Теории социальной работы в психиатрии - файл n1.doc

Теории социальной работы в психиатрии
Скачать все файлы (73.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc74kb.14.01.2014 08:21скачать

n1.doc



Саратовский Государственный Технический Университет

Институт Производственного и Социального Менеджмента

Кафедра социальной антропологии и социальной работы


Курсовая работа

на тему

Теории социальной работы в психиатрии



Выполнила: магистрант 1 курса

Новоженина И.В.

Проверила: проф. Ярская-Смирнова Е.Р.

САРАТОВ - 2003




Содержание




Введение


Теории социальной работы в психиатрии


Заключение


Список литературы



Введение


Долгое время психиатрическая помощь в нашей стране была изолирована от общества. Проблемы психического здоровья не обсуждались, люди старались всячески избегать обращений к психиатру, а если уже побывали в психиатрическом учреждении, то стремились, по возможности, скрыть этот факт. Врачи-психиатры работали в специализированных психоневрологических амбулаторных или стационарных лечебных заведениях, которые расположены довольно изолированно. Рядовой житель сталкивался с работой психоневрологического учреждения в основном только тогда, когда ему нужна была справка о том, что он не состоит на психиатрическом учете, например, при получении водительских прав. Как правило, люди старались всячески избегать обращений к психиатру.

В социальной работе принято рассматривать проблемы человека в контексте проблем, связанных с возможностью осуществления его прав на равенство, гармоничное и достойное существование1. По мнению Э.Берна психиатрия помогает людям стать счастливее, лучше работать, лучше справляться с самими собой, окружающими людьми и обстоятельствами.

Термин «психическое здоровье» не поддается точному определению. Он весьма расплывчат и имеет много значений, которые различаются в зависимости от контекста. Например, в одном случае он может означать психологическую и эмоциональную устойчивость, в другом – употребляется для обозначения психических расстройств, в третьем же – может характеризовать как нормальное, так и патологическое состояние психики человека.

В своей книге «Социальная диагностика» М. Ричмонд приводит такое высказывание профессора психиатрии университета Джона Гопкинса Адольфа Мейера о правильном подходе социального работника к тем, кто к нему обращается: «с моей точки зрения, социальный работник, так же как и врач, должен научиться принимать человеческую природу и поступки такими, каковы они есть, прежде чем высокомерно выступать с соображениями, какими они должны быть. Прежде всего, необходимо выяснить, каковы они есть… Социальный работник и исследователь должен придерживаться девиза Теренса Хотана Тиморуменоса… Исследователь должен… быть готов принять… все, что думают, чувствуют или делают человеческие существа, как нечто, вовсе не противоречащее человеческой натуре. «Я человек и ничто человеческое мне не чуждо». Это утверждение, по меньшей мере, достойно рассмотрения»2.

Психодинамическая теория социальной работы

базируется на идеях классического психоанализа, основой которого является представление о наличии бессознательной активности мозга и ее способности влиять на поведение человека. Идеи психоанализа сформировали некоторые модели действия, направленные на решение различных видов проблем. Классический психоанализ никогда не использовался в социальной работе в чистом виде3, но его идеи сформировали некоторые модели действия, направленные на решение различных видов проблем.
Для специалистов по социальной работе, работающих в области психиатрии важно знать, что есть норма и патология человеческой психики, иметь четкое представление о бессознательных процессах, влияющих на поведение человека. Но не менее важно учитывать влияние окружающей среды, ведь среда непосредственно участвует в динамическом процессе формирования психики4.

В современной российской психиатрии преобладает биомедицинский подход к лечению психических расстройств, который не всегда бывает оправдан. Использование психотерапевтических методов в социальной работе (открытость, понимание, эмоциональный контакт) – условия эффективного взаимодействия с клиентом, что в свою очередь является показателем профессионализма. Центральным моментом психодинамической модели является акцент на уникальности каждой личности, основа – принцип индивидуализации. Внимание уделяется конкретному человеку с конкретной проблемой, но тем самым отходит на второй план возможность оказания помощи группе людей с похожими проблемами. Минус психодинамического подхода в том, что не учитываются социальные факторы. Ведь зачастую проблема возникает из-за давления среды, межличностных конфликтов, низкого благосостояния. В социальной работе принято рассматривать проблемы физического и психического здоровья в контексте социальных проблем.

Многие подходы к социальной работе и ее альтернативные теории, оформляясь в определенные направления, обычно опирались на те или иные психологические воззрения. Так, психоанализ явился основой диагностической теории социальной работы. Диагностическая теория в свою очередь стала предвестником возникновения индивидуальной психосоциальной работы. Из числа посещенных мной пациентов, очень часто встречаются люди, оказавшиеся один на один с проблемой непонимания как со стороны врачей так и со стороны других социальных органов. Что в свою очередь приводит к дополнительным стрессам и душевным переживаниям, усугубляющим болезнь. В таких случаях необходимо применять психосоциальные методы социальной работы.
В психосоциальном подходе

внимание уделяется отношениям между людьми, его цель – поддерживать равновесие между внутренней психической жизнью человека и межсистемными отношениями, влияющими на его жизнь. Этот подход углубляется в эмоциональную сторону проблем, и здесь важно создание соответствующего климата в отношениях с пациентом.

Психосоциальные аспекты могут быть применены к широкому кругу вопросов в здравоохранении и в частности в психиатрии. На основе традиционных теорий создаются новые базы знаний. Непосредственно относятся к психосоциальной теории проблемы психического здоровья, влияние применяемых лекарств, реабилитация, просвещение родителей5. В России с 1980-х г. в деятельности психиатров отдается приоритет именно психосоциальной реабилитации. В современной медицинской литературе официально признается, что «это такой же, не менее значимый комплекс терапевтических воздействий, как и биологическая терапия»6. В общем плане цель психосоциального подхода обеспечить равновесие между психической жизнью человека и социальными отношениями, влияющими на его жизнедеятельность. Психосоциальные воздействия часто используются в работе с пациентами, относящимися к «проблемной группе» больных, которых приходится часто госпитализировать. Для отечественной психиатрии одна из наиболее актуальных проблем – большое число больных длительно, иногда годами, находящихся в стационарах. Число таких больных, находящихся в психиатрических больницах свыше года, в среднем по стране больше 20% от находящихся в стационарах на конец года7.

В начале 80-х гг. Френсис Дж.Тернер прогнозировал развитие психосоциального подхода для новых областей практики, подчеркивая необходимость четко формулировать задачи лечения и их связи с диагнозом8. И сегодня отечественные специалисты признают, что процесс психосоциальной реабилитации должен быть четко структурированным и обоснованно направленным. Нужно формулировать цель каждого вмешательства с определением временного периода достижения указанных задач.
Кризис – интервенция и модель центрированная на задачу

также могут быть использованы для охраны психического здоровья. Кризис-интервенция преимущественно направлена на профилактику болезни, чем на ее лечение. А модель центрированная на задачу фокусируется на решении конкретных проблем. Оба эти подхода представляют структурированную терапию и имеют достаточно четкие временные рамки. Они могут применяться в психиатрии, например, для предупреждения повторных обострений болезни и госпитализаций. Шведский исследователь Юхан Кульберг проводит разграничение между кризисами развития (по Эриксону) и травматическими кризисами. Он подчеркивает, что при понимании ситуации необходимо выяснить, какое значение для внутреннего мира данного человека имело то или иное событие, чтобы составить биографию пациента и историю проблемы. Разные люди могут реагировать на одно и то же событие по-разному. Эти различия объясняются жизненной ситуацией пациента. Целью работы с людьми в состоянии кризиса является укрепление внутренних сил пациента, поддержать пациента в сопротивлении реальности.

Социальный работник должен играть для пациента роль стабилизирующего фактора и давать ему надежду на то, что «совершенный хаос и буря возбуждения», вызванные кризисом, утихнут со временем9.

Психиатрия кризисов как методика работы с людьми развивается на западе. Методы работы с людьми в кризисных ситуациях основаны на междисциплинарном подходе, где социальная работа является лишь одной из специальностей.
Работа со случаем центрированная на задачу

призвана решать психологические и поведенческие проблемы. Особенность данного подхода – краткость и четкие временные рамки. Работа протекает в духе сотрудничества, с акцентом на стимулирование и поддержку способностей клиента в решении его собственной проблемы. При помощи поэтапного решения проблем определяются препятствия, мешающие клиенту, и используются средства, способствующие их преодолению. Чтобы помочь клиенту определить задачу и добиться ее решения, социальные работники применяют разнообразные приемы, например, выяснение побудительных мотивов. Данная модель представляет собой эффективный метод разрешения широкого круга специфических проблем. Например, для людей с хроническими психическими расстройствами, проблемно-разрешающая модель может быть нацелена на улучшение нарушенных процессов восприятия информации. Учебный процесс может быть нацелен на приобретение навыков самообслуживания, на умение вести беседу и т.п.
Бихевиористская модель социальной работы

направлена на усиление желаемого поведения и снижение нежелаемого. В отношении психически больных людей бихевиористская социальная работа применяется, чтобы создать или усилить то поведение, которое важно для его жизни. Посредником или медиатором часто выступает семья или друзья клиента. Например, если в семье есть больной шизофренией, то участие родственников на всех стадиях вмешательства с большей вероятностью приведет к достижению и сохранению позитивных изменений. Необходимое условие в бихевиористской социальной работе – признание взаимовлияния поведения человека и событий, происходящих в его окружении, связь поступков с тем, что происходит до и после них, а также влияние на поведение непредвиденных обстоятельств.
В Америке очень популярна бихевиористская теория, издаются сотни статей и журналов, посвященных социальной работе, медицине, психологии, психиатрии и реабилитации («Ежегодный обзор бихевиористской терапии», «Бихевиористская групповая терапия» и др.10). Среди примеров использования такого подхода можно назвать лечение депрессии, гнева, боли и тревожности, которое направлено на изменение когнитивных структур, определяющих оценку ситуации. Бихевиористские методы могут применяться в работе с семьями имеющих больных. По данным Элен Д. Гамбрил – участие членов семьи в осуществлении курса воздействия сделало его более успешным, привело к сокращению числа дней госпитализации, способствовало разрешению проблем других членов семьи, снизило стоимость лечения. Программа воздействия состояла из семинара для пациентов и их родственников, обучения семей специфическим навыкам общения, консультирования по проблемам симптоматики, реабилитации и соблюдения режима, рекомендованного врачами. Текущая оценка достигаемого результата являлась неотъемлемой частью процесса взаимодействия11. На практике родственники, сталкиваясь с такой проблемой, часто отказываются участвовать в реабилитации больного. И для них единственный выход из проблемы - это помещение больного в дом интернат. Бихевиористский подход в работе с больными шизофренией подчеркивает значение не столько лечения как такового, сколько поддержки окружения. Данный подход требует, чтобы социальные работники были со связанными с их практической работой эмпирическими исследованиями и исходили из них.

Системная и экологическая модели социальной работы

Социальная работа представляет собой целостную систему, элементы которой функционируют автономно и образуют некоторое целостное единство. Главным элементом системной социальной работы является человек со своими потребностями и социальным положением. Системы, созданные человеком, состоят из более мелких подсистем, которые воздействуют друг на друга. Эту теорию характеризует целостный подход, наличие пределов действия, эквилибриум, цикличность и поиск цели. Другой важной особенностью системного подхода является представление о том, что все происходящее с одним компонентом системы прямо или косвенно влияет на другие ее компоненты.

Использование системных методов в психиатрии предполагает широкое участие семьи в лечении. Профессор и психиатр Том Андерсен предложил вариант системной терапии семьи, с которой взаимодействует так называемая рефлектирующая команда, в состав которой входят: физиотерапевты, врачи, психологи, социальные работники и медицинские сестры. Со стороны специалистов различного профиля клиенту предлагались идеи, при этом допускалась полная свобода в их использовании. Сторонники системной терапии работали, прежде всего, с семьями «зашедшими в тупик», замкнувшимися в себе12. Искусство системной работы заключается во внесении значимых предложений, советов и идей.

В статье британского журнала психиатрии указывается, что бригады профессионалов, осуществляющих помощь в сообществе, являются необходимым компонентом современной психиатрической помощи. Такой подход все больше доминирует в обслуживании больных шизофренией в большинстве экономически развитых стран. Как в отечественных, так и в зарубежных психиатрических журналах признается главенствующая роль структурированных форм психосоциального лечения и реабилитации13.

В теории экологических систем особое внимание уделяется окружению, действию, самоуправлению. Индивидам и группам необходимо поддерживать баланс со средой. Целостный подход предлагает рассмотрение человека в совокупности всех систем, в которые он входит, учет всех значимых межсистемных связей, оценку последствий возможных действий социальных учреждений и их целесообразности. В конечном итоге следует постоянно иметь в виду, что поведение и образ жизни влияет на здоровье, что культурные, политические и экономические элементы окружающей среды взаимодействуют друг с другом.

Радикальный и марксистский подходы

Здесь проблемы конкретного человека рассматриваются сквозь призму общества, частью которого он является. Представитель данного подхода в социальной работе Леонард называет следующие цели радикальной практики. Необходимость повышать уровень общественного самосознания в обществе, чтобы критически оценивать социальную обстановку. Необходимость укреплять и поддерживать взаимодействие человека и системы. Формирование систем противодействия, способные положить конец несправедливой социальной практике на уровне семьи, организации и всего общества. Реакция индивидов и структур. Социальный работник способствует установлению новых центров власти, которые сами могут оказывать изменяющие воздействия. К основным методам радикальной социальной работы Леонард относит участие в диалоге с группами, способствование групповому осознанию ситуации, организацию и планирование социальных акций14.

Одним из важных последствий применения этого подхода является развитие социального обеспечение и практики защиты прав клиента и как следствие рост самосознания ущемленных социальных групп. Декларация ООН по защите лиц с психическими заболеваниями провозглашает ряд гуманистических принципов по защите прав клиента15. Подчеркивается, что каждый индивид имеет право жить и работать в обществе насколько это возможно.

Заключение

Главная направленность социальной работы должна заключаться в активной защите интересов пациента. Она распадается на несколько различных аспектов: выбор вида помощи, гарантия помощи и доступа к ней, анализ индивидуальной мотивации и устранение недовольства, установление отношение между оказывающим помощь и получающим ее, защита прав клиентов, создание консультативных групп, обеспечение охраны здоровья, включая формирование групп самозащиты клиентов и групп просвещения потребителей социальных услуг. Цель деятельности - установить взаимоотношения между специалистами и клиентами на основе партнерства. Рекомендации клиентам и оказывающим медицинскую помощь – это основа социальной работы. Социальные работника, встречаясь с новым клиентом, должны быть готовы осуществить предварительное обследование и дать заключение о потребностях клиента, а также выявить его проблемы. На дальнейшей контактной стадии клиент и социальный работник заключают соглашение, в котором формулируется проблема, и даются возможные способы ее решения. Социальный работник должен обладать способностями и возможностями реализовать эту задачу. Окончание работы наступает в тот момент, когда задание выполнено и проблема решена.

Практика социальной работы в области медицины включает:

В заключении нужно отметить, что социальная работа в области здравоохранения занимает особое место, оказывая влияние на политику, планирование и законодательство в этой сфере и обеспечивая для клиента возможность получения квалифицированной и разносторонней медицинской помощи.


Список использованной литературы
1.Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. Симферополь: Реноме,2001. С.295.

2.Энциклопедия социальной работы в 3 т. – М.: Центр общечеловеческих ценностей 1994.

3.Хатчинсон Г.С. Олтедал С. Модели в социальной работе. – Архангельск: АГМА, 1999.

4.Лекции Ярской-Смирновой Е.Р. по теориям социальной работы.

5. Лекции Бойко О.В. по патопсихологии.

6.Гурович И.Я., Сторожанова Я.А. «Психосоциальная реабилитация в психиатрии»// Социальная и клиническая психиатрия № 3 2001.С. 5-14.

7. Егоров В.Ф. «Наркологическая служба в Российской Федерации: основные проблемы». Доклад на Х111 съезде психиатров России.// Вопросы наркологии №4 2000г. С.-7-10.

8. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. – М.: Владос, 2001.

9.http://www.aiha.com посещение 15.05.03

10.http://proekt-psi.narod.ru посещение 10.05.03


1 Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. – М.: Владос, 2001. С. 362.

2 Энциклопедия социальной работы в 3 т. Т.2. –М.: Центр общечеловеческих ценностей 1994. С. 401.

3 Хатчинсон Г.С. Олтедал С. Модели в социальной работе. – Архангельск: АГМА, 1999. С. 31.

4 Там же. С. 32.

5 Энциклопедия социальной работы в 3 т. Т.2. –М.: Центр общечеловеческих ценностей 1994. С.415.

6 Гурович И.Я., Сторожанова Я.А. «Психосоциальная реабилитация в психиатрии»// Социальная и клиническая психиатрия 2001.№ 3. С. 5.

7 Там же. С. 8.

8 Энциклопедия социальной работы в 3 т. Т.2. –М.: Центр общечеловеческих ценностей 1994. С.415.


9 Хатчинсон Г.С. Олтедал С. Модели в социальной работе. – Архангельск: АГМА, 1999. С.50.

10 Энциклопедия социальной работы в 3 т. Т.1. –М.: Центр общечеловеческих ценностей 1994. С.81.


11 Там же. С. 84-85.

12 Хатчинсон Г.С. Олтедал С. Модели в социальной работе. – Архангельск: АГМА, 1999. С.155.

13 Гурович И.Я., Сторожанова Я.А. «Психосоциальная реабилитация в психиатрии»// Социальная и клиническая психиатрия № 3 2001.С.-5-14.

14 Хатчинсон Г.С. Олтедал С. Модели в социальной работе. – Архангельск: АГМА, 1999. С.137.

15 Лекции БойкоО.В. по патопсихологии.

Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации