Семинар для воспитателей: Влияние физического воспитания на развитие систем и функций организма ребёнка - файл n1.doc

Семинар для воспитателей: Влияние физического воспитания на развитие систем и функций организма ребёнка
Скачать все файлы (59 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc59kb.19.02.2014 05:50скачать

n1.doc

СЕМИНАР ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

НА ТЕМУ:

«ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА РАЗВИТИЕ СИСТЕМ И ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА РЕБЕНКА»
Система физического воспитания в учреждениях являются частью общегосударственной системы физического воспитания. Строится она с учетом возрастных, психологических особенностей детей при обязательном контакте с семьями. Целью физического воспитания является формирование у детей здорового образа жизни. В процессе физического воспитания решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

В группе оздоровительных задач особое место занимает охрана жизни и укрепление здоровья детей, их всестороннее физическое совершенствование функций организма, повышение его активности и общей работоспособности.

Решение образовательных задач предусматривает формирование у детей двигательных навыков и умений, развитие физических качеств, овладение детьми элементарными знаниями о своем организме, роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья.

С воспитательными задачами связано разностороннее развитие детей (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое), формирование у них интереса и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.

В основе физического воспитания лежат психологические, эколого-природные факторы, а также движения и физические упражнения, выступающие в форме целостного двигательного режима.

Психологические факторы включают общий режим труда и отдыха, питание, гигиену одежды, обуви, физкультурного оборудования и т.д. Любой из перечисленных факторов способствует осуществлению цели и задач физического воспитания лишь при условии полного физиологического и психологического комфорта ребенка. Поэтому при оценке эффективности названных факторов учитывается не их «правильность» в целом, а то, насколько каждый из детей их принимает и старается им следовать.

Эколого- природные факторы. Природа- среда обитания человека, источник его развития, физического и двигательного развития. Однако положительный результат дает только экологически чистая природа. Поэтому при использовании природных факторов необходимо прежде убедиться в возможности их использования, определить индивидуальную дозировку. Особенно важно правильно использовать природные факторы в качестве закаливающих средств, органически включая их в режимные процессы: например, облегчить одежду, обувь во время физических упражнений, использовать холодную воду при умывании и полоскании горла и рта после еды и т.д. Наиболее эффективными видами закаливания физиологии признали контрастные водные и воздушные процедуры, которыми дополняется естественное закаливание. Дети должны как можно больше времени проводить в естественной среде - на свежем воздухе, чаще соприкасаться с природой: ступать босыми ногами на землю, подставлять под лучи жаркого солнца и свежего ветра свое тело, использовать любую возможность, чтобы побродить по воде; больше двигаться, реализуя все разнообразие способов движений в естественной среде. КАЖДУЮ СВОБОДНУЮ МИНУТКУ - НА ПРИРОДУ! БЕЗ НЕЕ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ЗДОРОВЬЯ, ПОЛНОЦЕННОГО ФИЗИЧЕСКОГО И ОБЩЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА. В условиях нынешнего экологического не уюта нужно научить детей находить для игр и отдыха уголки природы, куда меньше всего проникают пыль, грязь, вредные запахи от промышленных предприятий и машин; предусмотреть такие места на участке детского сада и в ближайшем окружении. Воспитатель должен научить детей бережно относиться к каждой травинке, цветку, кустику. Дети постепенно постигнут истину: там, где побывал человек, должна оставаться чистота, ведь она залог здоровья. Научите детей обращаться за помощью к природе в случае необходимости: спрятаться от холодного ветра под ветками большого дерева или за кустами с подветренной стороны, приложить подорожник к ранке, растереть снегом озябшие руки. При каждой возможности рассказывайте детям какую-нибудь историю о растениях, прочитайте рассказ, стихотворение, загадку, вспомните пословицу, поговорку о пользе природы для человека. И пусть у детей будут свои сказки и игры, в которых природа щедро награждает человека за его внимание к ней. Движения, физические упражнения считаются специфическим средством физического воспитания. Двигательная активность - биологическая потребность организма, от

степени удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие. Движения, физические упражнения обеспечат эффективное решение задач физического воспитания, если они будут выступать в форме целостного двигательного режима, отвечающего возрастным и индивидуальным особенностям двигательной активности каждого из детей. Воспитатель разрабатывает двигательный режим для детей своей группы с учетом их возраста, здоровья. Основное содержание физического воспитания в дошкольном учреждении составляют различные виды физических упражнений: основные, танцевальные движения, строевые и общеразвивающие упражнения, подвижные и спортивные игры, спортивные упражнения; простейшие формы: туризм, дальние прогулки за пределы дошкольного учреждения. Дети должны не только овладеть ими на уровне возрастных возможностей, но и иметь элементарное понимание их пользы для здоровья. У каждого ребенка непременно должны быть свои любимые игры или упражнения. Полное отсутствие интереса к движениям рассматривается как фактор риска в развитие ребенка. Физические упражнения в детском саду по своему содержанию и направлению значительно шире, чем только средство формирования двигательных умений. Они ориентированы на развитие навыков общения, неполучение и закрепление информации об окружающем мире и о самом себе («Знай свое тело»...), на развитие трудовых действий, осознание себя как частицы природы, общества, как личности. Каждое дошкольное учреждение имеет право на свои подходы в организации физического воспитания; педагогический коллектив сам определяет, каким формам физической культуры отдать предпочтение, оценивая их эффективность по конечным результатам. Воспитатели групп также могут по своему усмотрению останавливать выбор на тех или иных системных и эпизодических физкультурных мероприятиях, подчинив их решению выдвинутых задач. Система физического воспитания в дошкольных учреждениях строится на следующих принципах:

  1. Принцип разностороннего развития личности предполагает, что при решении специфических физкультурных задач также обеспечивается и умственное, нравственное, эстетическое, трудовое воспитание. Любое физкультурное мероприятие должно активизировать мыслительную деятельность, создавая условия, в которых ребенок сам ищет наиболее рациональный способ поведения, упражняется в трудовых действиях, фиксирует внимание на красках, формах окружающей обстановки и оборудования, эмоционально воспринимает ритм, музыку.

  2. Принцип гуманизации демократизации обязывает отказаться от авторитарного стиля отношений с детьми, педагогических стереотипов.

Физическое, психическое и социальное благополучие каждого ребенку - вот что лежит в основе любого педагогического процесса, независимо от избранной системы в целом или отдельных направлений. Вся физкультурная работа строится на основе комфортности, с учетом желаний и настроений ребенка. Взрослый должен знать, куда и как вести ребенка. Воспитателю предоставляются права свободного выбора форм, средств и методов работы с детьми. Однако такое право должно гарантировать действительно высокие конечные результаты физического развития, двигательной подготовленности детей по сравнению с исходными данными. Оно обязывает воспитателя определять ближайшую зону здоровья, физического и двигательного развития детей; находить наиболее результативные средства, формы и методы воспитания, объединить их в систему; оценивать эффективность используемых методик.

Принцип индивидуализации обязывает обеспечить здоровый образ жизни в детском саду каждому ребенку с учетом его здоровья, развития, интересов и т.д.

Физкультурно-оздоровительная работа в детских садах оценивается по конечным показателям здоровья, физического и двигательного развития детей. В начале учебного года (или еще до прихода малыша в дошкольное учреждение) вместе с медиками нужно обсудить все вопросы, связанные с индивидуализацией воспитания каждого ребенка: составить четкое представление о состоянии здоровья, об особенности физического развития, уровне сформированности двигательных умений, о направленности интересов. Пусть картина этих данных будет постоянно в поле зрения воспитателя.

Идея гуманизации должна быть заложена и в режиме детей: при наличии временных ориентиров для отдельных режимных моментов в целом желательно, чтобы режим был индивидуален для каждого ребенка. Так, если кто-то выспался, он не лежит в постели, пока проснутся все остальные; нецелесообразно также будить ребенка только потому, что все остальные уже проснулись. Для каждого ребенка в любое время дня предусматриваются такие условия, которые обеспечивают ему деятельность, собственный стиль сверстников.

Особой осторожности требует организация закаливания. Оно не может быть одинаковым для всех детей. Дети, часто болеющие, с отклонениями в физическом развитии, малоподвижные, не умеющие ритмично и красиво двигаться, имеют право на дополнительное внимание воспитателя, врача; здоровые, опережающие в развитии сверстников - на особые формы занятий, условий для развития способностей. Нельзя быть безразличным к тому, что некоторые дети не любят зарядку, ленивые в движениях - физкультура нужна всем. Нужно найти для каждого ребенка «волшебный ключ» - то средство, которое вовлечет малоподвижного ребенка в интересную двигательную деятельность.

Какие требования предъявляются воспитателю? В современных условиях воспитатель детского сада обязан быть квалифицированным специалистом прежде всего в области здоровья, которое выступает не самоцелью, а условием и средством формирование детей - это значит:
1 .Уметь анализировать и оценивать степень здоровья, физического и двигательного развития
детей.

  1. Формулировать задачи физического воспитания на определенный период и определять первостепенный из них с учетом особенностей каждого из детей.

  2. Проектировать желаемый уровень конечного результата, предвидя трудности с учетом объективных и субъективных причин.

  3. Организовать процесс воспитания по определенной системе, выбирая наиболее целесообразные средства, формы, методы работы в конкретных условиях.

  4. Сравнивать достигнутые результаты с исходными данными и поставленными задачами.

  5. Владеть самооценкой своего профессионального мастерства, постоянно совершенствуя его.

Система физкультурно-оздоровительных мероприятий составляется с учетом особенностей возраста, здоровья, физического развития детей в младшей группе: общие требования:

1. Создание экологически благоприятных условий в помещениях для игр и занятий детей:

A) соблюдение санитарных и гигиенических требований;

Б) сквозное проветривание (3-5 раз в день в отсутствие детей);

B) специальный подбор комнатных растений, поглощающих вредные химические вещества,
выделяющих фитонциды и увлажняющих воздух;

Г) поддерживание температуры воздуха в пределах 20-22 градуса.

  1. Высокая культура гигиенического обслуживания детей (туалет, кормление, сон, одевание на прогулку).

  2. Обеспечение психологического комфорта на протяжении всего времени пребывания в детском саду.

  3. Индивидуализация и дифференциация режимных процессов и их воспитательная направленность с учетом здоровья и развития детей.

  1. Оптимальный двигательный режим (4 часа в день)

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

  1. Умывания гимнастика: 5-7 минут

  2. Занятия физкультурой (1-2 раза в неделю) - 20-25 минут.

  3. П/И на первой и второй прогулках: 20-25 минут.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С РАЗНЫМИ ФИЗКУЛЬТУРНЫМИ ПОСОБИЯМИ.

  1. Утром: 10-15 минут

  2. После завтрака 5-7 минут

  1. На прогулке: 40-50 минут

  2. После сна: 7-10 минут.

  3. На второй прогулке: 30-40 минут.

ЗАКАЛИВАНИЕ:

  1. Оздоровительные прогулки, ежедневно: 3-4 часа.

  2. Умывание прохладной водой перед приемом пищи, после каждого загрязнения рук.

  3. Полоскание рта и горла после сна водой комнатной температуры (прохладной)

  4. Воздушные ванны до и после сна, на занятии по физкультуре.

  5. Ходьба босиком в обычных условиях и по ребристой дорожке до и после сна, (время увеличивать постепенно).

  6. Контрастные ножные ванны. ,

  7. Использование элементов «пульсирующих» температур в течении дня.

Система мероприятий в старших группах будет отличаться от приведенной двигательным режимом и более сильными дозами закаливания (например, умывание, полоскание горла может проводиться прохладной, холодной водой; увеличивается продолжительность воздушных ванн и ходьбы босиком и т.д.)

«ДВИЖЕНИЕ - ЭТО ЖИЗНЬ. Ничто так не истощает и не ослабляет человека, как продолжительное физическое действие»

Аристотель

Ребенок 4-5 лет - это человек с постоянной потребностью в движении. «... А у меня в ногах

К 4-5 годам движения становятся более координированными, что позволяет ребенку уверенно проходить по скамейке, без опаски идти по бревну, спрыгивать с невысоких предметов, перепрыгивать через них. Физические упражнения способствуют не только оптимальному физическому развитию, но и совершенствованию памяти. Особенно полезны физкультурные занятия на открытом воздухе. Чтобы ребенок сам потянулся к физкультуре, ему должно быть интересно. Для этого нужно использовать любые формы игровых упражнений. Для малышей желательно оборудовать в квартире домашние стадионы и самые разнообразные готовые спортивные снаряжения, но к сожалению, это не всегда возможно по материальными жилищно-бытовым условиям. В таком случае можно оборудовать аналогичный комплекс в квартире из подручных средств. Упражнения на снарядах нравятся детям. Не стоит принуждать ребенка к немедленному выполнению всех упражнений и освоению всех снарядов. Естественно, что родители должны подстраивать ребенка, но не следует забывать, что в этих занятиях надо «идти за ребенком», то есть он сам определяет, сколько времени ему пробыть на том или ином снаряде, так как если он устанет, то упражнения просто не будут получаться.

Утренняя зарядка помогает подготовить организм к дневному бодрствованию, дисциплинирует, помогает выработать собранность, умение преодолеть лень. Самое главное -зарядка обязательно нужна ребенку для воспитания потребности в движениях после сна. Желательно, чтобы родители делали зарядку вместе с ребенком. Упражнения могут быть самыми разнообразными, но лучше, чтобы они были рассчитаны на все мышечные группы. При этом нужно обращать внимание ребенка на правильное дыхание. Очень полезно делать зарядку на свежем воздухе или при открытом окне. Начинают с ходьбы, которую усложняют включая передвижение на носках, пятках, наружном и внутреннем крае стопы. В зарядке можно не добиваться особой точности движений, поэтому следующие за ходьбой упражнения могут быть имитационными, можно вносить игровые элементы (охота, поездка на транспорте, битье в

барабан, подтягивание, полет птицы, бабочек, приседания - «курочка клюет зернышки»; наклоны - «деревья качаются» или «насос», «дровосек» и другие). При этом необходимо следить, чтобы юги при наклонах были строго на ширине плеч. Продолжительность зарядки 5-6 минут. Следует помнить, что детям этого возраста (особенно девочкам) не рекомендуется поднятие и перенос тяжестей. Чрезмерные нагрузки подобного рода могут способствовать смещению органов малого аза и в дальнейшем стать причиной гинекологической и акушерской патологии.
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации