Лекции по курсу Финансы для студентов дневной и заочной формы обучения - файл n1.doc

Лекции по курсу Финансы для студентов дневной и заочной формы обучения
Скачать все файлы (1785 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc1785kb.18.02.2014 04:10скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11



ДЕМЬЯНЧЕНКО А.Г.
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
по курсу «ФИНАНСЫ»

для студентов дневной и заочной формы обучения

Тематический план курса «Финансы»
Тема 1. Сущность и функции финансов.

1.1.Финансы как экономическая категория.

    1. . Исторический аспект возникновения и развития финансов.

1.3. Социально-экономическая сущность и функции финансов

Тема 2. Роль финансов в общественном воспроизводственном процессе.

2.1. Роль и место финансов в процессе распределения

2.2. Финансовая политика и ее основные принципы и направления

2.3. Государственное регулирование внутреннего и внешнего рынка

Тема 3. Организация и управление финансами

3.1. Финансовая система и ее основные элементы

3.2. Управление государственными финансами

Тема 4. Финансы предприятий.

4.1. Сущность финансов предприятий.

4.2. Роль финансовой работы в управлении предприятиями

4.3. Финансовые ресурсы предприятий, их состав и характеристика

4.4. Финансовые аспекты формирования и функционирования основных средств

4.5. Финансовое обеспечение функционирования оборотных средств

4.6. Расходы и доходы предприятия, их классификация

4.7. Финансовые результаты и влияющие на них факторы.

Тема 5. Финансы местных органов власти

5.1. Сущность местных финансов, их структура и функции

5.2. Доходы и расходы местных бюджетов

5.3. Управление местными финансами

Тема 6. Государственные финансы

6.1. Содержание и состав государственных финансов. Государственные доходы и государственные расходы

6.2. Государственный бюджет: суть и назначение

6.3. Бюджетная система и государственный строй

6.4. Бюджетный процесс

Тема 7 Международные финансы

7.1. Понятия, назначения и функции международных финансов

7.2. Общая характеристика мирового финансового рынка

7.3. Характеристика структуры мирового финансового рынка Валютный рынок

7.4. Международные расчеты и операции валютного рынка

7.5. Международные валютные системы и финансовые институты

7.6. Регулирование международных финансов

Тема 8 Страховое дело

8.1. Содержание и роль страхования в условиях рыночной экономики Украины

8.2. Структура национального страхового рынка и основные проблемы его развития

Тема 9 Финансовое обеспечение инвестиционного процесса

9.1. Структура источников финансирования инвестиций

9.2 Собственные инвестиционные источники предприятий и механизмы их использования

9.3.Иностранные источники финансирования инвестиционной деятельности

Тема 10 Финансовый рынок.

10.1. Экономическая суть финансового рынка и его структура

10.2. Классификация финансовых рынков

10.3. Инструменты финансового рынка

10.4. Ценные бумаги как основной инструмент финансового рынка

Тема 11 Специальные фонды в условиях рыночных отношений

11.1. Социально-экономическая роль фондов целевого назначения

11.2. Классификация фондов целевого назначения

11.3.Источники формирования финансовых ресурсов фондов и направления финансирования

11.4. Государственные фонды в Украине, виды, размеры и методика начисления взносов.

11.5. Внебюджетные фонды органов местного самоуправления

Тема 12. Государственный долг и его виды

12.1. Понятие государственного долга

12.2. Государственный кредит как экономическая и финансовая категория

12.3. Внутренние и внешние источники финансирования государственного долга

13. Налоговая система Украины

13.1. Основные термины и понятия

13.2. Функции и принципы налогообложения.

13.3 Классификация налогов

13.4. Налоговая система и ее структура

13.5. Характеристика основных видов налогов

13.6. Налоговая политика
Тема 1. Сущность и функции финансов.
1.1.Финансы как экономическая категория.

Финансы это экономическая категория, поскольку они предопределяют первоначальное распределение, стимулируя перераспределение прибыли и доходов (а иногда и основного капитала) в интересах государства.

Возможность расширенного воспроизводства обеспечивается благодаря накоплению. Источником накопления (наряду с недопотреблением) является имманентная способность любой общественно-экономической формации создавать стоимость, превышающая ее потребности. Общество (как и его граждане) не может существовать, не откладывая часть созданного в запас. Это было замечено еще Аристотелем. Накопление формируется в виде страховых фондов, корпоративных и государственных резервов, в виде банковских сбережений. Самой важной формой накопления являются золотовалютные накопления отдельных государств не только в качестве стабилизатора денежных систем, но и важного регулятора производства, сдерживая рост личного и производственного потребления. Этот вид накоплений формируется через финансы.

Таким образом, как экономическая категория финансы принимают участие в распределительных отношениях и влияют на воспроизводственный процесс.
1.2. Исторический аспект возникновения и развития финансов.

Термин «финансы» произошел от латинского слова financia, означающего доход, платеж при сделке. Впервые он появился в торговых городах Италии в XIII-XV вв. Позже, получив международное признание, термин стал обозначать систему денежных отношений. Сегодняшнее значение термина «финансы» появилось в результате регулярных товарно-денежных отношений в связи с развитием государства и его потребностями в ресурсах.

Сущность финансов, закономерности их развития, сфера охватываемых ими товарно-денежных отношений и роль в процессе общественного производства определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства.

Наука о финансах базируется на экономической теории, которая включает такое важнейшее звено, как теорию финансов.

Теория финансов – это учение о специфических производственных отношениях, вызванных развитием и функционированием товарно-денежных отношений, а также существование государства.

В рамках данной теории финансы рассматривают как историческую и как экономическую категорию.

Финансы как историческая категория, обусловлена тем, что они имеют стадии возникновения и развития, т.е. изменяются во времени. Можно выделить два основных этапа развития финансов:

1 этап. Докапиталистическая формация. Этот этап характеризуется:

2 этап. Капиталистическая формация. Данный этап характеризуется тем, что:

Эпоха государственно-монополистического капитализма этого этапа характеризуется:

а) государство начинает аккумулировать ресурсы не только в бюджетной сфере, но и в многочисленных внебюджетных фондах;

б) значительное расширение получают финансы предприятий различных форм собственности, которые обслуживают кругооборот значительных форм собственности.

В целом, возникновение финансов как исторической категории обусловлено такими факторами, как:

  1. общественное разделение труда и деление общества на социальные группы;

  2. развитие товарно-денежных отношений в связи с ростом производства и увеличением ВВП и НД;

  3. появление самостоятельных, независимых хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность и создающих для производства необходимые денежные фонды;

  4. создание централизованного государства.

Финансы как экономическая категория выражают совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте при формировании, распределении и использовании централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Финансы – необъемлемое связующее звено между созданием и использованием стоимости ВВП и НД.
1.3. Социально-экономическая суть и функции финансов

В общей трактовке финансы - это экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств для выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Под централизованными финансами понимают экономические денежные отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства, под децентрализованными финансами - денежные отношения, которые возникают в процессе круговорота денежных фондов предприятий.

Финансы выражают денежные отношения, которые возникают между

- предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг;

- предприятиями и высшими организациями при создании централизованных фондов, денежных ресурсов и их

- государством и предприятиями при уплате ими налогов в бюджетной системе и финансировании расходов;

-государством и гражданами при внесении ими налогов;

-предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при уплате платежей и получении ресурсов;

-отдельными звеньями бюджетной системы;

-органами имущественного и личного страхования, предприятиями, населением при уплате страховых платежей и возмещения убытков после наступления страховых случаев.

Основной материальный источник денежных доходов и фондов - национальный доход страны, то есть стоимость валового внутреннего продукта с учетом употребленных в процессе производства орудий и средств. Финансы являются неотъемлемым звеном создания и использования национального дохода. Финансы влияют на производство, распределение и потребление и имеют объективный характер. Они отображают конкретную сферу производственных отношений.

По материальному содержанию финансы - это целевые фонды денежных средств, которые образуют финансовые ресурсы страны. Увеличение национального дохода является одним из условий роста финансовых ресурсов страны. Финансы и финансовые ресурсы - понятия не тождественные. Финансовые ресурсы не определяют сущности финансов, не раскрывают их внутреннего содержания и общественного назначения. Финансовая наука изучает не ресурсы как такие, а общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения, и использования ресурсов, она исследует закономерность развития финансовых отношений.

Финансы - это в первую очередь распределительная категория. С их помощью осуществляется вторичное распределение или перераспределение национального дохода. В 1960-1990 гг. часть национального дохода, которая перераспределялась через все звенья финансовой системы, резко выросла до 35-50%. В канун первой мировой войны (1914- 1918 гг.) она составляла лишь 9-18%.

Социально-экономическая сущность финансовых отношений заключается в исследовании вопроса - за счет кого государство получает финансовые ресурсы и в чьих интересах их использует.

Финансы выполняют свою роль посредством форм и методов создания и использования финансовых ресурсов наряду с другими экономическими категориями и прежде всего - с ценой.

Цена - это денежное выражение стоимости любого товара, то есть цены, как и финансы, осуществляют распределение валового внутреннего продукта. Цены определяются на основе спроса и предложения, но это при реализации товара. При формировании цены производителем учитываются все расходы производства и сбыта, а также определенная сумма накоплений в форме прибыли.

В распределительных процессах наряду с финансами и ценой принимает участие и заработная плата. По своей экономической природе заработная плата является денежным выражением стоимости труда. Это фонд денежных средств, что находится в распоряжении работника и используется для удовлетворения личных потребностей.

Финансы тесно связаны с кредитом, по существу имеют одинаковую экономическую природу. Они выражают движение стоимости валового внутреннего продукта. Однако каждая из них имеет свою специфику участия в экономических процессах. При функционировании как финансов, так и кредита создаются и используются фонды финансовых ресурсов. Финансы готовят предпосылки для функционирования кредита.

Кредит представляет собой движение заемного фонда, который осуществляется через банковскую систему и специальные финансово-кредитные институты. Финансы формируют централизованные и децентрализованные фонды финансовых ресурсов на уровне предприятий и государства. В процессе использования этих фондов возникают ситуации, когда на одном предприятии присутствуют временно свободные средства, а на другом - потребность в них.

Между финансами и кредитом существуют определенные отличия. Финансы осуществляют распределение и перераспределение валового внутреннего продукта, а кредит ограничивается лишь перераспределением, потому что имеет дело только со временно свободными средствами, аккумулирует их и за плату предоставляет в пользование на условиях возврата. А для финансов характерное движение без условия возврата.

В хозяйственной практике целесообразно комплексное использование экономических категорий с учетом отличий каждой из них.

Содержание финансов раскрывают их функции. Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную, к тому же одновременно. Каждая финансовая операция предусматривает распределение общественного продукта и национального дохода и контроль за таким распределением.

Суть распределительной функции заключается в распределении национального дохода, когда создаются основные, или первичные доходы. Их сумма равняется национальному доходу. Первичные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Их разделяют на две группы:

1) заработная плата работников, доходы фермеров, других рабочих, занятых в сфере материального производства;

2) доходы предприятий сферы материального производства.

Перераспределение национального дохода связано с:

-межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий;

-наличием наряду с производственной непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (охрана здоровья, образование, социальное обеспечение и тому подобное);

-перераспределением доходов между разными социальными группами населения.

В результате такого перераспределения образуются вторичные доходы. К ним относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги. Вторичные доходы являются основой для формирования конечных пропорций использования национального дохода. Таким образом, активно участвуя в распределении и перераспределении национального дохода, финансы способствуют трансформации пропорций, которые возникают в результате первичного распределения национального дохода, в пропорции его конечного использования. Доходы, полученные в процессе такого перераспределения, должны обеспечить соответствие между материальными и финансовыми ресурсами и в первую очередь - между объемом денежных фондов и их структурой, с одной стороны, и объемом и структурой средств производства и предметов потребления - с другого. Перераспределение национального дохода в Украине происходит в интересах структурной перестройки народного хозяйства, развития приоритетных отраслей экономики, на пользу менее всего обеспеченных групп населения.

Поскольку финансы являются инструментом формирования и использования денежных доходов и фондов, они объективно отображают распределительный процесс. Контрольная функция финансов проявляется в контроле за распределением внутреннего валового продукта между соответствующими фондами и их использованием в соответствии с целевым назначением. В современных условиях финансовый контроль должен обеспечить развитие общественного и частного производства, ускорение НТП, повышение качества труда во всех звеньях народного хозяйства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы и направлен на улучшение экономического стимулирования, рациональное экономное расходование материальных, трудовых, финансовых и природных ресурсов, сокращение непроизводственных расходов и тому подобное.

Одним из важных заданий финансового контроля является проверка соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременность и полнота выполнения финансовых обязательств перед бюджетом, налоговыми органами, банками, а также взаимных обязательств предприятий касательно расчетов и платежей.

Контрольная функция финансов проявляется также через многогранную деятельность финансовых органов. Работники финансовой системы и налоговой администрации осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при выполнении доходной и расходной частей бюджетной системы. Распределительная и контрольная функции финансов реализуются финансовый механизм.

Финансовый механизм - это совокупность форм и методов создания и использования фондов финансовых ресурсов с целью обеспечения разных государственных структур, хозяйственных объектов и населения. Составными частями его является финансовое планирование и прогнозирование, финансовые показатели, нормативы, лимиты и резервы, стимулы и санкции, а также система управления финансами. Структура финансового механизма представлена на рис. 1.




Посредством финансового механизма осуществляется широкомасштабное распределение и перераспределение создаваемого в государстве валового внутреннего продукта в соответствии с основным положениям финансовой политики. На стадии финансового планирования и прогнозирования определяются финансовые возможности государства касательно финансового обеспечения развития ее экономики и социальной сферы. Показатели прогнозных расчетов являются основой для приведения в действие соответствующих стимулов и инструментов в форме разнообразных льгот, санкций или ограничений, которые обеспечивают развитие государства в заданном направлении. Это могут быть льготы по налогообложению, льготное кредитование или предоставление дотаций на покрытие убытков и тому подобное. Могут применяться также финансовые инструменты, что ограничивают ту или другую форму деятельности. Это штрафы, отмена льгот, дополнительное налогообложение и тому подобное. Финансовый механизм характеризуют обобщающие и индивидуальные показатели (рис. 1). Обобщающим является общий объем финансовых ресурсов, который создается в государстве, объем доходов и расходов бюджета и тому подобное. Индивидуальные - это величина расходов бюджета государства на одного жителя, размер налогов, выплачиваемый одним работающим, и тому подобное. Финансовые показатели дают возможность определить действенность финансового механизма.

Важными элементами финансового механизма являются финансовые нормативы, лимиты и резервы. Нормативы характеризуют полный уровень обеспечения расходов, разных видов расходов финансовых ресурсов. Лимиты являются определенными ограничениями на расходы в интересах государства, предпринимателя или гражданина. Резервы должны нейтрализовать влияние непредсказуемых факторов, что могут возникнуть в будущем.

Важной составляющей финансового механизма являются также стимулы, направленные на обеспечение своевременного и полного поступления средств в бюджет, самое экономное и самое эффективное их использование, что допускает применение как материального поощрения, так и экономических санкций. Система стимулирования в составе в настоящее время действующего финансового механизма включает, в основном, разные санкции за неполное и несвоевременное поступление средств в бюджет, неэкономное и неэффективное использование бюджетных ассигнований.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации