Политический процесс и политическая деятельность. Политическое сознание и политическая культура - файл n1.docx

Политический процесс и политическая деятельность. Политическое сознание и политическая культура
Скачать все файлы (39.8 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.docx40kb.18.02.2014 02:04скачать

n1.docx

Тема 10. Политический процесс и политическая деятельность.

  1. Сущность и Типология политического процесса Понятие

политического процесса

Политология изучает не только политические институты, например, государство, партии, сущность политики и политической власти, но и процессы выработки и принятия политических решений, взаимодействия правительства, парламентов, партий и других политических сил. Исследуются причины возникновения той или иной политической проблемы, как эта проблема попадает в повестку дня общества, как на нее реагируют институты управления, какие решения по ней принимаются. Иными словами, речь идет о политической практике, организационной и контрольной деятельности, конкретном управлении, подборе и расстановке кадров, обсуждении и принятии решений, обмене информацией между субъектами политического процесса и многом другом. Это и есть политический процесс, который формируется и направляется прежде всего силами, находящимися у власти, принимающими основные политические решения.

Иногда политический процесс сравнивают с двуликим Янусом – римским божеством дверей, входа и выхода, всякого начала, одно лицо которого обращено в прошлое, другое – в будущее. Подобно ему, политический процесс связан с прошлым и направлен в будущее, хотя и совершается в настоящем времени. Он отражает политическую реальность, которая складывается не по желанию лидеров и предписаниям ученых, а является результатом переплетения, борьбы интересов различных политических сил, социальных групп, поведения этих групп и граждан, их представлений о том, что бы они хотели получить от правительства и государства. В политическом процессе действуют живые люди со своими надеждами, ожиданиями, предрассудками, уровнем культуры, образования.

Политический процесс стимулирует социальные перемены. В процессе своей деятельности люди влияют на политическую систему общества, воспроизводят одни ее элементы и разрушают другие, поддерживают определенные политические силы и приводят их к власти, отказывая в доверии другим. Тем самым формируется курс государственной политики, отражающий требования тех или иных социальных групп.

Таким образом, политический процесс выступает как результат взаимовлияния групп, как действия правительства и их влияние на состояние общества. Политический процесс – это форма функционирования политической системы общества, совокупность действий субъектов политики по осуществлению своих специфических функций в сфере власти. Политический процесс – это технология осуществления власти.

По объектам политического воздействия политические процессы подразделяются на внешнеполитические и внутриполитические. Внешняя политика регулирует отношения государства с другими субъектами внешнеполитической деятельности. Содержание внутриполитических процессов существенно различается во многих странах. Оно зависит от форм правления и форм государственного устройства конкретных государств, существующих там демократических или недемократических политических режимов, качеств правящей элиты и других факторов. Фундаментом внутриполитического процесса любой страны является соотношение социально-экономических укладов, сложившаяся социальная структура общества, степень удовлетворенности населения своим положением.

Можно говорить об эволюционном и революционном политических процессах. При революционном процессе используются как мирные, так и не мирные средства, насилие. Преобразования осуществляются за сравнительно короткое время, имеют часто обвальный характер и далеко не всегда достигают тех результатов, на которые были рассчитаны.

Основа эволюционного развития – легитимность властей, единые социокультурные ценности элиты и масс, этика согласия, наличие конструктивной оппозиции.

С точки зрения публичности осуществления правящими кругами своих властных полномочий, принятия решений выделяются открытый и скрытый (теневой) политические процессы.

При открытом политическом процессе интересы групп и граждан выявляются в программах партий и движений, в голосовании на выборах, через обсуждение проблем в средствах массовой информации, через контакты граждан с институтами власти, через учет общественного мнения. Такая практика сложилась в демократических государствах.

Теневые, скрытые политические структуры располагаются на высших и средних уровнях власти. Речь идет о скрытых действиях государственных учреждений, секретных документах, приказах, существовании органов с секретными функциями (органы безопасности) и полностью законспирированных учреждений (разведка, контрразведка и т.п.). Может возникать противоправная деятельность и коррупция официальных лиц и властей. При определенных условиях формируются нелегальные (теневые) структуры неполитического характера (параллельная экономика, черный рынок, организации преступного мира, мафии и мафиозные корпорации разного рода). Они имеют тенденцию смыкаться с легальными государственными структурами и могут оказывать на них серьезное влияние, вплоть до скрытого участия в политической жизни отдельных регионов. Они проводят своих представителей в депутаты, на должности в госаппарате и т.д.

Такая ситуация может возникать, если государство передает властные функции своим отдельным структурным звеньям, например, органам политического сыска, тайной полиции, партийным формированиям. Так было в СССР в 20-50 годы, когда революционные трибуналы, "тройки", органы госбезопасности имели власть, не контролируемую населением.

С точки зрения устойчивости политической системы можно говорить о стабильном и нестабильном политических процессах. Стабильный процесс основывается на устойчивой социальной структуре, повышающемся жизненном уровне населения, легитимности режима. Граждане поддерживают правила игры, доверяют власти. Все участники политического процесса настроены на сотрудничество, поиск компромиссных решений, их объединяет приверженность демократическим ценностям. Люди уверены в своих возможностях влиять на власть, ибо правительство учитывает общественное мнение в своих решениях.

Нестабильный политический процесс часто возникает в условиях кризиса власти, утраты ею легитимности. Причины нестабильности могут быть самые разные: спад производства, социальные конфликты, дискриминация тех или иных социальных групп, их неудовлетворенность своим общественным статусом и т.д. Нестабильность проявляется в резком колебании электоральных предпочтений, в активности оппозиции, критике правительства, в перекосах политики. Нестабильный политический процесс характерен для многих стран СНГ, где нестабильность, похоже, становится хронической.

2 Сущность и структура политического сознания

Под политическим сознанием понимаем сознание участников политического процесса, всех тех сил которые борются за власть и ее осуществляют. К нему относятся также мотивы, которые стимулировали политическую активность, оценки, потребности, осмысленные интересы, социальные ожидания и притязания.

Прежде, чем человек, представитель нации, социального слоя, региональной группы включается в политический процесс и борьбу за власть, в его сознании постепенно формируется политическая установка, т.е. состояние готовности или предрасположенности к действию. Таким образом, политическим сознанием обладают не только те, кто активно включился в политический процесс, а и те индивиды и группы, у которых сформировались политические ориентации, нормативные представления, соответствующие их политическим целям и средствам достижения этих целей.

Поскольку политическое сознание не является однородным, перед политологами возникла необходимость типологизации сознания, прежде всего, по критериям объективности отражения и условиям формирования. При этом выделяют следующие уровни: теоретический, эмпирический, обыденный и массовый.

Теоретический уровень политического сознания представляет собой совокупность ценностных ориентаций, нормативных представлений, стремлений, осмысленных политических целей, идеологических установок. Формируется этот уровень на основе научного исследования политических отношений и процессов, претензий на раскрытие объективных закономерностей, действующих в политической сфере. Необходимо подчеркнуть, что теоретически обоснованные идеи, представления, установки и цели отнюдь не всегда являются истинными. Вместе с тем, именно теоретический метод анализа позволяет проникать в сущность политических явлений, улавливать глубинные взаимосвязи, отсеивать случайное, прослеживать закономерное.

Эмпирический уровень политического сознания основывается на фиксации реалий политического бытия, практического опыта людей. При характеристике этого уровня необходимо отметить, что эмпирический путь формирования политического сознания не обязательно неверный. Индивид, обладая достаточной эрудицией, общей и политической культурой, нередко схватывает глубинные характеристики, тенденции, процессы. Однако, эмпирический уровень политического сознания, в отличие от теоретического, все же не в полной мере свободен от эмоций, социальных чувств.

Обыденное сознание отражает лишь весьма поверхностные процессы и отношения, не способно проникать в сущность, изобилует эмоциональной окрашенностью, деформировано стереотипами, мифами, предрассудками, иллюзиями.

Под массовым сознанием политологи подразумевают совокупность идей, представлений, чувств, которые не в полной степени адекватны реальным, политическим событиям, процессам, историческим фактам и личностям. Для носителей массового сознания типичны конформизм, отчуждение от политической жизни, нигилизм и цинизм. При отсутствии индивидуальных осмысленных ориентаций на цивилизованное участие в политической жизни, они (носители черт массового сознания), подвержены эмоционально-взрывной реакции и деконструктивной активности, характерной для охлократии.

Формирование политического сознания вообще и тем более его обыденного, массового уровня - это не только самостоятельное осмысление общественными субъектами фактов, событий, личностей, идеологических ценностей, но и результат воздействий как обстоятельств, обусловленных политическим режимом, так  и целенаправленных идейно-воспитательных усилий. Тоталитарно-авторитарные режимы сознательно и целенаправленно создают условия для формирования на массовом уровне определенных, убеждений, верований, мифов.

Политический миф, деформирующий сознание, парализует способность критического, аналитического подхода к оценке явлений, фактов, процессов. Мифичность сознания основывается на различных "верованиях" - в доброго и мудрого царя, авторитет вождей, указания и суждения которых - истина в последней инстанции. Каждый, кто смеет сомневаться, вносить в души "смуту"  и  "крамолу" - враг. "Если враг не сдается - его уничтожают" - эту формулу деформированное сознание воспринимало как норму.

При рассмотрении общественно-политических условий, благоприятствующих росту мифического потенциала в политическом сознании, следует учитывать функции мифа на двух уровнях: общественных целей и единичного восприятия .

В единичном аспекте мифические представления опираются не на факты, реальные события и процессы, а на веру, авторитеты вождей, идеологов, пропагандистов. Вера эта, а нередко и убеждения, являются не результатом личных оценок, а навязаны извне. Они - мифические представления - не проверяются, не корректируются личным опытом, однако существенно влияют на жизнь.

На уровне группы миф, как разновидность деформированного политического сознания, выполняет важную для режима интегрирующую функцию. Навязанные представления предназначаются для осознания индивидом своей принадлежности к "передовому классу", "самому прогрессивному, самому гуманному и справедливому общественному строю", или же свою принадлежность к "великой богоизбранной нации". Мифы используют и для того, чтобы организовать общественное сознание вокруг какого либо одного события, не затрагивающего реальные интересы людей. Концентрируя внимание на этой проблеме, власть придержащие отвлекают людей от проблем социально-экономических.          

Политическое сознание, формирование которого осуществлялось в условиях целенаправленно внушаемых мифов, порождает психологию "человека-винтика", основными принципами которого являются: не думать; если действовать, то лишь подчиняясь начальству;ни за что не отвечать.

Для социологического "замера" подобных деформаций М.Мароди разработал классификацию в которой типы сознания дифференцируются по критерию отношения к политике. К первому относится так называемый "Автомат" - лицо, которое бежит от свободы. Это человек, лишенный личной самобытности. Он не привык, не умеет самостоятельно оценивать факты, события политической жизни, делать свои выводы. У него нет личной политической позиции. На все политические стимулы, в том числе и те, которые затрагивают его интересы, реагирует без какой бы то ни было индивидуально-особенной ориентации, действовать он привык как все, а чаще всего вообще не действовать.

Ко второму типу относится так называемое  индиферентное сознание. Как и "автомат", данный тип политически пассивен, н не столь примитивен. Будучи прагматиком и типичным обывателем индиферентный тип не имеет ни эмоционального, ни интелектуального отношения к политике и избегает быть втянутым в нее. И если "автомат", при его нолевой политической культуре, не лишен импульсивности, конфронтационной реакции, легко может быть затянут толпой в уличные беспорядки, индиферентный тип толпу презирает, держится от нее подальше.

К третьему типу М.Мароди относит бюрократическую разновидность сознания. Такой тип - не глуп, не примитивен, но привык действовать лишь по предписаниям вышестоящих инстанций. Его личная политическая позиция привычно парализована условиями жизни.

К четвертому типу он относит, так называемого, "Политического моралиста", негодующего или восторженного. При высокой эмоциональной вовлеченности он не способен использовать законные средства и возможности для изменения ситуации. Сути происходящих политических событий он не понимает. Его политическая информированность основывается на слухах, случайных и неполных сведениях.

Следующий тип назван М.Мароди "псевдоконсерватором". Консерватор, а по личным поводам - радикал, не способен понимать объективную закономерность происходящих событий. Мыслит он стереотипами, которые могут быть революционно-марксистскими, великодержавно-шовинистическими, агрессивно-националистическими и т.д.

К пятому типу М.Мароди относит сознание, так называемого "политического администратора". Носитель данного типа сознания отличается прежде всего, тем, что умеет манипулировать делами, ситуациями и массовым политическим сознанием, в соответствии с идеологическими постулатами.        Завершает классификацию М.Мароди описанием черт и особенностей так называемого "политического теоретика". К этому типу относится субъект, умеющий манипулировать идеями.

В период демократической эйфории и суверенизации некоторые авторы наивно полагали, что манипулированием массовым сознанием возможно лишь в недемократических режимах. Тоталитарно-авторитарный режим действительно создает сложную, четко скоординируемую систему, призванную целенаправленно формировать соответствующее общественное сознание. Человеку буквально с пеленок  навязывали определенные идеи, концепции, идеологические установки и в обществе, как известно, царило единодушное одобрение всех мудрых решений партий и действий правительства. Проблемами отклоняющегося сознания и поведения занимались органы государственной безопасности.

Демократические режимы, в которых утвердился политический плюрализм, политические партии, исповедующие несовпадающие ценности, сосуществуют и ведут постоянную борьбу между собой, строят свою тактику с учетом не только классовых интересов и базовых целей, но и массового сознания. Для этого необходим соответствующий аппарат, инструментарий, который бы "замерял" и соответственно формировал общественное мнение, которое совокупностью совпадающих оценок, отражает отношение к фактам, процессам, политическим лидерам, политическим партиям, их декламируемым программным целям и средствам достижения, становится опосредствованным фактором управления.В условиях демократических общественно-политических систем обработка общественного мнения была поставлена на индустриальную основу. Используя технические приемы и методы, первоначально применявшиеся в коммерческой рекламе, была разработана технология создания и "продажи" имиджей политических деятелей. Такие имиджи, являются как бы ярлыками, которые наряду с реальными особенностями и чертами личностей и партий  содержат искусственно сконструированные характеристики, стремясь навязать общественному мнению определенные политические ориентации, установки, симпатии и антипатии.Достаточный уровень общей, правовой, экономической и политической культуры затрудняет манипулирование общественным мнением. Развитие общественно-политической самодеятельности, социальной, гражданской активности способствует тому, что личность избавляется от тоталитарно-авторитарной зашоренности, идеологической закомплексованности. Раскрепощенное сознание, цивилизованная политическая активность создают условия для формирования демократического, правового государства.

3. Функции и типы полит культуры

Впервые термин «политическая культура» использовал в XVIII в. немецкий просветитель И. Гердер. Политическая культура представляет собой совокупность ценностей, установок, убеждений, ориентации и выражающих их символов, которые являются общепринятыми и служат упорядочению политического опыта и регулированию политического поведения всех членов общества. Она включает в себя не только политические идеалы, ценности, установки, но и действующие нормы политической жизни. Тем самым политическая культура определяет наиболее типичные образцы и правила политического поведения, взаимодействия власти, индивида и общества. Каковы функции политической культуры? Прежде всего, необходимо иметь в виду, что политическая культура обеспечивает накопление и передачу политического опыта, что необходимо для поддержания устойчивости системы политических отношений. При этом накапливается опыт, необходимый как для функционирования официальных структур, прежде всего государства, так и для ограждения вмешательства государства в жизнь семьи, общины, корпорации и т.д. Следует отметить также, что в рамках политической культуры опыт не только накапливается, но и как бы освящается, включаясь в традицию. Следующей функцией политической культуры является упорядочивание и регулирование политических отношений. В данном случае культура вторгается, часто принудительным образом, в повседневную жизнь человека. Посредством норм и предписаний общественная жизнь приобретает упорядоченность и целесообразность.

Одна из важнейших функций политической культуры – воспитательная. Она проявляется в политическом формировании личности на основе ценностей, соответствующих интересам и целям тех или иных классов, социальных групп.

Иногда в качестве самостоятельной выделяется познавательная функция политической культуры. Суть ее состоит в вооружении субъекта знаниями, необходимыми для его успешной деятельности в сфере политики. Речь идет о знании законов и принципов, определяющих общественное развитие способов, методов и средств управления социальными процессами, функционирования политическ Политической культуре свойственны определенные функции. Вот некоторые

из них: ИДЕНТИФИКАЦИЯ – человек стремится принадлежать к какой-либо

социальной группе;АДАПТАЦИЯ - потребность в приспособлении к изменяющейся политической среде; СОЦИАЛИЗАЦИЯ - обретение определенных навыков и свойств в реализации своих гражданских прав, политических функций и интересов; ИНТЕГРАЦИЯ (дезинтеграция), обеспечивает различным группам возможность сосуществования в рамках определенной политической системы,сохранения целостности государства;

Некоторые исследователи выделяют такие функции, как нормативнаякоммуникативная и сигнификативная.Нормативная функция служит обеспечению стабильности политической системы и направлена на обеспечение посредством использования политических норм такого поведения граждан, которое служило бы эффективному достижению ее цели. Представляющие собой единообразные правила поведения в политическом процессе, политические нормы призваны упорядочивать повторяющиеся действия механизмов политической системы общества, делая его функционирование более предсказуемым и организованным.

Коммуникативная функция политической культуры служит обеспечению политического общения членов общества и трансформации индивидуальной политической культуры в групповую, групповой – в национальную, национальной – в общечеловеческую. Она способствует мобилизации крупных общностей на реализацию масштабных социально-значимых целей. Коммуникативная функция обеспечивает взаимопонимание различных слоев общества, хотя и не гарантирует их от столкновений между собой.

Сигнификативная функция (от лат. – приписывать значение) вытекает из того, что действия, обычаи и явления приобретают политико-культурное значение лишь в конкретном политическом и историческом контексте, занимая свое место в системе ценностей и поведенческих ориентиров людей. Такие элементы политической культуры выделяются из обыденной жизни и приобретают символическое значение, начиная жить уже своей собственной, иногда окрашенной мифическими красками жизнью. Так, с годами оторвались от своих носителей имена Христа, Будды, Ленина и превратились в своеобразные легенды, имеющие громадное политико-культурное значение. Иногда эти сигнификативные символы приводят к жестокой политической борьбе.

Важной особенностью тоталитарной политической культуры является культ борьбы, используемый в качестве универсального метода в решении и созидательных и разрушительных задач. Отсюда ориентация на конфронтацию, на решение сложных проблем с позиций силового давления и воспитание таких качеств, как нетерпимость к малейшему инакомыслию. И, наоборот, стремление к компромиссу и консенсусу, к учету позиций и интересов каждой из взаимодействующих сторон рассматривается в рамках данного типа культуры как признак слабости. Плюралистическая политическая культура проявляется в общенациональном согласии относительно принципов организации и функционирования политической жизни и ее базисного ядра – государственной власти, относительно целей и норм политической деятельности. При этом в обществе преобладает убежденность, что все необходимые и желательные перемены могут быть интегрированы в существующую политическую систему. В общественном сознании укрепляется вера в то, что жизнеспособная демократия немыслима без легальной политической оппозиции. В то же время уважение прав политического меньшинства сочетается с лояльностью по отношению к воле большинства. Неотъемлемыми чертами плюралистической культуры являются высокое место демократии в иерархической структуре ценностей, наличие прочных установок на демократические принципы и нормы жизни, формирование демократических навыков и традиций. Этот тип культуры включает в себя признание необходимости и неизбежности плюрализма, толерантность к инакомыслию и инакомыслящим.Известный политолог Э.Я. Баталов придерживается точки зрения о том, что на протяжении веков человечество выработало два основных цивилизованных механизма, действие и взаимодействие которых оказывает существенное влияние на все стороны материальной и духовной жизни общества. Эти механизмы – рынок и государство. Их функционирование и структура не могут не находить отражения и проявления в политической структуре общества. В соответствии с этим он вычленяет два типа политической культуры: рыночную и этатистскую. (Баталов Э.Я. Политическая культура современного американского общества...– С. 52-53).Рыночная культура, по мнению Э.Я. Баталова, – это культура, ориентирующая на подход к политическим процессам и проблемам как к актам свободного обмена деятельностью и ее продуктами между свободными товаропроизводителями. Политика с этой точки зрения есть разновидность бизнеса, а политические решения – разновидность, хотя и весьма своеобразная, торговой сделки.Основными элементами рыночной политической культуры являются: ориентация на конкурентную борьбу как универсальный принцип функционирования и развития общественного организма, индивидоцентристская установка, для которой высшей целью и ценностью является партикулярное (индивидуальное) существование, ориентация на спонтанность, естественность, саморегулирование в отправлении политических и иных функций.Этатистская политическая культура – это культура, связывающая решение политических проблем и контроль над политическими процессами с действием механизмов государственного регулирования. Это культура ограничения конкурентной борьбы, для которой интересы целого (государства, нации, класса, какой-либо организации) выше частных, индивидуальных интересов.Таковы два идеальных полярных типа, которые в чистом виде почти не встречаются, но логически образуют те полюса, между которыми располагаются, тянутся то к одному, то к другому полюсу реальные политические культуры.Американские политологи Г.Алмонд и С.Верба выделяют три чистых вида политической культуры – патриархальную, подданническую, активистскую и три смешанных типа – патриархально-подданническую, подданническо-активистскую и патриархально-активистскую, которые получаются из смешения чистых типов.Что представляет собой патриархальная политическая культура? Это политическая культура, существующая в обществе, в котором либо еще не сформировалась, либо только стала формироваться политическая система. В таком обществе нет специализированных политических ролей. Они выступают как некая недифференцированная совокупность. Поэтому политические ориентации членов этого общества неотделимы от религиозных и социальных. В рамках этой культуры не имеется установок на ее изменение. Характерной чертой этой политической культуры является полное отсутствие у подданных интереса к политической системе.Подданническая политическая культура (или "культура подчинения") характеризуется "высокой частотностью ориентаций" в отношении дифференцированной политической системы. Однако члены общества, зная о существовании специализированных политических институтов и испытывая к ним определенные чувства, весьма слабо ориентированы на активное участие в функционировании политической системы.В активистской политической культуре (или "культуре участия") все ориентации достигают "высокой частотности". Члены общества ориентированы на соответствующую политическую систему, на активное участие в ее деятельности.В реальной политической практике, как отмечают 
Г. Алмонд и С. Верба, происходит сочетание этих типов. В результате образуется уже три названных типа смешанных культур.Первый из них – патриархально-подданнический – характерен для обществ, которые переживают этап перехода от провинционализма к централизованной политической власти. Это было характерно, например, для Западной Европы в период становления абсолютных монархий. Члены общества отдавали предпочтение центральным институтам власти, а не местным.Второй тип – подданнически-активистский – характеризуется тем, что значительная часть населения становится активно ориентированой на более или менее демократическую политическую систему, хотя остальные продолжают оставаться лояльными по отношению к авторитарным формам и структурам правления. Например, политическая культура этого типа имела место во Франции, Германии и Италии конца XIX – начала XX вв.Третий тип – патриархально-активистский – характерен для стран, которые только становятся на путь демократии. Политическая культура там отличается фрагментарностью. По мере продвижения политической системы в сторону демократии происходит адаптация патриархальной и подданнической культуры к, так называемой, партисипаторной.Оптимальным вариантом, с точки зрения Г. Алмонда и С. Вербы, является смешанный тип политической культуры, который они предложили назвать "культурой гражданина". Это в своей основе активистская культура, интегрирующая определенные элементы патриархальной и подданнической культур. "Культура гражданина", по их мнению, наиболее характерна для буржуазно-демократических систем, она способствует нормальному их функционированию и образует основу их стабильности. Американская и английская системы признаются авторами наиболее типичными и стабильными демократическими системами.В коммунистических странах за годы строительства социализма сложилась соответствующая политическая культура. Культура, построенная на фактическом игнорировании права и закона в пользу авторитета партийно-государственных структур и возглавляющих их вождей. Культура, ориентированная не на человека-гражданина, а на государство-партию, основанная на жестком подчинении меньшинства большинству, периферии – центру, нижестоящих – вышестоящим. Культура, безжалостно уничтожающая проявления всякой автономии, абсолютно лишенная толерантности и ориентации на политический плюрализм.Ныне наше общество объективно заинтересовано в ускорении перехода к плюралистической политической культуре. Однако ему предстоит пройти еще длительный путь, на котором в качестве доминирующего типа будет выступать пока что фрагментарная политическая культура, являющаяся как бы слепком состояния раскола общества. И только позже у нас может сформироваться подлинный плюрализм.4 Политическая культура в Казахстане во многом представляет собой комбинацию конформистской модели политического поведения, подданнического типа политической культуры, а так же патриархальных этносоциальных ценностей. При этом на формирование ценностей политической культуры оказывает влияние государственная идеология, которая, в целом, релевантна этнополитической и социокультурной специфике казахстанского общества, однако в отдельных моментах противоречива. В результате, уровень политической активности в стране ниже, чем хотелось бы многим западным и отечественным экспертам и политикам. Таким образом, возрастает степень интереса к проблеме социальной, национальной и политической идентичности граждан РК. Тут следует отметить два фактора: 
Во-первых, неблагоприятные внешние экономические условия, ставшие результатом финансовой катастрофы мирового масштаба. Эти факторы обостряют дискуссии между сторонниками неолиберального подхода в регулировании рынка с их идейными противниками - неоконсерваторами и неосоциалистами. Кроме того, внешние экономические условия на информационном уровне провоцируют и обостряют социальные противоречия в самых разных странах мира, в том числе и в Казахстане. 
Во-вторых, более благоприятные внутренние факторы, имеющие искусственное происхождение. Здесь может идти речь о механизмах государственного внутрисистемного регулирования, обеспечивающих общественную стабильность в стране. Данные механизмы подчас теряют идеологическое прикрытие со стороны государства и дают сбой, порождая противоречивые идейные позиции внутри казахстанского общества. 
В результате, внутри информационного поля страны обостряется дискуссия об эффективности или неэффективности отдельных правительственных мер. 
4. Особенности современной казахстанской политической культуры и проблемы социализации в Казахстане.

Казахстанский народ - это вам не монолит. Здесь живут самые разные люди, которые представляют самые разные слои общества, этносы и конфессии. И, несмотря на то, что официальная власть пытается собрать весь этот колорит в единый флакон, она не может ответить на вопрос 'кто мы?': действия официальных властей в сфере внутренней национальной политики противоречивы. 
Политическая социализация определена как процесс усвоения казахстанцем политических знаний и ценностей, правил и интересов в обществе, и развития на их основе своего политического сознания и культуры, реализации своих политических установок и задач, защиты политического права и свободы, в целом как процесс политического формирования личности с помощью передачи последующему поколению своего опыта и активного участия в общественно-политических мероприятиях. Государство воздействует на процесс социализации черех институты общ жизни. Институтами политической социализации являются семья, дошкольные заведения (детсады), школа, средние и высшие учебные заведения, трудовой коллектив, разные общественно-политические  организации и сообщества, формальные и неформальные группы, СМИ. Казахстанец в ходе становления как гражданина страны, прежде всего, должен освоить  важные ценности и позиций общественно-политической системы.Следовательно, процесс политической социализации представляет собой процесс осуществления в обеспечении исторической преемственности и связи прошлого с настоящим и будущим, поэтому не отделяется от ежедневной жизни человека. На основе этого молодое поколение современного Казахстана, принимая позиции и направления предыдущего поколения, выбирает для себя достойные их самих политические ценности и нормы. Следует сказать, в Казахстане с изменением  общественно-политических отношений происходит и переоценка ценностей, установок и взглядов, в результате которых многое из того, что считалось в прошлом абсолютным, обесценивается.

Таким образом, процесс политической социализации в его качественном обновлении политической системы в целом, развитие казахстанских ценностей и направлений может существенно изменить сознание и культуру казахстанца, а также совершенствовать его социально-политическую активность. В случае слишком быстрых социальных (или технологических) изменений жизненной среды  казахстанца, ценности, усвоенные в процессе первичной социализации, становятся неадекватными. Именно это произошло в Казахстане, когда вследствие стремительных преобразований социально-экономических структур, сопровождающихся (и во многом вызванных) социально-политическими процессами, практически все население страны оказалось в условиях ресоциализации. Политическая социализация казахстанцев – прежде всего, основывается на таких политических факторах, как: язык, образование, общечеловеческие и национальные политические ценности, принцип гуманизма, казахстанский патриотизм, политическое сознание, общеказахстанская идея, межнациональное согласие, политическая стабильность и т.д.


Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации