Исследование агрессивности подростков воспитанников социального приюта - файл n1.doc

Исследование агрессивности подростков воспитанников социального приюта
Скачать все файлы (1002.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc1003kb.18.02.2014 22:21скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6


Дипломная работа
Тема: Особенности проявления агрессивности подростков – воспитанников социального приюта.

Содержание
Введение 3

Глава 1. Теоретические подходы к изучению агрессивности подростков - воспитанников социального приюта 6

1.1. Содержание и понятие «агрессии» и «агрессивности» в современной психологической науке 6

1.2. Особенности подросткового возраста 16

1.3. Психологические особенности детей, воспитывающихся в социальном приюте 23

Выводы по первой главе 30

Глава 2. Сравнительная характеристика агрессивности подростков – воспитанников социального приюта и их сверстников, живущих в семье 32

2.1. Организация и методы исследования 32

2.2. Результаты исследования и их анализ 35

2.3. Разработки рекомендации для педагогов 44

Выводы по второй главе 46

Заключение 48

Литература 50

Приложение 54

Введение
Актуальность темы исследования: проблема агрессии в настоящее время является одной из серьезнейших проблем современности. Агрессия и ее проявления не просто интересует юристов, психологов, социологов, врачей и других специалистов, а еще вызывает и серьезное беспокойство.

В последнее десятилетие во всем мире отмечается рост насильственных действий, сопряженных с особой жестокостью, вандализмом и глумлением над людьми. Такие социально опасные проявления, обычно связанные с понятиями агрессии и агрессивности, вызывают серьезное беспокойство. Особенно острой в настоящий момент является проблема роста детской преступности и асоциальности. Особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность. Наиболее остро этот процесс проявляется на рубеже перехода ребенка из детства во взрослое состояние – в подростковом возрасте.

Следует отметить, что сама по себе тема «детской и подростковой агрессивности» долгое время была закрыта и поэтому не получила разработки в отечественной психологии. Даже в настоящее время публикации на эту тему немногочисленны, и представляют собой, главным образом, обзор зарубежных исследований. И, тем не менее, можно констатировать, что сегодня наиболее впечатляющие результаты в изучении природы и механизмов агрессивности детей и подростков достигнуты именно в психологической науке. Но вполне естественно, что в этой интересной, сложной и интенсивно изучаемой области все еще остается много нерешенных проблем, и нет ответов на многие вопросы.

В напряженной, неустойчивой социальной и экономической обстановке, сложившейся в настоящее время в нашем обществе, создается новый тип учреждений для детей, находящихся в социально опасном положении – социальный приют для детей. Одной из проблем, с которой сталкиваются работники таких учреждений, является агрессивность воспитанников. Это необходимо учитывать при разработке программ реабилитации подростков.

Проблему подростковой агрессивности изучали многие авторы, среди них Бандура А., Можгинский Ю., Семенюк Л.М., Фурманов И.А. и др.

Анализ литературы показал, что психологами проблема агрессивности изучена достаточно хорошо, а данных об особенностях агрессивности у детей, воспитывающихся в социальном приюте практически нет.

В связи с этим была избрана тема работы «Изучение особенностей проявления агрессивности подростков - воспитанников социального приюта».

Цель нашего исследования: изучить и охарактеризовать особенности проявления агрессивности подростков – воспитанников социального приюта.

Объектом исследования является агрессивность подростков.

Предмет исследования – особенности агрессивности подростков- воспитанников социального приюта.

При проведении исследования необходимо проверить следующую гипотезу: предполагаем, что у подростков - воспитанников социального приюта, в отличие от детей, воспитывающихся в семье, существуют особенности проявления агрессивности: у подростков - воспитанников социального приюта более выражены такие формы агрессии как физическая агрессия, раздражительность, подозрительность в отличие от их сверстников, воспитывающихся в семье.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть имеющиеся в литературе представления о сущности агрессии и агрессивности.

  2. Охарактеризовать особенности подросткового возраста.

  3. Рассмотреть психологические особенности детей, воспитывающихся в социальном приюте.

  4. Изучить особенности агрессивности у подростков – воспитанников социального приюта, и их сверстников, воспитывающихся в семье.

  5. Описать особенности проявления агрессивности у подростков -воспитанников социального приюта.

В работе были использованы следующие методы: теоретический анализ литературы, методы психодиагностики («Диагностика показателей и форм агрессии» А. Басса и А. Дарки, методика «Личностная агрессивность и конфликтность» Е.П. Ильин, П.А. Ковалев), методы количественной и качественной обработки данных (в т.ч. статистические).

Исследование проходило на базе МУ «Социальный приют для детей и подростков» Бабушкинского района, МОУ «Бабушкинская средняя общеобразовательная школа», МУ «Социальный приют для детей и подростков» Никольского района.

Практическая значимость работы заключается в разработке и внедрении комплекса заданий по исследованию агрессивности подростков – воспитанников социальных приютов. Результаты данного исследования могут заинтересовать психологов социальных приютов, педагогов, врачей и других специалистов при работе с данной категорией подростков.

Структура. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения. Во введении отражена актуальность исследования, его цель, объект, предмет, задачи, гипотеза. В первой главе рассматриваются теоретические подходы к изучению агрессивности подростков - воспитанников социального приюта. Вторая глава посвящена эмпирическому изучению особенностей агрессивности у подростков - воспитанников социального приюта, и их сверстников, живущих в семье. В заключении подведены итоги дипломной работы и сделаны соответствующие выводы.

Глава 1. Теоретические подходы к изучению агрессивности подростков - воспитанников социального приюта
1.1. Содержание и понятие агрессии и агрессивности в современной психологической науке
Проблема агрессии и агрессивности поведения останется актуальной всегда, поскольку агрессивное поведение привлекает дестабилизирующий фактор в жизни общества. В жизни термин «агрессия» имеет широкое распространение для обозначения насильственных захватнических действий. Агрессия и агрессоры всегда оцениваются отрицательно, как выражение антигуманизма, насилия, культа грубой силы. В основном же под агрессией понимается вредоносное поведение. В понятии «агрессия» объединяются различные по форме и результатам акты поведения - от злых шуток, сплетен, враждебных фантазий, до бандитизма и убийств. В подростковой жизни не редко встречаются формы насильственного поведения, определяемого в терминах «задиристость», «драчливость», «озлобленность», «жестокость». К агрессивности близко подходит состояние враждебности. Враждебность более узкое по направленности состояние, всегда имеющее определённый объект. Часто враждебность и агрессивность сочетаются, но не редко люди могут находиться во враждебных отношениях, однако никакой агрессивности не проявляют. Бывает и агрессивность без враждебности, когда обижают людей, к которым никаких враждебных чувств не питают [30, с. 25].

Для того чтобы рассмотреть проблему подростковой агрессивности для начала поясним, каково общее понятие агрессии.

Необходимость этого обосновывается тем, что термин «агрессия» чрезвычайно часто употребляется в самом широком контексте и поэтому нуждается в серьёзном очищении от целого ряда наслоений и отдельных смыслов. Э. Фромм по этому поводу заметил, что агрессия – «коллекция хлама, куда мы сваливаем многие психологические механизмы, о которых мы не знаем, как их анализировать, или даже точно назвать, либо такие, анализ и наименование которых нас не интересуют» [25, с. 37]. Различные авторы в своих исследованиях по-разному определяют агрессию и агрессивность. Под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению. Так Л. Бендер говорит об агрессии как «тенденции приближения к объекту или удаления от него», а Ф. Аллан описывает её как «внутреннюю силу (не объясняя её происхождения), дающую человеку возможность противостоять внешним силам» [25, с. 40]. Р. Бэрон, Д. Ричардсон рассматривают агрессию как «любую форму поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения» [8, с.89].

Само слово «агрессия» имеет корни в латинском adgradi (ad- на, gradis- шаг), т.е. «на-ступать». Толковый словарь современного русского языка С.И. Ожегова даёт следующее определение: «Агрессия – это открытая неприязнь, вызывающая враждебность» [23, с. 25]. Н.Д. Левитов рассматривает агрессию как психологическое состояние, и выделяет в агрессии познавательный, эмоциональный и волевой компоненты. Познавательный и волевой компоненты заключаются в ориентировке, которая требует понимания ситуации, выделения объекта для нападения и идентификации своих «наступательных» средств. Исключительно важен эмоциональный компонент агрессивного состояния, как известно, люди существенно отличаются своей эмоциональной средой. Однако эмоциональная сторона агрессии не исчерпывается следующими эмоциями: волнением, радостью, удивлением, страданием, гневом, отвращением, презрением, страхом, виной, стыдом. Особый оттенок этому состоянию придают переживания недоброжелательности, злости, мстительности, а в некоторых случаях – и чувство своей силы, уверенности. Бывает и так, что агрессор переживает радостное чувство, патологическим выражением которого является садизм [25, с. 38].

В психологическом словаре даётся следующее определение агрессии:

«Агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред одушевлённым и неодушевлённым объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт» [14, с. 73].

В психологии под агрессией понимают тенденцию (стремление), проявляющуюся в реальном поведении или фантазировании, с целью подчинить себе других либо доминировать над ними. Данная тенденция носит универсальный характер, а сам термин «агрессия» в целом имеет нейтральное значение. По сути, агрессия может быть как позитивной, служащей жизненным интересам и выживанию, так и негативной, ориентированной на удовлетворение агрессивного влечения самого по себе [13, с. 156]. Агрессия как психическая реальность имеет конкретные характеристики: направленность, формы проявления, интенсивность. Целью агрессии может быть как собственно причинение страдания (вреда) жертве (враждебная агрессия), так и использование агрессии как способа достижения иной цели (инструментальная агрессия). Агрессия бывает направлена на внешние объекты (людей или предметы) или на себя (тело или личность). Особую опасность для общества представляет агрессия, направленная на других людей [3, с. 274].

Агрессия принимает самые разнообразные формы – явные или латентные. Несмотря на то, что термин «агрессия» обычно принимается для обозначения разрушительных намерений, его распространяют и на более позитивные проявления, например активность, порождаемую честолюбием. Подобные действия обозначают как самоутверждение, чтобы подчеркнуть, что они побуждаются невраждебной мотивацией. Они проявляются в форме конкуренции, стремления к достижениям, иронии, спортивных состязаниях и т.д. [12, с.14]. Наиболее же привычными проявлениями агрессии считаются конфликтность, злословие, давление, принуждение, негативное оценивание, угрозы или применение физической силы. Скрытые формы агрессии выражаются в уходе от контактов, бездействии с целью навредить кому-то, причинении вреда себе и самоубийстве.

Таким образом, агрессия как внутренняя побудительная тенденция – это неотъемлемая часть личностной динамики (как в норме, так и при нарушениях различной степени выраженности).

Из этого множества определений агрессии ни одно не является исчерпывающим и общеупотребительным. Агрессивность имеет качественную и количественную характеристику. Как и всякое свойство, оно имеет различную степень выраженности, от почти полного отсутствия до его предельного развития. Каждая личность должна обладать определённой степенью агрессивности. Отсутствие её приводит к пассивности, ведомости, конформности. Чрезмерное развитие её начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.п. Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жёсткой, а с другой – сам факт агрессии принимать сознательно опасные и неодобряемые формы [25, с. 60].

При всей важности эмоционального компонента агрессии нельзя недооценивать её волевой стороны. В агрессивном действии имеются все формальные качества воли: целеустремлённость, настойчивость, решительность, в ряде случаев инициативность и смелость. Агрессивное состояние часто возникает и развивается в борьбе, а всякая борьба требует волевых качеств.

В научной литературе используется различная терминология: различают агрессию, агрессивность и агрессивное поведение. Многие исследователи разводят понятия агрессии как психологического свойства личности. Агрессия трактуется как процесс, имеющий специфическую функцию и организацию, агрессивность же рассматривается как некоторая структура, являющаяся компонентом более сложной структуры психических свойств человека [30, с. 71].

Психологический подход в отечественной литературе представлен П.А. Ковалёвым, который считает, что «агрессивные действия человека обусловлены его агрессивностью, как психологическим свойством личности». Он предлагает следующее определение агрессивности: «Агрессивность – устойчивый набор личностных качеств, который способствует совпадению потребности и цели насильственного поведения». По определению К.К. Платонова, «агрессивность – это психическое явление, выражающееся в стремлении к насильственным действиям в межличностных отношениях» [25, с. 67]. По данным Т.М. Титаренко, Г.М. Андреевой агрессивность складывается при наличии специфических взаимоотношений, наблюдаемых с первых лет жизни. К.К. Платонов описывает свойство личности как чисто психологическую категорию. Психические свойства изменяются в результате биологического развития человека от детства до старости. Могут они меняться и в результате заболевания. Но более всего они изменяются под воздействием социальных условий.

Как форму социального поведения агрессивность рассматривают Т.Г. Румянцева, И.Б. Бойко: человеческое агрессивное поведение осуществляется в контексте социального взаимодействия. В определении поведения в качестве агрессивного решающее место должно принадлежать понятию нормы. Нормы формируют своеобразный механизм контроля за обозначением тех или иных действий. Когда же эти нормы соблюдены, воспринимаемое поведение не будет рассматриваться в качестве агрессивного, независимо от степени губительности последствий такого поведения. И наоборот, если нормы нарушены, на поведение навешивается ярлык агрессии [25, с.68].

Отсюда следует, что поведение называется агрессивным при наличии двух обязательных условий:

1) когда имеют место губительные для жертвы последствия,

2) когда нарушены нормы поведения.

Социально опасные последствия агрессивного поведения, привлекая к себе особое внимание, наполнили этот термин лишь отрицательным смыслом и привели к отрицанию социально одобряемой агрессии.

В некоторых случаях об агрессивных действиях говорят как об энергично наступательных и дают им положительную оценку. Это обычно делается, когда речь идёт о спортивных состязаниях: отсутствие у команды спортивной «злости» или агрессивности оценивается как существенный недостаток. Такая «положительная» агрессия является скорее исключением, имеющим место в узко специальной сфере [30, с. 74].

Наиболее развернутой классификацией агрессивного поведения является классификация, данная А. Бассом. Он выделил три основных параметра, по которым характеризуют формы агрессивного поведения:

  1. физическая – вербальная агрессия;

  2. активная – пассивная агрессия;

  3. прямая – косвенная агрессия.

Комбинирование этих форм дало возможность выделить восемь видов агрессивного поведения:

Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица.

Косвенная агрессия – под этим термином понимают как агрессию, которая окольными путями направлена на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и агрессию, которая ни на кого не направлена,- взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топании ногами, битье кулаками по столу и т.д. Эти взрывы характеризуются ненаправленностью и неупорядоченностью.

Склонность к раздражению (раздражение) – готовность к проявлению при малейшем возбуждении, вспыльчивости, резкости, грубости.

Негативизм – оппозиционная мера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства; это поведение может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.

Обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.

Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань). Угрызения совести, чувство вины – убеждение субъекта, что он является плохим человеком, совершающим неправильные поступки.

Н.И. Корытниковой была разработана модель уровней агрессивности несовершеннолетних в зависимости от характера поведенческой регуляции и способов переработки информации, в которой были выделены 4 уровня аггрессии:

Первый уровень – уровень генерализованной агрессии (агрессия против «всех и вся»). Как правило, несовершеннолетние используют формы физической агрессии для удовлетворения своих примитивных потребностей. Они неуживчивы, эгоистичны, равнодушны к чужим переживаниям, не терпят замечаний в свой адрес, любят делать назло. Для них характерны постоянные конфликты как в семье, так и в школе. Отсутствует контроль за своим поведением, они ссорятся и дерутся со всеми. Главная характеристика несовершеннолетних, принадлежащих к этому уровню генерализованной агрессии, - это отсутствие альтернативных способов поведения, отвержение всяческих авторитетов, подозрительность.

Второй уровень – уровень избирательной, локальной агрессии. Такие подростки выборочно агрессивны по отношению к тем, кто слабее их. «Козлов отпущения» можно найти в каждом классе – это ситуация, когда «сильные» обижают «слабых». Это несовершеннолетние с явно выраженной конкурентной позицией, им хочется быть первыми, но от неудач они теряются, перестают себя контролировать, становятся раздражительными, импульсивными. От подростков, принадлежащих к первому уровню, их отличает любовь к себе, и из-за чрезмерной любви к себе они становятся агрессивными.

Третий уровень – уровень адаптивной агрессии. Отличительным признаком защитной или адаптивной агрессии является наличие действительной, непосредственной угрозы жизни или здоровью, для сохранения которых предпринимаются соответствующие насильственные действия. Эти действия иногда могут содержать в себе признаки криминальной агрессии. Защитная агрессия возникает как компенсаторная реакция на жестокое к себе отношение или как результат формирования стереотипной антисоциальной линии поведения. Такие подростки не уверены в себе, общаются с очень узким кругом сверстников, выслушивают замечания взрослых, но их не выполняют, отличаются узким кругом интересов, заискивают перед сильными, не имеют собственного мнения.

Четвертый уровень – уровень творческой агрессии. Для таких несовершеннолетних характерны умение наблюдать, анализировать, прогнозировать, стремление понять, о чем думают другие люди, каковы их переживания, самочувствие и состояние. Используют свои умения, чтобы отомстить за поруганную честь, не прибегая к физическому насилию.

Для всех уровней характерна общая черта – накопление отрицательных эмоций, которые приводят к этапу разрядки эмоционального напряжения, этапу последующей разрядки эмоций, спада эмоционального напряжения и его последствий [25, с. 92].

Обобщая многочисленные данные по этой проблеме можно выделить три основных фактора становления агрессивных форм поведения.

1. Семья как фактор агрессивного поведения.

Свои первые знания о моделях агрессивного поведения дети приобретают в семье. Как отмечают Р. Бэрон и Д. Ричардсон, «семья может одновременно демонстрировать модели агрессивного поведения и обеспечивать его подкрепление». Именно в семье ребенок проходит свой первый этап социализации и именно там он может усвоить первый урок агрессивного поведения. Практический интерес представляют данные о связи агрессивного поведения с наказаниями, используемыми родителями. Частые и неоправданно жестокие наказания, кстати, как и отсутствие контроля и присмотра за детьми, провоцирует детей к агрессивному поведению. Более того, дети, усвоившие агрессивные формы поведения в результате наказаний родителей, став взрослыми столь же сурово наказывают уже своих детей. Дети, приученные к частым и неоправданным наказаниям, оказываются неспособными к принятию правил приемлемого поведения, поскольку наказание заставляет ребенка скрывать внешние проявления нежелательного поведения, но не устраняет их [1, с.112 ].

В.И. Гарбузов выделил 3 типа негативных отношений родителей к ребенку:

Тип А – отвержение (неприятие ребенка, демонстрация недоброжелательного отношения).

Тип Б – гиперсоциализация (сверхтребовательное отношение: чрезмерная критика, придирчивость, наказание за малейшую провинность).

Тип В – гиперопека (эгоцентричное воспитание: сверхзаботливое отношение, при котором ребенок лишен возможности самостоятельно действовать).

Первый тип формирует у ребенка ощущение покинутости, незащищенности, неуверенности в себе. Ребенок не чувствует поддержки. Кроме того, отвержение разрушает механизм идентификации (ребенок не принимает родительские убеждения). При холодных эмоциональных отношениях он не имеет позитивных поведенческих моделей реагирования. Это снижает способность саморегуляции ребенка.

Второй тип вроде бы представляет ребенку образец для развития и направлен на формирование сильной, волевой личности, но все же приводит к негативным результатам – озлобленности, стремлению делать запретное «исподтишка» и прочее. Здесь критика со стороны родителей обычно не является конструктивной и поэтому не приводит к положительным результатам.

Третий тип также нарушает нормальное развитие личности. Она предоставляет ребенку возможность для получения родительской ласки и любви, однако, чрезмерный уход приводит к инфантилизму, несамостоятельности, неспособности принимать решения и противостоять стрессам. Такие дети, считают психологи, чаще всего становятся жертвами агрессии. И, учитывая, что они не способны постоять за себя, у них наблюдается косвенная агрессия, т.е. свои негативные эмоции они вымещают на других предметах (рвут книги) [24, с. 120].

Таким образом, неправильное отношение к ребенку в семье также ведет к формированию агрессивных тенденций в поведении ребенка.

2. Следующим значимым фактором становления агрессивных форм поведения являются взаимоотношения со сверстниками. Агрессивное поведение связано и с положением ребенка в кругу своих сверстников. Отвержение ребенка другими детьми и низкий социальный статус в группе сверстников также провоцирует его к принятию агрессивных форм поведения [21, с. 156].

3. Третьим фактором усвоения ребенком моделей агрессивного поведения являются средства массовой информации и, прежде всего, кино и телевидение. Во время регулярных просмотров телепередач ребенок видит, как их герои выясняют отношения с помощью агрессивного поведения. Отождествляя себя с ними, ребенок вспоминает агрессивные действия, избираемые телеперсонажами для решения своих проблем. Эти сцены насилия стимулируют появление агрессивных фантазий, помогая отрепетировать ребенку возможные агрессивные действия.

Если семейные отношения или общение со сверстниками подкрепляют агрессию, оно становится привычкой. Привычка к агрессивным формам поведения становится барьером на пути успешной социализации ребенка.

На основании изложенного можно сделать вывод: понятие «агрессия» носит оценочный, исторически и ситуационно обусловленный характер. Степень агрессивности определяется конкретным обществом, носит оценочный характер и оценивается с точки зрения признанной «нормы агрессивности». В научной литературе нет однозначного определения агрессии. Агрессивное поведение чаще всего рассматривается исследователями как одна из форм реагирования человека на различные в физическом и психологическом отношении жизненные ситуации.

В качестве рабочего понятия «агрессивности» мы в нашем исследовании будем опираться на следующее определение: «Агрессивность – относительно устойчивое качество личности, выражающееся в готовности к агрессии, приобретаемой в процессе социализации». Под агрессией мы будем понимать тенденцию (стремление), проявляющуюся в реальном поведении или фантазировании, с целью подчинить себе других либо доминировать над ними [25, с. 67]
1.2. Особенности подросткового возраста

Отрочество, подростковый возраст – период жизни человека от детства до юности в традиционной квалификации от 11-12 до 14 - 15 лет, совпадающий в современной российской школе с временем обучения V-VIII классах школы. Понятие отрочества объединяет предподростковый, младший подростковый и средний подростковый возраст.

Специфическая особенность подросткового возраста состоит в том, что с одной стороны, по уровню характера психического развития это типичная эпоха детства, с другой – перед нами растущий человек, в усложненной деятельности которого четко намечается направленность на новый характер общественных наблюдений. Он реально вступает в новые формы взаимосвязей, общения, пытается осознать их характер, самоопределится.

После относительно спокойного младшего школьного возраста подростковый кажется бурным и сложным. Развитие на этом этапе действительно идет быстрыми темпами, особенно много изменений наблюдается в плане формирования личности. И, пожалуй, главная особенность подростка – личностная нестабильность. Противоположные черты, стремление, тенденции, сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка. Анна Фрейд так описала эту подростковую особенность: «… подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром Вселенной и единственным предметом, достойным интересом, и в тоже время, ни в один из последующих периодов своей жизни они не способны на такую преданность и самопожертвование. Они вступают в страстные любовные отношения – лишь для того, чтобы оборвать их также внезапно, как и начали. С одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь сообщества, а с другой - они охвачены страстью к одиночеству. Они колеблются между слепым подчинением избранному ими лидеру и вызывающим бунтом против любой и всяческой власти. Они эгоистичны и материалистичны и в тоже время преисполнены возвышенного идеализма. Они аскетичны, но внезапно погружаются в распущенность самого примитивного характера. Иногда их поведение по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно, хотя, сами они неимоверно ранимы. Их настроение колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом. Иногда они трудятся с неиссякающим энтузиазмом, а иногда, медлительны и апатичны» [17, с. 48].

Личность еще недостаточно развита, чтобы считаться взрослой, и в то же время настолько развита, что в состоянии сознательно вступать в отношения с окружающими и следовать в своих поступках и действиях требованиям общественных норм и правил [26, с. 36]. Современные подростки стали более прагматичными, для них резко возросла значимость материальных ценностей, а для некоторых характерно отсутствие жизненных целей, обеднение, сужение и деформация временной перспективы.

По мнению И.С. Кона, выделение возрастного периода, необходимого для перехода от детского к взрослому социальному статусу, существует в различных культурах, и во многих из них этот переход ритуализирован. В русской культуре синонимом слова «подросток» является устаревшее «отрок», дословно: «не имеющий права говорить». И.С. Кон отмечает, что выделение возрастных категорий не столько определяется уровнем биологического развития, сколько зависит от социального статуса [39, с. 135].

В личности несовершеннолетних происходят необходимые изменения: от организации (детство) через дезорганизацию (подростковый возраст) к реорганизации (взрослость). Подростковый, отроческий возраст 11-13, 14-15 лет является переходным главным образом в биологическом смысле, поскольку это возраст полового созревания, параллельно которому достигают в основном зрелости и другие биологические системы организма.

Многочисленные исследования (Л.И. Болевич, Т.В. Драгунова, А.И. Краковский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Д.И. Фельдштейн и др.) свидетельствуют, что психобиологические факторы, определяющие развитие психики ребенка взаимосвязаны с индивидуально психологическими особенностями формирования характера подростка, его национально волевой и мотивационной сферами. Они, в свою очередь, испытывают влияние со стороны социально педагогических факторов: семьи, ближайшего окружения школьников. В социальном плане подростковая фаза – это продолжение первичной социализации. Отсюда – типичные возрастные конфликты и их преломление в самосознании подростка [37, с. 12].

Подростковый возраст имеет важное значение в развитии и становлении личности человека. В этот период значительно расширяется объем деятельности ребенка, качественно меняется его характер, в структуре личности происходят ощутимые перемены, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и установок. И все это происходит на фоне противоречий физиологического и психического развития подростка, на фоне его становления отсюда подростковый возраст характеризуется специалистами как переходный, сложный, трудный, критический. Это словно второе рождение, писал В.А. Сухомлинский в книге «Рождение гражданина»: « И глаза не те, и голос уже не тот, и - это самое главное – восприятие окружающего мира иное, отношение к людям, требования, запросы, интересы – все качественно иное» [21, с. 69].

Современный подросток живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано, во-первых, с темпом и ритмом технико-технологических преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования. Во-вторых, с насыщенным характером информации, которая создает массу «шумов», глубинно воздействующих на подростка, у которого еще не выработано четкой жизненной позиции. В-третьих, с экологическими и экономическими кризисами, поразившими наше общество, что вызывает у детей чувство безнадежности и раздражения. При этом у молодых людей развивается чувство протеста, часто неосознанного, и вместе с тем растет их индивидуализация, которая при потере общесоциальной заинтересованности ведет к эгоизму [5, с. 13]. Сочетание неблагоприятных биологических, психологических, семейных и других социально-психологических факторов искажает весь образ жизни подростков. Характерным для них становится нарушение эмоциональных отношений с окружающими людьми. Подростки попадают под сильное влияние подростковой группы, нередко формирующей асоциальную шкалу жизненных ценностей. Сам образ жизни, среда, стиль и круг общения способствуют развитию и закреплению девиантного поведения. Таким образом, имеющий место отрицательный микроклимат во многих семьях обуславливает возникновение отчужденности, грубости, неприязни определенной части подростков, появления демонстративного неповиновения, агрессивности и разрушительных действий [35, с. 145].

Агрессивные подростки, при всем различии их личностных характеристик и особенностей поведения, отличаются некоторыми общими чертами. К таким чертам относится бедность ценностных ориентаций, их примитивность, отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов. У этих детей, как правило, низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражательность, недоразвитость нравственных представлений. Им присуща эмоциональная грубость, озлобленность, как против сверстников, так и против окружающих взрослых. У таких подростков наблюдается крайняя самооценка (либо максимально положительная, либо максимально отрицательная), повышенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение, вместе с тем среди агрессивных подростков встречаются и дети хорошо интеллектуально и социально развитые. У них агрессивность выступает средством поднятия престижа, демонстрация своей самостоятельности, взрослости [30, с.67]. Такие подростки претендуют на неформальную, но более авторитарную власть, опираясь на свою реальную физическую силу. Эти неформальные лидеры обладают большой организующей силой, возможно потому, что за свой успех они могут использовать привлекательный для всех подростков принцип справедливости. Способствуют успеху таких лидеров и умение безошибочно определять слабых, тех, кто оказывается беззащитным перед наглостью и цинизмом, особенно, если этот цинизм представлен под видом морального принципа «выживают сильные, слабые вымирают» [35, с. 169].

На развитие агрессивности подростка влияют и природные особенности его темперамента, например, возбудимость и сила эмоций, способствующие формированию таких черт характера, как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя.

Существует связь между уровнями гормонов в подростковом возрасте и такими формами поведения как:

- частая смена настроения;

- депрессия;

- неусидчивость и плохая концентрация внимания;

- раздражительность;

- импульсивность;

- тревога;

- агрессия;

- проблемное поведение.

Раскрытие причин и характера агрессивности подростков требует проведения определенной классификации.

В различной литературе по данной тематике упоминается о ряде работ зарубежных исследователей, которые предложили разделение на две группы:

1) подростки, отличающиеся несоциализированным агрессивным поведением, для которых не характерны различные психические нарушения. Как правило, у этих детей нравственная нестабильность, слабая совестливость, игнорирование конвенциональных норм сочетаются со слабым самоконтролем, расторможенностью и импульсивностью. К этой категории относятся подростки с физической и косвенной агрессией.

2) подростки с социализированными формами антиобщественного поведения, для которых не характерны психические, эмоциональные расстройства. К этой группе относятся дети с негативным эмоциональным состоянием, которое является реакцией ребенка на напряженную стрессовую ситуацию или психическую травму, либо представляет собой следствие неудачного разрешения каких-то личных проблем или трудностей. К обозначенной категории относятся подростки с вербальной агрессией и негативизмом [40, с.80].

В отечественной психологии существует несколько типов классификаций. Так, В.К. Андриенко, Ю.В. Гербеев, И.А. Невский различают трудных подростков:

- с педагогической запущенностью;

- с социальной запущенностью (нравственно испорченных);

- с крайней социальной запущенностью.

С.А. Беличева выделяет три группы:

- глубоко педагогически запущенные подростки;

- подростки с аффективными нарушениями;

- конфликтные дети (неуживчивые) [26, с. 231].

Обширные материалы, добытые Л.М. Семенюк на основе анализа документации школ, бесед с учителями, родителями, соседями об интересах, отношениях каждого конкретного подростка со сверстниками, взрослыми, его особенностях, взглядах, различных сторонах поведения, в процессе тестирования, анкетирования, обследования детей с помощью опросников, сочинений и наблюдений, позволили ей выделить четыре группы подростков:

1. Подростки с устойчивым комплексом аномальных, аморальных, примитивных потребностей, имеющие деформацию ценностей и отношений, стремящихся к потребительскому времяпровождению. Им свойственны эгоизм, равнодушие к переживаниям других, неуживчивость, отсутствие авторитетов, цинизм, озлобленность, грубость, вспыльчивость, дерзость, драчливость. В их поведении преобладает физическая агрессивность.

2. Подростки с деформированными потребностями и ценностями, обладающие более или менее широким кругом интересов, отличающиеся обостренным индивидуализмом, желающие занять привилегированное положение за счет притеснения слабых и младших. Стремление к применению физической силы проявляется у них ситуативно и лишь против тех, кто слабее.

3. Подростки, у которых конфликт между деформированными и позитивными потребностями, отличающиеся односторонностью интересов, приспособленчеством, притворством, лживостью. В их поведении преобладает косвенная и вербальная агрессия.

Подростки, отличающиеся слабо деформированными потребностями при отсутствии определенных интересов и весьма ограниченным кругом общения, отличающиеся безволием, мнительностью, трусливостью и мстительностью. Для них характерно заискивающее поведение перед старшими и более сильными товарищами. В их поведении преобладают вербальная агрессивность и негативизм [30, с. 96].

Подводя итоги данного параграфа необходимо отметить следующее. Подросткам свойственна личностная нестабильность, которая сильно сказывается на их эмоциональной сфере. Присутствуют частые смены настроения, депрессивные состояния, аффективная взрывчатость, тяжелые эмоциональные реакции на свою внешность, тревожность. Ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать «гормональную бурю». В целом, данный период развития является очень сложным и значимым как для самого ребенка, так и для ближайшего его окружения.


    1. Психологические особенности детей, воспитывающихся в социальном приюте



Детство – это период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации людей, жизнеспособность и целеустремленность. Эти качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создает у ребенка потребность быть признанным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других, стремление научиться многому. Ребенок, который попадает в социальный приют,- нежелательное и противоестественное явление [2, с. 14].

Детские приюты взяли на себя заботу о социальной реабилитации детей, утративших семейные связи, отказавшихся жить в интернатных учреждениях, оставшихся без родительского попечения, постоянного места жительства, средств к существованию. Состав детей, помещенных в приюты неоднороден по возрасту, полу, умственному и физическому развитию, причинам, приведшим их в это учреждение. Но все они – дети с разрушенной системой социальных связей, с широким спектром личностных деформаций, с искаженными личностными установками, с низким уровнем социальной нормативности, с примитивными потребностями и интересами. Они приобрели печальный опыт бродяжничества, приобщены к алкоголю, курению и ранним половым связям. Среди них встречаются жертвы психического, физического и сексуального насилия. Психическое здоровье таких детей расшатано. Поэтому приюты призваны дать обездоленному ребенку не просто кров, еду, тепло, но снять остроту психического напряжения, вызванного жестоким обращением, защитить его права, законные интересы, помочь его социальному возрождению [33, с. 328].

Подростки 12-15 лет составляют в приютах примерно четвертую часть от общего числа детей. Среди них немало тех, кто прошел уличные «университеты». Как зарубежные, так и отечественные исследователи среди бродяжничающих, беспризорных подростков в зависимости от срока их пребывания в уличной среде выделяют три уровня.

К первому уровню относят подростков, которые пробыли на улице меньше месяца. Они еще не успели адаптироваться в этом мире, не утратили надежду на возвращение в свою семью. В этот контингент входят не только дети, сбежавшие от домашнего бытия, голода, неустроенности или несправедливости воспитателей в детском доме, но и те, кого мать «забыла» на вокзале или выгнал пьяный отчим. Они пытаются получестными способами зарабатывать на жизнь – попрошайничают, собирают бутылки, иногда приворовывают у пьяниц.

Ко второму уровню относят подростков, которые пробыли на улице более месяца (иногда до года). Как правило, они подверглись дополнительному риску жестокого обращения и насилия уже после побега из дома или детского учреждения. Спектр асоциального поведения их значительно расширен по сравнению с детьми первого уровня.

К третьему уровню относят подростков, покинувших дом более года назад. Такие подростки приобрели криминогенный опыт, их нередко вовлекают в свою деятельность разного рода преступники. Переход подростка в эту группу увеличивает риск его социально-психологической деформации и уменьшает его шанс попасть в социально-реабилитационное учреждение.

На этой возрастной ступени социально-психологическая дезадаптация детей, попадающих в приют, выражается в широком спектре личностных деформаций. У них искажено нравственное сознание – понятие о добре и зле, ограничен круг потребностей, интересы носят примитивный характер [14, с. 75].

Для беспризорных подростков характерна низкая степень социальной нормативности. Они живут не по тем нормам, которые считаются в обществе нравственными, а по законам стаи. Им неведома дружба, которая является важнейшей потребностью нормального подросткового детства. Друга ищет только беспризорник-новичок, но вскоре и он начинает понимать, что в уличном мире нет дружбы, есть соседство по кровати, и если один из соседей исчезает, никто не удивляется. Здесь ценят физическую силу, изворотливость, злость, власть над другими, умение найти выход из любого положения, приспособиться к любым условиям, держать язык за зубами. Приняв от взрослых полную меру жестокости, подростки и сами ожесточаются.

Искажение ценностных ориентаций отражается в мотивах поведения подростков. Исследователи отмечают наличие трех групп ведущих мотивов:

- узкопотребительские устремления;

- желание развлечься, показать силу, ловкость, смелость, утвердить себя в глазах окружающих;

- желание добыть средства для приобретения спиртного, сигарет; месть, озлобленность, хулиганство [24, с. 158].

Отличительная черта подростков, попадающих в приют, - отсутствие мотивов, связанных с временной перспективой, более или менее отдаленным будущим. Их эмоциональное состояние и поведение определяются главным образом сиюминутными событиями. Здесь сказывается и печальный опыт, приобретенный в семье, где жили днем, и опыт их автономной жизни, когда решение сиюминутных проблем было решающим для выживания. Ученые квалифицируют такое явление как «социогенный инфантилизм». Порожденный опытом предшествующей жизни в условиях приюта, он легко может трансформироваться в социальное иждивенчество. Это весьма опасно для социализации подростка, ибо в будущем чревато необоснованными ожиданиями, претензиями к обществу, социальной пассивностью и безответственностью [38, с. 78].

У подростков с отклоняющимся поведением наблюдается искаженное или суженное представление о мире, незначительный багаж знаний, страдающий существенными пробелами и не соответствующий возрасту. интеллектуальные интересы бедны, учебные умения и навыки неразвиты. Многие из подростков полуграмотны. Неполноценен и эмоциональный опыт подростков. Для них характерны недоразвитие эмоциональной сферы, снижение эмоциональной отзывчивости. У них ослаблено чувство стыда, они равнодушно относятся к переживаниям других людей, проявляют несдержанность. В их поведении часто проявляются грубость, неуравновешенность, резкие перепады настроения, иногда переходящие в агрессию [41, с. 90 ].

Подростки, попавшие в приют, как правило, уже с раннего возраста были лишены эмпатийного общения, характеризующегося проникновением в чувствования другого человека, его переживания, они подолгу оставались в одиночестве, часто терпели побои и издевательства. Все это ведет к утрате чувства психологической защиты, исходящей от окружающих людей. У них не сформировано умение сочувствовать, сопереживать; они проявляют индифферентность к переживаниям других; у них ослабевает стремление к единению с окружающим миром.

Исследователи отмечают неадекватность самооценки у большинства дезадаптированных подростков. Для некоторых из них характерны завышенный уровень притязаний, переоценка своих реальных возможностей. Такой подросток неадекватно реагирует на замечания, всегда считает себя невинно пострадавшим, склонен везде видеть козни по отношению к себе, считает, что к нему несправедливы, и этим оправдывает свою несправедливость по отношению к другим. Испытывая постоянную неудовлетворенность, недовольство окружающими, одни из них замыкаются в себе, другие самоутверждаются через демонстрацию физической силы, агрессивные действия по отношению к более слабым. Однако у большинства подростков, прибывающих в приют, самооценка занижена. Они не уверены в себе, подавлены, легкоранимы; остро ощущают свою заброшенность, не верят в возможность для себя иной жизни.

Замечено, что при социальной дезадаптации детей наибольшему срыву подвержены коммуникативные связи подростков. Без их возрождения трудно восстановить и важнейшие виды деятельности подростка – познавательную, трудовую, игровую. Трудности подростков в общении имеют глубокие корни, идущие, как правило, из раннего детства, в котором они были лишены нормального контакта с матерью и психологической защиты с ее стороны. Между тем материнская нежность, ласка, забота – это особые «ферменты», необходимые для нормального психического развития [38, с. 63].

На основании сказанного напрашивается вывод: контингент приюта – это, как правило, дети, выросшие без любви, внимания и заботы. У этих детей отсутствует чувство психологической защищенности, что ослабляет потребность в общении, деформирует ее или даже редуцирует. Трудности в общении, возникающие у подростков, прибывающих в приют, вызывают у них, естественно, чувство неудовлетворенности. Эту неудовлетворенность дети компенсируют по-разному.

Младший подросток в такой ситуации стремится принизить ценность общения. Он подменяет накладывающееся, недостающее ему общение либо агрессивными действиями, либо погружением в мир воображаемых образов, фантазий. Последнее взрослые нередко воспринимают как лживость. Но еще в начале нынешнего века Залкинд отмечал, что лживость беспризорного подростка является либо естественным способом борьбы загнанного ребенка, который полагает, что правдой перед жестоким взрослым миром лишь повредишь себе, либо она – творческое восполнение «невкусной», дрянной действительности [36, с. 3].

У старшего подростка реакция на деформации в общении также проявляется в разных вариантах.

Первый вариант – изоляция – стремление уйти от общения, избежать контактов как с детьми, так и с воспитателями. Это показатель редукции потребности в общении. У подростков, бежавших из дома, отмечается высокая степень нежелания общаться в больших группах. Здесь проявляется сильная мотивация личностной автономии, изоляции, защиты своего «Я». Изоляция, как правило, является следствием отсутствия эмпатийного общения в опыте ребенка, результатом аутичного типа поведения, развившегося в период с раннего детства. Сверстники такому подростку не интересны, он в большей мере сосредоточен на своем «Я».

Второй вариант – оппозиция. Она характеризуется неприятием предложений, требований, исходящих от окружающих, даже если они весьма доброжелательны. Оппозиция выражается и в демонстративных действиях негативного характера. Подросток не приемлет те нормы, к которым привыкли взрослые и в рамки которых они хотят его заключить.

Третий вариант – агрессия – стремление к разрушению отношений и предметной среды, к действиям, направленным на нанесение физического или психологического вреда, ущерба. Она сопровождается состоянием гнева, враждебности, ненависти. Изучение корней агрессивности подростков показывает, что для многих из них характерны импульсивность, раздражительность, неумение сдерживать себя. Естественно, что в состоянии фрустрации подросток с такой психической организацией ищет выход внутреннего напряжения в драке, в агрессивных проявлениях. Агрессивные способы поведения у подростков могут быть и следствием неудовлетворенной потребности в самоутверждении.

Наблюдая за поведением детей, воспитывающихся в социальном приюте, можно отметить следующие особенности:

- повышенную агрессивность;

- склонность к употреблению ПАВ;

- культ силы [33, с. 47].

Все это сочетается со скудностью представлений о мире взрослых. Такие дети зачастую не понимают некоторых простых вещей, которые понятны их сверстникам, воспитывающихся в семье. Это происходит потому, что семья играет огромную роль в развитии ребенка, в воспитании его как члена общества.

Выводы по первой главе
Первая глава дипломной работы посвящена «Теоретическим подходам к изучению агрессивности подростков – воспитанников социального приюта». Были рассмотрены понятия и содержание «агрессии», и «агрессивности» в современной психологической науке, особенности подросткового возраста, психологические особенности детей, воспитывающихся в социальном приюте.

На основании анализа психолого-педагогической литературы можно сделать следующие выводы:

1. В научной литературе нет однозначного определения агрессии и агрессивности. Существуют разные точки зрения на сущность данных понятий. В качестве рабочих понятий мы в нашем исследовании будем опираться на следующие определения: «Агрессивность – относительно устойчивое качество личности, выражающееся в готовности к агрессии, приобретаемой в процессе социализации». Агрессия - тенденция (стремление), проявляющаяся в реальном поведении или фантазировании, с целью подчинить себе других либо доминировать над ними.

2. Подростковый возраст имеет важное значение в развитии и становлении личности человека. В этот период значительно расширяется объем деятельности ребенка, качественно меняется его характер, в структуре личности происходят ощутимые перемены, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и установок. И все это происходит на фоне противоречий физиологического и психического развития подростка, на фоне его становления отсюда подростковый возраст характеризуется специалистами как переходный, сложный, трудный, критический.

3. Контингент социального приюта – это, как правило, дети, выросшие без любви, внимания и заботы. У этих детей отсутствует чувство психологической защищенности, что ослабляет потребность в общении, деформирует ее или даже редуцирует. У детей возникают значительные отклонения как в поведении, так и в личностном развитии. Им присуща одна характерная черта – нарушение социализации в широком смысле слова: отсутствие навыков личной гигиены, неумение вести себя за столом, неспособность адаптироваться к новым условиям, гиперсексуальность, воровство, лживость, потеря ценности человеческой жизни, жестокость, утрата интереса к труду, лень, отсутствие норм морали и нравственности, принятых в обществе, дурные привычки (употребление алкоголя, курение, нецензурная брань и т.д.), агрессивность.

4. Особенности агрессивности подростков-воспитанников социального приюта недостаточно изучены, и поэтому эта проблема актуальна и требует рассмотрения.

  1   2   3   4   5   6
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации