Разработки игр - Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии - файл n1.doc

Разработки игр - Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии
Скачать все файлы (107.9 kb.)

Доступные файлы (10):
n1.doc89kb.13.07.2009 15:32скачать
n2.doc42kb.11.07.2009 19:39скачать
n3.doc57kb.11.07.2009 19:35скачать
n4.doc56kb.13.07.2009 15:49скачать
n5.doc38kb.13.07.2009 15:43скачать
n6.doc40kb.13.07.2009 14:12скачать
n7.doc43kb.11.07.2009 19:42скачать
n8.doc36kb.13.07.2009 15:39скачать
n9.doc37kb.13.07.2009 15:44скачать
n10.doc39kb.13.07.2009 14:14скачать

n1.doc

Раздел 3. Игры, направленные на познавательное развитие

3.1 Сенсорное восприятие

Психическое развитие ребенка раннего возраста тесно связано с проявлением интереса к окружающей действительности и стремлением познать свойства и качества предметов. Интерес ко всему новому является основой развития любознательности, а в дальнейшем и познавательной деятельности.

Сенсорное развитие подразумевает умение ребенка выделять и учитывать свойства и отношения объектов при выполнении практических и игровых действий с ними.

Содержание представленных игр направлено на развитие зрительного, слухового и тактильно-двигательного восприятия у детей раннего возраста с психофизическими отклонениями. При проведении этих игр у детей развиваются внимание, память, формируются коммуникативные способности и продуктивные способы сотрудничества с взрослым.

Проведение игр и упражнений предусматривает учет индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка. Обучение начинается с выполнения задания совместными действиями взрослого с ребенком. При этом взрослый находится за спиной ребенка и действует его руками. Постепенно отпускает свои руки, давая возможность ребенку выполнять самостоятельно предложенные действия. В дальнейшем позиция взрослого по отношению к ребенку может меняться: рядом с ребенком, а затем напротив. Каждое действие ребенка должно быть прокомментировано и обобщено в речевом плане.

3.1.1. Развитие зрительного восприятия.


Развитие ориентировки на форму

Игра "Катится - не катится"


Цель: вызвать у ребенка интерес к свойствам предметов, к овладению способами выявления этих свойств.

Оборудование: деревянный желобок (дощечка, расположенная под наклоном к горизонтальной поверхности), пластмассовые (деревянные) шарики и кубики одного цвета и размера (находятся на подносе).

Ход игры: взрослый ставит желобок (дощечку) перед ребенком предлагает поиграть. Взрослый сам берет шарик, кладет на верхнюю часть желобка и отпускает его. Шарик скатывается. Взрослый говорит: "Смотри, катится!" "А теперь ты бери", - взрослый предлагает ребенку взять с подноса любой предмет, помогает его расположить на верхней части желобка. При этом взрослый комментирует: катится (или не катится). Если малыш затрудняется 89рослый из позиции "за спиной ребенка", выполняет его руками, Обращая каждый раз внимание на свойство предмета (катится или её катится).

После того, как все предметы "проверены", взрослый жестом и словом фиксирует выделенное свойство: шарики катятся, кубики катятся.

Игра "Опусти игрушку в свой домик"


Цель: вызвать у ребенка интерес к свойствам предметов, к овладению способами выявления этих свойств.

Оборудование: 2 коробки: одна - с круглой прорезью, вторая –с квадратной, шарики и кубики одного цвета и размера (находят-$1на подносе);

Ход игры: взрослый ставит перед ребенком обе коробки, берет шарик, подносит к квадратной прорези и говорит: "Не проходит, не такая, надо в другую". Потом подносит шарик к круглой прорези, медленно опускает его и говорит: "Вот такая, круглая. Шарик круглый, у него такой домик!'. Затем взрослый предлагает ребенку по очереди опускать предметы в прорези, каждый раз обращая его внимание на соответствие формы прорези и формы предмета. По окончании игры взрослый достает из каждой коробки опущенные предметы и обобщает выделенное свойство: "Здесь все такие, круглые, шарики. А здесь - не такие, здесь - кубики".

Игра "Спрячь игрушку"


Цель: вызвать у ребенка интерес к свойствам предметов, к овладению способами выявления этих свойств.

Оборудование: две коробки: одна круглой формы с соответствующей крышкой, имеющей "ручку", другая квадратной формы также с "ручкой". Шарик и кубик (находятся на подносе).

Ход игры: взрослый ставит перед ребенком две коробки, опускает в круглую шарик, в квадратную - кубик и предлагает их спрятать (закрыть коробки крышками). При этом обращается внимание на то, как ребенок берет крышки за ручку тремя пальцами (щепотью). Если малыш затрудняется, взрослый показывает и комментирует способ действия: "Круглую коробочку надо закрывать такой, круглой крышкой. А эту коробочку - другой, не такой, не круглой крышкой".

Игра "Почтовый ящик"


Цель: развивать у ребенка зрительную ориентировку на форму предметов, формировать практические способы ориентировки (метод проб).

Оборудование: коробка с двумя прорезями (квадратной и круглой), шарики и кубики одного цвета и размера (находятся на подносе).

Ход игры: взрослый ставит перед ребенком коробку с прорезями, обращает внимание на форму прорезей и предлагает опустить в нее предметы, находящиеся на подносе. При этом вначале взрослый вместе с ребенком опускает формы в прорези, пользуясь дом проб и комментируя действия. В дальнейшем предлагает ребенку самостоятельно опускать кубики и шарики.

Игра "Собери пирамидки"


Цель: развивать у ребенка зрительную ориентировку на форму предметов.

Оборудование: две подставки с вертикально расположенными стержнями, набор шариков и кубиков одного размера и цвета со сквозными отверстиями.

Ход игры: взрослый ставит перед ребенком подставки, поднос с шариками и кубиками и предлагает собрать пирамидки из кубиков и из шариков. Взрослый обращает внимание ребенка: "Тут все такие - круглые, шарики, а здесь", указывая на другую подставку, -" не такие, кубики".

Игра "Поймай шарики"


Цель: вызвать интерес к действиям с предметами, развивать зрительную ориентировку на форму предметов.

Оборудование: таз с водой, шарики и кубики одного цвета и размера (находятся на подносе), пустой маленький тазик.

Ход игры: взрослый ставит таз с водой перед ребенком, вместе с ним опускает в таз шарики и кубики и предлагает выловить сачком только шарики: "Поймай только такие (показывает шарик), поймай шарик". После того, как ребенок достанет шарик, он кладет его в пустой маленький тазик. По окончании игры взрослый обобщает: "Здесь все такие, шарики, а в воде остались не такие, кубики".

Игра "Построй башню"


Цель: развивать у ребенка зрительную ориентировку на форму Предметов, формировать практические способы ориентировки (метод проб), вызвать интерес к свойствам предметов окружающего 'Мира.

Оборудование: шарики и кубики одного цвета и размера (находятся на подносе).

Ход игры: взрослый предлагает ребенку построить башню, обращает внимание на предметы, находящиеся на подносе: "Бери все такие (показывает кубик), кубики и строй башню". Если ребенок затрудняется, взрослый действует .совместно с ним. По окончании игры взрослый обобщает: "Башню построили из кубиков. Здесь остались только шарики".

Игра "Прокати шарик через ворота"


Цель: закрепить у ребенка умения выполнять практические и игровые действия с предметами в соответствии с их свойствами (форма).

Оборудование: шарик и кубик одного размера и одного цвета, ворота.

Ход игры: взрослый и ребенок сидят напротив друг друга. Перед ними лежат шарик и кубик. Взрослый предлагает ребенку катить шарик к нему через ворота. В случае необходимости взрослый переходит к совместным действиям с ребенком. После чего ему предлагается выполнить задание самостоятельно.

Игра "Волшебный мешочек"


Цель: вызвать у ребенка интерес к действиям с предметами, учить способам выявления свойства этих предметов.

Оборудование: мешочек, два шарика и два кубика одного размера и одного цвета.

Ход игры:

I вариант: взрослый показывает мешочек и на глазах у ребенка кладет в него шарик и кубик; показывает второй кубик и дает ребенку его потрогать, рассмотреть. Затем предлагает достать из мешочка такой же предмет. Сравнивает предметы и обобщает: "Ты достал такой же, кубик". Игра повторяется с шариком.

II вариант: взрослый показывает мешочек и на глазах у ребенка кладет в него шарик и кубик. Ребенок держит руки за спиной, взрослый кладет в них второй кубик, просит потрогать и запомнить, что у него в руке, затем предлагает достать из мешочка такой предмет. Сравнивает предметы и обобщает: "Ты достань такой кубик". Игра повторяется с шариком.

Игра "Разложи"


Цель: развивать у ребенка зрительную ориентировку на форму предметов.

Оборудование: две пустые коробки, коробка с шариками и кубами одного цвета и размера.

Ход игры: взрослый ставит перед ребенком пустые коробки и просит разложить в одну - шарики, такие (показывает шарик), в Другую - кубики (показывает кубик). Если ребенок затрудняется, взрослый соотносит шарик с шариком, кубик - с кубиком, фиксируя "такой - не такой"; По окончании игры взрослый обобщает: "Здесь - все шарики, вот тут - все кубики"»

Развитие ориентировки на величину

Игра "Брось шарик"


Цель: вызвать интерес у ребенка к действиям с предметами, Формировать ориентировку на свойство предметов - величину.

Оборудование: бассейн (таз с водой), пластмассовые шарики одного цвета и двух размеров.

Ход игры: взрослый показывает ребенку большой шарик и просит дать такой же. Оценивая результат действий ребенка, сравнивает: "Ты взял такой, как у меня, ты взял большой шарик". После чего взрослый бросает его в бассейн и говорит: "Брось свой шарик". По окончании игры обобщает: "В бассейне все такие, большие шарики".

Игра "Спрячь шарик в ладошку"


Цель: вызвать интерес к действиям с предметами, формировать ориентировку на свойство предметов - величину.

Оборудование: шарики одного цвета и двух размеров.

Ход игры: взрослый берет большой шарик, показывает ребенку что он не умещается в ладони, говорит: "Спрятать в ладошке не удается, он большой, его видно. Надо взять другой шарик, такой (показывает маленький). А этот спрятали. Найди такой же, спрячь его в ладошке. Какой там у тебя шарик?" По окончании игры взрослый обобщает: "Такой, маленький шарик можно спрятать в ладошке, большой—не спрячешь".

Игра "Спрячь мячик в коробочку"


Цель: вызвать у ребенка интерес к действиям с предметами, выявлению свойств предметов, ориентировку на одно из свойств величину.

Оборудование: два мячика одного цвета и разного размера, две коробочки с крышками одинаковой формы, цвета, но разного размера.

Ход игры: взрослый дает ребенку один из мячи ков и предлагает спрятать в коробочку: закрыть ее подходящей крышкой. В случаях затруднения взрослый берет большой мячик, практически показывает, что большой мячик в маленькую коробочку не входит, фиксируя результат действий: "Видишь, мячик большой, а коробочка маленькая. Сюда не подходит. Давай спрячем его в большую коробочку".

Игра "Почтовый ящик"


Цель: развивать у ребенка зрительную ориентировку на величину предметов, формировать практические способы ориентировки (метод проб).

Оборудование: коробка с двумя прорезями (большое и маленькое круглое отверстие), шарики одного цвета и двух размеров находятся на подносе.

Ход игры: взрослый ставит перед ребенком коробку с прорезями, обращает внимание на размер прорезей и предлагает опустить в нее предметы, лежащие на подносе. При этом вначале взрослый совместно с ребенком опускает разные по величине шарики, разные прорези, пользуясь методом проб и комментируя действия. В дальнейшем предлагает ребенку самостоятельно опускать шарики. В конце игры обобщает: "В большую дырочку опускали большие шарики, в маленькую - маленькие".

Игра "Разложи шарики в корзинки"


Цель: развивать у ребенка зрительную ориентировку на величину предметов, формировать практические способы ориентиров (метод проб).

Оборудование: две большие и две маленькие корзинки – одного цвета; два больших и два маленьких шарика.

Ход игры: взрослый расставляет перед ребенком корзинки и |предлагает разложить в них шарики. Если ребенок затрудняется, |6рослый показывает и комментирует: "Большой шарик кладем в большую корзинку, а маленький шарик -в маленькую корзинку", взрослый предоставляет возможность ребенку самому разложить шарики в соответствующие корзинки. После того, как ребенок выполнит практическое занятие, взрослый обобщает: "Правильно разложил: в маленькую корзинку маленький шарик, а в большую большой шарик".

Игра "Матрешка"


Цель: развивать зрительную ориентировку на величину предметов, формировать практические способы ориентировки, учить пользоваться методом проб.

Оборудование: двухместная матрешка.

Ход игры: взрослый показывает ребенку, как "идет" к нему Матрешка: "Смотри, вот идет к тебе Ляля. Открой ее, посмотри, что тай внутри у нее". Взрослый помогает ребенку открыть матрешку и говорит: "Вот там есть еще маленькая, возьми ее. Покажи, как она ходит. Спрячь маленькую матрешку в большую". Если ребенок не выполняет это действие, взрослый сам медленно складывает матрешку. Затем ребенку предлагается выполнить задание самостоятельно. В конце игры взрослый обобщает: "Маленькую матрешку можно спрятать в большую матрешку".

Игра "Вставь яблоки"


Цель: развивать зрительную ориентировку на величину предметов, формировать практические способы ориентировки, учить пользоваться методом проб.

Оборудование: деревянная доска-трафарет с вкладышами (яблоки) разного размера.

Ход игры: взрослый показывает ребенку доску с вкладышами яблок разного размера. Предлагает ему выложить яблоки - вкладыши на стол. Затем просит ребенка вложить каждое яблоко в свою ячейку (место). Если ребенок затрудняется, используются совместные действия. Взрослый показывает ребенку, как пользоваться методом проб: "Сюда не подходит, яблоко - большое, а место - маленькое, ищи большое место".

Игра "Пирамидки"


Цель: развивать у детей зрительную ориентировку на величину предметов, формировать практические способы ориентировки, учить пользоваться методом наложения.

Оборудование: две пирамидки - одна с маленькими колечками, другая - с большими, все колечки на обеих пирамидках одного цвета.

Ход игры: взрослый ставит перед ребенком две пирамидки и предлагает ему снять колечки с пирамидок. При этом взрослый обыгрывает колечки, показывает ребенку, что колечки крутятся. После этого взрослый берет стержень большой пирамидки и говорит: "Сюда надо надевать все вот такие, большие колечки". Помогает ребенку выбирать все большие колечки. При необходимости используются совместные действия взрослого с ребенком, прием наложения - маленькое колечко накладывается на большое кольцо: "Видишь, эти колечки разные, надо найти такое же, большое колечко". Затем ребенку предлагается надевать маленькие колечки на соответствующий стержень. В конце игры взрослый обращает внимание ребенка на обе пирамидки: "Здесь - все большие, а здесь -маленькие колечки".

Игра "Построй башни"


Цель: развивать у ребенка зрительную ориентировку на величину предметов, формировать практические способы ориентировки, учить пользоваться методом проб.

Оборудование: набор кубиков одного цвета, двух размеров.

Ход игры: взрослый ставит перед ребенком набор кубиков и предлагает построить башни: "Будем строить башни. Вначале из таких, больших кубиков". Взрослый берет один большой кубик и ставит его перед ребенком: "Бери все такие же и ставь на этот кубик". Если ребенок затрудняется, взрослый обращает его внимание на то, что маленький нельзя ставить - башня упадет. После того, как малыш построит башню из больших кубиков, все кубики снова кладутся перед ним: "Теперь будем строить башню из маленьких кубиков". В конце игры взрослый обращает внимание ребенка на то, что из больших кубиков получается большая башня, а из маленьких - маленькая.

Игра "Брось мяч в корзину"


Цель: развивать у ребенка зрительную ориентировку на величину предметов, учить выделять по слову - большой, маленький.

Оборудование: мячи одного цвета двух размеров, корзина.

Ход игры: взрослый ставит недалеко от ребенка корзину и набор мячей, предлагает ему бросать мячи в корзину: "Бери такой, как у меня, большой, бросай! Теперь снова бери большой, бросай". Взрослый обобщает: "В корзине - только большие мячи, а здесь -маленькие". Затем ребенку предлагают выбирать и бросать только маленькие мячи.

Развитие ориентировки на цвет

Игра "Посади бабочку"


Цель: развивать у ребенка зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой - не такой).

Оборудование: два картонных круга ("полянки") двух цветов - желтого и красного, бабочки только одного цвета - желтого или красного - одинакового размера.

Ход игры: взрослый кладет перед ребенком "полянки" и говорит: "Бабочка любит свою полянку, это - ее домик". Взрослый берет желтую бабочку, прикладывает ее к красному кругу и говорит: "Это - не такой цвет, не ее домик. Вот ее домик (прикладывает к желтому кругу). Теперь ты посади всех бабочек на свою полянку". После того, как задание выполнено, взрослый обобщает: "Полянка - желтого цвета, такая, и все бабочки тоже желтого цвета".

Игра "Закрой окошко"


Цель: развивать у ребенка зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой - не такой).

Оборудование: два картонных домика разного цвета с вырезанными окошками, в середине которых изображены зайчики (птички и др.), окошки соответствующих цветов одинаковой формы и величины.

Ход игры: взрослый кладет перед ребенком "домики", привлекая его внимание к зайчикам, и предлагает спрятать их от лисы: "Спрячь зайчиков, чтобы лиса их не увидела, не напугала". Если ребенок выполняет задание без учета ориентировки на цвет, взрослый обращает его внимание, что окошко не такого цвета, как домик. "Лиса может догадаться, что там зайчик. Найди окошко такого же цвета как домик". В конце игры взрослый подчеркивает результат: "Красное окошко - для красного домика, желтое окошко - для желтого домика".

Игра "Перевези кубики"


Цель: развивать у ребенка зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой - не такой).

Оборудование: две машины двух цветов - желтого и красного, кубики соответствующего цвета и одинакового размера.

Ход игры: взрослый ставит перед ребенком машины и говорит, что в них надо положить кубики и перевезти их на стройку: "В красную машину надо класть красные кубики, а в желтую машину - желтые кубики". В конце игры взрослый обобщает: "Красная машина везет красные кубики, а желтая машина - желтые кубики".

Игра "Дорожки для неваляшек"


Цель: развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой - не такой).

Оборудование: мозаика двух цветов - желтого и красного, две неваляшки желтого и красного цвета.

Ход игры: взрослый просит ребенка выложить дорожку для желтой куколки, а затем - для красной, пользуясь методом сличения. Затем дорожки обыгрываются: желтая неваляшка идет по желтой дорожке, красная - по красной дорожке.

Игра "Цветные горки"


Цель: развивать у ребенка зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой - не такой).

Оборудование: деревянная цветная горка с надетыми на стержни цветными шариками двух цветов (желтыми и красными).

Ход игры: взрослый ставит перед ребенком цветную горку и предлагает снять с нее все шарики. Затем просит ребенка надеть шарики на стержни: на один стержень одного цвета, а на другой стержень - другого цвета. В конце игры взрослый называет цвет шариков на каждом стержне.

Игра "Накорми куклу"


Цель: развивать у ребенка зрительную ориентировку на цвет предметов (выбор из двух).

Оборудование: две куклы, одетые в разные платья - красное и желтое, набор посуды (блюдца, чашки, ложки) двух цветов - красного и желтого.

Ход игры: взрослый обращает внимание ребенка на кукол, которые пришли к нему в гости: "Куклы хотят, чтобы ты угостил их чаем. Каждая кукла хочет пить из своей чашки, такого же цвета, как ее платье. Раздай куклам их чашки". То же самое взрослый просит сделать с блюдцами и ложками. Если ребенок затрудняется, взрослый использует метод сличения (такая - не такая).

Игра "Построй домики"


Цель: развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой - не такой).

Оборудование: два кубика разного цвета, две призмы соответствующего цвета.

Ход игры: взрослый строит домики, затем говорит ребенку: "Смотри, какие получились домики. Вдруг налетел ветер (дует на дома и убирает крыши). Помоги, построй такие же домики". Если ребенок затрудняется, взрослый показывает, как можно использовать метод сличения при постройке домиков. Игра заканчивается словами взрослого: "У этого домика такая же крыша, как домик (называется цвет), а у этого домика - другая крыша, не такая (называется цвет)".

Игра "Подбери ленточку"


Цель: развивать у ребенка зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой - не такой).

Оборудование: два воздушных шарика разного цвета, две ленточки соответствующего цвета.

Ход игры: взрослый надувает один из шариков и просит ребенка дать ленточку такого же цвета, как шарик. Если ребенок дает нужную ленточку, привязывает ее к шарику и говорит: "Правильно, ты дал такую же ленточку как шарик (при этом называется цвет)". В противном случае взрослый прикладывает ленточку к шарику и говорит: "Ленточка не такого цвета, как шарик, дай другую".

Игра "Дорисуй ниточку"


Цель: развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой - не такой).

Оборудование: нарисованные на листе бумаги круги двух цветов, фломастеры соответствующего цвета.

Ход игры: взрослый показывает круги и говорит: "Вот шарики, они могут улететь, их надо привязать. Помоги, нарисуй ниточки к шарикам. Шарики разного цвета, каждому шарику надо нарисовать свою ниточку, возьми подходящий по цвету фломастер. Смотри внимательно, возьми такой же фломастер как этот шарик и т.д.".

Игра "Построй дорожку из кирпичиков"


Цель: развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой - не такой).

Оборудование: кирпичики двух цветов, два игрушечных мишки.

Ход игры: взрослый показывает ребенку мишек и предлагает построить для каждого свою дорожку, обращая при этом внимание на цвет кирпичиков: "Для этого мишки надо построить такую дорожку (показывается кирпичик и называется цвет), а для этого мишки - дорожку другого цвета, такую как этот кирпичик". По окончании дорожки обыгрываются и называется их цвет.

Развитие ориентировки на количество

Игра "Заполни кувшин"


Цель: развивать у ребенка ориентировку на количественный признак (много - мало).

Оборудование: два пустых прозрачных кувшина, фасоль в мешочке, кружка.

Ход игры: взрослый показывает ребенку, как набирать кружкой фасоль и пересыпать ее в кувшин. Когда ребенок заполнит первый кувшин, взрослый говорит: "Здесь много фасоли". Остальную фасоль ребенку предлагается насыпать в другой кувшин. Взрослый обращает внимание: "Посмотри, как здесь мало. Больше нет. Сколько здесь? Ма-а-а-ло (сопровождает жестом). А там сколько? Мно-о-о-го (сопровождается также жестом)".

Игра "Собери шишки"


Цель: развивать у ребенка ориентировку на количественный признак (много - мало).

Оборудование: две корзинки, шишки.

Ход игры: взрослый обращает внимание ребенка на разбросанные на полу шишки и просит помочь ему собрать их. И у взрослого, и у ребенка имеются корзинки. Взрослый кладет в свою корзину 2-3 шишки, давая возможность малышу собрать остальные. В конце игры взрослый хвалит его: "Молодец, ты собрал мно-о-о-го шишек (сопровождает жестом), а у меня посмотри сколько? Ма-а-а-ло".

Игра "Посади елочки"


Цель: развивать ориентировку на количественный признак (много - мало).

Оборудование: дидактическая игра "Посади елочки" (две деревянных подставки, на них укреплены стержни с елочками), 2 подноса.

Ход игры: взрослый ставит перед ребенком подставку, предлагает ему снять елочки со стержня, положить их на поднос. Взрослый кладет на свой поднос 2-3 елочки, а остальные ребенок кладет на свой поднос. Далее ребенку предлагается надеть елочки на стержни. Взрослый спрашивает: "Сколько у тебя елочек? Много. Посмотри, а у меня сколько? Мало".

Игра "Набери воды"


Цель: развивать ориентировку на количественный признак (много - мало).

Оборудование: два ведерка одинаковой величины, таз "бассейн", кружка.

Ход игры: взрослый предлагает ребенку наполнить ведерки водой с помощью кружки, чтобы затем вылить воду в бассейн. Первое ведерко наливается полным, а оставшуюся воду ребенок наливает во второе ведро (воды должно быть намного меньше, чем в первом). Ребенок несет к бассейну полное ведро, а взрослый обобщает: "У тебя тяжелое ведро, здесь мно-о-о-го воды. А теперь возьми другое ведерко, посмотри, сколько там воды. Тут мало. Выливай воду в бассейн. В бассейне много воды". Игру можно повторить два раза.

Игра "Посади цветы"


Цель: учить ребенка образовывать множества из отдельных предметов.

Оборудование: напольный коврик с прикрепленными к нему в разных местах "липучками" (одна из частей "липкой" ленты); цветы, в основании которых имеется вторая часть "липкой" ленты.

Ход игры: взрослый обращает внимание ребенка на коврик, говорит, что это - полянка, на которую надо посадить цветы. Дает ребенку цветок и просит "посадить" его на полянку, указывая жестом на место прикрепления. "Вот еще цветочек, посади. Еще цветочек" и т.д. В конце игры обобщает: "Вот как много цветов ты посадил".

Игра "Налей воды в аквариум"


Цель: учить ребенка образовывать непрерывные множества.

Оборудование: аквариум, игрушечные рыбки, кружка, таз с водой.

Ход игры: взрослый предлагает ребенку набирать воду кружкой из таза и выливать в аквариум. После каждой вылитой кружки взрослый обращает внимание ребенка: "Еще кружка воды, еще кружка воды. Стало много воды в аквариуме".

Игра "Возьми воздушный шарик"


Цель: учить ребенка выделять отдельные предметы из множества (группы предметов).

Оборудование: 5 надутых воздушных шаров с ленточками.

Ход игры: взрослый обращает внимание ребенка на то, как много воздушных шаров, показывает, как с ними можно играть (подбрасывать, ловить, размахивать и т.д.). Затем взрослый пробит ребенка взять один шарик и поиграть с ним, подчеркивает внимание: "Ты взял один шарик, и я взял один шарик".

Игра "Попади в корзину"


Цель: развивать у ребенка ориентировку на количественный признак предметов - находить один и много предметов в окружающей обстановке.

Оборудование: корзина, мячи на 2-х подносах (на одном - один мяч, на другом - пять).

Ход игры: взрослый показывает ребенку подносы с мячами, обращая внимание на количество мячей: "Здесь - один мячик, а тут - много. Неси поднос, где один мяч. Бросай его в корзинку. Ты бросил один мяч. В корзинке один мяч. А теперь принеси поднос, где много мячей. Бросай. Ты бросил много раз, много мячей в корзинке. Возьми один мяч и поиграй с ним".

Игра "Построим гараж"


Цель: развивать у ребенка ориентировку на количественный признак - находить один, мало и много предметов в окружающей обстановке.

Оборудование: кубики, машина.

Ход игры: взрослый показывает машину, кубики и предлагает строить гараж. Для этого надо перевезти кубики в машине. Взрослый просит ребенка положить в машину и привезти только один кубик. Обращает внимание, что из одного кубика гараж не получится, надо еще привезти кубики. Просит ребенка: "Привези еще один кубик". После то, как ребенок выполнит его просьбу, обращает внимание на то, что кубиков мало, гараж не получится: "Привези много кубиков, чтобы построить гараж". Взрослый строит гараж, обращая внимание ребенка, что кубиков много: "Гараж получился". Предлагает ребенку поиграть с машиной.

Игра "Надень шапочки"


Цель: учить ребенка дифференцировать "один и много".

Оборудование: наперстки (пять).

Ход игры: взрослый обращает внимание ребенка на пальцы одной руки, просит его раскрыть ладошку, подняв все пальцы вверх. "Будем играть. Наши пальчики как будто мальчики. Они пойдут гулять, им надо надеть шапочки". Взрослый показывает ребенку, как он это делает, надевает на каждый свой палец наперсток и говорит: "Этому надели одну шапочку, и этому одну шапочку, и этому" и т.д. Затем обобщает: "Всем надели шапочки, шапочек много". Предлагает ребенку надеть на каждый свой пальчик наперсток.
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации