Курсовая работа - Сущность налогов и налогообложения - файл n1.doc

Курсовая работа - Сущность налогов и налогообложения
Скачать все файлы (154.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc155kb.25.01.2014 08:45скачать

n1.doc



Курсовая работа
по дисциплине: «Налоги и налогообложение»
на тему: Сущность налогов и налогообложения


Содержание
Введение 3

1.Сущность налогов 5

1.1 Понятия и функции налогов 5

1.2 Основные элементы налога 6

1.3 Классификация налогов 9

2. Сущность налогообложения 15

2.1 Теория развития налогообложения 15

2.2 Принципы налогообложения 17

2.3 Основные элементы налогообложения 20

Заключение 22

Список использованной литературы 25

Введение

Налоги являются необходимым звеном экономических отноше­ний в обществе с момента возникновения государства. Налоги, их сущность и функции в системе экономических отношений привлекали внимание ученых многих поколений. Налоги стали известны давным-давно, еще на заре человеческой цивилизации. Их появление связано с самыми первыми общественными потребностями.

На ранних ступенях государственной организации начальной формой налогообложения можно считать жертвоприношение. Жертвоприношение было неписаным законом, и оно становилось принудительной выплатой или сбором. Причем процентная ставка сбора была определенной. В Пятикнижии Моисея сказано: «И всякая десятина на земле, из семени земли и из плодов дерева принадлежит Господу». Следовательно, первоначальная ставка налога составляла 10% всех полученных доходов.

На сегодняшний день государство берет в свои ру­ки все функции установления и взимания налогов. Региональные и местные органы власти играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.

Посредством налогов государство воздействует на определенные общественные процессы, выполняет контрольные функции, выступает гарантом конституционного права.

Налоги являются обязательными платежами, которые взимаются государством, как с юридических, так и с физических лиц. Обязанность граждан платить законно установленные налоги закреплена в ст. 57 Конституции РФ.

Необходимость налогов обусловлена потребностями общественного развития. Для того чтобы управлять обществом, государство вынуждено содержать армию, милицию, налоговую полицию, чиновников и др. Для данной категории работников также нужны средства, как источник материального их благополучия, которые они сами не создают.

Таким образом, налоги служат основным источником поступлений в государственный бюджет и, следовательно, дополнительным источником ресурсов для покрытия общегосударственных расходов на удовлетворение общественных потребностей.

Налоги являются реальным рычагом государственного регулирования экономики. Они позволяют государству решать социальные и общественные задачи, в первую очередь - выравнивания уровня доходов граждан.

При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность налогоплательщиков, включая привлечение иностранных инвестиций путем предоставления налоговых льгот инвесторам.

Роль механизма налогообложения возрастает по мере того, как государство усиливает экономические функции и свое воздействие на рыночные преобразования экономики страны.

Цель курсовой работы – раскрыть сущность налога и налогообложения. На основании цели в работе поставлены следующие задачи:

- рассмотреть сущность налогов, их функции.

А поскольку мы живем в Российской Федерации, то необходимо также рассмотреть классификационные признаки налогов в российской экономике.

Чтобы раскрыть сущность налогообложения нужно получить представление теории развития налогообложения, а также выделить основные элементы и принципы налогообложения.

Объектом исследования выступают налоги и налогообложение.

Работа состоит из введения, двух глав и заключения.


  1. Сущность налогов

1.1 Понятие и сущность налогов
Существование любого современного государства неразрывно связано с налогами. В российском законодательстве заложен принцип «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы».[1.ст.57]

Налоги являются источниками бюджетных поступлений и важнейшими структурными элементами рыночного типа.

Налоги составляют 95 % доходной части государственного бюджета.

Налоги в результате изъятия становятся собственностью государства и используются им для выполнения политических, оборонных, социальных, внешнеэкономических, и других функций.

В НК сформулированы основные понятия, применяемые в налоговом законодательстве. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства (п.2ст.8 НК РФ)

Налоги в результате изъятия становятся собственностью государства и используются им для выполнения политических, экономических, внешнеэкономических, оборонных, социальных и других функций. С помощью налогов государство достигает относительного равновесия между общественными потребностями и ресурсами для их удовлетворения.

Налоги позволяют государству решать различные социальные и другие общественные задачи, в том числе и задачу выравнивания уровня доходов своих граждан. Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями государства, хозяйствующих субъектов и граждан по поводу формирования государственных финансов.

Следовательно, в условиях рыночной экономики налоги – это экономическая категория, поскольку они являются главным методом мобилизации доходов в бюджет государства и способствуют государственному регулированию экономической деятельности юридических и физических лиц.

Налоги в реальном налоговом механизме – безвозвратная, безэквивалентная и срочная форма принудительного взыскания с налогоплательщиков части их дохода с целью удовлетворения общественно необходимых потребностей. Исходя из этого, следует, что сущность налогов заключается в следующем:

  1. налоги - обязательные, преимущественно денежные платежи, устанавливаемые, исходя из реалий экономического базиса, но строго императивно;

  2. в налогах выражен повсеместный охват доходов, групп граждан, видов деятельности, типов предприятий, отраслей, а также территорий;

  3. налоги обеспечивают определенность (по объему финансовых ресурсов и сроку) поступления государственных доходов;

  4. налоги, используемые для пополнения доходов бюджета, не должны

препятствовать развитию производства на новой структурно-технической основе; в налогах заложены органическое сочетание и относительное равновесие двух функций: фискальной и регулирующей.

При финансовой стабильности и отлаженной налоговой системы налоги могут быть:

1)инструментом воздействия на хозяйственную активность экономических субъектов;

2) средством влияния на инвестиционную деятельность;

3) способом развития и расширения производства.[10.ст.8]

1.2 Основные функции налога

Экономическая сущность налогов проявляется через его функции.

Функция налога – это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.

В условиях развитых рыночных отношений налогам присущи следующие функции: фискальная, стимулирующая, регулирующая,

распределительная, контрольная.

Функции налогов




Фискальная




Регулирующая




Стимулирующая




Распределительная




Контрольная




Дисциплинарная


1) Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция).

2) Государственное регулирование экономики (регулирующая функция).

3) Стимулирующая функция.

4) Распределительная.

5) Контрольная функция.

6) Дисциплинарная.

Фискальная функция (фискас - государственная казна) представляет собой основную функцию налога, характерная для всех государств на различных этапах развития. Главная задача этой функции налога — проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. Посредством ее образуется центральный денежный фонд государства. С развитием рыночных отношений значение фискальной функции возрастает. Фискальная функция предопределяет появление других функций налога.

Регулирующая функция - направленная на достижение определенных целей налоговой политики государства посредством налогового механизма. Осуществляется за счет снижения ставок отдельных налогов, предоставления налоговых льгот, нацеленных на улучшение условий хозяйствования в отдельных отраслях, регионах или сферах деятельности.

Стимулирующая функция. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс и социально-экономическую деятельность приоритетных для государства направлений, увеличивает число рабочих мест. Эта функция проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки и др.

Распределительная (перераспределительная). Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решениенародно-хозяйственных проблем, как производственных, социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ-научно-технических,экономических.С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции, капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги,автострады,добывающие отрасли, электростанции и др. Распределительная (перераспределительная) функция носит ярко выраженный социальный характер. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджетных средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

Осуществляя налоговое регулирование, государство проводит всесторонний анализ экономических систем и осуществляет налоговый контроль.

Поэтому налогам присуща контрольная функция, которая обеспечивает контроль со стороны государства за финансово-хозяйственной и предпринимательской деятельностью юридических лиц и граждан, а также за источниками доходов и направлениями их расходования.

Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина, в известной мере, зависит от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги. Практика работы налоговых органов показывает, что нарушение сроков и полноты уплаты налогов явление частое.

Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.

1.3 Классификация и виды налогов

Исходя из критерия многоуровневой бюджетной системы, в которой аккумулируются налоговые доходы государства, в налоговом законодательстве широкое распространение получила статусная классификация налогов. В Российской Федерации вся совокупность налогов и сборов классифицируется по определенным признакам:

1) По субъектам налогообложению:

1.1) юридические лица;

1.2) физические лица;

1.3) физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями.

2) По объекту налогообложению:

2.1) Налоги с доходов, и имуще­ства: (выручки, прибыль, заработная плата, поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость). Они взимаются с конкретного физического или юридического лица.

2.2) Налоги на товары и услуги: налог с оборота, (налогом на добавленную стоимость, акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги)); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие.

3) По целевому назначению:

3.1) Общие налоги - расходуются на цели, определенные в бюджете;

3.2) Специальные налоги - имеют строго целевое предназначение и «закреплены» за определенными видами расходов. В частности, в РФ примером специальных налогов могут служить: страховые взносы в ПФ, ФФОМС, ТФОМС, ФСС; транспортный налог.

4) По способу уплаты отличающихся методами учета и оценки объекта налога:



4.1) По декларации - официальное заявление налогоплательщика о поученных доходах за определенный период времени.

4.2) Кадастровый способ - представляющий реестр, содержащий перечень объектов(земля, имущество, доход), классифицируемый по внешним признакам (размер участка, объем двигателя);

4.3) У источника дохода - безналичный способ уплаты налога, т.е. налогоплательщик, получает доход за вычетом удержанного налога.

4.4) Административный способ - возможность уплаты налога на основании налогового уведомления, выписанного налоговым органом.

5) По методу исчисления:

5.1) Твердые ставки – которые устанавливаются в абсолютной сумме на единицу налоговой базы. (на тонну газа, нефти). Указанные ставки обычно применяются при обложении земельными налогами. В РФ согласно действующему законодательству такие ставки нашли широкое применение при обложении акцизным налогом. Твердые ставки также используются при уплате транспортного налога, когда исполнительный орган субъекта Федерации устанавливает фиксированную сумму налога на единицу налоговой базы (на 1 лошадиную силу).

5.2) Процентными (пропорциональными, прогрессивными и регрессивными).

Пропорциональные ставки - действуют в одинаковом проценте к налоговой базе. Примером пропорциональной ставки могут служить ставки налогов на прибыль и на добавленную стоимость.

Прогрессивные ставки - построены таким образом, что они растут по мере увеличения налоговой базы. При этом прогрессия ставки, может быть, простой или сложной.

В случае применения простой прогрессии налоговая ставка увеличивается по мере роста всей налоговой базы. Если применяется сложная ставка, то происходит деление налоговой базы на части, и каждая последующая часть облагается по повышенной ставке. В данный момент российским налоговым законодательством прогрессивные налоговые ставки не предусмотрены.

Регрессивные ставки - средняя ставка регрессивного налога уменьшается с увеличением налоговой базы. Регрессивные ставки могут приносить большую абсолютную сумму, а могут и не приводить к росту абсолютной величины налога при увеличении доходов. [10.ст.26]

6) По характеру изъятия:

6.1) Прямые налоги - устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, владение и пользование которым служит основанием для налогообложения. К прямым налогам относятся: налог на прибыль (доходы) предприятий и организаций; земельный налог, подоходный налог с физических лиц; налоги на имущество юридических и физических лиц, владение и пользование которые служат основанием для обложения.

6.2) Косвенные налоги - налоги на потребление, которые непосредственно включаются в цену товара (работы, услуги) в виде надбавки и уплачиваются потребителями. Косвенные налоги очень выгодны государству, поскольку процесс их сбора осуществляется в сфере потребления, они как бы самотеком, в виде надбавки к цене товара поступают в бюджет.

В РФ существуют следующие основные косвенные налоги: налог на добавленную стоимость; акцизы на отдельные виды товаров; таможенные пошлины.

Эти налоги с точки зрения их взимания, простые для государства, но достаточно сложные для налогоплательщика с точки зрения укрывательства от их уплаты. Привлекательны для государства эти налоги еще и потому, что их поступления в казну прямо не привязаны к финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы организаций.

Вместе с тем государство в силу этих особенностей косвенного налогообложения вынуждено использовать и прямые налоги, чтобы под налоговое воздействие подпало как можно большее число объектов деятельности налогоплательщика. Все это в комплексе создает достаточную устойчивость налоговых поступлений и одновременно усиливает зависимость размера уплачиваемых налогоплательщиком налогов от эффективности его деятельности.

7) По уровням управления подразделяется на три группы (вида):

7.1) Федеральные налоги;

7.2) Региональные налоги;

7.3) Местные

Федеральные налоги и сборы, устанавливаются, изменяются и отменяются НК и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. Федеральные налоги и сборы поступают в основном в федеральный бюджет. Вместе с тем высший представительный орган государства может предусмотреть иной порядок распределения доходов, поступающих от федеральных налогов и сборов, между бюджетами различных уровней, т.е. федеральным и бюджетами субъектов Российской Федерации.

К федеральным налогам относятся:

Налог на добавленную стоимость;

Акциз;

Налог на доходы физических лиц;

Налог на прибыль;

Налог на добычу полезных ископаемых;

Водный налог;

Сбор за пользование объектами животного мира и за пользование объектами;

Страховые взносы в ПФ, ФСС,ФФОМС,ТФОМС;

Государственная пошлина.

Региональные налоги и сборы, устанавливаются в соответствии с НК и вводимые в действие законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов Российской Федерации. Устанавливая региональный налог, представительные органы власти субъектов Российской Федерации определяют следующие элементы налогообложения: налоговые льготы, налоговую ставку в пределах, устанавливаемых НК, порядок и сроки уплаты налога, а также форму отчетности по конкретному региональному налогу. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками. Другие элементы налогообложения устанавливаются НК РФ. Налоги и сборы субъектов Российской Федерации изменяются и отменяются законами субъектов Российской Федерации о налогах и сборах. Не могут устанавливаться налоги и сборы субъектов Российской Федерации, не предусмотренные НК РФ.

К региональным налогам относятся:

Налог на имущество;

Налог на игорный бизнес;

Транспортный налог.

Местные налоги и сборы, устанавливаются и вводятся в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. Устанавливая местный налог, представительные органы местного самоуправления определяют в нормативных правовых актах следующие элементы налогообложения: налоговые льготы, налоговую ставку в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также определяют форму отчетности по конкретному местному налогу. Другие элементы налогообложения устанавливаются НК РФ. Не могут устанавливаться местные налоги и (или) сборы, не предусмотренные НК РФ. Местные налоги и сборы изменяются или отменяются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах в соответствии с НК РФ. К местным налогам относятся:

Земельный налог;

Налог на имущество физических лиц.

2.Сущность налогообложения

2.1 Теория развития налогообложения

Теория развития налогообложения уходит в глубину веков. Одной из зародышевых форм налога было жертвоприношение, которое представляло собой принудительный сбор с четко определенной процентной ставкой. Широко применялась во многих древних государствах библейская, или церковная, десятина, т.е. 10% получаемых доходов. Постепенно такие «жертвоприношения» приобретали регулярный характер и становились постоянным источником дохода храмов и священнослужителей.

По мере развития государства возникла светская десятина, которая взималась в пользу владетельных князей наряду с десятиной церковной. Данная практика существовала на протяжении многих столетий в разных странах от Древнего Египта до средневековой Европы.

В древнейшие времена взимался поземельный налог, а в Китае, Вавилоне, Персии уже был известен поголовный, или подушный, налог.

В течение длительного времени налогообложение развивалось как практическая отрасль.

Большой вклад в развитие теории налогов внес шотландский экономист Адам Смит (1723-1790), основоположник классической политической экономии, который в своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов», изданном в 1776г, впервые сформулировал четыре основных принципа налогообложения:

1) Справедливость (равномерность),

2) Удобства,

3) Определенность,

4) Экономичность.

Сформулировав и научно обосновав эти принципы, Адам Смит заложил начало теоретической разработки принципиальных основ налогообложения.

Он утверждал о том, что налоги для тех, кто их выплачивает - признак не рабства, а свободы.

Перечисленные принципы налогообложения не утратили своего значения в современных условиях.

Немецкий экономист Адольф Вагнер расширил перечень ранее предложенных принципов, изложив их в девяти основных правилах, объеденных в четыре группы:

1) Финансовые принципы:

1.1) Достаточность налогообложения, т.е. налоговых поступлений должно быть достаточно для покрытия государственных расходов;

1.2) Эластичность, или подвижность, налогообложения, т.е. государство должно иметь возможность вводить новые и отменять действующие налоги, а также варьировать налоговые ставки.

2) Экономико-хозяйственные принципы:

2.1) Надлежащий выбор объекта налогообложения, т.е. государство должно иметь возможность устанавливать объект налогообложения;

2.2) Разумность построения системы налогов, считающейся с последствиями и условиями их предложения.

3) Этические принципы:

3.1) Всеобщность налогообложения;

3.2) Равномерность налогообложения;

3.3) Определенность налогообложения;

3.4) Удобство уплаты налогов;

3.5) Максимальное уменьшение издержек взимания.

Таким образом, в теории налогообложения была заложена основа системы принципов налогообложения, сочетающей в себе интересы, как государства, так и налогоплательщиков.

Практическое применение перечисленные принципы нашли лишь в начале XX в., когда после Первой мировой войны в экономике многих стран назрели и стали осуществляться налоговые реформы. Между тем налоговая теория не ограничивается этими классическими принципами и правилами.

В настоящее время налогообложение – это совокупность экономических и организационно-правовых отношений, складывающихся на базе объективного процесса перераспределения преимущественно денежной формы стоимости, выражающая собой одностороннее, без эквивалентное, принудительно властное изъятие части доходов собственников в общее государственное пользование. Налогообложение должно соответствовать условиям развития каждой отдельной страны. Реальное налогообложение должно отвечать следующим требованиям:

1) В перераспределение может включаться только реально созданная стоимость;

2) Конечная цель перераспределения – полное, максимально возможное удовлетворение общественных потребностей;

3) Перераспределение осуществляется при условии не только сохранения, но и повышения уровня доходности всех сфер хозяйствования;

4) Перераспределение осуществляется в интересах участников воспроизводства при строгом сохранении паритете между разными формами

собственности и в целях создания конкретной экономической среды.

2.2 Принципы, способы и методы налогообложения

Система налогообложения формируется в соответствии с определенными принципами.

Рассмотрим вначале так называемые базовые, основополагающие принципы налогообложения. Часть из них известна еще со времен Д. Рикардо и А. Смита, другие сформированы на основе опыта и практики современной системы налогообложения.

Начнем с четырех главных принципов, которым должны удовлетворять любые современные формы налога:

1) Принцип равномерности требует, чтобы граждане каждого государства принимали материальное участие в обеспечении правительства соразмерно тем доходам, которые они получают под покровительством этого правительства. Данное правило называют еще принципом справедливости, требующим, чтобы обложение было достаточно жестким для богатых лиц и щадящим для социально слабо защищенных слоев населения;

2) Принцип определенности гласит, что точные суммы, способ и время платежа должны быть заранее известны плательщику;

3) Принцип удобства предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые наиболее удобны для плательщика, т.е государство должно устранить налоговый платеж ко времени получения дохода;

4) Принцип экономности означает необходимость сокращения издержек взимания налогов расходы по сбору налогов должны быть минимальны.

Кроме этих классических принципов, со временем сложился комплекс требований (принципов),предъявляемых как со стороны государства, так и со стороны плательщиков:

1) Все должны уплачивать законно установленные налоги. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

2) Налоги не должны иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

3) Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. Допускается установление особых видов пошлин либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара в соответствии с НК РФ и таможенным законодательством Российской Федерации.

4)Налоги должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

5) Налоги на должны нарушать единого экономического пространства Российской Федерации, т.е не должны взиматься налоги за провоз багажа и финансовых ресурсов. и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

6) Федеральные налоги устанавливаются, изменяются или отменяются НК РФ.

7) Налоги субъектов РФ, местные налоги устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов РФ о налогах и (или) сборах и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах в соответствии с НК РФ.

8) При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

9) Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ.

10)Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

2.3 Основные элементы налогообложения

Налог считается установленным, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения:

К элементам налогообложения относят:

1) Объект налога – имущество или доход, подлежащие обложению, измеримые количественно, которые служат базой для исчисления налога;

2) Налогооблагаемая база – стоимостная, физическая или другая характеристика объекта налогообложения;

3) Налоговая ставка – элемент, который определяет величину налога на единицу обложения (денежная единица дохода, единица измерения товара, единица земельной площади);

4) Налоговый период – определенный период времени (календарный год или другой период времени), по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

5) Порядок исчисления налога – исчисляет сам налогоплательщик или агент;

6) Порядок уплаты – уплачивается разовая сумма всего налога за налоговый период, или авансовыми платежами за отчетный период. Уплата производится следующими методами:

Наличный платеж, когда плательщик вносит в казну государства определенную сумму денег в наличной форме;

Безналичный платеж, когда происходит перечисление через банк со счета клиента на счет бюджета;

Расчет гербовыми марками, т.е с помощью покупки плательщиком специальных марок и наклейки их на официальный документ, после чего документ вступает в законную силу.

7) Сроки уплаты - определяется налоговым кодексом по каждому конкретному налогу. Сроки уплаты налогов определяются календарной датой или истечением периода времени исчисляемого годами, кварталами, месяцами, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. Сроки могут меняться на основании НК в случаях: отсрочки (рассрочки); инвестиционный налоговый кредит (ИНК).

Заключение

Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов.

Налог – одно из основных понятий финансовой науки. Поэтому важно уяснить себе его природу, функции, значение для народного хозяйства. Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в бюджет.

Характерные черты налога как платежа:

1) Обязательность;

2) Индивидуальная безвозмездность;

3) Отчуждение денежных средств, принадлежащих организациям и физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления;

4) Направленность на финансирование деятельности государства или муниципальных образований. (п.1 ст.8 НК РФ)

Уровень налогов играет ведущую роль в определении объема выпуска продукции и занятости и экономике. Государственные расходы и решения в области налогов в совокупности составляют фискальную политику государства.

В Российской Федерации вся совокупность налогов и сборов классифицируется по определенным признакам:

1) По субъекту уплаты налога: юридические и физические лица.

2) По объекту налогообложения: прибыль имущество, землю, капитал, доход.

операции на реализацию.

3) По источнику уплаты: заработная плата, себестоимость, выручка,

прибыль.

4) По целевому назначению: общие, специальные налоги.

5) По способу уплаты отличающихся методами учета и оценки объекта налога: по декларации, кадастровый, от источника.

6) По характеру изъятия: прямые(с дохода -налог на прибыль, налог на доходы физических лиц),косвенные налоги (НДС, акцизы, таможенные пошлины)

7) По методу исчисления: твердые, регрессивные, пропорциональные и прогрессивные

В соответствии с действующим законодательством на территории России взимаются три вида налогов: а) федеральные; б) налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономных образований; в) местные налоги.

Как и для государства в целом, так и для юридических и физических лиц большое значение имеет принципы, способы и методы налогообложения.

Налогообложение должно соответствовать условиям развития каждой отдельной страны. Налогообложение должно отвечать следующим требованиям:

1) В перераспределение может включаться только реально созданная стоимость;

2) Конечная цель перераспределения – полное, максимально возможное удовлетворение общественных потребностей;

3) Перераспределение осуществляется при условии не только сохранения, но и повышения уровня доходности всех сфер хозяйствования;

4) Перераспределение осуществляется в интересах участников воспроизводства при строгом сохранении паритете между разными формами

собственности и в целях создания конкретной экономической среды.

Кроме четырех классических принципов налогообложения: справедливость (равномерность); удобства; определенность и экономичность, которые впервые были сформулированы шотландским экономистом Адамом Смитом со временем сложился комплекс требований (принципов), предъявляемых как со стороны государства, так и со стороны плательщиков:

1) Все должны уплачивать законно установленные налоги.

2) Налоги не должны иметь дискриминационный характер.

3)Налоги не должны нарушать единого экономического пространства России

4) Должны быть определены все элементы.

5) Все неустранимые сомнения толкуются в пользу налогоплательщика.

Когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения:

объект налогообложения; налоговая база; налоговая ставка; налоговый период; льготы по налогу; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога - налог считается установленным.

Налоги как обязательные эквиваленты платежей физических и юридических лиц, собираемых с целью обеспечения расширенного воспроизводства, призваны сглаживать остроту кризисных явлений в экономике государства и создавать стимулы повышения эффективности производства.


Список использованной литературы

  1. Конституция РФ.

  2. Налоговый Кодекс РФ. Ч. I.

  3. Налоговый Кодекс РФ. Ч. II.

  4. Бабаев Ю.А. Бухгалтерский учет. – М., 2002.

  5. Ворот И.В. Экономика фирмы. – М.: Высшая школа, 2004.

  6. Горский К. В. Некоторые параметры налоговой реформы. //Финансы. 2006. № 2.

  7. Гуревич С.В. Косвенное налогообложение в реформируемой налоговой системе. //Финансы. 2006. № 3.

  8. Дуканич Л. В. Налоги и налогообложение : Серия «Учебники и учебные пособия». – Ростов н/Д.: Феникс, 2000.

  9. Дмитриева Н.Г., Дмитриев Д.Б. Налоги и налогообложение в Российской Федерации : Серия «Учебники для вузов». – Ростов н/Д.: Феникс, 2004.

  10. Жидкова Е.Ю. Налоги и налогообложение // 2-е изд.перераб.и доп.-М:Эксмо 2009( новое экономическое образование)

  11. Ивлиева М. Косвенные налоги – недемократичны.// Коммерсантъ. 25.10.2001.

  12. Кашин В.А. О совершенствовании налоговой системы российской федерации// Налоговый вестник ,2002

  13. Мамуркова О. И. Налоги и налогообложение. Курс лекций: Учеб. пособие. – М.: ИКФ Омега-Л, 2003.

  14. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение – М :ИНФРА ,2001Налоги и налогообложение: Учебник/ Д. Г. Черник и др.//2-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2003.

  15. Нестеров В.В. Сущность налога .Его общественное значение // Налоговый вестник,2002

  16. Пансков В.Р. Российская система налогообложения: проблемы развития //М.,2003

  17. Рудин М. О. признаках законности налогов субъектов РФ (региональных налогов).//Налоги и платежи. 2006. №3.

  18. Романовский М.В. Налоги и налогообложение –СПб :Питер,200

  19. Скрипченко В.А. Налоги и налогообложение: Учебное пособие-

ПИТЕР:Издательский дом БИНФА,2008

  1. Шаталов С. Налоговая система находится на завершающем этапе реформирования.// РИА «Новости». 06.08.2007.

  2. Черник Налоги и налогообложение-М.: Инфра,2001

  3. Чабановская В.С. Особенности налоговой политики России в современных экономических условиях//Вестник Российской академии естественных наук ,2009№1

  4. Юткина Т. Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2003.

24. www.nalog.ru


Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации