Конспект группового занятия с заикающимися старшими школьниками Стихи А.С. Пушкина - файл n1.docx
Конспект группового занятия с заикающимися старшими школьниками Стихи А.С. ПушкинаДоступные файлы (1):
n1.docx
Конспект группового логопедического занятия с заикающимися старшими школьниками Этап: основной.
Тема: «Стихи А.С. Пушкина» Цель: воспитание речи без запинок на этапе автоматизированной речи.
Задачи:
1) расслабление мышц верхних конечностей, грудной мускулатуры, брюшного пресса с помощью аутогенной тренировки.
2) закрепление навыка диафрагмального дыхания.
3) совершенствование умения длительного речевого выдоха на согласных звуках.
4) совершенствование умения плавной речи на материале счетных упражнений, скороговорок.
5) формирование умения повышать/понижать силу голоса на материале стихотворения «Адели».
Оборудование: зеркала, тексты скороговорок,стихотворений.
Ход занятия I. Оргмомент. Здравствуйте! С каким настроением вы сегодня пришли на занятие? Начнем занятие, как обычно с аутогенной тренировки. Сядьте поудобней, облокотитесь на спинку кресла, чтобы ничего вам не мешало.
II. Основная часть. 2.1. Аутогенная тренировка. Логопед читает текст:
«Я успокаиваюсь.
Я спокоен и сосредоточен.
Правая рука расслабляется.
Левая рука расслабляется.
Мои руки расслабляются и наполняются теплом.
Мои плечи абсолютно расслабляются.
Мои плечи расслабленные, тяжелые, теплые.
Я чувствую приятное тепло в области солнечного сплетения.
Грудь наполняется теплом.
Мышцы груди и плечевого пояса расслабляются.
Все тело наполняется теплом, словно его пригревает солнышко.
Дыхание ровное, спокойное, ритмичное.
Сердце бьется ровно, спокойно, ритмично.
Я успокаиваюсь.
Я отдыхаю».
2.2. Дыхательные упражнения. - Встать прямо. Кисти рук лежат на нижних ребрах грудной клетки - большой палец впереди, четыре пальца - на спине. Сделать выдох. Затем сделать вдох носом, затем выдохнуть через рот (3 раза).
- вдох-длительный выдох с произнесением звука: с (3 раза)
- вдох-длительный выдох с произнесением звука: ш (3 раза)
- вдох-длительный выдох с произнесением звука: ф (3 раза)
- вдох-длительный выдох с произнесением звука: х (3 раза)
- вдох-длительный выдох с произнесением звуков: сш (2 раза)
- вдох-длительный выдох с произнесением звуков: шфх (2 раза)
- вдох-длительный выдох с произнесением звуков: сшфх (1 раз)
возьмите зеркала. Начнем занятие с артикуляционной гимнастики.
2.3 Артикуляционная гимнастика. Сядьте на свои места, возьмите зеркала и делаем упражнения:
Для губ:
- «Улыбка-трубочка» - сомкнутыми губами пытаемся произнести гласные звуки у, и.
- сомкнутыми губами пытаемся произнести звук п.
- рот полуоткрыт, верхнюю губу натягиваем на верхние зубы, а нижнюю губу придерживаем пальцем.
- рот полуоткрыт, нижнюю губу натягиваем на нижние зубы, а верхнюю губу придерживаем пальцем.
- рот полуоткрыт, одновременно натягиваем губы на зубы.
- «Рупор» - зубы сомкнуты, верхнюю губу подымаем вверх, нижнюю опускаем вниз.
Для языка:
- «Жало» - рот полуоткрыт, язык высунут вперед, язык острый как жало и сильно напряжен.
- рот полуоткрыт, кончикам языка пытаемся достать до кончика носа.
- рот полуоткрыт, кончиком языка тянемся к подбородку.
- рот полуоткрыт, кончиком языка тянемся к носу, то к подбородку.
- кончиком языка облизываем губы, затем облизываем зубы.
- «Маятник», «Болтушка», «Качели».
Для нижней челюсти
- рот полуоткрыт, нижняя челюсть двигается влево-вправо.
- рот полуоткрыт, нижняя челюсть двигается вперед – назад.
Для щек
- надуть обе щеки одновременно.
- надуть каждую щеки попеременно.
- перекатываем воздух из щеки в щеку, как бы прополаскивая рот.
2.3. Счетные упражнения: Произносим медленно, плавно, нараспев и «дышим по руке».
- счет до 5 – пауза – до 10 и обратно
- счет десятками до 100 и обратно: 100-90-80-70-60- пауза-50-40-30-20-10
- счет сотнями до 1000 и обратно: 100-200-300-400-500-пауза-600-700-800-900-1000
- счет двойками: 2-4-6-8-10-пауза-12-14-16-18-20
- счет тройками: 3-6-9-12-15-пауза-18-21-24-27-30
-счет четверками: 4-8-12-16-20-пауза-24-28-32-36-40
-счет пятерками: 5-10-15-20-25-пауза-30-35-40-45-50
- перечисление дней недели – пауза - в обратном порядке
2.4. Чтение чистоговорок и скороговорок. А сейчас каждый по очереди будет читать по одной чистоговорке\скороговорке:
Сажала саженец от саженца на сажень.
Саша шапкой по ошибке шишку сшиб.
Стоит поп на копне, колпак на попе,
Копна под попом, поп под колпаком.
Суровый суворовец Суворов сурово сверлил сверлом сырую стену суворовского училища.
Съел Валерик вареник, а Валюшка ватрушку.
Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.
Толком толковать, да без толку расперетолковывать.
Цыплята и курица пьют чай на улице.
Четыpе чеpненьких чумазеньких чеpтенка чеpтили чеpными чеpнилами чеpтеж.
Карп Поликарпыч и Поликарп Карпыч подкармливают карпов.
Корабли лавировали, лавировали, но не вылавировали.
Коси, коса, пока роса, роса долой – и мы домой.
2.5. Чтение стихотворения «Адели». Теперь возьмите текст стихотворения А.Пушкина и прочитайте про себя, затем будем читать его вслух, изменяя силу голоса. Сначала читаем тихо, а затем по сигналу усиливаем громкость голоса, к концу снижаем громкость.
АДЕЛИ Играй, Адель,
Не знай печали;
Хариты, Лель
Тебя венчали
И колыбель
Твою качали;
Твоя весна
Тиха, ясна;
Для наслажденья
Ты рождена;
Час упоенья
Лови, лови!
Младые лета
Отдай любви,
И в шуме света
Люби, Адель,
Мою свирель. А. С. Пушкин.
2.6. Проверка д/з (чтение стихотворений наизусть). Вам на прошлом занятии было дано задание познакомиться с творчеством А.С. Пушкина и выучить его стихотворение (например, «Няне», «Туча», «Весна, весна, пора любви…», «Возрождение», «Поэт», «Предчувствие»).
III. Заключительная часть. Ребята, вы молодцы! Сегодня вы старались, рассказывали стихи. Вам нравятся стихи Пушкина? Какое стихотворение сегодня вам больше всего понравилось? На следующее занятие вам будет задание выучить небольшой отрывок текста из произведений А.С. Пушкина.