Реферат - Народное хозяйство Китая - файл n1.doc

Реферат - Народное хозяйство Китая
Скачать все файлы (300 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc300kb.18.02.2014 01:13скачать

n1.doc

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИЖЕВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

ФАКУЛЬТЕТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



РЕФЕРАТ ПО МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

«НАРОДНОЕ ХОЗЯЙСТВО КИТАЯ»




Проверил: преподаватель Саттаров Р.Б.




Выполнил: Исмагилов Айдар Азатович, специальность: экономика и управление на предприятии, группа №157Б




Ижевск 2009 г.
Содержание

Введение……………………………………………………………………..3

1. Неожиданные перемены мировой экономики………………………….5

2. Планирование народного хозяйства в Китае…………………………...8

3. Программа 10-й «пятилетки»……………………………………………13

4. Программа 11-й «пятилетки»……………………………………………22

Заключение…………………………………………………………………..24

Список использованной литературы………………………………………26
Введение

В мировой прессе о сегодняшнем Китае часто говорят как о «главным феномене и одновременно «великом неизвестном» XXIв. Действительно, его значительные успехи, достигнутые за четверть века после оглушительных провалов «большого скачка» и десятилетней «культурной революции», является впечатляющим международным событием на рубеже XX и XXIвв.

«Мы внимательно следим за экономическим развитием вашей страны и восхищаемся вашими успехами», – заявил в ходе своего визита в Китай Президент России Владимир Путин, обращаясь к председателю КНР Ху Цзиньтао. И это действительно так. Достижения, демонстрируемые китайским народом в переустройстве страны, не могут никого оставить равнодушными. А кое-кого они даже пугают. Так, газета «Financial times» писала в 2004 году: «Мы все еще боимся Китая. Разумеется, он представляет уже не такую опасность, как раньше. Сейчас Китай опасен как располагающий дешевой рабочей силой конкурент, лишающий нас рабочих мест и доли рынков... В глазах слишком многих Китай остается угрозой». Однако и недруги Китая вынуждены признавать, что перемены, происходящие в этой стране, поразительны.[5]

Анализируя развитие китайской экономики, большинство экспертов считают, что ее достижения стали возможны благодаря, прежде всего стабильности и планомерному развитию страны, умелой инвестиционной политике Пекина. При этом на первое место они выводят верховенство авторитарного режима. Как известно, экономические реформы в стране подрывают жизнь миллионов людей и поэтому зачастую непопулярны. И если бы Китай был демократическим государством, то там, вероятно, возникло бы движение, оппозиционное реформам. Но страной правит авторитарный режим, и это обстоятельство позволяет ему быстро осуществлять радикальные изменения и добиваться ошеломляющих результатов.

Целью настоящей работы является изучение и всесторонний анализ планирования народного хозяйства Китая (Китайской Народной Республики, КНР) и степени её вовлеченности (участия) в мировые экономические отношения.

Задачи настоящей работы могут быть сформулированы следующим образом:

1) необходимо охарактеризовать общие тенденции планирования народного хозяйства Китая и её роль в мировой экономике;

2) требуется проанализировать состояние народного хозяйства Китая, успехи и возможности дальнейшего процветания.

1. Неожиданные перемены мировой экономики

Заметный и постоянно растущий интерес в мире вызывают экономические преобразования в Китае, которые продолжаются примерно два десяти­летия. Интерес к этой стране не случаен. Китай, являясь одним из древнейших государств в мире, впервые за всю свою многовековую историю достиг впе­чатляющих успехов в реальном секторе экономики. По ряду признаков видно, что страна и в ближайшей перспективе будет развиваться по восходящей ли­нии.
До образования КНР в 1949 г. Китай напоминал нищего и слабого великана. Страна с почти пятисотмиллионным населением и территорией в 9,6 млн. кв. км. в наилучший год производила 445 тыс. тонн пряжи, 2,79 млрд. метров тканей, 61,88 млн. тонн угля, 6 млрд. кВт. ч электроэнергии. В самый урожайный год собиралось всего 150 млн. тонн зерновых и 849 тыс. тонн хлопка. Такова была отправная точка развития экономики Нового Китая.[4]
Сегодня спустя более 50 лет, в течение которых в плановом порядке ведется масштабное экономическое строительство, Китай стал одной из крупных экономических стран, обладающей самым крупным в мире потенциалом развития. Жизнь населения в целом достигла среднезажиточного уровня. С 1953 г. по 2000 г. в Китае выполнены десять пятилеток, он добился успехов, приковавших общемировое внимание, и заложил тем самым прочную основу для развития народного хозяйства в новом веке. Небывало стремительные темпы развития экономики в Китае отмечены после 1979 г. за время реформ и открытости. В XXI веке экономика сохраняет тенденцию уверенного бурного роста. В стране сложился комплекс современных отраслей промышленности, строительства, транспорта, связи и торговли. По экономическому потенциалу Китай вошел в пятерку государств мира с самым крупным ВВП[2]. В 2005 г. ВВП страны составил 18 трлн. 232,1 млрд. юаней (примерно 2 трлн. 225,7 млрд. долларов США), прирост достиг 9,9 процента по сравнению с предыдущим годом. ВВП в пересчете на душу населения равняется 1700 долларам США.[
3]



Год

ВВП

1978     

364,5

1990  

1866,8

2000 

9921,5

2004

15987,8

2005   

18232,1


 

                

                 

                  

               
Рост ВВП Китая (млрд. юаней)

Развитие экономики сопровождается динамичным процессом урбанизации. В 1984г., в начале реформирования городской экономики, в стране начитывалось 465 городов, в 2005 г.-657. За это время поселков стало меньше почти в 2.5 раза. Исчезло почти 75,5 тыс.волостей. Их количество уменьшилось в 5,7 раза. Численность городского населения возросла с 240,2млн. до 62,1 млн. человек. Многие города перестроены. Создано современное городское хозяйство.

Огромные успехи достигнуты во внешней торговле. Китай стал одним из главных игроков на мировом рынке, в частности, предлагая другим государствам порядное строительство и делая первые шаги в оказание трудовых услуг.

Китай превратился в одного из крупнейших реципиентов иностранного капитала, заняв третье место в мире и первое среди развивающихся стран по объему притока прямых инвестиций из за рубежа. Размер использованного иностранного капитала увеличился с 10.3 млрд.долл. в 1990г. до 63.8 млрд.в 2005г.

Прилив зарубежных капиталовложений сыграл ведущую роль в развитии внешней торговли и международных экономических связей КНР. На долю предприятий с иностранным капиталом в 2005г. пришлось 58,5% внешнеторгового оборота.

Внешняя торговля превратилась в мощный двигатель экономики. Объем экспорта и импорта составил 39% ВВП в 1995г.,40- в 2000г., но уже около 64%- в 2005г.

Китай – обладатель крупнейших валютных запасов, размещенных по преимуществу в ценных бумагах США и частично стран ЕС. В 006 г. их объем превысил 1трлн.долл. Столь крупное достижение укрепляет финансовое положение страны и позволяет расширять деятельность китайских предпринимательских структур за рубежом. В то же время оно создало немало политических и экономических проблем, требующих неотложного решения.

Страна включилась в международную специализацию и кооперирование производства, заняв прочные позиции в выпуске массовых видов продукции. Началось создание базы, которая может дать Китаю возможность войти в ряды ведущих производителей новой и новейшей техники и технологий.

Китай обрела роль важного участника гео – экономических процессов. Расценивая себя как стратегического партнера в отношениях со многими странами мира, она одновременно и неизменно выступает в качестве конкурента и соперника, добиваясь реализации своих долгосрочных национальных интересов.

Китай стал крупным, признанным игроком на геополитической арене. Без его участия не принимаются решения мирового сообщества по узловым вопросам современности. Он начал инициировать принятие международных правовых норм в рамках ООН[2].
2. Планирование народного хозяйства в Китае

Развитие народного  хозяйства Китая в целом происходит в направлении достижения  намеченных целей макроэкономического регулирования. Такая  оценка дана была 27.10.2004г. на заседании Постоянного комитета  Госсовета КНР, прошедшем под председательством премьера  Вэнь Цзябао.

Преобразование экономической системы является одним из важнейших направлений реформ в Китае. Впервые 30 лет после образования Нового Китая правительство неизменно придерживалось системы плановой экономики. Специальный государственный орган - Госкомитет по делам планирования разрабатывал и намечал развитие различных отраслей экономики. По государственному плану предприятия производили продукцию, деревня выращивала сельскохозяйственные культуры, сфера торговли вела закупочно-снабженческие операции, все виды продукции, ее объемы и цены также определялись плановыми ведомствами в едином порядке. При такой системе экономика могла стабильно развиваться планово и целенаправленно. Однако эта система серьезно сковывала жизнеспособность и темпы развития самой экономики. В конце 70-х гг. руководители Китая обратили внимание на разрыв в темпах развития Китая и всего мира и приняли важное решение о реформировании экономической системы.
Реформы начались в 1978 г. с деревни. Стала внедряться система ответственности, главным в ней стал семейный подряд. Крестьяне снова обрели право пользования землей, смогли свободно определять характер сельскохозяйственных работ и сельскохозяйственной продукции, решать, что сеять и сколько сеять, получили большие права в выборе методов ведения хозяйства. Была отменена практика единых закупок и поставок, освобождены цены на большинство видов сельскохозяйственной и сопутствующей продукции. Отменены многие прошлые ограничения, крестьянам дали возможность развивать многоотраслевое хозяйство и создавать поселково-волостные предприятия, что в огромной степени способствовало производственной активности в деревне.
В 1984 г. реформы экономической системы перешли из деревни в город.
В 1992 г. опыт реформ и открытости за десять с лишним лет еще более укрепил решимость правительства в направлении реформ, а именно: создать систему социалистической рыночной экономики. Официальные правительственные документы определили главное содержание планирования экономической системы:
- отстаивать курс совместного развития различных укладов экономики, где главным остается экономика общественной собственности;
- заменить механизм хозяйствования на государственных предприятиях, создать систему современных предприятий, отвечающую потребностям рыночной экономики;
- сформировать по всей стране единую систему открытых рынков, в городах и селах добиться тесного слияния рынков, осуществить стыковку внутреннего рынка с мировым, способствовать оптимальному распределению ресурсов;
- преобразовать функции правительства в управлении экономикой, создать совершенную систему макроконтроля, главными в которой будут косвенные методы; контроля;
- создать систему распределения доходов с упором на распределение по труду, обращать первостепенное внимание на эффективность и подчеркивать справедливость, поощрять зажиточность в первую очередь отдельных районов и части людей, встать на путь общей зажиточности;
- гарантировать населению городов и деревень социальное обеспечение, отвечающее реалиям Китая, стимулировать развитие экономики и социальную стабильность[5].
В 1997 г. правительство всенародно подчеркнуло, что экономика необщественных форм собственности является главной составной частью социалистической экономики Китая, стало поощрять участие капитала, техники и других производственных факторов в распределении доходов, что способствовало еще большему продвижению реформ экономической системы.
К 2002 г. достигнуты заметные успехи в проведении реформ во всех областях. Сегодня в Китае в первоначальном виде создана система социалистической рыночной экономики, заметно укрепляется основная роль рынка в распределении ресурсов, совершенствуются контуры системы макроконтроля. В основном сформирована структура совместного развития разных экономических секторов при сохранении главной роли общественной собственности, совершается постепенный переход от экстенсивных к интенсивным методам роста экономики. Предполагается, что к 2010 г. в Китае сформируется сравнительно совершенная система социалистической рыночной экономики, а к 2020 г. - сравнительно зрелая система социалистической рыночной экономики[4].


Три стратегических этапа. Чрезвычайно ясны цели правительства в экономическом строительстве: в три этапа осуществить общую стратегию экономического строительства, выработанную в 1987 г.

Цель первого этапа: по сравнению с 1980 г. удвоить ВНП, обеспечить население продуктами питания и предметами первой необходимости, она в основном осуществлена в конце 80-х гг.

Цель второго этапа: к концу XX века в четыре раза против 1980 г. увеличить ВНП, эта цель досрочно осуществлена в 1995 г.

Цель третьего этапа: к середине XXI века в основном добиться модернизации, по ВНП на душу населения достичь уровня среднеразвитых стран, добиться сравнительно зажиточного жизненного уровня населения.

Построение общества экономного типа. С тех пор, как национальная экономика Китая вышла на «скоростные дороги», наблюдалась тенденция неуклонного увеличения расхода энергетических, полезноископаемых, водных, земельных и других природных ресурсов. За минувшие 20 лет соразмерно головокружительным успехам в социально-экономическом развитии Китаю обошелся колоссальный ущерб в плане ресурсов и экологии. Экстенсивная модель хозяйствования сопровождалась высокими затратами ресурсов, расточительством и серьезным загрязнением окружающей среды. Ныне уровень расхода энергетических, материальных и водных ресурсов на выпуск единицы ВВП в Китае намного превышает средний уровень мира, в значительной мере имеют место лишние затраты и расточительство в производстве, строительстве, в сфере оборота и потребления. Поэтому вполне логично, что китайское правительство всерьез разработало стратегию построения общества экономного типа.

В Программе перспективного развития энергетики на средний и продолжительный срок (2004 — 2020 гг.), принятой Госсоветом КНР в принципиальном порядке в июне 2004 г., подчеркивается, что энергосбережение, наряду с урегулированием и оптимизацией структуры энергоносителей, рассматривается как одно из важнейших звеньев в решении энергетической проблемы страны. В конце 2004 г. была обнародована первая в Китае «Целевая программа   энергосбережения на среднесрочный и долгосрочный периоды», разработанная Государственным комитетом развития и реформ. В этом документе четко установлены нормы расхода угля на выработку электроэнергии для тепловых ЭС и нормы энергозатраты на выпуск единиц продукции других производств. Согласно положениям документа, к 2010 г. соответствующие показатели в целом должны быть достигнуты или приблизиться к мировому уровню начала 90-х гг. прошлого столетия, а коэффициент теплообмена промышленных котлов, работающих на угле, и эффективность других энергоемких оборудований – к мировому уровню 2010 г. Что касается некоторых моделей автомобилей, электродвигателей и бытовых электроприборов, то их уровень энергозатраты необходимо вывести на самый высокий уровень мира того времени[1].

Начиная с 2005 г., Китай приступил к реализации энергосберегающих проектов в 10 ключевых направлениях, включая техническую реконструкцию промышленных котлов, работающих на угле, региональную интеграцию производств ТЭЦ, энергосберегающие технологии для электродвигателей, «зеленое » освещение, нефтесберегающие технологии и нефтезаменители, освоение вторичного тепла, энергосберегающие строительные технологии и энергосбережение в аппаратах правительств разных инстанций. По мере реализации этих проектов, к 2010 г., как предполагается, сэкономленная энергия в угольном эквиваленте будет составлять 240 млн. тонн.

Основные тезисы по построению общества экономного типа можно  сформулировать следующим образом: при одинаковом внимании на освоение и сбережение природных ресурсов ставить выше их сбережение, при общих требованиях к природопользованию делать акцент, прежде всего на сбережении энергии, воды, материалов, земли, на комплексном использовании ресурсов и формировании «экономики с замкнутым циклом», ввести экономную модель в производство и потребление, а также в городское и поселковое строительство.

3. Программа 10-й «пятилетки».

Социалистическая рыночная экономика стабильно развивается по намеченному плану. Китай достиг огромных успехов в выполнении 9-й пятилетки (1996 - 2000 гг.), с 2001 г. претворяется 10-я пятилетка, наметившая первый в новом столетии великий план.

Главные цели народного хозяйства и социального развития в 10-й пятилетке (2001 - 2005 гг.):

- Сохранить сравнительно быстрые темпы развития народного хозяйства, достичь заметного эффекта в стратегии реструктуризации экономики, заметно повысить качество и эффективность роста экономики, заложить прочный фундамент для удвоения к 2010 г. ВВП по сравнению с 2000 г.; добиться важных сдвигов в создании современной системы на госпредприятиях, усовершенствовать систему социального обеспечения, способствовать существенному сдвигу в системе социалистической рыночной экономики, глубже и в еще более широких масштабах участвовать в международном сотрудничестве и конкуренции.

- Предполагается, что ежегодный рост экономики в среднем составит около 7%, в 2005 г. в сопоставимых ценах 2000 г. ВВП достигнет примерно 12,5 трлн. юаней, это 9400 юаней в среднем на человека; трудоустройство в городах и поселках и миграция рабочей силы в аграрном секторе затронет за пять лет 40 млн. человек, уровень безработицы в городах и поселках будет ограничен примерно 5%; в основном сохранится стабильным общий уровень цен; в основном будут сбалансированы международные доходы и расходы.
- Возрастет оптимальность индустриальной структуры, укрепится международная конкурентоспособность. В 2005 г. доля добавленной стоимости первой, второй и третьей индустрии в росте ВВП соответственно составит 13%, 51% и 36%, занятость в них - соответственно 44%, 23% и 33% всех трудоустроенных. Значительно поднимется уровень информатизации народного хозяйства и общества; улучшится инфраструктура, будет эффективно контролироваться степень расширения разрыва в развитии между регионами; возрастет урбанизация.


- В 2005 г. рост расходов на социальные исследования и разработку превысит 1,5% от ВВП, повысится потенциал научно-технического творчества, возрастут темпы технического прогресса; прием в средние школы низшей ступени младших школьников достигнет 90%, а школьников в средние школы высшей ступени и студентов в вузы - соответственно 60% и 15%.
- Естественный рост населения будет контролироваться в пределах 9д, в 2005 г. общая численность населения будет ограничена в пределах 1 млрд. 330 млн. человек; площади лесных насаждений увеличатся до 18,2%, площадь озеленения в городах составит 35%; улучшится качество окружающей среды в городах и поселках, общее количество выбрасываемых загрязняющих веществ снизится на 10% по сравнению с 2000 г.; заметный эффект будет наблюдаться в экономии и охране ресурсов.


- Распределяемые доходы в городах и поселках и чистые доходы в деревнях в среднем на человека возрастут примерно на 5%. В 2005 г. в среднем на каждого жителя в городах и поселках будет приходиться 22 кв. м жилплощади, кабельное телевидение охватит 40% всей территории страны. В городах и поселках возрастет уровень медицинского обслуживания, значительно обогатится и культурная жизнь. [3]

Развитие сельского хозяйства.

Китай традиционно ассоциируется в мире с многочисленным населением и огромной территорией, при этом меньше известно о небольшой площади его пахотной земли. Пахотный клин страны составляет всего 7% общемирового, а прокормить надо, по меньшей мере, пятую часть населения планеты. Не случайно за рубежом в свое время был даже поставлен вопрос: «Кто прокормит Китай?» Руководители Китая и специалисты сельского хозяйства ответили однозначно: «Китайцы прокормят себя сами». И это не популистское заявление.
Стремительные темпы в развитии сельского хозяйства Китай стал набирать с 1978 г., когда начались реформы в деревне. При сохранении коллективной собственности за годы реформ смело разорваны путы традиционной системы, в условиях рыночной экономики найдены новые реальные формы коллективного хозяйствования. Реформы принесли реальные выгоды стране и крестьянам в первую очередь, высвободили и развили производительные силы в деревне, способствовали стремительному росту сельского хозяйства, в частности производству зерновых, и непрерывной оптимизации структуры сельского хозяйства. О динамике заметных успехов Китая в сельском хозяйстве дает представление таблица1.







Таблица1


Производство основных видов продукции сельского хозяйства
Эта статистика нуждается в пояснениях. В начале 90-х гг. сельское хозяйство и сельская экономика Китая столкнулись со многими невиданными трудностями, но сумели сохранить благоприятную тенденцию развития. В 1996 - 2000 гг., добавленная стоимость сельского хозяйства в ВВП в течение 5 лет составила 7 трлн. 129 млрд. 180 млн. юаней. В сопоставимых ценах среднегодовой рост составлял 3,5%, сохранялась тенденция стабильного развития. Несколько лет подряд собирались сравнительно хорошие урожаи зерновых и другой сельскохозяйственной продукции. Производство зерновых в 1998 г. достигло 512,3 млн. тонн - наивысшего уровня в истории страны; в 1999 - 2001 гг., несмотря на серьезную засуху и снижение посевных площадей, производство зерновых все же превысило средний уровень 1991 - 1995 гг. В 2002 г. посевные площади уменьшилась на 2,19 млн. га против предыдущего года, однако производство зерновых повысилось на 132 кг с гектара и достигло 457,06 млн. тонн. Сегодня Китай по производству зерновых, хлопка, рапса, табака, мяса, яиц, продукции морских промыслов и овощей занимает первое место в мире.

С развитием производства заметно возросли и объемы сельскохозяйственной продукции на душу населения. В 2002 г. в среднем на человека приходилось 357 кг зерновых, 40,8 кг мяса, 10,2 кг молока и 35,6 кг аквапродукции, что превысило среднемировой уровень. Сегодня Китай после длительного дефицита большинства видов сельскохозяйственной продукции переходит на новый этап - общего баланса продукции и излишков при богатых урожаях. [4]

Индустриализация сельского хозяйства.   Дальнейшее расширение масштабов сельскохозяйственных производств методами индустриализации и повышение уровня модернизации сельского хозяйства — важные меры, предпринятые правительством в последние годы для повышения международной конкурентоспособности отечественного сельского хозяйства. Теперь сложилась в стране ситуация, при которой около 600 костяковых предприятий государственного значения и более 2000 таковых провинциального значения играют роль локомотива сельскохозяйственного производства и поддерживают тесные связи с крестьянскими дворами и производственными базами при помощи многочисленных посреднических фирм и организаций. Это привело к тому, что немало агропромышленных предприятий, занимающихся, в частности, глубокой переработкой кукурузой, молочными изделиями и бройлером, освоили довольно большую долю внутреннего рынка и оказывают все возрастающее влияние на развитие своих отраслей и ценообразование своих товаров.

В 2003 г. государство запустило 6 проектов по созданию современного высокотехнологичного агропроизводства с целью дальнейшего распространения передовой техники и технологии, увеличения валютной выручки от экспорта сельхозпродукции. В указанных проектах предусматриваются селекция и промышленное воспроизводство новых сортов сельскохозяйственных культур и новых пород домашних животных; промышленное внедрение высокопродуктивных и экологически чистых технологий по растениеводству и животноводству; промышленное применение водосберегающих и точных агротехнологий; промышленное внедрение технологий глубокой переработки сельхозпродуктов; производство экологически чистых сельскохозяйственных добавок (для удобрений, корма и др.); создание платформы для осуществления информатизации в аграрном производстве. Проект глубокой переработки основных видов сельскохозяйственной продукции, выдвинутый Министерством науки и техники, включен в число главных научно-технических программ 10-й пятилетки. Он предусматривает исследование ключевых технологий и оборудования для глубокой переработки зерновых, масличного сырья, фруктов, овощей, продукции животноводства и даров леса, разработку системы полномасштабного контроля над качеством, а также технологий и приборов для экспресс-анализа продукции сельского хозяйства.

К концу 2005 г. в рамках проекта были разработаны технические нормативы по глубокой переработке основных видов сельхозпродукции, созданы системы полномасштабного контроля над качеством, достигнут прорыв в разработке технологий и приборов экспресс-анализа, отмечен сдвиг в формировании инновационной системы для развития технологий глубокой переработки сельхозпродукции, выпущены целый ряд продуктов с престижными марками, включая, например, обработанное при низких температурах мясо, изолированный соевый протеин, яблочный соковый концентрат и др., построено множество научно-технических инновационных баз и производственных линий для трансферта технологий, появились ряд предприятий, специализирующихся в глубокой переработке сельхозпродукции, с инновационной способностью [3].

Развитие промышленности.

В последние 50 лет XX века, особенно за более 20 лет реформ и открытости, промышленность Китая сохраняет высокие темпы развития (таблица2). В 1979 - 2000 гг. добавленная стоимость в промышленности в сопоставимых ценах увеличивалась в среднем на 11,6%. В 2002 г. фонды всех государственных предприятий и крупнейших предприятий необщественной собственности составили 14 трлн. 479 млрд. 100 млн. юаней. Добавленная стоимость промышленности достигла 4 трлн. 593 млрд. 500 млн. юаней, что на 10,2% больше предыдущего года.

За 50 с лишним лет развития Китая производство основной промышленной продукции увеличилось в десятки и даже сотни раз, многие виды промышленной продукции пользуются широким спросом во всем мире. С 1996 г. по производству стали, угля, цемента, химических удобрений и телевизоров Китай занимает первое место в мире.
Энергетика. Среди промышленных отраслей Китая самыми стремительными темпами развивается электроэнергетика. К концу 2005 г. совокупная мощность всех энергоблоков страны достигла 510 млн. кВт, годовая выработка электроэнергии составила 2 трлн. 474,7 млрд. кВт. ч., что выдвинуло Китай на второе место в мире по этим показателям. Электропромышленность Китая традиционно базируется на тепловой энергетике, общая мощность гидроблоков страны превышает 100 млн. кВт, занимая первое место в мире. Что касается ядерной энергетики, то помимо действующих и строящихся АЭС с общей мощностью 8,7 млн. кВт, к 2020 г. будут введена в эксплуатацию новая мощность в 36 млн. кВт.

Таблица 2






Рост главных видов промышленной продукции

Чтобы освободиться от пут, каковыми является нехватка энергии для развития экономики, Китай целенаправленно и в зависимости от возможностей регионов приступил к освоению новых энергоисточников: ветровую, солнечную, геотермическую энергию и энергию приливов. Китай богат ресурсами ветровой энергии и имеет большой потенциал для ее масштабного развития. С 2001 по 2005 гг. правительство ассигновало на выработку ветровой энергии 1,5 млрд. юаней, на этих средствах было смонтировано около 200 тыс. малогабаритных ветроэлектрических установок, которые сыграли важную роль в снабжении энергией сельских и скотоводческих районов. Согласно правительственной программе по развитию ветроэлектрической энергии, необходимо увеличить выработку ветроэлектрической энергии в среднем на 1 млн. кВт в год, а к 2020 г. довести совокупную мощность всех ветроагрегатов страны до 20 млн. кВт. Северные районы страны, где богато ветровой энергией, постепенно превращаются в арены конкуренции для отечественных и зарубежных инвесторов. Во Внутренней Монголии начато строительство самого крупного в Азии ветроэлектрического комплекса мощностью в 1 млн. кВт, куда запланировано вложить 1,2 млрд. долларов США. Объект вступит в строй, как планируется, к 2008 г. В то же время в западных районах страны, где среднесуточная интенсивность солнечного излучения составляет 3 кВт. ч, солнечная энергия получила широкомасштабное пользование. Так, в уезде Юйчжун провинции Ганьсу построена самая крупная в Азии показательная база технологий солнечного отопления и охлаждения, которая одновременно функционирует как центр обучения для специалистов из развивающихся стран в области солнечной энергии.

Машиностроение и автомобилестроение.    Машиностроение обеспечивает промышленные отрасли крупным комплектным оборудованием высокого класса, включая крупные газотурбины, крупные насосные агрегаты, атомные энергоблоки, трансформаторное оборудование сверхвысокого напряжения постоянного тока, крупное комплектное оборудование для металлургии, по выпуску химудобрений и нефтехимической продукции, оборудование для городского рельсового транспорта, новейшее оборудование для бумажной и текстильной промышленности. Машины и транспортное оборудование стали основными статьями экспорта Китая и в период 1996 — 2005 гг. удерживали первое место среди экспортных товаров страны. В 2005 г. экспорт механического и транспортного оборудования в стоимостном выражении достиг 290,6 млрд. долларов США, увеличившись на 8,4 процента против предыдущего года[5].
4. Программа 11-й «пятилетки».

В Основных положениях 11-й пятилетней программы социально-экономического развития Китая, принятые на 4-й сессии ВСНП 10-го созыва, четко определены целевые установки социально-экономического развития страны в 2006 – 2010 гг. За этот срок Китаю предстоит усилить работу главным образом в следующих направлениях:

-- Обеспечить плавное и стабильное развитие макроэкономики страны. Для этого следует поддержать среднегодовой прирост ВВП на уровне 7,5 процента и к концу 2010 г. увеличить в 2 раза ВВП в пересчете на душу населения на основе 2000 г.; предоставить горожанам и сельчанам, освободившимся от земледелия, по 45 млн. рабочих мест; стабилизировать общий уровень цен; сбалансировать международные платежи.

-- Оптимизировать промышленные структуры, чтобы соотношения между промышленными отраслями, структуры промышленной продукции и организационные структуры предприятий стали более рациональными, чтобы удельный вес добавленной стоимости, созданной индустрией сервиса, в ВВП страны увеличился на 3 процента, а удельный вес занятых в индустрии сервиса в занятости всей страны увеличился на 4 процента. Необходимо активизировать инновационную деятельность, увеличить вложения в научные исследования и эксперименты до 2 процентов ВВП страны, с тем чтобы вырастить большое количество предприятий, которые обладали бы продукцией и торговыми марками с собственными авторскими правами и являлись бы конкурентоспособными на международном рынке.

-- Заметно повысить эффективность пользования ресурсами. Предусмотрено снизить энергозатраты в среднем на 20 процентов при производстве единицы ВВП, уменьшить расход воды на 30 процентов при создании единицы добавленной стоимости, довести коэффициент полезного использования воды до 0,5 при орошении сельскохозяйственной угоди, увеличить коэффициент комплексной утилизации твердых отходов промышленности до 60 процентов.

-- Расширить возможности устойчивого развития. То есть, необходимо сохранять базовые пахотные угоди в размере 120 млн. га, обеспечить снабжение пресной водой, энергоресурсами и наиболее важными полезными ископаемыми; в основном удержать тенденцию улучшения экологической среды, сократить на 10 процентов общий объем выбросов главных загрязняющих веществ, повысить долю земли под лесной покров до 20 процентов территории страны, добиться нового прогресса в уменьшении выбросов парниковых газов.

-- В определенной степени совершенствовать систему рыночной экономики. Предстоит добиться прорыва в административном управлении, преобразовании государственных предприятий, переструктуризации финансовой и налоговой систем, улучшить системы рыночного контроля и общественного управления; скоординировать работу по расширению внешних связей и работу по внутригосударственному строительству, довести до нового уровня развития экономики открытого типа.

-- Непрерывно повысить уровень жизни населения. Для этого нужно обеспечить годовой прирост среднедушевых реальных доходов и среднедушевых чистых доходов сельского населения на уровне 5 процентов, улучшить качество жизни городского и сельского населения, в первую очередь улучшить их жилищные условия, транспорт, культурную жизнь и состояние окружающей среды[3].


Заключение

Подводя краткие итоги настоящей работы, можно следующим образом резюмировать её содержание.

В XXI веке экономика сохраняет тенденцию уверенного бурного роста. В стране сложился комплекс современных отраслей промышленности, строительства, транспорта, связи и торговли. По экономическому потенциалу Китай вошел в пятерку государств мира с самым крупным ВВП. Огромные успехи достигнуты во внешней торговле. Китай стал одним из главных игроков на мировом рынке, в частности, предлагая другим государствам порядное строительство и делая первые шаги в оказание трудовых услуг.

Китай превратился в одного из крупнейших реципиентов иностранного капитала, заняв третье место в мире и первое среди развивающихся стран по объему притока прямых инвестиций из-за рубежа.

Китай – обладатель крупнейших валютных запасов, размещенных по преимуществу в ценных бумагах США и частично стран ЕС.

Китай достиг огромных успехов в выполнении 9-й пятилетки (1996 - 2000 гг.), с 2001 г. претворяется 10-я пятилетка, наметившая первый в новом столетии великий план. Единственная страна социалистического лагеря, который смог добиться таких экономических достижений без ломки идеологии. Одновременно он же, вероятно и самый продвинувшийся вперед из их числа по освоенности рыночных методов хозяйствования...

Развитие народного  хозяйства Китая в целом происходит в направлении достижения  намеченных целей макроэкономического регулирования.

Специальный государственный орган - Госкомитет по делам планирования разрабатывал и намечал развитие различных отраслей экономики. По государственному плану предприятия производили продукцию, деревня выращивала сельскохозяйственные культуры, сфера торговли вела закупочно-снабженческие операции, все виды продукции, ее объемы и цены также определялись плановыми ведомствами в едином порядке. При такой системе экономика стабильно развивалась планово и целенаправленно.

В ближайшие 20 лет Китай имеет реальные шансы для превращения во второе по экономической мощи государство мира.

Список использованной литературы

1. Бергер Я., Михеев В. Китай: социальные вызовы развитию// Общество и экономика. – 2005. - №1

2. В. Гельбрас Цена экономических успехов Китая / Мировая экономика и международные отношения.-2007 №9,с.26-34

3. Мажаров И.В. Научно-техническая программа КНР: взгляд в будущее //http://www.chinadata.khv.ru/scit_ma.htm

4. Специальные экономические зоны Китая http://www.nalogi.net/1997/199708_2.htm

5. www.china.com/figures/

Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации