Предмет и метод истории экономических учений. Предпосылки появления исторической школы Германии. Дж. М. Кейнс и его теории - файл n1.doc

Предмет и метод истории экономических учений. Предпосылки появления исторической школы Германии. Дж. М. Кейнс и его теории
Скачать все файлы (41.7 kb.)

Доступные файлы (3):
n1.doc54kb.15.04.2010 22:32скачать
n2.doc57kb.15.04.2010 22:33скачать
n3.doc70kb.25.05.2010 14:24скачать

n1.doc

Контрольная работа № 1.

Тема: «Предмет и метод истории экономических учений».

План
Введение.

  1. Предмет истории экономических учении.

  2. Методология исследования истории экономических учений.

  3. Основные этапы развития экономической мысли.

Заключение.

Список использованной литературы.

Введение.
Тема контрольной работы – «Предмет и метод истории экономических учений».

В рамках данной темы рассматриваются следующие вопросы:

- изучение предмета истории экономических учений;

- описание методологии исследования истории экономических учений;

- исследование основных этапов развития экономической мысли.

Тема является актуальной в настоящее время, так как задачей этой научной дисциплины является восстановление утраченного смысла существующих экономических знаний. История экономических учений – это нечто большее, чем память о заблуждениях былых времен, это способ полнее и глубже овладеть тем, что накоплено в современной науке. Исторический контекст развития экономической мысли, на котором базируется история экономических учений, необходим чтобы восстановить подлинный смысл научной идеи, понять условия, вызвавшие её, уяснить исторический контекст, в котором она возникла и получила общественный отклик.
1. Предмет истории экономических учений.
Экономические учения принадлежат одновременно трем разным сферам человеческой деятельности: миру экономики, миру науки и миру идеологии. И каждый из этих миров задает свой особый исторический контекст, дает свои направления к развитию экономических идей.

Мир экономики служит объектом экономического познания, определяет, что подлежит осмыслению и исследованию. Мир экономики это необратимо изменчивый историко-хозяйственный контекст развития экономической мысли. Мир науки диктует с помощью каких инструментов и методов осуществляется процесс познания. Каждая эпоха вырабатывает свои особые представления о том, какие знания следует считать научно обоснованными, какие методы эффективными. Мир идеологии и политики определяет, каким целям должно служить познание, какими установками и критериями следует руководствоваться при отборе конкретной тематике исследований.

История экономических учений, как научная дисциплина, представляет систематическое изложение истории познания экономики, начиная с момента зарождения экономических идей до наших дней. История экономических учений это наука о закономерностях и этапах развития экономических знаний. Изучение ее помогает понять внутреннюю логику, эволюцию и взаимосвязь экономических категорий, законов, концепций. Знакомство с различными школами и направлениями в экономической науке позволяет уяснить взаимосвязь теоретических взглядов и концепций с условиями и причинами их возникновения, потребностями экономической практики, интересами различных социальных групп, стран, народов.

Предметом истории экономических учений является процесс возникновения, развития и смены экономических воззрений различных идеологов социальных групп, школ, течений идеологов. Фигурально выражаясь, история экономических учений - это «научающее отражение отражения».

При изучении этой науки следует различать кумулятивный и эволюционный взгляды на историю экономических воззрений. Согласно кумулятивному взгляду, более поздние экономические теории являются улучшением старых. В них решаются некоторые не решенные ранее задачи, устраняются ошибки предшественников, формулируются новые проблемы. Поэтому старые теории нужны в основном для улучшения понимания новых.

Другой, эволюционный, взгляд исходит из того, что закономерности экономической жизни не остаются неизменными, они существенно модифицируются во времени. Поэтому в исторически разное время экономисты изучают различную экономическую реальность и новые экономические теории не могут быть простым улучшением старых. Результаты эволюционных изменений обычно непредсказуемы. Поэтому то, что не представляет особого интереса в одно историческое время, может представить значительный интерес в другое. И тогда старая экономическая идея может оказаться неожиданно привлекательной для тех, кто пытается создать новые модели для новых способов экономического поведения. История экономических учений будет в этом случае пониматься не как процесс последовательных улучшений, а как набор возможных альтернативных способов объяснения, ценность которых изменяется с течением времени.
2. Методология исследования истории экономических учений.
Методология исследования истории экономических учений очень широка. Методы изучения экономических учений основаны на экспериментах, обработке фактов путем индукции или дедукции с применением анализа и синтеза. Однако, поскольку эксперименты в экономике носят ограниченный характер, а темпы эволюционных изменений значительно превосходят темпы изменений в природе, в данном предмете особенно важны статистическо-временной и историко-модельный подходы.

Метод истории экономических учений, как и метод исследования вообще, состоит в своем ядре из ряда приемов способов, инструментов, применяемых с целью вычленения объектов исследования своего собственного предмета исторического видения развития экономических теорий.

Метод включает ряд принципов и конкретных исследовательских приемов. Принцип истории состоит в последовательном и возможно более широком охвате взглядов, доктрин, концепций в течение исторического времени, с фиксацией хронологически появляющихся источников и их авторов. Логический принцип состоит в фиксации развития внутренней логики научных теорий, системы категорий, проблемного построения анализа. Принцип сравнения или компаративный метод состоит в сравнении теорий как друг с другим, так и действительностью с другом, так и с действительностью с помощью чего можно увидеть достижения той ил иной теории или ее специфичность. Распространен эластический принцип, суть которого состоит в попытках синтеза различных теорий, их непротиворечивого толкования.
3. Развитие экономической мысли.
Интерес к экономическим проблемам всегда возникает тогда, когда существующая теория не справляется с объяснением проблем современности. Обычно развитие экономической мысли предполагает: защиту или отрицание настоящего, анализ и объяснение действительности, проектирование будущего.

История экономических учений в своем развитии прошла два основных этапа.

На первом этапе самостоятельной науки не было и экономические исследования осуществлялись в рамках общефилософских исследований. Сюда относятся экономическая мысль Древнего Востока, античная экономическая мысль, экономическая мысль рабского мира.

На втором этапе история экономических учений становится самостоятельной наукой, появляются теоретические школы и направления.

Зарождение истории экономических учений как особой, самостоятельной науки относится к XV веку и связано с утверждением на Западе эры капитализма. Однако, интерес к экономическим вопросам появляется значительно раньше возникновения истории экономических учений. Большое внимание им уделяют в своих философских произведениях уже авторы, жившие в рабовладельческом обществе, а затем, в период феодализма, - писатели-богословы. На протяжении столетий периодически изменялось понятие предмета истории экономических учений.

Первые представители истории экономических учений выступали с защитой интересов торговой буржуазии, которая в силу преобладания мелкого ремесленного производства в то время занимала преимущественное положение по сравнению с промышленной буржуазией. Они создали первую школу, вошедшую в историю экономических учений под названием меркантилизма. История экономических учений рассматривалась ими как наука о торговом балансе, предусматривавшем превышение вывоза товаров над их ввозом.

К основным критериям, выделяющим в науке истории экономических учений различные школы и направления можно отнести следующие:

- классовые критерии;

- единство взглядов экономистов на решение тех или иных проблем;

- географический принцип;

- глубина экономических исследований.

В XVIII веке и в первой половине XIX века предметом экономической науки было изучение «природы и причин богатства народов» (учение А. Смит). В середине и в последней четверти XIX века существовали альтернативные понимания ее предмета — марксистское и маржиналистское. С позиций марксизма, предметом истории экономических учений являются производственные отношения (по производству, распределению, обмену, потреблению). С позиций маржинализма ее предмет - человеческое поведение, преследующее определенные конкретные цели (например, получение максимально возможной прибыли) и использующее ограниченные альтернативные ресурсы. Изменение представлений о предмете истории экономических учений связано, с одной стороны, с идеологической ориентацией исследователя, с другой - с подвижностью и изменчивостью самого объекта анализа истории экономических учений - хозяйственной деятельности людей, параллельно с изменениями которой уточняются научные выводы и представления о ее предмете.

Изучение истории экономической мысли способствует развитию умения объективно оценивать теории, рекомендации, выводы. Важно понять и осмыслить относительность экономических знаний, необходимость их постоянного уточнения, углубления, совершенствования.
Заключение.
История экономических учений занимает большое место в системе экономических наук. Дополняя экономическую теорию, она вместе с тем несет самостоятельную нагрузку. История экономических учений это научная дисциплина, представляющая систематическое изложение истории познания экономики, начиная с момента зарождения экономических идей до наших дней.

В экономической литературе принято следующее определение предмета этой науки: история экономических учений изучает исторический процесс возникновения и развития основных систем экономических взглядов ученых различных исторических периодов. Из этого следует, что анализ возникновения и развития экономических учений охватывает весь исторический процесс общественного развития, все исторические эпохи.

Методология истории экономических учений включает ряд принципов и конкретных исследовательских приемов.

Изучение истории экономических учений способствует развитию умения объективно оценивать теории, рекомендации, выводы. Важно понять и осмыслить относительность экономических знаний, необходимость их постоянного уточнения, углубления, совершенствования.
Список использованной литературы.
1. Автомонов В.С., Ананьин О.И. и др. История экономических учений: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2000 г.

2. Бартенев С. А. История экономических учений. - М.: Наука, 2003г.

3. История экономических учений. Под ред. Автономова В. - М.: ИНФРА-М, 2002г.

4. Негиши Т. История экономической теории. - М.: Аспект Пресс, 1995г.
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации