Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в подготовительной группе на тему Космос - файл n1.doc

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в подготовительной группе на тему Космос
Скачать все файлы (48 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc48kb.18.02.2014 01:54скачать

n1.doc

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в подготовительной группе на тему «Космос».

Автор: учитель-логопед  Овсянникова Е.В. ГУ  Детский  сад «Аққу»  города  Темиртау.
Задачи:

Коррекционно-образовательные:

1. Знакомство детей со строением солнечной системы, формирование представлений о планетах, их расположениик солнцу, некоторых особенностях.. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме.

2. Совершенствование грамматического строя речи: употребление в речи имен существительных в различных падежах, образование антонимов, согласование числительных с существительными, склонение глаголов по лицам и числам, учить находить общую часть родственных слов.

Коррекционно-развивающие:

  1. Разви­вать связную речь: учить составлению предложений по предложенным словам.

  2. Разви­вать моторику, сенсорно-зрительное восприятие, мышление, память.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать положительное отношение к логопедическим занятиям, уважительное отношение к товарищам.

Словарь: Солнечная система -галактика; планеты Меркурий, Марс, Венера, Земля, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон; планета, звезда, космонавт, ракета, скафандр, луноход, телескоп.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки по теме «Космос»,

Демонстрационный: картины «Солнечная система»; иллюстрации: портрет Юрия Алексеевич Гагарина; фотография Земли из космоса, «Ракета на космодроме». Родственные слова на карточках.

ХОД:
Круг: Звездочка упала с неба,

Загадай ЖЕЛАНИЕ!

Пусть исполнится оно,

Самое заветное! (логопед предлагает загадать детям желание)


  1. Логопед спрашивает, откуда к нам на землю падают звезды? (ответы детей) Из КОСМОСА…

  2. Как вы думаете, видны ли на небе звезды днем и почему?
    - Звезд на небе днем не видно.  А почему днем не видно звезд?
    - Потому что светит Солнце.
    - Правильно, свет Солнца не дает возможность видеть планеты днем.
    В безоблачный ясный вечер небо над нашей головой усыпано тысячами звезд. Они нам кажутся маленькими сверкающими точками, потому что находятся далеко от Земли. На самом деле звезды очень большие. Посмотрите на картину. В центре нашей галактики расположена самая большая звезда-планета- Солнце, вокруг нее движутся 9 больших планет: Меркурий, Марс, Венера, Земля, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

БЕСЕДА о Космосе Ю.Гагарине. « 12 апреля 1961 года   сбылась мечта человечества. Впервые в мире космонавт Юрий Алексеевич Гагарин успешно облетел вокруг Земли на корабле «Восток» (показ портрета). Это было очень важным событием для всего мира. Все люди планеты восторженно приветствовали первого космонавта.» (Т.Аубакиров, Талгат Мусабаев).


  1. «Путешествие по солнечной системе» (объяснение с показом иллюстрации понятия «солнечная система»

Кем нам нужно стать, чтоб отправиться в наше космическое путешествие? (космонавтами)

На чем мы можем полететь в космос? (На ракете)
Д/и «Планеты» Иллюстрация «Планеты солнечной системы», и предметные картинки «Планеты»

1-я Планета, на которой мы оказалась, самая маленькая во всей солнечной системе. Это Меркурий, он расположен ближе всех к солнцу. (ПОКАЗ)

2-я планета, на которой мы оказались, сплошь затянутой облаками. Здесь настолько жарко, что можно печь пироги за 2 секунды. Это планета Венера – «утренняя звезда» (самая жаркая).
Д/и «Семейка слов»

«В космос может полететь только очень мощная ракета. Она стоит на стартовой площадке космодрома и ждет команды отправить­ся в космическое путешествие. Космонавты войдут в корабль и приготовятся к полету...»

3-я Название 3-ей планеты вы узнаете, если отгадаете загадку:

Эта планета – любимый наш дом,
На ней мы с рожденья до смерти живем.
Планета прекрасна: моря, океаны.
Цветы и деревья там, разные страны,
И солнце сияет с зари до заката,
Что за планета, скажите, ребята? (Земля)

ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА Таблица ШУЛЬТЕ
4-я Оказались на планете, которая выглядит красной и видна на небе как красноватая звезда. Раньше люди думали, что на этой планете есть живые существа, но они ошибались. Это планета Марс.
Д/и «Составь предложение»

РАКЕТА, КОСМОС, ЛЕТАТЬ, В.

КОСМОНАВТ, В, ЛЕТАТЬ, КОСМОС.

КОСМОНАВТ, НА ЛЕТАТЬ, РАКЕТА,
5-я планета самая большая – это Юпитер. Она состоит из жидкости и газа.
Д/и «Скажи наоборот»

Логопед произносит словосочетание, а дети к одному из слов подбирают слово с противоположным значением: далекое путешествие — ... (близкое путешествие), тяжелый груз — ... (легкий груз), сложная задача — ... (простая задача), длинная дорога — ... (короткая дорога); БЫСТРЫЙ - медленный, ОГРОМНАЯ – крохотная.

ФИЗМИНУТКА

Физ минутка. А теперь отдохнем и поиграем в игру «Космонавт»
Раз-два, стоит ракета.                                   (дети поднимают руки вверх)
Три-четыре, скоро взлет.                              (разводят руки в стороны)
Чтобы долететь до солнца                           (круг руками)
Космонавтам нужен год.                               (берется руками за щеки, качает головой)
Но дорогой нам не страшно                         (руки в стороны, наклоны корпусом вправо-влево)
Каждый ведь из нас атлет                            (сгибают руки в локтях)
Пролетая над землею                                   (разводят руки в стороны)
Ей передадим привет .                                  (поднимают руки вверх и машут)

6-я Мы подлетаем к шестой планете, что мы видим вокруг нее? Её окружают кольца. Это Сатурн.

Мы посетили шесть планет, солнечной системы, ближайшие к солнцу, но, посмотрите, и посчитайте, сколько еще осталось неопознанных планет? (ответы детей) ТРИ.

Д/и «Посчитай»

(планета, звезда, космонавт, ракета, скафандр, луноход, телескоп)

Эти планеты самые удаленные от Солнца, а, значит, на них очень холодно. Людям очень мало известно об этих планетах. Называются они так: Уран, Нептун и самый далекий Плутон.

Наше путешествие по солнечной системе завершается:
Д/и «Ракета» (с мячом)

Произносите предложение, затем бросайте ребенку мяч, называя местоимение и пред­лагая закончить предложение.

Я рисую ракету. Ты... (рисуешь) Мы ... (рисуем) Он... (рисует) Она... Они...

Я смотрю на ночное небо. Ты... (смотришь) Мы ... (смотрим) Он... (смотрит) Она... Они...

Я вижу далекие звезды. Ты... (видишь) Мы ... (видим) Он... (видит) Она... Они...

Я возвращаюсь на Землю. Ты... Мы ... Вы... Он... Она... Они...


  1. Закрепление темы.

Покажите ребенку картинки (см. вклейку, рис. 4-5) и попросите ответить на вопросы.

Что больше — Солнце или Земля? (Солнце больше Земли).

Солнце или Юпитер? (Солнце больше Юпитера).

Сатурн или Уран? (Сатурн больше Урана).

Нептун или Плутон? (Нептун больше Плутона).

Предложите найти на рисунке ближайшую к Солнцу планету.

Спросите, какая по счету от Солнца планета Земля?

Предложите найти планету Сатурн. - Она окружена кольцами огромных размеров.

Спросите, какая по счету от Солнца планета Сатурн?

Пред­ложите ребенку определить и назвать общую часть родственных слов: лунный, лунатик, луноход; земелька, земельный, подземный.

Предложите назвать лишнее слово: солнце, солнечный, соленый.


  1. Анализ занятия.

Подумайте и скажите, что же такое Солнечная система?
 - Солнечная система- наш дом в бесконечной Вселенной.
- Правильно, Солнечная система это наш дом, в которой расположены планеты в определенной последовательности. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте».

По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз … Меркурий,
Два … Венера,
Три … Земля,
Четыре … Марс.
Пять … Юпитер,
Шесть … Сатурн,
Семь … Уран,
За ним … Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации