Будылина Л.А. Педагогическая практика по математике в специальной (коррекционной) школе VIII вида - файл n1.doc

Будылина Л.А. Педагогическая практика по математике в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Скачать все файлы (251.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc252kb.18.02.2014 08:14скачать

n1.doc

  1   2   3   4
ББК 74.3 П24

Составитель:

Будылина Л.А.,

старший преподаватель кафедры коррекционной педагогики ИСП КГПУ

Рецензенты:

Брунов Б.П., доцент кафедры коррекционной педагогики

Устюгова К, А., учитель высшей категории школы VIII вида

П 24 Педагогическая практика по математике в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Методические рекомендации. -Красноярск: РИО ГОУ ВПО КГПУ им. В.П. Астафьева, 2005. - 68 с.

Содержатся цели, задачи педагогической практики, краткие реко­мендации по подготовке студента к уроку математики, примерный перечень образовательных, коррекционно-развивающих, воспитатель­ных целей по некоторым темам уроков математики.

Адресованы студентам IV-V курсов ИСП, проходящим педагоги­ческую практику.

ББК 74.3

' ГОУ ВПО КГПУ им. В.П. Астафьева, 2005

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка...........................................................4

Цель педагогической практики по математике....................5

Краткие рекомендации по подготовке студента

к уроку математики.................................................................7

Методы обучения математике.............................................22

Особенности использования методов обучения

в специальной (коррекционной) школе VIII вида.............28

Урок математики в специальной (коррекционной)

школе VIII вида и основные требования к нему................35

Проверка знаний и умений учащихся по математике.......51

Примерная схема анализа урока.........................................57

Библиографический список.................................................64

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Педагогическая практика является важным звеном в системе профессиональной подготовки учителя и обеспе­чивает взаимосвязь теоретической подготовки и практиче­ской деятельности, вооружающей студентов необходимы­ми навыками, формирующей у них умение использовать эти навыки в различных видах педагогического труда в специальных (коррекционных) школах VIII вида. К.Д. Ушинский писал, что «методы преподавания можно изучить из книги или со слов преподавателя, но приобре­сти навык в употреблении этого метода можно только дли­тельной и долговременной практикой».

Одним из сложных предметов при прохождении педа­гогической практики является математика.

Методические рекомендации направлены на знакомст­во с требованиями к педагогической практике по матема­тике, целями уроков: общеобразовательной, коррекциоя-но-развивающей, воспитательной, с методами обучения на уроках математики в начальных классах массовой школы и особенностями использования методов обучения матема­тике в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Кроме того, в методических рекомендациях рассмотрены виды уроков и основные требования к уроку математики в коррекционной школе, а также требования к оценке и про­верке знаний и умений по математике, анализ уроков.

ЦЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ ПО МАТЕМАТИКЕ

Педагогическая практика имеет своей целью формиро­вание у студентов умений и навыков, необходимых учите­лю специальной (коррекционной) школы VIII вида в рабо­те по обучению математике и воспитанию детей с интел­лектуальной недостаточностью.

За время педагогической практики студент с помощью методиста и специалистов по педагогике, психологии, ло­гопедии должен научиться:

1) применять на практике теоретические знания, полученные им при изучении педагогики, пси­хологии (как общей, так и специальной), а также методики математики для работы с учащимися специальной (коррекционной) школы VIII вида и специальных дисциплин, используя для этого различные приемы и методы;

2) самостоятельно планировать и проводить учеб­но-воспитательную работу в школе-интернате, работать с родителями;

3) умело вести работу с детскими коллективами классов, принимать участие в жизни педагоги­ческого коллектива школы;

4) правильно сочетать педагогическое руководство взрослых, поощряя и развивая инициативу и са­мостоятельность учащихся;

5) наблюдать, анализировать и обобщать опыт, на­копленный педагогическим коллективом данной школы.

Кроме того, педагогическая практика призвана помочь в решении следующих задач при подготовке студентов к будущей профессии учителя специальной (коррекционной) школы VIII вида:

1) углубить и закрепить теоретические знания, по­лученные в институте;

2) укрепить любовь к педагогической профессии;

3) вызвать интерес к научно-исследовательской работе в области педагогических наук;

4) помочь в сборе материала для курсовой или ква­лификационной работы.

КРАТКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТА

К УРОКУ МАТЕМАТИКИ

При подготовке к уроку студенту рекомендуется при­держиваться следующих положений:

1. Студент-практикант должен четко представлять се­бе место проводимого урока в системе уроков по данному разделу математики, что возможно лишь при наличии у него глубоких знаний программы, содержания школьного учебника, знакомства с до­полнительной литературой по данному разделу. Каждый урок следует рассматривать как звено в системе уроков по теме. Поэтому первый шаг под­готовки - это изучение содержания всей темы, ко­торое находит отражение в программе и учебниках математики для школы VIII вида.

Учитывая результаты изучения всей темы, содер­жание предшествующих уроков, ориентируясь на задания, данные в учебнике к определенному уроку, учитывая перспективу, а также особенности уча­щихся своего класса, формулируются дидактиче­ские цели.

2. Подготовка к уроку должна начинаться с определе­ния темы, просмотра школьного учебника и, если имеется, книги для учителя. Уяснив содержание те­мы, следует приступить к просмотру научно-методической литературы. Только после такого ро­да проделанной работы студент в состоянии выде­лить главные вопросы изучаемой темы и соответст­вующие факты для сообщения учащимся.

3. Установив предусмотренный программой минимум знаний, познакомившись с психолого-педагогичес­кой характеристикой класса, студент определяет,

какие методы и приемы будут им использованы для достижения цели урока, а также для раскрытия со­держания урока.

4. Особое внимание студент-практикант должен уде­лять приемам, методам, обеспечивающим индиви­дуальный и дифференцированный подход к уча­щимся.

5. Определив содержание урока, структуру и методы его проведения, студент составляет план-конспект урока, в котором отражает: дату, тему, познаватель­ную задачу урока, которую предстоит решать уча­щимся, а также коррекционно-развивающую и вос­питательную цели, оборудование урока (таблицы, чертежные и измерительные инструменты, дидак­тический раздаточный материал...), использование по возможности технических средств обучения (фильмоскоп, кодоскоп, графопроектор, компью­тер...), описание хода урока, указывая время, отво­димое на каждый этап урока. Определяется темп урока.


Требования к конспекту зачетного урока

Конспект оформляется в ученической тетради или на листах формата А4. Наглядность прилагается к конспекту урока; таблицы, плакаты, схемы, используемые на уроке на листах большого формата, выполняются в уменьшенном виде, возможно на альбомных листах. В конспект заносят­ся все вопросы, задания, выводы, которые будут примене­ны на уроке в процессе работы с наглядностью.

Содержание конспекта урока

1. Общие сведения:

школа, класс, предмет, дата проведения.

2. Раздел программы, количество уроков на данный раз­дел, место урока в данном разделе.

3. Тип урока (вводный; урок усвоения новых знаний; урок коррекции и закрепления нового материала (применения знаний в сходных ситуациях); урок вы­работки практических умений (применение знаний в новых ситуациях); урок повторения, обобщения и систематизации знаний (усвоение способов действий в комплексе); урок проверки, оценки, коррекции зна­ний; комбинированный урок).

4. Тема урока, ее соответствие программе (пишется в развернутом виде).

5. Цели урока: образовательные, коррекционно-развивающие, воспитательные. Их соответствие теме, содер­жанию урока, составу учащихся.


Памятка для студента-практиканта по оптимальному планированию урока

Тема урока_________________________________

Предмет_________класс_______ школа

Тип урока (усвоение новых знаний; овладение умения­ми и навыками; применение знаний, умений и навыков; проверка знаний, умений и навыков; комбинированный урок; экскурсия и т.д.)

Образовательные задачи урока:

1. Обеспечить в ходе урока усвоение (повторение, закрепление) следующих основных понятий, за­конов, теорий, а также научных фактов________

2. Восполнить следующие типичные пробелы в знаниях________________________

3. Сформировать (продолжить формирование, за­крепить) следующие умения и навыки по пред­мету ____________________________________

4. Сформировать (продолжить формирование, за­крепить) следующие общеучебные умения и на­выки (например, навыки планирования ответа; работы с учебной литературой; умение быстро читать и писать; навыки самоконтроля при вы­полнении задач, упражнений и усвоении учебно­го материала и др.)_________________________

5. При работе со слабоуспевающими обратить осо­бое внимание на следующие общеучебные уме­ния и навыки______________________________

Воспитательные задачи урока:

1. Содействовать в ходе урока формированию миро­воззренческих идей (например, причинно-след­ственные связи явлений, развитие в природе и обществе, познаваемость мира и его закономернос­тей, обусловленность развития науки и др.).

2. В целях трудового воспитания и профориентации

3.В целях эстетического воспитания учащихся в ходе урока________________________________

4. В целях физического воспитания, развития работо­способности и профилактики утомляемости уча­щихся .., (чередование видов деятельности, пере­ключение с одного вида работы на другой и т.п.).

Коррекционные задачи:

1. Формировать умение преодолевать трудности в учении, предусмотреть в ходе урока различные виды самостоятельной деятельности учащихся.

2. В ходе урока создать ситуации эмоционального переживания (удивления, радости, познаватель­ного спора, занимательности, парадоксальности, новизны и др.).

3. Содержание, формы и методы контроля за усвое­нием знаний, умений и навыков, сформирован­ных на предыдущих уроках. Вопрос или кон­кретное задание (карточки)__________________

Форма контроля (общеклассная, групповая, ин­дивидуальная) _____________________________

Метод контроля (устный, письменный, лабора-торно-практический)________________________

4. Вопрос (задание)___________________________

Форма контроля_________________________________

Метод контроля_________________________________

Содержание (наименование), формирование перво­го вопроса (части нового материала, изучаемого на

данном уроке)________________________________

Форма обучения, используемая при этом (обще­классная, групповая, индивидуальная)___________

Комплекс методов обучения, используемых при этом.

Примечание: комплекс методов избирается самим учи­телем путем выбора:

- методов управления учебной деятельностью или метода самостоятельной работы учащихся (в зави­симости от наполняемости класса, возраста);

- методов словесного рассказа или дачи новых зна­ний, беседы, фрагмента лекции;

- методов репродуктивного или поискового.

Если вы, допустим, остановились на методе беседы, то затем избираете индуктивный или дедуктивный метод ее проведения, репродуктивный или поисковый метод ее ор­ганизации. В результате образуется своеобразный ком­плекс методов, или педагогическая технология.

Для каждого этапа (элемента) урока предусматривают­ся (и прописываются) методы работы.

Вопросы, упражнения, задания с целью проверки усвоения и закрепления новых знаний, умений и на­выков, то есть дифференцированный подход в обу­чении:

для большинства учащихся

для слабых учащихся

Содержание домашнего задания (примеры, задачи), время на его выполнение:

для большинства для индивидуальной группы учащихся____________ учащихся______________

Оборудование урока_________________________

Литература, используемая при подготовке к уроку
Постановка дидактических целей - один из самых важных этапов подготовки к уроку. Именно он определяет логику, последовательность в подборе заданий, методы, средства и способы деятельности учащихся. В различные формулировки целей урока- раскрыть, познакомить, научить, рассмотреть, закрепить, сформировать, усво­ить - вкладывается определенный смысл действия прак­тиканта (учителя) и учащихся. Так, формулировка «позна­комить» связана с применением репродуктивных методов. Учитель (практикант) знакомит, учащиеся слушают, запо­минают, воспроизводят; «раскрыть», «рассмотреть» обыч­но связаны с более глубоким изучением сути вопроса, и в этом случае используются такие методы, как практическая работа, наблюдение, обращение к наглядности; «закре­пить» - связана с упражнениями разной сложности; «усво­ить» - требует продумывания методов, приемов и форм фиксирования результатов.

Цель «научить» требует обязательной проверки резуль­тата (кто научился, а кто нет), который, в свою очередь, мо­жет служить критерием эффективности урока. Цель «закре­пить» требует использования упражнений, содержание ко­торых должно варьироваться, усложняться. В этом случае следует уделить больше внимания более слабым ученикам, но при этом работу следует организовать таким образом, чтобы в ней приняли активное участие и те, кто достаточно прочно овладел данными умениями и навыками.

Студентам-практикантам на первых порах трудно самим определить дидактические цели и задачи урока. Так, при изучении темы: «Сложение и вычитание чисел в пределах двадцати без перехода через разряд» на первых уроках ста­вится общеобразовательная задача: начать знакомство с действиями сложения и вычитания. На следующем уроке по данной теме - продолжить знакомство с действиями сложе­ния и вычитания. На последующих уроках - закрепить знания, умения и вырабатывать навыки сложения и вычитания чисел в пределах 20, обобщить знания учащихся о действи­ях сложения и вычитания в пределах 20.
Примерный перечень целей по некоторым темам

Тема «Нумерация многозначных чисел»

1. Ознакомить учащихся с классом тысяч, его струк­турой, названием разрядов в классе. Довести до сознания учащихся, как из единиц низшего разря­да получаются единицы следующего разряда (де­сятичная система счисления).

2. Познакомить с чтением и записью многозначных чисел, содержащих единицы тысяч, десятки тысяч, сотни тысяч (разряды).

3. Формировать умение читать и записывать числа в пределах класса тысяч, образовывать эти числа, складывать разрядные слагаемые и заменять числа суммой их разрядных слагаемых.

4. Закрепить знания по нумерации чисел в пределах класса тысяч.

5. Научить учащихся выяснять, сколько всего единиц, десятков, сотен и т.д. содержится в данном числе.

6. Познакомить учащихся с классом миллионов, еди­ницами 7, 8, 9 разрядов. Научить откладывать на счетах данные числа.

7. Ознакомить учащихся с числами натурального ря­да от 1 000 до 1 000 000.

8. Привести в систему знания учащихся о мерах дли­ны и ознакомить с новой мерой - километр.

9. Повторить и обобщить знания учащихся по теме «Нумерация чисел в пределах 10 000».

10. Рассмотреть более трудные случаи нумерации чи­сел в пределах класса миллионов.






Тема «Сложение и вычитание целых чисел»







1.

Познакомить с письменными приемами сложения










(вычитания), в пределах ... без перехода через раз-










ряд (десяток).




2.

Ознакомить со случаем письменного сложения, когда










при сложении единиц (десятков) получается 10.







3.

Рассмотреть случаи письменного сложения. Когда










при сложении единиц в сумме получается число,










большее десяти?







4.

Ознакомить с новым случаем сложения, когда при







сложении единиц и при сложении десятков полу-







чается 10 или больше 10.




5.

Познакомить со случаем вычитания, когда в раз-







ряде единиц уменьшаемого нуль.




6.

Ознакомить со случаем вычитания, когда число










десятков уменьшаемого меньше числа десятков







вычитаемого.







7.

Рассмотреть случаи вычитания, когда в умень-










шаемом и единиц, и десятков, соответственно,










меньше, чем в вычитаемом.







8.

Познакомить учащихся с вычитанием в случаях,










когда в уменьшаемом встречается нуль или не-










сколько нулей.







9.

Уточнить и углубить понимание взаимосвязи ме-










жду сложением и вычитанием или применять это










для проверки действий вычитания (сложения).







10.

Учить применять известное учащимся перемести-










тельное свойство сложения на те случаи, когда на-










ходится сумма нескольких чисел.







11.

Ознакомить учащихся с приемом группировки










слагаемых при сложении и условием применения










скобок.







12.

Повторить правила порядка выполнения действий










при условии использования скобок.

13. Ознакомить учащихся с приемами округления чи­сел при устных вычислениях.

14. Закрепить вычислительные навыки и умения про­изводить сложение (вычитание) чисел.

15. Ввести термины «равенство» и «неравенство», обобщая знания учащихся при сравнении чисел.

16. Совершенствовать навыки письменного сложения (вычитания) многозначных чисел.

17. Знакомить учащихся с приемами сложения и вы­читания вида (40 + 16), (40 - 16).

18. Обучать добыванию знаний самостоятельно (лю­бая тема).

19. Упражнения учащихся в решении примеров вида.


Тема «Умножение и деление чисел»

1. Обобщать имеющиеся у учащихся знания о дейст­вии умножения как сложении одинаковых чисел. Вывести таблицу умножения на 2, 3 и т.д.

2. Составить таблицу умножения и рассмотреть слу­чаи деления на 2.

3. Познакомить с четными и нечетными числами.

4. Раскрыть смысл выражений: больше в 2(3,4...) раза, меньше в 2 (3, 4 ...) раза.

5. Довести до сознания учащихся, что произведение числа на нуль равно нулю.

6. Ознакомить с приемами внетабличного умноже­ния (деления).

7. Познакомить с приемами умножения (деления) на однозначное число.

8. Обобщить знание взаимосвязи между умножением и делением как действиями взаимообратными.

9. Познакомить со способом умножения (деления) на однозначное число.

10. Продолжить работу по формированию умения вы­полнять письменное деление на однозначное число.

11.Познакомить со способами умножения (деления) чисел на 10, 100, 1 000.

12. Продолжить формирование навыка письменного деления на круглые десятки, сотни.

13. Совершенствовать навыки письменных (устных) вычислений.

14.Подготовить учащихся к изучению новой темы.

15.Упражнять учащихся в делении трехзначных чи­сел на однозначное число.

16.Подвести учащихся к выводу о том, что остаток, получающийся при делении, всегда должен быть меньше делителя.

17.Отследить состояние вычислительных навыков письменного деления и умножения на однозначное число.

18.Углубить понимание учащимися способа решения задач на...

19.Учить применять знания в сходных ситуациях (в новых условиях).

20.Учить учащихся осуществлять проверку деления умножением частного на делитель.

21.Повторить табличное умножение и деление, а также приемы внетабличного умножения и деления.
Тема «Обыкновенные дроби»

1. Начать знакомство с образования обыкновенных дробей.

2. Продолжить знакомство с образованием обыкно­венных дробей.

3. Закрепить понятия об образовании обыкновенных дро­бей.

4. Дать определение правильной и неправильной дро­би и уметь применять его к заданным дробям.

Наибольшую трудность составляет правильность по­становки
  1   2   3   4
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации