Политические партии и движения в России - файл n1.doc

Политические партии и движения в России
Скачать все файлы (87.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc88kb.18.02.2014 20:11скачать

n1.doc



Содержание

Введение………………………………………………………………………… 3

1 Политические партии………..……………………………………………….. 5

1.1 Происхождение и сущность политических партий.……………………. 5

1.2 Структура и функции партий…...………………………………………… 7

1.3 Типы партий и партийные системы…………….………………………… 9

1.4 Внутренняя структура политических партий…….………………………. 14

2 Политические движения……………………………………………..………… 15

2.1 Политические движения: их сущность и типология……………………… 15

Заключение……………………………………………………………………….. 18

Список использованных источников……………………………………………. 19


Введение

В нашей стране сейчас масса организаций, объединяющих людей по идейным установкам, социально-экономическим, национально-религиозным и иным интересам. Эти организации отражают сложную, во многом противоречивую структуру формирующегося гражданского общества, многообразие потребностей индивидов, несовпадение их ценностных ориентаций, идеалов и убеждений. Особое место среди таких объединений граждан принадлежит политическим партиям и общественно-политическим движениям, которые на сегодняшний день являются главным инструментом взаимосвязи между государством и гражданским обществом.

Начавшиеся в нашей стране во второй половине 80-х годов реформы политической системы пробудили небывалую общественную активность населения и привели к формированию множества политических партий и движений. Идейный спектр этих организаций охватил фактически все возможные направления и оттенки, воспроизводя программные установки как политических объединений современного западного зарубежья, так и партий, существовавших в России в начале XX века.

Становление многопартийности в российском обществе и борьба мнений вызвали к жизни закономерные процессы переоценки многих ценностей и привели в конечном счете к очевидной трансформации базисных основ как государственности, так и политической системы в целом. Россия всегда шла своим необычным путем, как в культурном развитии, так и в политическом. В настоящий момент ситуация может непредсказуемо измениться. Поэтому каждый гражданин должен для себя сделать чёткий вывод, понять, что бы он желал изменить в нашей жизни, какую позицию по отношению к устройству государства, политической власти, внутренней и внешней политики правительства он занимает.
Актуальность данной темы я вижу в том, что партии и движения сыграли огромную роль в истории России и в наше политически и экономически нестабильное время очень сложно выбрать правильный путь развития страны. И именно в этой особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, государством, с теми институтами, принципами, нормами, которые призваны гарантировать жизнеспособность сообщества людей, реализацию их общей воли, интересов и потребностей скрыто дальнейшее руководство к всеобщему процветанию и благоденствию.

Цель данной работы - изложить основные моменты, касающиеся политических партий и движений в России, выявить основные направления в сущности и типологии политических движений и установить как повлияли партии на дальнейшие события в России в поиске общественного согласия.

1 Политические партии

1.1 Происхождение и сущность партий

Партия, будучи таким же посредником в отношениях населения с государством, как и группы интересов, обладает по сравнению с ней значительной спецификой. Более того, функциональные и организационные особенности политики из всех общественных организаций до сих пор служат предметом теоретической полемики относительно её происхождения и роли в политическом процессе. Возникают ли партии вследствие воплощения естественного для человека духа противоречия или являются частным случаем политических ассоциаций, формирующихся на основе свободного выбора человека, стремятся ли они подчинить себе все проявления политической активности человека или же являются механизмами продвижения к власти лидеров – все это и сегодня является предметом горячих дискуссий.

Партия – это добровольная ассоциация избирателей, стремящихся контролировать правительство путем победы на выборах и завладения в результате этого официальными учреждениями. Партии в современном смысле слова следует признать относительно поздним «изобретением». Они появились лишь во второй половине прошлого века. Первые из них возникли в стенах парламентов на основе действовавших там группировок, в данном случае – тори. Такие партии иногда называют «внутренними». К концу XIX века стали появляться «внешние» партии, которые начинались с создания внепарламентских организационных структур и затем, используя их, «прорывались» в представительные органы власти.

Политическая партия – это один из немногих институтов, зарождение которых неразрывно связано с генезисом либеральной демократии. В XX веке идея партийной организации была воспринята целым рядом закрытых режимов, но наибольший интерес партии всегда вызывали у исследователей, изучавших проблемы демократии. Каждая партия создавалась для защиты интересов определенных групп населения (как правило экономических или национальных). Партии как правило не однородны и имеют внутри себя фракции - группы выдвигающие программы несколько отличные от общей, основной программы партии. Существование в партии различных фракций делает ее политику более гибкой, поскольку помогает ей сохранить свое влияние среди различных групп избирателей.

Политика партии вырабатывается в ходе внутрипартийной политической борьбы между различными фракциями и течениями. Руководящие органы многих партий составляются на основе представительства от различных фракций. В программах партии обычно подчеркиваются их намерения служить интересам определенных социальных групп, большинства граждан всей страны. В практической политике партии стремятся учитывать интересы различных категорий избирателей поскольку только так можно одержать победу на демократических выборах.

1.2 Структура и функции партий

От всех других политических институтов, в том числе и групп интересов, партию отличают свойственные ей функции и характерные способы их осуществления, определения, внутренняя организация и структура, наличие политической программы действий, та или иная идеологическая система ориентации, а также ряд других, менее значительных признаков.

Партия всегда выступает как канал передачи информации, циркулирующей сверху вниз и снизу вверх. Но и в условиях либеральной демократии не следует недооценивать значение партий в формировании общественного мнения.

Партии выполняют функцию аккумуляции социальных интересов. В обществе всегда существуют самые разнообразные и разнородные интересы, предпочтения, требования. Прежде всего, из совокупности интересов необходимо выделить наиболее социально значимые. Далее и эти «отборные» интересы необходимо увязать между собой, чтобы уже в виде последовательной программы поставить на политическую повестку дня. Этим и занимаются партии. Важной функцией партий является постановка коллективных целей для всего общества. Было бы большим искажением истины думать, что партия способна преследовать лишь те цели, которые вытекают из обстоятельств повседневной жизни ее членов и сторонников. Также партии занимаются рекрутированием властвующей элиты и способствуют ее политической социализации. Под рукрутированием следует понимать подбор кадров как для самой партии, так и для других организаций, входящих в политическую систему, в том числе выдвижение кандидатов в представительные органы валсти, исполнительный аппарат и бюрократию.

Наконец, партии имеют большое значение, выступая в качестве референтных групп – групп, на которые индивид ориентирует поведение, - для своих сторонников. Во многих странах люди, повинуясь семейным традициям и воспитанию, испытывают сильную эмоциональную приверженность той или иной партии.

Можно возразить, что ни одна из этих функций не присуща исключительно политическим партиям. Выражать социальные интересы могут и заинтересованные группы; их аккумуляцию может взять на себя парламент; постановка коллективных целей для общества – одна из задач политической исполнительной власти; рекрутированием элиты занимаются многие институты – например, система образования; образцы поведения продуцирует массовая культура. Все это верно. Но дело в том, что партии, выполняя эти функции в совокупности, делают это на особой политической арене – арене выборов. Поэтому основная, включающая в себя все остальные, функция партий состоит в том, что они структурируют процесс выборов. А эта функция – одна из основных в условиях либеральной демократии. Без партий выборы становятся соревнованием индивидов, а не политических программ; преобладающими становятся личные, а не групповые или общественные интересы. Отсюда в конечном счете вытекает принципиальная важность политических партий.

1.3 Типы партий и партийные системы

Наиболее часто встречающий критерий типологизации партий - идейные основания их деятельности, подразумевающие деление на доктринальные, прагматические, - ориентирующиеся на практическую целесообразность действий, а также харизматические – в которых люди объединяются вокруг лидера. При этом в каждом из этих типов существует дальнейшее дифференциация партийных объединений. В частности, среди доктринальных партий принято выделять религиозные и идеологические объединения. Весьма характерно для современной политической науки типологизировать партии в зависимости от социальных и культурологических важное значение имеет и дифференциация партий с точки зрения их организационной структуры. В данном случае принято выделять партии Парламентские, Лейбористские, Авангардные. Довольно распространена типизация партий с точки зрения их отношения к правящему режиму: правящие и оппозиционные, легальные и нелегальные, партии – лидеры и партии – аутсайдеры, партии, правящие монопольно и правящие в составе коалиции и т.д.

Большое распространение в политологии получила классификация французского ученого М. Дюверже, выделявшего в зависимости от оснований и условий приобретения партийного членства партии – кадровые, массовые и строго централизованные. Первые из названных отличаются тем, что они формируются вокруг группы политических деятелей, а основой их организованного строения является политический комитет . Кадровые партии формируются, как правило, сверху, на базе различных парламентских групп, групп давления, объединений партийной бюрократии. Они сориентированы, прежде всего, на участие профессиональных политиков и элитарных кругов, что предопределяет свободное членство и известную аморфность партийной организации. Как правило, такие партии активизируют свою деятельность только во время выборов, когда необходимо организовать поддержку электората.

Массовые партии представляют собой централизованные образования, хорошо организованные и дисциплинированные, с уставным членством. Хотя и здесь важную роль играют лидеры и аппарат партии, большое значение в них придается общности взглядов, идеологическому единству членов. Массовые партии чаще всего формируются снизу, нередко на основе профсоюзных, кооперативных и иных общественных движений, артикулирующих интересы определенных слоев, профессиональных групп, сторонников известных лидеров и идей. Однако в отдельных случаях формирование партий подобного типа возможно и комбинированным путем, подразумевающим соединение усилий элитарных кругов и рядовых граждан. Учитывая разнообразие форм деятельности, направленности и иных аспектов функционирования массовых партий, некоторые теоретики, и в частности Ж. Блондель, выделяли среди них представительные партии западного типа, коммунистические и популистские. И, наконец, для строго централизованных партий Дюверже считал характерным превращение идеологического компонента в основополагающие, связующее эти организации начало. Для таких партий, к ним относятся коммунистические и фашистские, по Дюверже – характерны наличие множества иерархических звеньев, строгая, почти военная дисциплина, высокая организованность действий движения и почитания политических вождей.

Собственно партийные системы принято классифицировать, прежде всего, по качественным аспектам партийно-государственных отношений, а также по их количественному составу. Так, в зависимости от числа парий выделяют одно партийные системы, внутри которых различают деспотические и демократические разновидности, многопартийные – с одной доминантной партией, двухпартийные и мультипартийные. Однако, несмотря на то, что сложившиеся в том или ином государстве партии легко подсчитать, количественный метод, типологизации партийных систем несовершенен: демонстрирую численность партийных институтов, он не выявляет, сколько партий действительно включено в процесс принятия государственных решений. Таким образом, типологизация партийных систем по качественным характеристикам их деятельности предпочтительней. В этом контексте, учитывая характер правления, можно говорить о Демократических, Авторитарных и Тоталитарных партийных системах, а учитывая доминирующие в государстве ценности, о системах социалистических и буржуазных. Чаще всего в формировании партийных систем наибольшую роль играют характер социальной структуры общества, Действующее законодательство, прежде всего избирательные законы, а так же социокультурные традиции. Например, в странах, где нет значительных крестьянских слоев, как правило, не возникают аграрные партии. В странах же, где определяющую роль играет какой-либо один, например средний, класс, существуют предпосылки для создания системы с доминирующей партией. Если социальная структура общества пронизана полярными противоречиями тех или иных строт, то и партийная система будет носить конфликтный характер, лишь подогрев напряженность общественных отношений. Если же социальные группы ориентируются на единую систему ценностей идеалов, то и партийная система будет характеризоваться более мягкими формами межпартийных и партийно-государственных связей.

Законы также могут влиять на характер партийных систем, накладывая, например, ограничения на деятельность немногочисленных партий, препятствуя допуску к выборам оппозиционных партий определенной направленности, разрешая насильственные действия по отношению к нелегальным партийным объединения. Там, где действуют избирательные системы мажоритарного типа, как правило, формируются двухпартийные системы или системы с одной доминирующей партией. Пропорциональные избирательные системы, напротив, давая шансы на представительство в органах власти большему числу политических сил, инициируют создание многопартийных систем и партийных коалиций, облегчают возникновение новых партий. В обществе с множеством экономических укладов, разнообразием культур и языков, многочисленными каналами и институтами артикуляции социальных, национальных, религиозных и прочих интересов, как правило, больше предпосылок для создания многопартийных систем. Именно последние, как показал мировой опыт политического развития, выступает наиболее оптимальной формой одновременно условием демократического развития общества. Правда, ученые и практики расходятся в оценках, какая конкретно система предпочтительнее: с большим числом партий или бипартийная, с доминантной партией или же без неё. Отличаясь высоко организацией и артикуляцией. Имея основные черты политических партий, многие из них первоначально формировались как объединения, союзы. В странах третьего мира под термином «партия» выступают классы, правящие группы или аморфные группировки, не имеющие ни организационных, ни идеологических черт обычных политических партий. История политической мысли отводит важное место отношению к политическим партиям. Это отношение не всегда было однозначным. Со времен античности устоявшейся традицией политической мысли является антипартизм, т.е. критическое, отрицательное отношение к партиям. В них видели силу, противостоящую государственному единству, причину мятежей, силу подрывающую государственные структуры, вызывающую конфликты между согражданами, препятствующему выражению общей воли.

С точки зрения легальности партии могут оцениваться как легальные, полулегальные и нелегальные. Партии могут различаться также по их социально-классовой базе и составу, по типу их организации, по их месту в системе власти, по их идеологическому облику. В наше время, в основном можно выделить следующие типы партийных систем:

  1. Однопартийные системы, при которых исключается даже минимальное существование других партий.

  2. Фактически однопартийные системы, замаскированные под многопартийность – тотально-идеологический и организационный контроль государственной партии с жестко регламентировано.

  3. Формально многопартийные системы, в которых ключевые позиции политической жизни заняты двумя политическими партиями, периодически сменяющими друг друга у руля политической власти.

  4. Многопартийные системы, функционирующие на государственном уровне как устойчивые коалиции двух или более партий, сохраняющие союзнические отношения как при участии в правительстве, так и в оппозиции.

  5. Многопартийные системы плюралистической направленности, которые могут вступить в соглашение лишь по вопросам коренной политики.



1.4 Внутренняя структура политических партий

Важным параметром внутренней структуры политических партий, являются фракции. Фракция – это внутрипартийное объединение, члены которого имеют чувство общности и единства цели и организованы таким образом, что коллективно действуют как отдельный блок внутри партии для достижения своих целей. Официально признанные или нелегальные, они существуют почти повсеместно. Многие политологи рассматривают фракционную борьбу как фактор, в известной степени сдерживающий тенденцию к концентрации внутрипартийной власти.

Выделяются два «чистых типа» фракций. Первый из них основан на так называемых отношениях клиентелы. Могущественные лидеры таких фракций (как правило, входящие в высшее партийное руководство) всячески способствуют карьерам своих сторонников в обмен на политическую поддержку с их стороны. Иными словами, данный тип фракционности связан с идейными соображениями, а с борьбой за внутрипартийную власть. К этому типу особенно близки Христианско-демократическая партия Италии и либерально - демократическая партия Японии.

Другой тип фракций стоится на идеологической общности. Здесь не столь велика личная зависимость рядовых членов от «патрона», и это компенсируется более формализованной организационной структурой. Такие фракции часто имеют фиксированное членство, а иногда даже подобия уставов, издают собственные газеты. Печатный орган может выступать как центр притяжения членов фракции.

Многие исследователи внутрипартийных структур сходили во мнении, что фракции, построенные на идеологической общности, более склонны к выходу их партий, чем другая его разновидность. Что касается распространенности двух типов фракций, то исследования более ста партий, показало, что идеологическая основа фракций встречается несколько чаще, но при этом виды фракционности теснейшим образом переплетаются между собой.

2 Политические движения

2.1 Политические движения: их сущность и типология

Важнейшим компонентом политической системы выступают политические движения. Их возникновение следует отнести ко времени, когда из родоплеменных отношений, в процессе роста общественного производства, общественного разделения труда, имущественной дифференциации стали возникать контуры общества. Постепенно у человека возникают потребности более высокого порядка – общественные потребности, которые он начинает осознавать в виде общественных интересов. Среди других, важнейшее место в этом спектре занимали потребности по поводу власти, её становление, формирование, использование, использования, для достижения определенных целей. Так начали формироваться политические интересы, которые, наряду с имущественным расслоением относятся к важнейшим факторам формирования общества, зарождения его социальной структуры, классового размежевания. Политические интересы на только разобщили людей, они служили мощным фактором сплочения людей с общими интересами. Так возникли политические движения, послужившие значительному ускорению общественного процесса.

Во-первых, политические движения, как правило, не имеют стабильной организационной структуры, устава, постоянного членства, разветвленной организации с отделениями на местах, дисциплинированным подчинением нижестоящих ячеек вышестоящим органам и т.д.

Во-вторых, политические движения имеют значительно более широкую и расплывчатую идейно-политическую ориентацию, чем партии. Это позволяет иногда включать в работу движений людей и группы людей разных идеологических взглядов, но преследующих одну цель.

В-третьих, цели движений намного более конкретны и ограничены, чем у политических партий. Они не ставят перед собой задачу прихода к власти, но стремятся решить ту или иную конкретную проблему. После того, как проблема решена, движения самораспускаются. Так, например, произошло с движением против размещения крылатых ракет в Европе. Но иногда движения перерастают в партии. Тенденция превращения движения в партию свойственна, например, различным экологическим движениям.

XX век по праву следует считать веком расцвета политических движений. Они стали столь многообразны, что для их глубокого понимания необходимо выяснить их сущность, т.е. попытаться дать их типологию. Под социальным изменением понимается любое изменение, происходящее в обществе. Это изменение в системе социальных позиций, социальных статусов, изменение в соотношении различных социальных групп. Социальные действия представляют собой стихийную или целенаправленную деятельность социальной группы. В форму социальных действий, для которых характерны:

  1. Наличие определенных целей;

  2. Организации;

  3. Большая или меньшая однородность социального состава;

  4. Определенная идейная общность;

Особое место среди социальных движений занимают движения политические.

Среди других общественных движений политические движения выделяются постановкой политических целей, использованием политических средств, т.е. они борются за власть или за возможность влиять на неё.

Политические движения характеризуются рядом признаков:

  1. Организационной рыхлостью, открытым характером, свободным членством.

  2. Чрезвычайно многообразен идейный спектр участников движения.

  3. Чрезвычайная пестрота социальной базы, разнообразие участвующих в нем социальных групп.

  4. Различие профессиональных установок, мировоззренческих позиций участников движения. Основным элементом анализа политических движений является определение их социальной базы, поскольку эти движения всегда выражают определенные общественные интересы и стремления, характер которых выражает определенные общественные интересы и стремления, характер которых выражает важнейший аспект любого общественного движения.

Характеризуя социально-классовую структуру общества, можно привести типологические различия политических движений:

  1. Движения, имеющие классовый характер (рабочие, крестьянское);

  2. Движения, имеющие межклассовый характер (национально-освободительные);

  3. Движения, по своему характеру внеклассовые (экологическое, правозащитное).

В Западной политологии бытует немало теоретических представлений об истоках и происхождении массовых движений последнего времени, выводимых из психологических, социальных и иных факторов. Теория коммуникативного действия Хабермаса выводит истоки новых движений из социальных факторов – реакции и протеста на колонизацию повседневной жизни. Протест охватывает группы людей, наиболее далеких от производственной деятельности и потому наиболее восприимчивых к разрушительным последствиям глобальной рационализации, Эти социальные группы выступают в борьбе за целостность социальной жизни, объединяются для совместных действий и оформляются в виде активного антивоенного, экологического и прочие подобные движения.

Заключение

В XIX веке, когда прессой, средствами информации и пропаганды и аппаратом для привлечения избирателей располагали одни лишь промышленные и финансовые круги, демократии не существовало; только рост партий и особенно - рабочих партий открыл возможность реального и активного сотрудничества всего народа с политическими институтами. Даже тоталитарные партии, например, коммунистические, в некоторых странах вносят свой вклад в демократию; их устранение, грозило бы опасностью усиления (по меньшей мере временного) консервативных элементов и сломало бы то равновесие, которое обеспечивает минимум свободы для каждой "части народа"; плюрализм партий является одновременно источником и символом этого равновесия.

При известных условиях единственная партия может выступить первой формой организации масс, которая позволяет постепенно втянуть их в политическое объединение; авторитарный режим, который она порождает, способен ликвидировать всевозможные порядки создать социально-экономические условия, необходимые для будущего развития политической свободы. В то же время однопартийная система позволяет формировать новый руководящий класс, вышедший из народа, который сменяет прежний.

Политика является неотъемлемым компонентом человеческой цивилизации: без нее невозможны социальный прогресс, существование общества и личности. Социальное назначение политических партий и движений состоит в том, чтобы ориентировать общественное развитие на утверждение справедливого социального порядка, ограничение государственного принуждения и обеспечение приоритета прав человека. Однако они же служат благу общества лишь в том случае, если познаны законы ее развития; если действуют механизмы, офаничивающие ее деструктивное, разрушающее влияние на общество, человека.

Список использованных источников

  1. Гаджиев, К.С. Введение в политологию / К.С. Гаджиев, Г.В. Каменская, А.Н. Родионов – М.: Просвещение, 2000. – 284с.

  2. Голосов, Г.В. Сравнительная политология /Г.В. Голосов. – Новосибирск: изд-во НГУ, 2001 – 365с.

  3. Дорофеев, В.И. Основы политологии /В.И. Дорофеев, В.А. Родионов. – М.: изд-во СГУ, 1993. – 311с.

  4. Мухаев, Р.Т. Политология. Учебник для студентов /Р.Т. Мухаев. – М.: Приор, 2000. – 400с.

  5. Дюверже, В.И Политические партии / пер. с франц. – М.: Академический проект, 2000. – 538с.


Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации