Курсовая работа - Развитие эмоциональной лексики у детей дошкольного возраста посредством игровых приемов - файл n1.doc

Курсовая работа - Развитие эмоциональной лексики у детей дошкольного возраста посредством игровых приемов
Скачать все файлы (189.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc190kb.19.02.2014 03:09скачать

n1.doc

  1   2   3


Введение

В настоящее время проблема развития эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста приобретает ярко выраженный практический интерес. Как показывает практика, особую трудность дети испытывают, прежде всего, на этапе выражения эмоций в словесном плане в ситуации решения разнообразных задач.

В психологических исследованиях отмечено, что именно в дошкольном возрасте интенсивно развиваются эмоции и чувства (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Я.З. Неверович и др.), происходит развитие представлений ребенка о себе и другом (Т.А. Алексейкова, Е.А. Панько, Т.А. Репина, Е.О. Смирнова). Речь, вербальные обозначения эмоций необходимы для осознания человеком своих собственных эмоциональных переживаний (Л.С. Выготский, А.Н. Лук, С.Л. Рубинштейн, Я. Рейковский, П.М. Якобсон и
др.).
Эмоциональная лексика встречается в словарном материале исследований, направленных на обогащение словарного запаса у детей дошкольного возраста. В работах Г.Н. Бавыкиной, В.В. Гербовой, А.П. Иваненко, Н.П. Ивановой, В.И. Логиновой, Ю.С. Ляховской, Л.А. Пеньевской, Н.П. Савельевой, О.И. Соловьевой, Е.И. Тихеевой, В.И. Яшиной подчеркивается важность работы над словом на основе формирования конкретных знаний о предмете или явлении. В них содержание словарной работы включает бытовую, природоведческую лексику, слова отражающие труд детей и взрослых. В исследованиях, выполненных под руководством Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой, доказана необходимость работы над словом в логике языка, что предполагает ознакомление детей с семантическими связями и отношениями в области лексики. В данных исследованиях вопросы обогащения речи детей дошкольного возраста эмоциональной лексикой специально не изучаются. Вместе с тем, в них раскрываются некоторые особенности развития эмоционально-оценочного словаря дошкольников, методы и приемы его формирования (Л.А. Колунова, А.И. Лаврентьева, Е.М. Струнина). Анализируется представленность слов эмоциональной оценки в художественной литературе (Л.А. Колунова, В.И. Яшина).

Исследованиями развития эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста занимались такие ученые как Арушанова А.Г., Белякова Г.П., Вартаньян Э.А., Виноградов В.В., Ермолаев Б.А. и др. Этими авторами были получены данные, раскрывающие некоторые закономерности развития эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста.

Проблема обозначенной нами темы заключается в том, что у детей старшего дошкольного возраста обнаруживается ряд особенностей развития эмоциональной лексики родного языка, что предполагает необходимость проведения словесной работы над смысловой стороной речи. Очевидно, что работу по развитию эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста необходимо начинать с раннего возраста, так как дошкольный период является сенситивным для развития многих психических процессов, в том числе и речи.

Актуальность проблемы заключается в том, что несовершенство выражения эмоций словесно у детей дошкольного возраста усложняет работу по развитию эмоциональной лексики. В этой связи возникает необходимость своевременного проведения работы по развитию эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста. Поскольку для детей дошкольного возраста игровая деятельность является ведущей, то качество проведенной работы будет достигнуто с использованием игровых приемов. Педагогические наблюдения использования игровых приемов, которыми пользуются дети для запоминания, показывают, что те из них, кто решает задачу, испытывая явно выраженный непосредственный познавательный интерес, достигает более высоких результатов. Развитие эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста, будет происходить активно лишь тогда, когда сам ребенок заинтересован в применении собственного опыта эмоциональных переживаний. Дошкольник осознает и выделяет поставленные цели только в том случае, если он соблюдает некоторое равновесие во взаимоотношениях со сверстниками, сталкивается с интересной для него задачей, которая требует активного углубленного понимания детьми семантики усваиваемых слов. Это происходит, когда ребенок участвует в игре, а цель что – то запомнить приобретает для него реальный, конкретный и актуальный смысл, отвечающий игровым интересам.

Необходимо отметить, что работа по развитию эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста при использовании игровых приемов предполагает развитие таких процессов, как запоминание и запечатление, сохранение, узнавание, воспроизведение и припоминание. Развитие эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста может идти сразу по нескольким направлениям: подбор наиболее эффективных форм, методов и средств развития эмоциональной лексики, введение в речь детей групп слов, обозначающих эмоции человека, оценки его поступков, а также эмоциональные качества и их оценки.

Цель данной работы – определение эффективности развития эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых приемов.

Объект исследования – эмоциональная лексика детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – процесс развития эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с использованием игровых приемов.

Гипотеза: эффективность развития эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста достигается посредством игровых приемов с существительными и прилагательными.

В соответствии с поставленной целью, объектом, предметом исследования и гипотезой были определены следующие задачи:

  1. Изучить литературу по проблеме развития эмоциональной лексики.

  2. Подобрать диагностические методики для выявления развития эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста.

  3. Провести экспериментальное исследование развития эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста.

Использованы методы:

- теоретическое изучение и анализ психолого-педагогиеской и методической литературы;

- эмпирические ( наблюдение, беседа);

- методы качественного и количественного анализа результатов данных диагностики.

Базой исследования явился ДОУ Детский сад «Веселый городок» с.Калманки .
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


    1. ПСИХОЛОГО–ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Эмоции представляют собой элементарное психологическое образование, отражающее реакции человека на внешние и внутренние раздражители. Осуществление эмоционально окрашенного поведения придает эмоциям коммуникативную функцию передачи информации невербальными средствами. С помощью мимики, позы, жестов, интонации человек может сообщать другим о своих переживаниях и об отношении к тому или иному событию или предмету. Известно, что невербальные коммуникативные свойства эмоций генетически запрограммированы, проявляются у всех живых организмов, представляют собой наиболее древнюю форму выражения базовых эмоций. Анализируя многочисленные литературные источники, мы прошли к выводу, что дошкольный возраст является благодатным временем для развития речевой способности. Центральное место занимает уровень лексических навыков. Их развитие и перестройка связаны с изменениями, происходящими в разных сферах психической жизни ребенка, и прежде всего в познавательных процессах – восприятии и мышлении. Изучая литературу по проблеме исследования, мы обратили внимание на замечания Н. В. Казюк, в которых она указывала, что на протяжении дошкольного возраста наблюдается переход:

- выделение интересующего его объекта из множества других – идентификация его как отдельной сущности;

- сравнивание этого объекта с другими и выделение для себя главное – сходство с другими и отличие от других;

- от «нелогичного», расплывчатого образа, к образу, четко дифференцированному, логически осмысленному, вызывающему определенное отношение к нему ребенка;

- от нерасчлененного образа к динамическому отображению, используемому старшими дошкольниками в разной деятельности;

- от оперирования отдельными оторванными друг от друга представлениями к воспроизведению целостных ситуаций, включающих выразительные, динамические образы, то есть отражающие предметы в многообразии связей.

Становление и усвоение смысловых отношений способствуют росту познавательных возможностей детей старшего дошкольного возраста. Процесс усвоения различных пластов «лексики», в том числе и эмоциональной, связан с целой системой совместно работающих аппаратов мозговой коры и нижележащих образований. Изучая литературу по проблеме исследования, нами было обнаружено, что каждый из этих аппаратов вносит свой специфический вклад в организацию развития лексических возможностей.

Важную функцию в процессе формирования эмоциональной лексики играет оптимальный тонус коры головного мозга. Основываясь на литературных источниках, нами было установлено, что ретикулярная формация ствола, таламус и лимбические образования, расположенные по средней линии глубоких отделов мозга имеют прямое отношение к поддержанию оптимального тонуса коры, а также обеспечивают условия необходимые для сохранения непосредственного запечатления следов и событий.

Т.Г. Визель считает, что вопрос о мозговых механизмах эмоций не является к настоящему времени решенным. Автор отмечает, что нередко их реализацию связывают с деятельность правого полушария мозга, обозначая людей с функционально активным правым полушарием как эмоциональных.

Важную функцию в процессе возникновения эмоций выполняет следующий мозговой механизм:

- значимые сигналы по структурам ретикулярной формации мозга и зрительного бугра доставляются к проекционной и лобной коре головного мозга;

- параллельно эти сигналы к лобной коре поступают через гипоталамус, миндалину и гиппокамп (лимбическая система);

- осознается значимость сигнала и в зависимости от этого гипоталамус включает соответствующие вегетативные реакции.

Из современных представлений о механизмах эмоций становится понятным, что любое, даже незначительное повреждение указанных структур головного мозга может привести, если не к нарушению, то, по крайней мере, специфике эмоционального развития ребенка, в том числе и речевого.

Изучение научных трудов отечественных и зарубежных психологов, педагогов дают основание говорить о том, что одной из важных возрастных ценностей дошкольников, является природная эмоциональность, эмоции ребенка.

Эмоциональная сфера выводиться в ранг ведущих основ личности дошкольника, ее «центрального звена» (Л. С. Выготский), «ядра индивидуальности» (А. В. Запорожец), первичной структуры, осуществляющей регуляцию поведения и деятельности ребенка, его ориентацию в окружающем мире.

Эмоции оказывают влияние на все формы проявления активности детей, окрашивают общение, процесс познания, отражения действительности в рисунках, играх и др., дают возможность наиболее ярко раскрыться в деятельности.

Роль и место эмоций в воспитании детей разносторонне представлены в трудах П. П. Блонского, Н. Я. Грота, В. В. Зеньковского, И. Г. Песталоцци, И. А. Сикорского, К. Д. Ушинского и др.

К. Д. Ушинский писал: «Воспитатель не должен оставаться безразличным в отношении чувств, развивающихся в душе дитяти», и далее заключает: «Воспитание, не придавая абсолютного значения чувствам ребенка, тем не менее в направлении их должно видеть главную свою задачу».

Было замечено, что основную трудность дети испытывают, прежде всего, на этапе выражения эмоций в словесном плане.

Анализ и обобщение литературных источников показал, что необходимым условием развития эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста являются:

- наличие у детей собственного опыта эмоциональных переживаний;

- опыт общения детей со взрослыми и сверстниками;

- подбор наиболее эффективных форм, методов и средств формирования эмоциональной лексики.

Необходимо отметить, что продуктивность развития лексических возможностей детей старшего дошкольного возраста выше в игре, чем вне ее. У старшего дошкольника сохраняется зависимость запоминания материала от таких особенностей, как эмоциональная привлекательность, яркость, озвученность, движение, контраст и т.д.

Анализ литературы по проблеме исследования показал, что к концу дошкольного возраста, т.е. к 6 – 7 годам, дети успешно усваивают общеупотребительную лексику, куда входят слова, обозначающие предметы и явления окружающей действительности, основные действия и качественные характеристики. Фундамент лексического запаса можно считать сформированным. Р.С.Немов пишет: « Его внутренним, психологическим признаком является стремление ребенка обнаружить и использовать для запоминания логические связи в материале». В старшем дошкольном возрасте высшие психические функции постепенно превращаются в особую деятельность, которая подчиняется специальной цели запомнить. То есть ребенок начинает принимать указания взрослого запомнить и припомнить, использовать простейшие приемы и средства лексических навыков.

В процессе изучения литературных источников, нами было замечено, что важным моментом в становлении эмоциональной лексики дошкольника выступает появление личных воспоминаний. В них отражаются существенные события из жизни ребенка, его успехи в деятельности, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Таким образом, анализ литературных источников позволил нам сделать следующие выводы о развитии эмоциональной лексики в дошкольном возрасте:

- основные проблемы общения дошкольников связаны с их непониманием чувств и смысла поведения других детей, с невнимательностью к интересам и ценностям тех, с кем они общаются, с неуверенностью в себе, страхом получить отказ в общении, отсутствием навыка выражения своей симпатии;

- основную трудность дети испытывают, прежде всего, на этапе выражения эмоций в словесном плане;

- словесно – смысловая память обеспечивает опосредованное познание и расширяет сферу познавательной деятельности ребенка;

- складываются элементы эмоциональной лексики, как способности к регуляции данного процесса сначала со стороны взрослого, а потом и самого ребенка;

- формируются предпосылки для развития лексической стороны речи в особую умственную деятельность, для понимания детьми семантики усваиваемых слов, раскрытие синонимических и антонимических отношений;

- по мере накопления и обобщения опыта поведения, опыта общения ребенка со взрослыми и сверстниками развитие эмоциональной лексики включается в развитие личности.

Таким образом, мы пришли к выводу, что актуальным является проведение работы по формированию эмоциональной лексики в старшем дошкольном возрасте, что обеспечит качественное пополнение словаря детей.

1.2.ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Анализ литературы по проблеме исследования показал, что у дошкольников развитие эмоциональной лексики характеризуется специфическими особенностями.

Нами было установлено, что эмоциональное развитие дошкольника является одним из условий овладения эмоциональной лексикой детьми дошкольного возраста.

Педагогические наблюдения и экспериментально – психологические данные позволяют утверждать, что у детей старшего дошкольного возраста развитие эмоциональной лексики зависит не только от сформированности речевых функций, а также от внутреннего эмоционального состояния, эмоционального состояния сверстников, от того, как ребенок может выразить свое отношение к ним. Благодаря чему эмоции участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей.

По словам Г. Степановой: «Эмоция ребенка – это послание окружающим его взрослым о его состоянии».

Детские эмоции влияют и на будущее поведение человека. Психологические наблюдения показывают, что мальчик начинает испытывать неприязнь ко всем женщинам только потому, что его воспитала жестокая, нечувствительная к его переживаниям мать.

Исходя из этого, мы выяснили, что эмоции способствуют социальному и нравственному развитию, которое начинается с известных вопросов: «Что такое хорошо?» и «Что такое плохо?»

Нами были обнаружены следующие особенности развития эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста – присутствие моторного компонента, который обязателен при любой эмоциональной реакции.

Таким образом, мы пришли к выводу, что эмоциональное развитие дошкольника является одним из условий овладения эмоциональной лексикой детьми дошкольного возраста.

Нужно отметить, что называние эмоций заключается в эмоциональном осознании ребенком себя.

На это указывают исследования Н. В. Казюк. Н. В. Казюк заключает: « …важно выделить эмоции, постепенно возникающие в процессе становления детских отношений и изучить особенности такого рода эмоций ребенка в нормальных для него жизненных условиях.» [20, с.11].

Анализ литературы по исследуемой проблеме показал, что дошкольник характеризуется большой отзывчивостью, дети старшего дошкольного возраста в коллективе, как правило, эмоционально реагируют на различные радостные и печальные события, легко проникаются чувствами и настроениями окружающих его людей.

Имеются данные, что выражение чувств у дошкольников носит непосредственный характер, они бурно обнаруживаются в его словах, движениях, мимике.

Как правило, на протяжении детства эмоции проходят путь прогрессивного развития, приобретая все более богатые сложные формы проявления под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

Проанализировав педагогическую и психологическую литературу, мы можем сделать вывод о том, что к концу дошкольного возраста у ребенка формируются нравственные чувства. Объектом этих чувств являются люди, их социальное поведение, взаимоотношения.

Многочисленные исследования эмоций показали, что особенно важно формирование такого чувства как чувство совести, которое выполняет роль внутреннего судьи.

Совесть – это эмоциональное отношение личности к собственным поступкам и поступкам близких людей.

Исследования по данной проблеме показали, что много новых чувств возникает у дошкольников в связи с новыми условиями жизни. Как правило, это жизнь в группе детского сада, где между детьми складываются начальные формы коллективных отношений.

Включение в жизнь коллектива, выполнение серьезных поручений формирует у шести – семилетнего ребенка новое чувство – чувство долга, ответственности перед другими.

Сравнивая свои поступки с поступками сверстников, дети старшего дошкольного возраста получают основу для переживания новых чувств: гордости, неуверенности в себе, чувства превосходства, неловкости, стыда.

Таким образом, чтобы раскрыть особенности развития эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста, имеет смысл определить понятие «овладение языком чувств».

Г. Люблинская считает, что овладение особой лексикой, пополнение словаря понятиями, называющими состояния, эмоции, настроения его оттенки, переживания; это освоение большого запаса «волшебных слов», то есть вежливости, отражающих нашу доброжелательность, расположенность к окружающим, воспитанность; это умение слушать и слышать, понимать, что стоит за словами, а также читать «язык тела».

Из педагогических наблюдений известно, что основы овладения эмоциональным словарем закладывается в раннем детстве. Словарь эмоциональной лексики детей ограничен как их маленьким опытом, так и внутренними возможностями.

Одной из главных особенностей созданных ребенком эмоциональных слов является скрещивание двух разных корней. Вот примеры, заимствованные у К. И. Чуковского из книги «От двух до пяти».

- Идем покойночиться с папой и мамой.

(покой плюс ночь)

Многочисленные наблюдения показывают, что все явления внутренней жизни, по мнению ребенка, имеют и обратное направление: грустил – выгрустил, радовался – отрадовался, мама сердится, но быстро удобряется.

Как правило, своеобразное использование эмоциональных слов связано с особенностью употребления детских приставок: они никогда не срастаются с корнем.

- Ах, какой ты не невежа!

- Нет, папочка я вежа, вежа!

- Отстань, я тебя ненавижу.

- Я тебя тоже не очень навижу.

- Ненаглядная ты моя!

- Нет, я наглядная!

Таким образом, подводя итог, мы пришли к выводу, что одним из важных условий развития эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста является их эмоциональное развитие и эмоциональное осознание ребенком себя. Формирование словаря эмоциональной лексики происходит при непосредственном общении детей. Вне общения нет развития «языка чувств».
1.3. МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Проблема развития эмоциональной лексики у детей дошкольного возраста обсуждалась в литературе неоднократно. Изучение этой проблемы началось со второй половины 20 века. Между тем, изучение особенностей формирования лексических возможностей у детей старшего дошкольного возраста началось значительно раньше. Здесь необходимо уточнить, что дети 5 – 7 лет являются старшими дошкольниками. Следовательно, в методах, применяемых для развития эмоциональной лексики целесообразно использовать речевые игры и упражнения по следующим направлениям:

1.Овладение эмоциональной лексикой. Мы предлагаем использовать детскую художественную литературу для решения данной задачи.

Известно, что при использовании художественной литературы формы работы с детьми должны быть построены так, чтобы различные поступки описываемых персонажей способствовали адекватной ориентации детей в окружающей действительности, служили образцами в их собственном поведении, а также пополняли словарь детей эмоциональной лексики.

2.Пополнение словарного запаса «волшебными словами», то есть формулами вежливости, особыми словами и оборотами. Они не называют чувств, но выражают доброе, заботливое отношение.

3.Усвоение представлений о невербальных средствах выражения эмоций. На этом этапе целесообразнее предложить детям в импровизируемых ситуациях наглядно убедиться в том, что различные эмоции выражаются в конкретных позах, жестах, мимике, движениях. Ребенок должен осознать, что между чувствами и поведением существует связь.

В результате ознакомления с литературными источниками, описывающими развитие эмоциональной лексики у дошкольников, мы пришли к выводу, что общение детей – одно из условий развития эмоциональной лексики, поэтому наиболее эффективной формой организации детей является групповая работа.

Г.А.Урунтаева в своих исследованиях по данной теме указывала, что на развитие эмоциональной лексики существенное влияние оказывают все виды деятельности ребенка, но игра среди них занимает ведущее место, т.к. цель запомнить и припомнить при выполнении роли имеет для ребенка очень наглядный, конкретный смысл. Положительные эмоции вызывают у дошкольников живой интерес к поставленной перед ними задаче.

Таким образом, мы пришли к выводу, что развитие эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста целесообразно проводить с помощью метода преобразующего эксперимента.

Мы познакомились с исследованиями Н. В. Казюк, в своем исследовании она пыталась приблизиться к формированию у детей умения видеть и понимать чувства другого человека, способность не только поставить себя на место другого и переживать с ним его чувства, но и называть словами чужие и собственные переживания.

Для нашего экспериментального развития эмоциональной лексики детей старшего дошкольного возраста мы воспользовались методиками, предложенные Н. В. Казюк.


  1   2   3
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации