Шпоры по социальному моделированию и прогнозированию - файл n1.doc

Шпоры по социальному моделированию и прогнозированию
Скачать все файлы (266 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc266kb.14.01.2014 07:43скачать

n1.doc

  1   2
1 Определение и сущность понятия «социальное прогнозирование»

Социальное прогнозирование – прогнозирование (предусмотрение возможных вариантов развития) всего общественного, связанного с обществом и общественными отношениями, в центре чего находится человек.

Включает: 1) ретроспективный анализ объекта; 2) описание его современного состояния; 3) выявление проблем; 4) описание вариантов развития на основании анализа данных.

Прогноз = многовариантная гипотеза о возможных результатах и путях развития исследуемого объекта.
2 Проблематика и виды прогностических исследований

Проблематика прогностических исследований м. лежать в любой сфере социальной жизни: общественного сознания (мировоззрение, наука, искусство, мораль, право, политика, религия); жизнедеятельности (труд, быт, досуг, общественно-политическая деятельность); формирования личности (образование, воспитание, спорт); народонаселения (демография, этнография); расселения (регион, город, село, экология); социального развития (общество, коллектив); социальных институтов, социальных групп; массовой информации (общественное мнение, СМИ – печать, радио, телевидение); 9) государства, международных отношений, национальных движений и пр.

Виды прогностических исследований – по срокам и по целям:

1) Оперативные (в пределах года).

2) Краткосрочные (1 год - 5 лет).

3) Среднесрочные (5 -15 лет).

4) Долгосрочные (15-30 лет).

5) Сверхдолгосрочные = дальнесрочные (>30 лет).

1) Поисковый – возможные состояния объекта в будущем;

2) Нормативный – пути и сроки достижения заданных (планируемых) состояний;

3) Комплексный – сочетающий поисковый и нормативный.
3 Предвиденье, интуиция, гипотеза и их соотношение с прогнозированием

Предвидение – это широкое, обоснованное, достоверное общее суждение о будущем, составление опережающей картины возможной действительности.

Интуиция – чутьё, проницательность, непосредственное постижение истины без логического обоснования. Основана на воображении, эмпатии и предшествующем опыте.

Гипотеза – научное предположение, допущение, требующее доказательства или опровержения. Высказывается на основе подтверждающих её наблюдений.

Прогнозирование – выявление наиболее вероятного состояния объекта или возможности наступления событий с учётом широкого набора возможных вариантов.
4 Прогноз и социальная диагностика

Прогноз – многовариантная гипотеза о возможных результатах и путях развития исследуемого объекта (сферы, отрасли, вида деятельности и пр.).

Социальная диагностика – изучение и установление состояния исследуемого объекта с помощью  методов   и средств  социологического исследования.  = Изучение социальных мотивов и причин поведения; поиск социальных детерминант процессов и явлений. Цель – выявление социального содержания факто­ров экономической, производственной, психоло­гической,  демографической,  правовой и других сфер общественной жизни.

5 Способы социальной диагностики. Этапы диагностической деятельности

Этапы диагностической деятельности:

1) Ознакомление с объектом, определение его сильных и слабых сторон, имеющихся проблем;

2) Постановка целей и задач, выбор методов диагностирования; выдвижение гипотез;

3) Проведение диагностики (измерение и анализ необходимых показателей);

4) Определение возможных направлений развития, изменения и совершенствования;

5) Построение выводов и предложений, на основе которых делается заключение.

Основные способы (совокупности однотипных методов) диагностики:

1) Экспертиза, основанная на очных и заочных, индивидуальных и коллективных опросах экспертов (методы экспертных оценок).

2) Экстраполяция — изучение предшествующего развития объекта и перенесение (проекция) закономерностей этого развития на будущее.

3) Моделирование — построение и исследование моделей объекта с учётом его возможного изменения по имеющимся данным о масштабах и направлении изменений.
6 Типовая методика прогнозирования (этап 1. Составление программы исследования)

1. Даётся задание на прогноз – составляется исследовательская группа (руководитель – генератор идей; 2-3 помощника; 2 математика; секретарь-делопроизводитель).

2. Уточняется объект прогнозирования, проблема прогноза (существующая проблемная ситуация у объекта исследования); уточняется период прогноза; его конечные цели и задачи.

3. Идёт предпрогнозная ориентация (обсуждение задания, распределение обязанностей, уточнение круга работ).

4. Подбирается методология; определяются пути изучения и разрешения проблемы; идёт выборка исследуемых факторов и показателей; определяются принципы подбора респондентов; подбираются эксперты.

5. Собираются и систематизируются материалы по предмету и проблеме исследования. Выдвигаются гипотезы. Разрабатываются приложения (рабочие документы исследования).

6. Составляется проспект программы исследования (предварительный краткий вариант программы исследования). Этот проспект проходит предварительное обсуждение комиссией из членов исследовательской группы и нескольких специалистов – консультантов. Обсуждается программа и инструментарий исследования: гипотезы, материалы, эксперты, подбор респондентов, методы, объект, методики, способа интерпретации результатов; приложения и пр.




11 Типовая методика прогнозирования (этап 6. Верификация прогноза)

Верификация прогноза – определение степени его достовер­ности, точности и обоснованности. Возможна на заключительных стадиях разработки прогноза; и только относительная (предварительная) верификация: полная м.б.только по истечении срока прогноза. Современные прогнрьзы – до 95-96% точности.

Способы верификации:

- Экспертные опросы (лучше – коллективные заочные) и сверка с компетентным мнением;

- Разработка прогноза другим методом и сличение результатов;

- Сопоставление прогноза с другими источникам информации;

- Проверка прогноза на ретроспективном периоде;

- Выявление источников возможных ошибок;

- Опровержение критических замечаний оппонентов;

Основные операции по верификации: верификация поисковой и нормативной моделей; их доработка на основе обсуждения и окончательная редакция.


7. По материалам обсуждённого проспекта программы составляется сама программа исследования (3-5 страниц) и приложения к ней (10-15 страниц), где всё перечисленное выше и утверждённое комиссией чётко формулируется и описывается.

7 Типовая методика прогнозирования (этап 2. Построение базовой (исходной) модели)

Модель предмета социологического прогностического исследования — это объект исследования, формализованный настолько, чтобы поддаваться количественным оценкам. = Уравнения, правила, таблицы и пр., отображающие структуру и характер предмета исследования в виде измеряемых данных.

Простейший тип исходной модели – упорядоченный набор показателей (характеристик, отражающих свойства объекта, его связи и отношения и одновременно измеряющие его).

Структура показателя: индикатум (измеряемое) и индикатор (измеряющее). «Средний возраст вступления в брак» – индикатум, «25 лет» – его индикатор.

Наиболее адекватная интерпретация социального показателя – таблица, состоящая из индикатумов и индикаторов.

Построение исходной модели:

1) Разработка концептуальной модели объекта (в виде ограниченного числа основных измерений, достаточно полно описывающих его и оценивающие его возможные состояния).

2) Построение тезауруса показателей (перечня показателей, отобранных в результате анализа содержания документов, при сборе информации и систематизированных по принятой схеме).

3) Экспертные оценки значимости показателей (оценка свойств объекта с точки зрения его структуры и развития с течением времени);

4) Математико-статистические оценки значимости показателей.

Формулы при составлении модели:

1. Показатели объекта: Р (х): объект х имеет свойство Р.

2. Связи между явлениями: Р (х) - > К (х): если объект «х» имеет свойство «Р», то следовательно, и свойство «К». 

3. Связи между свойствами разных объектов: Р (х) - > К (у):  если объект «х» имеет свойство «Р», то значит, объект «у» имеет свойство «К». 

4. Невещественные величины выражаются индексами. Показатели-индексы описываются формулой (К (х) & L (x) & M (x)) - > Р (х): если объект «х» имеет свойства «К, L, М», то он имеет и свойство Р. 

Индикатор отражает неизмеримое свойство объекта. Индексы рассчитываются сложнее, чем показатели.


8 Типовая методика прогнозирования (этап 3. Построение модели прогнозного фона)

Прогнозный фон – это совокупность внешних факторов, влия­ющих на развитие объекта исследования. Фоновые данные = минимум факторов, оказывающих наибольшее влияние на развитие объекта исследования (научно-технический, демографический; экономический; социологический; социально-культурный; политический и международный фон).

Данные прогнозного фона выражаются такими же показателями, как и характеристики иссле­дуемого объекта; но если характеристики объекта выявляются, то данные прогнозного фона берутся готовыми или постули­руются условно.

1. Составление перечня составляющих (индикатумов) по всем семи разделам;

2. Обобщение и группировка индикатумов в систему показателей;

3. Обсуждение и доработка модели с участием экспертов;

6. Ретроспекция фоновых данных для получения данных по тенденциям и пр.;

7. Прогнозный анализ фона.

Конечный результат – документ того же объема и характера, что и разработанный для построения исходной модели.

Затем выбранные данные фона (индикатумы) сводятся в сис­тему показателей, затем показатели объекта сопоставляются с фоновыми показателями и выявляются связи между ними.


9 Типовая методика прогнозирования (этап 4. Поисковый прогноз)

Поисковый прогноз – определение возможных состояний объекта в будущем. = Условное продолжение в будущее тенденций развития изучаемых явлений, закономерности развития которых в прошлом и настоящем хорошо известны. Выяснение того, что произойдет с объектом при сохранении существующих тенденций развития (при условии невмешательства руководства, неразрешения проблем и пр.).

Основано на принципе экстраполяции (продолжении в будущее по логике прошлого) или интерполяции (добавления по логике построения ряда недостающих значений). Продолжение начатого ряда со времени основания до времени прогно­за. Если есть 1, 2, 3, 4, то при невмешательстве извне и сохранении наметив­шейся тенденции ряд продолжится как 5, 6, 7, 8. Интерполяция: если есть 1, 2, 3, … 6, 7, 8, то в середине будет 4 и 5)

Компоненты поискового прогноза:

1) Данные экстраполяции исходной модели, задающие логику развития;

2) Верхняя экстрема – результат сопоставле­ния данных первой поисковой модели с данными прогнозного фона. Определить максимальное отклонение в сторону нереального;

3) Нижняя экстрема – определяет максимальное отклонение до предела ката­строфического;

4) Наиболее вероятный тренд (экстраполированная в будущее тенденция) между верхней и нижней экстремами с учётом данных прогнозного фона.

5) Составляется «дерево проблем», где проблемы представлены иерархически.

Результат поискового прогноза: выявление закономерно возможных проблем, подлежащих решению средствами управ­ления; возможности их перерастания в кризис или катастрофу без принятия мер по преодолению и предупреждению.

Поисковый = изыскательский, исследовательский, трендовый.

10 Типовая методика прогнозирования (этап 5. Нормативный прогноз)

Нормативный прогноз – определение путей и сроков достижения заданных, планируемых состояний объекта.

процедура нормативного про­гноза состоит из следующих операций:

– Определение оптимумов развития (идеалов) по предварительно заданным критериям и постро­ение соответствующих моделей;

– Обсуждение построенных моделей экспер­тами и респондентами;

– Доработка моделей на основе обсуждений.

Основа – оптими­зация (выбор наилучшего из возможных) значений изменения объекта по критериям, заданным целеполаганием.

1. Начинается с целеполагания с учётом ограничений прогнозного фона. Чёткая ориентация на выбранный идеал (точно знать, к чему хотим прийти).

2. Выявление путей решения проблем, выявлен­ных прогнозным поиском, и путей достижения иде­ала.

3. Ориентация не просто на идеальное, а на наи­лучшее из возможного.

4. Реализуется путём реверсивной экстраполяции – от будущего (времени упреждения прогноза) к настоящему, т.е. «обратному ходу»: Цель – повысить культурный уровень = 1) повысить общеобразовательный уровень; 2) освоить этикет; 3) освоить эстетические и этические каноны. 1= а) выучить русский; б) выучить немецкий; в) выучить историю; 2)= а) выучить правила поведения за столом; б) выучить правила общения; в) применять знания на практике… 2а = * какими приборами пользоваться; ** с какой стороны подавать, ***уметь не чавкать и не ронять куски, **** освоить технику еды палочками и разделывания омаров и т.д.

Создаётся «дере­во целей», где вершина – идеал, средние уровни – разные стороны оптимума, нижний уровень – решение конкретных проблем.

Результат нормативного прогноза – выявление воз­можных путей решения проблем, выявленных прогнозным поис­ком, возможных путей достижения цели с помощью управления.
12 Типовая методика прогнозирования (этап 7. Разработка рекомендаций для управления)

Рекомендации должны быть объективными, не зависеть от интересов заказчика. Поэтому их разработка – обязанность независимых от заказчика прогнозистов.

Последовательность:

1. Составление предварительных рекомендаций силами исследовательской группы.

2. Обсуждение составленных рекомендаций опросом экспертов.

3. Составление поствероятностного сце­нария будущего состояния объекта исследования в слу­чае реализации предложенных рекомендаций с обязательным указанием позитивных и возможных негатив­ных последствий такой реализации.

4. Написание предварительного отчета об исследовании, желательно в трех вариантах: краткий (3—5 с.); развернутый (20—25 с.); полный (10—15 п.л.) с обязательной развернутой интерпретацией обеих прогноз­ных моделей (поисковой и нормативной) и приложение документов по всем предыдущим про­цедурам.

5. Обсуждение отчета опросом экспертов.

6. Доработка его на основе обсуждения и сдача отчета заказ­чику.

13 Определение и сущность понятия «социальное моделирование»

Моделирование – метод исследования объектов на их аналогах (моделях).

Применяется для выделения или уточнения характеристик объектов. Задача – воспроизведение на основании изучения существующего объекта, другого, заменяющего его (аналога оригинала), имеющего сходство с оригиналом, но не повторяющего его. Всегда применяется вместе с другими методами.

Социальная модель – математическое уравнение отображения различных факторов, таблица взаимозависимых признаков (событий, явлений) и т.д. Не копирует изучаемый объект, а преобразует значения одних признаков, выбранных в качестве независимых, в значения других признаков, выбранных в качестве зависимых.

Модель оценивается по тому, насколько научно она отображает (прогнозирует) изменения изучаемых социальных процессов и явлений (зависимые признаки) при новых знаниях независимых признаков (объективных условий).
14 Цель моделирования

Основная цель моделирования – прогноз поведения процесса или системы. Ключевой вопрос моделирования «ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ...?»

Цели моделирования: познание изучаемого объекта, его существенных свойств; создание объектов с заданными, желательными свойствами; определение последствий воздействия на объект; повышение эффективности управления объектом. Построе­ние модели поможет найти приемлемые решения, вероятные проблемы, пути и способы их решения, пути достижения желаемого.

Цели социального моделирования:

1) Отобразить состояние проблемы на данный, момент;

2) Выявить наиболее острые, критические моменты и противоречия;

3) Определить тенденции развития и факторы, влекущие нежелательное развитие;

4) Активизировать деятельность управления для оптимальных вариантов решения задач.

Это же – в.16 – Функции модели.
15 Процесс моделирования

Модель предмета социологического прогностического исследования — это объект исследования, формализованный настолько, чтобы поддаваться количественным оценкам. = Уравнения, правила, таблицы и пр., отображающие структуру и характер предмета исследования в виде измеряемых данных.

Простейший тип исходной модели – упорядоченный набор показателей (характеристик, отражающих свойства объекта, его связи и отношения и одновременно измеряющие его).

Структура показателя: индикатум (измеряемое) и индикатор (измеряющее). «Средний возраст вступления в брак» – индикатум, «25 лет» – его индикатор.

Технология моделирования:

1) Изучение оригинала, выделение его существенных свойств;

2) Формализация исследуемого объекта; приведение его характеристик в показатели;

3) Построение модели – аналога оригинала (в социологии – уравнения, таблицы, графики и пр.);

4) Использование модели – поиск решения проблем оригинала посредством операций с аналогом.

5) Истолкование полученного результата применительно к оригиналу.

В социологии – моделирование субъектов социальной работы (систем, служб, проектов, программ, процессов); моделирование путей и способов решения проблемных ситуаций; моделирование идеалов развития и путей их достижения и т.д..


16 Функции моделей

В зависимости от задач исследования модели могут включаться в познавательный процесс как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне знания. При этом на эмпирическом уровне знания модели выполняют, как правило, следующие функции:

На теоретическом уровне знания модели выполняют, как правило, следующие функции:

Отдельные функции могут выполняться моделями как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне знания. Что же касается конкретных моделей, то они могут конструироваться специально для выполнения одной из названных функций. Кроме того модели могут конструироваться специально для одновременной реализации нескольких функций. Например, имитационные модели выполняют, как правило, одновременно описательную и объяснительную функции или описательную и критериальную.
17 Типы моделей

Наиболее важные типы моделей:

1. Статическая – не изменяется во времени; «фотография», «срез» системы.

2. Динамическая – есть временной параметр; отображает объект во времени.

3. Дискретная – описывает объект через равные промежутки времени (каждые 2 года).

4. Непрерывная – описывает объект во все моменты времени определённого промежутка.

5. Имитационная – для « проигрывания» возможных путей развития и поведения путём варьирования некоторых или всех параметров модели.

6. Детерминированная – каждому входному набору данных соответствует определённый и однозначно определяемый набор выходных параметров.

7. Недетерминированная (вероятностная) – с разными вариантами выходных параметров

8. Теоретико-множественная – представимая с помощью множеств и их отношений.

9. Логическая – представимая логическими функциями.

10. Игровая – выражает отношения в виде игровой ситуации.

11. Алгоритмическая – описанная алгоритмом, определяющим её функционирование.

12. Лингвистическая (вербальная) – формализованная языковой системой или структурой.

13. Визуальная – визуализирует отношения и связи, особенно в динамике.

14. Натурная – материальная копия объекта моделирования.

15. Графическая (геометрическая) – представимая геометрическими образами и фигурами.
18 Оценка моделей

Параметры оценки моделей могут быть различными:

1) Прогрессивность – насколько она по ряду моментов является лидирующей;

2) Новизна отражения;

3) Распространённость (широта охвата проблемы);

4) Уровень разработанности (от идеи до компьютерной детализации);

5) Уровень творческого решения (степень объяснения и прогноза);

6) Структура (нарпавления развития, их побудительные силы, внешние факторы).


19 Структура модели



Логическая структура – представление логической организации объекта в виде множества типов записей данных с указанием связей между ними. М.Б. линейная; матричная.

1) Прогнозный граф – фигура из точек-вершин, соединенных отрезками-ребрами. Вертикаль, к которой последовательно по горизонтали крепятся этапы и проблемы приближения к «верхушке».

2) Дерево целей. Граф-дерево, выражающее отношение между вершинами-этапами или проблемами дос­тижения цели. Каждая вершина = цель для всех исходящих из нее ветвей. Имеет несколько структурных или иерархических уровней. Каждая цель верх­него уровня должна быть представлена в виде подцелей сле­дующего уровня так, чтобы объединение понятий подцелей полностью определяло понятие исходной цели.

3) Метод морфологического анализа – выбор наиболее приемлемого решения проблемы из числа воз­можных. Исследование проводится по методу «морфологическо­го ящика» в виде дерева целей или мат­рицы, в клетки которой вписаны соответствующие пара­метры. Последовательное соединение параметра первого уровня с одним из параметров последующих уровней пред­ставляет собой возможное решение проблемы.
20 Требования предъявляемые к моделям

Модель должна соответствовать следующим требованиям:

1. Полноты, адекватности и эволюционности = должна обеспечивать возможность изменений, добавлений для увеличения сходства с оригиналом.

2. Должна быть достаточно абстрактной, чтобы допускать варьирование большим числом переменных.

3. Должна ограничивать время решения задачи.

4. Должна быть осуществимой на данном уровне развития общества.

5. Должна обеспечивать получение новой информации об объекте.

6. Должна строиться с использованием установившейся терминологии.

7. Должна предусматривать возможность проверки её истинности, полноты соответствия изучаемому объекту, явлению, процессу.
21 Особенности моделирования социальных процессов

1) Позволяет сравнивать функционирование модели с реальными социальными процессами;

2) Позволяет избегать дорогостоящих экспериментов с реальностью, не травмировать людей;

3) Отражает не только конкретные общественные процессы, но и поведение людей.

4) Чаще используются мысленные модели для избежания риска неудачных управленческих решений.

5) В основном используются математические модели; модели = таблицы, уравнения, графики.
22 Метод экспертных оценок

Экспертное оценивание — процедура получения оценки проблемы или составления прогноза на основе мнения специалиста или коллектива специалистов (экспертов) с целью последующего принятия решения (выбора).

Экспертные оценки бывают индивидуальными и коллективными. Коллективные точнее.

Методы экспертных оценок:

1. Метод ассоциаций. Изучение схожего по свойствам объекта с другим объектом.

2. Метод парных (бинарных) сравнений. Сопоставление альтернативных вариантов, из которых надо выбрать наиболее предпочтительные.

3. Метод векторов предпочтений. Анализируется весь набор альтернативных вариантов и выбираются наиболее предпочтительные.

4.Метод морфологического анализа – выбор наиболее приемлемого решения проблемы из числа воз­можных. Составляется дерево целей или мат­рица, в клетки которой вписаны соответствующие пара­метры. Последовательное соединение параметра первого уровня с одним из параметров последующих уровней пред­ставляет собой возможное решение проблемы.

5. Метод фокальных объектов. Перенесение признаков случайно отобранных аналогов на исследуемый объект.

6. Метод средней точки. Формулируются два альтернативных варианта решения, один из которых менее предпочтителен. Затем подбирается третий вариант, значение которого расположено между первой и второй альтернативами.

7. Метод «мозговой атаки» (коллективной генерации идей). Выдвижение идей, их критика, выдвижение контр-идей, выработка согласованной точки зрения. И так несколько раз.

8. Метод 635. 6 участников выдвигают по 3 идеи в течение 5 минут. Лист ходит по кругу. За 30 мин. Каждый запишет по 18 идей, а все вместе – 108. Оригинальные и прогрессивные идеи.

9. Метод Дельфи. Индивидуальный опрос экспертов по анкетам – опросникам. Потом – статистическая обработка на ЭВМ. Получается коллективное мнение группы, раздаётся назад экспертам. Те обсуждают, почему они выбрали свои варианты. Процедура повторяется 3-4 раза. Результат – согласованное суждение. Плюсы метода – эксперты решают проблему автономно, учитывая при этом мнения прошлого тура; резюме – вывод статистического большинства.

10. Метод комиссий. Груп­пы экспертов совместно обсуждают проблему с целью согласования точек зрения и выработки единого мнения. Недостаток – компромиссное решение.

11. Метод написания сценария (индивидуально и коллективно). Установление логической последовательнос­ти событий при переходе от существую­щей ситуации к будущему состоянию объекта. Описывает стратегию развития с учётом генераль­ной цели развития, критерии оценки верхних уров­ней дерева целей, приоритеты проблем и ресурсы для достижения основных целей. Отображает пос­ледовательное решение задачи и возможные препятствия.

12. Интервью (индивидуально). Беседа на заранее подготовленные заказчиком вопросы.

13. Анализ экспертных оценок (индивидуально).. Индивидуальное заполнение экспертом разработанного заказчиком формуляра, по результатам которого производится анализ проблемы и выявляются пути её решения.


23 Понятие социальной экспертизы
  1   2
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации