Теневая экономика - файл n1.doc

Теневая экономика
Скачать все файлы (43.6 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc201kb.14.06.2009 22:15скачать

n1.doc

  1   2   3



Департамент кадровой политики и образования
Кафедра социально-экономических наук


Курсовая работа

на тему

Теневая экономика

Тюмень 2009

Содержание
Введение 3

1. Теоретический аспект теневой экономики

1.1 Понятие теневой экономики 5

1.2 Структура теневой экономики 7

1.3 Факторы развития теневой экономики 9

2. Методы выявления и оценки параметров теневой и криминальной экономики 15

3. Методы борьбы с теневой экономикой 23

Заключение 25

Список литературы 26


Введение.
Ограничение естественных потребностей человека, в том числе стремления к рациональной хозяйственной деятельности, всегда встречает сопротивление. Явное или скрытое.

Проблемы теневой экономики привлекли внимание исследователей еще в 30-х годах. А после того как существование теневой экономики в 1970-х было "открыто" экономистами (прежде всего Кейтом Хартом, Великобритания), методология ее исследования активно развивалась. Спустя десятилетие "Голубая книга", издаваемая статистическим комитетом ООН, уже обнародовала критерии и методы отражения неформальной экономической деятельности в системе национальных счетов. Хотя точные оценки тени могут быть лишь неофициальными, так как любое государство не желает признавать реальные масштабы неконтролируемой им экономики. Экономист Эрик Файг впервые оценил масштаб тени США: по его подсчетам неформальный сектор составлял треть ВВП. Его коллега П. Гутманн предложил свою цифру - 11%. Ему же принадлежит одна из первых серьезных работ в этой области "Подпольная экономика" (1997г.), в которой обращалось внимание на недопустимость игнорирования ее масштабов и роли. Официальные власти Штатов настаивают на 4%. Что же касается размеров теневого сектора в России оценка научного сообщества - 23%. Официальное мнение МВД России - до 45% [2, гл 1 п. 1.1].

В 1939 г. американский криминолог Э. Сатерленд сформулировал концепцию “преступности среди людей в белых воротничках”, согласно которой скрытая, противоправная деятельность фактически является неотъемлемым компонентом повседневной деловой практики “большого бизнеса”. «Прорыв» в изучении экономики преступности связан с именем знаменитого американца Г. Беккера: в 1968 г. он опубликовал статью “Преступление и наказание: экономический подход”, где анализировал преступность как деятельность рационального индивида, максимизирующего свою выгоду. С 1970-х гг., после сенсационного открытия английским социологом К.Хартом неформального сектора экономики в Гане, экономисты Запада стали активно изучать неформальную экономику как важный элемент экономической жизни развитых и, особенно, развивающихся стран [5].

В 1983 году в городе Белефелде была проведена первая международная конференция по теневой экономике, на которой было представлено около 40 докладов, затрагивавших проблемы теневой экономики в условиях различных хозяйственных систем. В 1991г. в Женеве прошла конференция европейских статистиков, посвященных скрытой и неформальной экономике. По ее материалам опубликовано специальное руководство по статистике теневой экономики в странах с рыночной системой хозяйствования. Регулярно проходят конференции и семинары по оценке и мониторингу неформального сектора (1992, 1993), в том числе специально для стран СНГ. В мае 1996 г. на совместном заседании ЕЭК ООН (Евростат) ОЭСР по национальным счетам среди других вопросов была рассмотрена проблема оценки масштабов теневой экономики. В Евростате создана специальная рабочая группа по вопросам скрытой экономики.

В отечественной науке и экономической практике интерес к проблемам теневой экономики отчетливо проявился в 80-е годы. Это было обусловлено как социально-экономическими причинами, связанными с возрастанием ее роли в народном хозяйстве и криминализацией, так и с идеологическим причинами.

В настоящее время единого общепринятого универсального понятия теневой экономики не сформулировано. Многообразие позиций обусловлено, как правило, различиями в характере решаемых авторами теоретических и прикладных задач, а также в методологии и методике исследования [2,гл1 п1.1].

Теневая экономика представляет собой очень трудный для исследования предмет; это феномен, который относительно легко определить , но невозможно точно измерить, т.к. практически вся информация , которую удается получить ученому-экономисту, является конфиденциальной и разглашению не подлежит.

Теневая экономика представляет интерес, прежде всего, с точки зрения всего влияния на протекание большинства обычных, ”нормальных”, экономических явлений и процессов: формирование и распределение дохода, торговли, инвестирования и экономического роста в целом. Это влияние теневых отношений настолько велико, что совершенно очевидна необходимость их анализа.

Предметом исследования курсовой работы является теневая экономика, представляющая собой феномен, который относительно легко определить, но невозможно точно измерить, так как практически вся информация, которую удается получить ученому-экономисту, является конфиденциальной и разглашению не подлежит.

Целью является изучение теневой экономики как явления, исследование ее параметров и методов борьбы с ней.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:



1. Теоретический аспект теневой экономики

    1. Понятие теневой экономики



Что такое теневая экономика?

До настоящего времени не существует единого понятия «теневая экономика», причем данный термин трактуется по-разному как в разных странах, так и разными авторами. К определению сущности «теневой экономики»- термина получившего в последнее время широкое распространение, имеется большое число подходов.

Западные ученые часто рассматривают её как деятельность или скрываемую от прямого статистического учета, или уводимую из-под налогообложения. Так, Дж.Блэк определяет теневую экономику как «экономическую деятельность, о которой не сообщается в органы государственного обеспечения, налоговые и прочие государственные учреждения». Несколько расширяют данное определение К.Пасс, Б.Лоуз и Л.Дэвис, которые теневой экономикой обозначают «деятельность, не учитываемую в исчислении национального дохода потому, что продукты такой деятельности не обмениваются на рынке, либо потому, что она незаконна».

Синонимами теневой экономики чаще всего являются понятия, заимствованные из международной терминологии, как «неофициальная», «неформальная», «скрытая», «нерегистрируемая» экономика и т.п.

В 2002г. руководством ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), совместно с МВФ, МОТ и Статкомитетом СНГ при участии экспертов из России, Италии, Нидерландов, Франции, в качестве общего термина, характеризующего совокупность экономических явлений, не регистрируемых непосредственно какими-либо официальными информационными системами, введен термин «ненаблюдаемая экономика».Это совокупность экономических явлений, которая не регистрируется путем прямого наблюдения, осуществляемого статистическими, фискальными, таможенными и другими государственными системами сбора социально-экономической информации[9,с.365-366].

Отечественные специалисты, интерпретируя сущность теневых экономических отношений, опираются, прежде всего, на признак «неконролируемости». Контролируемые процессы, по определению, не являются «теневыми», или «скрытыми». Так, в «Словаре экономических терминов» дается такое определение теневой экономике: «это экономические процессы, которые не афишируются, скрываются их участниками, не контролируются государством и обществом, не фиксируются официальной государственной статистикой. Это невидимые со стороны процессы производства, распределения, обмена, потребления товаров и услуг, экономические отношения, в которых заинтересованы отдельные люди и группы людей»[8].

Экономическая деятельность подразделяется на официальную и теневую (не укладывающуюся в рамки действующего законодательства). Прежние системы национальных счетов (СНС), разработанные ООН, Евростатом и другими организациями, не содержали однозначных рекомендаций относительно учета теневой экономики. Новая версия, принятая в 1993г., предлагает практически целиком учитывать «теневую экономику» в составе производственной деятельности. «Голубая книга», излагающая методологию СНС, вводит в обращение три понятия, довольно близких по смыслу и в некоторых аспектах даже пересекающихся. Это «скрытая», или теневая, неформальная, или «неофициальная», и «нелегальная» деятельность.

Первая из названых - теневая - характеризует разрешенную законом деятельность, которая официально не представлена или преуменьшена ее субъектами с целью уклонения от уплаты налогов, выполнения определенных административных обязанностей или внесения социальных взносов. Подобная деятельность возможна практически во всех отраслях экономики. Согласно методике Госкомстата РФ «Руководство по измерению ненаблюдаемой экономики», разработанной в 2002г. с учетом опыта Директората статистики ОРЭС, Статкмитета СНГ, Национальной статистической службы Нидерландов и Национального института статистики Италии, экономику следует подразделять на ненаблюдаемую и наблюдаемую. Виды производственной деятельности, относящиеся к ненаблюдаемым, являются незаконными, скрытыми, неформальными и произведенными домашними хозяйствами для самостоятельного использования. Параграф 6.34 СНС 93 гласит: «Скрытая экономика включает всю легальную производственную деятельность, которая умышленно скрывается от государства».

Деятельность нелегальных предприятий, так же как и легальных, предполагает производственный процесс. К нелегальному виду деятельности относятся незаконное производство или сбыт продуктов и услуг. Например, производство оружия или наркотиков, контрабанда. Сюда же входит «нелицензированная деятельность» практикующих врачей, адвокатов, преподавателей учебных заведений, инструкторов спорта и т.д. Конечно, преступная деятельность, направленная против личности или имущества (грабежи, воровство, терроризм), не может быть включена в границы производства. Тем не менее, СНС рекомендует учитывать ее экономические последствия в национальных счетах как особый случай и отражать его на специальном счете. Можно добавить, что воровство, грабеж, разбой, рэкет и другие виды деятельности представляют собой перераспределение доходов от одних лиц к другим и поэтому общую сумму ВВП не увеличивают. Таким образом, при определении ВВП должны быть учтены следующие показатели:

1) законной деятельности, скрываемой или преуменьшаемой производителями в целях уклонения от уплаты налогов или выполнения других, оговоренных законом обязательств;

2) неформальной (неофициальной) легальной деятельности, в том числе деятельности некорпорированных предприятий с неформальной занятостью, работающих для собственных нужд;

3) неофициальной нелегальной деятельности, в том числе:

а) легальных видов деятельности, которыми занимаются

нелегально;

б) нелегальной деятельности, предоставляющей собой запрещенные законом производство и распространение товаров и услуг, на которые имеется эффективный рыночный спрос;

в) нелегальной деятельности, направленной против личности или имущества.

При этом все перечисленные виды деятельности кроме пункта 3 «в», включаются в границы производства.

С учетом вышесказанного термином « теневая экономика» логично обозначать всякую экономическую активность, не зарегистрированную официальными органами. За редкими исключениями (например, связанными с функционированием домашнего хозяйства), теневая экономика представляет собой систему общественных отношений, входящих в противоречие с законами и правовыми нормами, формальными правилами хозяйственной жизни. Иначе говоря, данная система находится вне рамок правового поля. [1, с. 21-23.]В экономической литературе выделяется до десятка деяний, которые связывают с теневой экономикой. На самом деле УК РФ насчитывается их на порядок больше. Они предусмотрены более чем в 100 из 260 статей особенной части кодекса. Преступления, предусмотренные этими статьями, совершаются по мотивам корысти, наживы, прибыли (сверхприбыли) и могут рассматриваться как преступный бизнес, дающий теневой (чёрный, серый), неконтролируемый государством доход.[6, c. 103.] Итак, как мы видим сущность «теневой экономики» можно определить с разных точек зрения. И, конечно же, существует еще множество других подходов к истолкованию понятия «теневая экономика», но все они отмечают главный её признак- это скрытый характер.


1.2 Структура теневой экономики


Различные виды теневой деятельности имеют качественные отличия, поэтому для правильного понимания теневой экономики необходимо выделить ее основные сегменты, секторы. Для типологизации разновидностей теневой деятельности рассматривают их связи с «белой» («первой», официальной) экономикой, а также кто является субъектами и объектами экономической деятельности. Белая экономика - это экономическая деятельность, осуществляемая исключительно на законных основаниях (Яценко Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов, СПб., 1999).

Можно выделить три сектора ЭТ (Табл. 1):

1.«вторая» («беловоротничковая»);

2.«серая» («неформальная»);

3.«черная» («подпольная») теневая экономика.
Таблица 1. Критерии типологизации теневой экономики


Основные признаки

«Вторая» ЭТ

«Серая» ЭТ

«Черная» ЭТ

Субъекты

Менеджеры официального («белого») сектора экономики

Неофициально занятые

Профессиональные преступники

Объекты

Перераспределение доходов без производства

Производство обычных товаров и услуг

Производство запрещенных и дефицитных товаров и услуг

Связи с «белой» экономикой

Неотрывна от «белой»

Относительно самостоятельна

Автономна по отношению к «белой»


Схема 1. Связи теневых секторов между собой и с «белой» экономикой [5].


«Вторая» теневая экономика – это запрещенная законом скрываемая экономическая деятельность работников «белой» экономики на их рабочих местах, приводящая к скрытому перераспределению ранее созданного национального дохода. В основном подобной деятельностью занимаются «респектабельные люди» из руководящего персонала («белые воротнички»), поэтому эту разновидность теневой экономики также называют «беловоротничковой». С точки зрения общества в целом «вторая» теневая экономика не производит никаких новых товаров или услуг: получаемые от нее выгоды получены одними людьми за счет потерь, которые несут другие люди.

«Серая» теневая экономика – разрешенная законом, но нерегистрируемая экономическая деятельность (преимущественно, мелкий бизнес) по производству и реализации обычных товаров и услуг. В отличие от «второй», которая неразрывно связана с «белой» экономикой и паразитирует на ней, «серая» теневая экономика функционирует более автономно. В этом секторе самостоятельные производители либо сознательно уклоняются от официального учета, не желая нести расходы, связанные с получением лицензии, уплатой налогов и т.п., либо отчет о такой деятельности вообще не предусмотрен.

«Черная» (криминальная) теневая экономика (экономика организованной преступности) – запрещенная законом экономическая деятельность, связанная с производством и реализацией запрещенных и остродефицитных товаров и услуг. Она обособлена от официальной экономики еще в большей степени, чем «серая». «Черной» теневой экономикой в широком смысле слова можно считать все виды деятельности, полностью исключенные из нормальной экономической жизни, поскольку они считаются несовместимыми с нею, разрушающими ее. Этой деятельностью может быть не только основанное на насилии перераспределение (кражи, грабежи, вымогательство), но также производство товаров и услуг, разрушающих общество (например, наркобизнес и рэкет). В современной литературе внимание концентрируется, прежде всего, на экономике организованной преступности, деятельности профессиональных преступников [4].


1.3 Факторы развития теневой экономики
Традиционно к основным факторам развития теневой экономики и криминальной экономической деятельности относят следующие:

Относительно новым фактором является транснационализация и глобализация экономики. Этот фактор особенно заметен в странах с либеральной, либо слабоконтролируемой финансовой системой, активно вовлеченных в международные экономические отношения.

Эти детерминанты относятся, прежде всего, к деятельности по производству и реализации нормальных не запрещенных товаров, услуг и работ. Они являются общими для государств с различными типами экономики - для стран с рыночной, переходной экономикой, а также для развивающихся стран. Выделяется также ряд факторов, которые либо присущи исключительно экономикам переходного типа (всем или некоторым), либо оказывают различное влияние в условиях различных типов хозяйственных систем.

Разнонаправленное влияние на масштабы теневой экономики и криминальной экономической деятельности оказывает такой фактор, как масштабы доходов и расходов государственных финансовых фондов (прежде всего бюджета). Из числа детерминант, оказывающих влияние в российских условиях, рассматриваются следующие:

Рассмотрим основные детерминанты более подробно.
Чрезмерная тяжесть налоговой нагрузки.

Данный фактор признается одним из самых значимых факторов, стимулирующих рост теневой экономики и активизацию криминальной экономической деятельности. Он оказывает воздействие в странах с любым типом рыночной экономики. Вместе с тем его действие в каждой стране отличает своими особенностями. Например, в США особое влияние оказывают высокие ставки подоходного налога. В России распространению практики сокрытия доходов способствуют высокие ставки отчислений в фонды социального страхования и высокие ставки налога на добавленную стоимость. В странах, осуществляющих политику протекционизма, особое влияние оказывают высокие ставки экспортных и импортных пошлин. В Греции, Италии, Бельгии и Швеции самые высокие налоги в Европе (72-78%). В этих же странах - наиболее развитый теневой сектор. В то же время развитые страны с наименьшим уровнем налогового бремени - США и Швейцария (41,4% и 39,7% соответственно) - имеют относительно небольшой теневой сектор. По оценке профессора Шнайдера, именно из-за прямых и косвенных налогов 55% предприятий переходят в теневой сектор. В Европе налоговая нагрузка сейчас постоянно растет: отчисления из заработной платы, составлявшие в начале 70-х годов 27%, сейчас преодолели в Европе отметку в 42%. Деформация налоговой политики и тяжесть налоговой нагрузки является в России мощным фактором роста теневой экономики и ее криминализации.

Чрезмерная тяжесть налоговой нагрузки - естественный результат деятельности государства, неспособного обеспечить реальный сбор налогов и стремящегося компенсировать сокращение налоговой базы увеличением ставок налогообложения.
Чрезмерная регламентация экономической деятельности.

Этот фактор проявляется в основном в следующих действиях государства:

Результатом является рост теневой экономики и криминальной экономической деятельности. Это проявляется в образовании различных видов нелегальных рынков - труда, товарных, финансовых, валютных, с помощью которых обходятся законодательные и договорные ограничения. В частности, изыскиваются возможности игнорировать или, по крайней мере, обходить трудовое законодательство, которое устанавливает минимальные ставки заработной платы, предельную продолжительность сверхурочных работ, условия использования труда подростков, пенсионеров, женщин, иностранных рабочих.

В сфере сбыта стремятся нейтрализовать меры по контролю над ценами, нормированию продуктов, ведению обязательных поставок государству, установлению импортных квот или запретов на экспорт.

На финансовом рынке ведутся поиски путей обхода мер по ограничению норм ссудного процента и ужесточения контроля над кредитными операциями. При установлении государством экономически необоснованных валютных курсов и введения контроля над вывозом капитала есть стремление найти решения, позволяющие действовать вопреки регламентации, в частности, путем завышения стоимости товаров при их импорте и занижения - при экспорте.

Также важное влияние на рост теневой экономики и ее криминализацию оказывает запрет на производство, обращение товаров, оказание услуг, осуществление каких-либо видов деятельности. Кроме ухода от контроля и противоправного поведения это способствует развитию различных форм организованной преступности. Примеры подобного развития событий многочисленны, а действия данного фактора универсально и не зависит от географического положения страны, уровня ее развития, культурных особенностей.
Масштабы государственного сектора в экономике, его доля в совокупном капитале.

Значительные масштабы государственного сектора в экономике порождают отношения, связанные с распределением бюджетных ресурсов в форме прямых и косвенных дотаций, субсидий, субвенций, льготных кредитов среди государственных предприятий. Это является питательной основой для формирования сектора неформальных, и часто криминальных отношений, связанных с распределением ресурсов. На основе безвозмездного или льготного распределения бюджетных ресурсов формируются контролируемые предпринимательские структуры, создаваемые с целью незаконного присвоения этих ресурсов, прокручивания их (присвоения инфляционного дохода), легализации, инвестирования, перевода за рубеж. Таким образом, эффективность деятельности государства являются важнейшим фактором, определяющим масштабы теневой и криминальной экономики.

Также имеют место быть и такие факторы как:


Масштабы доходов и расходов бюджета, их удельный вес в валовом внутреннем продукте.

Влияние этого фактора зависит от типа экономической системы конкретного государства. Оно различается в трех категориях стран:


Промышленно развитые страны с развитой рыночной экономикой. В общественный сектор этой группы стран вовлекается от 30% до 60% ресурсов экономики, что имеет неоднозначные последствия с точки зрения влияния на теневой сектор. Увеличение доли доходов государственного сектора в ВВП страны часто связано с увеличением налоговой нагрузки на хозяйствующе субъекты. Это классическая причина возникновения теневой экономики. По мнению ряда зарубежных специалистов, налоговый фактор является решающим. Современная рыночная экономика характеризуется возрастанием перераспределительной функции государства, которая осуществляется посредством государственных финансовых фондов, важнейшим из которых является бюджет. Средства этих фондов используются для финансирования затрат на социальные нужды, субсидий отстающим отраслям экономики, производство общественных благ (образование, здравоохранение, правопорядок и т.п.). С одной стороны, эти нововведения позволили обеспечить большую эффективность и социальную стабильность. Однако, с другой стороны, значительную привлекательность приобрели виды активности, направленные не на повышение конкурентоспособности производства, а на борьбу за субсидии, на поиск "налоговых убежищ", получение льгот и привилегий, социальной помощи, сокрытие доходов от налогообложения, совершение других злоупотреблений. Нелегальная экономика стала более выгодной.

Таким образом, в зрелых рыночных экономиках существует прямая связь между долей государственных доходов в ВВП и размерами теневой экономики.

Государства с переходной экономикой. Для стран, осуществляющих переход к рыночной экономике, зависимость между долей государственных расходов в ВВП и масштабами теневой экономики оказывается обратной. Масштабы теневой экономической деятельности лавинообразно возрастают по мере сокращения государственных расходов. Наблюдался эффект вытеснения государства подпольным бизнесом "один к одному": на каждый процентный пункт падения доли государственных доходов в ВВП приходится в среднем увеличение доли теневой экономики в ВВП тоже на один процентный пункт. Важнейший вывод состоит в том, что сокращение государственных расходов является ключевой причиной снижения эффективности государственных институтов и способности государства обеспечивать исполнение законов и сбор налогов. Результатом является массовое сокрытие экономической деятельности от государственного контроля и ее криминализация.

В свою очередь, изменение величины расходов, направляемых на поддержание, укрепление и развитие государственных институтов имеет достаточно четкую зависимость от модели перехода к рынку. Рассмотрим выявленные особенности.
Сильный авторитарный режим.

Сокращение государственных расходов относительно ВВП происходило за счет обороны, субсидий и инвестиций, тогда как расходы на "обычное правительство" (включающее в себя все остальное - от образования до правоохранительных органов) росли примерно теми же темпами, что и ВВП.

Сильный демократический режим.

Государственные расходы на "обычное правительство" и другие функции, хотя и снизились накануне перехода к рынку (то есть, когда разваливался прежний авторитарный режим), во время самих рыночных реформ даже несколько возросли.


Слабый демократический режим.

Наблюдается сокращение расходов не только на оборону, субсидии и инвестиции, но и на "обычное правительство", что привело к опасному ослаблению государства и его институтов.

По пути создания демократии без либерализма, то есть без эффективных институтов, гарантирующих права экономических агентов, пошли многие страны Латинской Америки, а затем Африки и некоторых других стран (например, Индии). Результатом оказалось отставание этих стран в послевоенный период по темпам роста ВВП на душу населения и лидерство по масштабам теневой экономики. По данным видного исследователя теневой экономики Э. Де Сото, в теневой экономике стран Латинской Америки было занято 48% экономически деятельного населения, на нелегальную деятельность приходится 61,2% рабочего времени, производится 38,9% валового национального продукта, учтенного национальной статистикой [3].
Снижение роли государства в обеспечении функционирования экономических институтов.

Некоторые важные проявления этого были рассмотрены при анализе влияния государственных расходов. Наряду с этим ослабление государства может быть следствием отречения от власти законного правительства, отказ или неспособность его выполнять функции регулирования рынка. В качестве примера можно привести господствовавшую в начальный период реформ идеологию минимизации участия государства в экономике, целенаправленного ослабления его функций в этой сфере [2, гл.1 п.1.7].

  1   2   3
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации