Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. Часть 2: Предложение. Текст - файл n1.doc

Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. Часть 2: Предложение. Текст
Скачать все файлы (2228.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc2229kb.18.02.2014 14:23скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
СОДЕРЖАНИЕ

УДК 376.1-056.264(07) ББК 74.3я7 А65

Рецензенты:

Г.В. Бабина — кандидат педагогических наук профессор; А.Э. Смирнова — учитель-логопед, руководитель методического объединения учителей начальных классов НОУ СОШ «Личность»

Андреева Н.Г.

А65 Логопедические занятия по развитию связной речи млад­ших школьников. В 3-х ч. Ч. 2: Предложение. Текст : пособие для логопеда / под ред. Р.И. Лалаевой. — М. : Гуманитар, изд. центр В Л АД ОС, 2008. — 302 с. : ил. — (Коррекционная педагогика).

978-5-691-01504-5. 978-5-691-01606-6 (4.2). Агентство С1Р РГБ.

Пособие предлагает систему работы по развитию связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи и ЗПР на треть­ем этапе коррекционной работы. Представленный материал собран и систематизирован на основе практического опыта учителя-логопе­да общеобразовательной школы.

Пособие предназначено логопедам, учителям начальных клас­сов специальных и массовых школ, студентам дефектологических факультетов педагогических вузов.

УДК 376.1-056.264(07) ББК74.3я7

Андреева Н.Г., 2008 ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2008 Оформление. ООО «Гуманитарный из­дательский центр ВЛАДОС», 2008

8-5-691-01504-5 18ВЫ 978-5-691-01606-6 (4.2)

Введение 5

Конспекты логопедических занятий по темам раздела «Предложение»

Занятие 1. Дифференциация понятий «слово»,

«словосочетание», «предложение».

Признаки предложения 8

Занятия 2—3. Смысловая и интонационная

законченность повествовательных,

восклицательных, вопросительных,

побудительных предложений 14

Занятие 4. Составление предложений из слов,

данных в правильной грамматической форме.. .26 Занятие 5. Составление предложений из слов,

данных в начальной форме.

Грамматическое оформление предложений 32

Занятие 6. Составление предложений —

полных ответов на вопросы по тексту 37

Занятие 7. Составление предложений —

краткий ответов на вопросы по тексту 43

Занятие 8. Составление предложений по картинке

с использованием опорных слов.

Грамматическое оформление предложений 47

Занятие 9. Составление предложений по картинке

с использованием опорных слов, схемы.

Грамматическое оформление предложений 53

Занятие 10. Составление предложений из слов.

Объединение их в связный текст. 64

Занятие 11. Деление сплошного текста на предложения.

Обозначение границ предложений на письме.. .69 Занятие 12. Развитие восприятия и понимания

сложных синтаксических конструкций.

Аналитико-синтаксические упражнения

со сложносочиненными предложениями 75

Занятие 13. Развитие восприятия и понимания

сложных синтаксических конструкций.

Аналитико-синтаксические упражнения

со сложноподчиненными предложениями 82

Занятие 14. Работа с деформированными предложениями.

Грамматическое оформление предложений

с пропущенными словами 88

Содержание ~^

Занятие 15. Работа с деформированными

предложениями. Редактирование,

грамматическое оформление предложений

с повторяющимися словами 93

Занятие 16. Работа с деформированными предложениями.
Редактирование, грамматическое оформление
предложений с нарушенным порядком слов 98

Занятие 17. Составление предложений по материалам

наблюдений на данную тему. Грамматическое
оформление предложений. Редактирование,
анализ составленных текстов 103

Конспекты логопедический занятий по темам раздела «Текст»

Занятие 1. Выделение признаков связного текста.

Тема текста 107

Занятие 2. Текст. Основная мысль текста 112

Занятие 3. Текст. Опорные слова 118

Занятие 4. Восстановление деформированного текста

по серии картинок 124

Занятие 5. Составление текста из отдельных предложений.

Определение темы, главной мысли текста 130

Занятие 6. Составление текста по данным вопросам.

Грамматическое оформление.

Анализ составленных текстов 135

Занятия 7—8. Тип текста. Текст-повествование.

Характерные признаки текста-повествования.

Схема построения повествовательного

текста 140

Занятия 9—10. Текст-описание.

Характерные признаки текста-описания.

Схема построения описания 152

Занятия 11—12. Текст-рассуждение.

Характерные признаки текста-рассуждения.

Схема построения рассуждения .163

Занятие 13. Составление плана текста

с обозначенными частями 172

Занятие 14. Деление текста на части.

Работа над планом 177

Занятия 15—16. Редактирование текста 181

Приложение 1 187

Приложение 2 273

Литература 301

«В интересах развития речи учащихся важно,

чтобы в тексте ничего не оставалось непонятным для них;

важно также, чтобы ученики уяснили значимость,

иногда незаменимость тех или иных выражений текста

и сами пользовались ими вполне сознательно.

Это потребует в ряде случаев

■внимательного языкового анализа».

В.А. Добромыслов

ВВЕДЕНИЕ

Структура дефекта младших школьников с общим недо­развитием речи определяет необходимость проводить в систе­ме логопедической коррекции специальные занятия по раз­витию связной речи.

Развитие связной речи — это последовательная учебная работа, которая должна быть планомерной и систематичес­кой. Учителю-логопеду отводится весьма активная роль: он знакомит детей с образцами правильной речи, помогает ана­лизировать, содействует планомерному накоплению знаний, относящихся к смысловым, звуковым морфологическим и синтаксическим закономерностям языка. Он также создает условия для «порождения» высказывания учащихся, направ­ляет, стимулирует их речевую активность.

Предлагаемое пособие представляет примерное перспек­тивное тематическое планирование и конспекты логопеди­ческих занятий по формированию связной речи в группах учащихся, имеющих нарущения чтения и письма, обуслов­ленные ОНР (НВОНР). Проверенная практикой система рабо­ты по развитию связной речи обеспечит разнообразную рече­вую практику учащихся для развития языковой способности, наблюдательности, для формирования навыков речевой ком­муникации. Подробный ход занятия содержит большой объ­ем материала, поэтому количество заданий (вопросов, предло­жений, текстов) учитель-логопед может использовать на свое усмотрение, используя полностью или частично, встраивая в собственный план занятия. Занимательный речевой матери­ал, устная и письменная форма выполнения разнообразных упражнений подготовительного характера поможет учителю-логопеду в закреплении теоретических знаний учащихся и в формировании у них практических речевых умений.

Предлагаемая система логопедической работы включает в себя основные темы разделов: «Устная связная речь», «Лекси­ка», «Предложение», «Текст», «Письменная связная речь».

Введение

Введение


Материал пособия — поурочное планирование логопедиче­ских занятий по разделам «Предложение», «Текст». Основ­ной принцип коррекционно-развивающего обучения детей с общим недоразвитием речи — одновременная работа над всеми компонентами речевой системы. В занятия разделов «Предложение», «Текст» (группы 2—3 класса) включен ма­териал по развитию слогового анализа и синтеза слов.

Занятия раздела «Предложение» формируют умения де­тально анализировать и сопоставлять слово, словосочетание, предложение как речевые единицы, проводить качественный и количественный анализ предложений, закрепляя навык обозначения границ предложения на письме. Одновременно развиваются инициативные формы речи: умение самостоя­тельно составлять развернутые и краткие неподготовленные сообщения, ответы, задавать вопросы, рассуждать. Работая с деформированными предложениями, формируются умения и навыки построения связного высказывания, предупреждая аграмматизм согласования и управления, повторение слов в предложении, нарушение порядка слов.

Огромная роль в формировании умения строить связное вы­сказывание принадлежит работе с текстом (раздел «Текст»). Коллективный языковой анализ текстов, подобранных с уче­том возрастных и речевых особенностей младших школьников с общим недоразвитием речи, формирует умения определять тему рассказа, основную мысль, отделять главное от второ­степенного, анализировать тип текста, выделяя характерные признаки повествования, описания, рассуждения. Развивают­ся умения передавать содержание текста, объединять в логи­ческой последовательности несколько предложений, соблюдая правила интонации, порядок слов, используя союзные слова, союзы, наречия, местоимения. Совершенствуются различные приемы мыслительной обработки текстов: деление текста по смыслу на отдельные части, выделение смысловых опорных пунктов, составление плана. Следует отметить, что детей необ­ходимо не только учить составлять план текста, но и показать, как пользование планом помогает последовательно пересказы­вать. Работая с деформированными текстами, учитель-логопед предупреждает искажение содержания, пропуск главных ча­стей, важных фактов, перестановку событий; нарушение по­следовательности, повторное возвращение к одному и тому же факту; отсутствие связи между фактами, событиями.

Пособие содержит материал для закрепления, загадки, кроссворды, знаковые схемы, демонстрационные предметные, сюжетные картинки, серии картин, карточки для самостоя­тельной письменной работы. Речевой материал в карточках подобран таким образом, что большинство из них предусмотре­ны для работы с учащимися как первых, так и вторых, третьих классов. Схематичный материал и дидактический материал карточек из приложения, учитель-логопед может использо­вать для индивидуальной и фронтальной работы.

КОНСПЕКТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТЕМАМ РАЗДЕЛА «ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

ТЕМА. Дифференциация понятий «слово», «словосочета-

ние», «предложение». Признаки предложения

ЦЕЛИ: • дифференцировать понятия «слово», «словосо-

четание», «предложение»;

ОБОРУДОВАНИЕ: таблица с буквами «Найди слова», запись на доске.

ХОД ЗАНЯТИИ:

1. Организационный момент. Игра «Четвертый лишний»

Слова, слова, слова...

Всему название дано — и зверю и предмету. Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету. . И все, что может видеть глаз — над нами, и под нами, И все, что в памяти у нас, — означено словами.

{А. Шибаев)

— Сядет тот, кто назовет «лишнее» слово и объяснит, по­чему оно «лишнее».

1 занятие

Мак, ромашка, роза, лук ■ ' ■

Помидор, слива, баклажан, перец

Молоко, сметана, каша, сыр

Курица, коза, корова, овца

Портфель, чемодан, кошелек, книга

Часы, очки, весы, термометр

Бабочка, линейка, весы, ножницы

Василий, Федор, Семен, Иванов




  1. Запись числа, темы занятия

  2. Работа со словосочетаниями.
    «Найди слова»


— В ряду букв найдите «спрятавшиеся» слова.
(Логопед вывешивает таблицу «Найди слова» («спрятав­
шиеся» слова не подчеркнуты)).

ПОТЕРЯЛВДЛОАРНИПСТРЫПЕВАМЧЗАКЛАДКУ

ДУНЕКИРУКЯВЫРОП

ШЛЕОРАТБМЮНОВЫЙПРВИНАПСАВОЬКЮЖТ

УЧЕНИКЖДЛОЕНИСТ

КЕПВЛАОНТЧБЮЫЭЖПДЛСЕГОДНЯПВАЫКВЦМЯ

УТЬБЮЖПОТЕРЯЛ

(Логопед записывает словосочетания на доске)

потерял закладку новый ученик сегодня потерял

«Внимание! Внимание! Вот словосочетание.

В нем ходят парою слова, Но не равны у них права, В нем слово главное всегда С зависимым шагает.

«Предложение»

1 занятие


А кто тут главный — без труда Вопрос определяет. Вопрос от главного идет К зависимому слову, И никогда — наоборот, Запомни как основу».

(Из книги Волиной В.В. «Веселая грамматика»)

Словосочетание — это сочетание двух или нескольких слов, объединенных по смыслу и грамматически. В словосо­четании одно слово зависит от другого.

— Запишите словосочетания. Найдите главное слово, обо­
значьте его крестиком (х), поставьте вопрос к зависимому сло­
ву.

4. Дифференциация понятий «слово», «словосочетание», «предложение»

На доске:

  1. ученик, сегодня, новый, закладка, потерять

  2. потерял закладку, сегодня потерял ■ •

  3. Новый ученик сегодня потерял закладку.

Учитель-логопед обращает внимание учащихся на запись, сделанную на доске.




—Прочитайте строчку под номером два. Что записано на этой строчке? (Словосочетания.)

Предложение — это слово или несколько слов, кото­рые связаны по смыслу и выражают законченную мысль. Предложение может состоять из группы слов или одного слова.

5. Физкультминутка. Игра «Узнайте, что я сказала»

— Слушайте внимательно, хлопнете в ладоши, если услышите предложение.

• Ранней осенью. Наступила осень. Цветы увяли. Головки цветов. Кудрявая
травка. Гнезда птиц. Пожелтела трава. Замолкли птицы. Идут дожди.

— Слушайте внимательно, подпрыгните на месте, если услышите словосоче­
тание.

• Совенок громко пищал. Громко пищать. Игра началась. Интересная игра.
Подарить брату. Брат подарил. Темная туча. Повисла темная туча.

— Чем отличается словосочетание от предложения?

Словосочетание называет предмет, а предложение содер­жит сообщение о том, что есть в действительности, характе­ризуется смысловой и интонационной законченностью.

6. Развитие слухового вербального анализа текста. Определение
количества предложений в тексте

— Определите по интонации количество предложений в
тексте. Объясните, как по интонации узнать, закончилось ли
предложение? (Интонация конца предложения, пауза.)

По двору бежал кот. В зубах у кота была мышь. (2)

У утки Тинки утята. Тинка учит их плавать. Утенок Тишка самый храбрый. Он первый бросился в воду. (4)

о

«Предложение»

С

1 занятие


Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой. В кувшине вода была только на дне. Галка стала кидать в кувшин камушки. Вода поднялась. Теперь можно было пить.

(По Л. Толстому) (6)

Осень наступила. Высохли цветы. И глядят уныло голые кусты. Вянет и желтеет травка на лугах. Только зеленеет озимь на полях.

(А. Плещеев) (5)

7. Итог занятия

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ

Развитие слухового вербального анализа предложения. Определение количества слов в предложении

Сначала учитель-логопед предлагает для анализа предло­жения без предлогов. Логопед зачитывает по одному предло­жению текста, учащиеся определяют количество слов в про­читанном предложении и записывают цифру в тетрадь.

— Послушайте предложение, определите, сколько слов в каждом предложении. Запишите цифру в тетрадь.

• Наши котята еще очень маленькие. (5) Они еще слепые. (3) Они
постоянно ищут мать. (4) Им хочется кушать. (3) Кошка кормит их
своим молоком (5). Когда они наедятся, они засыпают. (5) Тогда
мать убегает искать себе пищу. (6) Когда котята подрастут, глазки их
откроются. (6) Кошка будет им носить мышей. (5) Она будет приучать
их ловить мышей. (6) Когда они совсем вырастут, они сами будут на­
ходить себе пищу. (10)

Какое задание вы выполняли? Что обозначает цифра,
записанная в тетради?

(Затем учитель-логопед предлагает для анализа предложе­ния с предлогами. Логопед зачитывает по одному предложе­нию текста, учащиеся определяют количество слов в прочи­танном предложении и записывают цифру в тетрадь.)

Послушайте предложение, определите, сколько слов в
каждом предложении. Запишите цифру в тетрадь.


•Тишина в лесу. (3) Легко скользят лыжи. (3) В воздухе пушистые снежинки. (4) На вершинах сосен мохнатые шапки. (5)

•Зачем кошке умываться? (3). Насторожив уши, часами может си­деть кошка у мышиной норки. (9) Если мышка почует запах врага, останешься голодной. (7) Поэтому и приходится кошке часто умы­ваться. (6)

— Какое задание вы выполняли? Что обозначает цифра,
записанная в тетради?





«Предложение»

2-3 занятие





ТЕМА.

Смысловая и интонационная законченность пове­ствовательных, восклицательных, вопросительных, побудительных предложений.

ЦЕЛИ:

• дифференцировать понятия «слово», «словосо­
четание», «предложение»;

ОБОРУДОВАНИЕ:

таблицы знаков препинания, названий предложе­ний, запись на доске.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент

— Сядет тот, кто повторит слово, произнесенное по слогам, и определит количество слогов.

Логопед выставляет опорные таблицы знаков препинания

Точ-ка

Мно-го-то-чие

Назовите гласные буквы слова.

Сколько в слове слогов?

Назовите слог, состоящий из одной гласной буквы.

Назовите слоги, которые оканчиваются гласным звуком.

Во-про-си-тель-ный

Назовите гласные буквы слова.

Сколько в слове слогов?

Назовите слоги, которые оканчиваются гласным звуком.

Назовите слоги, в которых гласный звук второй по счету.

За-пя-та-я

Назовите гласные буквы слова.

Сколько в слове слогов?

Назовите слог, состоящий из одной гласной буквы.

Назовите слоги, которые оканчиваются гласным звуком.

Вос-кли-ца-тель-ный

2. Запись числа, темы занятия

з.!.

показатели интонационно-законченного предложения

На строке поставлен знак — Обрати внимание, Наш урок зовется так:

Знаки препинания.

Точки, палочки, крючки... Неприметные значки, А во время чтения Требуют почтения!

{А. Шибаев)

«Предложение»

2-3 занятие


Отгадайте загадки.

• Я маковой крупинкой •
Упала на тропинку,
Остановила Вас.—
Закончила рассказ.

(Точка).

• На крошечное ушко •
Похожа завитушка

Велит нам постоять чуть-чуть

И отправляться в дальний путь.

(Запятая).

На странице я стою, Всем вопросы задаю. Согнут я всегда в дугу Разогнуться не могу.

(Вопросительный знак).

На странице вверх тормашками торчу;

Восхищаюсь, возмущаюсь

и кричу.

(Восклицательный знак).


— Какой знак обозначает конец предложения?
Учитель-логопед делает вывод, выставляя опорную таблицу:

I ±

повествовательное предложение


• Стоят три кумушки рядком, Ведут беседу, но — тайком, Какими-то далекими туманными намеками.

(Многоточие).

«ХИТРЫЙ РАССКАЗ»

Написал я предложение. Поставил точку.

Написал третье предложение. Снова поставил точку.

И пятое предложение точкой закончил.

А последнее — седьмое — вопросительным знаком.

(А. Шибаев)

Какие знаки поставил автор после второго, четвертого и шестого предложения? (Точки.)

4. Повествовательные, побудительные предложения. Точка

На доске:

С реки потянул свежий ветер. На созрел урожай поле. Плывут небу тучи по. Сделайте кормушки для птиц.


ПОВЕ-

Предложение. С реки потянул свежий ветерок. СТВОВАТЕЛЬНОЕ предложение.

Если предложение спокойно сообщает, повествует о чем- либо, а голос к концу предложения понижается, то в конце предложения ставится точка — такое предложение называ- ется повествовательным.

— Запишите повествовательное предложение, обозначая
начало и конец предложения. (Коллективное составление и
запись схемы предложения.)

— Какой знак обозначает конец предложения?
Учитель-логопед делает вывод, выставляя опорную таблицу.

| ±.

побудительное предложение

Предложение. Сделайте кормушки для птиц. ПОБУ­ДИТЕЛЬНОЕ предложение.

Если предложение спокойно побуждает нас к каким-либо действиям, а голос к концу предложения понижается, то в

«Предложение»

2-3 занятие


предложения ставится точка — по цели высказывания такое предложение называется побудительным.

Запишите побудительное предложение, обозначая нача­
ло и конец предложения. (Коллективное составление и запись
схемы предложения.)


5. Вопросительные предложения. Вопросительный знак

Стерегут нас загадки и тайны вокруг, А ответ не дается никак, И волнуется рядом ваш искренний друг, Ваш слуга — вопросительный знак. Я с ленивым незнайкой без дела грущу, С почемучкой — волшебник и маг: Я ответ хоть на дне, хоть в огне отыщу — Вот каков вопросительный знак! Задает он всем вопросы:

(С.Я. Маршак)

Какие еще вопросительные слова вы знаете?

На доске:

Кого ты обгоняешь, дождь? Куда по звонкой крыше скачешь? И с кем ты под руку идешь? И по какой причине плачешь?

(В. Боков)

Учитель-логопед делает вывод, выставляя опорную таблицу

I. Л?

вопросительное предложение

Бели в предложении содержится вопрос, а голос к концу предложения повышается, то в конце предложения ставится вопросительный знак — такое предложение называется воп­росительным.

Запишите второе вопросительное предложение стихот­ворения, обозначая начало и конец предложения. (Коллек­тивное составление и запись схемы предложения.)

6. физкультминутка

Вращение корпусом вправо и влево

Прыжки на месте. Ходьба на месте.

Дети садятся за парты.

Сильный ветер сосны крутит, Словно самый тонкий прутик. Елки ветер клонит тоже. Мы с тобой на них похожи. Вот по веткам белка мчится. Белка ветра не боится. Белка прыгает так ловко, Ведь во всем нужна сноровка. А куда медведь идет? Ищет ягоды и мед. Ну а нам пора садиться И учиться, не лениться.

7. Восклицательные, побудительные предложения. Восклица­тельный знак

В предложении стою я для того,

Чтоб выразить волнение, тревогу, восхищение, победу, торжество.

Не зря я от рождения противник тишины. ,

«Предложение»

2-3 занятие


Где я, те предложения с особым выражением Произносить должны!

(С. Маршак)

На доске:

Как богат русский язык! Как много в нем метких слов! Внимательно изучайте русский язык!




восклицательное предложение


Учитель-логопед делает вывод, выставляя опорную таблицу.

Если предложение произносится с сильным чувством или содержит призыв, а голос к концу предложения повышается, то в конце предложения ставится восклицательный знак — та­кое предложение называется восклицательным.

Предложение произносится с сильным чувством, с призывом, поэ­
тому конец предложения обозначает (восклицательный знак).

— Закончите мое предложение:

По цели высказывания это предложение — (побудительное).

Учитель-логопед делает вывод:

Предложение. Внимательно изучайте русский язык! — по интонации — ВОСКЛИЦАТЕЛЬНОЕ, по цели высказыва­ния — ПОБУДИТЕЛЬНОЕ.

— Запишите побудительное предложение, обозначая нача­
ло и конец предложения. (Коллективное составление и запись
схемы предложения.)

8. Работа с текстом

На доске:

Кто такие космонавты Космонавты — покорители космоса Как много полезного сделали космонавты для человечества

— Прочитайте. Что записано на доске? (Предложения.
Текст.) Докажите.

Передайте голосом интонацию конца предложения.

Передайте голосом интонацию конца предложения.

— Прочитайте повествовательное предложение.
(Коллективное записывание схемы повествовательного пред­
ложения, с обозначением интонации конца предложения.)





«Предложение»

2-3 занятие


— Прочитайте восклицательное предложение.
(Коллективное записывание схемы восклицательного пред­
ложения, с обозначением интонации конца предложения.)

— Прочитайте вопросительное предложение.
(Коллективное записывание схемы вопросительного пред­
ложения, с обозначением интонации конца предложения.)

9. Слуховой вербальный анализ предложений

Милиционер остановил велосипедиста? Милиционер остановил велосипедиста. Милиционер остановил велосипедиста! Кукушка кукушонку купила капюшон. Кукушка кукушонку купила капюшон? Кукушка кукушонку купила капюшон!

10. Итог занятия

Закончите высказывание:

Если предложение содержит вопрос, то такое предложе­
ние называется ....

МАТЕРИАЛ ДЛИ ЗАКРЕПЛЕНИЙ:

1. Смысловая и интонационная законченность вопросительных предложений

Отчего так много света, Отчего вдруг так светло? Оттого, что это — лето К нам веселое пришло. (И. Мазин)

Что сказать ты хочешь, птичка? Что в гнезде твоем яичко? Что птенцу пора в полет? Что к тебе крадется кот? (В. Викторов)

— Бывали ли вы в зоопарке? Каких животных вы видели? Неужели вы не заметили слона? Разве можно его не заметить? Ведь недаром о людях, которые не видят самого главного, го­ворят: «Слона-то он и не заметил».

Разве, неужели, ли вопросительные слова.

2. Смысловая и интонационная законченность восклицательных, побудительных предложений

Содержи и ты в порядке Парту, книги и тетрадки! Платье, обувь и жилище Быть должны как можно чище! (С. Маршак) Слава миру и земле! Слава хлебу на столе! Вон он —

Хлебушко душистый, Вот он — Теплый, золотистый!

(С. Погореловский)
Правда, друзья,
Хорошо на планете,
Когда на планете,
Хозяева — дети!
Давайте беречь
От невзгоды любой
Большой и доверчивый
Шар голубой! '

(В, Орлов) ■





«Предложение»

2-3 занятие


Как хорошо в лесу осенью! Свежий воздух! Сияние чистого неба над лесом! Приходите в лес осенью! Погуляйте среди на­рядных деревьев! Полюбуйтесь красотой их осеннего наряда!

Шагай, лосенок, перешагивай! Через пень перешагни, через валежник переступи! В яму не провались! У корней не оступись, в густой чаще не запутайся!

Тут в густых лесах тебе жить, горькую траву жевать, сладкие листья рвать.

(Е. Чарушин)

3. Смысловая и интонационная законченность повествователь­ных, вопросительных, восклицательных, побудительных пред­ложений

Плавать должен уметь каждый Ты умеешь плавать Учитесь плавать

Бывал ли ты в лесу весной Береза и тополь в мае покрылись сережками Что это за сережки А это цветы деревьев Красиво в лесу весной.

Ящерица.

Особенно красива ящерица весной В это время года у нее праздничный зеленый наряд Кто сказал, что ящерица против­ная Как горят на солнышке щитки и чешуйки Настоящая мала­хитовая красавица

Иней.

По дороге в школу дети остановились у березы Какая она на­рядная сегодня Как красиво сверкает на солнце На ветках бере­зы блестят ледяные иголочки Это иней Откуда взялся иней на ветках березы

(Для анализа детям предлагается первая часть текста. Воз­можно, учащиеся смогут ответить на вопрос. Если необхо­димо пояснение, учитель-логопед может прочитать вторую часть текста.)

В осенние и зимние морозные ночи все предметы охлаж­даются. Охлаждается и водяной пар, который находится в воз­духе. На деревьях, проводах и других предметах образуется иней.

Как велика наша страна В ней бывает много автотуристов Они говорят на разных языках А как же узнать шоферу дорогу Помогают дорожные знаки Они одинаковы во всех странах

После дождя.

Кто из вас не видел радугу Кто ей не любовался Прошел теплый дождь Над лесом, над рекой, над полем вста­ла высокая радуга Ребята побежали к реке Как приятно мчаться босиком по мокрой траве

; В октябре.

К осени на земле столько всего выросло Едут по дороге гру­зовики с желтой картошкой, с красной морковью, с белой ка­пустой

Уже свезли с полей зерно, из садов — яблоки Чем бы еще осени удивить людей

Осенью леса желтые, вода в озерах синяя, а в небе — стаи перелетных птиц

(А. Митяев)

Мальчишка с нетерпеньем
. , Гостей желанных ждет

— Когда же воскресенье
Когда ж оно придет
И, наконец, чудесный
, Пришел денек воскресный

(По Л. Квитко) Дождик.

Дождик, дождик, замолчи По окошку не стучи Не стучи так звонко, Не буди котенка Не стучи, мы будем спать Ты не будешь нам мешать

(Н. Рождественская)

«Предложение»

4 занятие





ТЕМА.

Составление предложений из слов, данных в пра­вильной грамматической форме.

ЦЕЛИ:

схема предложения, запись на доске.

ОБОРУДОВАНИЕ:

ХОА ЗАНЯТИЙ:

1. Организационный момент

Сядет тот, кто повторит слово, произнесенной по слогам,
и определит количество слогов:

СЛО-ВО — выделите второй слог

СЛО-ВО-СОЧЕ-ТА-НИ-Е — выделите первый (последний, предпоследний) слог

ПРЕД-ЛО-ЖЕ-НИ-Е — выделите третий (пятый) слог ИН-ТО-НА-ЦИ-Я — выделите первый (четвертый) слог ПО-БУ-ДИ-ТЕЛЬ-НО-Е — выделите четвертый (шестой) слог

2. Запись числа, темы занятия. Составление предложений из слов.
Беседа-повторение


(Учитель-логопед проводит диктовку предложений).

■— Что вы записали в тетрадь? (Мы записали предложе­ния.) Докажите.




3. Дифференциация понятий «слово», «словосочетание»

Сказки просят: — А сейчас Вы, друзья, Узнайте нас!

Узнайте сказку. Название сказки — это слово и словосо­
четание?

«Да здравствует мыло душистое

И полотенце пушистое!» (К Чуковский «Мойдодыр»)

«Иду к бабушке и несу ей вот этот пирожок и горшочек масла». (Ш. Перро «Красная шапочка».)

«Жучка за внучку, внучка за бабку ». (Русская народная сказка

«Репка».)

«Дед бил, бил, не разбил. Бабка били, била, не разбила. Мышка бежа­ла». (Русская народная сказка «Курочка ряба»).

«Говорю тебе, злодей,

Выплюнь солнышко скорей!». (К. Чуковский «Краденое солнце»?)

«Погодите, не спешите,

Я вас мигом проглочу!

Проглочу, проглочу, не помилую». (К Чуковский «Тараканище».)

«Коли нет ничего иного, можно и из топора кашу сварить». (Русская народная сказка «Каша из топора».)

«Я пришью ему новые ножки.

Он опять побежит по дорожке». (К Чуковский «Айболит»)

«Предложение»

4 занятие


«Ой вы, бедные сиротки мои,

Утюги и сковородки мои!» (К Чуковский «Федорино горе»)

4. Составление предложений из слов, данных в правильной грамматической форме

Учитель-логопед выставляет схему предложения.

Кто?




что дела







ют?













1













ЧТО?




На доске (знаки препинания закрыты):

  1. птицы, гнезда, строят

  2. дупла, дятлы,долбят ?

  3. чистят, скворцы, скворечники !

  4. ямки, копают, жаворонки




Учитель-логопед открывает знаки препинания.

КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА:

1) Обозначение подлежащего и сказуемого.

2) Составление графической схемы вопросительного пред­ложения, с обозначением интонации конца предложения.

КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА:

  1. Обозначение подлежащего и сказуемого.

  1. Составление графической схемы повествовательного
    предложения, с обозначением интонации конца предложе­
    ния.





5. Физкультминутка «Посчитай»

— Повторите предложение. Подпрыгните столько раз, сколько слов в пред­ложении:

Наша речь строится из предложений. (5) Предложение выражает законченную мысль. (4) Предложение строится из слов. (А)

Повествовательное предложение сообщает, повествует. [Л] Вопросительное — содержит вопрос. (3) В восклицательном заключено сильное чувство, призыв. (6) Побудительные предложения содержат побуждение к действию. (6)

— Какое задание вы выполняли?

6. Слуховой вербальный анализ предложений

— Послушайте предложение. Повторите предложение, со­
блюдая заданную интонацию.








«Предложение»

Какой знак препинания вы поставите в конце предложе­
ния? Запишите его в тетради. (Учащиеся записывают в тетра­
ди знаки препинания.)

Я смотрю фильм.

Не ешь этот мухомор!

Почему здесь стоит стул?

Успел ли ты на урок?

Лариса не помнит правила.

Прячься скорей!

В какой руке зажат ластик?

Лес шумит на ветру.

Спасите!

Женя принес учебник. ,

Образец записи в тетрадях: .!??.!?.!.

7. Итог занятия

МАТЕРИАЛ ДАЙ ЗАКРЕПЛЕНИЯ.

Слуховой вербальный анализ предложений

Прошло пять минут. Почему ты не съел яблоко? На помощь! Какой сильный ветер! Медведь ищет мед? Прочитал ли Витя текст? Зачем тебе циркуль? На улице много машин. Я помню обещание Вити. Все ли у вас в порядке? Образец записи в тетрадях:.?!!???..?

4 занятие

Вы любите читать сказки? Мы любим волшебные сказки. «Что за прелесть эти сказки!» (А. Пушкин)

По высокому небу плывут облака. Кто чинит часы? Часы чинит часовщик. За садом ухаживает садовник. Закончилось веселое лето. Любишь ли ты осень? Как красиво осенью в лесу! Образец записи в тетрадях: ?.!.?...?!

Лови мяч! ■

Кто нашел ошибку? Римма любит чай с вареньем. Как зовут вашего учителя? Ответ ученика был правилен. Почему здесь темно? Артем нашел Трезора. Красота-то какая! Который теперь час? Беги быстрей! Образец записи в тетрадях:!?.?.?.!?!

Ты любишь раннее весеннее утро? Выйди в сад и прикрой глаза. . Легкий ветерок шелестит в молодой листве. Проснулись и защебетали птицы. Чувствуешь радость наступающего дня? Как прекрасно все вокруг! «— Что ты, еж, такой, колючий? — Это я на всякий случай. Знаешь, кто мои соседи? Лоси, волки да медведи!»

(Б.Заходер) Образец записи в тетрадях: ?...?!?.?!

(Материал для закрепления вербального синтеза предло­жений из слов, Данных в правильной грамматической форме дан в приложении 1.)




«Предложение»

5 занятие












  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации