Овдина Л.Н., Минаева И.П. Роль библиотеки в формировании информационной культуры у будущих специалистов по физической культуре и спорту - файл n1.doc

Овдина Л.Н., Минаева И.П. Роль библиотеки в формировании информационной культуры у будущих специалистов по физической культуре и спорту
Скачать все файлы (126.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc127kb.19.02.2014 04:51скачать

n1.doc

Роль библиотеки в формировании информационной культуры у будущих специалистов по физической культуре и спорту
Овдина Л. Н., Минаева И. П.

КГАОУ СПО «Красноярское училище (техникум) олимпийского резерва»
Аннотация: В статье показаны основные направления работы библиотеки по формированию информационной культуры у студентов и повышению качества образования. Отражена специфика работы по подготовке специалистов в области спорта.

Ключевые слова: информационная культура, информационный центр, информационные ресурсы, подготовка специалистов по ФКиС.

Сегодня профессионально значимые качества специалиста основываются не столько на критериях объема и полноты конкретного знания, сколько на спо­собности самостоятельно пополнять их, ставить и решать профессиональные задачи, вырабатывать критерии отбора наиболее эффективных из них. В этой ситуации резко возросли требования к информационной культуре личности.

Информационная культура - очень популярная тема, ставящая глобаль­ные задачи формирования человека, как личности и специалиста, который мог бы жить и работать в современном обществе в век всеобщей информатизации.

Проблема формирования информационной культуры при профессио­нальной подготовке специалистов в учебных заведениях становится общегосударственной задачей. [1]

Признак информационного общества — утверждение культа знаний, осознание того, что ни одну серьезную экономическую, социальную, техниче­скую задачу нельзя успешно решить без переработки значительных объе­мов информации. [2]

В современном мире, как в реальной, так и в виртуальной среде ежедневно появляется огромное количество новой информации, и вместе с ней растет объем и уровень сложности навыков её поиска, сбора, обработки, анализа. Поэтому сегодня жизненно необходимым становится умение ориентироваться в информационном потоке, используя при этом различные информационные ресурсы и методики поиска.

Информационная культура – умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.

В современной научной литературе человек с развитой информационной культурой характеризуется как личность, обладающая целым комплексом знаний и умений:

Во-первых, владение словарем таких общих понятий, как информационные ресурсы, информационное пространство, информационные потоки и массивы и т.д.;

Во-вторых, умение грамотно формировать свои информационные потребности и запросы;

В-третьих, способность осуществлять самостоятельный информационный поиск различных видов документов с помощью как традиционных, так и нетрадиционных, в первую очередь, компьютерных, поисковых средств;

В-четвертых, обладание навыками анализа и свертывания информации (например, составление правильного библиографического описания, оформление ссылок к контрольной работе, списка литературы и т.д.);

В-пятых, знание информационной культуры, соблюдение информационной этики и умение вступать в информационные контакты [4].

Перед библиотекой училища стоит большая задача по формированию информационной культуры студентов путем использования, в первую очередь, богатых информационных ресурсов библиотеки. Главным фактором в решении этой задачи является тот огромный информационный потенциал, который заложен в объеме и характере фондов, разнообразном по видам, формам, содержанию; в справочно-поисковом аппарате, включающем в себя электронные и карточные каталоги и картотеки; в накопленном опыте справочно-библиографического обслуживания читателей; использовании новых информационных технологий. [3]



Рис.1. Библиотека как информационно-исследовательский центр

Для формирования информационной культуры студентов в нашей библиотеке применяются индивидуальные и групповые формы работы. Совместно с преподавателями организуем занятия по теме «Основы информационной культуры студента» в рамках учебной дисциплины «Введение в специальность». Для новичков проводим библиотечные занятия по правилам пользования, где знакомим с библиотекой, с ее возможностями. Оказываем консультационную помощь учащимся и студентам в поиске источников информации, в оформлении контрольных работ, рефератов , докладов и т.п.

Библиотека шагает в ногу со временем. Она развивает свою деятельность в направле­нии внедрения новых компьютерных технологий, организации широкого доступа чита­телей к информационным ресурсам.

В настоящее время при библиотеке училища работает компьютерный зал, оборудованный сканерами, принтерами, мультимедийным проектором и интерактивной доской, персональными компьютерами, объединенными в локальную сеть и имеющими выход в Интернет, что открывает широкие возможности для развития творческого потенциала и коммуникативных способностей наших студентов. Студенты имеют возможность поработать в библиотеке над контрольными, рефератами, докладами, презентациями, используя как книжный фонд, так и электронные издания, фонд рефератов, ресурсы сети и папки с тематическим подбором материалов. На базе компьютерного зала студенты занимаются проектной деятельностью по созданию веб-сайта училища. Здесь каждый может рассказать о своем виде спорта, истории его зарождения и развития, достижениях спортсменов КУТОР и персоналиях спорта высших достижений.

В училище взят курс на внедрение дистанционных форм обучения. Помимо традиционных аудиовизуальных материалов на смену приходят электронные. В связи с этим библиотека продолжает расширять фонд медиаресурсов, электронных учебников и изданий. Производится оцифровка имеющихся в библиотеке видеокассет, лекционного материала по дисциплинам. Силами преподавателей осуществляется скачивание с официальных образовательных сайтов цифровых образовательных ресурсов (ЦОР).

Говоря о формировании информационной культуры, наряду с информационными технологиями необходимо помнить и о традиционных источниках информации – специальной литературе по спорту, научных и методических журналах. Фонд литературы по спорту составляет около 4000 экземпляров книг. Библиотека выписывает 38 наименований периодических изданий, среди которых по специальности 12 научно-методических и информационных журналов и газет по физической культуре и спорту: «Теория и практика физической культуры», «Физическая культура в школе», «Спорт-экспресс», «Спорт в школе», «Спорт для всех», «Олимпийский вестник», «Легкая атлетика» и др. Желание и потребность читать научно-теоретическую и методическую литературу, понимать ее, оценивать, отбирать из нее важную для себя информацию - это тоже компоненты информационной культуры специалиста.

Для быстрого поиска нужной информации в нашей библиотеке ведутся традиционные каталоги (алфавитный и систематический), электронный, картотека газетно-журнальных статей, которая на сегодняшний день составляет 29 каталожных ящика, 7 из которых отражают спортивную тематику. Разработаны картотеки сайтов, сценариев, видеокассет и CD-дисков, рефератов и контрольных работ и т.п.

Таким образом, проблема информационной культуры личности студента сложна и многопланова. В условиях информационного общества библиотека, сохраняя свои традиционные функции хранения и распространения знаний, выступает сегодня и как инфраструктура образовательного пространства, принимая непосредственное участие в формировании информационной культуры будущих специалистов по физической культуре и спорту.

Список литературы:

  1. Алисултанова, Э.Д. Моисеенко Н. А. Информационная культура как составляющая профессиональной культуры будущих инженеров-геологов// Информационные технологии в образовании. XVI Международная конференция-выставка. 6-10 ноября 2006. – Часть 3. –М., 2006. - с. 133-134.

  2. Нагодкина, Н. В. Формирование информационной культуры участников образовательного процесса //Информационные технологии в образовании. XVIII Международная конференция-выставка. 6-8 ноября 2008. – Часть 4. –М., 2008. - с. 22-23.

  3. Основы информационной культуры книга: Метод. пособ. /Сост. Т. Н. Широкова, Е. Ю. Ильницкая, Э. С. Бауман . – М.: НГПУ, 2005. - 116 с.

  4. http://www.rrc.ysu.ru/resource/network/doc9/20.htm
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации