Котова И.Н. Экологическая культура как фактор устойчивого развития местного сообщества в условиях современной России (социологический анализ) - файл n1.doc

Котова И.Н. Экологическая культура как фактор устойчивого развития местного сообщества в условиях современной России (социологический анализ)
Скачать все файлы (147 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc147kb.18.02.2014 21:50скачать

n1.doc



На правах рукописи

Котова Ирина Николаевна

Экологическая культура как фактор устойчивого развития местного сообщества в условиях современной России

(социологический анализ)

Специальность 22.00.08 - социология управления


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата социологических наук
МОСКВА – 2008
Диссертация выполнена на кафедре социологии Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации»


Научный руководитель: доктор социологических наук, профессор

Левашов Владимир Иванович
Официальные оппоненты: доктор социологических наук, профессор

Патрушев Владимир Иванович
кандидат социологических наук, доцент

Прохоров Яков Маркович
Ведущая организация: Международная академия бизнеса и

управления
Защита состоится « 1 » июля 2008 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д-502.006.16 по социологическим наукам в Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации» по адресу: 119606, г. Москва, проспект Вернадского, 84, 2-й учебный корпус, аудитория 2004.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке РАГС.
Объявление о защите и автореферат соискателя размещены « 30 » мая 2008 г. на официальном сайте РАГС в разделе «Защита диссертаций» – www.rags.ru.
Автореферат разослан « 30 » мая 2008 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета Л.В. Князева


  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы диссертационного исследования.

Начало 21-ого века поставило мировое сообщество перед необходимостью осознания ответственности за экологические, социальные и экономические результаты своей деятельности. Антропогенные воздействия стали преобладающей силой в формировании характеристик окружающей среды, а неблагоприятная экологическая обстановка существенно влияет на социальную ситуацию. В России критическая или околокритическая экологическая ситуация отмечается в регионах, составляющих 15% территории с населением более 60 млн. человек.

Однако в России до настоящего времени не сложилось эффективной системы природоохранной деятельности. Не найден баланс между использованием распорядительно-организационных методов и методов рыночного регулирования. При явной тенденции к локализации экополитики сохранилась формальная иерархическая подчиненность управленческих структур муниципального уровня регионам и федеральному центру, что осложняет их взаимодействие. Все еще недостаточно используются ресурсы науки и гражданского общества в решении социально-экологических проблем. В управленческой практике не учитываются существенные сдвиги, произошедшие в культуре населения в сторону индивидуализма и потребительства.

Эти и многие другие факторы диктуют необходимость экологической реориентации всей государственной политики в целом, и муниципального управления, в частности. В настоящее время Правительство РФ признает необходимость создания в России системы экологической безопасности, пересмотра правовой базы природоохранной деятельности, завершения процесса разграничения полномочий между федеральными и региональными органами в сфере экологии.1

В этих условиях особую актуальность приобретает разработка и реализация локальной экополитики, составной частью которой является экологическая культура. Однако, экологическая культура как важнейший социально-экономический ресурс общества, пока недостаточно исследована. Отсутствует государственная система непрерывного экологического образования и просвещения, играющая ключевую роль в формировании экологической культуры населения. Недостаточно скоординированы усилия различных социальных институтов, субъектов, групп, общественных движений в решении этой проблемы.

Проводимые в стране социологические исследования в области экологической безопасности во многом лишены серьезного теоретико-методологического обоснования. Не создана система постоянно действующего социологического мониторинга, позволяющего отслеживать динамику социокультурных процессов, адекватно реагировать на возникающие экологические риски. Поэтому выводы и рекомендации социологов недостаточно учитываются в управленческой практике.

Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена необходимостью:

- теоретического анализа предпосылок и ресурсов формирования экологической культуры в условиях трансформации современного российского общества;

- социологического изучения реального состояния и тенденций развития

экологической культуры на уровне местного сообщества;

- разработки рекомендаций по оптимизации деятельности различных социальных институтов, субъектов, групп, общественных движений, реализующих экологическую политику.

Степень научной разработанности темы.

Понятие "экологическая культура" возникло на этапе становления социальной экологии в 1920-е годы. Социологи Чикагской школы Э.Берджес, Р.Вирт, Р.Маккензи, Р.Парк, исследуя проблемы социологии города, разработали концепцию "человеческой идеологии", заложив основу социально-экологического подхода.

В России методологически важную роль в становлении социальной экологии сыграли естественнонаучные концепции конца XIX – начала XX веков (К.Ф.Рулье, Н.А.Северцов, Л.И.Мечников). Взгляд на человека и Вселенную как единую систему с устойчивой взаиморегуляцией был обоснован А.Л.Чижевским, К.Э.Циолковским, Н.Г.Умовым, Н.Г.Холодным. Их идеи нашли отражение в концепции ноосферы В.И.Вернадского, философии "русских космистов" B.C.Соловьева, П.А.Флоренского, Н.Ф.Федорова, С.Н.Булгакова, Н.Я.Данилевского, В.В.Докучаева. В СССР философское и естественнонаучное исследование проблем взаимовлияния человека и природы продолжили Э.В.Гирусов, В.П.Казначеев, Е.А.Спирин, Н.Ф.Реймерс, А.Д.Урсул, Н.Н.Моисеев и др.

В 1950-70-е годы углубление экологического кризиса актуализировало исследование западными учеными проблем адаптации социальных образований к внешней среде (А.Хоули, А.Стинчкомб и др.) Методологические ориентиры в их изучении были определены в концепции "экологического комплекса" (О.Дункан, Л.Шнор), получив дальнейшее развитие в работах Ч.Бидвела, Дж.Бриттена, О.Воли, И.Фримена, в докладах Римскому Клубу (Д.Мидоуз и др.), в концепциях городской динамики (Дж.Форрестер), идеальной "микроячейки" города (П.Аберкромби, Е.Иохелес).

В 1980-90-е годы приоритетными становятся исследования экологических рисков и их негативного влияния на социальные процессы. Появляются теории парадигмального развития общества ("новая экологическая парадигма" Р.Данлэпа, У.Каттона и др.), экологической модернизации (Д.Хубер, Г.Спаарген, А.Мол, А.Вил), модернити и постмодернити (Э.Гидденс, У.Бек, Ф.Бэттэл, Л.Колдуэлл, Б.Нортон).

В отечественной социологии эти проблемы изучают А.В.Мозговая, И.П.Кулясов, А.А.Кулясова, Г.М.Денисовский, В.М.Лупандин, М.С.Тысячнюк, В.А.Иванова, В.Н.Шубкин, В.А.Ядов, С.С.Пчелкина, Е.И.Головаха и др. Накоплен обширный теоретический и эмпирический материал по проблемам формирования экологического сознания (Б.З.Докторов, В.В.Сафронов, Б.М.Фирсов, М.Лауристин и др.), экологии города, гражданских природозащитных инициатив (О.Н.Яницкий, А.С.Ахиезер, Л.Б.Коган, А.В.Баранов, А.А.Брудный, Д.Н.Кавтарадзе, Э.А.Орлова, М.Хейдметс и др.), экологической политики и движения (С.Р.Фомичев, А.А.Кузьмина, О.В.Аксенова, И.А.Халий, О.Д.Цепилова).

Проблемы экологического образования рассмотрены в работах С.Н.Глазычева, К.Х.Делакарова, Н.М.Мамедова, И.Т.Суравегиной, Г.А.Ягодина и др. Методики прикладных социологических исследований в области экологической культуры содержатся в работах Ю.Ю.Галкина, И.А.Кругловой, Е.В.Никаноровой, И.А.Сосуновой, Ю.П.Ожегова, А.И.Шендрика и др. Теоретико-методологическому анализу проблем экологической социализации личности на основе инновационных социальных технологий посвящены работы В.Н.Иванова, Б.Г.Лукьянова, В.Н.Макаревича, И.М.Слепенкова, В.И.Патрушева, К.И.Шилина и др.

Несмотря на большое количество публикаций, затрагивающих тему экологической культуры, мало изученными остаются проблемы экологизации культуры на региональном и местном уровнях. Не всегда теоретические категории могут быть переведены на операциональный уровень, представлены управленческим структурам для практического использования в виде рекомендаций по формированию экологической культуры. Это и обусловило выбор цели, объекта и предмета диссертационного исследования.

Цель исследования – определить реальное состояние экологической культуры местного сообщества и факторы, детерминирующие ее развитие.

Для реализации цели были решены следующие задачи:

- обоснован социологический подход к исследованию экологической культуры и выявлению ее сущности, структуры, социальных функций;

- конкретизированы особенности трансформации и показатели состояния экологической культуры в современном российском обществе;

- определена сущность экологических рисков и их воздействия на социальные процессы в муниципальном районе;

- исследована роль органов государственной власти, местного самоуправления, других социальных институтов в формировании экологической культуры местного сообщества;

- разработаны предложения по актуализации социально-управленческих технологий формирования экологической культуры, методики проведения социологического мониторинга в практике социального управления администрации Одинцовского района Московской области.

Объект исследования – население муниципального образования как носитель экологической культуры.

Предмет исследования - факторы формирования и развития экологической культуры местного сообщества.

Теоретико-методологической основой исследования являются фундаментальные положения общей социологии, социологии управления, теории социальной экологии, принципы диалектического, системного, синергетического, социально-экологического, социологического подходов к изучению экологической культуры.

Изучение взаимосвязи экологических и социальных факторов основано на концепциях ноосферы, коэволюции, универсального эволюционизма, устойчивого развития.

Рассмотрение экологической культуры как способа адаптации социальных групп к природной и социальной среде позволило использовать в данной работе концепции "человеческой идеологии", "экологического комплекса", теории парадигмального развития общества, экологической модернизации, теорию "общества риска".

Для анализа реального состояния экологической культуры местного сообщества применялись методики прикладных социологических исследований: эмпирические методы сбора и обработки первичной информации, методы социологического мониторинга.

Эмпирическую базу исследования составили:

- Материалы авторского социологического исследования "Экологические представления жителей Одинцовского района"; ноябрь 2006г. N = 340, декабрь 2007г. N = 580. Метод - анкетный опрос. Выборка квотная по полу, возрасту, социальному положению, роду занятий.

- Результаты интерактивного голосования "Отношение населения г.Одинцово к идее развития района как экополиса: мнения, оценки, предложения". Проведено автором в рамках телепроекта "Экополис Одинцовский"; 2003г. N = 592, 2004г. N = 973, 2005г. N = 960.

- Результаты социологического опроса "Отношение населения к деятельности администрации муниципалитета Одинцова"; октябрь 2005г. N = 350. Руководитель проекта д.с.н. Овсянников А.А. Выборка квотная по полу, возрасту, образованию.

- Результаты ежегодного экологического мониторинга, проводимого группой экспертов из МГУ и РЭА им. Плеханова на территории Одинцовского района (2003-2008гг.)

- Вторичный анализ материалов социологических исследований ВЦИОМа в рамках программ регулярных общесоюзных опросов, выявляющих массовые экологические представления: ноябрь 1989г. N = 1516, репрезентативная выборка взрослого населения СССР; апрель 1990г. N = 1019, репрезентативная выборка городского населения СССР; август 1990г. N = 2949, репрезентативная выборка населения СССР; ноябрь 1990г. N = 3186, репрезентативная выборка взрослого населения СССР.

- Программные документы развития Одинцовского муниципального района до 2010 года; Устав района; концепция "Экополис Одинцовский"; проекты и программы, разработанные в рамках данной концепции.

- Аналитические материалы, отчетные документы администрации Одинцовского муниципального района по развитию основных сфер жизнедеятельности и экологической среды.

- Статистические данные Федеральной службы государственной статистики и ее территориального отделения по Одинцовскому району.

- Аналитические статьи по исследуемой теме в журналах "Социологические исследования", "Социологический журнал", "Вопросы социологии", "Социально-политический журнал", "Общественные науки и современность", "Практика муниципального управления", альманахе Российского общества социологов "Участие" и др.

Наиболее существенные результаты, полученные лично автором, и их научная новизна:

1. Раскрыта сущность экологической культуры, определяемой как система экологических ценностей и норм, закрепленных в практической деятельности людей; уточнены функции экологической культуры как общего адаптивного механизма развития общества: социальной памяти, преемственности, селективной функции, инновационной деятельности.

2. Выявлены особенности трансформации и показатели состояния экологической культуры в современном российском обществе: утвердившиеся стереотипы о неисчерпаемости природных ресурсов; некритичность восприятия качественно новой ситуации, в которой находятся человек - общество - природа; распространенность потребительских стандартов; пренебрежение духовными ценностями; недостаток экологического знания, информированности; низкий уровень доверия к власти; пассивность институтов управления и граждан в деле охраны окружающей среды.

3. Определена сущность экологических рисков и их воздействия на социальные процессы в муниципальном районе: запаздывающий характер риск-рефлексии; несовершенство нормативно-правовой базы природоохранной деятельности; нескоординированность деятельности органов власти и общественности по вопросам формирования экологической культуры; отсутствие системы всеобщего непрерывного экологического образования; ориентация хозяйствующих субъектов на достижение краткосрочных целей любой ценой; стирание нравственных ориентиров в условиях трансформации российского общества.

4. Предложена модель локальной экополитики, включающая механизмы взаимодействия по вопросам охраны окружающей среды:

- власти - бизнеса – населения (конкурсные, технологические, организационно-структурные, процедурные, комплексные механизмы);

- науки - власти - бизнеса - населения (через экспертную деятельность, общественный контроль, разработку социальных технологий общественного участия, поддержку местных инициатив и др.);

- власти – населения (через деятельность общественных организаций, движений, фондов, профессиональных объединений, групп самопомощи, различных форм объединения).

5. Уточнена методика социологического мониторинга как средства социального управления: обеспечение адекватной оценки отражения экологических проблем в общественном сознании, диагностики уровня экологического сознания и поведения местного сообщества, разработка рекомендаций и обоснований для принятия оптимальных управленческих решений, законотворческой и социально-просветительской деятельности в области экологической культуры.

6. Обобщен опыт применения социально-управленческих технологий формирования экологической культуры в практике управления муниципальным районом: кадровых, информационных, технологий гармонизации образовательно­го пространства, оздоровления населения и формирования здорово­го образа жизни, оздоровления среды обитания.

Положения, выносимые на защиту.

актуализировало необходимость исследования экологической культуры. В современной России происходит глубинная трансформация ценностей населения в сторону индивидуализма и потребительства. Доминирующая в общественном сознании ориентация на безграничное развитие производства материальных благ ведет к возрастанию антропогенной и техногенной нагрузки на природный потенциал конкретных территорий.

негативные последствия для ряда слагаемых социально-экономической жизни местного сообщества, прежде всего, для состояния здоровья населения. Их минимизация требует соответствующих управленческих решений и технологий, реализуемых в регионах и муниципальных образованиях. Особую актуальность приобретает разработка локальной экополитики, составной частью которой является экологическая культура.

Одинцовского района Московской области позволил выявить факторы, детерминирующие ее развитие: направленность локальной экополитики на соблюдение баланса интересов человека – общества – природы; эффективное экологическое управление, координирующее взаимодействие власти – бизнеса – науки – населения; позитивное отношение населения к экологической деятельности органов местного самоуправления.

социологический мониторинг, методики которого позволяют составить представление о динамике экосоциального процесса в местном сообществе

и разработать обоснования для принятия оптимальных управленческих решений в области охраны окружающей среды.

культуры в практику муниципального управления требует разработки и применения инновационных социальных технологий, ориентированных на развитие человека, оздоровление среды обитания.

Практическая значимость исследования.

Изложенный в работе социологический подход к вопросу формирования экологической культуры местного сообщества используется в практической деятельности администрации Одинцовского муниципального района, прежде всего в социальной политике.

Материалы концепции "Экополис Одинцовский" положены в основу специального учебного курса для студентов Одинцовского гуманитарного университета, разработанного и апробированного автором диссертации.

Материалы диссертационного исследования, положения и рекомендации могут быть использованы в управленческой практике муниципальных образований, природоохранной деятельности общественных организаций, работе общеобразовательных и культурно-просветительских учреждений.

Апробация работы.

Основные идеи работы изложены на Международных научно-практических конференциях "Устойчивое развитие, культура и цивилизация: российская модель местного самоуправления" (2004г., г.Одинцово), "Актуальные проблемы инновационного развития местного самоуправления на этапе системного реформирования" (2007г., г.Одинцово), Межрегиональной научно-практической конференции "Развитие рекреационного потенциала Московской области" (2006г., Одинцовский район).

Основные положения и выводы работы рассмотрены на заседаниях Ученого совета Одинцовского гуманитарного университета, Научно- исследовательского института комплексных муниципальных исследований отделения общественных наук РАН.

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры социологии Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Российская академия государственной службы при Президенте РФ". По теме диссертационного исследования автором опубликовано четыре научные работы, общим объемом 2,2 п.л., в том числе одна научная работа в издании, рекомендованном ВАК РФ.

Структура работы.

Диссертация состоит из Введения, двух глав, пяти параграфов, Заключения, списка использованной литературы, Приложений.

  1. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении раскрывается актуальность темы диссертационного исследования, степень научной разработанности, формулируются цели и задачи, объект и предмет исследования, его научная новизна и практическая значимость.

В первой главе "Экологическая культура как предмет социологического анализа" рассматриваются теоретико-методологические основы экологической культуры, ее характеристики, особенности современного состояния экологической культуры в российском обществе.

В первом параграфе "Генезис социально-экологической мысли в отечественной и зарубежной науке" обоснованы концептуальные подходы к исследованию экологической культуры, сформировавшиеся в контексте общественно-исторического развития. Выделены основные этапы социально-экологической рефлексии.

На этапе становления социальной экологии (1920-е годы) социологами предпринимались попытки осмыслить закономерности, выявленные естественными науками. В изучении экологической проблематики долго преобладал "натуралистический" подход, в рамках которого человек рассматривался скорее как биологический, чем социальный объект. Преодоление ограниченности данного подхода потребовало обращения к концепциям, способным не только отобразить социобиологическое начало человека, но и корректно описать взаимодействие экологических и социальных факторов, само превращение чисто природных условий в регуляторы поведения людей и обратное воздействие социально-психологических факторов на природу. Это привело к формированию социально-экологического подхода, ключевой теоретико-методологический постулат которого сводится к следующему: человек и социальная популяция могут существовать, действовать и воспроизводить самое себя лишь в тесном взаимодействии с внешней средой и при учете ее специфики; среда обитания во многом предопределяет формы и характер совместной деятельности; социальное сообщество и внешняя среда образуют экосистему.1

На следующем этапе (1950-70-е годы) в результате растущих негативных последствий научно-технической революции, появления экологических движений и экологической политики социологами был признан социальный характер экологических проблем. Социально-экологический подход оформился как особое направление в социологии - социология экологических проблем. Начинается тесное взаимодействие между социальной экологией и социологической теорией. Оценки степени загрязнения окружающей среды дополняются социальными измерениями экологического состояния, исследованием политических и культурных причин экологических кризисов.

Новый этап формирования социологии экологических проблем (1980-90-е годы) связан со структурными сдвигами в западной экономике, распространением так называемых постматериалистических ценностей. Экологические проблемы стали рассматриваться как собственно социальные. Социокультурная интерпретация глобальных средовых изменений антропогенного происхождения становится ключевой проблематикой экологической социологии. Разрешение экологического кризиса связывается с превращением особых, экологических, ценностей и норм во всеобщие нормы и ценности культуры, или, иначе, в постепенном переходе от старой, антропоцентрической, к новой, экологической, парадигме. Ее главные постулаты: люди, обладая исключительными свойствами (культура, технологии), остаются одними из многих живых существ - взаимозависимых и включенных в глобальную экосистему; человеческая деятельность вплетена в сложную сеть связей природной ткани; общество живет в конечной биофизической среде, налагающей серьезные ограничения на его деятельность; исключительность человека как культурного существа не отменяет законов биосферы.1

Социологический подход к исследованию экологической культуры базируется на системном анализе, который предполагает выявление взаимосвязи и взаимовлияния изменений в окружающей природной среде с изменениями в компонентах общества.

Во втором параграфе "Особенности трансформации современного состояния экологической культуры в российском обществе" выявлена сущность экологической культуры, уточнены ее структура, социальные функции, дан анализ реального состояния экологической культуры в российском обществе.

Экологическая культура рассматривается как социальная система, совокупность подсистем, объектов и элементов, проникающая во все компоненты социальной сферы и взаимодействующая со всеми социальными системами, подсистемами и образованиями. Ее сущность определяется как результат и способ адаптации социальных групп к природной и социальной среде. Экологическая культура реализуется в практической деятельности в качестве инструмента для решения социально-экологических проблем.

Анализ основных элементов экологической культуры (экологические знания; ценности экологического сознания и миропонимания; экологически оправданные стандарты и нормы поведения, отношения и деятельности) позволяет оценить ее реальное состояние в российском обществе. В сознании россиян преобладает потребительский тип отношения к природе. Нам еще предстоит преодолеть долгий путь перехода к постматериалистическому мышлению.

В качестве особого элемента исследованы социальные институты (право, политика, экономика, управление, семья, образование и др.), при­званные поддерживать и развивать экологическую культуру на уровне общественного сознания. Как основные инструменты ее формирования рассмотрены экологическая политика и образование.

Анализ экологической политики проведен в контексте трех уровней: исторического, социального, ситуационного. Определены порождающие среды гражданских инициатив и экологических движений, являющихся главными носителями экологической культуры: университеты, научные институты, общественные организации, творческие союзы, средства массовой информации, местные сообщества. Выявлена ресурсная база современного экологического движения: интеллигенция, работающая в НПО, НИИ, вузах; интеллектуальный потенциал местных сообществ - учителя, клубные и музейные работники, лидеры инициативных групп.

Принципиально важный вывод состоит в том, что в условиях современной России сеть ячеек гражданского общества формируется на местном уровне, а основная экологическая активность осуществляется в районах и городах. Это придает особую актуальность разработке локальной экополитики, направленной на сохранение окружающей среды с учетом специфики конкретного территориального сообщества.

Обоснована роль образования как основного средства реализации экологической культуры. Необходимость перемен и инноваций в системе образования предполагает введение экологического компонента на всех уровнях и во всех формах. Основные принципы экологического образования: экологизация; культурологичность; непрерывность; интегративность; взаимосвязь глобального, регионального и локального уровней понимания экологических проблем; единство познания, переживания, действия; развитие творческого, аналитического мышления; практическая направленность; интерактивность.

Суть экологического об­разования - способствовать тому, чтобы результаты экономической деятельности не входили в противоречие с законами природы, не разрушали естественный ландшафт социальной жизни человека. В конечном итоге оно направлено на формирование экологического сознания, этических норм поведения как существенного элемента экологической культуры.

Подход к анализу экологической культуры через категорию «экологическое сознание» позволяет обнаружить целый ряд ее составляющих и объяснить многие действия человека, направленные на окружающую среду. Экологическое сознание рассматривается как ведущая детерминанта радикальных изменений экологической ситуации. С одной стороны, оно определяет условия жизнедеятельности индивидов, с другой - ценности и ценностные ориентации, при помощи которых представители разных социальных групп воспринимают экологические факторы.

Выявлены основные свойства экологического сознания: обеспокоенность экологической ситуацией, экологическая информированность, готовность к экологическим действиям, признание экологических благ общественной ценностью и др. Основная функция экологического сознания - регуляция соответствующего поведения. Экологически ориентированные поведение и деятельность рассматриваются как центральные элементы экологической культуры. Главным критерием ее сформированности является экологическая ответственность личности, социальной группы или всего территориального сообщества в целом.

Таким образом, методологически важным представляется не столько озабоченность состоянием окружающей среды, сколько готовность общества производить, сохранять и воспроизводить экологические ценности. Наблюдаемые общественные трансформации в нашей стране вносят коррективы в культуру взаимоотношений общества и окружающей природной среды, что требует соответствующих управленческих решений и технологий, реализуемых в регионах и муниципальных образованиях.

Во второй главе "Социально-управленческая роль органов государственной власти, местного самоуправления и общественности в формировании экологической культуры местного сообщества" определены факторы, детерминирующие развитие экологической культуры на уровне местного сообщества (на примере Одинцовского муниципального района Московской области).

В первом параграфе "Экологические риски и их влияние на социальные процессы в муниципальном районе" обоснована роль местного сообщества как фундамента российского общества, рассмотрена модель локальной экополитики как инструмента формирования экологической культуры местного сообщества.

На основе анализа особенностей Одинцовского района (близость к Москве, относительно высокий уровень социально-экономического развития, благоприятная экологическая обстановка) выявлены источники экологических рисков и влияние их последствий на жизнь местного сообщества. Главной проблемой является возрастание антропогенной и техногенной нагрузки на природно-рекреационный потенциал района, связанное с привлекательностью территории для отдыха и проживания, вложения инвестиций. Это приводит к ряду негативных последствий для различных слагаемых социально-экономической жизни, прежде всего, для состояния здоровья населения.

С целью выявления степени и характера осознания экологических рисков жителями района, автором работы проведены анкетные опросы.1 Анализ их результатов показывает, что большинство респондентов (72%) признают важность экологической проблематики, проявляют обеспокоенность экологической ситуацией (59%).

В ходе опросов выявлены наиболее неблагоприятные экологические факторы, фиксируемые респондентами. Данные, приведенные в таблице 1, свидетельствуют об адекватном отражении в общественном сознании существующих на территории Одинцовского района экологических проблем. Среди них респонденты выделяют, в первую очередь те, которые бросаются в глаза. Менее осязаемыми респондентам кажутся «корневые проблемы» и проблемы глобальной важности, понимание которых требует более широкой образовательной подготовки и экологических знаний.

Таблица 1

Распределение ответов на вопрос "Что именно не удовлетворяет Вас в Вашем городе/поселке и его ближайших окрестностях?" (разрешается выбор нескольких вариантов), в % от количества опрошенных. N = 580.

Варианты

%

Загазованность воздуха

37

Плохая питьевая вода

28

Вредные химические вещества в овощах и фруктах

27

Загрязнение реки, озера

24

Повышенный уровень шума

23

Исчезновение отдельных видов птиц, рыб, животных и растений

15

Ухудшение почв, снижение их естественного плодородия

14

Изменение климата

11

Кислотные дожди

8

Повышенный уровень радиации

4

Выявленные источники экологических рисков, диагностика отношения населения к экологической ситуации в районе и к деятельности органов местного самоуправления позволяют выявить факторы, детерминирующие развитие экологической культуры на уровне местного сообщества: направленность локальной экополитики на соблюдение баланса интересов человека – общества – природы; эффективное экологическое управление, координирующее взаимодействие власти – бизнеса – науки – населения; позитивное отношение населения к экологической деятельности органов местного самоуправления.

В работе выделены два уровня анализа экополитики местного сообщества: институциональный (включающий решения, программы, принимаемые органами местного самоуправления, формы и методы реализации, соответствие интересам местного сообщества) и социально-психологический (отражающий отношение населения к экологической деятельности органов местного самоуправления).

Основные принципы и направления экополитики, реализуемой в Одинцовском районе, изложены в концепции "Экополис Одинцовский" (далее – Концепция). Определена стратегическая цель развития района - обеспечение высокого качества жизни населения на основе сбалансированного решения проблем социально-экономического развития и сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала района. Для ее достижения разработаны комплекс нормативно-правовых, экономических, природоохранных, организационных, информационных и других мероприятий, механизмы их реализации, критерии действенности.

Выделены инновационные методы организации взаимодействия власти - бизнеса - населения: конкурсные (муниципальный заказ, грант, тендер, конкурсы экологических и социальных проектов, авторских программ); технологические (экологические экспертизы, гражданские действия по защите окружающей среды); организационно-структурные (общество предпринимателей, муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства, торгово-промышленная палата); процедурные (правила и процедуры, оформленные в соответствующих законах, нормативных и правовых актах, постановлениях, а также общественные палаты, общественные комитеты, форумы граждан, круглые столы, координационные советы, соглашения, публичные слушания); комплексные или комбинированные (фонды развития местного сообщества, ярмарки социально-экологических проектов и услуг и др.)

Предложен механизм взаимодействия науки - власти - бизнеса - населения по вопросам охраны окружающей среды через экспертную деятельность, разработку социальных технологий общественного участия, поддержку местных инициатив. Прослежено влияние научного знания на развитие экологической культуры низовых ячеек гражданского общества.

Рассмотрены формы общественного участия граждан в реализации права на благоприятную окружающую среду через деятельность общественных организаций, движений, фондов, профессиональных объединений, групп самопомощи, а также формы самоорганизации граждан по месту жительства, их объединения для решения жилищно-бытовых проблем, напрямую связанных с экологией (товарищества собственников жилья, жилищно-строительные и дачные кооперативы; территориальное общественное самоуправление и др.)

Таким образом, Концепция является социальным проектом, позволяющим реализовать теоретическую модель устойчивого развития местного сообщества, и играет ключевую роль в формировании экологической культуры.

Во втором параграфе " Социологический мониторинг состояния и тенденций развития экологической культуры местного сообщества как средство социального управления" выявлены возможности мониторинга как составляющей локальной экополитики, разработан социологический инструментарий для проведения мониторинга состояния и тенденций развития экологической культуры местного сообщества.

В работе выделены три направления социологических исследований, позволяющих составить представление о динамике экосоциального процесса в местном сообществе:

1) изменения экологической обстановки в районе (факторы, способствующие возникновению экологических проблем на территории района; источники экологических рисков; аварии техногенного характера);

2) реакция на эти изменения со стороны органов местного самоуправления и общественности (влияние последствий экологических рисков на социальные процессы в местном сообществе; уровень социально-экологической напряженности; разработка экополитики и программ по ее реализации; организация взаимодействия органов местного самоуправления с общественностью по проблемам экологии; развитие экологического образования и просвещения и др.);

3) изменения в образе и качестве жизни местного сообщества, вызванные экологическими проблемами (общая оценка населением экологической ситуации на территории проживания; отношение к деятельности властных и хозяйственных структур по разрешению экологических проблем; степень приемлемости для населения планируемых технологических, правовых и иных мероприятий на территории проживания; действия людей, направленные на разрешение экологически обусловленных социальных проблем и ликвидацию возникших угроз уровню и качеству жизни и т.п.)

Особое внимание уделено изучению процессов, затрагивающих общественное сознание и общественное мнение, поскольку их анализ требует всестороннего учета не только аспектов социально-экологических проблем, но и сложных процессов, относящихся к сфере духовной жизни. Эти задачи решает социологический мониторинг.

Система социологического мониторинга включает индикаторы социокультурных установок и взглядов; общего социального самочувствия; оценок эколого-социально-экономической ситуации; прогноза ожидаемых перемен; реального и прожективного поведения людей. Каждая группа индикаторов операционализируется в форме вопросов анкет. Представлены основные блоки вопросов:

- Обеспокоенность экологическим состоянием. Индикаторы - степень удовлетворенности экологическими условиями; степень осознания связи экологии со здоровьем, демографической ситуацией, миграциями; социальное самочувствие; степень общественного согласия на риск.

- Социально-нравственный блок. Индикаторы - выбор приоритетов в пользу охраны окружающей среды, а не экономического роста; отношение к науке и техническому прогрессу; отношение к ядерной энергетике; активность жизненной позиции.

- Экологическая информированность. Индикаторы - уровень знаний о природных процессах, их влияния на человека, основных источниках загрязнения, природоохранных мерах и стоящих за ними персоналиях; потребность в информации о состоянии окружающей среды в месте проживания; значимость разных источников информации, уровень доверия к ним; знание конституционных прав по охране окружающей среды.

- Деятельность по охране окружающей среды. Индикаторы – выбор типа поведения в ответ на экологическую угрозу (от безразличия или пассивного интереса до активного участия в экологическом движении); отношение к деятельности экологических общественных организаций.

- Оценка деятельности органов власти по охране окружающей среды. Индикаторы - связь между активностью граждан в природоохранной деятельности и экологической политикой, проводимой местной властью.

Принципиально важным является вывод о том, что социологический анализ, применяемый управленцами к исследованию актуальных социально-экологических проблем, позволяет существенно поднять уровень концептуального осмысления и обоснования проблем дальнейшего развития муниципального образования, совершенствования работы институтов власти и оптимизации экологической политики.

В третьем параграфе "Социально-управленческие технологии формирования и развития экологической культуры местного сообщества" обобщен опыт применения в управленческой практике Одинцовского района социальных технологий, направленных на развитие человека.

Влияние профессионализма кадров на эффективность принятия управленческих решений определяет приоритетность кадровых технологий в практике района. С этой целью создана муниципальная система непрерывного управленческого образования (управленческий всеобуч) на всех этапах социализации личности: детский сад - школа - вуз - трудовой коллектив. Научным и культурным центром выступает Одинцовский гуманитарный университет. Важным ресурсом развития муниципальных служащих являются инновационные семинары, в ходе которых происходит активизация творческих способностей участников.

Внедрение технологий гармонизации воспитательного и образовательно­го пространства местного сообщества продиктовано необходимостью перехода к новому качеству мышления. В работе дана характеристика муниципальной системы образования, обобщен опыт экологического образования в образовательных учреждениях Одинцовского района, реализации проектов и конкурсов по формированию экологической культуры подрастающего поколения. Определена ключевая роль "Стратегии непрерывного экологического образования населения" в системе формирования экологической культуры местного сообщества. Выявлена направленность экологического образования на оздоровление как среды обитания, так и самого человека.

В рамках взаимодействия муниципальных систем образования и здравоохранения реализуются технологии оздоровления населения и распространения здорово­го образа жизни. В работе обобщен опыт развития Одинцовского района как центра здоровья, организации новых форм медицинского обслуживания, реализации программ по внедрению здорового образа жизни, особенно среди детей. В качестве иллюстрации дан анализ результативности муниципальной целевой программы для школьников "Конкурс здоровья". Системное решение проблем, связанных с улучшением здоровья детей, организацией их досуга и созданием условий для массовых занятий физической культурой и спортом, приводит к реальному улучшению показателей здоровья, снижению уровня преступности, наркомании, алкоголизма и табакокурения в детской и молодежной среде.

Не менее значимы для развития района как центра здоровья технологии оздоровления среды обитания. В работе дана характеристика муниципальной системы охраны окружающей среды. Среди приоритетных направлений природоохранной деятельности выделено создание особо охраняемых природных территорий (ООПТ), позволяющих сохранять уцелевшие естественные экосистемы. Выявлена роль ООПТ в процессе формирования экологической культуры через организацию на их базе исследовательской, воспитательной и пропагандистской деятельности. С целью минимизации экологических рисков в районе создается система стимулирования экологичной хозяйственной деятельности и установления пределов ответственности за ее результаты. Разработана программа "Экологически здоровый продукт", направленная на повышение конкурентоспособности продукции и услуг одинцовских производителей через экомаркировку.

Важную роль в процессе формирования экологической культуры играют информационные технологии. В работе дана характеристика информационных ресурсов района, позволяющих удовлетворять потребности населения, хозяйствующих субъектов и органов местного самоуправления в качественных инфокоммуникационных услугах. Выявлена роль СМИ в формировании экологически ориентированного общественного мнения. С этой целью местной телерадиокомпанией реализуется культурно-просветительский проект "Экополис Одинцовский", на официальном сайте Администрации Одинцовского муниципального района в сети Интернет осуществляется продвижение идеи экополиса.

Таким образом, использование приведенных социальных технологий в управленческой практике Одинцовского района позволяет исследовать социальный капитал местного сообщества и повышать его эффективность.

В Заключении приводятся основные теоретические и практические выводы по результатам работы, которые сформулированы в соответствующих главах и параграфах диссертации.

Социальное предназначение экологической культуры в условиях современного российского общества состоит в сохранении стабильности социальной системы за счет ее баланса со средой.

Трансформация ценностей россиян в сторону индивидуализма и потребительства ведет к возрастанию экологических рисков на конкретной территории. Их минимизация требует соответствующих управленческих решений, реализуемых в регионах и муниципальных образованиях.

Среди факторов, детерминирующих развитие экологической культуры на уровне местного сообщества, выделяются: четкая экологическая политика; эффективное взаимодействие власти – бизнеса – науки – населения; ответственность власти; гражданская активность населения.

Даются рекомендации, обращенные к субъектам экологической политики на всех уровнях власти, в рамках которых предполагается совершенствование управленческой деятельности по формированию и развитию экологической культуры местного сообщества.

Приложения содержат 3 схемы; результаты авторского социологического исследования; программу дисциплины "Концепция "Экополис Одинцовский".

3. ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

а) Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК РФ:

1. Экологические риски и их влияние на социальные процессы в муниципальном районе // Социология власти. – 2008. – № 3. – 0,6 п.л.

б) Публикации в других изданиях:

2. Формирование природосообразного мышления как стратегического ресурса современного развития местного сообщества. – В кн.: Научные знания в практику регионального и муниципального управления: материалы научно-практической конференции. Ч.2. – М., 2004. – 0,7 п.л.

3. Формирование экологического сознания как важнейшее условие создания Экополиса. – В кн.: Устойчивое развитие муниципального образования: теория, методология, практика. – М., 2006. – 0,5 п.л.

4. Роль экологической культуры и правосознания в жизни местного сообщества. – в кн.: Проблемы и пути формирования правового сознания сотрудников пограничных органов ФСБ России: материалы межвузовской научно-практической конференции. Ч.2. – Голицыно, 2007. – 0,4 п.л.
АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата социологических наук


Котовой Ирины Николаевны
Тема диссертационного исследования:

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО СООБЩЕСТВА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

(социологический анализ)
Специальность 22.00.08 - социология управления
Научный руководитель:

доктор социологических наук, профессор

ЛЕВАШОВ Владимир Иванович
Изготовление оригинал-макета

Котова Ирина Николаевна
Подписано в печать « 26 » мая 2008 года

Тираж: 80 экз. Усл. П.л. 1,4

ФГОУ ВПО «Российская академия государственной службы

при Президенте РФ» (РАГС)

Отпечатано ОПМТ РАГС. Заказ № ___

119606, Москва, пр-т Вернадского, 84

1 Путин В.В. Выступление на расширенном заседании коллегии ФСБ 31 января 2008 года в Москве // Российская газета. 31.01.2008.


1 См. Щербина В.В. Что такое организационная экология? // СОЦИС. 1993. №2. - С.102.

1 См. Яницкий О.Н. Экологическая социология (программа курса) // СОЦИС. 1997. №2. – С.124.

1 Материалы авторского социологического исследования «Экологические представления жителей Одинцовского района»; ноябрь 2006г. N = 340, декабрь 2007г. N = 580. Метод - анкетный опрос. Выборка квотная по полу, возрасту, социальному положению, роду занятий.

Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации