Методика преподавания русских росписей детям начальных классов - файл n1.doc

Методика преподавания русских росписей детям начальных классов
Скачать все файлы (773.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc774kb.18.02.2014 01:26скачать

n1.doc

  1   2   3


федеральное агенство по образованию

гоу впо «новосибирский государственный

педагогический университет»

факультет начальных классов


еременко светлана николаевна




студентка 52 группы




методика преподавания русских росписей детям начальных классов

курсовая работа



научный руководитель:

Доцент, кандидат биологических наук

Быструшкин С.К.

Новосибирск-2006
оглавление

введение……………………………………………………………………2 -3

Глава I. Анализ учебно-методических программ

1.1. Виды русских народных росписей……………………………………...4 - 10

1.2. Анализ программ начальной школы ……………………………………10 – 15

ВЫВОД…………………………………………………………………………16

Глава II. Методические подходы преподавания русской росписи в практике школы № 111 с. Плотниково

2.1. Методические подходы преподавания русской росписи………………..17 - 27

2.2. Разработки уроков. Анализ детских работ……………………………….27 – 35

ВЫВОД………………………………………………………………………….36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………37

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………38

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………39
ВВЕДЕНИЕ

Жить достойно, пользуясь заслуженным уважением окружа­ющих, хочет каждый человек и каждый народ. Это возможно только тогда, когда сам уважаешь себя и своих соседей, знаешь свою культуру, понимаешь свое место в мире природы и в мире людей. Показать нравственное и эстетическое богатство традиционной культуры, рожденной веками длительного исторического пути любого народа можно через знакомство с народным декоративно-прикладным искусством.

Народное декоративно-прикладное искусство - неотъемлемая часть культуры. Оно способно активно воздействовать на духовное развитие, способствует художественному восприятию, т.к. в его основе заложены все специфические закономерности декоративного искусства - симметрия и ритмичность. Народное искусство­ - образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, т.к. несет в себе понятное детям содержание, которое конкретно, в простых лаконичных формах раскрывает ребенку красоту и прелесть окружающего мира.

Изучение сюжетов, мотивов и приемов росписи – весьма актуальная тема, так как позволяет детям непосредственно прикоснуться к живой истории Отечества, познакомиться с мировым культурным наследием.

Актуальность проблемы, её практическая значимость и предположение о том, что работа над росписью является одним из способов обучения декоративному рисованию, раскрывающей художественную выразительность народного искусства, обусловили выбор объекта и предмета исследования.

Объект исследования – процесс формирования навыков декоративного рисования.

Предмет исследования – методические приемы совершенствования преподавания русских росписей в начальной школе.

Цель: определить, в какой мере реализуется формирование навыков декоративного рисования в начальной школе, и разработать приемы их совершенствования через работу над русскими росписями

Задачи исследования:

- изучить состояние проблемы в теории и на практике;

- рассмотреть требования к знаниям, умениям, навыкам младших школьников;

- раскрыть особенность работы над русскими росписями;

- создать комплекс занятий.

Методы исследования:

- анализ научно - педагогической литературы;

- изучение и обобщение опыта учителей, работающих в начальных классах;

- анализ программ;

- анализ работ учеников;

- наблюдение за учебным процессом.

База исследования: начальные классы средней школы № 111 с. Плотниково.

Практическое значение работы в том, что разработана система занятий по некоторым видам росписей.

Результаты исследования могут быть использованы в педагогической работе, на заседании методического объединения в школе.




Глава I. Анализ учебно-методических пособий и программ

Особенность российского декоративного искусства - его массовость, «артельность». Росписи, ткачества, безымянные мастера, работавшие под руководством и по проектам великих архитекторов, создали шедевры русского интерьера.
Многие столетия, вплоть до 20-х годов 20 века, крестьянское домашнее производство, а с 18 - 19 веков и кустарные крестьянские промыслы, насыщали деревни и города глиняной, деревянной и металлической утварью, деревянными и керамическими игрушками, набивными тканями, коврами и т.д. Особенно знаменитыми стали хохломская деревянная посуда, городецкая яркая и жизнерадостная роспись по дереву, дымковские глиняные фигурки и свистульки лукутинские лаковые шкатулки с росписью.
1.1. Виды русских народных росписей

Городецкая роспись. На левом берегу Волги, чуть выше Нижнего Новгорода, раскинулось большое село Городец, основанное еще в XII веке. Среди населения стали быстро развиваться разные ремесла: в самом Городце были и кузнецы, и пряничники, и красильщики. Промыслом занимались крестьяне всех окрестных деревень вокруг Городца: одни вырезали ложки, другие точили миски и чашки, а третьи изготовляли орудия труда для прядения и ткачества. За короткий промежуток времени художники в совершенстве овладели живописным мастерством. Хотя изображения сохраняют в основном плоскостной характер, вместо светотени все большую роль начинают играть переходные оттенки и оживки. Меткость и гибкость линии, тонкость штриха, уверенность и легкость мазка порой граничат с виртуозностью. Изделия небольшого размера или утилитарного назначения (солонка, сундучок для детских игрушек), как правило, расписаны растительными узорами, в которых белыми штрихами разделаны цветок розы, листья, ветки, оперение птиц. В декоративных панно сюжет чаще всего развертывается то в два-три яруса, то в нескольких сценах, то в единой декоративной картине. Люди изображаются в костюмах, сохраняющих черты одежды прошлого столетия. Если действие происходит внутри здания, то интерьер помещений напоминает какую-то старинную архитектуру с причудливыми колоннами, арками, а свободное пространство заполняется растительными орнаментами. Все создает впечатление праздности, нарядности от контрастов красок и от фантазии.

Дымковская игрушка (вятская, кировская игрушка), русский народный художественный промысел; издавна существует в слободе Дымково (ныне на территории города Киров). Дымковскую игрушку лепят из глины, обжигают и по грунту раскрашивают темперой, включают сусальное золото. Изображает животных, всадников, дам в кринолинах, сказочные, бытовые сцены. Художественное своеобразие Дымковской игрушки определяется массивной лаконичной пластикой, подчеркнутой гармоничной декоративной росписью в виде крупного геометрического орнамента (разных цветов круги, клетки и др.).
Дымковская игрушка - отличается яркой орнаментальной росписью по белому фону. В образах краснощеких барынь, кормилиц, лихих всадников, сценах чаепитий, ярмарочных гуляний, веселых каруселях продолжают жить трехсотлетние традиции дымковского искусства, бережно сохраняется архаика древних образцов. Отличие этого художественного промысла от других народных промыслов России состоит в том, что каждая игрушка - это авторская творческая работа мастериц ручной лепки и росписи, и существует в единственном экземпляре. Традиционно промысел дымковской игрушки не имеет серийного поточного производства. Почти все игрушки - это свистульки, празднично расписанные по белой глине разноцветными полосами и линиями, кольцами и точечками, кружочками, похожими на цветы. Игрушки эти очень просты. В фигурке барыни выделяется голова в кокошнике да юбка - колокол с передником. Наездник может быть не только на коне, но и на козле, свинье или петухе. Корова, баран, козел очень похожи между собой, а отличаются друг от друга только формой рогов. Роспись дымковской игрушки нарядна и декоративна. На белом фоне очень ярко сверкают малиновый, синий, зеленый, желто-оранжевый цвета.

Хохлома - старинный русский народный промысел, возникший в 17 веке в Заволжье (селе Семино Нижегородской губернии). Это, пожалуй, самый известный вид русской народной живописи. Он представляет собой декоративную роспись по деревянной посуде и мебели, выполненную красным и черным (реже зеленым) тонами и золотом по золотистому фону. Удивительно то, что при выполнении росписи на дерево наносят не золотой, а серебристый оловянный порошок. Потом изделие покрывают специальным составом и три-четыре раза обрабатывают в печи. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет, благодаря которому легкая деревянная посуда кажется массивной.
Традиционный хохломской орнамент - сочные красные ягоды земляники и рябины, цветущие ветки. Реже встречаются птицы, рыбы и всякие зверушки.
Народный промысел развивался постоянно. Уже в конце 19 века хохлома была представлена на каждой отечественной и иностранной ярмарке. И после небывалого успеха на Международной выставке в Париже экспорт хохломы резко вырос в различные страны. Особенно много покупали торговые фирмы Германии, Англии, Франции и Индии. Даже один из немецких предпринимателей взялся за производство деревянных ложек, которые выдавал за хохлому. С началом 20 века народные промыслы пережили кризис, вызванный Мировой и гражданской войнами. Из-за этого многие мастера лишились заказов и закрыли свои мастерские. В советское время хохлома получила второе дыхание, появилось новое поколение мастеров. И теперь Хохлома «возвращается» к нам в Россию и мир. [2]

Полховско-майданская роспись - один из самых молодых художественных промыслов России.Свое название он получил от большого села Полховский Майдан на юге Нижегородской области. Почти в каждой семье тут занимаются изготовлением и продажей деревянных расписных игрушек. Полховско-майданская игрушка или как ее называют сами мастера «тарарушка», появилась в конце 1920-х годов. С 1960-х годов подобную игрушку стали делать жители поселка Крутец, расположенного неподалеку от села Полховский Майдан.
Игрушки вытачивают на токарных станках из липы или осины. Затем их покрывают жидким картофельным крахмалом. Далее металлическим пером и тушью по сухой поверхности рисуют («наводят») контур будущего узора и расписывают анилиновыми красками: розовой, красной, зеленой, желтой, синей. Применяется также свободная кистевая роспись. После этого игрушки покрывают бесцветным лаком. Применяя технику «лессировок» - наложение чистых красок слоями одна на другую, и используя сочетания контрастных цветов (красный - зеленый, желтый - синий и т.п.) художники добиваются особой яркости росписи. Основные мотивы узоров этой росписи - цветы: роза, мак, ромашка, тюльпан, шиповник. Есть и сюжетная роспись. Чаще всего это сельский пейзаж с речкой, домиками, церковью и мельницей на берегу, а также обязательной красной зарей на небе. Ассортимент игрушек-тарарушек разнообразен. Одна группа - детские игрушки: матрешки, птички-свистульки, лошадки, игрушечная посуда, грибы-копилки, балалайки, коробочки-яблоки. Другая группа изделий - традиционная русская посуда: солонки, чаши, сахарницы, "поставки" - цилиндрические сосуды для хранения сыпучих продуктов, самовары, коробочки. В большом количестве вытачивают и расписывают пасхальные яйца.

История жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) - Жостове, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других - возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Первым лакировальным заведением в Подмосковье была фабрика купцов Коробова-Лукутиных, основанная в конце XVIII века в селе Федоскине, в 7 км от Жостова. Жостово стало своеобразным центром промысла лаковой живописи на металлических подносах. Творцами красочных, в основном, цветочных орнаментов были простые русские крестьяне. Они принесли в лаковую живопись яркую жизнерадостность красок, простоту и доходчивость образов, меткость характеристик, четкость рисунка.
Главная тема украшения жостовских подносов в букеты цветов, гирлянды, своеобразные натюрморты. Роспись выполняют приемами свободного кистевого мазка, без предварительного нанесения рисунка. Чаще всего используется черный фон. Объемы цветов и листьев как бы вырастают из глубины фона. Это делают путем постепенного перехода от темных тонов к более светлым. В росписи как будто оживают цветы. Современная технология изготовления подносов мало отличается от применявшейся ранее мастерами деревни Жостово. Тонкий лист железа прессуется в нужной форме, для придания жесткости края подноса завальцовываются, выравнивается поверхность. Лицевая поверхность подноса грунтуется и шпатлюется, а затем ошкуривается и покрывается черным (реже иного цвета) лаком. Подготовленные от руки, без трафаретов подносы расписываются масляными красками, причем мастер-живописец работает одновременно над несколькими подносами с одинаковым орнаментом. Вначале он делает подмалевок, затем накладывает тени, прописывает светлые места, а потом связывает крупные цветы с более мелкими элементами узора - травами, стеблями.
Декоративная живопись Жостовской фабрики характерна изображением крупных букетов цветов, гирлянд, натюрмортов. Большой цветок непременно будет иметь розовый отблеск-это традиция.

Гжель - это название живописного подмосковного региона, что в 60-и километрах от Москвы. Слово «гжель» сегодня невероятно популярно. С ним ассоциируется красотой гармония, сказка и быль. Фарфор с нарядной синей росписью и многоцветная майолика известны теперь не только в России, но и за ее пределами. Гжельские изделия привлекают к себе всех, кто любит прекрасное, богатой фантазией и гармоничностью, высоким профессионализмом их создателей. На протяжении столетий гжельские крестьяне изготавливали предметы оптового обихода, изразцы, черепицу. Со второй половины XVIII века она прославилась выпуском майоликовой посуды. Это были изделия из цветных глин с яркой многоцветной росписью по белой эмали. В XIX веке гжельские мастера изобрели новый для себя материал и новую технологию: выпускали полуфаянс, затем фаянс и, наконец, фарфор. Особый интерес представляли изделия, расписанные в один цвет - синей подглизурной краской, наносимой кистью, с графической прорисовкой деталей. Выпуском фарфора и фаянса занимались многочисленные мелкие заводы и крупные предприятия.
Гжель - это вазы, статуэтки, игрушки, изделия интерьера: камины, люстры и другие фарфоровые изделия. Продукты «Гжели» пользуются устойчивым спросом на Российском и международном рынке. Гжель - это композиция народного искусства и художества. Мастера Гжели расписывают каждое изделие только вручную. У Гжели собственный стиль - синие и голубые узоры и цветы, украшения на белом фоне. Роспись производится кобальтом, который в ходе технологического процесса приобретает характерный для Гжели синий цвет.
Мезенская роспись - одна из наиболее древних русских художественных промыслов Русского Севера. Большое место в оформлении фасадов и интерьеров изб русского Севера занимала роспись. Ею народные художники украшали большинство предметов быта, которые сопровождали человека от рождения и до глубокой старости, принося в жизнь радость и красоту.
Как и большинство других народных промыслов, свое название
эта роспись получила от местности, в которой зародилась. Река Мезень находится между Северной Двиной и Печорой, двумя самыми крупными реками Северной Европы, на границе тайги и тундры. Пика своей популярности промысел достиг в XIX веке. Мезенские прялки и короба широко распространялись по реке Пинеге, вывозились на Печору, Двину и Онегу.
Тематика мезенских росписей и стилизация рисунка, лаконичность и выразительность, сближает их с древними наскальными рисунками русского Севера; сдержанный колорит, где черный контур подчеркивает напряженное

звучание коричневато-красного цвета, невольно напоминает палеолитические пещерные росписи Франции... В мезени нет обычной русской народной яркости, многоцветности. Орнаменты имеют скупую, примитивно-условную графическую форму. Художник выстраивает узор сообразно внутреннему настрою и отношению к предмету или его будущим владельцам, тем не менее, подчиняясь строгим правилам построения орнамента и каноническим значениям символов.
Многое из декоративных росписей уничтожило время и до нас дошли только отдельные узоры. Часто они похожи по стилю, манере, колориту, но нет и двух точно повторяющихся. Мезень писалась сажей и глиной, которые растворяли в настое смолы лиственницы. Выполнялась роспись размоченной на конце щепкой и пером тетерева, что указывает на очень древние традиции. Доска имела свои четкие пропорции. Ширина должна была три раза укладываться в ее длине. Древесина пропитывалась льняным маслом. От этого ее структура становилась яснее и ярче. Характер рисунка волокон во многом определяет и сам орнамент, который состоит из символов, как слова из букв. Внутреннее содержание символов, точное происхождение, взаимная связь уже практически утрачены.
К сожалению, восстановлением мезенской росписи мало кто занимается. Ее можно увидеть разве что в Загоpском музее или на самой Мезени.[16]

1.2. Анализ программ и учебно-методических пособий

Учебный предмет «Изобразительное искусство» интегрирует в себе все виды пластических искусств: изобразительные (живопись, графику, скульптуру), архитектуру, дизайн, декоративно-прикладное искусство, зрелищные и экранные искусства в их связях с литературой, музыкой, жизнью общества и человека. Проследим как в учебном предмете «Изобразительное искусство» реализуется знакомство с русскими народными росписями. Начальная общеобразовательная школа по изобразительному искусству представлена 3 основными линиями учебников и программ:

1. Программа «Изобразительное искусство», (В. С. Кузин и др.), М., Просвещение,2000;Дрофа,2000.
Задачей курса является развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, воспитание интереса и любви к искусству. Предусмотрены виды занятий: рисование с натуры, рисование на тему «Иллюстрирование», декоративная работа, лепка, беседы об изобразительном искусстве и окружающей красоте.

Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполне­ние упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства. Работы выполняются на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов- листьев, цветов, бабочек, жуков и т. д. Дети рисуют кистью, самостоятельно применяя простейшие приемы народной росписи. В содержании раздела «Декоративная работа» раскрывается значение народного искусства как мощного средства эстетиче­ского, трудового и патриотического воспитания. Простые и кра­сивые художественные изделия народных мастеров помогают прививать детям любовь к родному краю, учат их видеть и любить природу, ценить традиции родных мест, уважать труд взрослых. Произведения декоративно-прикладного искусства пе­редают детям представления народа о красоте, добре. Понимание ритма, гармоничности цветовых отношений, зри­тельного равновесия форм и цвета, полученное учащимися в про­цессе декоративной работы, находит затем применение в различ­ных работах на уроках трудового обучения: аппликациях, плете­ниях, вышивке, в изготовлении игрушек. [11]

С русским народным декоративно-прикладным искусством (Городецкой росписью, гжельской керамикой, хохломской росписью, дымковской игрушкой) дети знакомятся в 1классе.

Во 2 классе предусматривается знакомство с художественной росписью по дереву (Полхов-Майдан и Городец) и по фарфору (Гжель). Для развития детского творчества в эскизах для украшения простейших предметов применяются узоры в полосе, квадрате, прямоугольнике, элементы декоративно-сюжетной композиции. Формирование простейших умений применять в декоративной работе линию симметрии, ритм, элементарные приемы кистевой росписи.

В 3 классе учащиеся знакомятся с новыми видами народного декоративно-при­кладного искусства: художественной росписью по металлу (Жо­стово) и по дереву (Хохлома). Ознакомление с русской глиняной и деревянной игрушкой. У детей начинает формиро­ваться представление о том, что родная природа, близкая и из­вестная им с детства (ягоды, цветы, листья, птицы), служит основой для творчества народного мастера. Природу он знает, любит и поэтизирует. Народное орнаментальное искусство отра­жает представление его создателей о прекрасном. Приобщение к изучению культуры и быта своего народа на примерах произведений известнейших центров народных худо­жественных промыслов (Жостово, Хохлома, Вологда, Вятка).

В 4 классе продолжается эстетическое воспитание и обучение учащихся художественным росписям Русского Севера в оформлении предметов быта. К концу обучения учащиеся должны усвоить начальные сведения о видах современного декоративно-прикладного искусства. [11]
2. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» (Неменский Б. М. и др.), М., Просвещение, 2000; М., Дрофа, 2000.
Главная задача программы - духовное развитие личности ребенка через единство и взаимодействие искусства с жизнью. Выделен три способа художественного освоения действительности: изобразительный, декоративный и конструктивный. Блоково-тематическое построение содержания – «от родного порога в мир общечеловеческой культуры», принципы повтора и возврата в процессе погружения в искусство, увлеченности искусством, синтез искусств. Знакомство с русскими росписями начинается только в 3 классе при изучении темы «Искусство в твоем доме» и отводится 3-4 часа. [11]

3. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 1-4 кл. (Под рук. Шпикаловой Т.Я.)

Предназначена для классов с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла; требует от 1 до 4 часов в неделю. Используется примерно в 4% школ. Нацелена на формирование целостной эстетической культуры младших школьников, активизацию познавательного интереса к изучению истоков народного и декоративно-прикладного искусства, развитие творческих способностей детей. Предусматривает интеграцию изобразительного искусства и художественного труда. Содержит 4 раздела: «Основы художественного изображения», «Орнамент в искусстве народов мира» (построение и виды), «Народный орнамент России» (творческое изучение в процессе изображения), «Художественный труд на основе знакомства с народным и декоративно-прикладным искусством» (основы художественного ремесла). [] Сопровождается учебно-методическими пособиями:

  • Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Наглядное пособие. 1 кл. Шпикалова Т.Я. и др. - Мозаика-Синтез, 1996.

  • Жить в ладу с красотой. Методическое пособие. Шпикалова Т.Я. - Мозаика-Синтез, 1997.

В 1 классе русские народные росписи изучаются в теме «Народный орнамент России». В этом разделе изучается:

Каргопольская игрушка: 1) простая задача - повтор отличи­тельных элементов геометрического орнамента (круги, кривые ли­нии, перекрещивающиеся линии, точки) в линейном орнаменте; 2) усложненная задача - вариации элементов орнамента: «Укрась фартук каргопольской крестьянки»; 3) сложная задача - импро­визация по мотивам каргопольского орнамента: «Солнышко лу­чистое»; «Сказки бабушки Ульяны» - лепка и роспись по моти­вам каргопольской игрушки и создание своей игрушки.

Дымковская игрушка: 1) повтор отличительных элементов геометрического орнамента: волнистые линии, круги большие и маленькие, клетка; 2) вариации главных мотивов орнамента: «Украсим косынки и фартучки к празднику»; 3) импровизация по мотивам дымковского орнамента - роспись игрушек, вылепленных из глины. «Кто живет в слободе Дымково?» - худо­жественнoe конструирование домиков и фигурок из белой бумаги с последующей росписью по мотивам дымковского орна­ментa. Особенности колорита игрушки и разнообразие типажей.

Хохломская роспись по дереву. Повтор главных элементов травного орнамента («осочки», «травинки», «капельки», «усики», «завитки», «кустики»). Варьирование мотивов травного орнамен­тa в связи с разной формой украшаемого предмета (полоса, квадрат, чаша и т. п.). « Золотые травы Хохломы» - роспись деревянной ложки. Декоративные композиции с использованием колорита Хохломы и отдельных приемов росписи.

Во 2 классе изучаются:

Полхов-майданская игрушка: повтор главных отличительных элементов - большой цветок «роза», листок, ягоды и яблочки на ветке (линейный орнамент - бордюр); вариации главных эле­ментов росписи: «Украсим игрушечную фигурку коня»; импрови­зация по мотивам полхов-майданской росписи: «Сказочная ветка».

Филимоновская игрушка: вариация главных элементов рос­писи: «Украсим игрушечные фигурки бабы, коня, птицы»; имп­ровизация по мотивам росписи филимоновской игрушки, роспись игрушек, вылепленных из глины (грибочки, яблочки и др.): «Хо­зяйство деда Филимона».

Северодвинская роспись из Пермогорья: повтор главных от­личительных элементов - трехлопастный листок, тюльпановид­ный цветок, кустик из округлых листьев, ягодки; вариации глав­ных моментов в линейном орнаменте; импровизация по мотивам пермогорского орнамента: «Панно на квадрате», «В сказочной стране Пермогории».

Гжельская роспись: повтор главных отличительных элемен­тов - мазок с растяжением, точки, сеточка, трехлопастный ли­сток (прием прикладывания кисти); вариации главных элемен­тов: «Украсим тарелочку»; импровизация по мотивам гжельской росписи: «Царство Снегурочки», «Снегурочка и Дед Мороз».

В 3 классе продолжается знакомство с русской росписью на примерах жостовских подносов, а в 4 классе повторяются главные типичные композиции мотивов прялочных росписей и разделочных кухонных росписей.

К концу обучения учащиеся должны усвоить названия центров традиционных народных художественных промыслов России и своего региона (Гжель, Городец, Жостово, Скопин, Хохлома и т.д.) и отличительные признаки образа художественной вещи из разных центров народных промыслов. [11]








ВЫВОД

Начальная общеобразовательная школа по изобразительному искусству представлена 2 линиями учебников и программ, изучающих русские народные росписи: программа «Изобразительное искусство», (В. С. Кузин и др.), программа «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства». 1-4 кл. (Под рук. Шпикаловой Т.Я.). Учащиеся знакомятся со следующими видами росписей: Жостово, Городец, Гжельская роспись, Северодвинская роспись из Пермогорья, Хохломская роспись и росписями дымковской игрушки, каргопольской игрушки, Полхов-майданской игрушки, филимоновской игрушки.

Обучение народным росписям осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполне­ние упражнений на основе образца), при знакомстве учащимися с произведениями народного декоративно-прикладного искусства. Работы выполняются на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов- листьев, цветов, бабочек, жуков и т. д. Дети рисуют кистью, самостоятельно применяя простейшие приемы народной росписи. В процессе обучения раскрывается значение народного искусства как мощного средства эстетиче­ского, трудового и патриотического воспитания. Простые и кра­сивые художественные изделия народных мастеров помогают прививать детям любовь к родному краю, учат их видеть и любить природу, ценить традиции родных мест, уважать труд взрослых. Произведения декоративно-прикладного искусства пе­редают детям представления народа о красоте, добре.

  1   2   3
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации