Попова С.С. Конституционно-правовые принципы налоговой системы в решениях Конституционного суда Российской Федерации - файл n1.rtf

Попова С.С. Конституционно-правовые принципы налоговой системы в решениях Конституционного суда Российской Федерации
Скачать все файлы (2832.4 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.rtf2833kb.18.02.2014 06:02скачать

n1.rtf

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М.В. ЛОМОНОСОВА

На правах рукописи

Попова Светлана Сергеевна

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ПРИНЦИПЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ в РЕШЕНИЯХ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Специальность 12.00.02 - конституционное право; муниципальное право

Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук

Научный руководитель -

доктор юридических наук, профессор,

заслуженный юрист Российской Федерации

Колюшин Евгений Иванович

Москва - 2005

2 Оглавление

Введение 3

Глава I. Теоретические основы конституционно-правовых принципов
налоговой системы России
14

§ 1. Структура налоговой системы 14

§ 2. Понятие конституционно-правовых принципов налоговой системы 28

§ 3. Классификация конституционно-правовых принципов налоговой системы 54

Глава II. Проявление базовых принципов права в налоговой системе...60

§ 1. Принципы правового государства, батанса публичных и частных интересов в
начоговой сфере 60

§ 2. Принципы равенства справедливости и добросовестности в налоговой системе
Российской Федерации 69

Глава III. Общие конституционно-правовые принципы налоговой
системы
92

$ Ї. Принципы, обеспечивающие целостность налоговой системы 92

§ 2. Принципы обеспечения доходной части бюджетов всех уровней 120

Глава IV. Специальные конституционно-правовые принципы налоговой
системы
138

§ 1. Принципы, предъявляемые к налоговым нормам при установлении наюгов и
сборов 138

§ 2. Принципы, гарантирующие недопущение необоснованного изъятия средств
налогоплательщиков
163

Заключение 195

Библиография 197

з

Введение

Актуальность исследования. Конституция Российской Федерации обязывает каждого платить законно установленные налоги и сборы. Она предписывает, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют (ст. 57). Также установлено, что федеральные налоги и сборы находятся в исключительном ведении Российской Федерации (п. «з» ст. 71), а общие принципы налогообложения и сборов - в совместном ведении федерации и ее субъектов (п. «и» ч. 1 ст. 72). Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации (ч. 3 ст. 104). Принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам федеральных налогов и сборов подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации (ст. 106). Органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают местные налоги и сборы (ч. 1 ст. 132). Столь краткое конституционное оформление вопросов, относящихся к регулированию налоговой системы обусловило принятие Конституционным Судом Российской Федерации многих решений, уточняющих, развивающих, а порой и выявляющих соответствующие конституционно-правовые принципы регулирования налоговой системы.

Конституционно-правовые принципы, устанавливающие основы налоговой системы, неразрывно связаны не только с вышеупомянутыми статьями Конституции, но и с другими ее положениями, определяющими, например, основы правового статуса личности. Признание за налогами характера допустимого ограничения прав и свобод позволяет выявить дополнительные требования, которым должны соответствовать налоговые нормы - четкость и ясность, недопустимость дискриминации, справедливость и т.д.

4

Взаимосвязь конституционных и налоговых норм, место Конституции в механизме правового регулирования налоговой системы остаются недостаточно исследованными. Анализ практики применения Конституции РФ различными государственными органами показывает возрастающее значение конституционно-правовых норм в регулировании налоговой системы. Конституция, конституционно-правовые принципы должны стать той основой, которая позволит проводить целенаправленное, эффективное реформирование налоговой системы. К сожалению, в настоящее время меры, принимаемые в целях проведения налоговой реформы, нередко не соответствуют тем принципам, которые закреплены и выводятся из Конституции.

Вопросы конституционно-правового регулирования налоговой системы и связанные с ними проблемы обеспечения эффективного взаимодействия Российской Федерации и ее субъектов имеют существенное значение, как для укрепления российского федерализма, так и для развития предпринимательства. Президент РФ в посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации, указывал в частности, что после завершения налоговой реформы налоговая система «должна, во-первых, стать необременительной для бизнеса. И не только по уровню налоговых ставок, но и в части процедур расчета и уплаты налогов, упорядочения налоговых проверок и налоговой отчетности. Во-вторых, она должна быть справедливой для всех экономических агентов. Условия налогообложения должны быть равными для предприятий, работающих в одной сфере. Налоговая система должна быть такой, которая не позволяла бы уклоняться от уплаты налогов. В-третьих, налоговая система России должна быть более благоприятной для инвестирования и развития бизнеса, - более благоприятной, чем в странах — конкурентах. Она сама должна стать конкурентоспособной» \ «Стабильность бюджетной и налоговой политики является важнейшим фактором развития

Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации// Российская газета. 2004. 27 мая.

5 экономики»1. «Обеспечение стабильности закрепленных за уровнями публичной власти доходных источников и расходных полномочий должно стать важнейшим принципом бюджетной политики федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации... Нужно оказать содействие субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления в работе по оздоровлению их бюджетов» .

Возрастающая роль в механизме выявления и закрепления конституционно-правовых принципов налоговой системы принадлежит Конституционному Суду Российской Федерации, который придает общим и абстрактным нормам Конституции четкую форму, пригодную для применения законодателем и правоприменительными органами. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, становясь ••■* источниками формирования конституционных требований к налоговой системе, оказывают существенное влияние на проведение налоговой реформы в России. В связи с чем можно утверждать, что практика Конституционного Суда Российской Федерации по конкретным делам используется при корректировке действующих и создания новых налоговых законов и правовых норм.

Степень разработанности темы. Выбор темы обусловлен ее недостаточной научной разработанностью и желанием выделить и исследовать именно конституционно-правовые принципы налоговой системы Российской Федерации. Конституционно-правовые аспекты налоговой системы до настоящего времени в большей степени привлекают внимание специалистов финансового права, а не конституционного.

Специальное комплексное исследование конституционно-правовых принципов налоговой системы в решениях Конституционного Суда

1 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации//
Российская газета. 2004.27 мая.

2 Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации
от 26 мая 2005 г. «О бюджетной политике в 2006 году»// Парламентская газета. 2005. 26 мая.

6

Российской Федерации предпринимается впервые. Отдельные аспекты конституционно-правовых принципов были раскрыты в работах М.Э. Кочергиной («Конституционно-правовая основа формирования налоговой системы в Российской Федерации», 2000 год), СВ. Овсянникова («Конституционно-правовые основы налоговых отношений», 2001 год), Д.Н. Безмельницына («Государственно-правовое регулирование налогообложения в Российской Федерации», 2003 год), М.К. Темиржанова («Конституционные основы регулирования налоговых отношений», 2004 год). Однако в них не рассматривалась роль решений Конституционного Суда Российской Федерации как источников формирования конституционно-правовых принципов налоговой системы.

При проведении исследования использованы труды специалистов в области общей теории права: СС. Алексеева, С.Н. Братуся, О.С. Иоффе, С.Ф. Кечекьяна, С.Н. Кожевникова, В.В. Лазарева, О.Э. Лейста, М.Н. Марченко, P.O. Халфиной, Л.С. Явича.

Наряду с этим применялись выводы специалистов в области конституционного и муниципального права: С.А. Авакьяна, И.А. Алебастровой, К.В. Арановского, М.В. Баглая, Г.В. Барабашева, Н.А. Богдановой, В.А. Виноградова, Е.И. Колюшина, Н.М. Колосовой, В.О. Лучина, Н.Н. Смирновой, С.А. Солдатова, Б.А. Страшуна, И.А. Умновой, Т.Я. Хабриевой, В.Е. Чиркина, Е.С. Шугриной.

Значительный вклад в разработку проблемы конституционно-правового регулирования налоговой системы российской наукой внесли: А.Ш. Будагова, Г.А. Гаджиев, А.Н. Козырин, Ю.А. Крохина, Н.С. Крылова, А.А. Мишин, С.Г. Пепеляев, Г.В. Петрова, Б.Н. Топорнин и другие.

Международно-правовые аспекты указанных вопросов затронуты в работах советских (А.И. Буковецкий, П.П. Гензель, В.Н. Дурденевский, И.М. Кулишер, В.Н. Твердохлебов и др.) и российских ученых (И.А. Алебастрова, Г.Н. Андреева, К.В. Арановский, И.Н. Барциц, С. Боботов, Е. Ботвинова, А. Гнедовский, Л.Д. Капранова, В.Г. Князев, О. Фомина, Д.Г. Черник и др.).

7

Особое внимание уделено работам в области финансового и налогового права. Среди них работы: Е.М. Ашмариной, А.В. Брызгалина, О.В. Врублевской, О.Н. Горбуновой, Е.Ю. Грачевой, М.В. Карасевой, Н.Г. Кузнецова, И.И. Кучерова, О.В. Мещеряковой, И.Г. Русаковой, В.И. Слома, Н.И. Химичевой, А.А. Ялбулганова.

Следует отметить, что в формировании универсальных принципов налогообложения стояли ученые экономической мысли, такие как, А. Смит, Д. Рикардо, В. Петти, Н. Тургенев, Дж. Бьюкенен и другие. В процессе исследования были использованы работы ученых-экономистов: М.Ю. Алексеева, А.Г. Балакиной, А.Г. Игудина, В.Е. Селиверстова.

В диссертации также использованы труды зарубежных ученых Л. фон Берталанфи, Дж. К. Ван Хорна, А.И. Гринбаума, П.М. Годме, Б. Дурга Даса, Е. Кадзутоси, Р.Б. Майерсона, К. Фогеля, X. Хефеле, П. Хэнкса, М. Эскобар-Леммон.

Цель и задачи диссертационного исследования. Целью настоящей работы является формулирование конституционно-правовых принципов налоговой системы на основе анализа конституционно-правовых норм и решений Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам налоговой системы.

Достижение указанной цели обусловливает постановку и решение следующих задач:

  1. определение и анализ содержания конституционно-правовых принципов налоговой системы;

  2. выявление роли КС РФ в формировании конституционно-правовых принципов налоговой системы и их влияния на проводимую в Российской Федерации налоговую реформу;

  3. анализ предложений и законодательных инициатив по реформированию налоговой системы на предмет их соответствия конституционно-правовым принципам налоговой системы;

8

- предложение возможных путей совершенствования налоговой системы Российской Федерации в русле реализации конституционно-правовых предписаний.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются конституционно-правовые принципы налоговой системы Российской Федерации выявленные и сформулированные в решениях Конституционного Суда Российской Федерации. Предмет исследования составляют решения Конституционного Суда Российской Федерации, нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы функционирования налоговой системы.

Методологические и теоретические основы исследования. В процессе исследования поставленных задач применялись общенаучные (диалектический, системный) и частнонаучные (формально-юридический, исторический, социологический) методы познания. Особое место занимает метод сравнительного правоведения, позволяющий более глубоко проанализировать поставленные в диссертации вопросы.

Теоретической основой исследования явились современные концепции конституционного, муниципального, финансового права, экономической науки, а также теории права и теории управления.

Эмпирическая основа исследования. В качестве нормативной базы диссертационного исследования использовались: Конституция Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, законодательство субъектов Российской Федерации, конституции (основные законы) зарубежных государств. Основополагающую роль в анализе избранной проблематики сыграли решения Конституционного Суда Российской Федерации.

Научная новизна исследования. Научная новизна диссертации определяется целью, задачами и комплексным подходом к исследованию конституционно-правовых принципов налоговой системы. Настоящая диссертация является первой из работ, в которой проводится комплексный

9 анализ решений Конституционного Суда Российской Федерации в русле реализации конституционных положений, относящихся к налоговой сфере.

Предпринята попытка дать понятие налоговой системы. Сформулировано определение конституционно-правовых принципов налоговой системы, которые носят двойственный характер. С одной стороны, они являются основными началами, а с другой - гарантиями реализации прав и свобод человека и гражданина. Предложена классификация конституционно-правовых принципов налоговой системы, отраженных в решениях Конституционного Суда Российской Федерации.

Проведен анализ всех решений Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам налоговой системы, который позволил сделать вывод о конституционно-правовом «происхождении» её ключевых принципов многие из которых впервые были сформулированы Конституционным Судом Российской Федерации.

Дана оценка некоторых законодательных инициатив, направленных
на дальнейшее реформирование налоговой системы с точки зрения
конституционно-правовых принципов, в частности касающихся введения в
налоговое законодательство понятия «добросовестности

налогоплательщика», изменения ставки единого социального налога, подоходного налога, принципов формирования цены (ст. 40 Налогового кодекса РФ) и т.п.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Налоговая система представляет собой совокупность взаимосвязанных общественных отношений, направленных, с одной стороны, на аккумулирование денежных средств в доходной части бюджета и внебюджетных фондов государства с целью финансирования его основных функций, а с другой - на обеспечение прав и свобод человека.

Элементами налоговой системы являются налогоплательщики; налоговые органы; налоговые представители (агенты), которые от имени налогоплательщиков должны в соответствии с законом рассчитывать,

10 удерживать и перечислять в бюджет налоги с дохода; система налогов и сборов как совокупность налогов и сборов, установленных и действующих в настоящее время на определенной территории; система налогообложения, включающая в себя порядок установления, введения в действие, изменения, отмены налогов и сборов; порядок распределения налогов и сборов между бюджетами разных уровней; подходы к решению проблемы международного и национального двойного налогообложения; формы и методы конституционного и налогового контроля; ответственность участников налоговых правоотношений и защиту прав налогоплательщиков и интересов государства.

2. Конституционно-правовые принципы налоговой системы
Российской Федерации - это основанные на познании объективной
закономерности налоговой системы государства и закрепленные в
Конституции и/или вытекающие из неё руководящие начала,
представляющие собой высшую степень обобщенности и значимости
правовых требований в налоговой сфере и определяющие основные
направления и тенденции правового регулирования налоговой системы,
правотворчества и правоприменения, а также гарантии соблюдения и
реализации прав и свобод граждан, основ конституционного строя и
федерализма.

Конституционно-правовые принципы налоговой системы имеют двуединую природу, с одной стороны — это руководящие начала, определяющие основные направления правового регулирования налоговой системы, с другой, — конституционные гарантии соблюдения прав и свобод. На базе конституционно-правовых принципов и развивающих их конституционных институтов складываются конкретные налоговые правоотношения, которые фактически соответствуют или не соответствуют конституционным представлениям.

3. Оценивая нормы, касающиеся функционирования налоговой
системы, Конституционный Суд Российской Федерации формулирует

11

правовые позиции, в которых излагаются выведенные из норм Конституции РФ конституционно-правовые принципы, оказывающие непосредственное влияние на функционирование и развитие налоговой системы.

  1. Слишком сложный стиль изложения решений Конституционного Суда Российской Федерации, особенно по вопросам функционирования налоговой системы, является одной из проблем, препятствующих их исполнению, в связи с чем возникает необходимость в разъяснении порядка реализации решений.

  2. Общие требования, предъявляемые к налоговой системе конституциями сводятся к следующим: введение в действие, изменение и отмена налогов осуществляются посредством законов; действие налогов распространяется на всю территорию государства; предоставление налоговых льгот и привилегий осуществляется только в особых случаях и в "•* соответствии с законом; налоговым законам не может придаваться обратная сила; недопустимо установление обременительных или чрезмерных налогов; '> • налоговые поступления должны включаться в бюджет; законодатель обязан рассматривать заключаемые международные договоры, регулирующие .-налогообложение; часть налоговых поступлений может носить целевой характер; делегирование полномочий законодателя по установлению налогов недопустимо; обязанность уплаты налогов.

  3. На основе анализа решений Конституционного Суда Российской Федерации предложена классификация конституционно-правовых принципов налоговой системы: общие принципы права, регулирующие налоговую систему; общие конституционно-правовые принципы налоговой системы; специальные конституционно-правовые принципы.

  4. К общим принципам права, определяющим налоговую систему, относятся: принцип правового государства; принцип баланса частных и публичных интересов; принцип равенства; принцип справедливости; принцип добросовестности.

12

Принцип разделения властей; принцип федерализма; принцип финансовой самостоятельности Российской Федерации, её субъектов и муниципальных образований; принцип единства экономического пространства и принцип финансирования государства за счет налогов образуют общие конституционно-правовые принципы налоговой системы.

Специальными конституционно-правовыми принципами налоговой
системы являются принцип законного установления налогов и сборов;
принцип определенности и ясности налоговых норм; принцип целевого
назначения налогов и сборов; принцип конституционного ограничения
предоставления налоговых льгот и привилегий; принцип экономической
обоснованности (целесообразности) налогообложения; принцип

недопустимости двойного налогообложения.

8. По мере развития налоговой системы возможно выявление новых принципов, формулирование которых ограничено самой Конституцией и её пониманием, прежде всего, Конституционным Судом РФ. Иными словами, Конституция является «границей» допустимости изменения налоговой системы.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в формулировании понятия конституционно-правовых принципов налоговой системы и отображении их воздействия на налоговую систему Российской Федерации.

Практическая значимость работы состоит в том, что ряд выводов может быть использован в правотворческой деятельности по совершенствованию конституционного и налогового законодательства Российской Федерации, а также в правоприменительной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Основные положения и выводы диссертации могут быть применены в процессе преподавания ряда учебных и специальных курсов.

13 Апробация результатов диссертационного исследования.

Основные положения работы отражены в опубликованных статьях, в докладе на V Всероссийской научно-практической конференции «Государство, право и управление» (г. Москва, 29 апреля 2005 г.). Апробация также осуществлялась в процессе преподавания спецкурсов на факультете государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова, в Институте повышения квалификации государственных служащих и при подготовке проектов решений Конституционного Суда Российской Федерации по конкретным делам.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографии.

14

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации