Лекции по курсу Финансы для студентов дневной и заочной формы обучения - файл n1.doc
Лекции по курсу Финансы для студентов дневной и заочной формы обученияДоступные файлы (1):
n1.doc
ДЕМЬЯНЧЕНКО А.Г.
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по курсу «ФИНАНСЫ»
для студентов дневной и заочной формы обучения
Тематический план курса «Финансы» Тема 1. Сущность и функции финансов. 1.1.Финансы как экономическая категория.
. Исторический аспект возникновения и развития финансов.
1.3. Социально-экономическая сущность и функции финансов
Тема 2. Роль финансов в общественном воспроизводственном процессе. 2.1. Роль и место финансов в процессе распределения
2.2. Финансовая политика и ее основные принципы и направления
2.3. Государственное регулирование внутреннего и внешнего рынка
Тема 3. Организация и управление финансами 3.1. Финансовая система и ее основные элементы
3.2. Управление государственными финансами
Тема 4. Финансы предприятий. 4.1. Сущность финансов предприятий.
4.2. Роль финансовой работы в управлении предприятиями
4.3. Финансовые ресурсы предприятий, их состав и характеристика
4.4. Финансовые аспекты формирования и функционирования основных средств
4.5. Финансовое обеспечение функционирования оборотных средств
4.6. Расходы и доходы предприятия, их классификация
4.7. Финансовые результаты и влияющие на них факторы.
Тема 5. Финансы местных органов власти 5.1. Сущность местных финансов, их структура и функции
5.2. Доходы и расходы местных бюджетов
5.3. Управление местными финансами
Тема 6. Государственные финансы 6.1. Содержание и состав государственных финансов. Государственные доходы и государственные расходы
6.2. Государственный бюджет: суть и назначение
6.3. Бюджетная система и государственный строй
6.4. Бюджетный процесс
Тема 7 Международные финансы 7.1. Понятия, назначения и функции международных финансов
7.2. Общая характеристика мирового финансового рынка
7.3. Характеристика структуры мирового финансового рынка Валютный рынок
7.4. Международные расчеты и операции валютного рынка
7.5. Международные валютные системы и финансовые институты
7.6. Регулирование международных финансов
Тема 8 Страховое дело 8.1. Содержание и роль страхования в условиях рыночной экономики Украины
8.2. Структура национального страхового рынка и основные проблемы его развития
Тема 9 Финансовое обеспечение инвестиционного процесса 9.1. Структура источников финансирования инвестиций
9.2 Собственные инвестиционные источники предприятий и механизмы их использования
9.3.Иностранные источники финансирования инвестиционной деятельности
Тема 10 Финансовый рынок. 10.1. Экономическая суть финансового рынка и его структура
10.2. Классификация финансовых рынков
10.3. Инструменты финансового рынка
10.4. Ценные бумаги как основной инструмент финансового рынка
Тема 11 Специальные фонды в условиях рыночных отношений 11.1. Социально-экономическая роль фондов целевого назначения
11.2. Классификация фондов целевого назначения
11.3.Источники формирования финансовых ресурсов фондов и направления финансирования
11.4. Государственные фонды в Украине, виды, размеры и методика начисления взносов.
11.5. Внебюджетные фонды органов местного самоуправления
Тема 12. Государственный долг и его виды 12.1. Понятие государственного долга
12.2. Государственный кредит как экономическая и финансовая категория
12.3. Внутренние и внешние источники финансирования государственного долга
13. Налоговая система Украины 13.1. Основные термины и понятия
13.2. Функции и принципы налогообложения.
13.3 Классификация налогов
13.4. Налоговая система и ее структура
13.5. Характеристика основных видов налогов
13.6. Налоговая политика
Тема 1. Сущность и функции финансов. 1.1.Финансы как экономическая категория. Финансы это экономическая категория, поскольку они предопределяют первоначальное распределение, стимулируя перераспределение прибыли и доходов (а иногда и основного капитала) в интересах государства. Возможность расширенного воспроизводства обеспечивается благодаря накоплению. Источником накопления (наряду с недопотреблением) является имманентная способность любой общественно-экономической формации создавать стоимость, превышающая ее потребности. Общество (как и его граждане) не может существовать, не откладывая часть созданного в запас. Это было замечено еще Аристотелем. Накопление формируется в виде страховых фондов, корпоративных и государственных резервов, в виде банковских сбережений. Самой важной формой накопления являются золотовалютные накопления отдельных государств не только в качестве стабилизатора денежных систем, но и важного регулятора производства, сдерживая рост личного и производственного потребления. Этот вид накоплений формируется через финансы.
Таким образом, как экономическая категория финансы принимают участие в распределительных отношениях и влияют на воспроизводственный процесс.
1.2. Исторический аспект возникновения и развития финансов. Термин «финансы» произошел от латинского слова financia, означающего доход, платеж при сделке. Впервые он появился в торговых городах Италии в XIII-XV вв. Позже, получив международное признание, термин стал обозначать систему денежных отношений. Сегодняшнее значение термина «финансы» появилось в результате регулярных товарно-денежных отношений в связи с развитием государства и его потребностями в ресурсах.
Сущность финансов, закономерности их развития, сфера охватываемых ими товарно-денежных отношений и роль в процессе общественного производства определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства.
Наука о финансах базируется на экономической теории, которая включает такое важнейшее звено, как теорию финансов.
Теория финансов – это учение о специфических производственных отношениях, вызванных развитием и функционированием товарно-денежных отношений, а также существование государства.
В рамках данной теории финансы рассматривают как историческую и как экономическую категорию.
Финансы как историческая категория, обусловлена тем, что они имеют стадии возникновения и развития, т.е. изменяются во времени. Можно выделить два основных этапа развития финансов:
1 этап. Докапиталистическая формация. Этот этап характеризуется:
возникновением государства;
выделением государственной казны и полным отделением ее от собственности монарха;
появлением денежных отношений и началом развития товарного производства;
началом формирования фондов денежных средств;
возникновением и началом развития финансовых отношений, государственных финансов.
2 этап. Капиталистическая формация. Данный этап характеризуется тем, что:
товарно-денежные отношения приобретают всеобщий характер;
финансы выражают экономические отношения в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода станы;
основные финансовые средства капиталистических государств стали концентрироваться в бюджете.
Эпоха
государственно-монополистического капитализма этого этапа характеризуется:
централизованным регулированием государством процессов воспроизводства;
расширением сферы перераспределительных отношений:
а) государство начинает аккумулировать ресурсы не только в бюджетной сфере, но и в многочисленных внебюджетных фондах;
б) значительное расширение получают финансы предприятий различных форм собственности, которые обслуживают кругооборот значительных форм собственности.
В целом, возникновение финансов как исторической категории обусловлено такими
факторами, как:
общественное разделение труда и деление общества на социальные группы;
развитие товарно-денежных отношений в связи с ростом производства и увеличением ВВП и НД;
появление самостоятельных, независимых хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность и создающих для производства необходимые денежные фонды;
создание централизованного государства.
Финансы как экономическая категория выражают совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте при формировании, распределении и использовании централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Финансы – необъемлемое связующее звено между созданием и использованием стоимости ВВП и НД.
1.3. Социально-экономическая суть и функции финансов В общей трактовке
финансы - это экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств для выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.
Под
централизованными финансами понимают экономические денежные отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства, под
децентрализованными финансами - денежные отношения, которые возникают в процессе круговорота денежных фондов предприятий.
Финансы выражают денежные отношения, которые возникают между
- предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг;
- предприятиями и высшими организациями при создании централизованных фондов, денежных ресурсов и их
- государством и предприятиями при уплате ими налогов в бюджетной системе и финансировании расходов;
-государством и гражданами при внесении ими налогов;
-предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при уплате платежей и получении ресурсов;
-отдельными звеньями бюджетной системы;
-органами имущественного и личного страхования, предприятиями, населением при уплате страховых платежей и возмещения убытков после наступления страховых случаев.
Основной материальный источник денежных доходов и фондов - национальный доход страны, то есть стоимость валового внутреннего продукта с учетом употребленных в процессе производства орудий и средств. Финансы являются неотъемлемым звеном создания и использования национального дохода. Финансы влияют на производство, распределение и потребление и имеют объективный характер. Они отображают конкретную сферу производственных отношений.
По материальному содержанию финансы - это целевые фонды денежных средств, которые образуют финансовые ресурсы страны. Увеличение национального дохода является одним из условий роста финансовых ресурсов страны. Финансы и финансовые ресурсы - понятия не тождественные. Финансовые ресурсы не определяют сущности финансов, не раскрывают их внутреннего содержания и общественного назначения. Финансовая наука изучает не ресурсы как такие, а общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения, и использования ресурсов, она исследует закономерность развития финансовых отношений.
Финансы - это в первую очередь распределительная категория. С их помощью осуществляется вторичное распределение или перераспределение национального дохода. В 1960-1990 гг. часть национального дохода, которая перераспределялась через все звенья финансовой системы, резко выросла до 35-50%. В канун первой мировой войны (1914- 1918 гг.) она составляла лишь 9-18%.
Социально-экономическая сущность финансовых отношений заключается в исследовании вопроса - за счет кого государство получает финансовые ресурсы и в чьих интересах их использует.
Финансы выполняют свою роль посредством форм и методов создания и использования финансовых ресурсов наряду с другими экономическими категориями и прежде всего -
с ценой. Цена - это денежное выражение стоимости любого товара, то есть цены, как и финансы, осуществляют распределение валового внутреннего продукта. Цены определяются на основе спроса и предложения, но это при реализации товара. При формировании цены производителем учитываются все расходы производства и сбыта, а также определенная сумма накоплений в форме прибыли.
В распределительных процессах наряду с финансами и ценой принимает участие и
заработная плата. По своей экономической природе заработная плата является денежным выражением стоимости труда. Это фонд денежных средств, что находится в распоряжении работника и используется для удовлетворения личных потребностей.
Финансы тесно связаны
с кредитом, по существу имеют одинаковую экономическую природу. Они выражают движение стоимости валового внутреннего продукта. Однако каждая из них имеет свою специфику участия в экономических процессах. При функционировании как финансов, так и кредита создаются и используются фонды финансовых ресурсов. Финансы готовят предпосылки для функционирования кредита.
Кредит представляет собой движение заемного фонда, который осуществляется через банковскую систему и специальные финансово-кредитные институты. Финансы формируют централизованные и децентрализованные фонды финансовых ресурсов на уровне предприятий и государства. В процессе использования этих фондов возникают ситуации, когда на одном предприятии присутствуют временно свободные средства, а на другом - потребность в них.
Между финансами и кредитом существуют определенные отличия. Финансы осуществляют распределение и
перераспределение валового внутреннего продукта, а кредит ограничивается лишь перераспределением, потому что имеет дело только со временно свободными средствами, аккумулирует их и за плату предоставляет в пользование на условиях возврата. А для финансов характерное движение без условия возврата.
В хозяйственной практике целесообразно комплексное использование экономических категорий с учетом отличий каждой из них.
Содержание финансов раскрывают их
функции. Финансы выполняют две основные функции:
распределительную и контрольную, к тому же одновременно. Каждая финансовая операция предусматривает распределение общественного продукта и национального дохода и контроль за таким распределением.
Суть
распределительной функции заключается в распределении национального дохода, когда создаются основные, или
первичные доходы. Их сумма равняется национальному доходу. Первичные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Их разделяют на две группы:
1) заработная плата работников, доходы фермеров, других рабочих, занятых в сфере материального производства;
2) доходы предприятий сферы материального производства.
Перераспределение национального дохода связано с:
-межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий;
-наличием наряду с производственной непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (охрана здоровья, образование, социальное обеспечение и тому подобное);
-перераспределением доходов между разными социальными группами населения.
В результате такого перераспределения образуются
вторичные доходы. К ним относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги. Вторичные доходы являются основой для формирования конечных пропорций использования национального дохода.
Таким образом, активно участвуя в распределении и перераспределении национального дохода, финансы способствуют трансформации пропорций, которые возникают в результате первичного распределения национального дохода, в пропорции его конечного использования. Доходы, полученные в процессе такого перераспределения, должны обеспечить соответствие между материальными и финансовыми ресурсами и в первую очередь - между объемом денежных фондов и их структурой, с одной стороны, и объемом и структурой средств производства и предметов потребления - с другого. Перераспределение национального дохода в Украине происходит в интересах структурной перестройки народного хозяйства, развития приоритетных отраслей экономики, на пользу менее всего обеспеченных групп населения.
Поскольку финансы являются инструментом формирования и использования денежных доходов и фондов, они объективно отображают распределительный процесс.
Контрольная функция финансов проявляется в контроле за распределением внутреннего валового продукта между соответствующими фондами и их использованием в соответствии с целевым назначением. В современных условиях финансовый контроль должен обеспечить развитие общественного и частного производства, ускорение НТП, повышение качества труда во всех звеньях народного хозяйства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы и направлен на улучшение экономического стимулирования, рациональное экономное расходование материальных, трудовых, финансовых и природных ресурсов, сокращение непроизводственных расходов и тому подобное.
Одним из важных заданий финансового контроля является проверка соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременность и полнота выполнения финансовых обязательств перед бюджетом, налоговыми органами, банками, а также взаимных обязательств предприятий касательно расчетов и платежей. Контрольная функция финансов проявляется также через многогранную деятельность финансовых органов. Работники финансовой системы и налоговой администрации осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при выполнении доходной и расходной частей бюджетной системы. Распределительная и контрольная функции финансов реализуются финансовый механизм.
Финансовый механизм - это совокупность форм и методов создания и использования фондов финансовых ресурсов с целью обеспечения разных государственных структур, хозяйственных объектов и населения. Составными частями его является финансовое планирование и прогнозирование, финансовые показатели, нормативы, лимиты и резервы, стимулы и санкции, а также система управления финансами. Структура финансового механизма представлена на рис. 1.
Посредством финансового механизма осуществляется широкомасштабное распределение и перераспределение создаваемого в государстве валового внутреннего продукта в соответствии с основным положениям финансовой политики. На стадии финансового планирования и прогнозирования определяются финансовые возможности государства касательно финансового обеспечения развития ее
экономики и социальной сферы. Показатели прогнозных расчетов являются основой для приведения в действие соответствующих стимулов и инструментов в форме разнообразных льгот, санкций или ограничений, которые обеспечивают развитие государства в заданном направлении. Это могут быть льготы по налогообложению, льготное кредитование или предоставление дотаций на покрытие убытков и тому подобное. Могут применяться также финансовые инструменты, что ограничивают ту или другую форму деятельности. Это штрафы, отмена льгот, дополнительное налогообложение и тому подобное. Финансовый механизм характеризуют обобщающие и индивидуальные показатели (рис. 1). Обобщающим является общий объем финансовых ресурсов, который создается в государстве, объем доходов и расходов бюджета и тому подобное. Индивидуальные - это величина расходов бюджета государства на одного жителя, размер налогов, выплачиваемый одним работающим, и тому подобное. Финансовые показатели дают возможность определить действенность финансового механизма.
Важными элементами финансового механизма являются финансовые нормативы, лимиты и резервы.
Нормативы характеризуют полный уровень обеспечения расходов, разных видов расходов финансовых ресурсов.
Лимиты являются определенными ограничениями на расходы в интересах государства, предпринимателя или гражданина.
Резервы должны нейтрализовать влияние непредсказуемых факторов, что могут возникнуть в будущем.
Важной составляющей финансового механизма являются также
стимулы, направленные на обеспечение своевременного и полного поступления средств в бюджет, самое экономное и самое эффективное их использование, что допускает применение как материального поощрения, так и экономических санкций. Система стимулирования в составе в настоящее время действующего финансового механизма включает, в основном, разные
санкции за неполное и несвоевременное поступление средств в бюджет, неэкономное и неэффективное использование бюджетных ассигнований.