Шпоры Политология - файл n1.doc

Шпоры Политология
Скачать все файлы (212 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc212kb.18.02.2014 22:43скачать

n1.doc

  1   2   3
1. Становление и развитие политологии как науки и учебной дисциплины. Предмет и структура политологии.

Политология – наука о политике. Вышла из философии.

Предмет изучения – политика во всех её проявлениях, политическое сознание, политические институты, политические отношения: государство, власть, права и свободы.

Структура:

- Теоретическая политология (изучает сущность политики, её значение для человека и общества, политические отношения и закономерности).

- Прикладная политология (исследует частные политические проблемы, решает практические задачи политической жизни, анализирует складывающуюся ситуацию, вырабатывает советы и рекомендации относительно того, какие действия предпринять).

2. Функции и методы политологии. Взаимосвязь политологии с другими науками.

Политология связана с философией, историей, правоведением, социологией, психологией, экономикой.

Функции:

- Гносеологическая (теоретико-познавательная) – изучает политическую реальность, явления, процессы.

- Мировоззренческая – создаёт картину политического развития общества, осмысливает роль политики в обществе и разных сферах жизни – экономической, правовой, духовной.

- Практически – прогностическая – управляет политической жизнью общества и прогнозирует её и следствия принятых экономических и духовных решений, вырабатывает рекомендации, консультирует, проводит экспертизу проектов политико-управленческих решений.

Методы:

- Традиционные: исторический (анализ истории), нормативный (вероятность и пути достижения оптимального результата), институциональный (взаимодействие права, государства, партий и движений);

- Современные: сравнительный (сопоставление однотипных политических событий), системный (исследование политической жизни как системы, где всё взаимосвязано), структурно-функциональный (расчленение сложного объекта на составные части, исследование их ролей и связей между ними), бихевиористский (наблюдение и анализ поведения личностей или групп).

- Методы прикладной политологии: экспертные оценки (сбор независимыхданных, их обобщение и систематизация и на основе этого – прогноз), имитационное моделирование (создание упрощённой модели изучаемого, рассмотрение её со всех сторон и построение выводов), деловые игры (пробуются варианты переговоров, изучаются факторы достижения согласия), количественные методы – статистический анализ и анкетный опрос.


3. Зарождение и развитие политических знаний в Древней Греции и Древнем Риме. Религиозная и политическая мысль в Средневековье.

Античность: описывали устройства государств, исходили из потребностей людей.

Платон (Греция) – «Государство»: справедливость (каждому – по заслугам) – основа государства. 3 сословия: мудрецы-философы правят, воины охраняют, земледельцы и ремесленники производят продукцию. Добродетели государства: мудрость, мужество, рассудительность, справедливость. Сила государства = сила и справедливость его законов.

Аристотель (Греция) – «Политика»: правильные формы государственного устройства: монархия, аристократия, полития (вымышленная форма идеального государства); исходят из общественной пользы. Неправильные формы: тирания, олигархия, демократия, переходящая в охлократию; исходят из эгоистических побуждений. Идеал государства – полития.

Цицерон (Рим) – «Республика»: все формы государства – монархия, аристократия, демократия – хороши по-своему; основа законов – справедливость, религия – духовное основание государственной власти.

Средние века: политические взгляды имели религиозное содержание.

Августин Аврелий – «О граде Божием»: государство – град земной, живёт по плоти; благочестивые – град Божий, живут по духу, соседствуя с нечестивыми (град земной). Государство послано Богом за грехи людей. Приоритет церковной власти как идущей от Бога.

Фома Аквинский – «О правлении властителей»: государство идёт от Бога и направляет общество, как рулевой – корабль. Наилучшая форма государства – сочетающая элементы монархии, аристократии и демократии. За вмешательство церкви в политические дела, вплоть до свержения монарха. Государству принадлежит только тело, Богу, церкви и Папе римскому – душа.
4. Политическая мысль в Западной Европе в эпоху Возрождения и в Новое Время.

Возрождение: великие географические открытия, активизация политической жизни.

Макиавелли, Никколо (Италия) – «Государь»: основной вопрос политики – вопрос о власти. За светскую власть монарха. Поскольку люди от природы честолюбивы, лживы, вероломны, неблагодарны, непостоянны, лицемерны, и пр. – им нужно государство как особый аппарат, с помощью которого можно установить порядок и мир. Ради укрепления государства считал возможным применять любые способы и средства: «Для достижения цели все средства хороши». Лживость и вероломство в политике называют макиавеллизмом.

Боден, Жан (Франция) – основатель понятия и теории суверенитета (независимости): «Государственная власть превыше всего на своей территории и не зависит от других государств».

Новое время: распад феодализма и зарождение капитализма, экономика – основа политики.

Гроций, Гуго: учение о справедливости, теория естественного права и общественного договора. Естественное право – принципы и нормы поведения, выработанные на основе инстинктов в процессе общения, предписания здравого смысла.

Гоббс, Томас – «Левиафан»: Люди – эгоисты, война всех против всех. Государство появилось в результате заключённого между людьми общественного договора для обретения мира и спокойствия. Люди переложили власть на единое лицо, представляющее каждого. Это – великий Левиафан, всемогущее чудовище – государство, «соединение всех в одно лицо».

Локк, Джон: общественный договор возник не из-за вражды, а из сотрудничества. За свободу личности, расширение конституционных прав и свобод граждан. За разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Монтескьё, Шарль: государство зависит не только от формы управления, но и от географических условий (климата, ресурсов, расположения и пр.).

Руссо, Жан Жак: за народное правление и раздел поровну частной собственности. Государство – продукт возникновения частной собственности и неравенства.

5. Развитие политической мысли Западной Европы в ХIХв.

1. Либерализм: за конституционную монархию и постепенный (не революционный) переход к демократической республике.

Гегель, Георг Вильгельм: Общество = множество отдельных личностей, государство = объединенный народ. Люди должны в соответствии со своими интересами объединяться в общественные группы и из них выдвигать своих представителей, которые будут регулировать все отношения между группами.

Бентам, Иеремия – теория утилитаризма: человек всегда стремится получать удовольствие и избегать страданий – т.е. получать пользу. В отношениях между людьми также нужно руководствоваться только принципом пользы. За свободу личности, частную собственность, невмешательство государства в экономику.

Де Токвиль, Шарль: торжество идеологии равенства ведет к усилению государственной власти, превращению отдельной личности в простой инструмент, используемый властью для достижения своих целей.

2. Идеология социализма (коммунизма): за обеспечение трудящемуся большинству достойных человека условий жизни, свободы от эксплуатации, свободы труда, справедливости и социального равенства. (Сен-Симон, Фурье, Оуэн).

3. Марксизм: политические отношения обусловлены экономическими отношениями и интересами. Государство происходит не от Бога и не является результатом общественного договора. Это – продукт классовых противоречий, служит интересам господствующего класса. Государство, выражающее интересы большинства, народа, учреждается через социальную революцию и в последствии перерастает в общественное самоуправление (Карл Маркс, Фридрих Энгельс).

4. Расистские концепции: определяющий фактор возникновения политических институтов – борьба рас, естественный отбор, приводящий к господству высшей расы. (Чемберлен – биологическое превосходство; Ф.Ницше: высшая раса – интеллектуальная элита и люди, обладающие наибольшей волей к власти. Демократия – изобретение людей со слабой волей к власти, с помощью которого они подчиняют себе людей с сильной волей к власти. Цель развития человечества – формирование расы сверхлюдей.

5. Позитивистские концепции: Конт – «Новая политическая философия» – за изучение и анализ исторических фактов. Классовое деление – результат неравенства в способностях, естественное и неизбежное. Спенсер – Органическая теория общества: общество = синтез биологического и социального. Политический аппарат подобен растущему организму: правительство – мозг, чиновники – нервы, армия – мускулы; с развитием политический аппарат усложняется новыми частями для добавочных функций.

4. Теория насилия (Гумплович): политика – результат борьбы между социальными группами за главные жизненные интересы; в зависимости от исхода борьбы и устанавливается тот или иной государственный строй. Победители – правящий класс, порабощённые – класс рабочих и служащих.

5. Теория правового государства (Еллинек): политика – не теоретическая, а чисто практическая наука о достижении определённых государственных целей. Политика – служанка политических партий. Конституция должна изменяться в соответствии с развитием политических и правовых отношений в обществе.
6. Развитие политических идей в России.

11-12 ввпервые памятники политической мысли – «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве». Основные идеи – обоснование независимости Руси от Византии В 15 в., после падения Византии и женитьбы великого князя Московского Ивана III на племяннице последнего византийского императора и провозглашения великого князя государем всея Руси В 16 в. русская политическая мысль    приобретает светский характер (секуляризируется). За укрепление и централизацию царской власти, строгие законы, создание сильного постоянного войска. 19 в.: 1. Либералы (Сперанский): за конституционную монархию, разделение властей и создание парламента (Думы) при решающей воле монарха. Чичерин - за политическое равноправие при экономическом и социальном неравенстве. 2. Демократы (декабристы): Пестель – за замену монархии республикой, народовластие, равенство сословий, свободу личности. Муравьёв – за конституционную монархию, ограничение царской власти и союзное правление царя и народа. 3. Славянофилы (Уваров, Хомяков): за единство православия, самодержавия, народности (самобытности). Самобытность России делает невозможным прочные отношения с Западом и Востоком, политика должна быть ориентированной большей частью на дела внутри страны. За политическое обособление России. 4. Западники (Белинский, Герцен, Тургенев, Чаадаев): Россия должна развиваться в тесном взаимодействии с другими странами, прежде всего – с Западной Европой, усваивая её культуру и опыт внешней и внутренней политики. Против обособления и замкнутости России. 6. Революционеры-демократы (Герцен, Огарев, Белинский, Чернышевский, Добролюбов) призывали к решению общественных противоречий народной революцией, к созданию народной республики на основе крестьянской общины, к децентрализации. 8. Анархисты (Бакунин, Кропоткин) сочетали народничество и анархизм, боролись с марксизмом и отрицали государство и власть вообще, предлагая создание «свободной федерации» земледельческих и фабрично-ремесленных ассоциаций. 9. Марксисты (В.И.Ленин)выдвигали идеи классовой борьбы, пролетарской революции и диктатуры пролетариата, ведущей силы революции, но предложил идею возможности социалистической революции в одной, отдельно взятой стране. Его оппоненты Плеханов и Мартов доказывали, что Россия не готова к социалистической революции, и выступали за эволюционный путь, солидаризируясь с идеями европейской социал-демократии. 10. Последними крупными российскими политическими мыслителями были Николай Бердяев (за реформу православия, сведение политики до минимума, растворения её в религии) и Иван Солоневич (за «народную монархию»: царь опирается на народ и традиции без посредничества знати, дворянства и интеллигенции. Революции 1917 г. положили конец конкуренции идеологий и программ, приведя к установлению диктатуры большевиков и созданию тоталитарного режима. 20 век: 1. Евразийство (Вернадский и эмигранты): Россия – особая страна, сочетающая элементы Востока и Запада, но пошедшая при Петре I чужим путем. За Советы без коммунистов, одновременное существование государственной и частной собственности на землю, за объединительную роль православия. 2. В СССР политическая наука до 1989 г. отвергалась вообще. Сталин выдвинул концепцию обострения классовой борьбы по мере укрепления социализма. Это означало постоянное усиление борьбы с классовыми врагами, т.е. новые и новые репрессии. Политическая мысль была неотделима от марксизма-ленинизма и выполняла поставленные КПСС задачи: 1) разоблачала буржуазную политику Запада; 2) осуждала антисоветскую борьбу в странах Восточной Европы; 3) объясняла искажение коммунистической идеи в маоистском Китае; 4) обосновывала единство советского народа и отсутствие борьбы за власть и других явлений реальной политики в СССР. 3. Перестройка породила борьбу идей, но эта борьба идет в рамках традиционных течений – западничества (демократы), славянофильства (Солженицын и коммунисты), евразийства (центристы). Крупных политологов в российской науке сейчас не видно.
7. Эволюция политической мысли в Беларуси.

12 в: Общественно-политическая мысль находились в тесной связи с христианством (Ефросинья Полоцкая, Кирилл Туровский). За укрепление феодальной власти, утверждение христианской религии, против княжеских междоусобиц.

14 в.: Полотчина получает название Белая Русь (вольная, свободная Русь). Формируется белорусская народность.

15-16 вв.: гуманистические течения. Франциск Скорина выделил 2 категории законов: 1) естественные, заложенные в природе человека; 2) написанные на бумаге – появляются тогда, когда люди преступают естественные законы и начинают воровать, убивать и т.п. Писанный закон призван положить конец преступлениям.

16 в.: правовые акты на древнебелорусском языке (Первый, Второй и Третий Статуты Великого Княжества Литовского – полный свод законов, «феодальная конституция»: права и обязанности разных сословий различны, но зависят не от чьей-то личной воли, а только от закона.

Большинство гуманистов придерживалось умеренных взглядов, выступало лишь за реформирование феодального общества: ограничение произвола магнатов, крепостников и католических церковников, за установление порядка и строгое соблюдение законов всеми сословиями, за правовое государство (Микола Гусовский, Сымон Будный, Лев Сапега). Часть гуманистов выступила за радикальное изменение существующего строя: уничтожение крепостного права, превращение городских плебеев и ремесленников в свободных собственников и равноправных граждан (Якуб из Калиновки, Мартин Чеховиц).

17-18 вв.: движение за освобождение Беларуси от Польши и воссоединение её с Россией (Симеон Полоцкий).

19 в.: революционно-демократическое направление общественной мысли: Франц Савич, Кастусь Калиновский – руководитель восстания против крепостничества и царского самодержавия, за создание самостоятельного Литовско-Белорусского государства, независимого от Польши и России. За крестьянскую революцию и демократическую республику.

В начале 20 в. было 3 основных политических течения: либерально-буржуазное, социал-демократическое, большевистское (коммунистическое).

8. Политика как общественное явление: понятие, структура, функции. Взаимосвязь политики с другими общественными явлениями.

Политика – 1) Наука о государственном управлении, искусство управлять государством. Все, что относится к государству, его делам: руководство, управление, участие в делах государства. 2) Борьба за власть: все явления, связанные с борьбой за завоевание, удержание и использование власти или с борьбой за ограничение власти. 3) Искусство управления людьми (Сократ). = Сфера отношений социальных субъектов по поводу использования государственной власти для выражения своих интересов.

Структура (форма) политики — это ин­ституты и нормы (правовые и организационные), позволяю­щие регулировать политическое поведение людей: государство, парти­и, общественно-политические организации, ассоциации и движения + законы, политические и правовые нормы.

Функции политики:

- формирование политической системы общества;

- организация его политической жизни, политических отношений;

- управление делами общества и государства;

- руководство органами власти и происходящими в обществе процессами;

- контроль политических и иных отношений;

- создание политического режима, государственного строя, типа правления.

Политика связана с экономикой, религией, моралью, правом.


9. Понятие, признаки и функции политической власти.

Политическая власть – способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность и поведение людей с помощью каких-либо средств – воли, авторитета, права, насилия. = Реальная способность данного класса, группы, индивида проводить свою волю в политике и правовых нормах.

Признаки политической власти:

- верховенство, обязательность ее решений для всего общества;

- всеобщность, публичность – действие на основе права от имени всего общества;

- легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны;

- моноцентричностьсуществование общегосударственного центра принятия решений; - наличие и использование средств для завоевания, удержания и реализации власти (средств поощрения и наказания);

- доминирование – социальное господство или лидерство;

- легитимность – законность, право и возможность проведения своей воли;

- влияние на объект власти и контроль над ним;

- авторитарное распределение материальных благ.

Функции политической власти: господство, руководство, регуляция, контроль, управление, координация, организация, мобилизация, борьба с неопределённостью и хаосом.
10. Субъекты и легитимность власти.

Власть имеет три составляющие: субъект власти (кто управляет), объект власти (тот, кто подчиняется) и ресурсы власти (то, с помощью чего субъект влияет на объект).

Субъект власти – человек или группа людей, обладающие ресурсами власти и с их помощью воздействующие на объект власти. Может быть легальным, официальным, или неформальным, неофициальным (влия­тельные лица, приближённые властвующей особы, духовные лидеры и т.п.). Эта форма может стать теневой, подпольной, принимать мафиозный характер.
Теоретически субъект власти – само общество, народ. Практически субъект власти – «народные слуги»: бюрократы, чиновники, в чьих руках ресурсы власти.

Субъект влияет на объект:

1) с помощью прямого принуждения (насилия),

2) с помощью манипулирования: экономических мер (финансовых и материальных), социальных мер (статус, положение), духовно-информационного воздействия (СМИ, массовая культура, образование, религия и пр.).

Влияние осуществляется через приказ (распоряжение); подчинение; наказание (санкции) как средство воздействия на отрицание господствующей воли; нормирование поведения как совокупность правил в соответствии со всеобщим интересом.

Легитимность (законность) власти – положительная оценка власти, принятие её населением, признание за ней права управлять и согласие ей подчиняться.

Формы легитимности:

1. Традиционная легитимность (характерна для монархии). Основана на обычаях, традициях нации, привычке беспрекословного повиновения подобно повиновению главе семьи. Прочная. Подкрепляет авторитет государства многовековыми традициями почитания власти.

2. Харизматическая легитимность (в периоды революций). Основана на вере в исключительные качества вождя, его величие и чудесный дар. Обожествление руководителя, создание культа его личности, способствующее признанию и принятию населением его политики.

3. Рационально-правовая (демократическая) легитимность (характерна для демократических государств). Источник – законность, выборность субъекта власти и правительства по общепризнанным правилам, на основе демократических процедур. Субъект власти выражает интересы большинства граждан, сохраняя их свободы в рамках закона.

4. Идеологическая легитимность – оправдание власти с помощью идеологии, вносимой в массовое сознание. Идеология обосновывает право власти управлять её соответствием интересам народа, определённой нации или класса (фашистская Германия, СССР). Основана на внедрении в сознание и подсознание людей определенной «официальной» идеологии с помощью методов убеждения и внушения.
11. Политическая элита: понятие и типы. Теории элит.

Политическая элита – самая активная часть правящего политического класса, исполняющая ведущую роль в управлении обществом, обладающая наибольшей властью и опирающаяся на институты насилия. = Высшая и законная страта (слой) управления обществом и поддержания его стабильности. Опирается на институты насилия (армию, полицию, чиновничество). Имеет право физического принуждения граждан для реализации своих актов и законов.

Типология элит:

- по видам деятельности (экономическая, политическая, военная);

- по личностным качествам (харизматическая, олигархическая, профессиональная, аристократическая);

- по отношению к власти (господствующая, потенциальная, оппозиционная);

- по позиции в иерархии управления (правящая, высшая, средняя, маргинальная);

- по типу правления (деспотическая, тоталитарная, демократическая, либеральная);

- по форме собственности (аграрная, промышленная, финансовая, интеллектуальная);

- по видам рекрутирования (отбора): элита крови (по рождению), открытая (из всех слоёв населения), закрытая (только из своей «гильдии», своего класса).

Теории элит – Михельс, Моска, Парето, Бердяев. Объясняли причины возникновения правящей элиты из-за:

1) неравенства способностей, качеств людей и их жизненных позиций;

2) неизбежности деления общества на руководящее меньшинство и руководимое большинство;

3) престижности и значимости управленческого труда (статус, положение в обществе);

4) привилегий, получаемых от управления: распределение ресурсов, средств и пр. блага.
12. Сущность и природа политического лидерства.

Лидер – авторитетный член организации, личностное влияние которого позволяет ему играть важную роль в социальных и политических процессах. Возглавляет, ведёт за собой, объединяет и координирует людей.

Политическое лидерство – взаимодействие лидера и его последователей, основанное на поддержке решений и действий лидера его сторонниками и их готовности следовать за ним. = Постоянное и легитимное влияние индивида, облечённого властью, на группу, организацию и общество в целом.

Зависит от личностных качеств, от ситуации (в мирное время выбирают мягких, в военное – волевых, жёстких), от умения выразить и отстоять интересы своей группы или класса, от качества и количества приверженцев и оппонентов.

13. Функции и типология политического лидерства.

Макс Вебер:

1. Традиционное лидерство: право на лидерство приобретается благодаря происхождению. Основа – традиция.

2. Рационально-легальное лидерство: опирается на общепризнанный правовой порядок путём выборов. Основа – закон.

3. Харизматическое лидерство: лидерство зависит от личности лидера, его обаяния, запала, страсти. Опирается на эмоциональную преданность последователей. Основа – личностные качества лидера. Недолговечно, перерастает либо в 1, либо в 2.

Такер:

1 – консерваторы: опора на неукоснительное сохранение существующего строя;

2 – реформаторы: за преобразование строя путём реформ;

3 – революционеры: за глобальное преобразование строя путём переворота.

Херманн:

1. Знаменосец: своё видение будущего и знание средств его достижения.

2. Служитель: признание через выражение интересов своих приверженцев.

3. Торговец: «продаёт» свои идеи, планы в обмен на поддержку избирателей.

4. Пожарный: быстрота, адекватность и эффективность действий в экстремальных условиях.

P.S. Есть ещё оппозиционное лидерство – противостояние официальной власти.

Функции политического лидерства: аналитическая (анализ ситуации, разработка плана действий), организаторская (мобилизация масс, формирование команды, планирование действий, контроль), интегративная (объединение и согласование интересов на основе общих идей), новаторская (внесение новых идей, обновления), коммуникативная (связь между властью и разными социальными группами), функция гаранта справедливости, законности и порядка.
14. Политическая система: понятие, структура, функции.

Политическая система – совокупность государственных и общественных институтов, осуществляющих политическую власть в обществе + сложившиеся между ними отношения по поводу власти. = Политические институты, структуры, процессы, формы поведения, политическая культура.

Структура, функции:

- Государство – осуществляет управление обществом;

- Политические партии – представляют интересы определённых классов;

- Общественные объединения, союзы – профессиональные, по социальному статусу, возрасту и пр.

- Общественно- политические движения – интересы более широких слоёв населения, чем партии; временное объединение за общую идею.

- группы давления (лоббистские группы) – банковские, промышленные – для упрочения своего положения и влияния.

- церковь – особенно в мусульманском мире. Формирует мировоззрение.

- СМИ – пресса, радио, ТВ, интернет – пропаганда определённого образа жизни, ценностей. Зомбируют больше всего.
15. Типы политических систем, их характеристика.

В политической науке существуют различные подходы к определению типов политических систем. Вот некоторые из них:

- Марксистско-ленинская концепция - по принципу классового подхода и форм собственности:

1. Рабовладельческий (античный и азиатский);

2. Феодальный;

3. Буржуазный;

4. Социалистический.

5. Смешанного типа – при переходах от одной формации к другой и исторически переходный тип (государство диктатуры пролетариата), которое существует временно и предполагает полный слом старого ны и создание нового типа государства.

- Классификация Роберта Даля – по степени демократизации власти:

1. Демократическая;

2. Авторитарная;

3. Тоталитарная.

- Классификация Габриэля Алмонда – по типу политической культуры:

1. Англо–американский (демократический стабильный);

2. Европейско–континентальный (демократический нестабильный);

3. Доиндустриальный (развивающиеся страны, недемократический, нестабильный);

4. Тоталитарный (однородная политическая культура, высокий уровень интеграции, которые достигается путем насилия).
16. Политический режим. Тоталитаризм и его сущность и разновидности.

Политический режим – система методов, используемая государством для осуществления своих властных полномочий и функций + уровень обеспечения властью прав и свобод своих граждан.

Тоталитарный режим: полный (тотальный) контроль государства над всеми сферами жизни общества, их жёсткая регламентация и преимущественно репрессивные методы управления и принуждения. Признаки:

- Жёсткая регламентация всех сторон жизни общества, в основном на основе какой-либо идеологии. Всё, что не разрешено, то запрещено.

- Тотальный контроль властей за всеми сферами жизни общества и деятельностью его членов. Даже над личной жизнью (о чём думают и говорят).

- Репрессивная система правосудия: максимальные меры наказания, обвинительный уклон, уголовные меры наказания (не штрафы, а тюрьма).

- Однопартийная система, отсутствие и подавление политической конкуренции.

- Подавление инакомыслия. Возможные очаги сопротивления режиму подавляются в зародыше; гражданам запрещено публично обсуждать и оценивать правящий режим; исключена свобода печати, слова и отстаивания своего мнения.

Разновидности: фашистская диктатура, диктатура пролетариата, …
17. Авторитаризм: его характерные черты и разновидности.

Авторитарный режим: сосредоточение власти в одних руках, методы управления путём принуждения и репрессий, неприкрытое ограничение прав и свобод личности. Руководители – абсолютный монарх, диктатор, вождь с неограниченным авторитетом.

- Неограниченная власть в руках одного лица.

- Фиктивная многопартийная система.

- Отсутствие реальной оппозиции.

Разновидности: абсолютная монархия, диктатура, военная диктатура.
18. Демократия: понятие, принципы.

Демократический режим: либеральные методы управления, соблюдение прав и свобод человека, политический плюрализм. Методы воздействия ограничены законом и находятся под контролем со стороны общества. Признаки:

1. Источник власти – народ.

2. Выборность и регулярная сменяемость органов власти.

3. Конкурентная многопартийная система.

4. Легальная политическая оппозиция.

5. Реальная свобода слова.

6. Стремление к созданию гражданского общества и правового государства.
19. Политические режимы и их сравнительный анализ.

1. Демократический режим: либеральные методы управления, соблюдение прав и свобод человека, политический плюрализм. Методы воздействия ограничены законом и находятся под контролем со стороны общества. Признаки:

- Источник власти – народ.

- Выборность и регулярная сменяемость органов власти.

- Конкурентная многопартийная система.

- Легальная политическая оппозиция.

- Реальная свобода слова.

- Стремление к созданию гражданского общества и правового государства.

2. Авторитарный режим: сосредоточение власти в одних руках, методы управления путём принуждения и репрессий, неприкрытое ограничение прав и свобод личности. Руководители – абсолютный монарх, диктатор, вождь с неограниченным авторитетом.

- Неограниченная власть в руках одного лица.

- Фиктивная многопартийная система.

- Отсутствие реальной оппозиции.

3. Тоталитарный режим: крайняя форма авторитаризма. Полный (тотальный) контроль государства над всеми сферами жизни общества, их жёсткая регламентация и преимущественно репрессивные методы управления и принуждения. Признаки:

- Жёсткая регламентация всех сторон жизни общества, в основном на основе какой-либо идеологии. Всё, что не разрешено, то запрещено.

- Тотальный контроль властей за всеми сферами жизни общества и деятельностью его членов. Даже над личной жизнью (о чём думают и говорят).

- Репрессивная система правосудия: максимальные меры наказания, обвинительный уклон, уголовные меры наказания (не штрафы, а тюрьма).

- Однопартийная система, отсутствие и подавление политической конкуренции.

- Подавление инакомыслия. Возможные очаги сопротивления режиму подавляются в зародыше; гражданам запрещено публично обсуждать и оценивать правящий режим; исключена свобода печати, слова и отстаивания своего мнения.

4. Военно-диктаторский режим: захват и удержание власти военными под предлогом наведения порядка + военно-полицейские методы управления, ограничение прав и свобод личности. Признаки:

- Сосредоточенность власти в руках военных.

- Значительное ограничение демократических прав и свобод.

- Произвольное нарушение властью конституционно провозглашённых прав и свобод под предлогом наведения и сохранения порядка в стране.

20. Роль выборов и политической жизни общества. Избирательное право: принципы и виды. Абсентеизм.

Выборы – способ формирования системы представительской власти, осуществляемый путём голосования.

Должны быть свободными, периодичными, обязательными, открытыми, гласными, альтернативными (минимум 2 кандидата), справедливыми (объективными и защищёнными от фальсификаций).

Роль выборов:

1. Представительство общественных интересов (разных социальных групп и слоёв).

2. Легитимация власти: власть, избранная народом, является законной.

3. Социальный барометр политической жизни: степень влияния разных политических сил, отношение граждан к политическому режиму, правящей элите и оппозиции.

4. Рекрутирование политической элиты.

5. Институализация участия граждан в политической жизни страны.

6. Политическая социализация граждан: адаптация к данной политической системе.

Избирательное право – 1) право граждан участвовать в формировании выборных институтов власти; 2) Совокупность юридических норм, обеспечивающих и регулирующих формирование выборных институтов власти.

Виды избирательного права:

1) Активное – право голосовать;

2) Пассивное – право избираться.

Принципы избирательного права:

1. Принцип всеобщности – участвуют все взрослые и психически здоровые граждане.

2. Принцип равенства – каждый гражданин участвует в выборах на равных основаниях с другими.

3. Возрастной ценз – право участвовать в выборах с определённого возраста.

4. Ценз гражданства – избирательные права предоставляются только гражданам.

5. Принцип тайного голосования – исключение контроля за волеизъявлением (закрытая кабина).

6. Принцип прямого избирательного права – голосование непосредственно, лично. Косвенное избирательное право – голосование через избранную коллегию представителей (избрание президента США).

7. Ценз осёдлости – условие проживания на данной территории не менее определённого срока (в Японии – 3 месяца).

8. Ценз пола – признание избирательных прав только за мужчинами (некоторые мусульманские страны).

9. Имущественный ценз – право участия в выборах только при наличии имущества определённого размера или уплаты налогов.

Абсентеизм – уклонение от участия в голосовании. Причины – аполитичность, отсутствие достойных кандидатов, неверие в возможность личного влияния на ситуацию в стране, + «бытовой» абсентеизм – плохая погода, болезнь, отсутствие в городе.
21. Избирательные системы и их виды.

Избирательная система (электоральная формула) – способ определения результатов выборов.

Три основных вида:

1. Мажоритарная (принцип большинства голосов): побеждает кандидат, набравший большинство голосов. Разновидности: относительного большинства голосов (кандидату надо набрать голосов больше, чем любому из его соперников) и абсолютного большинства голосов (кандидату надо набрать 50 % голосов + 1 голос). Австралия, Бразилия, Франция. Россия – на основе мажоритарной системы абсолютного большинства.

2. Пропорциональная (голосование за списки кандидатов, выдвигаемые партиями): распределение мандатов между партиями осуществляется пропорционально числу поданных голосов. Действует заградительный барьер (определяется минимальное число голосов, которое должна собрать партия для участия в распределения мандатов). Австрия, Дания, Бельгия, Латвия, Швейцария, Нидерланды.

3. Смешанная (соединяет преимущества обеих систем и смягчает их недостатки): либо с доминированием какого-либо типа, либо уравновешенное. Армения, Германия, Литва, Мексика, Япония.
22. Теории происхождения государства. Сущность государства, его основные признаки и функции.

Государство – основной институт политической системы общества. Управляет обществом, охраняет его политическую и социальную структуру на основе права с помощью специального механизма (аппарата).

Признаки:

- наличие системы органов и учреждений (представительных, исполнительных, судебных), осуществляющих функции власти;

- наличие права, системы норм, обязательных для исполнения всеми членами общества;

- наличие определённой территории, на которую распространяется власть и юрисдикция (законы) этого государства;

- исключительное право взимать налоги и сборы с населения.

Функции:

1. Внешние:

- защита общества от внешних врагов

- развитие отношений с другими государствами;

2. Внутренние:

- политическая (осуществление политической власти),

- правовая (разработка и реализация законов, защита прав и интересов граждан),

- экономическая (налоговая политика, кредиты, вложения, санкции),

- организаторская (принятие решений, координирование, контроль),

- социальная (забота о гражданах),

- культурно-образовательная (создание условий для удовлетворения культурных и образовательных запросов людей).

Теории происхождения государства:

1. Патриархальная теория (древняя Греция): государство – продолжение отцовской опекунской власти в семье, осуществляемой к общей пользе.

2. Теологическая концепция: государство – священный и неприкосновенный институт, дарованный Богом для организации жизни людей. Фома Аквинский, Августин Аврелий.

3. Теория общественного договора. Локк, Гоббс, Руссо: государство – результат своеобразного договора индивидов с целью обеспечить правопорядок, гарантирующий пользование естественными правами и собственностью.

4. Теория «насилия» или «захвата». Гумплович, Каутский: государство – результат акта насилия, завоевания одного народа другим, более сильным и организованным.

5. Социально-экономическая (марксистская) концепция: государство – результат общественного разделения труда и появления классов, находящихся в антагонизме, для поддержания господства одних классов над другими. Маркс, Энгельс

6. Расистская концепция: государство - продукт естественного отбора среди людей по их биологическим или личностным качествам для установления господства «высших» людей над «низшими». Ницше, Чемберлен.
23. Формы государственного правления и их характеристика.

1. Монархия: формальный источник власти – монарх. Власть передаётся по наследству. Устойчивая форма правления.

- Абсолютная – власть полностью в руках монарха. Немного стран. Саудовская Аравия.

- Конституционная – ограниченная или номинальная власть монарха как символа нации. Испания, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Великобритания, Дания и пр.

2. Республика: формальный источник власти – воля народного большинства. Глава государства сменяем.

- Президентская – страной руководит одно лицо, избранное населением.

- Парламентская – страной руководит коллективный выбираемый орган.

- Смешанная (полупрезидентская) – страной руководят и президент, и парламент одновременно.

- Теократическая – страной руководит духовенство. Ватикан.

24. Государственно-территориальное устройство.

1. Унитарное государство – единое государственное образование, разделённое на административно-территориальные единицы, имеющие одинаковый юридический статус и не обладающие самостоятельностью. Франция, Польша, Беларусь.

2. Федерация – союзное государство, в которое входят составные единицы (республики, земли, штаты, кантоны и пр.), у которых есть свои права, сопоставимые с правами центра. У федерации есть 2 уровня власти: федеральная и местная, + двухпалатный парламент, представляющий интересы как субъектов федерации, так и всей федерации в целом. США, Российская Федерация, СССР.

3. Конфедерация – государственное правовое объединение (союз) юридически независимых государств. Цель – проведение единой политики, решение совместных оборонных, экономических и пр. задач. Самое неустойчивое объединение. Объединённая Арабская республика – союз Сирии и Египта, Сенегамбия – Сенегал и Гамбия.
25. Правовое государство: сущность, принципы, пути формирования. Социальное государство. Основные направления, цели, методы социальной политики социального государства.

Правовое государство – государство со стабильным законодательством, где право первенствует над властью.

Принципы:

1. Незыблемость конституции, которую не вправе преступать даже само государство; стабильная система законодательства; главенство конституции и законов над остальными актами, распоряжениями и указаниями.

2. Равенство всех граждан перед законом.

3. Ответственность государства перед гражданином и гражданина перед государством: полная гарантия прав и свобод, защита от произвола власти + защита властью общества от покушения на него антисоциальных элементов.

4. Наличие эффективной системы правоохранительных органов, подчиняющихся только закону.

5. Развитое правовое сознание граждан и должностных лиц, уважение к закону.

Социальное государство – государство, ориентированное на социальную справедливость (право на труд и его достойное вознаграждение, справедливое распределение материальных благ) и решение социальных проблем (рост материального благосостояния граждан, охрану их здоровья, духовное развитие, получение образования).

Методы легитимные, демократические, основанные на социальной справедливости.
26. Гражданское общество: понятие и характерные черты.

Гражданское общество – в котором осуществляется превращение «подданных» государства в свободных граждан, способных делать самостоятельный выбор (политический, идеологический и пр.)

Признаки:

- Существенное ограничение государственного вмешательства в экономическую деятельность граждан;

- обеспечение широкого круга их экономических, политических, культурных прав и свобод.
27. Глава государства и его роль в структуре высших органов государственной власти.

  1   2   3
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации