётся представление о том, как она должна быть организована. Во время самостоятельной деятельности педагог также организует рефлексивную деятельность детей, которая включает в себя психологические этюды и упражнения на расслабление, физкультурные паузы, упражнения на творческое самовыражение.

Особенностью программы является проектная организация учебно-воспитательного пространства.

П р о е к т н а я д е я т е л ь н о с т ь – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребёнка и одновременно формирование определённых личностных качеств. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. С помощью метода проектов достигается основная цель образования – развитие личности ребёнка как непрерывная перестройка его опыта. Образование – это приобретение жизненного опыта. Метод проектов даёт возможность детям накапливать опыт самостоятельно, и этот опыт становится для ребёнка движущей силой, от которого зависит направление дальнейшего интеллектуального и социального развития личности. Обучение приобретает форму исследования, применения уже имеющихся знаний в деятельности, результаты которой по-настоящему интересуют ребёнка.

Согласно программе педагог, планируя образовательную деятельность, объединяет серию занятий по нескольким дисциплинам, связанным между собой единым проектом. Особый интерес представляет интеграция следующих дисциплин: естествознание, развитие речи, изобразительное искусство. Таким образом, проект, начатый на занятии, прослеживается во всех остальных видах деятельности в конкретный период времени, что соответствует цельности детского восприятия мира, создаёт полную и разностороннюю его картину.

В программе проекты рассчитаны на среднюю продолжительность, то есть несколько дней или недель. Проекты могут быть реализованы как внутри одной группы, так и объединять несколько групп, а также охватывать весь детский сад в комплексе.

Проектирование ориентировано на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях:

– совместная деятельность воспитателя и ребёнка по реализации проекта;

– совместная деятельность детей;

– совместная деятельность детей с родителями.

Результатом работы для дошкольников могут быть рисунки, поделки, аппликации, альбомы с творческими заданиями, доклады, концерты, спектакли, праздники и пр.

При моделировании проектной деятельности целесообразно учитывать значение каждого цвета, его внутреннюю силу и энергетические возможности. Решением этого может стать соотнесение проекта и цвета, а ориентиром – выбор цветового обозначения Л. Г. Татарниковой «Технология валеологического развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении» (М.: Просвещение, 1999). В связи с этим цветные проекты понятны и доступны не только взрослым, но и детям:

зеленый проект – проект «Мир вокруг меня»;

желтый проект – проект «Времена года»;

оранжевый проект – проект «Юный гражданин»;

красный проект – проект «Человек»;

фиолетовый проект – проект «Вселенная»;

синий проект – проект «Четыре стихии мира».


Название

проектов

Цветовое обозначение проектов

Мир вокруг меня

Зеленый цвет: цвет живой природы (растительный и животный мир); цвет жизни (материки, экология)

Времена

года

Желтый цвет: цвет радости (осень разноцветная, природа просыпается весной; цвет веселья и счастья («Эх ты, зимушка-зима!»)

Юный

гражданин

Оранжевый цвет: цвет сновидения и сказки (я, мой город и моя страна); цвет творчества и фантазии (культура и традиции моего народа)

Человек

Красный цвет: цвет мужества и гордости (я и моя семья); цвет силы и отваги (я и мое тело; я и мое здоровье)

Вселенная

Фиолетовый цвет: цвет мечты (звезды и планеты); цвет будущего (планета Земля); цвет пробуждения высоких чувств и веры в чудо (Космос и Солнечная система)

Четыре

стихии мира

Синий цвет: цвет безграничных возможностей (вода, земля, огонь и воздух)


Программа по разработана с учётом целевых психологических и педагогических установок базисного содержания дошкольного образования. Методическим обеспечением программы является дидактический материал, разработанный

педагогическим коллективом по всем разделам и соответствующий образовательным и воспитательным требованиям.

П р о г р а м м а ставит ц е л ь ю:

• сохранение целостного детского мировосприятия и получения на этой основе первоначальных сведений по астрономии, ботанике, зоологии, анатомии, географии и физике;

• приобщение дошкольников к естественным культурно-историческим процессам через специально созданные образовательные ситуации, задача которых – включение детей в естественные ритмы природы и культуры своего народа;

• проживание, а не изучение календарных событий и дат, при котором выполнение различных обрядов и традиций предполагает такую деятельность воспитанников, которая приводит их к личному культурно-образовательному результату и непосредственно приобщает к культурно-историческому потоку жизни.

Занятия по этому разделу направлены не только и не столько на передачу определённой информации, сколько на обучение способам добывания этой информации и на её переживание, упорядочивание жизненных впечатлений ребёнка, на осознание себя, своего места в мире. При организации и проведении занятий воспитатель должен отказаться от традиционной постановки учебного процесса: педагог рассказывает и спрашивает, ребёнок слушает и отвечает. Основная часть занятий должна быть заполнена коллективной и индивидуальной работой, во время которой проясняется и актуализируется прошлый жизненный опыт детей. Реальная деятельность детей имеет первостепенное значение, так как одна из основных идей курса – самостоятельное проживание детьми смыслов занятия. Исходя из учебного плана, занятия по естествознанию проводятся по следующему регламенту: в младшей и средней группах – 3 раза в неделю по 15–20 минут, из них два занятия во время свободно-самостоятельной деятельности с подгруппой детей или индивидуально в форме игры с целью развития познавательных способностей, закрепления пройденного материала, а также для знакомства с новым учебным материалом, исключительно выражающим интересы ребёнка; в старшей и подготовительной группах – 3 раза в неделю по 25 минут, из них одно занятие во время свободно-самостоятельной деятельности с подгруппой детей или индивидуально в форме игры с целью развития познавательных способностей, закрепления пройденного материала, а также для знакомства с новым учебным материалом, исключительно выражающим интересы ребёнка.

В программе курса выделяются науки или их аспекты для каждой возрастной категории.

Для детей младшего и среднего возраста:

Астрономия.

Суточный цикл: смена дня и ночи, дни недели.

Годовой цикл: смена времён года, месяцы в году.

Понятие Солнечной системы.

Общее представление о планете Земля.

Космические объекты: планеты, звёзды (общее представление).

М а т е р и а л: комплекты картинок «Времена года», «Солнечная система», линейный календарь.

Ботаника.

Представление о мире растений, их значение в природе, в жизни человека и животных, разнообразие растений.

Формирование общих представлений о природе: живая и неживая природа.

Рост и развитие растений, условия жизни.

Строение цветковых растений, деревьев, кустарников.

Сезонные изменения в жизни растений.

Комнатные растения и уход за ними.

М а т е р и а л: карты-классификации «Деревья и кустарники», «Листья и плоды деревьев», «Живая и неживая природа».

Зоология.

Представления о мире животных, классификация: дикие и домашние.

Разнообразие животных (млекопитающие, рыбы, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, насекомые). Первоначальные представления, умение классифицировать.

Рост и развитие животных, условия жизни животных: среда обитания, жилища, корм, способы размножения (рыбы, земноводные, насекомые).

Сезонные изменения в жизни животных.

Уход за домашними животными.

М а т е р и а л: карты-классификации «Дикие и домашние животные, «Млекопитающие – рыбы – птицы – пресмыкающиеся – земноводные – насекомые», «Рыбы: аквариумные – морские – речные», «Птицы: дикие и домашние», «Птицы: зимующие и перелётные»; карты-задания «Найди следы», «Средства передвижения: летает – ходит – плавает – ползает», «Кто что даёт», «Кто где живёт: животные Севера и Юга», «Цепочка питания».

Анатомия (даются лишь общие элементарные представления).

Человек как часть живой природы.

Части тела человека. Рождение, рост и развитие человека.

Мышцы и скелет человека. Правильная осанка.

Внутренние органы человека: органы пищеварения, дыхания, сердце и система кровообращения. Охрана и укрепление здоровья.

М а т е р и а л: схемы и таблицы «Части тела», «Основные кости скелета», «Внутренние органы».

География.

Четыре стихии: вода, огонь, земля, воздух.

Земля: свойства, форма, состав, цвет, земля былинная;

Воздух: свойства, роль воздуха в жизни животных и человека, запахи, воздух в природе – ветер, вьюга;

Вода: свойства, форма, агрегатные состояния воды (дождь, снег, иней, град, лёд, облака, туман); значение воды в жизни человека и животных, красота.

Огонь: характер, форма, огонь в природе: молния, пожар, вулкан, Солнце; значение огня в жизни человека, сказочный образ огня.

Части света (север – юг – запад – восток).

Материки, океаны (названия, элементарные представления о растениях и животном мире).

Знакомство с изображением Земли на глобусе и карте (сравнение). Ориентирование.

Родная страна, столица, флаг (культура, традиции).

Понятие о родном городе (название, улицы, основные памятники, домашний адрес).

М а т е р и а л: картинки, карты-задания «Четыре стихии мира», географические карты-вкладыши, энциклопедическая литература.

Русская культура.

Явления и события культурно-исторического календаря (Рождество, Святки, Крещение, Масленица, Пасха; знакомство с обрядами, пословицами, поговорками).

Знакомство с мифологическими образами: Баба Яга, Леший, Василиса Прекрасная.

Физика.

Понятия «тонуть – плавать».

Представление о магните (опыты).

М а т е р и а л: опыт: тонет – не тонет; опыт с магнитом.

Для детей старшего и подготовительного возраста:

Астрономия.

Суточный цикл: смена дня и ночи, дни недели.

Годовой цикл: смена времён года, месяцы в году.

Формирование представлений о космосе. Понятие Галактики и Солнечной системы; Луна и её влияние на жизнь Земли.

Планета Земля и её происхождение.

Космические объекты: планеты, звёзды, созвездия, кометы, метеориты.

История исследования Космоса: космонавтика и космонавты.

М а т е р и а л: комплекты карт и плакатов «Времена года», «Звёзды и созвездия», «Исторические периоды возникновения Земли», «Коврик времени», «Солнечная система».

Ботаника.

Представления о мире растений, их значение в природе, в жизни человека и животных, разнообразие растений.

Формирование общих представлений о природе: живая и неживая природа.

Рост и развитие растений, условия жизни.

Строение цветковых растений, деревьев, кустарников. Строение листа, стебля, корня, цветка.

Сезонные изменения в жизни растений.

Комнатные растения и уход за ними.

М а т е р и а л: карты-классификации «Деревья и кустарники», «Листья и плоды деревьев», «Живая и неживая природа», «Строение цветка», классификация цветов в картах «Садовые и луговые цветы», «Биологический комод».

Зоология.

Представления о мире животных, классификация: дикие – домашние.

Разнообразие животных: млекопитающие, рыбы, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, насекомые.

Рост и развитие животных, условия жизни животных: среда обитания, жилища, корм, климатические условия, приспособленность к определённым условиям жизни, способы размножения.

Сезонные изменения в жизни животных.

Уход за домашними животными.

М а т е р и а л: карты-классификации «Дикие и домашние животные, «Млекопитающие – рыбы – птицы – пресмыкающиеся – земноводные – насекомые», «Рыбы: аквариумные – морские – речные», «Птицы: дикие и домашние», «Птицы: зимующие и перелётные», «Травоядные и хищные животные», «Виды бабочек и жуков»; карты-задания «Найди следы», «Средства передвижения: летает – ходит – плавает – ползает», «Кто что даёт», «Кто где живёт: животные Севера и Юга», «Цепочка питания».

Анатомия.

Человек как часть живой природы.

Общее строение тела человека. Рождение, рост и развитие человека.

Скелет и правильная осанка. Мышцы и их значение.

Внутренние органы человека: органы пищеварения, дыхания, сердце и система кровообращения.

Органы чувств: слух, зрение и обоняние.

Значение кожи для человека; гигиена кожи.

Нервная система. Охрана и укрепление здоровья.

М а т е р и а л: схемы и таблицы «Части тела», «Основные кости скелета», «Внутренние органы», «Строение глаза», «Части лица».

География.

Четыре стихии: вода, огонь, земля, воздух:

Земля: свойства, форма, состав, цвет, профессии человека, связанные с землёй, земля былинная; камни: свойства, виды, происхождение;

Воздух: свойства, роль воздуха в жизни животных и человека, запахи, воздух в природе – ветер, вьюга, смерч; профессии человека, связанные с воздухом; климат;

Вода: свойства, форма, агрегатные состояния воды, вода в природе – дождь, снег, иней, град, лёд, облака, туман и т. п.; значение воды в жизни человека и животных, красота воды, профессии человека, связанные с водой; круговорот воды в природе;

Огонь: характер, форма, огонь в природе – молния, пожар, вулкан, Солнце; значение огня в жизни человека, сказочный образ огня, профессии человека, связанные с огнём.

Части света (океаны, моря, реки, озёра, их растительный и животный мир; материки, острова, населяющие их народы).

Знакомство с изображением Земли на глобусе и карте (поверхность Земли: равнины, горы, пустыни; очертание берегов: остров, полуостров).

Ориентирование. Определение сторон горизонта по солнцу. Компас.

Страны и столицы, флаги.

Родная страна, столица, флаг, герб (представление о её размерах, климатические условия, первоначальные представления о разнообразии народов, культур, традиций).

Понятие о родном городе (название, улицы, памятники, история создания).

М а т е р и а л: картинки, карты-задания «Четыре стихии мира», географические карты-вкладыши, энциклопедическая литература.

Русская культура.

Расширение представлений о явлениях и событиях культурно-исторического календаря. (бабье лето, день осеннего равноденствия, Воздвиженье, Покров, Юрьев день, Рождество, Святки, Крещение, Масленица, Благовещенье, Вербное воскресенье, Пасха, Троица и т. д.).

Знакомство со славянской мифологией.

Элементарные представления о христианской религии и культуре.

Физика.

Понятия «тонуть – плавать».

Представление о магните (опыты).

М а т е р и а л: опыт: тонет – не тонет; опыт с магнитом.


Планирование учебно-воспитательной работы

по естествознанию в младшей группе




п/п

Название раздела

Задачи

1

Ботаника

– учить различать и называть живую и неживую природу, основные части растений и их виды; проводить элементарные опыты с растениями;

– подвести к установлению элементарной связи между сезонными изменениями и жизнью растений;

– познакомить с сезонным трудом людей, связанным с природой;

– закреплять знания об овощах и фруктах (их название, цвет, форма, вкус, особенности);

2

Зоология

– сформировать первоначальные представления о жизни диких и домашних животных, их детенышах;

– формировать обобщенное представление о зимующих и перелетных птицах, учить различать их по существенному признаку;

– расширять и углублять представления о зимовке зверей, птиц, рыб, насекомых

3

Анатомия

– формировать у детей элементарное представление о человеке как части живой природы;

– расширить знания детей о строении своего тела, охране и укреплении здоровья

4

География

– сформировать у детей элементарные представления о четырех стихиях: Земля, Вода, Воздух, Огонь;

– расширять знания детей о родном городе, стране

5

Астрономия

– формировать у детей элементарное представление о сутках, временах года;

– познакомить с космическими объектами (планеты, звезды)

6

Физика

– формировать у детей познавательный интерес к природе и окружающим предметам, развивать наблюдательность;

– уточнить знания детей о свойствах и качествах объектов природы и окружающих предметов

7

Русская

культура

– приобщать детей к естественным культурно-историческим процессам через специально созданные ситуации


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации