Политология - файл n1.doc

Политология
Скачать все файлы (388.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc389kb.18.02.2014 05:43скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5

  1. Предмет, задачи и функции политологии. Её место в системе общественных наук.


Политология – термин дан Аристотелем – наука о п/отношениях и п/деятельности людей, о сущности, формах и методах п/власти, о закономерностях развития п/систем. Политология - учение о политике, механизмах изучения власти и управления обществом. Термин произошел от слов "politika" и "logos" означал в греческом варианте - искусство управлять государством.

Предметом политологии являются закономерности формирования и развития полит. власти, организация, формы и методы её функционирования, использование в госудадарственно-организованном обществе; изучение политических теорий и доктрин, реальных политических систем, политической жизни, политического сознания, интересов и поведения субъектов в политике.

В Европе изучение политологии началось по рекомендации ЮНЕСКО с 1948 г. В РБ изучение политологии ведётся с 1989г.

Политология выполняет ряд функций:

Место политологии в системе общественных наук

Политология — однопорядковая дисциплина среди наук о политике:

Пограничные политологические дисциплины: поли­тическая социология, политэкономия, политическая пси­хология, политическая антропология, политическая ана­логия, политическая гносеология, политэтнография, по­литическая аксиология, политическая этика и др.

  1. Политика как общественное явление.

Политика — (узком смысле) особый, целенаправленный вид дея­тельности людей, связанный с завоеванием, удержани­ем и осуществлением государственной власти.

Уровни политики:

  1. макро — государство как це­лое, власть, ее устройство и функционирование в цен­тре и на местах;

  2. микро — относится к деятельности отдельных организаций (партий, профсоюзов, корпора­ций, фирм);

  3. мего — к деятельности междуна­родных организаций.

Подходы объяснения политики:

Сущностные черты политики: 1) единство общих и частного интересов; 2) связь с государством; 3) мас­совость; 4) властность; 5) целенаправленность, созна­тельность; 6) связь с экономической сферой общества.

Некоторые авторы выделяют следующие элемен­ты политики:

  1. политическая деятельность - политическая активность, направленная на изменение или поддержание существующих политических отношений. В структуре политической деятельности выделяются субъект, объект и непосредственно действие.

  2. полити­ческие отношения ;

  3. политическое сознание - осмысление общества с точки зрения его политической организации и на основе ценностей, к которым относятся интересы государства, политической элиты, господствующих слоев населения и т.д.

  4. поли­тические организации.

Функции политики:

Виды политики: внешняя, внутренняя, международ­ная.

Субъектами политики являются те участники политической жизни, которые способны формулировать и реализовывать собственные цели. Субъекты политики классифицируются на:первичные — социально-исторические общности (мировое сообщество, гражданское общество, народы, социальные группы, этнические группы, индивидуумы); вторичные — политические институты и политиче­ские организации (государство, партии, общественно-по­литические объединения). Первичные субъекты политики являются социаль­ной базой для создания вторичных.

Объект в политике — это та часть политической реальности, системы, на которую направлена деятельность субъекта политики. Объектом могут быть политические отношения, политическая система с ее институтами, социальные группы и личности, участвующие в политическом процессе.

3. Избирательная кампания и ее основные стадии.

Избирательная процедура - это совокупность предусмотренных законодательством мероприятий по организации подготовки и проведения выборов, которые осуществляет государство.

Избирательная кампания - это действия непосредственных участников выборов - партий, общественных организаций, кандидатов и избирателей - проводимые в установленный для этого законом период времени.

Главное действующее лицо избирательной кампании — кандидат в депутаты на конкретную выборную должность. Характер избирательной кампании предусматривает совместную работу коллектива людей (команды), которые вместе с кандидатом преодолевают путь к поставленной цели. Чем больше людей заинтересовано в победе кандидата, тем вероятнее эта победа.

Технологию проведения избирательной кампании :

1) путем аналитической работы оцениваются потребности, цели и реальные возможности отдельных приоритетных групп избирателей;

2) мероприятия избирательной кампании системно планируются и своевременно реализуются;

3) постоянно отслеживаются и анализируются результаты проделанной работы, в планы вносятся тактические изменения;

4) особое значение придается роли межличностной коммуникации и способам донесения информации до избирателя;

5) кандидат занимает во всей избирательной кампании центральное место, но существует четкая функциональная структура и основную черновую работу выполняют помощники — группа поддержки.

Избирательная процедура включает в себя как правило, следующие мероприятия:

Избирательной кампании предшествуют назначение даты выборов, нарезка избирательных, создание избирательных комиссий, уточнение списков избирателей. Последующие стадии избирательного процесса - само голосование, подсчет голосов и определение результатов выборов.

«Нулевой» этап. На этом этапе ведутся переговоры политконсультантов с кандидатом, с заказчиком кампании о бюджете кампании, о гонорарах. На этом этапе также подбирается команда, которая будет работать на выборах. Регистрация. Для этапа характерны большая степень неопределенности.

Подготовительный этап или период «раскачки». Начинается набор работников штаба: шоферов, разносчиков, агитаторов и т.д. Организуется сбор подписей в поддержку кандидата и проходит его регистрация. Работники штаба организуют контакты с типографиями, средствами массовой информации. Результатами этапа будут налаженная инфраструктура и структура штаба, план работы на всю кампанию и регистрация кандидата.

Этап плановой работы. На этом этапе осуществляется основная агитационная работа, выпуск и распространение агитационно-печатной продукции, размещение материалов в СМИ, проведение встреч с избирателями и т.д.

«Финишная прямая». До самого открытия участков утром в воскресенье остается ощущение, что необходимо «сделать что-то еще», распространить еще одну листовку или выступить по телевизору.

Отчетный этап. Результаты уже известны. Следующие несколько дней после подсчета голосов будут потрачены на то, чтобы написать отчеты (в том числе, и финансовый отчет в избирательную комиссию). На этом этапе неплохо также проанализировать ошибки в стратегии и тактике предвыборной борьбы.


  1. Политический режим: сущность, критерии, типы.

Политический режим - это совокупность средств и методов осуществления власти государством. В научной литературе существует множество классификаций политических режимов. Наиболее распространенной является классификация, согласно которой все режимы делятся на:

- демократические;

- тоталитарные;

- авторитарные.

Демократия — форма устройства любой организа­ции, основанная на принципах равноправия ее членов, периодической выборности ее органов правления и при­нятий решения в них по большинству.

Особенности демократии:

  1. конституционные признаки:

  1. законодательная, исполнительная и судебная власть отделены друг от друга;

  2. всеобщие, тайные, равные и прямые выборы представителей на определенный срок в органы местного и государственного управления;

  3. функционирование многопартийной системы и легальной политической оппозиции, действующей в рам­ках конституции;

  4. критика властей и любых ее представителей;

  5. постоянное изучение общественного мнения все­го населения;

  6. приоритет экономически независимой личности перед обществом и частной собственности перед собст­венностью государственной; вне рыночной экономики демократический режим невозможен.

Тоталитаризм — политический режим, при котором осуществляется абсолютный контроль над всеми облас­тями жизни общества. Признаки тоталитаризма:

  1. наличие руководящей роли одной партии, осуще­ствление ею диктатуры во главе с харизматическим ли­дером;

  2. официальная, единая и обязательная для всех граждан идеология, проникающая во все сферы челове­ческой жизни;

  3. монополия государства на средства массовой ин­формации;

  4. концентрация в руках партии и государства всех средств вооруженной борьбы;

  5. система насилия, террора органов власти как средство всеобщего контроля за политической лояльно­стью граждан, за поведением индивидов в сфере соци­альной;

Разновидности тоталитаризма: коммунизм, фа­шизм, национал-социализм.

Политический режим авторитарного типа является промежуточным между тоталитарным и демократическим режимом, переходным от одного к другому. При этом переход может осуществляться как в сторону демократии, так и в сторону тоталитаризма. Черты авторитаризма:

  1. вся власть концентрируется в руках политиче­ского лидера (монарх, тиран и т. п.) или группы лиц (военная хунта, олигархическая группа и т. д.);

  2. неограниченность власти, ее неподконтрольность гражданам;

  3. централизация власти, безусловное подчинение;

  4. опора (реальная или потенциальная) на силу, армию;

  5. наличие некоторых атрибутов и неконтро­лируемых властью сфер общественной жизни (незави­симые профсоюзы, объединения творческой интеллиген­ции, молодежные организации, экономические структу­ры...);

  6. невмешательство государства в экономику, ис­пользование механизмов рыночного саморегулирования, поощрение властью трудовой активности людей, жест­кая налоговая политика.

  7. контролируется только политика, может быть однапартийность или многопартийность, присутствует ограничение в рекламе.

Разновидности авторитаризма: монархии, персони­фицированные режимы (деспотические, диктаторские), военное правление (хунта), популистские системы прав­ления, неототалитарный режим.



  1. Политические учения в Западной Европе в эпоху Возрождения.

Эпохой Возр. принято называть историч. период, связ. с разложением феод. и появлением первых ростков капиталистич. отношений. Это время бурного роста городов, ремесла, торговли, эпоха великих геогр. открытий и техн. изобрет., научн. идей и взлёта культуры. Одна из особенн. ранней бурж. культуры прояв. в том, что её представители использ. античное культурное наследие, как бы возрождая его от многовек. затмения церкви. Центр. идеей духовной жизни общ-ва стан. гуманизм, кот. в отличие от господствующей религии поставил в центр своих интересов не бога, а человека с его земными запросами и потребностями.

Представители: Микола Макиавелли – классик политтеории эпохи Возр.

В это время Италия была раздробл. и подвергалась нашествию иноземных войск. Он считал, что бедствия Италии объясн. раздробл. страны. Он создал теорию гос-ва, способн. преодолеть эти бедствия. Лучшей формой гос-ва он считал республику, однако он был убеждён что итальянская действит-ть, т.е. непрерывная вражда требует установл. единовластия, поэтому в труде ''Государь'' он доказ. что при сильном правителе возможно создать независ. Итальянское гос-во, свободное от чужеземного иго, а для достиж. этой цели пригодны всякие, в т.ч. и аморальные ср-ва, поскольку важный з-н политики – это благополучие гос-ва. Государь, ставший на путь сильного централиз. гос-ва д. сочетать в себе кач-ва льва и лисицы. В последствии для обозначения такой политики появляется термин маккиавелизм - политика пренебрежения законами морали, неразборчивость в ср-вах достижения цели.

ТОМАС МОР

Англ. гуманист и гос. деятель. В своей книге «Утопия» описал идеальное гос-во. В нем отсутствует частная собственность, трудовая деят-ть явл-ся обязанностью каждого члена о-ва. Благодаря хорошей орг-ции труда, появляется возм-ть сократить рабочий день до 6 часов. Гос-во занимается учетом и распределением всех мат. богатств. Орг-цией пр-ва занимается местная община, люди живут в согласии с природой и друг с другом.

Дальн. развит. полит. мысль получ. в Голл. и Англ., к числу наиб. выдающ. мыслит. относ. Т. Гоббс (1588-1679). Свою полит. доктрину он излож. в трудах ''О чел-ке'', ''О гражданине'', ''Левиафан''. Гоббс исходит из того, что все люди созд. равными и каждый из них имеет одинак. с др. права на всё, однако чел-к – сущ-во эгоистичное, и честолюб., поэтому в общ-ве неизбежно царит война всех против всех. И избавл. от неё происх. тогда, когда люди, движимые инстинктом самосохр. отказ. от своих прав, передавая их по договору опред. лицу или группе лиц. Последние и представл. собой гос-во, кот. и явл. гарантом мира между людьми. Чтобы успешно выполн. эту миссию, гос-во д. облад. абсол. властью, неогранич. правами, и обладат. этой верховной власти никакими з-нами с народом не связан и ответств. перед ним не несёт. Долг властителя – хорошо управл. своим народом, но отвечает он только перед совестью и разумом. И воспротивиться воле м. только в одном случае – если он обязывает убивать или запрещает защищаться от напад. Врагов.



  1. Сущность государства, его функции и структура.

Государство — основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и кон­тролирующий совместную деятельность людей, общест­венных групп, классов и ассоциаций.

В широком смысле государство понимается как общ­ность людей, предоставляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной терри­тории.

В современной науке государство в узком смысле по­нимается как организация, система учреждений, обла­дающих верховной властью на определенной террито­рии.

Общие признаки государства:

  1. территория – составляет физическую, материальную основу. Если в результате войны, распада территория оказывается завоеванной, то гос-во перестает существовать. Размеры государства могут меняться.

  2. наличие населения – власть гос-ва осущ. по отношению к людям, прожив. на опред. территории. В свою очередь гос-во сущ. потому, что есть люди, кот. оно необх.

  3. наличие спец. госуд. аппарата – осуществлять управление гос-во может только имея спец. систему органов. Однако в гос. аппарате можно выделить наиболее часто встречающиеся элементы (исполнительно-распорядительные органы; органы прокуратуры; суды; органы контроля; органы охраны обществ. порядка; вооруж. силы).

  4. Суверенитет (верховная власть) – суверенное гос-во действует независимо от внешней политики с чем вынуждены считаться и его партнеры. Гос-во обладает суверенитетом независимо от территории, количества населения.

  5. Всеобщность – гос-во распростр. свое влияние на всех жителей этой территории.

  6. Монопольное право на применение принуждения.

  7. Монопольное право на издание з-нов и правовых актов, обязат. для всего насел.

  8. Монопольное право на взимание налогов и сборов с населения.

Функции (основные направления деятельности)государства:

внутренние:

  1. законотворческая (регулирование жизни общест­ва) ;

  2. экономическая (государство — предприниматель, координирующий экономический процесс);

  3. социальная (организация социальной жизни, соз­дающая равновесие и стабильность социальных сил);

  4. защитная (поддержание социального мира, обще­ственного порядка, охрана существующего строя);

  5. культурно-воспитательная, пропагандистская и др.

внешние:

  1. обеспечение внешней безопасности и целостно­сти государства и его независимости;

  2. дипломатическая (защита интересов государства в отношениях с другими субъектами мирового сообще­ства);

  3. внешнеэкономическая;

  4. участие в решении глобальных проблем и т. д.

Формы политического правления и государствен­ного устройства

  1. монархия (источник власти — одно лицо) — власть главы государства передается по наследству и считается непроизводной от какой-либо другой власти. Разновидности монархии: абсолютная (всевластие гла­вы государства), конституционная (полномочия монар­ха ограничены конституцией, законодательные функции переданы парламенту, исполнение — правительст­ву) существует в двух видах: дуалистическая (монарх наделен преимущественно исполнительной властью, формирует правительство, ответственное перед ним, а законодательную делит с парламентом) и парламент­ская (монарх обладает представительскими функциями, законодательная власть принадлежит парламенту, ис­полнительная — осуществляется правительством, ответ­ственным перед парламентом, а не перед монархом);

  2. республика (субъект власти — народ) — фор­ма правления, при которой все высшие органы власти либо избираются, либо формируются общенациональны­ми представительными учреждениями. Глава государст­ва — выборный и сменяемый, а его власть считается про­изводной от представительного органа или избирателей.

В современном мире республиканская форма прав­ления имеет три разновидности: президентскую, парла­ментскую и смешанную.



  1. Партийные системы и их типология.

Полит партия - это организованная группа единомышленников, представляющая интересы части народа и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания полит власти или участия в ее осуществлении.

По месту в полит системе - правящие и оппозиционные.

По характеру полит действий - умеренные, радикальные и экстремистские.

По месту в полит спектре - левые, центристские и правые.

В зависимости от положения полит партий в полит системе, взаимодействия между ними, типа самих полит партий складывается партийная система, под которой понимается совокупность всех полит партий, действующих в данной стране, их взаимоотношения друг с другом.

Классификация:

Во-первых, она включает партии, выступающие против существующей политической системы. Эти партии придерживаются полярно противоположных идеологий — анархизма, фашизма и пр.

Во-вторых, функционируют несколько политических партий, объединенных в два или более крупных блока. Эти блоки способствуют консолидации политических сил, преодолению дробности политического процесса. Например, во Франции противостоят друг другу блок левых сил, возглавляемых социалистической партией, и блок правых сил во главе с Объединением в поддержку Республики.

В-третьих, доступ к формированию правительства возможен только для партий центра — правого и левого. Крайние же партии, выступающие против существующей системы, не могут принимать участие в правительстве.




  1. Становление многопартийной системы в Республике Беларусь.

Формирование партийной системы в Беларуси, как и в других возникших после распада СССР суверенных государствах, носит весьма сложный характер.
Этот процесс, начавшийся в 1990 году, постепенно стал набирать все более ускоряющиеся темпы: в 1990 году была зарегистрирована лишь одна партия, в 1994 — 16.


Группы бел. Партий:

1) партии правого толка — в основном либеральной, антикоммунистической направленности;

2) демократические партии центристского характера;

3) партии левого крыла политических сил — коммунистической, социалистической ориентации.

К первой группе следует отнести партии, цель: ориентация на зап. Европ. модель, обосновывая ее необходимость включением страны в "мировую цивилизацию"(Партия Белорусского Народного Фронта(БНФ), Крестьянская партия, Национально-демократическая партия).

Во вторую группу можно включить партии, которые выступают за социально ориентированную рыночную экономику, проведение реформ при сильной социальной защите населения со стороны государства. В их числе Белорусская социал-демократическая партия "Народная Громада", Партия всебелорусского единства и согласия и некоторые другие.

Левая сторона политического спектра включает в себя Коммунистическую партию Белоруссии, Белорусскую социалистическую партию и др.

Особенности:
1. Белорусское общество находится на начальном этапе формирования многопартийности, который развивается крайне противоречиво и имеет свои особенности.


2. По количественному составу большинство политических партий крайне малочисленны. Многие из так называемых партий с трудом смогли перешагнуть необходимый для регистрации в Министерстве юстиции рубеж в 500 человек.

3. Формирование политических партий в республике проходило в период тотального кризиса общества и намного опережало психологическую готовность населения к осознанию и восприятию происходящих перемен. Поэтому не случайно почти 60 процентов населения республики не поддерживали ни одной партии, а более 28 процентов не знали о том, какие партии или общественные движения есть в республике.

4. Становление партий в течение четырехлетнего периода, вплоть до принятия 5 октября 1994 года Закона Республики Беларусь "О политических партиях", проводились на основании утратившего свою силу Закона СССР "Об общественных объединениях", принятого в октябре 1990 года. Эти документы лишь номинально регламентировали создание партий и их регистрацию, обретение ими юридического лица, вступление в блоки, участие в избирательном процессе и т.д. В документах отсутствовали четкое политическое и правовое толкование понятия "политическая партия", определение места партии в политической системе и их прав, принципы взаимоотношений с органами государственной власти, источники финансирования политической деятельности партий.

5. Между политическими партиями не достигнуто взаимопонимание. Об этом свидетельствует само существование однотипных партий. Например, действуют три партии экологического характера, две — спортивного, столько же партий ставят своей задачей упрочение республиканского строя в стране, две партии апеллируют к гражданам с коммунистическими идеями.

Всего по состоянию на 1 января 2010 года в Беларуси зарегистрировано 15 политических партий.


  1. Политическая мысль в России в ХI – ХУШ вв.

История российской политической мысли восходит к идеям средневековой Киевской Руси. В них нашли отражение злободневные проблемы древнерусской общественной жизни: потребность в прекращении княжеской междоусобицы и в объединении всех русских земель, борьба с внешней опасностью. Отметим, что образ идеального князя часто рассматривался именно с позиций защиты единства и независимости русских земель.

  1. "Слово о законе и благодати" киевского митрополита Илариона (XI в.). Главная тема - обоснование княжеской власти через волю Бога, роль закона и истины в регулировании поведения человека.

  2. "Повесть временных лет" монаха Киево-Печерского монастыря Нестора (XII в.). Задуманная как обоснование притязаний киевских князей на власть над всей русской землей летопись в то же время утверждала идею единства всех русских княжеств.

  3. "Поучение Владимира Мономаха" (XII в.). Ведущая тема - обоснование княжения как идеальной формы правления. Князь, по мысли автора, правит не самовластно, а совместно с советом дружины. Идеальный князь обладает мудростью, милосердием, вершит суд "по правде" - по закону.

  4. "Слово о полку Игореве" (XII в.). Величайший памятник древнерусской литературы передавал идею пагубности княжеских раздоров перед лицом внешней опасности и содержал призыв к объединению.

  5. "Моление Даниила Заточника" (1229 г.). Автор развил идеи княжеского правления, близкие идеям Владимира Мономаха.

  6. Большой вклад в утверждение древнерусской государственности внес Великий киевский князь Ярослав Мудрый. С его именем связано начало письменного законодательства Руси. В 1016 г. появился "Устав новгородцев", более известный как "Правда Ярослава". Позже правовые документы XI-XII вв. были объединены в первый древнерусский кодекс "Русская правда". Его появление стимулировало дальнейшее развитие политико-правового мышления, а тема правления по "правде" станет одной из центральных идей политической мысли.

В XIV-XVI вв. центром объединения русских земель становится Москва. Московское княжество превращается в мощную державу, с которой считаются ее соседи, а княжеская власть, трансформировавшись в царскую, приобретает неограниченные полномочия. Все это требует соответствующего идеологического обоснования. Для укрепления авторитета московских государей широко использовалось теологическое обоснование происхождения власти. Теория "Москва - Третий Рим" (после Рима и Константинополя) монаха Филофея доказывала закономерность возвышения власти князя Московского как защитника истинной веры. Сама же православная Русь признавалась подлинным оплотом истинной христианской веры. Царь - наместник Бога и его слуга. Он вправе требовать безусловного повиновения со стороны подданных, но одновременно царь выступает хранителем и защитником православных традиций. Иван Грозный, а позже и царь Алексей Михайлович использовали теорию Филофея для обоснования своих прав относительно подданных.

С идеей централизации государственной власти выступил идеолог мелкого и среднего дворянства Иван Пересветов. Царь, по его представлению, должен быть "грозен и мудр". Он должен ограничить всесилие бояр, которые чрезмерным порабощением холопов наносят вред благосостоянию государства.

Идея самовластия получила развитие в переписке Ивана Грозного с Андреем Курбским. Первый русский царь, чья власть не признавала ни моральных, ни юридических ограничений, указывал на богоустановленность собственной власти и развивал мысль о необходимости беспрекословного подчинения подданных власти государя. Сам же Грозный не считал себя связанным ответственностью перед подданными, указывая, что за собственные грехи он отвечает только перед Богом. Его оппонент Андрей Курбский выступил с критикой деспотизма - беззакония, творимого опричниками, и внесудебных расправ. Самовластному правлению он противопоставил свой государственный идеал "святорусского царства" - сословно-представительную монархию как форму политического единения царя с высшей земельной аристократией.



  1. Основные направления и приоритеты внешней политики Республики Беларусь.

Стратегическими целями внешней политики Республики Беларусь являются:

1)защита государственного суверенитета и территориальной целостности Республики Беларусь;

2)защита прав, свобод и законных интересов граждан, общественных и государственных интересов.

Основными задачами внешней политики Республики Беларусь являются:
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации