Конкурсная работа - методика педагогического обеспечения формирования профессионально значимых для боевой готовности психологических качеств воинов инженерных войск - файл n1.doc

Конкурсная работа - методика педагогического обеспечения формирования профессионально значимых для боевой готовности психологических качеств воинов инженерных войск
Скачать все файлы (350 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc350kb.19.02.2014 02:56скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5


ВОЕННО-ИНЖЕНЕРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ




Кафедра общенаучных дисциплин





КОНКУРСНАЯ РАБОТА




Тема: “МЕТОДИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ДЛЯ БОЕВОЙ ГОТОВНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ВОИНОВ ИНЖЕНЕРНЫХ ВОЙСК”
ДЕВИЗ: «ПРОФПРИГОДНОСТЬ»
Москва - 2000 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ




Введение


3

Глава первая. Основные профессионально значимые для боевой готовности качества личности военнослужащих: их сущность и содержание.

8

    1. Требования современного боя к морально-боевым качествам воинов.

8

    1. Сущность и содержание морально-боевых качеств воинов.

14

Глава вторая. Основные способы и приёмы педагогического обеспечения формирования профессионально значимых для боевой готовности психологических качеств воинов.

22

    1. Основные пути, средства и формы воспитания у воинов высоких морально-боевых качеств

22

    1. Характеристика основных приёмов воспитательной деятельности командиров.

31

    1. Модель воспитательной деятельности командира по формированию у военнослужащих высоких морально-боевых качеств.

45

Заключение

54

Приложения


57

Литература


69



Бесспорно, что боевая готовность воинской части инженерных войск, как и войск вообще обеспечивается людьми и требует соответствующей их психологической готовности к ратному труду, без которой остальные составляющие элементы становятся второстепенными.

Психологическое содержание боевой готовности личного состава связано с проблемами «психической готовности» и «психической устойчивости» (Схема приложение 2). Слагаемые боевой готовности определяются многими экономическими, военно-техническими, социально-политическими и морально-психологическими факторами. Действительность же такова, что многие факторы, оказывающие влияние на боевую готовность личного состава, имеют отрицательное содержание.

Продолжается, например, утрата и деформация таких ценностей, как воинский долг, честь, ответственность, добросовестное отношение к воинской службе, а также священных во все времена коллективистского начала, чувства войскового товарищества, патриотизма, любви к Отечеству. И, что самое опасное, армию вынуждены оставлять лучшие, самые жизнестойкие, активные, инициативные, грамотные, имеющие честь и достоинство офицеры.

На Всероссийском съезде психиатров и наркологов, состоявшемся в ноябре 1995 года в г. Москве был приведен такой факт: каждый третий военнослужащий по призыву увольняется из рядов армии с диагнозом психических расстройств. Возможно этот факт имеет место, а может быть это и сгущение красок, происходящее на волне антиармейских настроений.

Серьезные изменения претерпели показатели отклоняющегося поведения допризывной и армейской молодежи. Целенаправленное изучение данного вопроса в трех военных округах показало, что в настоящее время количество трудных военнослужащих во взводах колеблется от 30 до 70 %, в ротах - от 25 до 50 % от общего числа личного состава подразделений. Действия их стали мобильными по объектам посягательства, по времени и характеру совершения преступлений и проступков. Главными признаками этих действий являются групповой характер, организованность, национальная и религиозная окрашенность и одурманенность алкоголем и наркотиками, а так же токсикомания, рэкет, воровство и др.

В армии наблюдается все нарастающее количество фактов взяточничества и мошенничества, воровства и продажи имущества, рэкета, дезертирства военнослужащих, что существенно осложняет психолого-педагогическую атмосферу и здоровый образ жизни в воинских коллективах, усиливает антиармейские настроения в обществе. (1, с. 101)

Анализ боевых действий в локальных конфликтах в Таджикистане и Чечне, изучение положения дел в частях и соединениях ряда военных округов показали, что существующий в настоящее время уровень боевой готовности личного состава и его готовности к выполнению боевых задач не отвечают современным требованиям. Улучшить положение дел в войсках без активизации педагогического фактора не представляется возможным.

В связи с этим актуально возникает проблема активизации психолого-педагогического обеспечения боевой готовности личного состава.

Этот путь (метод) в разрешении кризисных ситуаций в истории нашего Отечества не нов. Его использовали и в русской и в советской армии. Например, в какой то мере, этой цели служило семикратное введение (и ликвидация) института комиссаров и политработников в истории советской армии. В настоящее время наступил 8-ой период. Офицеров, отвечающих за данный сектор работы в коллективах, назвали воспитателями, а функции их остались теми же. Но кто же тогда командиры? Ранее воспитателями и педагогами, «отцами» называли Суворова А.В, Кутузова М.И., Жукова Г.К. и др.

Интенсивно и с высокой эффективностью эта задача решается в западных армиях (приложение 3). Так, в последнее время американское командование придает большое значение проблемам выработки у военнослужащих психологической устойчивости и сохранению боевой готовности, расширению психологических и психофизиологических возможностей организма. Очевидно, что эту проблему решают педагоги высокого класса, обеспеченные необходимыми психолого-педагогическими знаниями, навыками умениями, вооруженные современнейшими средствами, передовыми педагогическими технологиями.

Известны, например, основные результаты ведения странами НАТО психологической войны в Персидском заливе. Но мало известен еще один поразительный факт: эффективность боевого применения самых современных систем оружия оказалась не выше 15-25%. И это при применении обычных средств вооруженной борьбы! (10, с. 70)

Кроме того, сегодня возможности воздействия на сознание, мораль, психику человека, личного состава Вооруженных Сил и инженерных частей и подразделений в том числе, а так же населения страны расширились. В последние полвека во многих странах мира ведутся интенсивные исследования в области психологии, психотроники, парапсихологии, психофизических феноменов, биоэнергетики, психоэнергетической безопасности и защиты и т.д. (приложение 4).

Этими проблемами занимаются сотни научных центров и лабораторий, в т.ч. военных. В США - это университеты Чикагский, Колумбийский, Дж. Кеннеди, Сент-Джона и др. В Калифорнии созданы институт ноэтических проблем (т.е. воспринимаемых только сознанием) и академия парапсихологии. В области психотроники работают десятки частных фирм США.

В настоящее время, в сложившихся неблагоприятных условиях жизнедеятельности войск, возникла необходимость обеспечения обороноспособности страны за счет качественных параметров. Появилась, в связи с этим, задача изучения относительно самостоятельного направления военно-педагогического процесса, непосредственно связанного с боевой готовностью. Это направление - психолого-педагогическое обеспечение боевой готовности личного состава. Оно является составной частью военно-педагогического процесса подготовки личного состава, включает в себя морально-психологическое обеспечения боевых действий, становится важнейшим элементом деятельности командира.

Целью психолого-педагогического обеспечения боевой готовности личного состава является создание психологических и нравственных условий для оптимального совершенствования и развития личности военнослужащего, способной эффективно, с полной самоотдачей вести современный бой. Совокупность проводимых мероприятий по достижению данных целей (с учетом должностного положения) составляет военно-педагогическую деятельность командиров подразделений.

Психолого-педагогическое обеспечение боевой готовности личного состава в воинских частях инженерных войск представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных воздействий (взаимодействий), направленных на совершенствование его профессиональной подготовленности. Формирование психологической устойчивости воина инженерных войск к условиям современного боя, поддержание на высоком уровне положительных психических состояний, что заключается не только в выборе содержания, методов, приемов, организационных форм военно-педагогической деятельности всех субъектов рассматриваемого процесса, но и её осуществления с учётом обратной связи. В создании необходимых организационно-педагогических условий, способствующих достижению максимально возможных результатов в данном виде обеспечения боевой деятельности воина сапера и инженерной части (подразделения) в целом. (5, с. 20)

Актуальность данной проблемы обусловлена также и тем, что, как показывает практика, знание командиром теоретических положений военной педагогики и психологии без представления механизма их реализации в повседневной деятельности не даёт должного воспитательного эффекта на военнослужащего любого рода и вида ВС, но на военного инженера, как находящегося под прессингом (психологическим давлением) внешних – особо опасных факторов в частности.

В этом случае часто воспитательная деятельность офицеров и сержантов сводится к дисциплинарной практике.

Поэтому в данной работе предлагается рассмотреть сущность, содержание методики психолого-педагогического обеспечения формирования профессионально значимых для боевой готовности психологических качеств воинов, а также условия, пути и способы разрешения данной проблемы.

Глава первая

1.1 Требования современного боя к морально-боевым качествам воинов

Моральный дух армии всегда занимал важное место в достижении победы в войне. Анализируя объективные и субъективные факторы, определяющие ход и исход вооружённой борьбы, Наполеон говорил, что «успех любого военного мероприятия на три четверти зависит от морального духа войск и лишь на одну четвертую от материальной обеспеченности армии» (12, с. 6)

Это положение убедительно подтверждалось в последующем. Особенно ярко высокий моральный дух нашей армии и народа проявился в годы Гражданской и Великой Отечественной войн.

Современная мировая война, если она будет развязана, предъявит более высокие требования к моральному фактору, к морально-боевым качествам войск (приложение 5). Это обусловлено характером самой войны, в которой будут применяться новейшие средства вооружённой борьбы, различные виды оружия и боевой техники (приложение 6).

Для завоевания победы в такой войне необходимо, чтобы каждый воин представлял собой крепчайший сплав морально-политической закалки, боевого мастерства, физической выносливости, мужества и героизма.

Широкое внедрение автоматики, кибернетики, опасность внезапного применения ядерного и высокоточного оружия усиливают в воинском труде функцию управления многочисленными механизмами, аппаратами, установками, которое, как правило, осуществляется коллективами экипажей, расчётов, смен. Воинский труд стал более интеллектуальным и более сложным: человек должен одновременно воспринимать и оценивать обширную информацию различных приборов, сигнализаторов.

В условиях применения современной боевой техники и оружия поддержание постоянной боевой готовности зависит от чётких и надёжных действий различных категорий военнослужащих (саперов, операторов, механиков водителей …). Их ответственная работа довольно монотонна, утомительна, она требует предельного внимания, умения сосредоточиться на главном и отвлечься от всего постороннего.

Возникает важная проблема преодоления двух отрицательных моментов: утомления во всех его проявлениях и, как принято говорить, технического уравнивания личного состава. Последнее заключается в том, что техника, а через нее и ход боевых действий предъявляет в основном одинаковые требования к каждому члену экипажа, расчёта, подразделения (единый ритм, единые скорости, нагрузки и т.д.), а тип нервной деятельности, психологические наклонности, моральные черты, склад мышления у людей различны.

В современном бою, характеризующемся исключительной динамичностью и напряженностью боевых действий, обоюдоострой борьбой за инициативу, войскам придётся часто и в кратчайшие сроки перенацеливать свои усилия, энергично маневрировать, наносить внезапные и сокрушительные удары по врагу, выходить из районов установки дистанционных средств минирования прямо на свои боевые порядки. В этих условиях готовность личного состава действовать решительно, умело и инициативно приобретает особое значение. Поэтому ныне, как никогда, исключительно важно формировать у воинов высокую боевую активность, инициативу, стремление, во что бы то ни стало выполнить приказ командира для одержания совместной победы над врагом.

Широкий размах боевых действий, выполнение задач в различных районах полосы обороны или наступления, длительные марши войск, необходимость переносить большие нагрузки требуют от личного состава высокой физической выносливости, натренированности. Приобрести эти качества можно лишь в результате напряжённого труда в мирное время, при эффективном использовании возможностей физической подготовки и спортивно-массовой работы.

Быстротечность боевых действий, резкие изменения обстановки предполагают строжайший учёт фактора времени, каждой минуты и секунды. Большое значение здесь приобретает гибкость мышления, которое должно быть подвижным, целеустремлённым и активным. Оно органически сочетается с твёрдой волей, решительностью, смелостью, самостоятельностью в оценке обстановки и принятии решения, анализе событий, явлений, различных данных.

В современной войне, особенно в её начальный период, значительная часть военнослужащих инженерных войск не будет иметь непосредственного соприкосновения с противником. В то же время угроза его воздействий может возникнуть в любом районе. Нахождение противника даже за тысячи километров не гарантирует безопасности, как было в прошлом. Всё это, так или иначе, сказывается на протекании психических процессов и состояний, усиливает эмоциональное, моральное напряжение.

В войне с применением ракетно-ядерного оружия повышается значение умелого рассредоточения войск, возрастает роль автономных действий частей, подразделений, экипажей, расчётов (9, с.124). Это приведёт к тому, что некоторые традиционные связи, так называемое чувство локтя, прямого контакта, потерпят определенные изменения и станут в большей мере опосредованными. В таких условиях не исключено появления чувства оторванности, неизвестности, обострённой тревоги. Воздействие ядерного оружия на психику людей возрастает прежде всего за счёт усиления угрозы для их жизни и непрерывности этой угрозы на поле боя. Даже после действия таких поражающих факторов, как ударная волна и световое излучение, остаётся угроза для жизни в виде радиоактивного заражения. У воинов могут возникать беспокойство, чувство тревожного ожидания, а в условиях реальной опасности - страх и даже паника. Огромного морального напряжения потребуют действия личного состава при преодолении зон радиоактивного заражения и ликвидации последствий ядерного нападения противника, одного из основных мероприятий выполняемых подразделениями инженерных войск.

Современное оружие и инженерные боеприпасы противника будут наносить не только материальный урон, но и оказывать огромное психологическое влияние на личный состав, вызывая у него сложные психические переживания. Важно быть готовым и к возможному использованию противником новых средств вооруженной борьбы, особенно минной. Их новизна, отсутствие у стороны, подвергшейся удару, опыта противодействия впервые применяемому оружию чреваты сильным воздействием на психику людей. На необходимость учёта психологического воздействия на войска новой боевой техники и оружия указывал ещё М.В. Фрунзе. «Надо считаться с тем фактом, - писал он, - что значение техники отнюдь не может определяться не только размерами материального урона, причиняемого техникой, орудиями истребления... Оно должно расцениваться путём прибавления к материальному урону того огромного психического урона, который причиняется применением новых, неизвестных нам средств. Размер этого психического урона не поддаётся учёту, и в известных условиях он может во много раз превышать материальный ущерб, который причиняется этими орудиями истребления». (11, с. 413)

Известно множество примеров огромного морального психологического воздействия новых средств борьбы. Об одном из них – о результатах первого использования гвардейских миномётов, прославленных ”катюш” в июле 1941 года Маршал Советского Союза А.И. Ерёменко вспоминал: «…. Во второй половине дня непривычный рёв реактивных мин потряс воздух. Как краснохвостые кометы метнулись мины вверх. Частые и мощные разрывы поразили слух и зрение сильным грохотом и ослепительным блеском. Эффект одновременного разрыва 320 мин в течение 10 секунд превзошёл все ожидания. Солдаты противника в панике бросились бежать. Попятились назад и наши солдаты, находившиеся на переднем крае вблизи разрывов …» (6, с. 368)

В условиях современной войны подобный морально-психологический эффект может проявиться значительно разнообразнее и острее. Применение принципиально нового оружия застаёт сознание воина, особенно его эмоционально-чувственный уровень, как бы врасплох. И даже если новое отразится в нём более или менее точно, то обратный ответ сознания не всегда будет верным, так как необходимых знаний может и не оказаться. Информационный вакуум, если он возникнет в отношении обстановки, хода вооружённой борьбы, противник непременно станет использовать для дезинформации, создания у другой воюющей стороны ощущения обреченности и гибели, избежать которой можно, как будет советовать враг, лишь прекратив борьбу. Именно так предписывает дезинформировать противника американское «Наставление по ведению психологических операций»: «… дезинформация может стать решающим оружием интеллектуального действия, неотвратимой агрессией против человеческого разума».

Особое морально-психологическое на войска окажет сама картина боя. Воины могут явиться очевидцами массовых людских потерь, гигантских разрушений и пожаров, будут ощущать крайне резкое световое и звуковое воздействие, сильные перепады давления и т.п. они попадут в совершенно непривычные условия, которые способны изменять проявление моральных качеств, воли, мышления и памяти людей. Поэтому важно своевременно наиболее полно предвидеть морально-психологические последствия воздействия оружия противника и принимать все меры к их ослаблению.

В современной войне личный состав будет подвержен опасности неизмеримо большей, чем в прошлом. Длительное нахождение в состоянии морально-психологического напряжения способно привести к моральному утомлению. Усилится процесс торможения, у отдельных воинов могут проявиться отрицательные эмоции, непроизвольные реакции. Такие люди перестают трезво оценивать обстановку, весь мир для них ограничивается собственным представлением, искажённым испугом. Чувство страха может усилиться недостаточной военно-технической подготовкой. В угнетённом морально-психологическом состоянии резко ухудшается внимание, ослабевает память, человек может допускать ошибки. Даже единичные случаи потери воином контроля над собой чреваты серьёзными последствиями

В таких условиях высокая сознательность, прочные морально-боевые качества воина обеспечат устойчивость психики, позволят ему направлять свои усилия на чёткое выполнение поставленных задач, преодолевать отрицательное воздействие поражающих факторов современного оружия.

Психологическое воздействие современного оружия на личный состав противник будет стремиться усилить средствами «психологической войны». В армиях вероятного противника сейчас уделяется большое внимание разработке специальных средств и способов воздействия в ходе боевых действий на сознание, чувства и волю военнослужащих с целью снижения их боевой активности, подавлению воли к сопротивлению и достижению победы. Российские воины должны быть готовы противостоять этим средствам борьбы, обладать моральной стойкостью.

Возрастание требований к морально-боевым качествам воинов обусловливается также характером современной боевой техники и оружия, особенностями их применения в бою. В процессе боевого применения вооружения и техники, их обслуживания личному составу придётся действовать исключительно быстро и точно, на пределе своих психических и физических возможностей, в условиях дефицита времени и информации. Всё это требует от воинов исключительной собранности, внимательности, дисциплинированности, самообладания, способности быстро реагировать на изменения обстановки и находить правильные решения при её усложнении.

Повышает роль морально-боевых качеств и коллективный характер применения современной техники и оружия, возрастание значения индивидуальных действий в выполнении боевых задач коллективом в целом. Групповое оружие требует от воинов знать не только свою специальность, но и общее устройство обслуживаемой техники, специфику действий всего коллектива. Успех выполнения боевой задачи зависит от слаженности экипажей и расчётов, от чёткого выполнения обязанностей каждым их членом, его способности заменить товарища, прийти к нему на помощь. Неточность в действиях, растерянность хотя бы одного из номеров боевого расчёта, экипажа может свести на нет усилия всего коллектива, осложнить, а то и сорвать выполнение боевой задачи.

Предъявляя высокие требования к морально-боевым качествам воинов, современный бой в то же время обусловливает необходимость дальнейшего совершенствования процесса обучения и воспитания военнослужащих инженерных войск, внедрения в него всего нового, передового, характерного для современного этапа развития наших Вооружённых Сил.
1.2. Сущность и содержание морально-боевых качеств военнослужащих.

Морально-боевые качества, определяющие личность военнослужащего, его поведение в мирное время и в боевой обстановке, можно условно разделить на четыре основные группы:

Все они взаимосвязаны и дополняют друг друга. Вместе с тем каждая группа качеств имеет свои характерные особенности (приложение 7).

Морально-политические качества определяют морально-политическую направленность личности, нравственные черты характера воина, т.е. его мировоззрение, идеалы, общественно-полезные интересы, морально-политические чувства - чувства долга, патриотизма, интернационализма, личной ответственности за защиту своего Отечества, чувства чести, коллективизма, взаимопомощи и т.п.

Профессионально-боевые качества отражают уровень подготовленности воинов к успешному ведению современного боя, умелому использованию боевой техники и оружия. Иначе говоря, эта группа качеств предполагает формирование у личного состава высокого воинского мастерства, боевой выучки, приобретению глубоких знаний техники и оружия, развитие тактического и технического мышления, воспитание боевой активности, боевого порыва, дисциплинированности, гордости и любви к своей профессии, военному делу, боевой технике и оружию.

Психологические качества определяют психологическую подготовленность военнослужащих к боевым действиям в условиях современной войны. Развитие психологических качеств способствует созданию положительных субъективных предпосылок и ус-

ловий для максимально полного проявления профессионально-боевых и физических качеств воинов, то есть их знаний, навыков и умений в различных, самых сложных условиях современного боя.

Эту группу качеств составляют: развитость восприятия, внимания, мышления, памяти, речи, быстроты и точности реакций, эмоционально-волевая устойчивость. В свою очередь формирование высокой эмоционально-волевой устойчивости предполагает воспитание у воинов мужества, стойкости, самообладания, решительности, готовности к самопожертвованию, инициативности, целеустремлённости и т.д.

Физические качества характеризуют уровень физического развития, натренированности воинов, их способность переносить большие физические нагрузки, которые могут возникнуть в условиях современной войны.

Как уже отмечалось, все морально-боевые качества проявляются в деятельности воинов взаимосвязано, дополняя друг друга. Так, высокая сознательность, стремление образцово выполнять свой воинский долг, настойчивость, активность в учёбе и т.д. помогают воинам в совершенстве овладеть оружием и боевой техникой, выработать твёрдые навыки и умения применять соответствующие приборы и механизмы, углублять свои знания в области тактики современного боя, успешно решать любые боевые задачи.

С другой стороны, чем лучше воин освоил боевую технику и оружие, способы их эффективного использования, тем смелее, решительнее, настойчивее и увереннее он действует, тем меньше на его поведение влияют отрицательные факторы боевой обстановки. Глубокие знания техники и её возможностей, уверенность в ней усиливают смелость, стойкость, самообладание, активность воинов в бою. И наоборот, недостаточное овладение боевой техникой даже в сравнительно простых ситуациях порождает неуверенность в действиях и растерянность, которые в свою очередь приводят к тому, что даже смелый человек теряет выдержку и совершает ошибки.

Морально-боевые качества по своей структуре представляют собой сложный сплав идеологического, профессионально-боевого, психологического и биологического компонентов, которые находятся в диалектической взаимосвязи и взаимопроникновении. Поэтому ни один из них не может рассматриваться изолированно друг от друга. Недооценка хотя бы одного из этих компонентов в учебно-воспитательной работе может привести к разрыву в цепи целостной структуры и, следовательно, к снижению эффективности формирования этих качеств.

В структуре морально-боевых качеств ведущая роль принадлежит идеологическому компоненту, который определяет направленность и содержание других компонентов. Основу его составляют сознательность и убеждённость воинов.

Убеждённость - определяющая черта личности воина, в которой воплощается активная сила всех элементов сознания. Она придаёт деятельности воина целеустремлённость, рождает уверенность в своих силах и готовность преодолеть любые трудности на пути к достижению общественно значимой цели. В.И. Ленин подчёркивал, что убеждённые люди ” с беззаветной отвагой борются против всего, что стоит им поперек пути”.

Определяя направленность сознания, убеждённость выступает решающей побуждающей силой всех действий и поступков воина, формирования высоких морально-боевых качеств.

Идеи и взгляды воина, ставшие его личными убеждениями, усиливают психологический компонент, более того, они определяют содержание всего психического склада личности, и прежде всего её направленности. Идейные и нравственные убеждения выступают в качестве важнейшего регулятора потребностей человека, оказывая определяющее влияние на их содержание, широту и направленность.

Убеждения также определяют содержание интересов человека. Когда его деятельность побуждается общественно значимой идеей, то его интересы, как правило, многообразны и имеют общественную направленность. Отсутствие такой идеи порождает эгоизм и крайнюю ограниченность интересов.

На основе идейных и нравственных убеждений формируется идеал человека.

Идейные и нравственные убеждения оказывают воздействие и на формирование чувств и волевых качеств. Высокие морально-политические чувства - патриотизм, трудолюбие и другие, а также такие волевые качества, как целеустремлённость, дисциплинированность, мужество, настойчивость и т.д., формируются под влиянием соответствующих мировоззрения и убеждений. Например, под воздействием мировоззрения дисциплинированность как морально-боевое качество воина приобретает глубокую осознанность, направленность, активность и действенность, свидетельствует о готовности воина успешно решать задачи в боевых условиях.

Идеи, взгляды и убеждения человека оказывают существенное влияние и на унаследованные качества, нейтрализуя нежелательные проявления врождённых предрасположений или даже изменяя их путём воспитания и самовоспитания.

Воин, для которого идея защиты Отечества стала личным убеждением, способен отстаивать эту идею при любых жизненных обстоятельствах. Сознание правоты и справедливости дела, которым он занимается, придаёт ему уверенность в своих силах, в успехе, помогает ему преодолевать любые трудности боевой обстановки.

Профессионально-боевой компонент морально-боевых качеств военнослужащих в основном связан с обучением, с боевой подготовкой. Безусловно, немалую роль в формировании этой группы морально-боевых качеств играет и воспитание, особенно в привитии воинам дисциплинированности, любви к боевой технике и оружию, стремления в совершенстве овладеть военным делом и т.п.

Важное значение в структуре морально-боевых качеств принадлежит психологическому компоненту, который включает в себя многообразный мир психических явлений, и прежде всего те психические свойства личности, которые обусловливают общественно значимое поведение и деятельность человека.

Формирование психики человека протекает как бы в виде последовательного перехода от психических процессов к психическим состояниям и последующему превращению психических состояний в психические свойства личности. Основной путь превращения психических процессов и состояний в свойства личности – это закрепление их через создание определённых ситуаций, в которых осуществляется деятельность человека. В процессе любой деятельности может быть создана обстановка, приводящая к возникновению у личности строго определённых свойств. Сначала человек переживает соответствующие временные состояния, при неоднократном повторении сходной ситуации последние переходят в устойчивое свойство личности. Причём необходимо чтобы человек осознал жизненную необходимость и смысл сообщаемых ему знаний, а сама деятельность совершается им сознательно.

Способность действовать так или иначе в соответствующих условиях формируется у человека в течение всей его жизни. На основе жизненного опыта он, к примеру, убеждается в необходимости либо бороться, преодолевать трудности, либо (человек слабый) уходить, прятаться от них. В соответствии с этим опытом он незаметно для себя вырабатывает твёрдые принципы поведения.

Процесс усвоения личным составом Вооружённых Сил военного, общественно-исторического опыта является одновременно процессом формирования у него специфических воинских способностей необходимых для успешных боевых действий. Другими словами, боевые качества воина, его морально-психологическая готовность к войне не в его природных задатках, а взяты им из окружающего мира. Только в результате процесса воспитания, обучения военному делу он приобретает подлинно боевые свойства и способности. В этом процессе ведущую роль играют командиры, которые являются не только начальниками личного состава, но и его воспитателями.

Управлять своим поведением воин может научиться тогда, когда для этого будут созданы соответствующие конкретные материальные, социальные и учебные предпосылки. По мере появления этих объективных предпосылок военнослужащий становится всё более и более хозяином своего поведения. И главную роль в этом процессе играет воспитание и приобретаемый им опыт. Человек становится смелым или трусливым, способным или неспособным выдержать напряжение боя не фатально. Сейчас уже ясно, например, что страх, переживаемый воином в реально не опасной ситуации, является следствием того, что он не научился правильно подходить к оценке обстановки. Отсюда следует, что решение проблемы того же страха надо искать в процессах обучения и организации практической деятельности воина. Путь к всё более безошибочному решению проблемы поведения воина в опасной ситуации лежит через изучение того, как формируются те или иные свойства, образования психики, в каких ситуациях, какими методами и приёмами они воспитываются и т.д. Знание всего этого даёт в руки командира, осуществляющего обучение и воспитание воина, надёжное оружие по формированию у него необходимых качеств.

Особое значение в деятельности, в поведении людей имеет система мотивов и задач, которые ставит себе человек. Мотивы представляют собой основные побудительные силы, которые характеризует не только то, что делает или как поступает воин, но и то, ради чего он делает или поступает так, а не иначе. Мотивы могут быть общественно значимыми (широкими) и частными (узкими). Например, если добросовестное отношение воина к своим служебным обязанностям основывается на чувстве долга и личной ответственности за защиту своей Родины, то все его действия и поступки будут исходить из интересов общества, побуждаться общественно значимыми мотивами.

Если же отношение воина к своим обязанностям определяется личными интересами, т.е. побуждается частными мотивами, то его действия и поступки будут во многом определяться конкретно сложившейся обстановкой. Так на виду, у командиров и товарищей по службе он будет стараться выполнять требования воинского порядка и дисциплины, а когда окажется один, то может и нарушить их.

Следовательно, главенствующая роль в регулировании деятельности и поведения воина принадлежит общественно значимым мотивам, которые придают самой деятельности идейный смысл, глубокое осознание ее цели и задач. Поэтому в воспитании у воинов морально-боевых качеств необходимо формировать у них устойчивые общественно значимые мотивы, проявляющиеся в высокой сознательности, глубоком понимании своего долга и ответственности за защиту интересов Родины.

В воспитании воинов важно учитывать и то, что на формирование морально-боевых качеств определенное влияние оказывают и некоторые унаследованные качества человека (биологический компонент). Так, свойства темперамента, базирующиеся на унаследованной основе того или иного типа нервной системы, оказывают существенное влияние на проявление морально-боевых качеств, придавая им определенную эмоциональную окраску.

От особенностей нервной системы зависит также быстрота формирования и закрепления тех или иных качеств. При всех равных условиях решительность быстрее воспитывается и закрепляется у сангвиника и холерика, чем у флегматика и меланхолика, в то время как самообладание быстрее формируется у флегматика и сангвиника, чем у холерика.

Говоря о влиянии биологического компонента на воспитание у воинов морально-боевых качеств, не следует, однако, преувеличивать его значений. Во-первых, важно иметь в виду, что унаследованные особенности нервной системы не являются неизменными. Они развиваются и изменяются под влиянием условий деятельности и целенаправленных воспитательных воздействий. Следовательно, формирование и закрепление тех или иных морально-боевых качеств будут оказывать благотворное влияние на изменение унаследованных качеств человека. Во-вторых, нельзя забывать, что врожденные особенности нервной системы и организма характеризуют лишь динамическую сторону деятельности, поведения воина, содержательная же сторона определяется идейными и нравственными убеждениями воина, с помощью которых он может сдерживать отрицательные унаследованные качества, не допуская их проявления.

Таким образом, формирование морально-боевых качеств воинов ведущая роль принадлежит идеологическому компоненту, который определяет сознательность и убежденность воинов и является главным регулятором их поведения и деятельности. Не маловажное значение имеют и другие компоненты, обеспечивающие всестороннюю подготовку личного состава к успешному ведению боевых действий в современной войне.

  1   2   3   4   5
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации