Изотерапия как метод психокоррекционной работы со страхами у детей младшего школьного возраста - файл n1.doc

Изотерапия как метод психокоррекционной работы со страхами у детей младшего школьного возраста
Скачать все файлы (1235.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc1236kb.19.02.2014 03:40скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Изотерапия как метод психокоррекционной работы со страхами у детей младшего школьного возраста


Содержание
Введение...................................................................................................................3

Глава I. Психологическое здоровье ребенка. Происхождение страхов у детей.

1.1. Психологическое здоровье. Определение, причины, функции страха........9

1.2. Предпосылки возникновения страха в детском возрасте. Факторы развития и социализации страха...........................................................................18

1.3. Страхи детей младшего школьного возраста. Психологическое здоровье ребенка....................................................................................................................26

Выводы по первой главе........................................................................................26

Глава II. Изотерапия как метод коррекции страхов у детей младшего школьного возраста.

2.1. Изотерапия как вид арт-терапии………………………...........………….…31

2.2. Условия устранения страхов у детей. Рисование страхов……..........…....37

2.3. Особенности коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста………...…………………………………….……..….........……………44

Выводы по второй главе........................................................................................44

Глава III. Исследование влияния методов изотерапии на выраженность страхов у детей младшего школьного возраста.

3.1. Методы исследования...................................……………………................64

3.2. Анализ и интерпретация результатов исследования………….............…79

Выводы по третьей главе......................................................................................79
Заключение ……………………………………………………............……….106

Список литературы…………………………………………………...........…108

Приложение…………………………………………………………….............113

Введение.

Данная выпускная квалификационная работа посвящена исследованию влияния психокоррекционной работы с детскими страхами методом изотерапии.

Актуальность нашего исследования заключается с одной стороны – в оценке эффективности изотерапии как метода психокоррекции, с другой – связана с малой практической разработанностью. Об этом говорит анализ научно-методической литературы по проблеме коррекционного воздействия на эмоциональную сферу ребенка.

Психика ребенка отличается от психики взрослого тем, что ребенок наиболее восприимчив к отрицательным факторам. Это способствует появлению у него невротических страхов. Невротические страхи возникают вследствие острых психических потрясений и долговременных переживаний ребенка. Ребенок становится замкнутым, скованным, пассивным. Это говорит о том, что невротические страхи требуют пристального внимания со стороны психологов, родителей и педагогов. Проблема здоровья школьников становится в настоящее время все более актуальной. О нерешенности и острой необходимости решения этой проблемы говорят данные их психических состояний (тревожности, безопасности, интереса и т. п.), а также обследований физического здоровья учащихся.

Многочисленные исследования А. И. Захарова свидетельствуют о том, что число страхов, а затем и невротических страхов, связанных со школой, наблюдается у учеников начиная с 1 класса и заканчивая выпускным. Меняются его конкретные источники, но психическое состояние тревоги и напряженности остается [19]. Для детей с трудностями контакта характерны переживания, тревога, страх или гнев. Основным условием переживаний этих состояний во всех случаях является высокая чувствительность даже к слабым сигналам опасности. Чувство безопасности в настоящем и уверенности в безопасном будущем у ребенка заменяется состоянием низкой чувствительности к опасности [2]. В младшем школьном возрасте страхи успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они пока больше обусловлены эмоциями, чем характером, и во многом носят возрастной, преходящий характер. И если ребенок подвержен переживанию страхов, то психологическая коррекция должна быть проведена именно в этом возрасте [19].

Поэтому, наиболее актуальной для практической психологии и педагогики, выступает задача поиска эффективных путей диагностики и преодоления эмоционального нарушения у ребёнка. Важно обратить внимание на то, что если ребенок не знает, как найти выход из сложной ситуации и это останется без внимания, то в будущем, это неблагоприятно отразится на его психологическом здоровье. Важным моментом при коррекции страхов является то, что ребенку необходимо не давать подсказок, а направлять таким образом, чтобы он почувствовал, что сам нашел выход [1].

Основные аспекты рассмотрения проблемы страхов были изложены в работах зарубежных авторов, таких как: С. Холл, К. Грос, В. Штерн, Д. Селли, Мак-Дугалл, Д. Уотсон, К. Бюлер, К. Изард, З. Фрейд, А. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Г.С. Салливен, К Роджерс, Д. Келли и многие другие [22, 52].

Отечественными психологами уделяется пристальное внимание проблемам диагностики и коррекции страхов у детей (А.И. Захаров, Т.Г. Казакова, Т.Е. Комарова, Я.А. Коменский, Г.В. Лабунская, В.В. Лебединский, М. Монтессори, К.Д.Ушинский и др.) [18, 19,20].

В своей работе по коррекции страхов у детей мы использовали метод изотерапии. Изотерапия представляет собой терапию посредством изобразительного творчества, прежде всего рисования. Потому как оно является более доступным видом деятельности. Изотерапия дает положительные результаты в работе с детьми с различными проблемами: задержкой психического развития, речевыми трудностями, нарушением слуха, умственной отсталостью, при аутизме, где вербальный контакт затруднен. Во многих случаях рисуночная терапия выполняет психотерапевтическую функцию, помогая ребенку справиться со своими психологическими проблемами. Из этого мы предположили, что использование изотерапии в качестве метода психокоррекционной работы с детскими страхами позволит нам уменьшить уровень выраженности страхов у этих детей [24].

Несмотря на разнообразные подходы, рисунок с точки зрения его психологической значимости изучен еще недостаточно. С этим связано большое число разноречивых теорий, объясняющих психологическую природу детских рисунков. Своеобразие детских рисунков породило ряд концепций. По мнению В. Штерна, рисунок ребенка - это не изображение конкретно воспринимаемого предмета, а то, что он знает об объекте. Близка к концепции В. Штерна Лейпцигская школа комплексных переживаний. По мнению психологов этой школы (Г Фолькельт), детское искусство носит экспрессионистский характер - ребенок изображает не то, что он видит, а то, что он переживает. Он выражает свои чувства, свои эмоциональные состояния. Поэтому рисунок ребенка субъективен и часто непонятен постороннему человеку [49].

Коррекция страхов методом изотерапии содержит в себе противоречия. Психологи, занимающиеся данной проблемой, считают, что при работе с ребенком необходимо предоставить ему широкий спектр «инструментов», с которыми он будет работать (краски, фломастеры, карандаши, мелки, бумагу и т.д.). Но так считают не все, другими утверждается, что необходимо использовать в работе «инструменты», отвечающие определенным правилам. Например, необходимо исключить фломастеры, потому как цвет футляра и следа, который оставляет фломастер – различны. Следствием чего может стать препятствие адекватного изображения картины и анализа работы ребенка [29].

Оценка эффективности коррекционной работы со страхами методом изотерапии определяет новизну данного исследования.

Цель нашего исследования - оценить эффективность изотерапии как метода психокоррекционной работы с детскими страхами.

Объектом исследования является процесс психокоррекционной работы с детьми младшего школьного возраста.

В качестве предмета исследования рассматривается изотерапия как метод психокоррекционной работы со страхами у детей младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования: если использовать изотерапию в процессе коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста, то у детей уровень выраженности страхов уменьшится.

Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:

  1. сделать анализ основных теоретических положений, на основе которых дать характеристики присущих данному возрастному периоду страхов;

  2. изучить теоретические аспекты изотерапии;

  3. разработать программу психокоррекционной работы с детьми младшего школьного возраста на основе метода изотерапии;

  4. проверить качество опросника;

  5. провести сравнительный анализ и интерпретацию результатов исследования;

Для решения поставленных задач в данном исследовании использовались различные методы сбора информации:

-анализ научной и научно-методической литературы использовался с целью уточнения темы исследования, определения цели, гипотезы, задач исследования;

-методы психологической диагностики применялись для установления уровня выраженности страхов у детей младшего школьного возраста;

-психокоррекционная работа - деятельность, направленная на исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели;

-методы математической статистики рассчитывались для проверки качества опросника, также для того, чтобы доказать выдвинутую гипотезу.

Данное исследование проводилось на базе Детского оздоровительного лагеря «Солнечная», возраст детей 8-9 лет. Выборка составила 21 человек. Из них: 10 человек – мальчики, 11 человек – девочки. И СОШ №18 г.Славянска-на-Кубани. Возраст детей 7-8 лет. Выборка составила 17 человек, из них 7 человек – мальчики, 10 человек - девочки.

Сроки проведения исследования: с ноября по декабрь.

Первый этап. Изучение и анализ психологической, педагогической и методической литературы по теме исследования.

Второй этап. Разработка экспериментальной коррекционной программы, ориентированной на изменение эмоционального отношения к травмирующим факторам, вызывающим чувство страха у этих детей таким образом, чтобы уровень выраженности страхов стал меньше.

Третий этап. Формирующий эксперимент. Анализ и оформление результатов исследования.

Теоретической значимостью исследования является то, что выявлены наиболее выраженные страхи у детей младшего школьного возраста. Определено влияние психокоррекционной работы методом изотерапии на уровень выраженности страхов.

Научная новизна заключается в оценке эффективности изотерапии как метода психокоррекционной работы методом измерения латентных переменных на основе модели Раша. А так же в разработке авторской программы трансформации негативных эмоций в позитивные в процессе изотерапии, что способствует снижению уровня выраженности страхов.

Практической значимостью является то, что на основе сформулированной нами гипотезы разработана психокоррекционная программа, ориентированная на коррекцию страхов у детей младшего школьного возраста методом изотерапии.

Апробация и внедрение результатов исследования. Проводились собрания с воспитателями ЗАО ЛОК «Солнечная» г. Геленджика, где обсуждался анализ результатов исследования. Результаты исследования были отданы в печать сборника материалов всероссийской студенческой научной конференции «Молодежь и наука: творчество, поиск, открытия» под общ. ред. доктора исторических наук, профессора, ректора СГПИ Т.С. Анисимовой. Издательский центр СГПИ, 2010. Результаты опубликованы в научном журнале «Историческая и социально-образовательная мысль» Северо-кубанский гуманитарно-технологический институт - №1 2010. Результаты апробации программы были доложены на всероссийской конференции министерства образования и науки «Юность. Наука. Культура» (г. Москва). Материалы исследования введены в практику работы средней школы №18 города Славянска-на-Кубани.

Достоверность результатов обеспечена использованием метода измерения латентных переменных на основе модели Раша адекватного цели и задачам исследования, количественным и качественным анализом результатов работы.

Выпускная квалификационная работа в композиционном отношении имеет следующую структуру:

-во введении определены цель, объект, предмет, сформулированы задачи исследования;

-в главе I дается характеристика эмоции страха;

-в главе II дается характеристика изотерапии как методу психологической коррекции страхов у детей младшего школьного возраста;

-в главе III представлены содержание и результаты экспериментального исследования по изменению эмоционального отношения к факторам вызывающим чувство страха у детей младшего школьного возраста методом изотерапии;

-заключение;

-приложения.

Глава I. Определение и характеристика эмоции страха.

    1. Определение, причины, функции страха.

Отвечая на вопрос, что такое психологическое здоровье, автор монографии «Психология здоровья», В. А. Ананьев, выделяет следующие черты психологически здоровой личности:

- соматическое здоровье;

- развитие самоконтроля и усвоение реакций, адекватных различным ситуациям в жизни человека;

- умение разводить реальные и идеальные цели, границы между разными подструктурами «Я» – Я–желающим и Я–долженствующим;

- умение регулировать свои поступки и поведение в границах социальных норм (Лазурский А. Ф.) [2].

Анализ литературы позволил выделить несколько немаловажных признаков, применяемых современными психологами при описании психологического здоровья личности:

1. Осознанность и осмысленность человеком самого себя, мира в целом, своего взаимодействия с миром.

2. Полнота «включенности», переживания и проживания настоящего, пребывание в процессе.

3. Способность к совершенствованию наилучших выборов в конкретной ситуации и в жизни в целом.

4. Способность не только выражать себя, слушать другого человека, но и участвовать в сотворчестве с другим человеком.

5. Глубинная событийность как способность человека пребывать в полноценном, способствующем совершенствованию участников контакте, подлинном диалоге и организовывать его.

6. Чувство свободы, жизни «в соответствии с самим собой» как состояние осознавания и следования своим главным интересам и наилучшему выбору в ситуации.

7. Ощущение собственной дееспособности «Я могу».

8. Социальный интерес или социальное чувство (в терминологии А. Адлера), то есть заинтересованный учет интересов, мнений, потребностей и чувств других людей, постоянное внимание к тому, что рядом – живые люди.

9. Состояние устойчивости, стабильности, определенности в жизни и оптимистический, жизнерадостный настрой как интегральное следствие всех перечисленных выше качеств. Однако это состояние не стоит путать с состоянием ригидности, стереотипами и шаблонами. Наоборот, это состояние гибкого и одновременно устойчивого баланса в динамичном, жизненном мире [2].

Человек может переживать страх в самых разнообразных ситуациях, которые, по мнению К.Э. Изарда, тем не менее, имеют одну общую черту: они воспринимаются, переживаются человеком как ситуации, несущие угрозу его безопасности и спокойствия [22].

Религия и наука ищут способы преодоления страха. Посвящение себя служению Богу, любви, изучение законов природы, философское мировосприятие помогают переносить страх, делают наше развитие более продуктивным, отмечает Ф.Риман. Однако надежда на возможность прожить без страха является иллюзией; страх пронизывает существо человека и является отражением нашей зависимости и знания о конечности жизни [44].

Несмотря на то, что страх пронизывает нашу жизнь, он может не всегда осознаваться человеком, возникая в сознании лишь на короткий промежуток времени. Страх существует независимо от культуры, общественного уклада, уровня развития цивилизации и народа. Изменяются объекты страха, полагает Риман Ф., люди уже не боятся затмений солнца, грома, относясь к ним как явлениям природы, но не могут избавиться от переживаний страха, так как осознают, что жизнь конечна. Сегодня мы можем испытывать страх перед угрозой новых заболеваний, террористических действий, несчастным случаем на транспорте, остаться одиноким и др. Если раньше человек испытывал страх перед силами природы, то сейчас он боится самого себя в своем желании властвовать и одновременно любить. Переживание страха содержится в самом существовании человека. Каждый из нас имеет свои видоизменения, формы страха. Страх является индивидуальной характеристикой в том отношении, что в нем отражаются личностные особенности, характеристики человека. Личный страх человека связан с его индивидуальными условиями жизни, наследственностью, окружением.

Страх — это определенная, специфическая эмоция, заслуживающая выделения в отдельную категорию, и складывается из определенных и специфичных физиологических изменений, экспрессивного поведения и переживания, происходящего из ожидания угрозы или опасности [22].

Краткий психологический словарь дает следующее определение страха. «Страх – это эмоция, возникающая в условиях угрозы биологической или социальной жизни индивида, она направлена на источник реальной или представляемой опасности» [25].

Владимир Леви обозначает страх как «ум незнания», а так же, как наследие природы: древнейший защитный ответ всех живущих существ на опасность или ее возможность [31].

А.В.Петровский говорит о том, что страх – это состояние психики, которое возникает у человека рефлекторно, при наличии какой-либо опасности, будь она воображаемой или реальной. Человек, переживая эмоцию страха, действует на основании своих предчувствий. Эмоция страха может протекать либо в виде стрессовых состояний, либо в виде аффекта. Аффекты (от лат. affectus – душевное волнение) — сильные эмоциональные переживания. Возникают в критических условиях при неспособности найти выход, из опасных и внезапных ситуаций сопряженных с выраженными двигательными проявлениями [43].

Каждому ребенку свойственны определенные страхи. Но, если их количество превышает норму, то можно говорить о проявлениях тревожности в характере ребенка [57].

Тревога – это отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в ситуации неотчетливой опасности и в ожидании плохого развития событий [25].

Тревога – неясное, неприятное эмоциональное состояние, которое имеет в наличии дурные предчувствия, напряжения и беспокойства. Тревога отличается от страха тем, что часто не имеет конкретного предмета. Страх предполагает наличие определенного объекта, человека или события, которого боятся [43].

Еще в ХIХ веке психиатры отчетливо распознавали тревогу и страх. У страха всегда существует основание. Исчезла опасность – исчез страх. Тревога всегда необоснованна. Страх мобилизует силы, усиливает чувства, и подталкивают к действиям. Тревога мучит, подавляет, причиняет душевное и физическое мучение, отнимает свободу, а так же, может привести к болезни. Таким образом, если страх – это аффективное (эмоционально заостренное) воспроизведение в сознании определенной угрозы для жизни и здоровья человека, то тревога – это аффективное предвкушение угрозы.

З.Фрейд определяет страх как аффективное состояние ожидания какой-либо опасности. Страх перед каким-либо конкретным объектом называется Фрейдом боязнью, в патологических случаях – фобией [54].

В.Л. Леви выделяет несколько видов этого термина: танатофобии (страхи смерти, боли, болезней), социофобии (социально-оценочные страхи), агрессофобии (страхи перед агрессией), зависимостные страхи, панфобии (общебытийные страхи), эзофобии (мистические страхи), фортунофобии (страхи перед судьбой). Различают формы страха, такие как – аффективный страх (сильное эмоциональное переживание, которое возникает в критических условиях и сопряжены с двигательными проявлениями), боязнь и испуг [31].

Фобия (от греческого страх) — сильная и не имеющая под собой основы боязнь чего-либо. Это боязнь, например: открытого пространства (страх перед большими площадями, улицами или большими магазинами), замкнутого пространства, высоты, животных (при зоофобии) или какого-либо объекта (обычно живого) [9]. Фобия появляется вследствие травмирующих, стрессовых воздействий, быть следствием переутомления, неврозов, тяжелых жизненных ситуаций или какого – либо психического заболевания. Фобии чаще всего встречаются у людей со слабой волей, склонных к навязчивым эмоциональным состояниям, мыслям, воспоминаниям. Некоторые фобии встречаются у психически здоровых людей, например страх перед темнотой, боязнь воды, высоты, появления некоторых животных и т. д., хотя они могут не содержать реальной угрозы [9].

Фобии традиционно рассматривались в рамках навязчивых состояний, относящихся к расстройствам мышления. Навязчивые состояния - это такого рода переживания, когда у человека помимо его воли возникают («навязываются») какие-то страхи, сомнения, мысли, влечения, действия. Несмотря на критическое отношение к подобным явлениям, избавиться от них человек не может. Навязчивые состояния не обязательно свидетельствуют о психическом расстройстве, они могут встречаться и у здоровых людей, например, каждому из нас знакомо навязчивое повторение каких-либо слов (так называемых «слов – паразитов»), навязчивое напевание понравившейся мелодии и т. д.

Большинство отечественных авторов выделяют три основных синдрома невроза навязчивых состояний: фобический, обсессивный и компульсивный, при этом к фобиям относятся навязчивые страхи, под обсессиями понимаются навязчивые мысли (навязчивый счет, навязчивые сомнения, воспоминания, влечения и т. п.), компульсивный синдром включает навязчивые действия (например, постукивание карандашом по столу во время разговора, тики, ритуалы и пр.

Во многих случаях именно страх выполняет роль своего рода защитного механизма, оберегая нас от всякой опасности, посягающей на наше благополучие. Страшась, человек становится более бдительным, способным предохранить себя от беды, спастись от надвигающейся угрозы. Итак, страх свойственен каждому человеку в какой-то степени и может исполнять защитную роль, оберегая нашу жизнь от всевозможных опасностей.

Многие проявляющиеся в жизни человека страхи на самом деле фобиями не являются. Фобия – разновидность невроза. И неверно любые страхи априори называть фобиями, если страх не довлеет над всей жизнью человека, не влияет тотально на любые его решения.

Фобии следует строго отличать от бреда. При фобическом синдроме больной ясно осознает навязчивый, болезненный характер одолевающего его страха, что является отличительной особенностью невротического уровня расстройств. В случаях бреда больной глубоко уверен в «реальности» собственного страха, критика к своему состоянию отсутствует.

Так же фобию нередко путают с так называемыми «посттравматическими стрессовыми расстройствами» – тяжёлой реакцией на психотравмирующее событие, выходящее за рамки обычного человеческого опыта. Эти страхи скорее больше похожи на «страх как проявление инстинкта самосохранения» (и лишь при определенных условиях могут перерасти в фобии). И нередко могут быть скорректированы с помощью определенных методик [9].

Ученые выделяют субъективные переживания, которые ощущает испуганный человек. Эти переживания в сознании человека, и являются «центральным стержнем» страха. Без этого стержня, страх является лишь физиологической реакцией. Часто, степень опасности, которая угрожает человеку, не столь значительна, на сколько сильны переживания страха. Однако, бывает и наоборот, опасная ситуация присутствует, а страха нет. Ученые проводили многочисленные исследования людей имеющими профессии связанные с риском. Такие люди, обозначали эмоции, которые можно было определить как страх, другими словами: «волнение», «напряжение» и т.д. Здесь проявляется феномен психологической защиты. Функцией психологической защиты является – огородить сознание от сильной эмоции. Но З.Фрейд определил, что сильные негативные переживания не исчезают без следа. Эти негативные чувства и переживания вытесняются в нижние уровни психики и проявляются в сновидениях.

Из выше сказанного можно проследить мысль о том, что страх не несет ничего хорошего для человека – человек может приобрести болезни, социальные трудности, многочисленные проблемы. Но, эмоция страха, явилась защитным механизмом организма человека от опасных ситуаций первобытной жизни. Лишь спустя время, когда человек сам построил себе среду обитания, реакция страха дала сбой.

Страх мобилизует силы человека для активной жизнедеятельности. Это нужно в критической ситуации. Происходит выброс адреналина, следствием которого, является снабжение мышц кислородом и развивается их мощность. Страх – регулятор агрессивности и служит утверждением социального порядка. Он способствует запоминанию опасных ситуаций. Это позволяет избегать опасности.

Еще одной положительной чертой страха является обострение всех органов чувств человека. Это позволяет предчувствовать признаки опасности. Работа по преодолению страха помогает человеку совершенствоваться и развиваться [57].

Возвращаясь к вопросу о характеристике страха, стоит отметить, что страх всегда есть сигнал и предупреждение об опасности, он возникает, когда человек оказывается в неразрешимой или пока неразрешенной ситуации, все новое, еще непознанное, впервые случившееся так же сопровождается страхом. Так же чувство неуверенности является одной из причин возникновения страха, так как переживается человеком как угроза. По мере взросления человека меняется характер объектов, которые вызывают страх. Нас страшит то, что может уязвить нашу гордость и снизить самооценку, мы боимся неудач и психологических потерь [22].

Проблема контроля над эмоцией страха, особенно в случае фобий, является неразрешенной и в наши дни. Избавление от страха, победа над фобией очень часто невозможны без помощи квалифицированного специалиста - психолога или психотерапевта.

Методы современной психотерапии являются новой возможностью осмысления страха. Возникает возможность раскрыть индивидуальную историю, феноменологию страха; исследовать его связь с культурной, а так же семейной ситуаций человека с целью его осмысления и преодоления.
Причины страха:

Среди причин или активаторов страха Томкинс выделяет драйвы, эмоции и когнитивные процессы. К.Э. Изард говорит так же и о естественных архиваторах страха: боль, одиночество, внезапное изменение стимуляции, стремительное приближение объекта. Рассмотрим те и другие [22].

Драйвы и гомеостатические процессы как причины страха

Драйвы и процессы, обеспечивающие гомеостаз организма, составляют наименее значимый класс активаторов страха. Драйв приобретает психологическое значение тогда, когда его интенсивность достигает критического уровня, когда он подает сигнал организму об остром физиологическом дефиците. Например, при острой нехватке кислорода, активизируется драйв и реакция страха, что концентрирует внимание на удовлетворении потребности и является важнейшим фактором безопасности.

Эмоции как активатор страха

Эмоции могут активировать страх по принципу эмоционального заражения. Томкинс полагает, что реакции испуга и возбуждения имеют сходство их нейрофизиологических механизмов,поэтому эмоция интереса-возбуждения может перерастать в страх. Специфические взаимосвязи между возбуждением и страхом или удивлением и страхом могут быть результатом научения. Кроме того, страх сам для себя может быть активатором. Переживая страх и выражая его в поведении, человек получает обратную связь от собственной эмоциональной экспрессии, что может усиливать его страх [22].



Когнитивные процессы

Страх может являться результатом когнитивной оценки ситуации как потенциально опасной. Например, страх может быть вызван воспоминанием об объекте, предмете, ситуации. Часто эти когнитивные процессы отражают не реальную угрозу, а вымышленную, в результате чего человек начинает бояться ситуаций, не несущих реальную угрозу, или слишком многих ситуаций, или жизни вообще. Итак человек, предмет или ситуация могут стать источником страха в результате: 1) формирования гипотез; 2) ожидания вреда; 3) непосредственного столкновения с воображаемым объектом страха.

Естественные активаторы страха

Среди естественных причин или активаторов страха Боулби называет боль, одиночество, внезапное изменение стимуляции, стремительное приближение объекта, необычность, высота. Они не обязательно являются врожденными, внутренними активаторами страха, но мы биологически предрасположены реагировать на них страхом [22].

Боль и антиципация боли

Боль является первым и очень важным из естественных активаторов страха. Страх,вызванный ожиданием боли, ускоряет процесс научения. Объект, предмет, событие или ситуация, связанные с переживанием боли, могут стать условными стимулами, при повторной встрече с которыми человек помнит о прошлой ошибке и о переживании боли. Ожидание боли вызывает у человека страх тогда, когда он не уверен в том, что может избежать опасности.

Одиночество

Очень часто, оставаясь в одиночестве, человек ощущает угрозу собственной безопасности и стоит ему оказаться среди людей, как страх исчезает.


Внезапное изменение стимуляции

внезапные изменения стимуляции, к которым индивид не может приспособиться, могут являться для него сигналом опасности и вызвать страх, например, внезапное приближение.

Необычность

Когда незнакомый стимул не соответствует прошлому опыту индивида, вероятность активации страха возрастает.

Высота так же рассматривается в качестве естественного сигнала опасности и выступает активатором страха.
Функции страха

Говоря о функциях страха, следует обратиться к исследованиям Нины Балл, которые показывают, что испуганный человек может или оцепенеть, или обратиться в бегство [22]. Таким образом, реакция оцепенения, так же как и реакция бегства, выполняет защитную функцию.

Так же функцией страха выступает мотивация для поиска безопасной среды существования. Умеренно выраженная эмоция страха позволяет человеку избежать ситуаций, угрожающих физическому или психологическому «Я».

Таким образом, страх выполняет функцию защиты нас от опасности, заставляет учитывать возможный риск, и это благоприятно для человека, так как способствует его адаптации и дальнейшему благополучию.

Кроме того, страх выполняет социальную функцию, он мотивирует человека искать помощь, объединяет людей.

Итак, страх выполняет важные адаптивные функции и, соглашаясь с мнением ученых, исследовавших эмоцию страха, таких как К.Э. Изард, Ф.Риман и др., не стоит рассматривать страх как нечто ужасное, пока он не выходит за пределы разумного и соответствует требованиям ситуации.

1.2. Предпосылки возникновения страха в детском возрасте. Факторы развития и социализации страха.

Говоря о предпосылках возникновения страхов у детей, нам хочется обратить свое внимание на исследования доктора психологических наук, профессора, детского врача, психолога и психотерапевта А.И. Захарова, который дает глубокий анализ причин возникновения и способов преодоления страхов в детском возрасте.

Среди причин возникновения страхов у детей А.И. Захаров выделяет социально-культурные и психологические предпосылки, и кроме того – биологические предпосылки возникновения страхов.

Социально-культурные и психологические предпосылки

Как отмечалось выше, страх является неотъемлемым спутником человеческой жизни и зачастую выполняет функцию защиты. По мере развития психики человека страх приобретал социально опосредованный характер и являлся отражением более тонко организованной эмоциональной сферы. Например, ребенок первых лет жизни боится нового и неизведанного, одушевляет предметы и сказочные персонажи, для него многое является реальностью, поэтому и детские страхи носят реальный характер, отмечает А.И. Захаров. По мере взросления, возникновения абстрактно-логического мышления, возможности дифференцировки чувств, усложняется и психологическая структура страхов.

А.И. Захаров указывает на то, что в разных цивилизациях дети испытывают ряд общих страхов: дети дошкольного возраста – страх сепарации с матерью, страх перед животными, темнотой; дети 6-8 лет – страх смерти, что говорит о неких общих закономерностях развития психических структур, которые под влиянием социокультурных факторов являются базовой основой для проявления одних и тех же страхов [19]. Выраженность страха у ребенка зависит от индивидуальных особенностей психического развития, а так же социальных условий, в которых формируется личность ребенка.

Процесс урбанизации, технологический прогресс разрывает связь человека с природой, ведет к усложнению межличностных отношений. В условиях больших городов, нехватки времени людям зачастую сложно найти искренние, постоянные отношения, что неблагоприятно сказывается на эмоциональном состоянии детей. Кроме того, условия больших городов и как следствие неглубокие межличностные отношения являются пусковым механизмом страха потери близкого человека, что может приводить к излишней опеки со стороны взрослых. В отдельных квартирах дети часто лишены непосредственных контактов со сверстниками и у них больше вероятность появления страхов темноты, одиночества, чудовищ, страшных снов и пр. Это особенно относится к единственным детям в семье, где взрослые проявляют больше тревоги, беспокойства и опеки, а так же касается тех детей, у которых слишком строгие родители, не поощряющие детские игры.

Малая двигательная, игровая активность, отсутствие эмоционально насыщенных, шумных игр обеднют эмоциональную жизнь ребенка. Однако именно игра является естественным способом проживания страхов в детском возрасте.

Так же следует отметить, что страх, беспокойство у ребенка могут вызывать беспокойные родители, например, если мать находится в постоянном нервном напряжении, особенно вследствие вынужденной или преднамеренной подмены семейных ролей (роли отца). Властная, доминирующая мать указывает на пассивную роль отца в семье, что способствует развитию беспокойства и страхов у детей. Беспокойство у эмоционально чувствительных детей первых лет жизни возникает из-за стремления многих матерей выйти на работу. Эти матери испытывают внутреннее противоречие из-за борьбы мотивов, желание успеть и на работе, и дома.

Чрезмерно принципиальные, бескомпромиссные матери излишне формально, требовательно поступают со своими детьми, которые всегда их чем-то не устраивают, что воспринимается ребенком, особенно дошкольного возраста, с беспокойством, так как именно в этом возрасте дети особенно нуждаются в проявлении любви и ласки взрослых. На наличие страхов у детей влияют взаимоотношения между супругами. Наиболее чувствительны к конфликтам родителей дети-дошкольники. У таких детей наиболее часто можно обнаружить страхи перед животными (у девочек), стихией, заболеванием, заражением и смертью, так же страхов кошмарных снов и родителей (у мальчиков) [19].

По мнению А.И. Захарова максимум страхов наблюдается у детей 5- 8 лет. Начиная с 5 лет, на первый план выходит интеллектуальное развитие, в первую очередь мышление. Поэтому в старшем дошкольном возрасте говорят не только об эмоциональной, но и о рациональной стороне страхов.

На количество страхов по наблюдению А.И. Захарова оказывает влияние состав семьи. В неполных семьях число страхов у детей старшего дошкольного возраста выше, что говорит о значимой роли отношений между родителями для детей.

Наиболее подвержены страху единственные дети в семье, являясь центром родительских забот и тревог. Возраст родителей так же имеет значение для возникновения страхов у детей. У молодых, эмоционально жизнерадостных родителей дети менее склонны к проявлениям тревоги. У родителей после 30-35 лет дети более беспокойны, что говорит о преимущественной тревожности матери, долго не имевшей детей [22].

Биологические предпосылки

При изучении поведения младенцев, физиологи и психиатры заметили, что новорожденные дети боятся резких звуков и падений. Эти рефлекторные формы имеют врожденный характер и ослабевают в течение первого полугодия жизни, так же как и ослабевает рефлекс вздрагивания. Однако при конфликтной семейной обстановке или перенесенном стрессовой состоянии матери после беременности рефлекс вздрагивания может сохраняться и во втором полугодии жизни проявляться возрастающим чувством страха.

Беспокойные родители подкрепляют беспокойство детей, тогда складывается тревожный тип реагирования у ребенка в старшем дошкольном возрасте.

А.И. Захаров отмечает, что большинство детей проходят в своем психическом развитии ряд возрастных периодов повышенной чувствительности к страхам. Они носят переходящий характер, но способны оживлять аналогичные страхи, сохраняющиеся в памяти родителей, и передаваться в процесс общения в семье. Большинство страхов передаются детям неосознанно, но некоторые могут культивироваться родителями сознательно в процессе воспитания. Так как матери имеют более тесный эмоциональный контакт с детьми, то они в большей степени склонны к этому. Матери передают детям беспокойство, тревожность, страхи, а отцы – мнительность, сомнения в правильности своих действий [18].

Таким образом, следует учитывать эмоциональную связь ребенка и родителей, особенно с матерью, что может влиять на возникновение страхов у ребенка.
Факторы развития и социализации страха

Человек переживает эмоцию страха в разных ситуациях. Сначала он появляется в нашем сознании как важный аспект развития и по мере взросления соотносится с новыми задачами и изменениями. Развитие, взросление сопровождается деятельностью, направленной на преодоление страха, который возникает вновь и усиливается после преодоления каждой ступени зрелости.

Нормальными являются страхи, связанные с возрастными изменениями. Психически сохранный человек их переносит и переживает. Это является важным для успешного развития. Если обратиться к периоду детства, то можно выделить страх одиночества перед необходимостью преодоления свободного пространства, когда рядом нет родительской фигуры. Страх возникает перед приобретением нового опыта: страх, который возникает у ребенка в начале школьного периода жизни, когда привычные семейные отношения дополняются новым обществом; страх перед первым знакомством в отрочестве; страх при вступлении в профессиональную жизнь; создание собственной семьи; материнство, отцовство и пр.

Существует много причин появления страхов у детей. Самой элементарной причиной является определенная ситуация, происшествие, которого ребенок испугался. С такими страхами проще работать и легче устранить. Есть же и такие страхи, которые внушаются взрослыми. Порой ребенка пугает даже не то страшное происшествие, о котором говорит взрослый, а переживания и реакция взрослого. Причиной являются многочисленные запреты взрослых, когда родители запугивают ребенка. На ребенка, который не сталкивался с такой ситуацией и не знает, что может последовать, уже оказывают влияние установки взрослых. Отрицательные установки начинают вызывать тревожное состояние. Вследствие такой реакции взрослого, ребенок начнет опасаться подобных случаев.

Все это говорит об условно-рефлекторном характере появления страха.

Страх также бывает реальный и воображаемый, острый и хронический.

Острый и реальный страх обусловлен ситуацией, а хронический и воображаемый – особенностями индивида.

Необходимо так же различать обычный, естественный, или возрастной, и патологические уровни страха. Обычно страх имеет небольшую продолжительность по времени и с возрастом исчезает, не влияя на характер человека и взаимоотношения с окружающими. Иными словами страх не наносит вреда человеку. Иногда даже имеет защитное значение, так как позволяет избежать столкновения с объектом, вызывающим страх.

Страхи, которые происходят по причине глубокого эмоционального потрясения, могут иметь крайние формы выраженности, например: шок, ужас, где появляется барьер в общении с окружающими, человек не может собрать мысли в порядок, ему крайне трудно выйти из этого состояния. Это является патологической формой страха.

Присутствие постоянных страхов говорит о неспособности справиться со своими чувствами и контролировать их. Тем самым страх уменьшает уверенность в себе. Без веры в себя человек не может бороться и заранее настроен на неудачу.

Фриц Риман описывает требования жизни, которые сопровождаются страхом, и являются неотъемлемой частью развития.

  1. Каждый человек должен отграничить свою индивидуальность, не утрачивая ее при общении с другими людьми. Это требование сопровождается страхом, который является угрозой для нас, когда нам необходимо отделить свое Я от других. Он возникает с момента рождения и связан с тем, что мы боимся отвержения и изоляции.

  2. Мир, жизнь и человеческое общество открыты для участия человека и требуют отказа от собственного Я, что подразумевает самоотречение и самоотдачу. С этим связаны все страхи утраты Я.

  3. Третье требование заключается в стремлении человека к неизменности и продолжению. Нам необходимо жить так, как будто будущее безгранично, но знать, что жизнь конечна. Это требование сопровождается страхами перед неопределенностью, риском, изменчивостью жизни.

  4. Мы всегда стремимся к расширению, развитию, преодолению, отказываясь от уже изученного, понятого, преодолевая обыденность. С этим требованием связан страх перед необходимостью преодоления существующих порядков, правил, инертных привычек [44].

Таким образом, согласно Ф. Риману, страхи людей объясняются их положением и условиями жизни, а с другой — с положением, окружением человека, куда входят семья, среда, общество. Нормально развивающийся здоровый человек способен избегать или преодолевать страх.

Наша семья, общество зачастую диктуют, а порою навязывает нам способы обращения со страхами. Например, мальчик, который испытывает страх, считается трусом, и как следствие ему необходимо учиться скрывать страх, а мальчик, не умеющий скрывать свой страх, как правило подвергается осмеянию.

По наблюдению Томкинса [22], родители используют различные формы социализации страха. Одни стремятся свести к минимуму проявление страха. Даже испытывая страх в какой-либо ситуации, они стараются не показывать его, чтобы оградить ребенка от этого переживания. Однако психологи говорят о том, что в таком случае у ребенка может сложиться представление о страхе как о чрезвычайной реакции, и он будет стараться избегать даже мало опасных ситуаций.

Другие родители преувеличивают отрицательные последствия переживания страха, что может привести к тому, что ребенок будет склонен воспринимать любое переживание страха как поражение, неудачу и будет страшиться таковых переживаний.

Некоторые родители пытаются воспитать в ребенке толерантное отношение к переживанию эмоции страха. Такие родители понимают, что не ничего страшного в том, что время от времени человек испытывает страх, осознают, что страх не обязательно делает человека слабым.

Так же, согласно Томкинсу, существуют родители, которые считают полезным обучить своих детей специальным приемам противостояния страху. Они делятся с ребенком своим опытом переживания страха, рассказывают, как смогли его преодолеть. Они говорят о готовности встретиться со страхом вместе с ребенком, поддерживают и одобряют его в самостоятельном стремлении преодолеть страх. Приемлемыми способами преодоления страха Томкинс считает: родитель должен быть эмоционально открыт для ребенка, чувствителен к его переживаниям и поощрять попытки ребенка самостоятельно преодолеть страх [32].

1.3. Страхи детей младшего школьного возраста. Психологическое здоровье ребенка.

Существуют возрастные периодизации разных авторов, которые классифицируют период детства на некоторые периоды. Периодизация З.Фрейда с выделением стадий психического течения жизни ребенка; эпигенетическая теория развития личности Э.Эриксона; выделение стадий интеллектуального развития ребенка Ж.Пиаже; концепция Л.С.Выготского; А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и др.

Нам бы хотелось остановиться на периодизации Л.С. Выготского, который сформулировал ряд законов психического развития ребенка: детское развитие имеет сложную организацию во времени; закон метаморфозы в детском развитии; закон неравномерности детского развития; закон развития высших психических функций [10].

Л.С. Выготский представил следующую возрастную периодизацию [13].

Кризис новорожденности Дошкольный возраст (3 года – 7 лет)

Младенческий возраст (2 мес. – 1 год) Кризис 7 лет

Кризис одного года Школьный возраст (8 лет – 12 лет)

Ранее детство ( 1 год – 3 года) Кризис 13 лет

Кризис 3 лет Пубертатный возраст (14 лет – 18 лет)

Кризис 17 лет.

Согласно периодизации Л.С. Выготского мы подробно рассмотрим возникновение страхов в школьном возрасте. Так как наше исследование посвящено рассмотрению изотерапии как метода работы со страхами детей младшего школьного возраста (в данном случае детей в возрасте от семи до девяти лет), мы считаем необходимым обратить свое внимание на динамику страхов именно в данном возрасте, рассматривая динамику страхов в остальных возрастных периодах достаточно кратко и, кроме того, сделать акцент на условиях сохранения психологического здоровья ребенка.

Обратим внимание на раскрытие понятия «психологическое здоровье», под которым понимается состояние душевного благополучия как следствие отсутствия болезненных психических проявлений и адекватного приспособления к актуальным условиям жизни.

Психическое здоровье, как отмечает В.Н. Панкратов, есть характеристика взаимоотношений человека с социумом и именно социальная среда является главным фактором обеспечения психического здоровья человека. Таким образом, именно взаимоотношения ребенка в первую очередь с самыми близкими людьми, родителями, детерминируют психологическое здоровье ребенка [40].

Как мы говорили выше, страх – это эмоция, возникающая в условиях угрозы биологической или социальной жизни индивида, она направлена на источник реальной или представляемой опасности [31]. Осознание ребенком опасной ситуации, складывается на основе жизненного опыта. Когда существующие ранее раздражители, постепенно перерастают в осознание ребенком как угрожающего воздействия. Обычно в данной ситуации говорят о появлении отрицательного опыта (боль, неудачи, испуг и т.п.) [19].

Когда ребенок начинает изучать и постигать окружающий мир, начинает созревать и расти внутри ребенка чувство страха. Некоторые страхи ребенок может наследовать или быть к ним предрасположенным, но, огромную роль в этом отношении играют родители. Все то, что говорят нам родители, прочно откладывается в нашем подсознании. От грамотности родителей зависит психологическое здоровье ребенка. Неосторожно сказанное слово, закрепившееся на подсознательном уровне, может стать причиной неосознанного страха, с которым в дальнейшем придется бороться крайне продолжительное время.

По мнению А.И. Захарова страх может развиваться у человека в любом возрасте. В период первых месяцев жизни ребенка, повышенное беспокойство появляется, когда не удовлетворяются жизненно важные потребности в пище. Лишь со временем ребенок может справляться со своими нуждами и меньше беспокоиться. Однако, если потребности не удовлетворяются, возможно длительное сохранение беспокойства.

Во втором полугодии жизни, нарастает психологически мотивированное беспокойство при отсутствии матери и появлении незнакомых лиц. Это говорит о формировании образа матери, привязанность к которой, является для ребенка удовлетворением жизненной потребности ребенка.

Беспокойство в отсутствии матери в семи месячном возрасте, означает прекращение эмоционального контакта и отдаление объекта привязанности. Это первая для ребенка травмирующая ситуация, которая является предпосылкой к возникновению страха одиночества.

В возрасте 14 месяцев, у ребенка происходит снижение беспокойства в отсутствии матери. Вместе с этим, остается чувствительность к эмоциональному состоянию взрослых, близких для ребенка. При их страхе и тревоге, у ребенка возникает ответная эмоциональная реакция.

В возрасте от 1 года до 3 лет беспокойство ребенка увеличивается, если в семье конфликтные отношения и мать находится в стрессовом состоянии. Родители, воюющие с ребенком, постоянно ограничивая его самостоятельность, ограничивая ребенка от ошибок, рискуют помешать формированию у ребенка активности. В дальнейшем это содействует появлению у ребенка новых страхов.

В этом возрасте появляется страх таких сказочных персонажей как Баба Яга и серый волк. Вследствие чтения родителями детских сказок. Ребенок воспринимает Бабу Ягу как проблему взаимоотношений ребенка с матерью, а также угрозу для жизни.

В возрасте 3-5 лет страхов у ребенка становится меньше в том случае, если ребенок имеет возможность контактировать со своими сверстниками. Потому как ребенок приобретает навыки защиты. В этом возрасте входят страхи нападения, одиночества и сказочных персонажей.

В возрасте 5-7 лет у ребенка прослеживается мнительность, тревога по поводу своего будущего. Часто в этом возрасте дети боятся страшных сновидений. Дети боятся смерти во сне и разлуки с родителями. Сны воспроизводят настоящие, будущие и прошлые страхи. Это указывает на насыщенность этого возраста страхами. Ведущим является страх смерти.

Для детей в возрасте 7-11 лет характерно уменьшение количества страхов, но это не значит, что он в корне избавился, например, от страха смерти. Он изменяется в страх смерти родителей. В этом возрасте инстинктивные страхи и социально опосредованные пересекаются. Социально опосредованные страхи являются рационализацией страха. Ведущим страхом данного возраста является страх быть плохим, быть не тем, кого ценят и понимают. Сделать ошибку, выполнить плохо задание. Все это говорит о возрастающей общественной активности.

А.И. Захаров выделяет такой термин как «школьная фобия». Это страх у детей перед посещением школы. Часто это имеет под собой почву не столько о страхе идти в школу, сколько о страхе разлуки родителями и домом (часто происходит в условиях гиперопеки со стороны родителей). Часто родители боятся школы и непроизвольно внушают данный страз детям или тревожатся в связи с началом обучения и выполняют вместо детей все их задания, а так же контролируют их по поводу каждой написанной цифры и буквы. В результате у детей может появиться неуверенность в собственных силах, сомнения в своих знаниях и умениях. Другой случай, если ребенок имеет завышенный уровень притязаний, самолюбив, не приобрел достаточного опыта общения со сверстниками, чрезмерно привязан к матери. В этом случае ребенок будет бояться не оправдать ожиданий родителей, одновременно испытывая трудности адаптации в школьном коллективе [19].

Обычно не испытывают страха перед посещением школы уверенные в себе, любимые, активные и любознательные дети, которые привыкли сами справляться с трудностями [37].

Иногда страх перед школой появляется в связи с наличием конфликтной ситуации среди сверстников, боязнью агрессии. Это характерно для эмоционально чувствительных, часто болеющих мальчиков [18].

Кроме школьных страхов, для детей данного возраста актуальны страхи перед стихией, природных катаклизмов: смерча, бури, урагана, землетрясения. Данный страх, по мнению А.И. Захарова, не случаен и отражает мистическую характеристику. Потому как им свойственно верить в роковое стечение обстоятельств, суеверия и темные силы. Поэтому также типичными для младшего школьника будут страхи сказочных, мистических персонажей, где прослеживается страх смерти.

Итак, согласно А.И. Захарову, для младших школьников характерны как социально опосредованные, так и инстинктивно опосредованные страхи. Это сочетание страхов несоответствия общепринятым нормам и страхов смерти родителей на фоне формирующегося чувства ответственности, мистического настроя и выраженной в этом возрасте внушаемости. На психологическое здоровье ребенка оказывает влияние социокультурная ситуация, в первую очередь отношения родителей к ребенку, а так же отношения супругов друг к другу. Любящие родители, проявляющие заботу о детях, а не гиперопеку, родители адекватно оценивающие себя, своего ребенка и его возможности автоматически формируют психологическую составляющую здоровья личности их ребенка.
Выводы по первой главе:

  1. Психологическое здоровье – это состояние душевного благополучия как следствие отсутствия болезненных психических проявлений и адекватного приспособления к актуальным условиям жизни.

  2. Страх - это эмоция, возникающая в условиях угрозы здоровью и жизни индивида. В каждом возрастном периоде существует определенная динамика страхов. По мнению А.И. Захарова страх может развиваться в любом возрасте.

  3. Страх является регулятором агрессивности и служит утверждением социального порядка. Работа по преодолению страха помогает человеку развиваться и совершенствоваться.

  4. На психологическое здоровье ребенка оказывает влияние социокультурная ситуация, в первую очередь отношение к ребенку родителей.

  5. Детям младшего школьного возраста характерны социально опосредованные и инстинктивно опосредованные страхи. Отношение родителей к ребенку влияет на соответствие данных страхов возрастной норме.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации