Ложкин А.И. Психология личности агрессивно-насильственного преступника (мотивационно-смысловой аспект) - файл n1.rtf

Ложкин А.И. Психология личности агрессивно-насильственного преступника (мотивационно-смысловой аспект)
Скачать все файлы (1618.6 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.rtf1619kb.18.02.2014 21:56скачать

n1.rtf

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Министерство внутренних дел Российской Федерации

Уральский юридический институт
А. И. ЛОЖКИН

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ АГРЕССИВНО-НАСИЛЬСТВЕННОГО ПРЕСТУПНИКА
(МОТИВАЦИОННО-СМЫСЛОВОЙ АСПЕКТ)



Научное издание
 

Екатеринбург

2002

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….

3

Глава I. Проблема изучения особенностей личности агрессивно-насильственного преступника………………………………………….


6


1.1. Теоретические и научно-практические подходы к изучению личности агрессивно-насильственного п +реступника……………………


6


1.2. Концепция исследования личности агрессивно-насильственного преступника……………………………………………


27


1.3. Методика исследования личности агрессивно- насильственного преступника……………………………………………


45


Глава II. Мотивационные и смысловые свойства личности агрессивно-насильственного преступника……………….


64


2.1. Экспериментальное исследование побудительной и смысловой сферы личности агрессивно-насильственного преступника…………………………………………………………….…



64


2.2. Структурно-функциональные свойства и типология лич-ности агрессивно-насильственного преступника………………………..


88


2.3. Психодиагностическая система прогноза агрессивного поведения и оценки самоконтроля личности………………………………………...


103


ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….

122

БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………...

125


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность и состояние проблемы. Преступность в России за последние несколько лет стала явлением общенационального значения. В настоящее время борьба с преступностью наряду с экономическим кризисом выходит на одно из первых мест среди проблем, глубоко беспокоящих общество. Нынешняя криминогенная обстановка в стране, по мнению специалистов-правоведов, имеет качественно новую форму, отличаясь от прежних ситуаций прежде всего масштабами преступных проявлений, степенью разрушительного влияния на жизнеспособность общества, функционирование и безопасность государства, права и свободы его граждан.

В первую очередь это относится к насильственной преступности, так как насилие является наиболее опасным видом преступной деятельности, которая посягает на самое ценное – жизнь человека, его здоровье, телесную неприкосновенность. Основным отличительным признаком этой категории преступлений является физическое или психическое насилие над потерпевшим, а также угроза его применения. Результатом насильственных деяний может быть причинение смерти, телесных повреждений или психического вреда, которые в силу различных правовых признаков могут по-разному квалифицироваться.

Под насильственными преступлениями принято понимать предусмотренные уголовным законом умышленные физические действия, причиняющие физический ущерб личности, а также угрозы нанесения такого или любого другого ущерба, принудительное воздействие на человека, его притеснение, нарушение личной неприкосновенности.

Необходимо учитывать, что в современном обществе непревзойденной и непреходящей социальной ценностью являются жизнь человека, его здоровье и свобода. Во всем мире принято считать, что показатели состояния, динамики роста и структуры преступлений против личности позволяют наиболее полно судить об уровне правопорядка и законности, характеризуют общественную нравственность и моральное здоровье страны. Это обстоятельство нашло отражение в новом Уголовном кодексе, действующем в нашей стране с 1 января 1997 года. В нем существенно изменились приоритеты и ценности, охраняемые законом, а наиболее опасным из всех возможных преступлений теперь считается преступление против личности.

На наш взгляд, именно изучение психологических особенностей насильственного преступника, проявляющихся во враждебном отношении к окружающим и его направленности на совершение противоправной агрессии против личности, может дать целостное представление о предпосылках формирования этого общественно опасного явления и позволит рассмотреть его во всей совокупности объективных и субъективных причин.

Для полноты исследования данного явления целесообразно изучать преступления, имеющие в качестве объекта посягательства жизнь человека, его здоровье или свободу, которые связаны единой мотивацией преступного поведения – агрессивно-насильственной. В этом случае в круг общественно опасных действий и квалифицируемых преступлений агрессивно-насильственного характера попадают прежде всего различные виды убийства (ст. 105–107 УК РФ), доведение до самоубийства (ст. 110 УК РФ), умышленное причинение вреда здоровью разной степени тяжести (ст. 111–113, 115–117 УК РФ) и некоторые другие преступления, сопровождающиеся насилием, угрозами, унижением, особой жестокостью. 

В России причины интенсификации роста агрессивно-насильственных преступлений связывают с состоянием экономики, сменой форм собственности, изменением структуры социальных процессов и общественных отношений. Кризисные явления в обществе, сопровождающиеся трансформацией общественного сознания, неизбежно приводят и к изменениям психической деятельности. Формы перестройки индивидуального сознания и поведения очень разнообразны, но большинство из них, по мнению психологов, сопровождаются повышением уровня агрессии. Анализ личностных характеристик агрессивно-насильственных преступников и сопоставление сведений с данными последних лет свидетельствует о росте в них доли женщин, несовершеннолетних, студентов, учащихся, служащих, лиц, ранее не совершавших преступлений. Системный кризис в обществе расширяет социальную базу насильственной преступности, куда начинают включаться все новые слои населения.

В то же время рост тяжких насильственных преступлений является общечеловеческой проблемой, о чем говорит тревожная криминологическая ситуация в США и ряде экономически благополучных стран Европы и Азии. Насилие и агрессия являются продуктами социальных противоречий и человеческих страстей, существуют с тех пор как появились люди, и определенный уровень преступлений против личности будет, всегда независимо от социального, экономического или географического положения страны.

В этом случае изучение роста агрессивно-насильственных преступлений требует комплексного анализа всех социальных, экономических, политических и иных факторов. Немаловажное значение имеет в этой связи исследование психологических причин и личностных особенностей, обуславливающих проявление агрессии. Специалисты склонны считать поведенческую стратегию агрессивно-насильственного преступника в виде "отклоняющейся" части общей адаптивной системы, присущей человеку, которая в норме служит ему для преодоления жизненных преград и является одним из способов решения проблем, связанных с сохранением индивидуальности и тождественности. Следовательно, агрессивно-насильственный преступник и законопослушный член общества имеют в своей личностной структуре сопоставимые психологические характеристики.

Наряду с тенденцией роста тяжких насильственных преступлений сохраняется их малый удельный вес, не превышающий 4–6 % в общей структуре преступности. Традиционно малый удельный вес преступного насилия и его интенсификация наталкивают на мысль о связанности данного вида уголовно-наказуемого поведения не только с динамичными социально-экономическими процессами, но и с более глубинными и медленно меняющимися детерминантами. Таковыми могут быть некоторые психологические особенности и отличительные поведенческие признаки.

В нашей работе предпринята попытка анализа этих психологических составляющих, раскрывающих отличительные признаки агрессивно-насильственного преступника. Полученные результаты могут быть использованы при проведении предварительного расследования агрессивно-насильственных преступлений, судебно-психологической экспертизы, профилактике данного вида преступлений. 

В то же время научных работ, направленных на изучение отличительных особенностей личности агрессивно-насильственного преступника, в настоящее время явно недостаточно, чтобы в полной мере раскрыть генезис и понять механизм формирования противоправного насилия. Для практики борьбы с насильственной преступностью, особенно для индивидуальной профилактики и расследования преступлений, наиболее важным является в первую очередь учет и оценка тех психологических факторов, которые "находятся" в самой личности. В настоящее время проведено чрезвычайно мало исследований, в которых содержались бы действительно научные концепции обоснования субъективных причин и мотивации данных преступлений. В этом можно видеть одну из главных причин неэффективной работы по борьбе с агрессивно-насильственными преступниками, так как причины этих злодеяний лежат не на поверхности, а в глубинах человеческой души и связаны с тончайшими интимными переживаниями, о которых личность может и не подозревать.

Нераскрытыми остаются вопросы формирования и развития отличительных свойств и черт личности агрессивно-насильственного преступника, не проводилось серьезных исследований по изучению особенностей его побудительной и смысловой сферы, субъективного искажения восприятия им окружающего мира, людей и самого себя. Актуальной остается в настоящее время проблема профилактики и расследования данного вида преступлений.

ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ АГРЕССИВНО-НАСИЛЬСТВЕННОГО ПРЕСТУПНИКА

1.1. Теоретические и научно-практические подходы к изучению

личности агрессивно-насильственного преступника

Проблема агрессии и насильственного поведения в жизни людей является в психологии одной из самых актуальных и ведущих тем исследований. Эти исследования имеют долгую традицию, проводились в рамках различных школ, рассматривались в теоретическом и прикладном аспекте. Причина столь пристального интереса к данной проблематике заключается в стремлении содействовать предотвращению явных актов насилия и сдерживанию роста данного вида преступлений во всем мире посредством лучшего понимания природы агрессивных действий. Только в зарубежных изданиях в период с 1970 по 1976 гг. этой теме было посвящено более 120 работ. К настоящему времени лишь о человеческой агрессивности написано более 500 монографий [21]. В отечественной юридической психологии работы в этой области велись Ю.М. Антоняном, С.Н. Ениколоповым, Г.Х. Ефремовой, А.Р. Ратиновым, А.А. Реаном, Ф.С. Сафуановым и многими другими специалистами.

При исследовании агрессивного поведения одной из парадоксальных проблем в юридической психологии является правильная оценка совершаемых субъектом действий: агрессивных или неагрессивных, с применением противоправного насилия или остающихся в рамках закона. Отчасти проблема агрессивного поведения окончательно не решена и в рамках общей психологии, проявляясь в том, что среди психологов и специалистов нет пока четкой позиции в определении и разграничении понятий "агрессия" и "насилие", так как эти термины подразумевают большое разнообразие действий [21], а "формулировка точного и исчерпывающего определения феномена агрессии вызывает большие затруднения" [148].

Значение слова "агрессия" в его корневом варианте aggredi происходит от adgradi ( gradus – "шаг", а ad – "на"), т.е. получается в буквальном смысле "двигаться на" или "наступать". Отсюда следует, что первоначально слова "быть агрессивным" означали нечто вроде "двигаться в направлении цели без промедления, без страха и сомнения" и лишь в дальнейшем стали отражать враждебное отношение к кому-либо.

Значение слова "насилие" в "Толковом словаре живого великорусского языка" В. Даля также имеет множество толкований:

"Насилие" и "насильство" – характеризуются как принуждение, неволя, нужа, силование, действие обидное, незаконное и своевольное.

"Насиловать" – насилить кого-либо, силовать, принуждать, неволить.

"Насильник" – притеснитель, обидчик, своевольник, самоуправщик, достигающий волю свою насилием [42, с. 469]. В этом случае, "насилие" можно определить как демонстрацию окружающим своей угрозы нападения или прямое применение силы.

Несмотря на существующие разногласия относительно определений агрессии и насилия, многие специалисты склоняются к принятию такого значения, в которое входят как категории намерения или цели причинить вред или нанести ущерб другим, так и актуальное причинение оскорбления или вреда. В свое время Э.Фромм дал наиболее широкое понятие агрессии как намеренное причинение ущерба не только человеку или животному, но и всякому неживому объекту. По его мнению, все действия "разрушительного" типа есть агрессия, так как они имеют общую психологическую природу, сходную мотивацию, и в конечном счете представляют собой отреагирование агрессивных импульсов на эрзац-объекты [167]. В настоящее время большинством психологов принимается следующее определение: "агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения" [ 21, с. 26]. Как следует из принимаемого значения, агрессия здесь рассматривается только как форма социального поведения, включающего прямое или опосредованное взаимодействие как минимум двух человеческих индивидов, она может носить физический и психологический характер, например при внушении или гипнозе. Агрессия присутствует в некоторых случаях физического бездействия, например при оставлении в опасности. Агрессивные действия могут иметь непредумышленный характер, например, когда пьяный водитель вновь садится за руль и по его вине происходит дорожное происшествие. Агрессивность, как качество личности, включает в себя враждебное отношение к кому-либо в виде потенциальной готовности к совершению насилия. В свою очередь насилие определяется как "умышленные физические действия, выражающиеся в причинении физического ущерба личности, а также угрозы нанесения ущерба, принудительное воздействие на человека, его притеснение" [4, с. 54], т.е. в определение насилия включается только такое поведение субъекта, которое имеет целенаправленные действия по достижению физического вреда или ущерба другому человеку. Следовательно, агрессивно-насильственное поведение заключается в субъективном враждебном отношении и нацеленности в нанесении другому человеку физических действий разрушающего характера. Сложность оценки агрессивно-насильственных действий заключается в том, что они имеют достаточно широкий диапазон проявления. Например, они могут возникать как реакция враждебности на создание другим препятствий или нанесение ущерба, а также проявляться "самопроизвольно", из желания воспрепятствовать, навредить кому-либо, обойтись с кем-то несправедливо, кого-нибудь оскорбить. Поэтому следует различать реактивную и спонтанную агрессию [170].

Американский психолог С. Фишбах в своих исследованиях отметил целый ряд немаловажных различий, благодаря которым отграничиваются экспрессивная, враждебная и инструментальная агрессия. Экспрессивная агрессия представляет собой, по его мнению, "непроизвольный взрыв гнева и ярости, нецеленаправленный и быстро прекращающийся, причем источник нарушения спокойствия не обязательно подвергается нападению" [193]. Другой известный психолог – Л. Берковиц, в случае, когда действие не подконтрольно субъекту и протекает по типу аффекта, предпочитает говорить об импульсивной агрессии [183]. В юридической психологии принято также различать враждебный и инструментальный вид агрессии. Х. Хекхаузен считает, что "целью первой является главным образом нанесение вреда другому, в то время как вторая направлена на достижение цели нейтрального характера, а агрессия используется при этом лишь в качестве средства, например, в случае шантажа, воспитания путем наказания, выстрела в захватившего заложников бандита" [170, с. 367]. Инструментальную агрессию ряд исследователей, в свою очередь, подразделяет на индивидуально и социально мотивированную [194].

Обобщить подходы к оценке агрессивно-насильственного поведения и составить наиболее полную классификацию действий, в которых проявляются агрессивные намерения, попытался А. Басс [186]. По его мнению, все многообразие агрессивных действий можно описать на основании трех шкал: физическая – вербальная, активная – пассивная, прямая – непрямая. Их комбинация дает восемь возможных категорий, под которые подпадает большинство отмеченных нами агрессивных действий (табл. 1).

Таблица 1. Категории агрессии по Бассу

Тип агрессии

Примеры

Физическая–активная–прямая

Нанесение человеку ударов, избиение или ранение при помощи огнестрельного или холодного оружия

Физическая–активная–непрямая

Закладка мин-ловушек, сговор с наемным убийцей с целью уничтожения врага

Физическая–пассивная–прямая

Стремление физически не позволить другому достичь желаемой цели

Физическая–пассивная–непрямая

Отказ от выполнения необходимых задач

Вербальная–активная–прямая

Словесное оскорбление или унижение другого человека

Вербальная–активная–непрямая

Распространение злостной клеветы

Вербальная–пассивная–прямая

Отказ разговаривать с другим человеком

Вербальная–пассивная–непрямая

Отказ давать словесные пояснения или объяснения

Другой подход к классификации агрессивных действий предложен в трудах отечественных ученых И.А. Кудрявцева, Н.А. Ратиновой и О.Ф. Савиной, где все многообразие актов агрессии было отнесено к трем различным классам на основании ведущего уровня саморегуляции поведения и места агрессивных проявлений в общей структуре деятельности субъекта [79].

По этим основаниям первый класс составляют акты агрессии, которые осуществляются на уровне деятельности, побуждаясь соответствующими агрессивными мотивами, а саморегуляция поведения протекает на наиболее высоком, личностном уровне. Такая деятельность субъекта является максимально произвольной и осознанной, здесь индивид обладает наибольшей свободой воли, селективностью выбора средств и способов действий. Соответственно выбор агрессивных или неагрессивных форм поведения и соотнесение его с общепринятыми нормами осуществляются на иерархически наиболее высоком – личностном уровне саморегуляции.

Второй класс, по мнению исследователей, образуют акты агрессии, релевантные уже не деятельности в целом, а соотносимые с уровнем действий. Поведение субъектов здесь находится под влиянием эмоционального напряжения, утрачивает мотивосообразность, а активность направляется аффективно насыщенными, ситуационно возникшими целями. Ведущим становится не личностно-смысловой, а индивидуальный уровень, где факторами, определяющими деяние, выступают не целостные смысловые образования и ценностные ориентации личности, а присущие субъекту индивидуально-психологические, характерологические особенности.

Третий класс образуют акты агрессии, совершенные субъектами, находившимися в наиболее глубокой степени аффективной дезорганизации. В этих случаях, по мнению специалистов, регресс достигает индивидного уровня, при этом активность теряет не только мотивосообразность и целесообразность, но подчас носит неупорядоченный, хаотический характер, проявляющийся в форме двигательных стереотипий. Нарушение сознания достигает столь глубокой степени, что у субъекта практически утрачивается способность к адекватному отражению и целостному осмыслению происходящего, по существу полностью нарушается произвольность и опосредованность поведения, блокируется звено оценки, способность к интеллектуально-волевому самоконтролю и саморегуляции. 

Таким образом, как можно убедиться, в психологической литературе приводится большое количество самых разнообразных дефиниций и формулировок агрессии и насилия, но одни из них смешивают понятия агрессии как формы поведения и агрессивности как свойстве личности, другие являются слишком узкими и не охватывают всех видов и форм агрессивно-насильственного поведения, третьи, напротив, оказываются слишком широкими и включают такие действия, которые обычно как агрессия не рассматриваются. 

По мнению Ф.С. Сафуанова, "дать исчерпывающее определение всех существующих типов агрессии практически невозможно: любое из них неизбежно будет либо сужать, либо расширять границы понятия" [148, c. 24].

В нашей работе мы ограничиваем предмет исследования только криминальной агрессией, которая охватывает более узкий круг явлений. В этом случае уголовно-правовые нормы относят к криминальной агрессии только такие действия, которые подпадают под признаки преступлений Особенной части Уголовного кодекса РФ [69]. Кроме того, эти действия должны реализовывать какой-либо умысел, прямой или косвенный. В круг общественно опасных действий и квалифицируемых преступлений агрессивно-насильственного характера попадают прежде всего различные виды убийства (ст. 105–107 УК РФ), доведение до самоубийства (ст. 110 УК РФ), умышленное причинение вреда здоровью разной степени тяжести (ст. 111–113, 115–117 УК РФ) и некоторые другие преступления, сопровождающиеся насилием, угрозами, унижением, особой жестокостью. С психологической точки зрения, к действиям, подпадающим под объем понятия "криминальная агрессия", в наибольшей степени относится такой вид агрессии в типологии Басса, как физическая, активная, прямая. В этом случае индивид реализует свое враждебное субъективное отношение в противоправных действиях агрессивно-насильственного характера.

Учитывая проблемы, возникающие при понимании феномена агрессии, и неоднозначность соотношения мотива и цели при совершении правонарушения, можно определить криминальное агрессивно-насильственное поведение как форму поведения или действия, которое реализует субъективное враждебное намерение индивида по отношению к потерпевшему и объективно направлено на причинение вреда или ущерба его жизни или здоровью. В таком случае к агрессивно-насильственным преступлениям не будут относиться преступления, не направленные против жизни и здоровья граждан, а также действия, не связанные субъективным намерением по отношению к жертве, например, преступления, совершенные по неосторожности, т.е. легкомыслию или небрежности, или невинное причинение вреда.

Следующей проблемой в нашем исследовании является вопрос о том, почему люди предпринимают агрессивно-насильственные действия. Эта тема до сих пор является предметом серьезной дискуссии среди ученых и специалистов. В настоящее время в истории психологических исследований агрессии имеются три основные теории, объясняющие природу данного явления, которые мы рассмотрим в той последовательности, в какой они создавались. Это теории влечения или инстинктивного поведения, фрустрационная теория агрессии и теория социального научения

Агрессию как форму
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации