Политология - файл n1.docx

Политология
Скачать все файлы (36.7 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.docx37kb.19.02.2014 00:51скачать

n1.docx

История политической мысли: Западная традиция

Вопросы:

  1. Политические взгляды мыслители дневного мира и периода средневековья.

  2. Политическая мысль эпохи возрождения, и нового времени.

С возникновением политики как социальное явление сразу предпринимаются попытки теоретического осмысления ее природы.

В период древнего мира доминирующей формой ворожения мыслей о природе политической власти, государственности была религиозно мифологическая.

Средневековье:

Средневековые мыслители Августин Аврели, Фома Аквинский, выражали свои взгляды в теологической форме.

Если Августин Аврелий считал что церковь и государство во многом антагонисты, то Фома Аквинский полагал что эти два органа могут сосуществовать друг с другом если разделят полномочие.

Вопрос №2

В эпоху возрождения появляются мыслители принципиально меняющие подходы к пониманию предназначения «Политолога»

Макеавали считал что специалист в политике должен снабжать действуюшию власть

Практическими рекомендациями, ряд которых он сформулировал в своих трудах «Государь»

Государь если ты чувствуешь что в твоей стране участие населения дозревает социальное недовольство брожение, переключить с проблем в внутренних на проблему внешнею…..

Макевиализм – политика основанная на культи силы не основанная на культи марали.

Термином Макеавеаллизм в последствии стали называть политику основанную на культе силы, принебрижение нормами марали. При этом из трудов данного мыслителя можно заключить что использовать любые средства, он считал необходимым в целях сохранения и упрочнения государство, а не прирешение любого политического вопроса.

В 16 веке Жан Баден начал разработку теории государственного приоритета.

Мыслители Нового Времени практиковали гражданскую и социальные концепции политических взглядов.

В частности Томас Гопс и Джон Логг разработали теорию общественного договора при создании государство. В тоже время и в развитии данной тории начинается развитие теории о разделении властей.

Логг и Шарль Луи Монтеске разработали теорию разделения властей..

В 1949 году при ЮНЕСКО была образованна международная организация наук

Политика как общественное явление

Вопросы:

  1. Политика: определение структура , формы?

  2. Функции политики. Политическая социализация личности?

Политика – это многообразный мир отношений, деятельности, поведение, ориентации и коммуникационных связей между социальными субъектами по поводу власти и управления обществом.

Термин политика может использоваться для обозначения сферы деятельности, а так же для определения стратегии, базового направления данной деятельности ( Политика президента).

Термин политика впервые использовал Аристотель в трактате о государстве «Политика».

Основными «действующими лицами» политики (источниками целенаправленной политической деятельности) являются ее субъекты.

Субъект в политики – источник предметной политической деятельностью направленной на объект политики.

К субъектам политики относятся:

  1. Индивиды ( рядовые и политические лидеры).

  2. Социальные группы (Народы, гражданское общество, конфессиональные и демографические группы).

  3. Политические институты ( Государство, Парламент, Политические партии).

Первичным субъектом политики, ее «Атомом» является индивид. (личность). Всякий индивид является потенциальным субъектом политики , но не каждый становиться таковым реально. Что бы им стать человек должен определить свое деятельное отношение к миру политики, выработать свою позицию приобрести политические знания. С дугой стороны принципиально важны юридические основы и гарантии свободной политической деятельности.

Выделяют следующие формы политики:

  1. По сферам жизни общества различают политику экономическую, культурную, научно техническую, военную и тд.

  2. В зависимости от того кто проводит политику ( Тесть по субъектам политики) политика государства, политическая паря, профсоюз.

  3. В зависимости от направлений и масштабов политики ее делят на внутринию и внешнею.

Структуру политики смотри Учебник и методичка стр. 12.

Вопрос №2 Функция политики.

Базовыми функциями политики выступают:

  1. Ворожение властно значимых интересов различных групп и слоев общества.

  2. Управление и руководство общественными процессами.

  3. Рационализация возникающих противоречий и конфликтов общества , направление их в русло цивилизованного диалога власти и общества.

Политика представляет собой среду в которой происходят политическая социализация личности.

Политическая социализация – это процесс приобщения индивида к политической сфере общества. На стадии первичной социализации( 4-5л) человек усваивает уже имеющиеся политические взгляды, образцы политического поведении я нормы политической культуры.

Тема №5 «Политическая власть и ее легитимность».

Вопросы:

  1. Уровни , понятия, ресурсы, особенности политической власти.

  2. Типология легитимности власти по Максу Веберу.

Вопрос№1:

Политологи выделяют несколько уровней политической власти:

1)Микро уровень (Муниципальная власть).

2)Мезо уровень (Власть на уровне субъекта федерации).

3) Макро уровень (Власть на государственном уровне).

4) Мага уровень (Международные организации, наделенные властными полномочиями ООН).

Власть – это способность и возможность осуществлять свою волю, воздействовать на поведение других людей посредствам авторитета, принуждения, силы и тп.

Власть – это взаимодействие субъекта и объекта при котором субъект с помощью определенных средств при котором субъект контролирует объект.

Основными структурными элементами власти выступает, субъект, объект и ресурсы власти ( все те средства использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта.

Выделяют следующие виды ресурсов власти:

1)Экономические ресурсы

2) Социальные ресурсы ( Способность субъекта власти менять социальный статус объекта, например путем перемещения его по служебной лестнице)

3)Информационные ресурсы ( Способность субъекта получать и распространять необходимую информацию)

4)Силовые ресурсы (сотрудники силовых ведомств и их материально техническое обеспечение)

Политическая власть характеризуется рядом признак.

  1. Легитимностью в использование силы в пределах государства

  2. Верховенство обязательностью решений для всякой иной власти.

  3. Публичность ( всеобщностью и безличностью, что значит обращение ко всем гражданам от имени всего общества с помощью права «закона»

  4. Многообразием ресурсов

Вопрос№2 легитимность власти

Легальность –это термин носящий чисто юридический , этический нейтральный характер, термин легитимность имеет оценочный характер и означат принятия население власти ,признание им ее мавр управлять и согласия подчиниться.

Легитимность – термин который подчеркивает и говорит о доверии общество к власти и о его признании

Социолог Макс Вебер разработал типологию , выделив три типа Традиционную, Харизматическую и Рационально-лигальная(правовая) легитимность власти.

  1. Традиционная легитимность – основан на вере в непоколебимость издавна существующих порядков и подкрепляется отдельными религиозными установками характерен для монархии.

  2. Харизматический тип – базируется на вере в исключительные качества вождя основанный на вере.

  3. Рационально правовой тип легитимности – основывается на том что власть сформирована по демократической процедуре и выражает общественные интересы для подобной легитимности характерно доверие общество к устройству государства, а не к вождю.

Политическая система общества и политический процесс.

Вопросы:

  1. Создание теории политической системы.

  2. Структура и функции политической системы.

  3. Виды политических процессов.

Понятие системы на рассмотрения общества перенес Парсонс представлявший общество как взаимодействия 4х подсистем .

  1. Экономической

  2. Политической

  3. Социальной

  4. Духовной

Основателем системного подхода в политической науке принято считать американского политолога Д.И Истона который считал что политическая система представляет собой механизм формирования и функционирования власти в обществе по поду распределения ресурсов и ценностей.

Несколько иной подход к пониманию политической системы предложил другой американец Алмонд который ввел в политологию структурно функциональный подход как разновидность системного подхода.

Анализ Алмонда предполагал переход от изучения формальных институтов власти к рассмотрению конкретных проявлений политического поведения.. исходя из этого он определил политическую систему как совокупность ролей осуществляемых не толькческоо правительственными институтами, но и всеми структурами общества по политическим вопросам .

Политическая система – это целостная упорядоченная и политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества подчиненных кодексу социальных идеологических культурных норм, а так же подчиненных историческим традициям данного общества.

Вопрос№2

Структура и функция политической системы.

Ядро политической системы составляет политическая власть.

Подсистемы политической системы


Функциональная подсистема:

Средства и способы реализации власти

Культурная подсистема:

  1. Политическая культура

  2. 2) Политическое сознание

Институциональная

Подсистема: 1)Государство

2)Партии

3)Прав союзы



Информационно коммуникативная подсистема:

  1. СМИ



Нормативная подсистема:

1)Политико-правовые нормы и акты закона (Конституция, Законы о поит партиях и выборах



Реагирования

Адаптации

Политическая социализация




Политическая система



Регуляции

Дистрибьютивная

(распределение)

Экстракционная

(извлечение ресурсов)



Функция адаптации может осущиствлятся с помощью политического рекрутирования подготовки и отбору субъектов власти

Функция регуляции заключается в разработке правил поведений в обществе по средствам принятия законодательных актах

Политический процесс – это совокупная деятельность субъектов политических отношений по формированию, функционированию и изменению политической системы общества л

Политические процессы можно классифицировать по сфере действия, продолжительности публичности протикания, и устойчивости.

Государство в политической системы общества

Вопрос №2

Понятие правового государства?

Государство- это форма организации политической власти, обладающие суверенитетом и управления обществом на основе права с помощью специального механизма.

У мыслителей длительное время доминировали этатизсские взгляды на сущность и значение государства.

Этатизм – это воззрение согласно которым государство рассматривается как высший результат и цель развития общества.

До недавнего времени в отечественном государство ведении доминировал классовый подход к сущности государства в соответствии с ним государство понималось как организация диктатуры экономически господствующего класса над другим классом.

Сегодня преобладает обще социальный подход к сущности государства, базируйшийся на следующем положения (постулате) поскольку государственная власть обеспечивает управляемость всей общественной системы, способствует ее самосохранению, то в подобной власти оказываются объективно заинтересованы все субъекты общественной жизни. Несмотря на то что их частные интересами государство.

Основные признаки государства:

  1. Суверенитет .

  2. Осуществление власти по территориальному признаку.

  3. Особая организация публичной страны.

В зависимости от продолжительности действия функции государства классифицируются на постоянные ( экономическая функция ) и временные (прекращают свои действия с ращением определенной задачей как правило имеющий чрезвычайный характер.

К внутренним функциям современного государство относятся:

  1. Экономическая – заключается в выработки и координации основных направлений экономической политике в устойчивом режиме .

  2. Функция налога обложения

  3. Экологическая функция – выражается в разработке природоохранного законодательства с помощью чего государство устанавливает правой режим природопользования.

К внешним функциям государства относятся

Функция содействия обеспечению международного мира.

Функция сотрудничества с другими государствами.

Вопрос №2

Правовое государство это такая форма организации и деятельности государственной власти при которой имеет место максимальная политика юридическая защищенность законных интересов чести и достоинство личности существует наиболее возможное обеспечение прав и свобод личности.

Основной принцип правового государства верховенство закона.

Правовое государство должно иметь следующиледовательное связование е основы.

  1. Экономическая – производственные отношения базирующиеся на различных формах собственности. (арендная частная, кооперативная, и рд) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически.

  2. Социальную основу составляет

Составляют саморегулирующие гражданское общество?

Нравственная основа образовывает общечеловеческие принципы гуманизма, справедливости, равенство и свободу личности.

Конкретно это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости правосудия защите прав меньшинства.

В правовом государстве должно соблюдаться последовательное связывание политической власти, посредством права режимом правового обеспечения.

Политические партии, партийные системы, и общественно политические движения.

Вопросы:

  1. История и возникновение политических партий.

  2. Классификация политических партий и партийных систем.

  3. Правовые основы деятельности политических партий в современной России.

Вопрос №1.

Слова партия происходит от латинского «часть»

Основные этапы формирования партии:

  1. 16-17в В это время партии – это аристократические группировки объединяющие немногочисленных представителей политической эллины. Появления партии в это время отражало зарождение политических систем ране буржуазных государств западной Европы, борьбу между аристократами и буржуа.

  2. 18-19 первая половина. Партии – это политические клубы, агентированные на привлечения к активной политической деятельности людей, пользующихся влиянием не только в политике, но и в других важных сферах общественной жизни.

  3. Вторая половина 19 – 20 века. Появляются партии современного типа с наличием развитой организационной структуры, идеологической доктрины и других атрибутов. Первая политическая партия такого типа была создана в Англии и называлась «Либеральная партия» 1877г.

В России первой организацией называвшей себя первой политической партии была «Народная воля». Первой действительной политической партией была образована в 1898 год «РСДРП». После выхода императорского манифеста 17 октября 1905г в России сформировалась первая многопартийность.

Вопрос №2

Политическая партия – это добровольный союз граждан связанных единой идеологией и выражающих интересы определенных социальных групп


Классификация политических партий
Стремящийся к обладанию политической власти.


Политический «Темперамент»

Участие в политической власти

Идеологическая направленность

Отношение к социальной действительностью



Либеральные Консервативные

Левые

Центриские

Правые

  1. Легальные

  2. Не легальная

Аппозиционная

Правящая

Конфессиональные Монархические Националистические

Коммунистические

Социаль димакратические партии

Консервативные

Либеральные

Революционные



Партийная система – совокупность политических партий правящих и оппозиционных осуществляющих борьбу за власть составляют партийную систему. Выделают однопартийную систему «Китай» двухпартийную систему. Многопартийная система – выделяют системы с партийным плюрализмом « Современная Финляндия.

Многопартийная система с одной доминирующей партией. В июле 2001 был принят федеральный закон « О политических партиях», установивших, что политическая партия обязана иметь минимум 10т членов так же она должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов РФ численность регионального отделения не менее 100 человек. В конце 2004 года данный количественный показатель были увеличены в 5 раз, а в 2010 году немного уменьшены в настоящее время по закону о партиях минимальная численность партии 45т членов, она должна была иметь регионально отделение не менее чем 42субьектов федерации количество членов каждого регионального отделения не менее 450 человек.

Политическое участие – действия, предпринимаемые членами социально-политической общности на индивидуальной или групповой основе с целью оказать влияние на процесс формулировки или принятия политических решений, осуществление государственной политики или выбор политических деятелей на любом уровне власти – местном, региональном, общенациональном

По степени политического участия можно выделить сделующии группы

  1. Аполитические группы – не участвуют ругих политических движениях

  2. Голосование на выборах

  3. Участие в деятельности ПП, и других полит движениях

Политики выделяют автономное и мобилизовоное политическое участие.

Под мобилизовоным политическим участием понимается вынужденное действие граждан в политической сфере.

Политическое участие может осущиствляться в регламинтированных законах формах ( конвенциально). Выделяют и неконвинцыыальное политическое участие, в части ----- Протестсы против действий режима последствий.

Лидер – (ведуший) потилическй политический лидер – это глава, руководитель или просто авторитетный член той или иной группы, организации или всего общества, который согласовывает, объединяет и направляет действия людей. Политический лидер – это человек, который наиболее полно отражает и защищает интересы народа или определенной социальной группы, обладает совокупностью качеств, необходимых политическому деятелю

М.Вебер выделял следующии типы лидерства.

1) Традиционный

2) Харизматический

3) Религиозно-правовой

Политический режим – это система способов и методов осуществления власти.

Проблема политического лидерства имеет богатейшую историю исследования. В современной политической науке существует множество подходов к пониманию сущности лидерства. Приведем наиболее распространенные подходы.

Теория черт рассматривает лидерство как чисто социально-психологический феномен. Лидер – человек, обладающий особой совокупностью черт: интеллект, характер, организаторские способности, коммуникабельность, тактичность, чувство юмора, умение привлекать к себе внимание.

Ситуационный подход: лидерство зависит от конкретной ситуации.

Функционализм. Лидерство – это такое положение в обществе, которое характеризуется способностью одной личности направлять и организовывать коллективное поведение всех его членов. Лидер берет на себя ряд важнейших функций в обществе: управление, регулирование, контроль политических отношений

Теория определяющей роли последователей. Лидер всегда имеет последователей, выдвижение лидера зависит от поддержки группы. Лидер – это инструмент в руках группы.

Компенсаторная теория рассматривает проблему лидерства на основе психоанализа, стремление к лидерству представляется как стремление компенсировать свою личную неполноценность в какой-то области: психической, физической, моральной и т.д.

Для отечественной политической науки характерен несколько иной подход к проблеме политического лидерства. Лидер (англ. "ведущий") – авторитетный член организации или малой группы.

Функции политического лидера.

1. Функция оценки. Дается своевременный всесторонний анализ ситуации.

2. Мобилизующая. Стремление получить массовую поддержку в осуществлении планов.

3. Лидер принимает решения.

Классическим примером типологии лидерства является разработка немецкого социолога М. Вебера, который выделяет 3 типа лидерства.

Традиционное лидерство основано на вере в святость традиций и обычаев. Авторитет лидера традиционен и часто передается по наследству. Характерно для развития личности в докапиталистическую эпоху.

Рационально-легальное лидерство основано на вере в законность существующего порядка, его разумность. При данном типе лидер становится лидером-бюрократом, выполняющим определенные функции в системе государственного управления. Человек становится лидером через всенародные выборы.

Харизматическое лидерство основано на вере в сверхъестественные способности вождя, его одаренность, уникальность. Создается культ личности. Харизма – боговдохновенность, божественный дар. Харизматическое лидерство возникает в кризисные периоды развития общества, а затем трансформируется в одну из двух других форм.

Существуют и другие типологии лидерства. Херман выделяет 4 типа.

Лидер-знаменосец, который имеет собственное видение реальности, выдвигает собственную программу деятельности.

Лидер-служитель, который выражает интересы своих приверженцев и действует от их имени.

Лидер-торговец, для которого важна его способность убеждать.

Лидер-пожарный, который быстро и своевременно откликается на острые проблемы. Человек, который улавливает потребности насущного момента и за счет этого занимает ведущее положение.

Можно классифицирровать лидерство с точки зрения механизма власти или роли лидера в преобразовании общества. Такер (политолог) выделяет 3 типа.

Лидер-консерватор выступает против изменений, тормозит развитие, ссылаясь на традиции.

Лидер-реформатор верит в существующие общественные идеалы, видит противоречие между ними и практикой и призывает людей изменить поведение.

Лидер-революционер отвергает не только стереотипы, но и сами идеалы, утверждаемые в обществе. Осуществляет изменение социально-политического строя.

По степени институциональности лидерство разделяют на формальное и неформальное. Самой крайней формой проявления лидерства является культ личности. Лидерство связано со стремлением к власти.

Стили политического лидерства

Авторитарный. Лидер единолично определяет и формирует цели группы и способы ее достижения.

Демократический. Высказываются предложения, которые обсуждаются, дискутируются и принимается решение.

Невмешательский
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации