Белокрылова Н.В. Педагогические условия развития гуманистической центрации студентов - будущих учителей - файл n1.doc

Белокрылова Н.В. Педагогические условия развития гуманистической центрации студентов - будущих учителей
Скачать все файлы (155.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc156kb.18.02.2014 04:24скачать

n1.doc



На правах рукописи
Белокрылова Наталья Владимировна


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ЦЕНТРАЦИИ СТУДЕНТОВ – БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ


Специальность: 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики
и образования



АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Ижевск – 2007
Работа выполнена на кафедре педагогики и педагогической психологии в
ГОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»
Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

Трофимова Галина Сергеевна
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Яновская Мая Григорьевна

кандидат педагогических наук, доцент

Смирнова Марина Николаевна
Ведущая организация: ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский

государственный университет»

Защита состоится « 28 » сентября 2007 г. в 10 ч. на заседании диссертационного совета Д 212.275.02 при Удмуртском государственном университете по адресу: 426034, г. Ижевск, ул. Университетская, 1, корпус 6, ауд. 301.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Удмуртского государствен­ного университета (г. Ижевск, ул. Университетская, 1, корпус 2).
Автореферат разослан «25» августа 2007 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат психологических наук, доцент Э.Р. Хакимов

Общая характеристика работы

Актуальность исследования. Одной из проблем, стоящих перед совре­менным образованием, является выход на новое, соответствующее времени, мировоззрение, в основе которого лежит ценность любой человеческой лично­сти. Современное российское общество нуждается в том, чтобы в науку, эконо­мику, политику пришло поколение молодых людей, ориентированных на гума­низм и духовные ценности.

Стратегической задачей государственной политики на современном этапе является построение эффективного общества, основанного на духовно-нравст­венном и интеллектуальном потенциале нации. Актуальной становится гумани­стическая парадигма образования, отстаивающая приоритет уважения к лично­сти воспитанника, установления гуманных, доверительных отношений между ним и педагогом. В связи с этим, осуществляется смена модели взаимодействия педагога и воспитанника – с учебно-дисциплинарной на личностно-ориентиро­ванную, утверждающую ценность личности ребенка и отвергающую автори­тарно-императивный подход к нему.

В современных научно-педагогических исследованиях обсуждается значи­мость гуманистической направленности личности, важным аспектом которой является гуманистическая центрация.

Теоретические аспекты гуманизации и приоритетная значимость системы воспитательных воздействий в процессе становления человека содержатся в исследованиях Ш.А. Амонашвили, В.А. Сухомлинского, Н.Е. Щурковой и др. Теоретические основы типов центраций педагогических позиций представлены в работах Д.А. Белухина, К.М. Левитана, А.Б. Орлова, и др. Общие закономер­ности формирования личности студентов – будущих педагогов отражены в исследованиях Б.Г. Ананьева, С.И. Архангельского, В.А. Крутецкого, Н.В. Кузьминой, В.Я. Якунина и др. Особенности подготовки будущих педаго­гов, с точки зрения их субъектного развития, исследованы в работах Г.И. Аксеновой, Р.М. Асадуллина, В.А. Кан-Калика, В.В. Серикова, Е.Н. Шиянова, М.Г. Яновской и др.

Проблема данного исследования связана с определением педагогических условий, способствующих развитию гуманистической центрации студентов – будущих учителей.

Цель исследования – разработка, теоретическое обоснование программы развития гуманистической центрации студентов – будущих учителей и экспериментальная проверка эффективности ее реализации.

Объект исследования – процесс личностного становления студентов – будущих педагогов в условиях образовательной деятельности.

Предмет исследования – педагогические условия развития гуманистической центрации личности студентов – будущих учителей.

Гипотеза исследования – процесс развития гуманистической центрации студентов – будущих учителей будет эффективен, если:

Задачи исследования:

Методологической основой исследования являются положения гумани­стической философии, психологии, педагогики; аксиологический подход в педагогике; идеи педагогической антропологии о воспитании и образовании целостной личности; средовой подход; концепция формирования педагогиче­ской коммуникативной компетентности личности студента Г.С. Трофимовой.

Теоретической основой исследования являются труды Н.А. Бердяева, Э. Фромма, А. Швейцера и др. о личности как субъекте отношений в гуманистической философии; труды Б.М. Бим-Бада, В.П. Зинченко, В.Б. Куликова, К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова о целостности личности; работы Ш.А. Амонашвили, Д.А. Белухина, М.В. Кларина, М.Г. Яновской и др. о центрированности педагогических воздействий на ребенка; работы Х.И. Лийметса, Ю.С. Мануйлова, М. Хейдметса о средовом подходе в образовании и воспитании; теоретические идеи о профессиональном и личностном становлении будущего педагога в работах В.И. Гинецинского, В.К. Елмановой, З.Ф. Есаревой, Н.В. Кузьминой, Г.И. Михалевской, В.А. Якунина и др.; теоретические идеи К.М. Левитана, А.Б. Орлова о типах центраций.

Методы исследования: теоретические: сравнительно-сопоставительный, анализ психолого-педагогической, философской, социологической литературы по проблеме; обсервационные (прямое и косвенное наблюдение, самонаблюде­ние); эмпирические: анкетирование, интервьюирование, метод задач и заданий, контент-анализ сочинений студентов, педагогический эксперимент, включаю­щий констатирующий, формирующий, контрольный этапы; статистические: методы математической обработки полученных результатов.

Экспериментальная база исследования: Институт искусств и дизайна и Институт педагогики, психологии и социальных технологий при Удмуртском государственном университете (г. Ижевск).

Исследование проводилось в три этапа:

На первом этапе (2001–2003 гг.) – изучалась психолого-педагогическая, философская, социологическая литература. Определялся категориальный аппа­рат исследования, формулировались основные теоретические положения, опре­делялись средства педагогической диагностики.

На втором этапе (2003–2005 гг.) – проводилась диагностика типа центра­ции студентов. Разрабатывалась экспериментальная программа развития гума­нистической центрации студентов – будущих учителей.

На третьем этапе (2005–2007 гг.) – проводилась опытно-эксперимен­тальная работа по проверке эффективности программы развития гуманистиче­ской центрации. Осуществлялась систематизация результатов исследования, формулировались выводы по итогам проведенного исследования.

Научная новизна исследования:

1. Выявлены педагогические условия развития гуманистической центрации студентов – будущих учителей, основными из которых являются реализация субъект-субъектной модели взаимодействия между преподавателем и студен­тами и студентами друг с другом в образовательной деятельности и создание образовательной среды, спо­собствующей развитию гуманистической центрации.

2. Разработана программа развития гуманистической центрации как основы личностного становления студентов, воздействие которой обусловлено нравственно-насыщенным содержанием обучения, включающим притчи, мифы, сказки и пр. и приобщающим студентов к духовно-нравственным ценностям.

3. Предложена классификация образовательных и воспитательных пара­дигм с точки зрения представленности в них гуманистической центрации.

Теоретическая значимость исследования:

Практическая значимость исследования определяется: внедрением в образовательную практику экспериментальной программы развития гумани­стической центрации студентов. Материалы исследования используются в Институте искусств и дизайна и Институте педагогики, психологии и социаль­ных технологий Удмуртского государственного университета, а также в МОУ «Лицей №14» г. Ижевска; в Ижевском государственном техническом универси­тете; в МОУ «школа №7» г. Ижевска; в Машиностроительном Лицее № 8 г. Ижевска.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечена исходными непротиворечивыми методологическими положениями и воспроиз­водимостью результатов проведенного исследования; разнообразием и взаимо­дополняемостью методов исследования, адекватных цели, задачам, объекту и предмету исследования; репрезентативностью объема выборки участников педагогического эксперимента.

Положения, выносимые на защиту:

1. Гуманистическая центрация личности студента понимается как его цен­ностная позиция, проявляющаяся в процессе социального взаимодействия, результатом которого является: а) позитивное отношение к людям и к себе; б) личностный рост как освоение способности безоценочного принятия другого человека.

2. Развитию гуманистической центрации студентов – будущих учителей способствуют такие педагогические условия, как:

Апробация результатов исследования осуществлялась на международ­ных, всероссийских, республиканских, региональных научно-практических конференциях (г. Москва 2002–2007 гг. – Международные педагогические чте­ния; г. Ижевск 2003–2007 гг.). Основные положения диссертации обсуждались и получили одобрение в рамках семинаров по гуманной педагогике для учителей города (г. Ижевск, 2005–2006 гг.). О результатах исследования докладывалось на аспирантских семинарах при кафедре педагогики и педагогической психоло­гии Удмуртского государственного университета.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключе­ния, 10 таблиц, 6 рисунков, библиографического списка – 180 наименований (из них 5 источников зарубежных авторов, 5 источников из глобальной сети Интернет) и приложений.
Основное содержание исследования

Во введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, определяются цель, предмет, объект, гипотеза и задачи исследования, раскрывается научная новизна, характеризуется теоретическая и практическая значимость работы, формулируются положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретические основы изучения проблемы развития гуманистической центрации студентов – будущих учителей» представлены методологические основы изучения проблемы гуманизации образования и развития гуманистической центрации, раскрытые в работах педагогов, психологов, философов. Отмечается значимость гуманистической центрации в современной парадигме образования, которая рассматривается как основа профессионально-личностного самоопределения будущего педагога.

В качестве рабочего определения гуманистической центрации в данном исследовании используется следующее: это - ценностная позиция личности, проявляющаяся в процессе социального взаимодействия, результатом которого является позитивное отношение к людям и к себе, а также личностный рост как освоение способности безоценочного принятия другого человека.

Проведен анализ трудов таких отечественных и западных педагогов и пси­хологов, как Ш.А. Амонашвили, Д.А. Белухин, Р. Бернс, К.М. Левитан, А.Б. Орлов, К. Роджерс, В.А. Сухомлинский и др., которые прямо или косвенно касались вопроса центрации как педагогической позиции. Выделяются и опи­сываются следующие виды центраций педагогической позиции в научно-педа­гогической литературе: 1) центрация на собственных интересах; 2) на интересах администрации; 3) на интересах родителей; 4) на интересах коллег; 5) на инте­ресах учебного предмета; 6) на интересах учащихся; 7) на интересах – проявле­ниях своей сущности и сущности других людей (учащихся, коллег, админист­рации, родителей).

В гуманистической философии (Н.А. Бердяев, Э. Фромм, А. Швейцер и др.) понятие «центрация» в применении к личности раскрывается через субъектность. Гуманизм означает «вознесение человека, постановку человека в центре, восстание человека, его утверждение и раскрытие» (Н.А. Бердяев). Э. Фромм верил, что уважение к своей личности, ее полноте и уникальности, понимание своего собственного «я» неотделимо от уважения, любви и понимания другого. А. Швейцер утверждал, что любая жизнь священна и говорил о принципе «благоговения перед жизнью».

Под центрацией в педагогике (Ш.А. Амонашвили, Д.А. Белухин, В.А. Сухомлинский и др.) понимается избирательная направленность педагога на разные стороны педагогического процесса. Она проявляется в заинтересованности, озабоченности учителя интересами участников образовательного процесса, является своеобразной психологической обращенностью к ученику, избирательным служением интересам обучающихся.

В гуманистической психологии (Д. Дьюи, А. Маслоу, К. Роджерс и др.) центрация понимается как особым образом построенное простое взаимодействие учителя и учащихся, основанное на эмпатии, безоценочном принятии другого человека и конгруэнтности переживаний и поведения. Центрация трактуется одновременно и как результат личностного роста учителя и учащихся, и развитие их общения и творчества.

Наряду с понятием «гуманистическая центрация», в диссертации рассмотрен термин «гуманистическая направленность». Установлено, что гуманистическая центрация есть компонента гуманистической направленности личности.

Некоторые исследователи (Л.М. Пролеева, М.Н. Смирнова и др.) под «направленностью личности» понимают совокупность устойчивых мотивов, организующих деятельность личности в целом. Она воплощается через мировоззрение человека как систему его интересов, взглядов, убеждений, потребностей и т.д., а также путей и способов их достижения, удовлетворения, реализации.

Изучение социально-психологической модели личности И.Д. Егорычевой позволило определить место гуманистической центрации в структуре направленности личности – это позиция между центрацией на «Я» и центрацией на Другом. Гуманистическая центрация отражает равноправие позиций субъектов, ценностное отношение как к себе, так и к Другому. Для человека с личностной позицией гуманистической центрации характерно принятие гуманистической нормы взаимоотношений, признание любого человека безусловной и высшей ценностью.

В тексте отмечены существующие в реальной педагогической практике недостатки авторитарной системы образования и воспитания и обоснована слабость авторитарно-педагогического стиля. Сформулированы преимущества гуманистической парадигмы (ее разновидностей: гуманной педагогики и педагогики поддержки) и подчеркнута значимость гуманистической центрации как ценностной позиции педагога в выборе модели образования и практической деятельности.

Далее, в диссертации дан анализ основных парадигм образования с точки зрения представленности в них гуманистической центрации. Результат анализа представлен в Таблице 1.
Таблица 1

Анализ основных видов парадигм образования с позиции представленности в них гуманистической центрации



Виды парадигм педагогики (авторы)

Смысловое содержание парадигм

Степень выраженности типа центрации в парадигмах

Результат внедрения таких парадигм в практику

1

Педагогика традиции (И.А. Колесникова), эзотерическая педа­гогика (О.Г. Прикот), педагогика автори­тета (Г.Б. Корнетов).

Безусловное приня­тие опыта предше­ствую­щих поколе­ний. Уче­ник должен беспреко­словно подчиняться учи­телю во всем, как более зрелому и опыт­ному. Учитель – транслятор ис­тины, ученик не иг­рает сущ­ностно-ак­тивной роли в педа­гогической комму­ни­кации

Доминирует эго­центрическая центрация.

Учитель всегда прав. Отсутствует свобода выбора ученика, рав­но­правность позиций. Важное место здесь уделяется истине, а не ученику.

2

Авторитарно-импе­ративная (Ш.А. Амонашвили), когнитивная педаго­гика (Е.А. Ямбург), научно-технократи­ческая (И.А. Колесникова), естественнонаучная педагогика, техно­кратическая педаго­гика (О.Г. Прикот).

Подчинение реаль­ной жизни ребенка уче­нию, беспреко­словное выполне­ние им всех норм и правил.

Ориентация учи­теля на заданные эталоны, нормы, стандарты, четкие правила их пе­ре­дачи. Строятся на субъект-объектных отношениях. Уче­ник как объект «из­готав­ливается» с задан­ными значе­ниями параметров и характе­ристик.

Доминирование центрации на ин­тересах админи­страции и зна­чима или доми­нирует центрация на средствах и ме­тодах.

Учитель занят совер­шенствова­нием педа­гогиче­ской техноло­гии. Ученик – фон для безупречного вы­полнения педаго­гической деятельно­сти. Результат – без­детная педагогика.

3

Педагогика манипу­ляции (Г.Б. Корнетов).

Позволяет учителю не предъявлять вос­пи­таннику педаго­гиче­скую цель в яв­ном виде, избегать пря­мого воздейст­вия на него, не де­монстриро­вать свою позицию ве­дущего в воспита­нии и обучении.

Значима кон­формная центра­ция.

Педагог макси­мально отстраняет себя из педагогиче­ского процесса, за­нимая роль наблю­дателя.

4

Гуманная педагогика (Ш.А. Амонашвили), личностная (Е.А. Ямбург), гума­нистическая педаго­гика, полифониче­ская педагогика (О.Г. Прикот), гума­нитарная педагогика (И.А. Колесникова), педагогика под­держки (Г.Б. Корнетов).

Ориентирование учи­теля на сотруд­ниче­ские, равно­правные отношения с учени­ком. Основ­ная педаго­гическая ценность – кон­кретный человек с его уникальностью. Строятся на субъ­ект-субъектных от­ноше­ниях. Предпо­лагается диалог и полилог в качестве формы ком­муника­ции.

Доминирует гу­манистическая центрация.

Ребенок – наивыс­шая ценность. Учи­тыва­ются его осо­бенности и возмож­ности. Про­цесс передачи знания персонифицирован.

Установлено, что в истории педагогической мысли развитие образователь­ных парадигм шло от возникновения и доминирования традиционно – автори­тарной модели педагогики (к ней относятся ее разновидности: авторитарно-императивная, когнитивная, традиции, научно-технократическая, естественно­научная, технократическая, эзотерическая, авторитета, манипуляции), центри­рование которых было не на человеке, а на формах, средствах и методах педа­гогического процесса) до гуманистической модели педагогики (гуманная, лич­ностная, гуманитарная, гуманистическая, полифоническая, поддержки), в цен­тре которых находился ребенок как главная жизненная ценность и приоритет педагогической системы.

Во второй главе «Пути и способы формирования и развития гумани­стической центрации студентов» анализируются ценности современных сту­дентов – будущих учителей, средовой подход в образовании и воспитании и личностно-профессиональное становление молодых людей.

Под ценностями подразумеваются элементы нравственного воспитания, важнейшие составляющие внутренней культуры человека, которые, выражаясь в личностных установках, свойствах и качествах, определяют его отношение к обществу, природе, другим людям, самому себе.

Аксиологический аспект в педагогике изучается С.Ф. Анисимовым, М.В. Богуславским, Е.В. Бондаревской, В.И. Гинецинским А.Г. Здравомысловым, Н.В. Кузьминой и др.

В тексте проанализирован ряд эмпирических исследований, связанных с ценностными приоритетами студентов за последние годы.

Обзор педагогических публикаций выделил несколько групп ценностей будущего педагога, которые можно разделить на ценности самодостаточного и инструментального типов, различающиеся по предметному содержанию.

В диссертации представлены некоторые пути приобщения будущих учите­лей к гуманистическим ценностям.

Одним из путей гуманизации образования является образовательная среда, которая понимается как целенаправленно создаваемое социокультурное окру­же­ние обучающегося, включающее различные виды средств и содержания об­разова­ния (В.В. Краевский, А.В. Хуторской). Средовой подход ведет к развитию индиви­дуальности и формированию через определенный образ жизни социаль­ного типа, что и определяет роль среды в жизнедеятельности человека (Ю.С. Мануйлов).

Значимость гуманистических ценностей для профессионально-личност­ного становления будущего учителя показана в ряде работ, освещающих фор­мирование профессионализма будущего учителя (Г.И. Аксенова, Б.Г. Ананьев, С.И. Архангельский, Р. Бернс, Э.Ф. Зеер, В.А. Кан-Калик, В.А. Крутецкий, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Г.И. Михалевская, А.Б. Орлов, А.А. Реан, М. Рокич, В.В. Сериков, Г.С. Трофимова, О.Н. Шахматова, Е.Н. Шиянов, В.А. Якунин и др.)

Гуманистическая центрация рассматривается как элемент мировоззрения учителя, проявляющийся в его профессиональной деятельности. Он формиру­ется на духовно-нравственных началах (Ш.А. Амонашвили, В.Г. Ниорадзе, Н.М. Новичкова, Н.Е. Щуркова, М.Г. Яновская и др.).

На основе анализа научно-педагогической литературы определено, что гуманистическая центрация предполагает сформированность эмпатии, рефлек­сии, педагогического такта, коммуникативной компетентности и др.

В третьей главе «Описание опытно-экспериментальной работы по раз­витию гуманистической центрации студентов – будущих педагогов» пред­ставлена характеристика этапов экспериментального исследования, теоретиче­ское обоснование и содержание программы экспериментального обучения и воспитания.

Диагностический инструментарий исследования составили: опросник К.М. Левитана «Определение типа центрации – направленности педагогической деятельности»; «Тест эмпатических тенденций А. Мехрабиана»; опросник са­моанализа будущего педагога (опросник Р. Бернса); контент-анализ сочинений студентов на тему: «Я как будущий педагог».

Педагогический эксперимент проходил в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.

В ходе констатирующего этапа отбиралась контрольная и эксперименталь­ная группы, проводилась первичная диагностика сформированности искомого качества. На основе результатов наблюдения и опроса испытуемых контроль­ной и экспериментальной выборок был определен исходный уровень эмпатиче­ских тенденций студентов – будущих педагогов и их тип центрации (см. Табл. 2, 3).

Таблица 2

Показатели эмпатийности у студентов ЭГ и КГ до экспериментального обучения

Уровни

Выборка

Среднее значение

U критерий

Уровень значимости

P ? 0,05

ЭГ

КГ

Высокий

62,69

64,58

63, 5

0, 429

Средний

43,33

43,14

17, 5

0, 613

Низкий

22,13

23,18

56, 5

0, 793

Таблица 3

Показатели типов центраций у студентов ЭГ и КГ до экспериментального обучения

Центрация

Параметры

Среднее значение

U

критерий

Уровень значимости

P ? 0,05

ЭГ

КГ

1. Гуманистическая

2,36

2,73

378,0

0,273

2. Ориентированная на родителей

1,10

0,83

407,5

0,505

3. Эгоцентрическая

2,00

1,63

387,0

0,340

4. Конформная

1,60

1,73

427,5

0,732

5. Авторитарная

1,07

1,2

422,5

0,666

6. Методическая

1,87

1,93

431,0

0,772

Как видим, контрольная и экспериментальная выборки находились на оди­наковом уровне проявления эмпатии и степени выраженности гуманистической центрации.

На втором, формирующем этапе, осуществлялась реализация программы экспериментального обучения и воспитания: проводились тренинги, ролевые игры; студентам предлагались проектировочные ситуации, которые обеспечили реализацию концептуальной идеи развития гуманистической центрации их личности.

На основе специально отобранных художественных текстов, притч, проек­тировочных ситуаций на развитие эмпатии студенты учились сопереживать чувствам другого человека. Например, через обсуждение притч Леонардо да Винчи обучающиеся обогащались нравственными переживаниями, что способ­ствовало формированию их нравственных чувств и выработке отношения к увиденным и услышанным событиям гуманистического характера. (Например, притча «Сердечная теплота» - «Притчи великого мастера». Ярославль, 2004). Через видеосюжеты мастеров педагогического процесса (Ш.А. Амонашвили, Б.М. Бим-Бада, М.В. Богуславского, Д.Д. Зуева, Н.Е. Щурковой и др.), предла­гавшиеся испытуемым, моделировались нравственные ситуации, в которых человек постулировался как ценность. Посредством тренинга на толерантность студенты учились понимать точку зрения другого человека, развивали терпи­мость, сострадание, доброжелательность, педагогический такт и т.д.

На контрольном этапе была проведена итоговая диагностика сформиро­ванности гуманистической центрации, показатели которой были подвергнуты математической обработке в статистической программе SPSS. Использовался непараметрический критерий Манна-Уитни.

Подвергнув статистической обработке полученные данные, мы устано­вили, что в экспериментальной выборке, по сравнению с контрольной, наблю­дается позитивная тенденция к проявлению эмпатии (с 64,85 до 75,86 баллов. Уровень значимости составил: p = 0,033).

Результаты итогового измерения подтвердили позитивную динамику показателя гуманистической центрации в экспериментальной выборке.

Положительное изменение в ЭГ составил p = 0,029, что является статисти­чески значимым изменением. Числовое выражение показателя «гуманистиче­ская центрация» в контрольной выборке не выявило статистически значимого изменения.

Таблица 4

Динамика показателей распределения гуманистической центрации в ЭГ и КГ до и после эксперимента по W – критерию Вилкоксона

Этап
Выборка

Среднее значение

Уровень
значимости


p ? 0,05

До эксперимента

После эксперимента

ЭГ

2,36

3,27

0,029

КГ

2,73

2,67

0,363

В экспериментальной выборке отмечено снижение показателей других типов центраций (родительской, эгоцентрической, конформной, авторитарной, методической), которое произошло за счет повышения гуманистической цен­трации.

Таким образом, мы можем констатировать, что внедрение эксперимен­тальной программы обучения и воспитания в образовательную практику поло­жительно повлияло на динамику показателей. Установлено повышение степени проявления гуманистической центрации. Данные итогового измерения пока­зали, что изменилась сама частота значимости гуманистической центрации. Если, по итогам первичной диагностики, у ЭГ и КГ большой процент составил эпизодическую центрацию – это 46, 7% в КГ и 43,3% в ЭГ, то по итогам экспе­римента в ЭГ произошли изменения. Эпизодическая центрация уменьшилась с 43,3% до 30%. В экспериментальной выборке по данным итогового измерения (43,3%, в сравнении с 20% при первом измерении) выявлен высокий процент значимости показателя гуманистической центрации.

Для выяснения сформированности представления о своей будущей педаго­гической профессии студентам было предложено написать сочинение, по ито­гам которого проведен контент-анализ. Единицей измерения при проведении контент-анализа сочинений стали фразы: 1) Я бы хотел(а) учить детей и помо­гать им; 2) хочу работать с детьми, но…; 3) я не представляю себя в качестве педагога, не хочу работать в школе.

Экспериментальная группа к первому вопросу отнесла 36,6% своих голо­сов; ко второму вопросу – 30%, третьему – 33,3%.

Методика самоанализа (Р. Бернса) позволила определить, что испытуемые в экспериментальной выборке, в большей степени, чем в контрольной выборке, имеют в своем мировоззрении ориентацию на себя и на другого как на ценность и значимость. Испытуемые КГ в меньшей степени, чем в ЭГ способны воспри­нимать критику и различные точки зрения. Им не легко удается взглянуть на себя со стороны и они менее уверены в себе.

Таким образом, в экспериментальной выборке произошли значительные изменения по всем параметрам. По данным наблюдения, студенты ЭГ – более терпимы, обладают гибкостью мышления, уверены в себе, готовы считаться с мнением других, искать пути к пониманию детей и имеют желание изучать детей и проявляют стремление к личностному и профессиональному росту.

В заключении отмечается, что полученные результаты подтверждают гипотезу исследования и позволяют сформулировать основные выводы:

1. Подтверждена эффективность выявленных педагогических условий и их позитивное влияние на развитие у студентов гуманистической центрации, их восприятие любого человека как явления, а не как случайности: а) реализация субъект-субъектной модели взаимодействия между преподавателем и студен­тами и студентами друг с другом в образовательно-воспитательной деятельно­сти в вузе; б) создание образовательной среды, способствующей развитию гуманистической центрации; в) использование программы развития гуманисти­ческой центрации, включающей специально разработанные задания и ситуации, способствующие формированию у студентов ценностного отношения как к себе, так и к другим людям, и позволяющей перевести их на более высокий уровень нравственной воспитанности.

2. Разработанная структурно-содержательная программа способствовала формированию умения испытуемых относиться к другому человеку как ценно­сти, безусловному его принятию, ориентации во взаимоотношениях на под­держку друг друга в образовательном процессе.

Основные положения диссертационного исследования нашли отражение
в следующих публикациях автора:

  1. Белокрылова Н.В. Гуманизация процесса обучения и воспитания в ВУЗе // Парадигмы образования: Материалы междунар. науч.-практ. конф.– Ижевск: УдГУ, 2006. – С. 64–65.

  2. Белокрылова Н.В. Значение мифа и сказки для развития сознания воспитуемого // VI Российская универс.-академ. науч.-практ. конф.: Материалы докладов. – Ижевск: УдГУ, 2003. – С. 113–114.

  3. Белокрылова Н.В. К проблеме о гуманистической центрации как факторе воспитания толерантности // Межкультурная толерантность в воспитательном пространстве города: Материалы городской науч.-практ. конф. – Ижевск: Изд-во: «Луч», 2007. – С. 42–46.

  4. Белокрылова Н.В. Крылатый учитель необходим современной школе // Три ключа. Педагогический вестник. Выпуск десятый. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2006. – С. 147–148.

  5. Белокрылова Н.В. О методологической основе изучения проблемы развития гуманистической центрации у будущих педагогов (материалы представлены к публикации в апреле 2007) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. № 11 (32): Аспирантские тетради: Научный журнал (издание, рекомендованное ВАК Минобрнауки РФ) – СПб., 2007. – С. 250–252.

  6. Белокрылова Н.В. Учитель: личность и профессионализм // Теория и практика гуманизации педагогического процесса: Сб. науч. тр. междунар. конф. по проблемам гуманной педагогики // Под ред. О.А. Лапиной, Н.Н. Пядушкиной – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ин та, 2006. – Вып. 7. – С. 28–31.




Подписано в печать 2007.

Усл. печ. л. 1,0. Тираж 100 экз. Заказ № ______

Типография Удмуртского госуниверситета.

426034, г. Ижевск, ул. Университетская, 1, корп. 4.

Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации