Пирожкова А.О. Актуальность статьи К.Д. Ушинского О необходимости сделать русские школы русскими в подготовке будущих учителей - файл n1.doc

Пирожкова А.О. Актуальность статьи К.Д. Ушинского О необходимости сделать русские школы русскими в подготовке будущих учителей
Скачать все файлы (67.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc68kb.09.01.2014 15:14скачать

n1.doc

371.13:371.4(470+571)

Пирожкова Алёна Олеговна

кандидат педагогических наук

Ст. преп. кафедры иностранной филологии и методики обучения

Республиканское высшее учебное заведение

«Крымский гуманитарный университет» (г. Ялта)
АКТУАЛЬНОСТЬ СТАТЬИ К. Д. УШИНСКОГО

«О НЕОБХОДИМОСТИ СДЕЛАТЬ РУССКИЕ ШКОЛЫ РУССКИМИ» В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
Анотація. У статті наведено порівняльний аналіз проблеми відсутності краєзнавчої освіти в загальноосвітній та вищій школі в роки життя і роботи К. Д. Ушинського і в наш час. У роботі представлено термін «патріотизм» і форми роботи зі студентами з ознайомлення з рідним краєм.

Ключові слова: краєзнавча освіта, гуманітарна освіта, патріотичне виховання, майбутні вчителі, педагогічна спадщина К. Д. Ушинського.
Аннотация. В статье идёт сравнительный анализ проблемы отсутствия краеведческого образования в общеобразовательной и высшей школе в годы жизни и работы К. Д. Ушинского и в наше время. В работе представлены термин «патриотизм» и формы работы со студентами по ознакомлению с родным краем.

Ключевые слова: краеведческое образование, гуманитарное образование, патриотическое воспитание, будущие учителя, педагогическое наследие К. Д.  Ушинского.
Summary. The article has a comparative analysis of the lack of local history education at school and in higher education when K. Ushinskiy lived and worked and in our days. Here one can find the term "patriotism" and forms of work with students to get acquainted them with native land. In the article it is told about Ukrainian universities, which try to educate students according to demands of love to their motherland. It is stressed that K. Ushinskiy was a patriot of Russia and wrote about necessity of educating children and students as patriots. He had a lot of occupations, but his main deal was to bring up love to Russia in citizens of this country.

Keywords: local history education, humanitarian education, patriotic education, future teachers, pedagogical heritage of Konstantin Ushinskiy.
Постановка проблемы. То, что Константин Дмитриевич Ушинский был выдающимся педагогом доказывает тот факт, что спустя более ста лет мы продолжаем обсуждать его работы, говорить об их значимости и актуальности. Мы используем его педагогические тезисы как основополагающие в своей работе. Статьи, написанные педагогом, интересны и актуальны по сей день. Педагогам не составляет труда использовать его произведения в своей работе.

Анализ актуальных исследований. К. Д. Ушинский известен нам в разных сферах науки – как педагог, психолог, антрополог, народовед, юрист, учёный, изучающий анатомию и психофизиологию ребёнка, журналист и детский писатель. Но в любой своей деятельности он выступал прежде всего патриотом, преданным своей Родине, мечтавшим о её благополучии и процветании. Феномен К. Д. Ушинского заключается в том, что он был интересен как в дореволюционной России (В. А. Волкович, М. Л. Песковский), так и в ХХ веке (Б. Г. Ананьев, П. П. Блонский, Г. С. Костюк, Д. О. Лордкипанидзе, К. А. Рамуль, А. А. Смирнов). В ХХI столетии его работы не потеряли актуальности, что доказывается рядом научных изысканий (Л. В. Зимина, М. Ю. Гвоздецкий, И. Ф. Гончаров, Н. Д. Наумов). Многие работы, в которых изучается педагогическое творчество К.Д. Ушинского, акцентируют внимание на патриотизме педагога, его преданности России и стремлении перенести это отношение к Родине в работу каждого педагога. Подчёркивается идея патриотического воспитания учителя с целью совершенствования патриотического воспитания учащихся. А такое сложное чувство как патриотизм можно воспитать основываясь на знании родного края.

Выделение нерешенных ранее частей общей проблемы. Несмотря на достаточную разработанность вопросов подготовки будущих учителей, проблема ознакомления студентов педагогических специальностей с элементами краеведения не решается систематизировано и слабо представлена в учебных курсах вузов. Эти специфические знания лишь частично раскрываются на занятиях по истории педагогики (педагогическое краеведение) на некоторых специальностях. В целом студенты слабо, а иногда и вовсе не владеют знаниями о педагогах и просветителях, внёсших свой неоценимый вклад в развитие образовательного процесса того региона, где они учатся и будут работать, не знакомы с географией, культурой, историей родного края. А все это, в свою очередь, влияет на их возможность реализации патриотического и гражданского воспитания школьников. Статья К. Д. Ушинского «О необходимости сделать русские школы русскими» акцентирует наше внимание на краеведческом аспекте подготовки будущего учителя и важности воспитания любви к Родине. Но, возможно, в силу лет, которые прошли с момента написания работы, данная статья уже не отвечает требованиям общества и процесса обучения, и не является актуальной.

Цель статьи – проанализировать статью К. Д. Ушинского «О необходимости сделать русские школы русскими» и определить степень её актуальности относительно подготовки будущих учителей на современном этапе развития высшей школы.

Изложение основного материала. Принято считать, что главное в становлении специалиста – это его теоретическая и практическая подготовка по основному предмету. Безусловно, с этим нельзя не согласиться. Тем не менее, за обилием дисциплин теоретического и практического характера, изучаемых в течение пяти лет обучения в вузе, будущий учитель почти не получает знаний о том регионе, в котором большинство студентов будет и дальше работать. Особенно актуальной эта тема становится в условиях поликультурного региона (напр., Крыма). К. Ушинский пишет: «Русский человек всего менее знаком именно с тем, что всего к нему ближе: со своей родиной и всем, что к ней относится» [4, с. 358]. Причём, мы воспринимаем в данном контексте слова «русский человек» как «человек, проживающий на территории Российской империи и имеющий славянские корни». Конечно, все студенты на первом курсе изучают историю Украины. Однако данный курс призван скорее обобщить знания о стране проживания и учёбы, нежели конкретизировать знания об отдельном регионе. Краеведение – это узкая дисциплина, преподаваемая для будущих учителей истории и частично (природа родного края) – для учителей младших классах в рамках преподавания методики природоведения и основ природоведения с методикой преподавания. Более того, в школах отдельной дисциплины «Краеведение» нет. Поэтому дети получают очень скудные познания о малой Родине. Как правило это происходит на классных часах, внеклассных и общешкольных мероприятиях, во внеурочной деятельности. В большинстве случаев образовательную деятельность в этой области ведёт классный руководитель – энтузиаст и патриот, тот учитель, который искренне любит свой родной край, тот, кто исходил не один десяток километров по лесам и горам региона в туристических походах, прочитал не одну книгу о родной земле, посетил множество музеев родного края, а главное – хочет поделиться накопленным опытом со своими подопечными.

Таким классным руководителем может стать любой специалист, не обязательно только учитель истории. В связи с этим мы считаем, что внеклассная краеведческая работа со студентами обязательно должна вестись в педагогическом вузе. Этой мыслью пропитаны страницы рассматриваемой статьи К. Д. Ушинского.

В данном вопросе интересен опыт Уманского педагогического университета имени Павла Тичини. Здесь краеведческая подготовка проводится на историческом, естественно-географическом, технолого-педагогическом, филологическом, художественно-педагогическом и других факультетах [1, с. 1].

Мы же считаем, что работа по ознакомлению студентов с родным краем может вестись в таких формах: кружковая работа на факультете или кафедре, индивидуальная (студент под руководством преподавателя) или групповая (группа студентов или студенты в соавторстве с преподавателями) научная деятельность, беседы с куратором группы и с приглашёнными гостями, экскурсии в музеи, галереи, по городу и прилегающей местности, походы, просмотры документальных фильмов, а также различные виды игр.

Достаточно актуальна эта работа на первых курсах – когда студенты только знакомятся друг с другом, с городом, в который приехали учиться, с преподавателями вуза и ещё не обременены работой или семейной жизнью. Именно в этот момент можно заложить студентам семя любви к той земле, где они получают высшее образование и, возможно, будут работать и жить.

Учащайся наряду с общими учебными навыками обретает осознанную необходимость в Родине, соответственно, приходит к любви к Родине через её познание. Ушинский писал: «Необходимыми знаниями для каждого человека признаются: умение читать, писать и считать, знание оснований своей религии и знание своей родины. Это уже ясно выработавшаяся педагогическая аксиома; кажется, что и нам пора сознать ее и провести повсюду в народном образовании. Без этого нельзя сделать никакого серьезного шага вперед» [4, с. 363].

Школа посредством учителя воспитывает патриотизм. Патриотизм как свойство духовной сферы личности предполагает живое ощущение своей причастности к Родине, народу, готовность действовать во благо Отечества, без колебания принести свою жизнь в жертву во имя Родины [5, с. 45].

Воспитание патриотизма через знакомство с родным краем на уроках и во внеурочной деятельности – достаточно длительный процесс. К. Ушинский теоретически обосновал использование краеведческого материала в обучении детей. Он подчёркивал, что в отличие от иностранцев, подробно знающих свой родной край, славяне меньше всего знакомы с тем, что к ним всего ближе: со своей родиной и всем, что к ней относится. То есть изучение иностранного, к Родине не относящегося долгое время было приоритетным в системе образования Российской империи [2, с. 24].

Учащиеся интересуются культурой и бытом американцев, европейцев, забывая об основах украинской культуры, об истории родного края, считая её непривлекательной или ненужной [2, с. 24]. Конечно, данный тезис в меньшей мере подходит для регионов Западной и Центральной Украины, где национальное воспитание всегда занимало ведущее место как в семье, так и в школе и обществе. Также сильно национальное воспитание в семьях представителей крымских татар. А вот в Киевской области, в южных и восточных регионах Украины национальное воспитание уже не имеет такого сильного значения. Как справедливо отмечает П. Тронько, современная молодёжь Украины очень часто знает историю зарубежных стран гораздо лучше, чем прошлое своего региона, города или села [3, с. 15]. И в связи с этим работа К.Д. Ушинского остаётся как нельзя более актуальной.

Прочитав цитату из анализируемой статьи: «Мы положительно убеждены, что плохое состояние наших финансов, частый неуспех наших больших промышленных предприятий, неудачи многих наших административных мер, перевозка тяжестей гужом, рядом с железными дорогами, наши непроходимые проезжие пути, наши лопающиеся акции, пребывание громадных дел в руках безграмотных невежд и пребывание ученых техников без всякого дела, нелепые фантазии нашей молодежи и не менее нелепые страхи, которыми так ловко пользуются люди, ловящие рыбу в мутной воде, – все эти болезни, съедающие нас, гораздо более зависят от незнания нами нашего отечества, чем от незнания древних языков» [4, с. 362], понимаешь, что по сути, изменилось немногое.

К сожалению, очень часто, вместо заявленных в концепциях и нормативных актах ориентации на связь обучения с жизнью, система образования не даёт возможности ребёнку получить знания, необходимые в жизни. Возвращаясь к статье Ушинского, читаем «…пора же, наконец, согласиться, что детей учат не для того только, чтоб учить, а для того, чтоб сообщать им знания, необходимые для жизни, т. е. такие знания, обладая которыми, можно быть полезным и себе и обществу» [4, с. 363]. А знание Родины, её традиций и обычаев являются одними из важнейших, поскольку ребёнку жить на этой земле, расти, учиться, а потом и растить своих детей.

Выводы и перспективы дальнейших исследований. Творческое наследие К. Д. Ушинского изучали и продолжают изучать педагоги и учёные. Это говорит о его универсальности и актуальности как в прошлом, так и в наши дни. Учитель – это культурный человек. А культурный человек должен быть патриотом. А ведь любить страну – это не пустое слово. Оно подразумевает под собой любовь к родной земле, языку, традициям, к своему народу, родному краю, республике, области, провинции. Патриотизм рассматривается как неотъемлемая черта личности, её естественное свойство. Проявление патриотических чувств во многом определяется реалиями конкретного региона, этнической принадлежностью человека [5, с. 44]. С целью более углублённого изучения культуры родного края в некоторых педагогических вузах Украины на разных специальностях вводятся такие предметы как история Украины, история педагогики, народоведение, украинский народный танец, музыкальный инструмент, декоративно-прикладное искусство, этнопсихология, этнопедагогика, организация туристско-краеведческой деятельности.

Безусловно К. Д. Ушинский был патриотом, поэтому считал естественным знание учителем – неважно, какого предмета – своего родного края. То, что некоторые вузы Украины считают необходимым наряду со специальной подготовкой осуществлять краеведческое воспитание – заслуживает внимания и уважения. Но к сожалению, данная работа систематизирована лишь в отдельных вузах и не является правилом для системы высшего гуманитарного (в частности, педагогического) образования. Поэтому анализируемая статья К. Д. Ушинского спустя годы остаётся злободневной и актуальной. Учитывая актуальность краеведческой работы в вузе на педагогических специальностях, необходимо разрабатывать концепции и программы краеведческого воспитания и обучения студентов, а также разрабатывать беседы, лекции, экскурсии по ознакомлению будущих учителей с родным краем – независимо от их специализации.

Литература

1. Бондаренко, Т. В. Значення та перспективи педагогічного краєзнавства у підготовці спеціалістів педагогічного вузу: [Електронний ресурс] / Т. В. Бондаренко. – Режим доступу до статті: http://intkonf.org/bondarenko-tv-znachennya-ta-perspektivi-pedagogichnogo-kraeznavstva-u-pidgotovtsi-spetsialistiv-pedagogichnogo-vuzu/

2. Пирожкова, А. О. Подготовка будущих учителей к историко-краеведческой работе с учащимися начальных классов в Автономной Республике Крым : дис. кандидата пед. наук: 13.00.04 / Пирожкова Алёна Олеговна. – Ялта, 2008. – 281 с. – Библиогр.: 304 назв.

3. Тронько, П. Т. Развитие исторического краеведения на Украине : опыт, проблемы, перспективы / П. Т. Тронько // Историческое краеведение в СССР: вопросы теории и практики : сб. ст. / АН Украины. – К. : Наукова думка, 1991. – С. 8–15.

4. Ушинский, К. Д. О необходимости сделать русские школы русскими / К. Д. Ушинский // Пед. соч. В 6 т. / сост. С. Ф. Егоров. – М. : Педагогика, 1988. – Т. 2. – С. 358–363.

5. Юнусова, К. А. Этническая идентификация личности как фактор патриотического воспитания / К. А. Юнусова // Педагогика. – 2009. – №1. – С. 43-47.
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации