Романова М.А. Формирование психолого-педагогического потенциала учителя начальных классов - файл n1.doc

Романова М.А. Формирование психолого-педагогического потенциала учителя начальных классов
Скачать все файлы (656 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc656kb.18.02.2014 19:18скачать

n1.doc

  1   2   3   4

    1. На правах рукописи



Романова Марина Александровна
ФОРМИРОВАНИЕ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

19.00.07 – педагогическая психология

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора психологических наук

Москва - 2011

Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении

высшего профессионального образования

«Сахалинский государственный университет»


Научный консультант

доктор психологических наук, профессор

НЕМОВ Роберт Семенович.



Официальные оппоненты:
          1. академик РАО, доктор психологических наук, профессор ДУБРОВИНА Ирина Владимировна,


член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, профессор

ВЕРБИЦКИЙ Андрей Александрович,
доктор психологических наук, профессор

ГИНЗБУРГ Михаил Романович





Ведущая организация –

ГОУ ВПО «Московский государственный

университет им. М.В. Ломоносова»






Защита состоится «8» декабря 2011 г. в часов на заседании диссертационного совета Д 212.136.08:по присуждению ученой степени доктора психологических наук по специальности: 19.00.07 – педагогическая психология в ГОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.И. Шолохова» по адресу: г. Москва, ул. Верхняя Радищевская, 16-18.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке в ГОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.И. Шолохова» по адресу: г. Москва, ул. Верхняя Радищевская, 16-18.
Текст автореферата размещен на сайте ВАК: http://vak.ed.gov.ru/

Автореферат разослан « » 2011 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат педагогических наук, доцент





Виноградова И. А.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Стратегической целью долгосрочного социально-экономического развития нашего общества является формирование качественно нового образа России. Реализация этой цели требует выявления, развития и максимально эффективного использования всех ресурсов человека, включая профессиональные.1 Человеческий потенциал становится главным показателем инновационной экономики. Ключевой фигурой в решении многих приоритетных задач развития общества, формирования человеческого квалификационного капитала является учитель. Одно из ключевых направлений национального проекта «Образование» и национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» - совершенствование учительского корпуса и развитие учительского потенциала.2 Это касается и учителей начальных классов. Многие из них по разным причинам не полностью реализуют свои возможности в профессиональной деятельности. Эти возможности мы в данной работе называем психолого-педагогическим потенциалом учителя и включаем в его структуру следующие составляющие:

1. Психолого-педагогические свойства и способности, которые имеются у учителя, но не реализуются или не полностью реализуются в его профессиональной деятельности.

2. Свойства личности и способности, которые достаточно полно реализуются в профессиональной деятельности учителя, но еще слабо развиты и требуют дальнейшего развития.

3. Свойства личности и способности, необходимые учителю для успешной профессиональной деятельности, но в данный момент времени у него отсутствующие.

В качестве одной из причин неполной реализации психолого-педагогического потенциала учителей начальных классов можно назвать недостаточную разработанность проблемы потенциального в психолого-педагогической науке, незнание учителями имеющихся у них возможностей, отсутствие четких представлений о том, как выявлять, оценивать, формировать, развивать и использовать психолого-педагогический потенциал учителя в практике обучения и воспитания детей.

Проблема психолого-педагогического потенциала для личности и деятельности учителя начальных классов имеет принципиальное значение. Это объясняется тем, что он обучает и воспитывает детей, у которых существуют большие, не реализованные возможности для психического развития. Работы известных психологов (Ш. А. Амонашвили, В. В. Давыдов, В. В. Рубцов, Д. Б. Эльконин, Е. Л. Яковлева и другие) показывают, какими резервами для развития обладают младшие школьники.

Степень разработанности проблемы. Проведенный анализ научной литературы свидетельствует, что значительная часть научных работ, проведенных до настоящего времени, касалась того, что выступает как реальное, а не потенциальное в личности и деятельности учителя. Этим вопросам были посвящены, например, научные труды Ш. А. Амонашвили, Б. Г. Ананьева, А. А. Бодалева, С. К. Бондыревой, А. А. Вербицкого, Н. Ф. Виноградовой, Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Ю. М. Забродина, Е. А. Климова, Т. А. Ковалева, Г. М. Коджаспировой, В. А. Крутецкого, Н. В. Кузьминой, Ю. Н. Кулюткина, Н. Д. Левитова, А. А. Леонтьева, А. А. Люблинской, М. Р. Львова, А. К. Марковой, Л. М. Митиной, В. Н. Мясищева, Н. И Непомнящей, А. Б. Орлова, Н. Н. Поддъякова, Л. С. Подымовой, Т. Г. Рамзаевой, А. А. Реана, В. А. Ситарова, В. А. Сластенина, Г. С. Сухобской, Я. С. Турбовского, Д. И. Фельдштейна, Г. А. Цукерман, Д. Б. Эльконина и многих других. В этих работах поставлены и решены ключевые вопросы, касающиеся личности и деятельности школьного учителя.

В общей и педагогической психологии проблеме потенциального уделялось достаточно большое внимание. Эта проблема ставилась и обсуждалась в трудах многих известных ученых, таких, например, как Л. С. Выготский (зона ближайшего или потенциального развития ребенка), А. Н. Леонтьев (потенциал развития личности и ее деятельности), С. Л. Рубинштейн (потенциал человека как субъекта деятельности), Д. А. Леонтьев (личностный потенциал человека), В. Н. Мясищев (отношения и потребности как личностный и мотивационный потенциал человека), А. Г. Маклаков (адаптационный потенциал личности), Я. А. Пономарев, Е. Л. Яковлева, Д. Б. Богоявленская (творческий потенциал личности), Е. Ф. Рыбалко, Л. Н. Кулешова, Т. В. Прохоренко, Ж. А. Балаклашина (интеллектуальный потенциал), А. Г. Шмелев, Г. А. Соловейчик, Т. Р. Гребенюк, Т. Р. Лепех (потенциал менеджера), а также в работах ряда известных зарубежных психологов, представителей гуманистического и экзистенциального направлений: Г. Оллпорт, А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Р. Мей (потенциал свободной и здоровой личности). Среди ученых, педагогов и психологов, кто специально занимался исследованием психолого-педагогического потенциала учителя, можно назвать И. Г. Бессонова, Е. Л. Бобылева, Л. В. Ведерникову, М. П. Волобуеву, И. В. Давыдову, С. А. Дружилова, В. И. Загвязинского, И. В. Иванову, Л. А. Лицерову, Г. Н. Кудашова, Н. В. Мартишину, О. З. Панину, Л. С. Подымову, Н. В. Размазину, Е. А. Селиванову, И. А. Сидорину, В. А. Сластенина, А. С. Талалаева, Г. В. Талалаева, Н. Б. Трофимову, М. В. Хватову.

За последние полтора десятка лет выполнено также немало диссертационных работ, посвященных изучению психолого-педагогического потенциала. Тем не менее, нет оснований считать проблему в научном плане исчерпанной. На многие вопросы, связанные с теоретическим пониманием и опытным изучением психолого-педагогического потенциала учителя, его формированием, развитием и использованием в практике пока что не получено удовлетворительных ответов. Среди них можно назвать, например, следующие: В чем заключаются принципиальные отличия потенциального от реального в психике и деятельности человека? Каково точное научное определение психолого-педагогического потенциала? Что представляют собой разновидности психолого-педагогических потенциалов? Что входит в состав психолого-педагогического потенциал учителя? Что представляет собой психолого-педагогический потенциал учителя начальных классов? Какими должны быть методы диагностики психолого-педагогического потенциала учителя начальных классов? В чем заключаются пути формирования, развития и использования в практике психолого-педагогического потенциала учителя начальных классов?

Анализ проведенных исследований указывает, кроме того, на ряд объективных противоречий, на различных уровнях определяющих проблему настоящего исследования:

на социально-педагогическом уровне – между требованиями со стороны общества и государства к личности и деятельности учителя и фактическим уровнем его психолого-педагогической подготовки в вузе;

на научно-теоретическом уровне – между актуализацией проблематики психолого-педагогического и личностного потенциала в структуре междисциплинарного и психолого-педагогического знания и отсутствием разработанных методологических и теоретических основ формирования и развития психолого-педагогического потенциала будущих учителей начальных классов;

на научно-методическом уровне – между социальной значимостью профессиональной деятельности учителя начальных классов, обладающей ярко выраженной спецификой, и практикой научно-методического обеспечения развития психолого-педагогического потенциала у студентов, обучающихся по специальности 050708.65 «Педагогика и методика начального образования» и направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование (профиль «Начальное образование») в педагогических вузах.

Цель исследования – разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить научную концепцию структуры, диагностики, формирования и развития психолого-педагогического потенциала учителя начальных классов.

В связи с реализацией данной цели в ходе исследования были решены следующие задачи:

1. Выявлены основные теоретические подходы к проблеме потенциального в философии, общей психологии, педагогической психологии и педагогике.

2. Предложено авторское понимание, определение и комплексное решение проблемы потенциального в личности и деятельности учителя.

3. Установлены базовые элементы структуры психолого-педагогического потенциала личности учителя начальных классов.

4. Разработана теоретическая модель психолого-педагогического потенциала личности учителя начальных классов.

5. Определены методы и разработаны методики диагностики психолого-педагогического потенциала личности учителя начальных классов.

6. Научно обоснованы пути формирования, развития и реализации психолого-педагогического потенциала личности будущего учителя начальных классов.

7. Разработана теоретическая модель и программа формирования психолого-педагогического потенциала будущего учителя начальных классов.

8. Организовано и проведено опытно-экспериментальное исследование, направленное на формирование, развитие и реализацию психолого-педагогического потенциала будущих учителей начальных классов.

9. Выявлены психологические закономерности и детерминанты формирования и развития психолого-педагогического потенциала будущих учителей начальных классов.

Методологическая и теоретическая основа исследования. Особую теоретическую и методологическую ценность, в контексте нашего исследования, представляют положения, содержащиеся в трудах классиков отечественной психологии Л. С. Выготского (идея зоны потенциального или ближайшего психологического развития человека), С. Л. Рубинштейна (учение о мышлении и личности как субъекте деятельности), Б. Г. Ананьева (работы в области личности и деятельности учителя), А. Н. Леонтьева (концепция деятельности и учение о мотивации). Методологической основой нашего исследования также являются идеи гуманизации высшего образования (Б. Б. Коссов и др.), антропологического подхода, рассматривающие человека как целостность в разнообразии его жизнедеятельности (Е. И. Исаев, Б. М. Бим-Бад и др.), гуманистической психологии и педагогики, основным предметом исследования которой выступает человек, способный к саморазвитию и самореализации в субъект-субъектных отношениях (К. А. Абульханова-Славская, А. Маслоу, К. Роджерс, и др.), идеи гуманной педагогики (Ш. А. Амонашвилли и др.); целостного подхода к исследованию педагогического процесса (В. С. Ильин, В. В. Краевский, Н. К. Сергеев, В. А. Сластенин и др.), личностно ориентированного образования (В. В. Сериков и др.), концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России в сфере общего образования (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков и др.), отечественные и зарубежные концепции одаренности, рассматривающие одаренность как творческий или интеллектуальный потенциал личности (Д. Б.Богоявленская, В. И. Панов, А. И. Савенков, Д. В. Ушаков, Н. Б. Шумакова, Е. И. Щебланова, Е. Л. Яковлева и др.).

В своем исследовании мы также опирались на труды, посвященные личности и деятельности учителя (И. В. Дубровина, В. А. Кан-Калик, А. К. Маркова, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин и др.), на работы по формированию профессионально-педагогических умений учителя, воспитателя (О. А. Абдуллина, В. А. Ситаров, Л. Ф. Спирин, А. И. Щербаков и др.). В диссертации учтены и конструктивно использованы философско-педагогические и психолого-педагогические исследования, посвященные потенциальному в психике, в личности и деятельности учителя (В. Н. Дружинин, Д. А. Леонтьев, Я. А. Пономарев, Е. Л. Яковлева и др.), формированию индивидуальности личности и ее творческого саморазвития (А. Г. Асмолов, Ю. М. Орлов, П. Н. Осипов и др.), изучению закономерностей профессионально-личностного развития педагога в системе непрерывного образования (С. И. Архангельский, Н. В. Кузьмина, Ю. Н. Кулюткин, А. К. Маркова, Л. М. Митина, А. М. Новиков, Г. С. Сухобская, А. И. Щербаков и др.), теории и практике педагогического моделирования и проектирования (А. И. Архангельский, А. А. Кирсанов, Л. М. Фридман и др.). В процессе организации и проведения экспериментальной части исследования, которая касалась использования формирующегося психолого-педагогического потенциала будущих учителей начальных классов в практике обучении и воспитании детей младшего школьного возраста, мы опирались на научные труды по педагогической психологии обучения и учебной деятельности, в том числе на работы А. А. Вербицкого (теория и практика контекстного обучения), В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина (теория и практика управления учебной деятельностью, формирования теоретического мышления учащихся), Л. В. Занкова (теория и практика развивающего обучения), Ш. А. Амонашвили (теория и практика гуманно-личностного подхода к обучению младшего школьника), П. Я. Гальперина, Н. А. Талызиной (теория и практика поэтапного формирования умственных действий).

Нормативно-правовую основу исследования составили: Закон Российской Федерации «Об образовании» (от 10 июля 1992 г. с последующими изменениями и дополнениями); «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (17 ноября 2008 г.); «Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы» (7 февраля 2011 г.); Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 050708.65 (031200) «Педагогика и методика начального образования» (14 апреля 2000 г.); Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 050708.65 (031200) «Педагогика и методика начального образования» (31 января 2005 г.); Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» (22 декабря 2009 г.); Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» (17 января 2011г.); Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (6 октября 2009 г.); Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (26 ноября 2010 г.); Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (4 февраля 2010 г.); Приоритетный национальный проект «Образование» (5 сентября 2005 г.).

Гипотезы исследования:

1. Основными факторами формирования психолого-педагогического потенциала будущих учителей начальных классов являются инновационные формы организации учебного процесса и учебной деятельности студентов, новые технологии подготовки педагогов в современном вузе, правильное научное представление о таком потенциале, включая средства его диагностики, структуру и пути развития.

2. Психолого-педагогический потенциал учителей начальных классов может успешно формироваться на базе предложенной программы его развития. Она будет способствовать формированию и развитию психолого-педагогического потенциала во всех его составляющих. Наиболее успешно под влиянием предложенной программы будут формироваться и развиваться социально-мотивационные и интеллектуальные компоненты психолого-педагогического потенциала учителя начальных классов.3

Методы исследования:

Для решения поставленных задач и проверки предложенных гипотез использовались следующие методы и методики.

1. Методы теоретического анализа:

- историографический,

- сравнительно-сопоставительный.

2. Методы сбора эмпирической информации:

- экспериментальная методика (процедура) определения психолого-педагогического потенциала будущих учителей начальных классов (авторская);

- тест интеллекта Г. Ю. Айзенка;

- тест интеллекта «Прогрессивные матрицы Д. Равена»;

- тест-опросник, предназначенный для изучения мотивации самообразования студентов, как будущих учителей, и мотивации обучения детей (авторский);

- проективная методика, направленная на оценку силы мотива достижения успехов Д. Макклелланда;

- тест-опросник предназначенный для оценки силы мотива уверенности в себе (авторский);

- тест-опросник, направленный на оценку силы мотива оказания помощи людям (авторский);

- тест-опросник, предназначенный для психодиагностики мотива аффилиации А. Мехрабиана;

- тест-опросник, ориентированный на изучение мотивации учения младших школьников (авторский);

- экспериментальная методика оценки силы мотива оказания помощи людям (для младших школьников, И. Р. Алтунина);

- методика оценки силы мотива аффилиации у младших школьников (И. Р. Алтунина);

- методика диагностики мотивации аффилиации через проявления коллективизма (авторская).

3. Методы качественной и количественной обработки данных:

- качественный анализ полученного эмпирического материала;

- методы математико-статистической обработки, включая корреляционный анализ (ранговая корреляция по Спирмену) и сравнение средних выборочных величин (с помощью t-критерия Стъюдента).

4. Организационные методы:

- сравнительный,

- комплексный.

Исследование строилось как многоуровневое, осуществляемое по лонгитюдному типу.

Поставленные задачи и сформулированные гипотезы определили ход исследования, которое проводилось в течение семи лет в пять этапов, с 2003 по 2011 годы.
  1   2   3   4
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации