Основы государственной гражданской службы и управления. Эффективный менеджмент в государственной гражданской службе - файл n1.docx

Основы государственной гражданской службы и управления. Эффективный менеджмент в государственной гражданской службе
Скачать все файлы (877.7 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.docx878kb.18.02.2014 23:25скачать

n1.docx

Филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Орловская региональная академия государственной службы» в г. Смоленске
ИТОГОВАЯ РАБОТА
выполненная в рамках повышения квалификации по программе

«Основы государственной гражданской службы и управления. Эффективный менеджмент в государственной гражданской службе»


Тема: «Социальный и правовой статус государственного служащего России»

Выполнил:


Смоленск 2010 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ


ПРИЛОЖЕНИЕ А Основные права государственных служащих…………..…..34

ПРИЛОЖЕНИЕ Б Основные обязанности государственных служащих ….…...35

ПРИЛОЖЕНИЕ В Ограничения, связанные с гражданской службой …………36

ПРИЛОЖЕНИЕ Г Запреты, связанные с гражданской службой ……………....37

ПРИЛОЖЕНИЕ Д Структура служебной проверки ………..…...………………38

ВВЕДЕНИЕ

Развитию законодательства о государственной службе в настоящее время уделяется особое внимание как на федеральном, так и на региональном уровнях. Это обусловлено, прежде всего, изменениями, которые постоянно происходят в российском государстве и обществе. Постоянно проводимые реформы приводят к изменению роли и самого государственного аппарата и государственных служащих. Стало актуальным повышение эффективности функций государственного аппарата, обеспечение профессионализма государственных служащих. Государственная служба выделилась в органах государственной власти и управления как особый род государственной деятельности.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что именно государственный механизм является основным звеном в структуре власти. А этот механизм, в свою очередь, приводится в действие людьми, соответственно и функции его зависят от кадрового состава. Следовательно, вопросы комплектования организационной деятельности государственного механизма приобретают одно из первостепенных значений.

Целью написания данной работы является формирование целостного представления об административно–правовом статусе государственного служащего России.

Достижение поставленной цели зависит от решения следующих задач: изучение нормативно-правовой базы по рассматриваемой теме; определение понятия статуса государственного служащего; определение и оценка всех элементов социального и правового статуса госслужащего.

При написании работы применялись различные общенаучные методы исследования. Был применен системный подход к рассматриваемой проблеме, анализировалось законодательство о государственной службе, история его развития на современном этапе. На основе формально-юридического метода были даны общее определение и классификация понятий, исследовались их признаки.

1 СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО: ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ

Понятие статуса личности (группы) наиболее полно разработано в теориях социальной стратификации и структурно-функционального анализа. Это понятие (от лат. status – состояние, положение) означает положение (позицию, место) личности, занимаемое ею в социальной системе или в соответствии с возрастом, полом, происхождением, гражданством, родом занятий и т.д., и ожидания, связанные с этим положением [2].

Статус государственного служащего – это положение, занимаемое им в системе государственного управления в соответствии с должностной позицией и местом этой службы в государстве.

В системе государственного управления служащий может занимать различное положение: позиции, связанные с принятием ответственных решений (категория «руководители», например); требующие профессиональных знаний (категория «специалисты»); вспомогательные позиции (категория «обеспечивающие специалисты»).

Место государственной службы в государстве может быть высоким (совместное с политической элитой участие в принятии управленческих решений) или заниженным (обеспечение полномочий государственных органов). Соответственно, более высоким или более низким может быть и статус каждого служащего.

В теории социальной стратификации выделяются системы признаков и критериев социального расслоения общества. В связи с этим различают достигаемый и предписанный статусы [4].

Достигаемый статус – это положение, которое приобретается путем получения образования, профессии, значимых результатов деятельности, родом занятий, должностным ростом. Условием успеха в этом направлении является применение принципа «заслуг и достоинств», хотя к успеху, увы сомнительному, ведут и принципы «добычи», «старшинства», «личных связей».

Предписанный статус определяется социальным происхождением, возрастом, полом, этнической принадлежностью, т.е. теми факторами, которые даются от рождения и которые трудно изменить. Однако они в большей или меньшей мере влияют на положение индивида в системе государственной службы. По происхождению, например, в дореволюционной России предпочтение отдавалось дворянам, в советской – рабочим. В настоящее время по образованию приоритет на государственной службе имеют юристы, экономисты, специалисты государственного управления. В национальных республиках при прохождении службы преимуществами пользуются лица титульной нации. В целом по государственной гражданской службе преобладают женщины, особенно по младшей и старшей группам должностей, зато мужчин больше на главных и высших должностях. Таким образом, предписанный статус играет в государственной службе большую роль, причем больше, чем следовало бы.

Структурно-функциональный анализ социального статуса предполагает выявление его структуры и функций.

Структура статуса определяется тем, что служащий одновременно находится в различных социальных системах, отношениях и, соответственно, обладает многими статусами.

Так, исходя из понимания государственной службы как профессиональной служебной деятельности и системы социальных институтов, нами выявлены профессиональный, управленческий, правовой, социальный (в узком смысле слова), организационный, экономический, политический и нравственный статусы служащего. Они отражают положение государственного служащего не только в государстве, но и в обществе. Совокупность всех статусов (статусный набор) характеризует содержание и стиль деятельности государственного служащего, манеру его поведения. При этом выделяются правовой и социальный статусы, которые в лекции рассматриваются отдельно.

Статус государственного служащего выполняет ряд важных функций (направлений деятельности), необходимых государству и обществу: демократизации государственной службы; стимулирования активности ее кадров; реализации способностей служащих; обеспечения их вертикальной и горизонтальной мобильности; оптимизации соотношения между правами, обязанностями, ответственностью, ограничениями, запретами и гарантиями служащих.

Функция демократизации государственной службы означает обеспечение, с помощью статуса, социального разнообразия, что позволяет государственным служащим делать более свободный выбор рода занятий в соответствии со своими знаниями, умениями, навыками и способностями [8].

Функция стимулирования активности государственных служащих предполагает создание условий для формирования у них четкой ориентации к достижению более высокого и устойчивого положения в государственной службе. Такими стимулами являются должностной оклад, доплаты, дополнительные отпуска, карьера, условия труда, престиж.

Функция реализации способностей государственных служащих исходит из признания самоценности, уникальности личности каждого государственного служащего и создания условий для его самореализации.

Функция обеспечения вертикальной и горизонтальной мобильности государственных служащих означает создание условий свободного передвижения служащих к более высоким достижениям. Формами такого обеспечения являются конкурсы, позволяющие задействовать механизм конкуренции в государственной службе в рамках системы стратификации, основанной на статусных различиях. В настоящее время установлены различия между категориями и группами должностей, а также между классными чинами, дипломатическими рангами, воинскими званиями.

Функция оптимизации соотношения структурных элементов статуса направлена на положительное изменение прав, обязанностей, ответственности, ограничений, запретов и гарантий государственных служащих. Эта функция имеет важнейшее значение, поскольку ограничения и запреты, являющиеся отходом от конституционных прав и свобод человека, касаются только государственных и муниципальных служащих, что возможно лишь по закону и, соответственно, требует адекватных компенсаций.

Различие между статусами государственных служащих обеспечивается с помощью установления дистанций между категориями и группами должностей, классными чинами, построенными по принципу иерархии (соподчинения). Разумеется, это порождает неравенство, но оно вызвано к жизни различиями способностей и результатов деятельности служащих.

Индикаторами измерения статуса государственных служащих являются: служебное положение (должность); категория и группа должностей; классный чин; уровень образования; престиж профессии; уровень дохода. При этом возможен статусный конфликт, вызванный, например, несоответствием между высоким уровнем образования и низким доходом. Это порождает у служащих разочарование в государственной службе, пассивность, коррупцию, переход в другие сферы деятельности [8].

Таким образом, статус государственного служащего имеет ряд особенностей, вызванных управленческим характером его деятельности, широтой и иерархичностью организационной структуры, наличием запретов и ограничений, многообразием видов статуса, входящих в различные социальные институты.

2 СУЩНОСТЬ И ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННОГО ГРАЖДАНСКОГО СЛУЖАЩЕГО
Поскольку действие норм, образующих правовой институт государственной службы, направлено, прежде всего, на установление правового статуса государственных служащих, то можно утверждать, что правовой статус государственных служащих является одним из основных компонентов правового института государственной службы. По общему определению, правовой статус представляет собой совокупность прав и обязанностей, юридически закрепляющих положение индивида в его взаимодействии с другими людьми, обществом и государством [10].

Таким образом, правовой статус (правовое положение) государственных служащих - это содержание государственно-служебных правоотношений, т.е. самая сущность этих правоотношений.

Правовой статус отличается сложной структурой. По уровню различают три вида статуса государственного служащего: общий (гражданский), особенный (исходя из законодательства о государственной службе) и индивидуальный (исходя из должности и должностного регламента).

Государственные служащие пользуются правами и свободами, которые гарантируются им как гражданам. Вместе с тем для успешного осуществления служебной деятельности они наделяются рядом прав, входящих в их статус.

Условно права государственного служащего можно разделить на четыре группы, которые касаются следующих сфер: создание организационно-технических условий деятельности; информационное обеспечение деятельности государственных служащих; прохождение государственной службы; социальная защита государственных служащих [14].

Право гражданского служащего на обеспечение организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей, предусматривает: право на безопасные и здоровые условия труда и нормальную социально-психологическую обстановку, согласно нормативам, установленным действующим законодательством, и с учетом особенностей управленческого труда. Эти условия определяются трудовым законодательством, специальными правовыми актами и технико-организационными документами: положениями, регламентами, рекомендациями, методическими указаниями (ПРИЛОЖЕНИЕ А).

Права в сфере информационного обеспечения деятельности государственных служащих имеют ряд конкретных направлений [15]:

- право на ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности: должностные регламенты, положения, уставы, правила работы с информацией;

- право на получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей. В целях реализации этого права он может запрашивать и получать необходимую информацию, пользоваться современными научными и организационно-техническими средствами ее хранения и обработки;

- право на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну. Такие сведения предоставляются в объеме, необходимом для исполнения должностных обязанностей;

- право в установленном порядке посещать для исполнения своих обязанностей государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, предприятия, учреждения и организации, независимо от форм собственности. Их посещение может потребоваться при подготовке проектов решений, при осуществлении работы в составе государственной комиссии, при необходимости получить какую-либо справку, совет, собрать материалы о состоянии дел, разобраться с жалобой, заявлением, изучить предложение.

Прохождение государственной службы обеспечивается предоставлением следующих прав [14]:

- право на должностной рост на конкурсной основе (карьера) касается приема на государственную службу, продвижения при наличии вакансии, прохождении переподготовки или повышения квалификации, исходя из квалификационных требований по соответствующей должности, перемещения на равнозначную должность (с согласия перемещаемого) и т.д.;

- право на профессиональную переподготовку и повышение квалификации государственных гражданских служащих: повышение квалификации – не реже одного раза в три года, переподготовка – при необходимости назначения государственного служащего на должность гражданской службы иного профиля.

Законодательством установлено основные обязанности государственного гражданского служащего. Условно их можно было бы разделить на четыре группы: исполнение обязанностей и поручений; поддержка необходимого уровня квалификации; соблюдение установленных норм, требований; информирование руководства о существенных изменениях в своем положении (ПРИЛОЖЕНИЕ Б).

Исполнение обязанностей и поручений осуществляется по следующим направлениям:

- исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом. Неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом квалифицируется как дисциплинарный проступок;

- исполнение поручений соответствующих руководителей осуществляется исключительно в пределах их компетенции. В случае исполнения подчиненным неправомерного поручения руководителя оба они – и гражданский служащий, и давший поручение руководитель – несут ответственность в соответствии с законодательством.

Обязанность гражданского служащего поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных обязанностей, определяется следующими нормами и требованиями, которые государственные служащие должны выполнять:

- соблюдение Конституции РФ и нормативных правовых актов;

- соблюдение прав и законных интересов граждан и организаций.

- соблюдение гражданскими служащими правил внутреннего служебного распорядка.

Обязанности государственных служащих:

- хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, не разглашать ставшие им известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.

- бережно относиться к государственному имуществу и финансовым средствам, компетентно использовать их и не допускать использования указанного имущества и средств во внеслужебных целях;

- представлять предусмотренные законодательством сведения о себе и членах своей семьи;

- гражданский служащий ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего заотчетным, представляет представителю нанимателя сведения о доходах и имуществе в соответствии с законодательством РФ;

- соблюдать ограничения, правила служебного поведения, выполнять возложенные на него обязательства.

Гражданский служащий обязан сообщать государственному органу:

- о выходе из гражданства РФ или приобретении гражданства иностранного государства;

- о конфликте интересов при исполнении должностных обязанностей, принимать меры к его предотвращению и сообщать об этом руководителю государственного органа.

Гражданский служащий, обнаруживший, что от него требуют совершения незаконного, неправомерного, противоправного или противоречащего правилам служебного поведения поступка, обязан информировать об этом руководителя государственного органа или правоохранительные органы.

В законодательстве имеются четыре группы ограничений, связанных с гражданской службой: состояние здоровья; гражданство; семейные обстоятельства; неправильное поведение служащего (ПРИЛОЖЕНИЕ В). По этим позициям гражданину может быть отказано в принятии на гражданскую службу или нахождении на ней [14].

Первая группа ограничений - по состоянию здоровья касаются проблем дееспособности и наличия заболеваний, препятствующих службе.

В частности, запрещается замещение государственных должностей людьми, недееспособными или ограниченно дееспособными (по решению суда, вступившему в законную силу). Гражданин может быть признан судом недееспособным, если вследствие психического расстройства он не может понимать значения своих действий или руководить ими. Ограниченно дееспособными могут быть признаны судом лица, которые злоупотребляют спиртными напитками или наркотическими средствами.

Наличие у гражданина заболевания является основанием к отказу в приеме на гражданскую службу в случае, если это заболевание препятствует поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтверждено заключением медицинского учреждения.

Гражданство иностранного государства (двойное гражданство) является основанием для отказа в приеме на государственную службу, за исключением двух условий: если двойное гражданство признано официально; если право поступать на государственную службу лиц, имеющих двойное гражданство, прямо урегулировано межгосударственным соглашением.

Под семейными обстоятельствами имеется в виду то, что лица, состоящие в близком родстве или свойстве, не могут быть приняты на гражданскую службу, а гражданский служащий – находиться на гражданской службе. К лицам, состоящим в близком родстве или свойстве, относятся родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов. Данная норма действует, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Неправильное поведение гражданина (служащего) выражается в следующих действиях и их оценках: в случае осуждения гражданского служащего к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей гражданской службы; для граждан, имеющих не снятую или непогашенную в установленном порядке судимость; отказ гражданина пройти процедуру оформления допуска к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну; в случае представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу; в случае непредставления установленных законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Запреты, связанные с гражданской службой, условно можно выделить в следующие группы: связанные с платной и политической деятельностью, злоупотреблениями служебным положением, нарушениями требований и норм поведения и деятельности гражданских служащих (ПРИЛОЖЕНИЕ Г).

Запреты, связанные с платной деятельностью:

- гражданский служащий не вправе участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией.

- запрещено заниматься предпринимательской деятельностью;

- запрещено также приобретать имущественные права на нематериальные объекты – товарные знаки, промышленные образцы, «ноу-хау», фирменные наименования. Гражданским служащим запрещено лично или через представителя голосовать посредством принадлежащих им акций, паев, долей участия при принятии решений общим собранием хозяйственного сообщества.

Запреты, связанные с политической деятельностью гражданских служащих:

- запрещается замещать должность гражданской службы при избрании или назначении на государственную должность, избрании на выборную должность в органе местного самоуправления, избрании на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза;

- запрещается гражданскому служащему использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума, что исключает возможность использования гражданином организационных, финансовых, информационных средств, к которым гражданский служащий имеет преимущественный или облегченный доступ, благодаря своей должности и которые могут способствовать его избранию;

- запрещается использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;

- запрещается создавать или способствовать созданию в государственных органах структур политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений и способствовать созданию указанных структур.

Запреты, касающиеся злоупотреблений служебным положением:

- гражданский служащий не может быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, либо в государственном органе или организации, непосредственно подчиненными данному государственному органу;

- гражданскому служащему запрещается использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать его другим лицам;

- после увольнения с гражданской службы служащему запрещается замещать в течение двух лет должности, а также выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями непосредственно входили в его должностные обязанности.

Запреты, связанные с нарушением требований и норм поведения и деятельности государственных служащих:

- разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или конфиденциальную информацию, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением им должностных обязанностей;

- принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (в том числе научные) иностранных государств, других общественных объединений и религиозных организаций, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;

- прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора.

Таким образом, создана нормативная правовая база правового статуса государственного гражданского служащего как одного из важнейших компонентов государственной службы как системы социальных институтов. Однако эта база требует корректировки и развития.

Ответственность государственных гражданских служащих связана с тем, что гражданин, поступающий на государственную службу, принимает на себя обязанности обеспечивать соблюдение Конституции Российской Федерации, защищать права и законные интересы граждан, выполнять должностные функции. Этим определяется ответственность перед обществом и государством [6].

Ответственность – объективное явление. Ее содержание раскрывается в действиях по восстановлению нарушенных необходимых связей, норм, отношений, предотвращению нарушений, а также воспитанию в служащем внутренних регуляторов поведения, побуждающих его активно действовать в соответствии с требованиями государственной службы и нравственными нормами.

Санкции в государственной гражданской службе являются, в рамках требований правового и социального статуса гражданского служащего, оперативным, важным средством социального контроля.

Под санкцией в государственной гражданской службе понимается оценка и мера воздействия, поощрения или наказания в связи с отклонением от установленных норм, образцов деятельности и поведения, которая является справедливой и необходимой для развития активности служащего по обеспечению целей государственной службы, воспитания ответственности за выполнение должностного регламента.

Санкции в государственной гражданской службе выполняют ряд социальных функций: компенсационную, стабилизирующую, стимулирующую, одобрения (разрешения, согласия); информационную; предупреждения о последствиях действий и поведения – благоприятных или неблагоприятных.

Первостепенное значение в современной государственной службе приобретают позитивные санкции. Они являются реакцией не только на выполнение норм, но и на прогрессивные, нестандартные действия, творчество, инициативу.

Отрицательные санкции активно разрабатываются в теории социального конфликта. Здесь особое внимание придается внешнему и принудительному характеру санкций, демонстрации социального контроля и власти.

Неформальные отрицательные санкции в государственной гражданской службе осуществляют обычно семья, родственники, друзья, коллеги, знакомые, общественное мнение, которое выражается через традиции, обычаи, средства массовой информации. Их влияние важно, но не играет решающей роли.

Основу социального контроля деятельности и поведения государственных гражданских служащих составляют формальные санкции, которые применяются со стороны официальных органов власти и администрации.

Выделяются четыре вида ответственности гражданского служащего: дисциплинарная; административная; материальная; уголовная. Наиболее широко в государственной службе используется дисциплинарная ответственность.

Дисциплинарная ответственность – это применение мер дисциплинарного воздействия в порядке служебного подчинения за допущенные нарушения правил государственной службы, не преследуемые в уголовном порядке, т.е. дисциплинарная ответственность наступает за деликты.

Дисциплинарная ответственность заключается в наложении на государственных служащих, совершивших должностные (дисциплинарные) проступки, дисциплинарных взысканий.

К государственным служащим меры ответственности применяются на следующих основаниях: законность, равенство всех перед законом; единая процессуальная форма рассмотрения дела о правонарушении; справедливость; неотвратимость.

Характер профессиональной деятельности государственных служащих предопределяет и некоторые особенности регулирования их ответственности. Например, в ряде случаев для них установлена повышенная ответственность соразмерно ответственности замещаемой должности, предусмотрены санкции, которые могут быть применены только в отношении служащего (например, предупреждение о неполном служебном соответствии).

Дисциплинарная ответственность предполагает применение мер дисциплинарного воздействия к государственным служащим в порядке служебного подчинения за нарушения правил государственной службы, не преследуемые в уголовном порядке. При этом под дисциплиной понимается повиновение установленным порядкам.

Основанием для применения к государственному служащему мер дисциплинарной ответственности является совершение им специфического правонарушения – должностного проступка. Таковым признается неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей. Должностной проступок включает все четыре элемента юридического состава: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону.

Создание условий для соблюдения гражданскими служащими служебной дисциплины возлагается на представителя нанимателя. Персональную ответственность за состояние служебной дисциплины в соответствующих государственных органах и структурных подразделениях несут руководители федеральных органов исполнительной власти, главы исполнительной власти субъектов РФ, начальники департаментов, управлений, отделов.

К таким условиям надо отнести соблюдение представителем нанимателя законов и иных нормативных правовых актов, условий служебного контракта, предоставление гражданскому служащему основных и дополнительных гарантий, предусмотренных законодательством и нормативными правовыми актами государственного органа.

Правила осуществления служебной деятельности закрепляются в служебном распорядке (правилах служебного распорядка).

Дисциплинарный проступок нарушает установленный в государственном органе служебный распорядок. Это может проявляться: в неисполнении или ненадлежащем исполнении профессиональных обязанностей (нарушение сроков представления документов, небрежное их оформление, ошибки); нарушении установленного режима труда и отдыха (прогул, опоздание, отсутствие на рабочем месте в течение служебного дня); нарушении обязанностей по соблюдению государственной и служебной тайны; неисполнении требований по охране труда; неисполнении законных распоряжений представителя нанимателя.

Вместе с тем в законодательстве указаны некоторые составы наиболее серьезных должностных проступков: однократное грубое нарушение дисциплины в системе государственной службы; нарушение федеральных законов и указов Президента РФ; неисполнение или ненадлежащее исполнение этих законов и указов, а также вступивших в законную силу решений судов.

Государственный служащий несет ответственность лишь за незаконные действия или бездействие, а также за предоставление информации, ставшей основанием для незаконных действий или бездействия. Действия или бездействие могут быть признаны незаконными, если они: нарушают права и свободы граждан; создают препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод; незаконно возлагают на гражданина какие-либо обязанности или привлекают его к какой-либо ответственности.

Должностным проступком могут быть другие деяния, указанные в законодательстве: неисполнение в срок порученного задания; несоблюдение порядка работы со служебной информацией; превышение должностных полномочий; несоблюдение установленных законом правоограничений; совершение действий, порочащих честь и достоинство государственного служащего, в том числе и не при исполнении служебных обязанностей.

За совершение дисциплинарного проступка представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии; освобождение от замещаемой должности гражданской службы; увольнение с гражданской службы.

Перечень взысканий является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Действующим законодательством не предусмотрено также правило последовательного применения дисциплинарных взысканий.

В ходе проведения служебной проверки должны быть установлены следующие обстоятельства: 1) факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка; 2) его вина; 3) причины и условия, способствовавшие совершению дисциплинарного проступка, мотивы его совершения; 4) характер и размер вреда, причиненного в результате дисциплинарного проступка; 5) обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки в случае, когда она проводилась в связи с таким заявлением (ПРИЛОЖЕНИЕ Д). На выяснение указанных обстоятельств и направлена служебная проверка. Ответственность за своевременность и правильность проведения служебной проверки возлагается на представителя нанимателя, ее назначившего [7].

На время расследования служащий, допустивший проступок, может быть временно, на срок не более месяца, до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей распоряжением руководителя государственного органа.

Гражданскому служащему, в отношении которого проводится служебная проверка, предоставляются гарантии, способствующие полному и объективному исследованию всех обстоятельств совершения дисциплинарного проступка. Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, вправе: давать объяснения с изложением своего мнения, доказательства по существу своего объяснения; представлять заявления, ходатайства и иные документы; обжаловать представителю нанимателя решения и действия (бездействие) гражданских служащих, проводящих служебную проверку; ознакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки.

Представитель нанимателя с учетом заключения по результатам служебной проверки может (но не обязан) принять решение о применении к соответствующему гражданскому служащему определенного дисциплинарного взыскания.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. В то же время представитель нанимателя вправе, но не обязан привлекать гражданского служащего к дисциплинарной ответственности. Он может ограничиться устным замечанием, анализом допущенных нарушений должностного регламента, беседой.

Снятое, в том числе и досрочно, дисциплинарное взыскание не влечет никаких юридических последствий. Например, такого гражданского служащего нельзя уволить за неоднократное неисполнение должностных обязанностей в случае повторного совершения дисциплинарного проступка.

Административная ответственность гражданского служащего, как и других граждан, связана с административными правонарушениями. Административные взыскания, предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях, налагаются специальными органами исполнительной власти, или судами. Наряду с этими взысканиями применяются также административно-принудительные меры и меры административного пресечения.

Материальная ответственность гражданского служащего наступает за служебный проступок, в результате которого наносится материальный ущерб государству, предприятию, организации, учреждению. Отличительной чертой этого вида ответственности является возмещение гражданским служащим причиненного им имущественного ущерба. При этом может быть наложено и дисциплинарное взыскание. Материальная ответственность гражданского служащего наступает либо в административном порядке, либо по суду.

Уголовную ответственность гражданские служащие несут на тех же основаниях, что и другие граждане.

Гарантии на гражданской службе определяются как средство, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений.

Источником предоставления гарантий является государство. Оно как наниматель формирует систему гарантий на гражданской службе и обеспечивает их реализацию за счет государственного бюджета и обязывает представителя нанимателя в лице руководителя государственного органа осуществлять социальные гарантии.

Основные гарантии обеспечиваются государством всем без исключения гражданским служащим. Дополнительные гарантии предоставляются при наличии определенных условий, предусмотренных законом или иными нормативными правовыми актами.

Функциями основных государственных гарантий служащим являются:

- обеспечение правовой и социальной защищенности служащих;

- повышение мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей;

- укрепление стабильности профессионального состава кадров гражданской службы;

- компенсации ограничений и запретов, установленных законодательством для гражданских служащих.

В систему основных государственных гарантий гражданским служащим входят:

Равные условия оплаты труда. Установлена единая строгая система денежного содержания гражданского служащего, единый порядок определения размеров должностных окладов и окладов за классный чин, порядок их индексации, единые правила определения размеров дополнительных выплат за выслугу лет, за особые условия гражданской службы, единые нормы формирования фонда оплаты труда с предоставлением права представителю нанимателя перераспределять эти средства, а также определять размеры премий и иных дополнительных выплат исходя из конкретного вклада служащего.

Право гражданского служащего на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания. Введение данной нормы обусловлено положениями Трудового кодекса РФ и ряда иных нормативных правовых актов, так как существовала практика нарушений сроков выплаты денежного содержания.

Условия прохождения гражданской службы, обеспечивающие исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом.

Гражданский служащий имеет право на обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей. Условия труда являются также существенным элементом содержания соглашения, принятие которого возможно в перспективе при создании отраслевого профессионального союза государственных гражданских служащих, как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта Федерации. И коллективный договор, и соглашения являются нормативными документами, невыполнение положений которых влечет за собой юридические последствия.

Отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков.

Видами времени отдыха являются: перерывы в течение рабочего дня, которые определяются правилами внутреннего трудового распорядка организации; ежедневный отдых, представляющий собой время с момента окончания работы и до ее начала в следующий день; выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) продолжительностью не менее 42 часов; нерабочие праздничные дни – свободные от работы дни, посвященные выдающимся событиям или памятным традиционным датам; при совпадении выходного и нерабочего праздничного дней выходной день переносится на следующий после праздничного рабочий день; отпуска – определенного числа свободных от работы календарных дней, предоставляемых служащим для непрерывного отдыха и восстановления работоспособности с сохранением места работы (должности).

Нормальная продолжительность служебного времени не должна быть более 40 часов в неделю при пятидневной служебной неделе.

Дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются:

- за выслугу лет (один календарный день за каждый год службы);

- за ненормированный служебный день;

- в связи с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями гражданской службы;

- в связи со службой в местностях с особыми климатическими условиями.

Предельная продолжительность оплачиваемого отпуска и дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет не должна превышать 40 или 45 календарных дней в зависимости от группы замещаемых должностей [12].

По семейным обстоятельствам и иным уважительным причинам гражданскому служащему решением представителя нанимателя может предоставляться отпуск без сохранения денежного содержания продолжительностью не более одного года.

Обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения гражданской службы либо сохранение денежного содержания при временной нетрудоспособности, а также на время прохождения медицинского обследования в специализированном учреждении здравоохранения в соответствии с федеральным законом.

В законодательстве сфера страхования значительно расширена. Страхуются не только случаи причинения вреда здоровью в связи с исполнением должностных обязанностей, но и любое заболевание или потеря трудоспособности в период прохождения гражданской службы. Кроме того, в развитие норм трудового законодательства введена гарантия по сохранению денежного содержания на время прохождения гражданским служащим медицинского обследования.

При направлении гражданского служащего в служебную командировку, по общему правилу, за ним сохраняется должность и среднее месячное денежное содержание.Служебная командировка – поездка гражданского служащего по распоряжению представителя работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной службы [13].

При переезде гражданского служащего и членов его семьи в другую местность или переводе гражданского служащего в другой государственный орган гражданскому служащему выплачиваются компенсации стоимости проезда его и членов семьи, расходы по провозу имущества, суточные за каждый день нахождения в пути, единовременное пособие на него и каждого переезжающего члена семьи, денежное содержание за дни сбора в дорогу и устройства на новом месте жительства.

Защита гражданского служащего и членов его семьи от насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей в случаях, порядке и на условиях, установленных федеральным законом.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению является государственной денежной выплатой, предоставляемой государственному служащему в целях компенсации заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы по достижении установленной законом выслуги.

3 СУЩНОСТЬ И ПРИЗНАКИ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО
Основой изучения социального статуса является структурно-функциональный анализ. Он предполагает признание факта неравенства государственных служащих в процессе деятельности, их социальной дифференциации, учет профессионального разделения труда.

Структуру социального статуса составляют прежде всего такие составляющие, как власть, доход, образование, авторитет, имидж, престиж, репутация. Эти компоненты статуса находятся во взаимосвязи, хотя и обладают относительной самостоятельностью.

Власть как компонент социального статуса государственного служащего определяется его способностью и возможностью принимать решения, которые оказывают влияние на действия и поведение других людей с помощью различных средств, прежде всего административных полномочий, предусмотренных должностным регламентом. При этом могут использоваться такие способы принуждения, как контроль, санкции. Для их применения государственный служащий должен обладать волей, практическими навыками и умениями властвования и общения. Власть обеспечивается также профессионализмом, владением управленческой информацией.

Доход государственного служащего формируется в виде денежного содержания, состоящего из месячного оклада в соответствии с замещаемой им должностью (должностного оклада) и месячного оклада за классный чин, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на государственной службе (от 10 до 30 процентов); ежемесячная надбавка к этому окладу за особые условия службы (до 200 процентов); ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска. Предусматривается индексация размеров окладов денежного содержания с учетом уровня инфляции [3].

По отдельным должностям гражданской службы может устанавливаться иной порядок оплаты труда в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, определяемых в срочном служебном контракте.

Образование является одной из важнейших составных частей социального статуса государственного служащего, условием реализации им принципа профессионализма и компетентности. Уровень образования находится в основе назначения на должность, присвоения классных чинов, выполнения должностных регламентов, компонентом квалификационных требований к должности и государственному служащему. На государственной службе, как правило, требуется высшее профессиональное образование. Исключение составляют лишь младшие и старшие должности категории «обеспечивающие специалисты», при замещении которых достаточно среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности [5].

Законодательством не предусматривается жесткая увязка профессионального образования со специализацией должностей государственной службы. С переподготовкой, повышением квалификации и стажировкой служащего тесно связано его назначение на иную должность в порядке должностного роста, включение в кадровый резерв, т.е. изменение социального статуса.

Авторитет государственного служащего – это общественное признание, уважение, влияние, которым пользуется государственный служащий благодаря своим профессиональным, деловым и личностным качествам, заслугам и достоинствам с учетом занимаемой должности. Авторитет служащего формируется из многих свойств, получивших признание среди граждан и коллег по работе и выражает три группы отношений: между политиками и государственными служащими; между служащими; между служащими и гражданами. Основой этих отношений является доверие к качествам и достоинствам государственного служащего.

На авторитет государственного служащего влияет ряд факторов: процесс и результаты его деятельности; проявление творчества, инициативы в работе; строгое соблюдение законодательства; внимательное отношение к запросам людей; безупречное поведение и др.

В зависимости от приоритетных ценностей государственной службы выделяются виды авторитета служащего (авторитет личности; должностной авторитет; профессиональный авторитет), а также его формы (моральный и функциональный) [1].

Авторитет личности (неформальный авторитет) основывается на индивидуальных свойствах и особенностях государственного служащего, его нравственных и деловых качествах, внешней привлекательности, активности и др.

Должностной (формальный) авторитет обусловлен властными полномочиями, которые определяются занимаемой должностью. Этот авторитет закрепляется в помощью норм, предписанных правил, положений, должностного регламента. Данный авторитет определяется авторитетом государства, государственного органа, категорией и группой должности, состоянием нормативной правовой базы государственной службы.

Профессиональный авторитет основан на специальных знаниях, умениях, навыках, способностях, результатах профессиональной деятельности. Моральный авторитет отражает мировоззренческие и нравственные качества личности; функциональный – компетентность, деловые качества, отношение служащего к своей профессиональной деятельности.

Авторитет государственных служащих является одной из важнейших форм осуществления государственной власти. При его наличии решения государства воспринимаются людьми с большим пониманием.

Исследование 2006 г. показало, что, по мнению государственных служащих, на авторитете государственных служащих отрицательно сказывается прежде всего бюрократизм (34,8% ответов), коррумпированность части служащих (33,6%), слабая профессиональная подготовка служащих (32,4%), низкий авторитет органов государственной власти в целом (32,1%)2.

Имидж государственного служащего – это его образ в подсознании граждан и коллег по работе, который может быть положительным (привлекательным) или отрицательным (непривлекательным). Тот или иной образ формируется под влиянием ряда факторов: стиль и результаты деятельности; приятность общения; внешность; жесты; умение одеваться и др. На эти факторы возможно воздействовать с помощью специалистов по имиджу – имиджмейкеров, путем тренировок по устранению недостатков и усилению возможностей положительного влияния на людей. По мнению 63,2% опрошенных в 2006 г. государственных служащих, необходима работа по формированию у населения позитивного образа государственного органа, в котором они служат3.

Имидж очень важен для выработки стиля управленческой деятельности государственного служащего. При положительном имидже подчиненные с удовольствием выполняют поручения служащего как руководителя, что побуждает его к демократическому стилю управления. Отрицательный имидж служащего как руководителя ведет к тому, что подчиненные относятся к его решениям прохладно, пассивно, и при возможности – не выполняют их. Учитывая свою ответственность за выполнение данных решений, руководитель вынужден прибегать все чаще к принуждению, скатываясь на авторитарный стиль управления.

Престиж государственного служащего является отражением в сознании людей значимости и эффективности государственной службы для общества и для конкретной личности. Он характеризует меру признания социальной значимости деятельности государственных служащих в интересах общества по сравнению с представителями других профессий и имеет безличную социальную окраску.

Различают два вида престижа государственного служащего: внутрикорпоративный и общественный.

Внутрикорпоративный престиж – это престиж работника внутри профессиональной группы государственных служащих. Его основаниями являются степень удовлетворения потребностей государственных служащих в ходе их профессиональной деятельности, согласованность их мировоззренческих позиций с целями, ценностями, традициями государственной службы, способность государственной службы защищать интересы своих кадров. Престижность выступает регулятором социального поведения государственных служащих.

Общественный престиж – это оценка, отражение в общественном мнении положения государственных служащих в системе общественных отношений, место, которое, с точки зрения общественного мнения, они занимают в иерархии других социальных слоев общества.

Таким образом, социальный статус государственных служащих играет важную роль в социальной структуре общества. Его упрочение является одним из важнейших направлений укрепления связи государства и общества.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современная государственная служба РФ представляет собой правовую материю, которая находится в постоянном движении: она изменяется, дополняется, идёт поиск новых инструментов в разрешении существующих проблем, разрабатываются новые нормативные акты, регламентирующие государственно-служебные отношения. Перечисление проблем государственной службы России свидетельствует о том, что в этой области в будущем должны произойти важнейшие изменения, именно это делает данную тему актуальной на сегодняшний день.

Современное развитие законодательства позволяет утверждать, что Россия находится на пути возрождения института профессионального чиновничества. Этот институт, основываясь на профессионализме, способностях, политическом нейтралитете служащих и качественном исполнении служебных обязанностей, во многих странах обеспечивает стабильное государственной управление и является важнейшим фактором сохранения и развития государственности.

Реформирование государственной службы обусловлено многими факторами, главными из которых являются:

- необходимость реформ системы государственного управления и создания новой государственности в РФ;

- обеспечение действия принципа разделения государственной власти на законодательную, судебную и исполнительную;

- осуществление правовой реформы;

- проведение экономической и хозяйственной реформы;

- укрепление органов федеральной государственной власти;

- укрепление органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;

- создание государственного и муниципального аппарата в субъектах РФ;

- необходимость выработки концепции и практическое осуществление новой государственной кадровой политики;

- проведение в проведении организационно-правовых мероприятий в федеральных и региональных органах государственной власти;

- кардинальное изменение действующего и создание нового законодательства о государственной службе.

Правовое регулирование государственно-служебных процессов в настоящее время отстаёт от темпов развития тенденций и закономерностей в реформировании системы государственного управления, аппарата государства, муниципальных органов. Государственная служба как правовой институт должна обеспечить стабильное управление; она может играть определённую роль в стабилизации социально-политической жизни, разрешении политических конфликтов, уравновешивании действий различных политических сил.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1 Административное право: Учебник для вузов / Под ред. Д.Н. Бахраха, Б.В. Россинского, Ю.Н. Старилова. – М.: Норма, 2005. – С. 273.

2 Барабашев А.Г. Государственная служба в Российской Федерации: современное состояние, проблемы и перспективы аналитический обзор направлений и содержания реформирования государственной службы в РФ. – СПб.: Питер, 2005. – с. 38.

3 Гришковец А. А. Правовое регулирование денежного содержания госслужащих // Право и политика.-2007.- № 3.

4 Гришковец А.А. Государственная служба и гражданское общество: правовые проблемы взаимодействия (практика России) // Государство и право. 2004. № 1. С. 24 — 36

5 Иванов В.П. Реформирование государственной службы: Вопросы и перспективы // Журнал российского права. - 2003. - № 5. - С. 5.

6 Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // Российская газета. – 1993. - № 237.

7 Куракин А.В. Государственным служащим необходим кодекс поведения, или Концепции реформирования государственной службы - антикоррупционную направленность // Закон и право.-2003. -№ 8. С. 27.

8 Магомедов К.О., Турчинов А.И. Государственная служба и кадровая политика: теория и практика: Информационно-аналитические материалы по результатам социологических исследований, проведенных кафедрой государственной службы и кадровой политики Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации в 2001–2006 гг. Ульяновск: ОГУП «Областная типография «Печатный двор», 2007.

9 Правовой статус государственных гражданских служащих: структура и содержание / Под. Ред. В.А. Козбаненко. – М.: ИПК госслужбы,2003.-107с.

10 Старилов Ю.Н. Что происходит с институтом российской государственной службы? // Журнал российского права. – 2004. - № 9.

11 Указ Президента РФ от 03 сентября 1997 г. № 982 "О периодах работы (службы), включаемых в стаж государственной службы федеральных государственных служащих, дающий право на установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет" // Собрание законодательства РФ. – 1997. - № 36. – Ст. 4130.

12 Указ Президента РФ от 11 января 1995 г. № 33 "О реестре государственных должностей федеральных государственных служащих" // Российская газета. – 1995. – 25 января.

13 Указ Президента РФ от 24 ноября 1995 г. № 1177 "О нормах расходов для федеральных государственных служащих на служебные командировки в пределах Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. – 1995. - № 48. – Ст. 4659.

14 Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // Российская газета. – 2004. – 31 июля.

15 Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" // Российская газета. – 2003. – 31 мая.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Основные права государственных гражданских служащих

http://prometeus42.rags.ru:8000/close/store/books/%7b107b07fd-2bcd-4226-8b19-749ad4c1f36d%7d/content/img/adds/4.1.jpg

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Основные обязанности государственных гражданских служащих

http://prometeus42.rags.ru:8000/close/store/books/%7b107b07fd-2bcd-4226-8b19-749ad4c1f36d%7d/content/img/adds/4.2.jpg

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Ограничения, связанные с гражданской службой
http://prometeus42.rags.ru:8000/close/store/books/%7b107b07fd-2bcd-4226-8b19-749ad4c1f36d%7d/content/img/adds/4.3.jpg

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Запреты, связанные с гражданской службой
http://prometeus42.rags.ru:8000/close/store/books/%7b107b07fd-2bcd-4226-8b19-749ad4c1f36d%7d/content/img/adds/4.4.jpg

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

Структура служебной проверки
http://prometeus42.rags.ru:8000/close/store/books/%7b107b07fd-2bcd-4226-8b19-749ad4c1f36d%7d/content/img/adds/4.6.jpg
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации